В Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки «Вселенная Мастера», посвященной 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай (Горно-Алтайск). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Экскурсия по выставке или издевательство? Dar


 

Эксперт Минкульта Мария Титова

 

 

31.01.2018

 

Каждая экскурсия Марии Титовой приносит
ценителям искусства новые интересные открытия.
После ее объяснений есть над чем задуматься!
Государственный Музей Рерихов, страница в Facebook

 

 

Выставка «Николай Рерих. Восхождение», устроенная Государственным музеем Востока (ГМВ) в захваченной им Усадьбе Лопухиных, казалось, установила все отрицательные рекорды. Великолепные картины Николая Рериха потонули в мышиной серости стен, экспликации отличались неприкрытой ложью и невежеством, а экскурсоводы провели самую короткую экскурсию для детей. Впрочем, это не последний их «подвиг». Не могу говорить обо всех сотрудниках ГМВ, знакомивших посетителей с творчеством Н.К. Рериха, так как не довелось слышать их выступлений. Но двое в этом ряду занимают особое место. Это, собственно, директор всего этого безобразия – Т.К. Мкртычев, который, мысленно вытирая пот со лба, пытался проводить экскурсию сотрудникам Международного Центра Рерихов (МЦР), но в итоге расписался в собственном невежестве, и новоиспеченный эксперт Минкульта Мария Титова. Ее экскурсию слушать тоже не пришлось, но она без смущения выложила на своей страничке в социальных сетях, по всей видимости, наиболее «смачные» фрагменты своих выступлений.

 

В любом случае, просмотр этих «шедевров» вызывает странное чувство. Понятно, что это прямое издевательство. Только вот над кем? Над творчеством Николая Рериха, над посетителями выставки или над ней самой? Надо сказать, что все это, как ни странно, может иметь основания, поскольку тот, кто был знаком с Машей лично или заходил на ее страничку в facebook, знает, какой она своеобразный человек.

 

Прежде Мария Титова работала в общественном Музее имени Н.К. Рериха, но ни Рериха, ни его Музей, ни его сотрудников она не любила. Ей было неуютно в коллективе, который всегда занимали чуждые ей философские идеи. Она была специалистом в своей области и все время занималась только ей. Так что художественно-философского наследия семьи Рерихов она практически не касалась. Да и потребности у нее в этом не было. Все это понимали и не предлагали ей проводить экскурсии.

 

Когда усадьбу Лопухиных захватили, Мария Титова совсем не огорчилась. А сотрудники МЦР совсем не удивились, когдаМария Титова однажды увидели ее идущей на работу в созданный ГМВ филиал. Вроде бы ничего для нее не изменилось, кроме, пожалуй, компании воров, лжецов и предателей, где она и оказалась. Но именно здесь Мария обрела душевный комфорт. С этим ее можно только поздравить. Но зачем заниматься не своим делом – водить экскурсии, рассказывая о творчестве художника, которого не любишь, не понимаешь и не знаешь? И вот это ее новое амплуа действительно удивило многих сотрудников МЦР.

 

Надо сказать, что в общественном Музее был очень строгий отбор экскурсоводов. Каждый из них должен был написать собственную авторскую экскурсию, да еще и защитить ее, причем не только в залах Музея, но и вне их. Учитывая специфику экспозиции, сотруднику необходимо было не только знать биографию Рерихов, но и серьезно изучить их философию, а помимо этого знакомиться с литературой по тем направлениям, которые входили в круг интересов семьи. А самое главное – эту информацию нужно было прожить, пропустить через себя. Учитывая такие «трудности», далеко не все желающие могли знакомить посетителей Музея с экспозицией.

 

Поэтому, когда довелось прослушать экскурсионные перлы Марии Титовой, стало понятно, что она не готовилась, а просто вывалила на зрителей свой, как ей казалось, подходящий интеллектуальный багаж. Так, рассказывая про Центрально-Азиатскую экспедицию, она «отправила» Николая Рериха совсем по другому маршруту, поскольку заявила, что он начал ее в Монголии. На самом деле исходной точкой путешествия стала Индия, затем был Китай, Советский Союз, и только потом маршрут пролег через Монголию, Тибет и, наконец, завершился в Индии. Но Мария почему-то забыла такой важный этап экспедиции, как Россия, в том числе и Алтай. Зато решила, что Рерихи побывали в Маньчжурии. Н.К. и Ю.Н. Рерихи действительно посещали это государство, но только спустя 6 лет после означенного путешествия. Это произошло, как вы знаете, в рамках другой экспедиции – Маньчжурской (1934–1935 гг.). Смешав два разных события, Мария Титова решила «пересмотреть» и состав участников Центрально-Азиатской экспедиции. Так, Святослава Рериха она «отправила» вместе с семьей тем же маршрутом. На самом деле он был только на начальном этапе экспедиции – в индийском Сиккиме, а уже осенью 1924 года выехал в Америку, где и оставался до мая 1928 года. Поражает, что научный сотрудник ГМВ не потрудилась запомнить такие элементарные вещи и уверенно выдавала за правду свои собственные фантазии ничего не подозревавшим посетителям.

 

У картины «Чинтамани» Мария спутала Николая Рериха с Федором Достоевским, заявив, что знаменитое изречение «Красота спасет мир» принадлежит Николаю Константиновичу, хотя на самом деле ее автором является Федор Михайлович. Николай Рерих внес в него важное уточнение: «Осознание Красоты спасет мир», полагая, что неосознанное явление не может оказывать существенного влияния на душу человека. Только когда «Прекрасное станет нашей повседневной молитвой», возможно истинное спасение и преображение жизни на Земле, считали Рерихи.

 

Перлы Марии Титовой, конечно, грубые ошибки. Но это всего лишь ошибки. Хотя для экскурсовода и они непростительны. Но как объяснить ее, мягко говоря, «странные открытия» в интерпретации некоторых произведений Николая Рериха? Так, удивительная картина художника «Тени прошлого», кстати, принадлежащая МЦР и незаконно удерживаемая ГМВ, погружает зрителя в атмосферу европейского средневековья. Будто в каком-то сне или видении приподнимается тяжелый занавес, на сцене возникают бледные силуэты мужчин и женщин в длинных старинных одеждах. Беседуя о чем-то, они медленно скользят мимо, снова скрываясь за завесой прошлого. Над ними яркими красками полыхает цветной витраж, изображающий всадника в рыцарских доспехах, который трубит в рог, преследуя вместе со слугами испуганного оленя. Не понятно почему, Мария вдруг заявила посетителям, что художник изобразил на этой картине свадьбу Жанны д’Арк. Хотя произведение «Тени прошлого» никакого отношения к Орлеанской деве не имеет в принципе. Кроме того, экскурсовода не смутило, что всем хорошо известны и подвиг, и мученическая кончина святой девы. Николай Константинович отразил ее героизм в великолепном триптихе «Жанна д’Арк», картине «Пленница», а также в очерках и статьях. В данном случае любые другие интерпретации судьбы юной подвижницы неуместны и даже кощунственны, поскольку, во-первых, рассказчик должен представлять не свою точку зрения или каких-то исследователей, а мнение художника. А во-вторых, подобная трактовка умаляет и самого автора, и его трепетное отношение к подвигу юной девы. По идее, у любого нормального человека такое отношение к произведению и его мастеру должно было вызвать шок, но зрители благодарно промолчали.

 

Может быть, поэтому у Марии возникла не менее оригинальная интерпретация другой картины Николая Рериха – «Сошествие во ад». Согласно известному христианскому догмату Иисус Христос после распятия спустился в ад и принес грешникам евангельскую проповедь. На картине Н.К. Рериха преисподняя, в которую нисходит Спаситель, населена страшными существами в виде зубастых рыб, у которых есть что-то и от человеческих черт – намек на грешные людские души, нуждающиеся в очищении и преображении. Ради них Христос и сошел во ад, ради них и воплотился на земле как сын человеческий. Но у Марии нашлось свое толкование. Очевидцы услышали, как она сначала сравнила чудовищ, изображенных на картине, с глубоководными рыбами, открытыми впоследствии знаменитым путешественником Жак-Ивом Кусто, а затем сделала ошеломляющий вывод: Николай Рерих является пророком, потому что предсказал в своей картине это открытие известного ученого. Какое же надо иметь извращенное мышление, чтобы такое глубокое и высокое понятие, как пророк, низвести до предсказания существования каких-то рыб! Насколько же нужно не знать и не любить Рериха, чтобы отнести его к подобным «пророкам» …

 

Кажется, у любого мало-мальски образованного человека такие перлы экскурсовода в государственном музее должны были вызвать ощущение либо прямого обмана, либо издевательства. Но экскурсия закончилась под аплодисменты, которые Мария также выложила на своей страничке. Получается, раз благодарно слушают всякие измышления, то можно придумать и еще что-нибудь поабсурднее. А самой втихомолку посмеиваться над наивностью посетителей, безоговорочно воспринимающих всякую чушь.

 

Но если Мария вполне осознавала абсурдность своих интерпретаций, тогда зачем выставляла их на всеобщее обозрение? А может быть, она начисто перестала видеть разницу между красотой и безобразием, низменным и возвышенным, правдой и ложью, подвигом и предательством? Ясно одно: подобных интерпретаторов жизни и творчества Рерихов нельзя и близко подпускать к посетителям. Вместо того, чтобы возвышать их души, как о том мечтали Рерихи, они «мажут» их грязью недостойных трактовок, ложью и умалением великих имен. Впрочем, для ГМВ это всегда было нормой. Сам Тигран Мкртычев всячески культивирует пренебрежительное отношение к Рерихам и, естественно, поощряет подобное в среде сотрудников.

 

В общем, думаю, есть над чем задуматься после посещения серой выставки в трофейном музее…

 

Источник: Блог «Конт». 29.01.2018

 

01.02.2018 09:58АВТОР: Dar | ПРОСМОТРОВ: 1484


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (7)
  • Татьяна Бойкова01-02-2018 11:31:01

    И снова огромная благодарность автору. Из разных источников мы узнаем все новые и новые детали изощрённых "подвигов" команды Минкульта, его подчиненных и преданных помощников. Вчера, в выложенной на портал информации Росбалта о пресс-конференции, мы смогли не просто узнать, но и воочию убедиться в том, какой разгром был устроен в Общественном музее (чуть позже мы добавим более качественные фотографии всего этого беспредела, т.к. просто не успеваем освещать все "подвиги" этих двуногих). А сегодня, благодаря замечательной статье Dar, мы можем еще раз убедиться в профессиональности их работников: искусствоведов, экспертов и рериховедов, о которых они так много и взахлеб говорили ранее.

    Один только тот момент, что этой женщине не претит быть сотрудником подобного коллектива и вести экскурсию по выставке в здании бывшем еще 9 месяцев назад, несмотря на мартовский разгром, одной из лучших жемчужин Культурного пространства России, а сейчас его бандитски разгромленные и разбитые украшения, витрины, различные экспонаты и т.п. сброшены в смежных помещениях, говорит о многом.

    Учитывая все это, даже и не удивляет, что человек, знающий о том, какой кошмарный погром был учинен его работодателями в музее, как унижены были его сотрудники, изгнанные со своих рабочих мест без документов и личных вещей (их и позже усиленно пытались всячески унизить разными способами), может позволить себе спокойно вести экскурсию и даже радоваться, заслужив аплодисменты.

    Вести экскурсию, которую в лучшем случае можно назвать безграмотным фантазийным бредом, где как говорят в народе "смешан божий дар с яичницей", а в худшем намеренной дискредитацией имен Рерихов.
    Очень к месту строки, взятые автором эпиграфом к своей статье. Действительно каждая такая экскурсия может принести новые "удивительнейшие" открытия, о которых мы еще и понятия не имеем, и знает об этом только Мария Титова и ее хозяева. И в самом деле, здесь есть над чем задуматься. Только полагаю, задуматься должна бы сама Мария, в какую пропасть она летит, увлекаемая своим руководством и собственным невежеством. Вспомним: незнание законов даже на земле, никого не освобождает от ответственности за их нарушение. Но если здесь, мы нередко наблюдаем (как и в сегодняшней ситуации с Общественным музеем) извлечение из общих правил, то Космические Законы справедливы и непреложны.

  • Ксения01-02-2018 13:22:01

    Вспоминается русская пословица "Каков поп, таков и приход", которая очень уместна в случае описанной в статье ситуации. Я не исключаю, что это делается не только по невежеству, но целенаправленно, и таким образом пытаются дискредитировать имя Николая Константиновича и всей их семьи. Проявление ликов продолжается, и участники этого позорища предстают во всей "красе". Наблюдаем печальное явление - полное отсутствие совести, которую заменили непомерные амбиции и самовозвеличивание.

  • Николай А.01-02-2018 14:22:01

    Дикий непрофессионализм. Вот основное впечатление по итогам наблюдений автора статьи за перлами М.Титовой. Неужели профессиональные знания по профилю истории жизни и творчества Н.Рериха не входили к критерии отбора экскурсоводов ГМР?

  • Мария01-02-2018 16:42:01

    Находясь за тысячи километров, не могла себе представить такое чудовищное зрелище в музее. Напишу словами Генрика Гольдшмидта: "как же легко состыковаться двум мерзавцам для совместного предательства, преступления, мошенничества, и насколько невозможно согласное сотрудничество, когда двое одинаково любят, но понимают все по-разному, потому что у каждого свой багаж опыта". Именно по этой причине, все это и происходит, тот кто предан делу Учителей, смотрит на дело в целом, на результат. А те кто лелеют собственную самость, все играются в земные бирюльки. Результат мы видим на лицо, уничтожено все то, что было создано самим народом; то, что пробуждало в человеке истинные духовные ценности. Спасибо автору статьи за возможность узнать подробности.

  • ЕЛЕНА01-02-2018 18:15:01

    Да уж... Какой директор-вандал, такие и сотрудники государственного музея...

    Перлы невежды
    -------------
    Перлы невежды,
    как вражеский штык,
    бьют по сознанию
    слева и справа.

    Ловко подвешен
    у Маши язык!
    Мелет им все,
    что попало...

    Пред ликом картин
    Мастера Гор
    аплодисменты
    для Маши - укор!
    --------

  • Галина Петрова02-02-2018 23:31:01

    Всё от равнодушия,безразличия к Рерихам.Только искренняя любовь к Рерихам, глубокая признательность за знания, Свет, которые они несли по жизни, делает экскурсии качественными. К сожалению, всё это отсутствует у "героини"статьи. Отсюда причины низкого качества экскурсий.

  • Елена Солодянкина03-02-2018 14:09:01

    Издевательство и цинизм по отношению к Рерихам ярко проявились в "перлах" М. Титовой в её "интерпретации" картин Н.К. Рериха.
    Видимо, команда Мкртычева такой скандальной интерпретацией надеется привлечь посетителей и получить большую коммерческую прибыль. Ведь сейчас чем скандальнее, чем пошлее преподносятся произведения искусства, тем завлекательнее для определенного контингента посетителей, желающих поглумиться над великими произведениями искусства.
    Видимо им это доставляет удовольствие.

    Подобные зкскурсоводы, как М. Титова, невежественные и циничные, не считаются с волей автора, с его замыслом и идеями, они готовы запудривать мозги людям своими безумными и невежественными идеями, лишь бы заслужить скандальную известность и получить выгоду.

    Как мухи летят на зловоние, так и определённый контингент личностей привлекается к духовной нечистоплотности и разложению, даже если они им предложены в государственном учреждении.
    С такой установкой новоиспечённый государственный музей может очень быстро превратиться в очаг бездуховности, безкультурия и духовного разложения, в котором великие идеи Рериха будут отображены, как в кривом зеркале.

    Печально, если команда Мкртычева избрала именно такой способ зарабатываь деньги.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Точка зрения »