Память Николая Рериха почтили в Волосово (Ленинградская область). Открытие выставки авторских фотографий Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» на Константиновской батарее в Севастополе. В Изваре (Ленинградская область) состоялся день рождения улицы Рериха. XXXI Международная научная конференция «Язык и культура» в Томске. Программа секции «Язык и культура в пространстве космического мировоззрения». Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Комментарии к книге. «Мир Огненный». Часть I. Наталия Ковалева


 

 

Мир Огненный I, 1.

Люди спорят о пайсе на базаре, но не желают протянуть руку к сокровищу.— Пайс — мелкая денежная единица в Индии и Пакистане.

 

Мир Огненный I, 2.

Одни вечно стремятся... будьте уверены, что они принадлежат к стихии Огня.— Скорее всего, в данном случае речь идет не столько о гороскопической принадлежности личности (т. е. данного воплощения) человека к определенной астрологической стихии, сколько о стихийной сущности его сверхличностного духовного начала (зерна духа). Как отмечала Е. И. Рерих, «...по гороскопу даже при малом существующем сейчас знании астрологии можно определить, какой элемент ближе к данной личности. Но эзотерическое знание имеет в виду основную принадлежность зерна духа». (Из письма от 17.08.34 // Рерих Е. И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги. М., ЭКСМО, 2007.)

 

Мир Огненный I, 4.

Казалось бы, ясно сказано об Огненном Крещении.— Е. И. Рерих писала об этом: «Огненное Крещение означает духовное преображение, или ассимиляцию, чистого огня пространства. При Огненном Крещении происходит и открытие тех или иных нервных центров. Накопление огненной, или всеначальной, энергии дает человеку возможность вознестись в высшие сферы при переходе в Тонкий мир». (Из письма от 23.11.37.)

 

Мир Огненный I, 4.

Указаны огненные языки над головами, но люди не желают принять действительность как она есть.— На православных иконах, изображающих сошествие Духа Святого на апостолов, символически показаны языки огня над их головами.

 

Мир Огненный I, 5.

Если говорим об Огне неопаляющем, то также нужно не забыть Огонь жгучий.— Как писала Е. И. Рерих, Огонь неопаляющий представляет собой реальное природно-космическое явление — высшие пространственные энергии, способные проявляться на физическом плане в видимой форме при контакте с аурой высокодуховного человека. О проявлениях Неопаляющего огня в письмах Е. И. Рерих говорится: «Нежгущее пламя — небесный огонь — может появиться лишь при соприкасании с аурой определенного напряжения. Н. К. [Рерих] и я видели такой огонь во время нашего путешествия по Тибету. Вспыхнул он совершенно неожиданно в нашей палатке поздно вечером. Муж уже дремал. Я тоже собиралась ложиться, подошла к своей кровати, протянула руку, чтобы отвернуть одеяло, и вдруг посреди постели поднялся столб, вернее, костер чудного серебристого, розово-лилового пламени. Я не могла сразу понять, в чем дело, и в возгласом: «Огонь, огонь!» — принялась тушить его. Но огонь, как мы привыкли понимать его, был не /физический/ огонь: языки пламени не обжигали моих пальцев, не уничтожали легкую ткань простыни и одеяла, я ощущала при прикосновении к нему лишь приятное живое тепло. Мой возглас разбудил моего мужа, и он увидел меня изумленную, радостно-испуганную на фоне чудесного радужного пламени. Явление продолжалось не более полминуты, может быть и меньше, и исчезло так же внезапно, как и появилось. (Нежгущее, небесное пламя и есть тот Неопаляющий огонь, которым горела купина Моисея. Это пламя не имеет ничего общего с огнями св. Эльма. (...))

Могу привести еще одно свидетельство Неопаляющего огня. В 1933 г. нас посетил тибетский лама Карма-Дордже. Он рассказал нам о своем посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог восточного Тибета. По местным преданиям, этот отшельник появился в пещере еще при прадедах нынешних жителей, и с тех пор внешний облик его не изменился.

(...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать Неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причем огонь стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками, не получил никаких ожогов, но ощущал только одну лишь приятную теплоту». («Огонь Неопаляющий», М., МЦР, 1992, с. 38—39).

Кроме того, как вспоминала Елена Ивановна Рерих, Неопаляющий огонь часто проявлялся при прохождении ею Огненного Опыта (в частности, во время т.н. туммо — общего воспламенения центров): «Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебряного или лилово-серебряного огня. Конечно, этот огонь виден был окружающим». (Из письма от 12.07.38.)

 

Мир Огненный I, 5.

Когда монахиня стонет: «Горю, горю!» — никакой врач не знает, чем облегчить...— Речь идет об огненных заболеваниях, нередко сопровождающих возгорание одного или нескольких высших центров.

 

Мир Огненный I, 5.

Током лечим возгорания; они могут вспыхивать в самых различных центрах.— В данном случае током названы целительные вибрации (энергии, или Лучи), посылаемые на расстоянии духовными Учителями. В классической традиции йоги подобные воздействия назывались «охлаждающим лучом». Лечение вибрациями, посылаемыми Учителями Белого Братства, неоднократно испытывала Е. И. Рерих. О своем личном опыте она писала: «(...) Вибрации, восстанавливающие мою сердечную деятельность, я испытываю очень часто. Иногда ежедневно, в течение довольно продолжительного времени. Вибрации посылаемые крайне различны по интенсивности, и по ритму, и по качеству ощущений, и, конечно, по воздействию. Также они посылаются на различные нервные центры по очереди, иногда сосредоточиваются на одном, другой раз на двух или больше. Бывает, что через мой организм пропускаются особые лучи, носящие в Б[елом] Братстве определенные наименования, каждый из них различен и по вызываемым ощущениям и следствиям. Иногда вся моя походная железная кровать дрожит и гудит от пропущенного луча. Мой опыт записан в нескольких десятках тетрадей, причем я не всегда могла записать». (Из письма от 23.04.38.)

 

Мир Огненный I, 6.

Халдеи разделяли все болезни по стихиям...— Халдеи — название группы семитских племен, населявших в первой половине первого тысячелетия до н. э. Южную Месопотамию. Халдейская культура настолько отличалась развитыми оккультными и эзотерическими познаниями, что впоследствии слово «халдей» стало нарицательным, обозначающим принадлежность человека к занятию эзотерическими науками.

В древневосточной медицине отмечалось, что в возникновении тех или иных заболеваний немаловажное значение играют астрологические факторы.

 

Мир Огненный I, 15.

Огонь стал физическим и появились магические круги огня.— Имеются в виду магические ритуалы, связанные с использованием энергетики физического огня.

 

Мир Огненный I, 18.

Конечно, бациллы рака существуют...— В эзотерической медицине Востока считается, что онкологические заболевания имеют астрально-вирусную природу.

 

Мир Огненный I, 18.

Корни многих растений содержат в себе значительные растительные огни и потому могут быть использованы там, где Огни Сердца еще не действуют.— Имеется в виду мощный энергетический потенциал, содержащийся в определенных растениях, оказывающих противораковое воздействие (например, валерьяна, арника и т. п.) и в древности использовавшихся в лечении онкологических заболеваний.

 

Мир Огненный I, 19.

Вы уже знаете о значении тридцатилетнего возраста для огненных явлений, но особенно нужно оберегать организм до семи лет.— Как говорится в Агни Йоге, до тридцати лет не все центры имеют состояние потенциальной готовности для их активизации и раскрытия. До семи лет организм ребенка имеет особенно утонченную и незащищенную психоэнергетическую структуру.

 

Мир Огненный I, 19.

О сердце мы твердили шестьсот раз, также готовы твердить о значении Огня шестьсот шестьдесят шесть раз...— Число 666 в экзотерическом, т.е. общепринятом, понимании считается «числом зверя», в силу чего ему приписывается негативное значение, якобы символизирующее власть сил зла. Однако подобная трактовка этого числа обусловлена неточным переводом и весьма примитивным пониманием библейских изречений Иоанна Хризостома, автора «Апокалипсиса». В Библии это число названо одновременно «числом зверя» и «числом человеческим», что указывает на сложность его символики. Эзотерически же число 666 выражает высшую духовную гармонию Космоса (число 6 в восточной нумерологии означает космическое совершенство).

 

Мир Огненный I, 19.

Но не об Огнепоклонничестве Мы говорим...— Огнепоклонниками назывались члены древних религиозных сект, где существовал культ поклонения огню в форме физического пламени.

 

Мир Огненный I, 24.

Огонь легче показывается и в температуре, и в пульсе, и, главное, в том трепете, который сопровождает все огненные явления.— Огненные явления в организме человека (т. е., фактически, реакция физического организма на воздействие высоковибрационных космических энергий) часто выражается в повышении температуры тела (без каких-либо признаков физического заболевания), учащении пульса и особых вибрациях («трепете»).

 

Мир Огненный I, 26.

Змий Огненный, поднимающийся над «Чашей» в виде змия Моисея, как восьмерка арабская, может показать напряжение «Чаши», ибо «Чаша» полна Огня.— Очевидно, имеется в виду особое излучение психической энергии в области центра «Чаши». Огненный змей — одно из обозначений силы кундалини в эзотерических источниках. Библейское упоминание о «вознесении змеи Моисеем» символизировало подъем силы кундалини, происходящий при духовной трансформации организма человека (в частности, открытии высших центров сознания).

 

Мир Огненный I, 30.

Но ужасно остаться во тьме четвертого измерения, и все следующие измерения превращаются в ужасные гримасы без освещения Огнем сердца.— Вероятно, под «тьмой четвертого измерения» здесь имеются в виду низшие слои астрала*, становящиеся посмертным местопребыванием индивидов низкого уровня духовного развития.

 

Мир Огненный I, 37.

Первоначально оно употреблялось для определения заболеваний, ибо никто лучше самого себя не знает причину происходящего внутри.— В древности для уточнения диагноза (а в ряде случаев — и для определения наиболее эффективных методов лечения) целители Востока нередко вводили пациентов в состояние гипнотического транса. В этом состоянии пациент обычно мог сообщить врачевателю всю требуемую информацию относительно своего заболевания, т.к. подсознание человека как правило располагает самыми точными данными обо всем, происходящем в его организме.

 

Мир Огненный I, 42.

Вы пишете по небу дымные слова и, может быть, не знаете, что халдеи на зиккуратах писали в пространстве, когда приходили сроки.— Зиккурат — культовые сооружения Древней Месопотамии в форме башен или семиступенчатых пирамид. В зиккуратах обычно располагались древние обсерватории, помещения, служащие подобием лабораторий и т. п.

 

Мир Огненный I, 58.

Легочная чума, при особых формах, является очень показательным огненным поветрием.— Особой формой легочной чумы, несомненно, является и так называемая атипичная пневмония, эпидемия которой унесла немало жизней и прекратилась так же внезапно, как и началась, что позволяет предположить наличие не только внутреннего, но и внешнего источника данного заболевания, связанного с состоянием пространственной энергетики. Медицинская наука признала тот факт, что подлинные причины возникновения атипичной пневмонии пока неизвестны.

 

Мир Огненный I, 73.

Правда, нужно отделять в сознании четыре тела своих, чтобы функции их могли быть разделены.— Имеется в виду многомерная природа человека, включающая в себя как физическое, так и невидимые тонкоматериальные (эфирное, астральное, ментальное) тела. В Живой Этике говорится о том, что осознание многомерной природы собственного организма и умение сознательно действовать на разных планах бытия, соответствующих этим телам, является необходимой ступенью самосовершенствования человека и овладения им психодуховным потенциалом собственного существа.

« (...) в примитивном, физическом человеке его естества, или оболочки, особенно тонкие, оформлены слабо, и лишь по мере развития его нравственного и интеллектуального облика его внутренние оболочки получают определенные очертания и могут, наконец, отделяться одна от другой и самостоятельно действовать каждая в сфере, соответствующей ее естеству. Произвольное, сознательное разъединение и самостоятельное действие трех естеств человека является достижением степени Архата»,— говорится в письме Е. И. Рерих от 16.04.48.

 

Мир Огненный I, 76.

«Лотос» внутренний можно наблюдать как раскрытый, так и закрытый.— Речь идет о высших центрах сознания, деятельность которых осуществляется в ритме чередования периодов активности и пассивности.

 

Мир Огненный I, 79.

Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? — Имеется в виду учение теософии, переданное человечеству Учителями Шамбалы в фундаментальных философских произведениях — «Тайной Доктрине» и «Разоблаченной Изиде», написанных Е. П. Блаватской под руководством и при помощи Махатм. Отдельные аспекты этого учения были раскрыты также в многочисленных научно-философских статьях Е. П. Блаватской.

 

Мир Огненный I, 83.

Разве Маха Меру не есть подножие Вершины Мира? — В древнеиндийской мифологии Маха Меру — священная гора, олицетворяющая собой сакральный центр мироздания и эзотерически символизирующая Шамбалу.

 

Мир Огненный I, 97.

Шамбала проявляется под самыми разнообразными обликами в связи с понятием века.— Имеются в виду встречающиеся в культурах разных народов мира фольклорные образы Шамбалы, фигурирующей под названиями Беловодья, Агарты, Фулль, Калапы и т. п., о чем говорится в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии» и работе Р. Рудзитиса «Братство Грааля*» (см. сборник «Шамбала — это не миф...», М., ЭКСМО, 2007).

 

Мир Огненный I, 97.

Так можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью, как самою неизвестною и исконною частью материка.— В учениях Махатм не раз подчеркивается сакральное значение Сибири и Алтая как территорий, которым суждено сыграть особую, эволюционную роль в будущем духовном возрождении России и всего мира.

 

Мир Огненный I, 97.

Связь иероглифов, найденных в Индии, с начертаниями островов Пасхи несомненна.— Очевидно, речь идет о древней культуре, восходящей к исчезнувшим цивилизациям Лемурии и Атлантиды. Элементы этой культуры (в частности, иероглифическая письменность и земляные изображения на острове Пасхи) стали достоянием многих последующих цивилизаций различных народов мира.

 

Мир Огненный I, 97.

Так показано уявление нового сочетания народов, что вполне соответствует древнейшим сведениям.— Возможно, речь идет о расселении представителей последних субрас лемурийцев и атлантов в различных регионах мира после гибели Лемурии и Атлантиды (о чем свидетельствуют общие элементы культур данных народов).

 

Мир Огненный I, 98.

Не только по качеству крови, но и по свойству нервного вещества можно будет замечать прямую реакцию по стихиям.— Имеются в виду психодуховные типы людей, связанные с их принадлежностью к определенным природным (астрологическим) стихиям.

 

Мир Огненный I, 102.

Можно припомнить, как решала задачи Ковалевская.— Речь идет о чувствознании, или особой духовно-творческой интуиции, свойственной выдающимся деятелям науки и искусства и позволяющей им решить творческие задачи путем т. н. инсайта, мгновенного озарения. Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891) — выдающаяся русская ученая-математик и писательница, необычный талант и заслуги которой перед мировой наукой отмечала в своих письмах Е. И. Рерих.

 

Мир Огненный I, 105.

Если можно различать слои мысли, то также можно ощущать разные виды деятельности.— В Агни Йоге подчеркивается, что некоторые мысли (идеи), возникающие в сознании людей во время творческих процессов,  могут быть связаны с информационными накоплениями высших планов пространства (ноосферой).

Под «разными видами деятельности» имеется в виду т. н. делимость духа, дающая адептам* эзотерических знаний способность творческой активности на разных планах бытия — от физического до ментального миров. В Письмах Е. И. Рерих об этом говорится: «Так как в течение своей земной жизни умственно развитой человек живет и действует на двух и даже трех планах, и каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно, что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но в силу тонкости тех вибраций восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы». (Из письма от 19.06.37.)

 

Мир Огненный I, 105.

Все заработанное не исчезает, наоборот, оно умножается.— Позитивный опыт прежних воплощений и развитые в течение земной жизни духовно-нравственные и интеллектуальные качества и способности человека после смерти не только не исчезают, но и, напротив, возрастают и совершенствуются в результате обогащения новыми знаниями, полученными сознанием-душой человека в Тонком мире.

 

Мир Огненный I, 110.

Ощутить вкус металла, находящегося в Тонком мире, уже является очень большим утончением.— В тонкоматериальных пространствах существует соответствие между всеми характеристиками любых форм материи: цвет, звук, запах, вкус взаимосвязаны между собой. Как говорится в Учении, все чувства человека (в том числе и вкус) при духовном развитии его организма утончаются, приобретая обостренные способности сверхфизического восприятия различных форм вещества (в данном случае — металла), существующих как на физическом, так и на тонкоматериальных планах бытия.

 

Мир Огненный I, 116.

Так многие знаки Тао свелись к внешнему начертанию.— Тао — то же, что и Дао (Божественное Начало, духовная основа всего сущего, Путь духовной эволюции).

 

Мир Огненный I, 132.

Мы одобряем, когда член Британского медицинского совета говорит о правильных методах изысканий.— Имеется в виду профессор Кембриджского университета Андриан, лауреат Нобелевской премии, разрабатывающий методику фотографирования человеческой ауры и других тонкоматериальных излучений и образований (например, мыслей).

 

Мир Огненный I, 132.

Мы готовы способствовать русскому ученому в работе по иммунитету и бессмертию.— Речь идет о жившем в эмиграции в Париже профессоре С. И. Метальникове, основателе нейроиммунологии (науки, изучающей роль нервной системы в состоянии иммунитета).

 

Мир Огненный I, 132.

Мы даем помощь латвийскому врачу при нахождении глазных признаков одержимости.— Исследованиями в данной области занимался председатель Рижского Рериховского общества Ф. Г. Лукин, известный врач-гомеопат.

 

Мир Огненный I, 135.

Когда некоему саабу Мы говорили о наполнении его жилища Нашей Аурой, Мы, конечно, имели в виду мыслетворчество...— Сааб (саиб, сахиб) — господин. Скорее всего, речь идет об активном члене британского теософского движения А. П. Синнетте, по своей инициативе вступившим (с помощью Е. П. Блаватской) в переписку с Махатмами и на основе Их писем создавшим несколько книг, в которых излагались основы Их эзотерического учения.

 

Мир Огненный I, 144.

Нельзя наполнять низшие слои Тонкого мира ужасами несовершенной кармы.— В письмах Е. И. Рерих говорится, что при убийстве большого числа людей во время войн неизжитая карма и неизрасходованные (в результате насильственного, преждевременного перехода человека в Тонкий мир) жизненные энергии притягивают души индивидов низкого уровня развития к низшим, близким к земле слоям Тонкого мира. Это крайне негативно отражается как на духовном развитии данных индивидов, так и на энергетике низших слоев астрала, что, в конечном итоге, препятствует духовной эволюции всего человечества.

 

Мир Огненный I, 155.

Снова в Тихом океане поднялись новые острова, как огненные нарывы.— В Учении говорится, что поднятие одних островов и опускание под воду других свидетельствует о напряженном состоянии пространственных огненных энергий, приводящих к повышенной сейсмической активности, нередко вызывающей крупные природные катаклизмы.

 

Мир Огненный I, 163.

Во-первых, сознание транспонирует многие впечатления... —Транспозиция в музыке означает перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз, при котором меняется его тональность.

 

Мир Огненный I, 169.

Опять напоминаю о Львином Сердце.— Имеется в виду одна из высших степеней совершенства духовных подвижников, на Востоке именуемая «Пустынным Львом».

 

Мир Огненный I, 183.

Бездушные существа всем известны.— Речь идет о состоянии духовной деградации, при котором подверженный данному состоянию индивид утрачивает связь между личным и сверхличным (т. е.духовным) началами своего существа. Об этом явлении Е. И. Рерих писала в письме от 31.08.36: «(...) если даже очень эволюционировавший человек остановится в своем продвижении и вовремя не спохватится, он может в своем нисходящем беге дойти до такого низкого состояния, что все высшие центры его замолкнут; его высшая индивидуальность утратит связь с необходимыми для ее питания проводниками и теми элементами, которые входят в вихрь ее аурического окружения, и, наконец, отделится от своих низших принципов. Низшие принципы такого бездушного существа, лишенные скрепляющей их мощи, разлагаются и вступают в переработку как космический отброс. Сама же отделившаяся высшая индивидуальность, после долгих циклов времени, может быть, на другой планете, получит новую возможность для воплощения, но она должна будет построить свои проводники или оболочки для воплощения, начиная с самых низших царств природы, пока, наконец, не будет построена человеческая форма, в которой она сможет снова проявиться».

 

Мир Огненный I, 204.

Вы не раз слышали о минутах блаженства перед припадком эпилепсии и некоторыми заболеваниями.— Имеется в виду измененное состояние сознания, наступающее в результате воздействия на организм человека энергий иных планов бытия. Приступами, клинические признаки которых напоминали эпилепсию, страдали Достоевский и Нострадамус. Известно, что наиболее значительные по своему содержанию пророчества Нострадамус делал именно после подобных приступов. Это позволяет предположить, что в ряде случаев контакт сознания человека с энергоинформационными потоками высших планов бытия, сопровождающийся особым напряжением всего организма, вызывает временные физиологические расстройства или реакции, внешне напоминающие те или иные заболевания.

 

Мир Огненный I, 211.

Одобряю, если соберете явления психической энергии и соответственных гланд.— В Учении говорится, что гланды и другие органы эндокринной системы человека тесно связаны с деятельностью высших нервных центров (чакр).

 

Мир Огненный I, 211.

При этом можно обратить внимание на временную последовательность сообщений.— Скорее всего, имеются в виду сообщения, получаемые телепатическим способом по каналам Тонкого мира.

 

Мир Огненный I, 213.

Врачи всячески стараются загнать внутрь это явление или удалить железы.— В ряде случаев болезненное состояние некоторых желез (гланд, аденоидов и т. п.) вызвано не столько физиологическими причинами, сколько воздействием на человека пространственной энергетики и психодуховным состоянием организма. Согласно восточной медицине, попытки предупредить простудные заболевания путем удаления желез (гланд и аденоидов) лишь вредят здоровью человека, нарушая функции психической энергии в его организме и нередко приводя к гормональным изменениям.

 

Мир Огненный I, 218.

Конечно, красный свет не к покою.— Скорее всего, имеются в виду астральные световые вспышки, называемые в Агни Йоге «цветными звездами», цвет которых отражает энергетическое состояние пространственной среды.

 

Мир Огненный I, 219.

Кто может ограничивать Буддхи синим цветом? — Буддхи — принцип «духовного ума», духовной интуиции, или чувствознания, 6-й принцип многомерной природы человека и составной элемент зерна духа — бессмертного духовного начала индивида.

Синий цвет на Востоке символизирует духовность; высоковибрационные духовные энергии часто сопровождаются астральным излучением сине-фиолетовых тонов.

 

Мир Огненный I, 231.

Не будем рассматривать их как искусственных Големов.— Голем — персонаж средневековой легенды, содержание которой Е. И. Рерих передала в письме одному из своих корреспондентов.

«Голем — легенда, получившая начало в средневековые времена.

Она имеет много общего с знаменитым романом «Чудовище Франкенштейна». Вот вкратце содержание «Голема». Один ученый раввин, алхимик, живший в Германии во время гонения на евреев, чтобы отомстить преследователям своих сородичей, задумал создать искусственного человека-гиганта, обладающего колоссальной силой, который находился бы в полной его власти, неуклонно исполняя его волю. При помощи своего большого знания ему удалось создать такого гиганта и вселить в него искру животной жизни. После ряда магических вызываний великая тайна формулы жизни была начертана раввином в форме звезды и прикреплена к груди гиганта, после чего гигант ожил и тотчас же был направлен своим творцом на разрушительную миссию. Голем шел, не зная преград, послушный единой воле своего создателя, все снося, все сокрушая на своем пути. Много бедствий и смертей причинил гигант в рядах преследователей евреев. Однажды, разрушив целое селение, гигант, выйдя в поле, увидел маленькую девочку, собиравшую цветы, и прельстился ею, ибо животная жизнь, внедренная в нем, дала ему и животные инстинкты. Гигант поднял девочку на руки и не решился тут же задушить ее; девочка же, увидев на груди его блестящую звезду, ухватилась за нее и сорвала ее, в тот же миг жизненная искра покинула гиганта. По преданию, снять эту звезду или начертание великой формулы жизни могла лишь чистая рука». (Из письма Е. И. Рерих от 05.03.35.)

 

Мир Огненный I, 239.

Пусть люди просто приближаются к ручьям огненной Урувеллы.— «Урувелла — священная роща с рекою, на берегу которой Владыка Будда, по преданию, достиг высшего Озарения». (Из письма Е. И. Рерих от 05.03.35.) В данном случае Урувелла символизирует источник высшего духовного знания, несущего людям возможность быстрой духовной трансформации, самоусовершенствования, приобщения к огненному, творческому началу бытия.

 

Мир Огненный I, 242.

Х. окутывался волнами этих искр, и глаза Урусвати были особенно утомлены.— В письме от 30.03.36 Е. И. Рерих так поясняла этот фрагмент текста: «Х.— Великий Учит[ель] Илларион (Хилерион); Он направлял усиленные посылки психической энергии в Америку, и я наблюдала этот процесс. От яркости света глаза мои очень утомились».

 

Мир Огненный I, 246.

Так отсчитайте восемнадцать лет и увидите событие не малое и очень отвратительное.— Скорее всего, речь идет о начале Первой Мировой войны (1914 г.).

 

Мир Огненный I, 251.

Опыты Килли и даже аппарат Эдисона для Тонкого Мира остались несовершенными...— Об экспериментах Килли Е. И. Рерих писала: «Килли был изобретателем конца XIX столетия, американец из Филадельфии. Он заинтересовался проблемой молекулярных вибраций и дезинтеграции материи. Посредством симпатических вибраций он пытался освободить энергию, заключенную в молекулах и атомах, что ему и удавалось, но только ему лично, ибо в этом участвовала его личная сила, как это объясняет Е. П. Блаватская. Много спекулянтов и финансистов пытались обогатиться на открытии Килли и тем создали ему дурную славу, результатом чего явилось его осуждение авторитетами науки как афериста, хотя открыто заявление это было сделано лишь после его смерти. Интересно отметить, что книги его представляют сейчас большую редкость и, как всегда, вероятно, читаются при закрытых дверях. Килли — еще одна жертва человеческого невежества и подлости». (Из письма от 05.03.35.)

 

Мир Огненный I, 253.

Смещение Гольфстрима — только одно из многих угрожающих понятий...— Гольфстрим — система теплых течений на севере Атлантического океана, оказывающая значительное влияние на климат всей планеты. Изменение естественного характера подобных крупных течений является одним из показателей нарушения экологического равновесия на планете.

 

Мир Огненный I, 260.

Только что Наблюдал, как один ученик Бехтерева пытался над посылкою мысли на расстояние...— В. М. Бехтерев (1857—1927) — выдающийся русский психиатр и невропатолог, создатель психоневрологического института, директор Института мозга (Санкт-Петербург). Бехтерев активно интересовался высшими психодуховными (в том числе так называемыми оккультными) способностями человеческой психики; в частности, до отъезда семьи Рерихов из Петербурга исследовал необычные психические способности Е. И. Рерих, с детства обладавшей даром ясновидения.

 

Мир Огненный I, 261.

Когда вспомним происшедшее в конце восемнадцатого и к середине девятнадцатого столетий, можно поразиться сходством с недавним происшествием.— Возможно, речь идет о революциях 1789 и 1848 гг. во Франции, а также о революции 1917 г. и Гражданской войне в России.

 

Мир Огненный I, 268.

Различные гримуары предусматривают вызывательные удары.— Гримуары — письменные источники, излагающие теорию и практику магии.

Низшие сущности астрального плана — элементалы, или стихийные духи,— особенно сильно реагируют на ритм, что использовалось в различных религиозных и магических культах древности (в частности, в шаманизме, где бубен или барабан был неотъемлемым атрибутом шамана) для воздействия на этих сущностей с какими-либо целями.

 

Мир Огненный I, 310.

От Востока белый Орел, так являем новое сознание.— Белый Орел — символ Божественного посланника, вести, получаемой из Высшего источника. (Образ Орла-вестника фигурирует и в последней работе Н. К. Рериха «Приказ Учителя».)

 

Мир Огненный I, 337.

Великий говорил: «Не трогай Меня!» — Речь идет о появлении Великих духовных Учителей на земном плане в Их тонких телах. О подобном эпизоде говорится, в частности, в Евангелиях, когда Иисус, появившийся перед Магдалиной после своего воскресения, не позволил ей прикоснуться к Нему. Е. И. Рерих об этом писала: «Конечно, Христос при преображении своем не дематериализовал свое тело, но появился ученикам в своем тонком теле. Точно так же и воскресение было именно в тонком теле. Вспомните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу может быть смертельным из-за разницы в вибрациях». (Из письма от 02.09.37.)

«(...) следует иметь в виду, что явление или приближение Высших Обликов на земном плане всегда сопровождается страшным потрясением организма. Трепет, который охватывает все существо наше, так ужасен, что сердце может не выдержать. Вот почему некоторые, видевшие только свет такого Приближения, уже падали замертво. Припомните все видения великих Святых. Возьмем, хотя бы, видение Богоматери Преподобным Сергием, какой трепет потряс Его, какая седина волос запечатлела это посещение и как замертво упал находящийся при нем ученик. А мы знаем какой, почти недосягаемой высоты был Дух приобщившегося к Огню Преподобного Сергия. Но земная оболочка, при всем ее утончении, не может ассимилироваться с тончайшими энергиями без потрясений». (Из письма от 16.01.35.)

 

Мир Огненный I, 342.

И теперь знаете, как приносилась памятная земля, взятая в Азии.— Возможно, речь идет о ларце с гималайской землей, привезенной экспедицией Рерихов в Москву в 1926 году. Эта земля, как объяснил Н. К. Рерих советскому правительству, была послана духовными Учителями Востока на могилу Ленина. Разумеется, земля была послана Махатмами не ради одобрения политики, проводимой тогдашним советским правительством, а для того, чтобы служить в России духовным магнитом, способствующим пробуждению в людях высшего, духовного сознания.

 

Мир Огненный I, 351.

Множество малых кругов раскинуто по планете.— Кругами в литературе по эзотерике называются объединения последователей эзотерических и оккультных учений, как позитивного, духовного, так и негативного направления, связанного с черной магией.

 

Мир Огненный I, 371.

Потому нужно утвердить слова Соломона: «И это пройдет!» — По преданию, Соломон носил на пальце кольцо, на котором была вырезана надпись: «Все проходит». Это изречение, выражающее преходящий, бренный, непостоянный характер земного бытия, помогало великому правителю древности сохранять спокойствие и самообладание в трудные минуты жизни. Однажды Соломон был чем-то особенно огорчен и раздосадован. Потеряв самообладание, он сорвал с руки кольцо и швырнул его на пол. В этот момент на внутренней стороне кольца блеснула еще какая-то надпись, которую раньше царь не замечал. Заинтересовавшись, Соломон поднял с пола кольцо и на его внутренней стороне прочел: «И это пройдет».

 

Мир Огненный I, 372.

Конечно, скорее припишут газолину...— Газолин — продукт переработки нефти, обладающий определенной токсичностью и способный вызвать отравление при длительном воздействии на организм человека.

 

Мир Огненный I, 376.

Также покончим со смешанным пониманием групповой души.— По поводу ошибочного представления о «групповой душе» в письме от 16.01.35 Е. И. Рерих писала: «Если бы животные обладали групповой душой, то откуда все разнообразие в их характерах? На одном скотном дворе коровы живут в одинаковых условиях, однако все они весьма разнятся в своих характерных особенностях и привычках; возможно, что при сильном неожиданном воздействии, при опасности, они будут действовать согласно, но ведь даже люди малого сознания при всех паниках действуют не лучше стадных животных; будем ли мы утверждать, что они обладают групповой душой? Конечно, дух, или Монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкасания с прочими энергиями, слагают индивидуальность или, если хотите, душу. Из этого, однако, уже ясно, что не может быть групповой души, каждая Монада, собирая свои собственные накопления, или запасы, следует определенным эволюционным путем, ибо магнитное притяжение, лежащее в основании каждого жизненного фокуса, действует точно».

 

Мир Огненный I, 376.

Но даже Платон, с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил ее красиво.— Согласно эзотерическим учениям представители первых человеческих рас имели не физическую, а эфирную форму и существовали не на земном, а на тонкоматериальном плане бытия. Будучи духовными сущностями, люди этих рас не принадлежали к какому-либо полу. Последующие расы человечества для продолжения своей эволюции были вынуждены воплотиться на физическом плане бытия; при этом единая духовная сущность каждого человека была разделена на две сущности, принадлежавшие, соответственно, к мужскому и к женскому Началам. Это было необходимым условием как естественного воспроизводства человечества в условиях физического плана бытия, так и его дальнейшей эволюции. Согласно этому учению каждый воплощенный на земле человек имеет родственную душу противоположного пола, некогда составляющую с ним единое целое. Как писал А. И. Клизовский, «...совершенный и цельный человек (по оккультной терминологии, андрогин) был в своей сущности разделен, и разобщенные Начала были увлечены в отдаленные друг от друга сферы. Это и есть то сотворение Евы, о котором повествует Библия и все прочие религиозные учения.

Но в глубине человеческой души сохранилось воспоминание о блаженстве нераздельного существования, осталось сознание разобщенности с половиной своей сущности, явилось сожаление об утрате части себя — отсюда вечное и неистребимое влечение Начал друг к другу. Такое разделение Начал есть необходимое условие эволюции (...).

(...) С началом такого разделения, то есть с момента сотворения Евы, прекращается блаженное райское состояние человека. Он изгоняется из рая и должен трудиться в поте лица своего, как говорится в Библии, иначе говоря, эволюционировать, для того, чтобы достигнуть снова нераздельного блаженного существования, которое и есть завершение земной эволюции человека. (...)

Будучи, вследствие разделения Начал, половинчатым, человек в каждом из своих воплощений стремится восстановить свою цельность соединением с таким представителем противоположного ему Начала, который для данной жизни более всего подходит (А. И. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи. Рига, 1991, т. 2, с. 87).

Объясняя некоторые аспекты эзотерического христианства, имеющие отношение к данной проблеме, Е. И. Рерих писала: «Слова Христа: “Когда не будет ни мужского, ни женского” могут означать также и следующее: при завершении земного пути каждое из Начал приобретает качества и противоположного начала. То есть мужское Начало утончается и смягчается, а женское становится более мужественным. Но истинный и глубокий смысл этого, конечно, в том, что когда священное назначение Начал будет осознано вполне и понятно во всей красоте, то и вопрос пола получит правильное разрешение. Первоначальное космическое единение будет восстановлено. Половинчатые души, отвечающие на одну и ту же вибрацию, явят снова свое космическое единство (...)» (из письма от 26.11.35).

О космогонических аспектах разделения человеческой Монады (в записях Е. И. Рерих называемой также «человеческим атомом») на половинки, отвечающие двум Началам — мужскому и женскому, положительному и отрицательному, Е. И. Рерих писала в письме от 10.12.54: «Космос перед новой Манвантарой уявил дифференциацию Основного Атома, Космического, и ярый уявился на страстной делимости и на яром разъединении на определенные два Начала — положительной и отрицательной силы.

(...) Притяжение к противоположному началу уявляет жизнь, складывает миры.

Соединение человеческого Атома есть воссоединение половинок, принадлежащих одной Монаде. Множество Монад появилось после дифференциации Космического Атома на ярое множество пространственных Монад (...) и на разъединении их на половинки, отвечающие двум началам — положительного и отрицательного полюсов, уявленных на страстном их притяжении друг к другу.

(...) Человеческие Атомы называются духовными Монадами, которые уявлены уже на дифференциации, на страстном разъединении противоположных Начал. Ярые начала эти, будучи разъединены космическим взрывом, страстно стремятся объединиться вновь для полного слияния в Бытии Беспредельном.

Итак, объединение Атома человеческого есть объединение принадлежащих друг другу половинок одного Атома, уявленных на страстном усовершенствовании для достижения Бытия Беспредельного».

 

Мир Огненный I, 395.

Если ученые могут вычислять затмения (...) переход от Кали Юги к Сатиа Юге описан довольно точно, и тягость времени указана. — Как писала Е. И. Рерих в письме от 30.11.37, концом Кали Юги в индуистских философских источниках считается 1942 год. Один из первых исследователей Агни Йоги А. И. Клизовский в книге «Основы миропонимания новой эпохи» писал, что эпоха Кали Юги продолжалась 432 000 лет.

О сложности времени перехода от Кали к Сатиа Юге в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Астрохимический момент планеты необычен. Новые энергии уже достигли Земли. Касаясь человеческого организма, они вызывают к деятельности дотоль находившиеся в полусонном состоянии центры, пробуждая все хорошее и плохое, что кроется в сознании людей. Не только природа реагирует на эти воздействия, но и все живое. Активность сил темных возрастает с притоком пространственных энергий, и насыщается силой стан Света. Столкновение полярностей идет по всему лику Земли. Но в то время как все светлое, хорошее и созидательное, поднявшееся в человеке, служит ему на благо и утверждение, все темное и злое, насыщенное силами разрушения, приводит аппарат человеческий в состояние разновесия, к болезням, гибели, дезинтеграции. Темные с планеты уйдут. Те самые энергии, которые усиливают и укрепляют стан светлых сил, обернутся энергиями разрушения, будучи преломлены через сердца, идущие против Света. Этот процесс саморазрушения невозможно остановить никакими мерами. Саморазложение тьмы — процесс, кармически неизбежный. Сейчас, когда разделение человечества идет по линии сердца, воздействие пространственных энергий особенно мощно по своим следствиям. Безумствует тьма, прибегая к самым удушающим методам. Неистовство тьмы — явление весьма характерное перед ее концом. Конец Кали Юги и утверждение Сатиа Юги знаменуют собою Новую Эру, когда очищенная от темных планета вступит в период мощного подъема эволюционных течений». («Грани Агни Йоги», т. 7, 174).

«Было сказано столько о конце Кали Юги и столько пророчеств дано, что было бы неубедительно закрывать глаза на действительность, неотвратимую, как наступающий день. Новая Эпоха Огня должна наступить. Конечно, наступит она в огне и буре. И очистителем будет Огонь. Огненные волны идут, нарастая. Их в силах вместить только организмы, уже предрасположенные к принятию Огня и могущие его выдержать. Люди, имеющие в себе хотя бы искры Света-Огня, выдержат натиск огненной стихии. Но не выдержат те, в ком нет даже искры». («Грани Агни Йоги», т. 11, 53.)

 

Мир Огненный I, 432.

Нэти, Нэти — Неназываемое руководит, и часто мы бываем касаемы Превышней Мощью.— «Нэти, Нэти» — буквально «ни то, ни это» — выражение, употребляющееся в древнеиндийских философских источниках для обозначения непознаваемости трансцендентной природы Абсолюта.

 

Мир Огненный I, 442.

Пример Эсхила поучителен.— Очевидно, имеется в виду обвинение Эсхила в выдаче сокровенных эзотерических истин народным массам в его драмах, о чем Е. П. Блаватская в «Тайной Доктрине» писала: «Последние писатели (...) приписывают истинной причине тот факт, что Эсхил был обвинен афинянами в святотатстве и был присужден к побитию камнями насмерть. Они говорят, что, не будучи посвященным, Эсхил профанировал мистерии, выдав их в своей трилогии, представленной на публичных подмостках».

 

Мир Огненный I, 467.

Умерший от утверждения несуществования жизни после смерти, действительно, представляет типичный пример, как самодействует психическая энергия.— Речь идет о состоянии бессознательности, в котором после перехода в Тонкий мир оказываются люди, уверенные в невозможности разумного бытия после смерти. Их состояние в посмертии напоминает каталепсию: воспринимать окружающую обстановку Тонкого мира, общаться с другими развоплощенными людьми, творчески использовать возможности, существующие в условиях тонкоматериального плана бытия, они не могут. Как писала Е. П. Блаватская, сознание возвращается к таким индивидам только в их следующем воплощении на земле.

 

Мир Огненный I, 470.

Разве город должен быть непременно земным, или корова должна непременно напоминать лишь о земных стадах, или молоко лишь земное, или змеи лишь из земли? — В эзотерическом символизме город олицетворяет «небесный град», совершенный, гармоничный, духовный уклад жизни; корова — Природу-Мать, источник жизненной энергии (молока); молоко означает также духовную силу и знание, «небесную пищу», а змеи — как позитивное начало, связанное с духовным восхождением (например, сила кундалини), так и негативное, разрушительное, символизирующее эгоизм и порождаемые им низшие, животные стороны человеческой натуры.

 

Мир Огненный I, 482.

Кшатрии Раджпутаны имели мясное питание для поддержания воинственности.— В эзотерических учениях говорится о том, что пища оказывает заметное влияние на эмоционально-психическое состояние человека. В частности, мясная пища увеличивает импульсы агрессии, заложенные в подсознательной сфере человеческой психики.

Ортодоксальные приверженцы индуизма в подавляющем большинстве случаев являются вегетарианцами.

 

Мир Огненный I, 493.

«Хотящий идти к отцам к ним и придет».— В книгах Агни Йоги приводится более полный вариант этого изречения: «Хотящий идти к отцам придет к отцам, хотящий идти к ангелам придет к ангелам, хотящий идти к Богу придет к Богу». Смысл изречения в том, что эволюционный уровень человека в конечном итоге определяется его изначальными стремлениями и намерениями.

 

Мир Огненный I, 552.

Но каждый йог Индии знает нить серебряную как путеводную звезду.— Как говорится в книгах Живой Этики, путеводной звездой стремящегося к самосовершенствованию является его связь с духовным Руководителем, имеющая вполне реальную тонкоматериальную природу (серебряная нить). Духовные накопления человека и неразрывно связанная с ними карма также являются путеводной звездой на пути его дальнейшей эволюции, о чем писала в своих письмах Е. И. Рерих: «Путеводная звезда человека есть излучение зерна его духа, или накопленное чувствознание, устремляющее человека к Свету». (Из письма от 23.11.37.)

 

Мир Огненный I, 562.

Кто мыслит о добре, не должен удивляться, если его назовут ипокритом, некромантом, убийцей и лжецом.— Ипокрит — лицемер, ханжа, притворяющийся духовно-просветленным человеком. Некромант — последователь одной из низших форм черной магии, связанной с «оживлением образов умерших».

 

Мир Огненный I, 584.

Прекрасно, что вы почитаете дни Великой Жертвы.— Великой Жертвой в христианстве именуется распятие Христа, который, согласно учению церковного христианства, искупил своей смертью грехи всего человечества.

В эзотерической традиции «Великой Жертвой» называется духовно-просветительская миссия каждого Великого Учителя, приходящего к человечеству в начале нового крупного цикла космической эволюции. Жертвой этот Приход считается потому, что, воплощаясь на земном плане для несения своей эволюционной миссии, духовные Иерархи, или Аватары*, жертвуют заслуженной ими Нирваной — совершенным бытием в высших духовных планах мироздания. О миссии Аватара, или Великого духовного Учителя, Е. П. Блаватская писала в «Тайной Доктрине» (том 1): «...Он есть духовный авторитет всех посвященных Адептов во всем мире. (...) Он есть «Инициатор», именуемый «Великая Жертва». Ибо, находясь у порога Света, Он взирает на него изнутри Круга тьмы, который Он не переступит; и до последнего Дня этого Цикла Жизни не покидает Он своего поста. Почему Одинокий Страж остается на избранном Им самим посту? Почему сидит Он у фонтана Предвечной Мудрости, из которого Он больше не пьет, ибо Ему нечего узнать, чего бы Он уже не знал — ни на этой земле, ни в ее Небесах? Потому, что одинокие, усталые путники, возвращаясь домой, никогда не уверены даже до последней минуты, что не потеряют свою тропу в этой беспредельной пустыне Иллюзии и Материи, называемой Земной Жизнью. Потому, что Он жаждет показать каждому узнику, которому удалось освободиться от уз плоти и иллюзии, путь к той области свободы и Света, из которой Сам Он добровольный изгнанник. Потому, что Он пожертвовал собою ради спасения человечества, хотя лишь немногие избранные могут воспользоваться этой Великой Жертвою».

 

Мир Огненный I, 592.

Пусть малая планета сгорит, но много домов у Отца.— «Малая планета» в данном случае может означать конкретное воплощение человека, его смертную личность, в противоположность его бессмертному духовному началу. Как говорится в письмах Е. И. Рерих, евангельское выражение «много домов у Отца» означает многомерность мироздания и человеческого существа, а также вечность жизни в разных ее формах.

 

Мир Огненный I, 619.

Конечно, если даже газ аргала очень губителен...— Аргал — топливо органического происхождения в Тибете.

 

Мир Огненный I, 637.

Птица Жизни — Светлый Лебедь — являет то же чувствознание, где граница полезного.— Символ Священного Лебедя — Парамахамсы — означает в индийской духовной традиции Посвященного, духовного Учителя. Титул Парамахамсы был присвоен двум духовным Учителям Индии — Рамакришне (1836—1886) и Йогананде (1893—1952).

 

Мир Огненный I, 666.

Огонь, Великий Агни, есть явленный вратарь к Непостижимому.— Понятие вратаря в христианской литературе означает привратника, стража, охраняющего врата храма.

Понятие Непостижимого символизирует трансцендентную, непознаваемую и беспредельную основу бытия, Абсолют.

17.08.2010 13:08АВТОР: Наталия Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 2043




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Мир тонкий, огненный »