Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



К 90-летию Киры Алексеевны Молчановой


 

 

04.11.2021

 

4 ноября 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения Киры Алексеевны Молчановой, выдающегося деятеля Культуры, просветителя и популяризатора идей Рерихов, члена Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Она была бессменным председателем Эстонского общества Рериха с момента его образования и до последних дней своей жизни.

Предлагаем вашему вниманию воспоминания о К.А.Молчановой.

А.М.Миллер, член Эстонского общества Рериха

 

 

Служить идеям гуманизма
К юбилею К.А.Молчановой

 

…В 1989 году, когда Эстонское общество Рериха только начинало свою деятельность, каждая, даже небольшая, газетная заметка о творческом наследии семьи Рерихов считалась победой. Никто тогда и представить себе не мог, какие возможности сама жизнь откроет перед участниками Рериховского движения. Но с расширением возможностей растут и требования к качеству работы.

 

В изменившемся до неузнаваемости мировом информационном пространстве XXI века было необходимо не только найти свое место, но и не утерять при этом главное – духовную составляющую Рериховского движения, то, ради чего, собственно говоря, оно и образовывалось. Благодаря врожденной интеллигентности Киры Алексеевны, ее умению работать не только с материалами, но и с людьми, причем разных национальностей, а значит – разной ментальности, работа Эстонского общества Рериха гармонично влилась в культурное поле Эстонии. Его духовный импульс не затерялся в многоголосии новых времен.

 

Кире Алексеевне посчастливилось в жизни встретить замечательных людей, которые стали для нее примером духовного предстояния и служения Высшему. Конечно, без собственного внутреннего устремления человеку вряд ли помогут самые возвышенные советы и примеры. Но у Киры Алексеевны уже в юном возрасте пробудился интерес к поиску смысла жизни. И, видимо, именно поэтому ее встреча с П.Ф.Беликовым принесла столь богатые духовные плоды. Ей не было еще и 20 лет, когда Павел Федорович на ее вопрос о духовном совершенствовании дал ей почитать книгу «Община». Так состоялось первое знакомство Киры Алексеевны с идеями Живой Этики.

 

Потом были другие книги Учения и, конечно, беседы с Павлом Федоровичем на духовные темы. Она стала членом небольшого кружка людей, интересовавшихся вопросами духовности, который вел П.Ф.Беликов.

 

В пятидесятые годы трудно было надеяться на скорое возрождение рериховских обществ, которые существовали в Прибалтике до войны. Но разговоры на эту тему шли уже тогда. Кира Алексеевна, вспоминая то время, говорила, что Павел Федорович использовал любую возможность, чтобы донести до широкой общественности богатство творческого наследия семьи Рерихов.

 

Кира Алексеевна как-то естественно приобщилась к этому просветительскому процессу. Возможно, именно с него началось ее общественное служение. Времена были сложные и в чем-то даже опасные. И хотя волны основных репрессий, которые, мы знаем, коснулись и прибалтийских рериховских обществ, миновала, репрессивная машина еще работала. Возможно, по молодости лет Кира Алексеевна и не осознавала тогда, что при тоталитарном режиме такими вещами, как перепечатывание на машинке книг Учения Живой Этики, можно испортить себе жизнь. Но другого способа распространения этих книг тогда в Советском Союзе не было. До хрущевской оттепели еще было далеко, да и кто мог тогда себе представить, что такие времена вообще наступят. Мудрый наставник Беликов во взаимоотношениях с госчиновниками старался сохранять статус-кво и не подвергать излишним опасностям незрелую молодежь.

 

В конце 50-х годов у Киры Алексеевны произошла судьбоносная встреча с Юрием Николаевичем Рерихом. Ее результатом стало то духовное преображение, о котором, наверное, в глубине сердца мечтает каждый человек, ищущий ответы на вопрос о высших смыслах жизни. П.Ф.Беликов попросил Киру Алексеевну, вместе с его дочерью, по пути на юг завести в Москву письмо Ю.Н.Рериху. Содержание письма Кира Алексеевна не знала и ни на какие философские беседы с профессором Рерихом рассчитывать не могла. Если так можно выразиться, это было обычное поручение по случаю. Но вот случаи в жизни бывают разные.

 

Каждый раз, когда я слушаю рассказ Киры Алексеевны об этой встрече с Юрием Николаевичем, я вспоминаю записи Н.А.Мотовилова о Серафиме Саровском, когда тот явил ему действие благодати.

 

Кира Алексеевна, несмотря на то, что имела в своей жизни такого наставника, как П.Ф.Беликов, искала человека, в котором бы смогла увидеть отражение той духовной высоты, которой так жаждала ее душа. С юной непосредственностью и даже категоричностью она решила: если в лице Ю.Н.Рериха она не найдет такого человека, то в жизни «все дозволено». Однако переживания, испытанные ею при встрече, далеко вышли за рамки словесного ответа на поставленный вопрос. В общем, и вопроса-то задано не было. Внимательный глубокий взгляд Юрия Николаевича привел Киру Алексеевну в состояние, когда она каждой клеточкой своего тела ощутила Высшую Любовь, которая переполнила ее, так что она сама стала источником этого высшего чувства, которое затем сменилось чувством великой ответственности, проникшей в самое ее сердце.

 

Кира Алексеевна вспоминала впоследствии, что она надеялась при следующей встрече с Юрием Николаевичем пережить нечто подобное. Но оказалось, что жизнь дарит такие прозрения очень редко.

 

После трагического ухода Ю.Н.Рериха из жизни всю нагрузку по распространению творческого наследия Рерихов в Советском Союзе взял на себя Святослав Николаевич Рерих. Кира Алексеевна вспоминала, что в те трагические дни, несмотря на смерть брата, Святослав Николаевич не отменил ни одной встречи, даже экскурсий для посетителей выставки его картин в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и вечерних бесед в лекционном зале.

 

Кира Алексеевна присутствовала на таких встречах С.Н.Рериха и старалась что-то записывать для себя. Девика Рани заинтересовалась этим. Увидев стенографические знаки, она сказала, что записывать выступления великого человека следует не для себя, а для всех. Естественно, что Кира Алексеевна делала эти записи, находясь среди общей массы слушателей. Каково же было ее удивление, когда на следующей такой встрече на сцене рядом с выступающим Святославом Николаевичем ей был поставлен маленький столик для стенографирования. В этом небольшом эпизоде, отмечала Кира Алексеевна, проявились не только организаторские способности Девики Рани, но и ее умение заботиться о человеке, даже в малом. Впоследствии Кира Алексеевна долгие годы переписывалась с Девикой Рани и открыла для себя в ее лице высокогуманную личность. Стенограммы, которые сделала тогда Кира Алексеевна, в наше время служат хорошим подспорьем для лучшего понимания творческого наследия Рерихов.

 

После ухода из жизни П.Ф.Беликова Кира Алексеевна продолжила вести в Эстонии просветительскую работу, которую он начал, и фактически стала тем человеком, который смог довести до конца многое, о чем мечтал Павел Федорович. И, скажем прямо, сделать много больше того, о чем могло мечтаться в начале восьмидесятых. Благодаря ее настойчивости и трудолюбию свет увидели трехтомное издание сборника о жизни и творчестве П.Ф.Беликова «Непрерывное восхождение», книги П.Ф.Беликова «Святослав Рерих», «Рерих: опыт духовной биографии».

 

Долгие годы Кира Алексеевна являлась единственным звеном, которое соединяло Эстонское общество Рериха и эстонскую культурную общественность. Именно она в начале девяностых годов писала для эстонской прессы статьи и выступала с докладами. При ее непосредственном участии в дар Национальной библиотеке Эстонии были переданы книги, посвященные изучению наследия Рерихов. Часто дары Киры Алексеевны, ставшие жемчужиной коллекции, привлекали внимание той или иной организации или человека и давали импульс благим начинаниям.

 

Кира Алексеевна всегда преданно сотрудничала с Международным Центром Рерихов. С самых первых дней образования в Москве Советского Фонда Рерихов и Музея она была членом Правления и участвовала во многих культурных проектах, выступала в защиту имени и наследия Рерихов. Многие ее статьи, напечатанные как в эстонской прессе, так и в сборниках МЦР, посвященные творческому наследию Рерихов, несут в себе новизну мысли и свежий взгляд на поднимаемые проблемы.

 

Большой вклад К.А.Молчанова вносила в формирование культурного поля в Рериховском движении. Часто достаточно было одного ее телефонного звонка, чтобы казавшаяся неразрешимой проблема исчезла, как мираж. Кира Алексеевна входила в Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.

 

Новой страницей в творческой жизни К.А.Молчановой стала гуманная педагогика, хотя вопросами воспитания Кира Алексеевна занималась уже давно. На ее счету не один год работы в школах, где она знакомила детей с творческим наследием Рерихов. Благодаря ее усилиям и выступлениям на радио общественность и педагогическая среда Эстонии получила возможность широко ознакомиться с гуманным педагогическим мышлением и творчеством Ш.А.Амонашвили. Опыт внедрения принципов гуманной педагогики, ставшей новым полем сотрудничества как для русских, так и для эстонских педагогов, оказался очень ценным. И опять, как и в далекие уже теперь пятидесятые годы ХХ века, в новом, ХХI веке, К.А.Молчанова, сплотив вокруг себя единомышленников, неутомимо продвигала в жизнь высокие идеи Учения Живой Этики, глубоко проникшие в ее сердце.

 

И в завершение стоит сказать, что не случайно Кира Алексеевна выбрала из серии книг Живой Этики первой для перевода на эстонский язык книгу «Сердце». Она была уверена, что именно язык сердца является главным в процессе продвижения нашего сознания к Свету, а также устремления к Красоте созидательного труда.

 

«После дневных трудов сойдемся на беседе о Сердце. Оно поведет нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к сфере Огня.

 

Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца. <…> Именно свойство магнита заложено в сердце. Творчество высшее насыщается этим великим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем. Так дуги сознания сливаются в пламени сердца. Так мы запомним о прекрасном притяжении магнита сердца, который соединяет все явления» («Сердце»).

 

От имени всех членов Эстонского общества Рериха А.М.Миллер.

 

 

Татьяна Купава, член Эстонского общества Рериха,
член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

 

«Я шлю свои мысли о любви и гармонии каждому через свое Сердце»

 

 

Прошло шесть лет, как Киры Алексеевны нет с нами, но еще очень трудно говорить о ней в прошедшем времени.

Оглядываясь назад и оценивая пройденный путь жизни Киры Алексеевны, собирая по крупицам информацию о ней – из ее рассказов, воспоминаний, писем, – понимаешь: ее жизнь была нелегкой, но необычной, очень интересной, а местами фантастической.

 

Наша первая встреча произошла в 1991 году. Я уже познакомилась с Учением Живой Этики, но так и не смогла найти и купить все книги. И вот однажды услышала радиопередачу о семье Рерихов и в конце прозвучало имя одного из авторов – «Кира Молчанова, председатель Эстонского общества Рериха». Бывают такие случаи, когда ты точно знаешь, что будет дальше. И вот тогда я поняла, что мне надо срочно встретиться с этим человеком. Я нашла ее телефон и в этот же день позвонила Кире Алексеевне. Тогда это было сделать не так просто, как сейчас, пришлось ехать в центр города, где были телефоны-автоматы. Я очень волновалась, набирая номер. Кира Алексеевна подняла трубку, и я ей сказала, что мне надо срочно встретиться. В ответ прозвучало: «Хорошо, приезжайте, запишите адрес». Меня удивило, что не было никаких вопросов. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю: это была встреча, которая была суждена.

 

С первой же встречи я поняла, что это человек необыкновенно сердечный, доброжелательный, чуткий. Мы проговорили несколько часов, и, когда я уже собралась уходить, Кира Алексеевна пошла в другую комнату и вынесла все книги Учения, новосибирского издания, и две репродукции – портрет Николая Константиновича со шкатулкой и «Мадонна Орифламма»… Это был один из счастливейших моментов в моей жизни!

 

Людмила Васильевна Шапошникова, выступая на конференции в 1991 году в Таллине, очень точно подметила, что именно благодаря сердечному магниту Киры Алексеевны в Эстонии смогла организоваться группа единомышленников. Эта группа не была многочисленной, мы все были разные – по профессии, по жизненному опыту, но нас объединяла Кира Алексеевна. Поначалу мне казалось, что ко мне она относится как-то особенно, с большим вниманием и интересом, но потом поняла, что так же она относится к каждому члену общества. Ее любовь щедро изливалась на всех, каждому она находила нужное слово ободрения, поддержки и искреннего внимания. Кира Алексеевна говорила, что мы семья, и что каждый должен уважительно относиться друг к другу и делать то, что он лучше всего может. Она была для нас духовным Водителем!

 

Любимой темой Киры Алексеевны была внутренняя Культура, она часто затрагивала ее в беседах и докладах. Она подчеркивала, что будущее человечества зависит от общего уровня Культуры и от внутренней Культуры каждого человека. Нам всем надо стремиться к Высшим ценностям в жизни, заниматься самообразованием, изживать дурные привычки, быть ответственными, доброжелательными, терпимыми. Сама она была примером во всем, она никогда ни на что не жаловалась, я не слышала ни разу от нее, что она устала и хочет отдохнуть.

 

Имя Киры Алексеевны неразрывно связано с именем Павла Федоровича Беликова, величайшим человеком, биографом Н.К.Рериха, последователем его идей, другом и сотрудником С.Н.Рериха. Павел Федорович вместе со Святославом Николаевичем на продолжении более двадцати лет закладывали в России основание Нового Мира, провозглашенного великой семьей Рерихов. Он помогал Святославу Николаевичу вернуть имя Рериха в Россию и положил начало научному рериховедению.

 

П.Ф.Беликов – учитель жизни

 

Детство Кира Алексеевна провела среди природы, которую она очень любила и всегда восхищалась ее красотой и разнообразием. Когда началась война, ей было 9 лет, и они с мамой и братом переселились на хутор недалеко от Кадрино. Там они прожили всю войну, в сентябре 1944 г. после отступления фашистов они с семьей перебрались в Таллин. Работать она начала в 13 лет и одновременно училась в вечерней школе, мама ее устроила в Эстонское пароходство в геодезическую мастерскую, где она выверяла бинокли. В этот же период Кира Алексеевна окончила курсы машинописи, что очень пригодилось ей для важной в будущем работы – судьба готовила ее к важной миссии.

 

В послевоенные годы Кира Алексеевна начала общаться с Павлом Федоровичем Беликовым, который после войны переехал в Таллин. Вначале это были родственные встречи по праздникам и другим семейным событиям. Ее привлекало в Павле Федоровиче все – как он красиво пел, читал стихи, был всегда уравновешенным и мог ответить на любой вопрос.

 

Повзрослев, Кира Алексеевна стала задумываться о смысле жизни, об идеальном человеке, о духовных ценностях – и неизменно обращалась с вопросами к Павлу Федоровичу. Как ответ на ее размышления он ей дал книгу Живой Этики «Община». Это была его личная книга, ее надо было вернуть, и Кира Алексеевна попросила Павла Федоровича позволить ее перепечатать…

 

С этого момента и до ухода Павла Федоровича в 1982 году Кира Алексеевна стала его преданнейшим сотрудником. Она фактически создала «самиздат», единственный способ распространения духовной литературы в то время. Она печатала книги Учения, «Основы Буддизма», «Криптограммы Востока», труды и книги Павла Федоровича. Используя копировальную бумагу, она печатала по 5 экземпляров, один брала себе, остальные отдавала Павлу Федоровичу. Она уже работала секретарем, сначала в министерстве сельского хозяйства, а затем в министерстве автомобильного транспорта и шоссейных дорог, и использовала для этого каждую свободную минуту, иногда весь свой отпуск посвящала печатанию и делала это с радостью. Работа на механической печатной машинке – это тяжелый труд, как физический, так и интеллектуальный. Сейчас сложно представить, что необходимо сразу набирать текст набело, что невозможно стереть букву, вернуться к предыдущему параграфу. Она печатала безупречно, а для этого надо быть не только грамотным и аккуратным, но также иметь способность концентрировать свое внимание.

 

Павел Федорович был ей очень благодарен и мудро вел ее по избранному пути. Он познакомил Киру Алексеевну с председателем Рижского рериховского общества Рихардом Яковлевичем Рудзитисом. В Художественном музее Латвии Кира Алексеевна впервые увидела картины Н.К.Рериха в оригиналах. Ее сердце впитывало Красоту, и духовный огонь еще ярче разгорался в ее сердце, формируя тот сердечный магнит, которым впоследствии она щедро делилась со всеми, кому посчастливилось с ней встречаться.

 

Павел Федорович очень ценил такие качества Киры Алексеевны, как преданность, ответственность, готовность, трудолюбие, любовь к красоте. Когда в Россию приехал Ю.Н.Рерих, он направил ее к нему. Это было в июле 1959 года. По воспоминаниям Киры Алексеевны, когда она впервые увидела Юрия Николаевича, произошло почти бессловесное, сердечное общение, и без слов она получила ответы на все свои вопросы.

 

Встречи и сотрудничество с Ю.Н.Рерихом, С.Н.Рерихом и Девикой Рани

 

В Учении сказано: «Каждый получает Учителя по сознанию». 11 мая 1960 года произошла вторая встреча с Ю.Н.Рерихом, и она также была необычна. Это было открытие выставки С.Н.Рериха в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. С.Н.Рерих приехал в Советский Союз вместе с женой Девикой Рани. Павел Федорович писал Юрию Николаевичу 3 мая 1960 г: «…Очень сожалею, что не могу быть на открытии выставки С.Н. и очень прошу вас посодействовать Кире Алексеевне попасть на открытие. Она специально приурочила к этому времени свой отпуск…» Кира Алексеевна вспоминала потом, что Юрий Николаевич нашел ее в огромной толпе в фойе выставки и провел в зал, а второй раз нашел в плотной толпе выставочного зала, спросил о ее впечатлениях и пригласил назавтра к себе домой, пообещав, что познакомит с братом и его женой.

 

Когда произошла эта встреча, Кира Алексеевна, очень неловко чувствовала себя среди таких великих людей, боялась произнести лишнее слово. Ей на выручку пришла Девика Рани.

 

Будучи от природы очень чуткой и внимательной, Девика подошла к Кире Алексеевне, взяла ее за плечо и успокоила по-матерински, ласково. У них завязалось общение, которое переросло в дружбу, продолжавшуюся долгие годы. Девика помогала Кире Алексеевне в разных ситуациях. Например, когда Кира Алексеевна начала составлять «Хронологию жизни и творчества С.Н.Рериха» и ей надо было уточнять факты из жизни Святослава Николаевича, договориться с ним самим было очень сложно, он не любил говорить о себе. Когда Девика узнала об этом, она буквально привела его к Кире Алексеевне, настояв на важности этой работы для истории. Так состоялась индивидуальная беседа Киры Алексеевны со Святославом Николаевичем в гостинице «Советская» в мае 1987 года (напечатана во втором томе сборника «Будите в себе Прекрасное…»).

 

Кира Алексеевна считала, что Девика Рани сыграла большую роль в ее судьбе и неоднократно говорила, что чувствует себя в долгу перед Девикой. Появлением стенограмм она также обязана Девике. Однажды увидев, что Кира Алексеевна пытается законспектировать речь С.Н.Рериха и обладает навыками стенографии, на следующий день поставила небольшой столик рядом со Святославом Николаевичем и сказала: «За ним надо записывать каждое слово». После этого Девика стала брать Киру Алексеевну на все беседы и выступления Святослава Николаевича. Всего с 1960-го по 1987 год было записано 40 стенограмм выступлений Святослава Николаевича, в которых он говорил о жизни, о красоте, о природе, рассказывал о себе и своих родителях. Эти записи стали историческими документами, которыми Кира Алексеевна щедро делилась со многими желающими.

 

Однажды я ее спросила, что самое ценное в ее архиве, и она ответила: «Мои стенограммы». Она мечтала их полностью издать, и только в МЦР, хотя предлагались другие варианты. В 1993 году часть стенограмм, а также переводы статей Святослава Николаевича, которые ей присылала Девика Рани из Индии, были опубликованы в серии Малой Рериховской библиотеки «Стремиться к прекрасному» [1] и в книге «Свет искусства» [2]. А стенограммы в полном объеме опубликованы впервые в двухтомнике «Будите в себе Прекрасное…», вышедшем уже после ухода Киры Алексеевны. Издание было приурочено к 110-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. Это удивительная книга о Святославе Николаевиче, в нее вошли статьи Святослава Николаевича, выступления, лекции, интервью, воспоминания о нем, материалы, относящиеся к истории создания Международного Центра Рерихов. В первом томе есть раздел, посвященный Девике Рани, который полностью подготовлен Кирой Алексеевной. В него вошли стенограмма выступления Девики Рани в 1960 году в Доме кино в Ленинграде, выдержки писем к Кире Алексеевне, перевод статьи, сделанный Кирой Алексеевной из индийского журнала, и ее воспоминания о Девике. Девика была беззаветно преданной женой и другом Святослава Николаевича, она неизменно сопровождала его во всех поездках, была его соратником и помощником. Она была родом из семьи Тагоров, имела высокую культурно-духовную основу, в молодости была самой знаменитой киноактрисой в Индии и многие годы возглавляла первую студию Индии «Бомби Токиз».

 

В школе Кира Алексеевна учила немецкий язык, но, для того чтобы полноценно общаться с Девикой Рани, она 5 лет по вечерам училась на курсах английского языка. Это позволило ей общаться и вести переписку с Девикой, а также переводить статьи с английского.

 

За период с 1960-го по 1989 год Святослав Николаевич и Девика Рани приезжали в Советский Союз десять раз, и всегда Кира Алексеевна тенью ходила за ними. Эти встречи были источником духовной радости. Для нее Святослав Николаевич был Вестником Высшего Мира, Апостолом Красоты, именно он ее научил понимать Красоту как основу всей жизни, видеть Красоту, разлитую во всей природе.

 

Личных бесед и разговоров со Святославом Николаевичем у Киры Алексеевны было очень мало, но она, стенографируя и сидя рядом с ним, при этом испытывала непосредственное воздействие просветленной личности и впоследствии могла свидетельствовать об этом Великом человеке, написать воспоминания о нем [3] и «Хронологию жизни и творчества С.Н.Рериха» [4].

 

Святослав Николаевич доверял Кире Алексеевне и давал ей разные поручения. После ухода Юрия Николаевича в 1960 году она принимала участие в составлении описи научной библиотеки Юрия Николаевича из его московской квартиры для передачи ее в институт Востоковедения АН СССР. Когда в 1989 году в Москве был создан Советский Фонд Рерихов, Святослав Николаевич предложил включить в состав Правления Киру Алексеевну. 24 ноября 1989 года было заседание Правления, он посадил Киру Алексеевну рядом с собой. В 1992-м Кира Алексеевна получила от Святослава Николаевича письмо с приглашением стать членом создаваемого им Мемориального Треста в Индии. Это письмо Кира Алексеевна хранила как реликвию.

 

Творчество и личная жизнь

 

Святослав Николаевич говорил, что надо развивать в себе чувство творчества, обязательно заниматься каким-нибудь видом искусства. «Искусство – это кульминация высшего творческого выражения человека» [5]. Если просили Киру Алексеевну рассказать о себе, она всегда вспоминала первым делом, что с ранней молодости главным ее интересом была музыка и страстное желание петь. Хотя, как она считала, у нее не было музыкального слуха и ей просто повезло, что с нею стала заниматься известная в Таллине певица Элла Липпанд, работавшая в театре «Эстония», а аккомпанировала главный концертмейстер театра «Эстония» Техла Коха. Петь хотела только романсы, очень нравилась русская классика. Под чутким руководством своих учителей, применив свое желание и упорство, она стала певицей. В советское время была развита художественная самодеятельность, и Кира Алексеевна выступала на таких концертах. Она писала Павлу Федоровичу: «В субботу буду выступать на работе. А в Доме культуры два заказа – повторить концерт полностью в клубе завода № 7 и в матросском клубе в Копли для моряков» [6]. Приглашений на выступление было много – это Дома культуры, клубы заводов, военные части, многочисленные предприятия. Кира Алексеевна выступала как в программах, так и в отдельных сольных концертах. Репертуар был очень сложным, это были арии из опер Верди, Сен-Санса, Чайковского, романсы Шуберта, Римского-Корсакова, Танеева, Густава Эрнесакса, а также народные песни. В 1967 году она получила звание лауреата республиканского фестиваля художественной самодеятельности. Ее приглашали на радио, брали интервью для газет. В ее архиве обнаружилась вырезка из газеты «Молодежь Эстонии» с чудной фотографией Киры Алексеевны. Статья называлась «Удивительное рядом с нами». Вот маленький отрывок: «…На “бис” молодая певица исполнила еще несколько произведений. Около 30 романсов, арий, песен подготовила к своему дебюту Кира Молчанова. Наградой ей были не только горячие аплодисменты, но и букеты красных гвоздик, белых калл, душистых роз…» [7]

 

Пением Кира Алексеевна занималась двадцать лет. Часто она сожалела, что прекратила петь, но так сложились обстоятельства, ушла из жизни ее аккомпаниатор, а найти другого хорошего аккомпаниатора было очень трудно. Будучи уже больной, в ноябре 2014 года она пела для собравшихся друзей серенаду на немецком языке. Она неоднократно говорила, что в следующем воплощении хотела бы заниматься только музыкой и пением.

 

В жизни Киры Алексеевны много было удивительного. Замуж она вышла после сорока лет. В одном из музеев разговорились с мужчиной, он увлеченно рассказывал о картинах, и она поняла, что он хорошо разбирается в живописи. Когда же дело дошло до знакомства, он представился: Георгий Александрович Рерих. Это и было решающим в выборе спутника жизни. Он был интеллигентным и очень образованным человеком. Жил в Ленинграде, любил искусство и был хорошим экскурсоводом по музеям Ленинграда. В его родословной были немецкие корни, и его часто спрашивали, не родственник ли он художнику Н.К.Рериху. Он отвечал: очень жаль, но отношения к великому художнику не имею. Они прожили вместе десять лет, Георгий Александрович был старше Киры Алексеевны, последние два года своей жизни очень болел. Похоронен в Ленинграде.

 

Я спрашивала у Киры Алексеевны, не хотела ли она взять фамилию мужа, и она отвечала: «Соблазн был, но у меня хватило ума не сделать этого». Я шутила тогда: «Представляете, сколько бы Вы этим внесли путаницы и непонимания? Представьте, Вы выступаете по радио, и объявляют: «Рерих Кира Алексеевна, председатель Эстонского общества Рериха, расскажет о семье Рерихов» – на что она заразительно смеялась.

 

Общественная и просветительская деятельность

 

Как-то Павел Федорович сказал Кире Алексеевне: «Кира, Вам выпало счастье так долго быть рядом с Великим человеком. Это аванс! Придется отрабатывать». Он, конечно, имел в виду Святослава Николаевича, но, по большому счету, Великих было четверо: Юрий Николаевич, Святослав Николаевич, Девика Рани и сам Павел Федорович. Она об этом помнила всегда.

 

Кира Алексеевна с первых выставок получила разрешение от Святослава Николаевича фотографировать картины. Когда проходила выставка в Русском музее в 1978 году, Святослав Николаевич писал Павлу Федоровичу: «Кира и Прокопюк могут снимать мои картины на выставке, как и раньше» [8]. Это позволило ей собрать большую коллекцию слайдов с оригиналов картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича, с которыми она много лет сама работала и делилась со многими друзьями. Впоследствии эти слайды отсканировали, и они использовались во многих изданиях МЦР.

 

Кира Алексеевна сама выступала с лекциями, используя эти слайды. Когда я впервые слушала ее лекцию, это было в школе, я испытала глубокое потрясение от яркости красок и красоты. Это было как откровение. Из-за плохого качества печати репродукции картин Н.К.Рериха не отражали яркости и красоты картин, еще сложнее было познакомиться с оригиналами работ. Дети сидели как завороженные.

 

После этого К.А. снабдила меня комплектом слайдов, и я также стала проводить показ слайдов в школах, библиотеках и даже… в тюрьме. Попали мы туда по просьбе учительницы русского языка, она попросила Киру Алексеевну приехать и рассказать о Рерихе. При первом посещении заключенные пришли в рабочих одеждах и не очень доброжелательно, но с любопытством смотрели на нас. На наших глазах произошло преображение людей. Заключенные попросили приехать к ним еще. В следующий приезд, когда мы вошли в зал, у нас был вопрос к учительнице: а где же заключенные? Перед нами сидели мужчины, подтянутые, в костюмах и с улыбками на лицах. Я тогда увидела воочию, как красота картин и сердечное отношение Киры Алексеевны преобразили людей. Мы ездили в эту тюрьму раз в месяц целый год. И пригласившая нас учительница рассказывала, что в день нашего приезда заключенные с утра готовились к встрече и одевались в лучшие одежды. Вот так широко Кира Алексеевна несла Красоту и Знание в массы, а беседы о самосовершенствовании, внутренней культуре затронули сердца очень многих.

 

Кире Алексеевне было присвоено звание «Рыцарь Гуманной Педагогики». Многие полагают, что педагогика стала новой страницей в ее творческой жизни и приобщилась она к ней благодаря Шалве Александровичу Амонашвили, но это не так. Она интересовалась этой сферой довольно давно. К.А. писала Павлу Федоровичу 12 января 1968 года: «Не могли бы Вы согласиться провести у нас в министерстве лекцию для родителей и др. сотрудников об эстетическом воспитании средствами искусства, под влиянием общения с природой и окружающей средой; или как учить детей любить и понимать прекрасное – с собственными иллюстрациями и примерами из поэзии, с репродукциями и т.п. в феврале (12–16) или в марте (29)? Я пытаюсь здесь от имени месткома организовать педагогический “всеобуч” из цикла лекций “на общественных началах” по одной в месяц. Будут еще такие темы, как воспитание гражданственности, возрастные физиологические и психологические особенности детей, подростков и молодежи и т.д. Может быть, Вы тоже еще что-нибудь посоветуете?»

 

Кира Алексеевна изучала идеи К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Януша Корчака, В.А.Сухомлинского. Когда у нее появились слайды с картин Н.К. и С.Н. Рерихов, она активно работала в школе. Вела там тематические классные часы с детьми разного возраста, но очень любила младшие классы. Она устроилась в Таллине в школу № 14, которая находилась недалеко от ее дома, и преподавала там предмет «мировая культура». Фактически именно Кира Алексеевна является основателем движения гуманной педагогики в Эстонии.

 

Как-то ей приснился сон, в котором Святослав Николаевич развернул карту Эстонии и сказал: «Будете работать на это пространство!» Сегодня можно с уверенностью сказать, что для Эстонии Кира Алексеевна заложила фундамент Нового Мира, она работала на Будущее. После ухода П.Ф.Беликова за период с 1989-го по 2015 год развернуло свою деятельность созданное ею Эстонское общество Рериха. Была переведена на эстонский язык книга Живой Этики «Сердце», книги Людмилы Васильевны Шапошниковой «Мастер» и «Мыслитель, ученый, художник». В Эстонии проведено две выставки оригиналов Н.К.Рериха в 1991 году и в 2002 году. Сделано много публикаций в местной прессе на эстонском и русском языках, разных радиопередач о семье Рерихов и МЦР. По всей Эстонии проведено множество выставок репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов (в Эстонской национальной библиотеке и многих других, выставочных залах разных городов Эстонии, в историческом музее и картинной галерее города Нарвы, в школах). Эстонии показан путь для нового эволюционного развития.

 

Кира Алексеевна активно сотрудничала с Международным Центром Рерихов. Присутствовала практически на всех конференциях, на которых выступала с докладами и воспоминаниями о Юрии Николаевиче, Святославе Николаевиче, Павле Федоровиче. С момента основания была членом Международного Совета Рериховских организаций имени Святослава Николаевича Рериха и его активным участником. Советом проводились форумы в разных городах, на которых Кира Алексеевна всегда выступала, а если не могла присутствовать, обязательно высылала приветствие и доклад. Когда форум проходил в Индии, прислала видеодоклад на английском языке.

 

Начиная с 1993 года, она была составителем книги серии Малой Рериховской библиотеки публикаторского отдела МЦР «Стремиться к Прекрасному», составителем двухтомника о Павле Федоровиче Беликове «Непрерывное восхождение». Ее усилиями была передана в МЦР рукопись из архива П.Ф.Беликова «Святослав Рерих. Жизнь и творчество» [9]. Также из архива П.Ф.Беликова передана незаконченная рукопись «Духовная биография» [10], которая была издана МЦР к 100-летию со дня рождения Павла Федоровича. При издании этой книги Кира Алексеевна была консультантом. Также передала в МЦР все сорок стенограмм выступлений Святослава Николаевича Рериха во время его приездов в Советский Союз с 1960-го по 1987 год, которые вошли в двухтомник «Будите в себе Прекрасное». За многолетнюю культурную деятельность Международный центр Рерихов наградил Киру Алексеевну памятными медалями МЦР.

 

* * *

Светом своего сердца, благородством, доброжелательным отношением ко всем Кира Алексеевна притягивала к себе окружающих людей. После ее ухода прислали соболезнования общества из 15 городов России, Австрии, Германии, Болгарии, Финляндии, Латвии, Белоруссии, Канады, а также Хакасия, Кузбасс, Посол России в Индии.

 

Жизнь Киры Алексеевны будет служить примером для всех идущих по пути Культуры, Красоты и Знания.

 

______________________________________

 

1. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. М.: МЦР, 1993.

2. Рерих С.Н. Свет искусства. М.: МЦР, 1994.

3. Молчанова К.А. Воспоминания о С.Н.Рерихе. М.: МЦР, 2004.

4. Молчанова К.А. Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха // Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М.: МЦР, 2004.

5. Рерих С.Н. Врата в Высшую жизнь. С. 135.

6. Молчанова К.А. Письмо П.Ф.Беликову от 12.03.1964.

7. Газета «Молодежь Эстонии». 06.03.1964.

8. Рерих С.Н. Письмо от 09.12.1978.

9. Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М.: МЦР, 2004.

10. Беликов П.Ф. Духовная биография. М.: МЦР, 2011.

 

Публикации Киры Алексеевны Молчановой:

 

Знамя Мира в творчестве и личности Н.К.Рериха

 

Идеал человек

 

Носитель синтеза, или улыбка истины. Из заново осмысленных воспоминаний о Ю.Н.Рерихе

 

Замечательная жизнь. Из воспоминаний о С.Н.Рерихе

 

Хронология жизни и творчества С.Н.Рериха

 

Идеал духовного человека

 

Будущее планеты – русский век

 

Живая Этика в жизни человека

 

Развитие духовности – путь в надземное сознание

 

Миссия эстонского народа в эволюции мира

 

Предмет «Мировая культура» в начальной школе (уроки нравственности)

 

Достойный защитник Великого имени

 

Восстание против наивысшего

 

05.11.2021 07:31АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 383


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (1)
  • ЕЛЕНА05-11-2021 13:57:01

    Светлая Память Кире Алексеевне Молчановой, человеку с огненным сердцем, устремленно и плодотворно трудившейся на полях великой Культуры! Память вечная - Память сердечная!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Подвижники РД »