Они излучали свет. Из дневниковых записей З.Г. Фосдик
З.Г. Фосдик. 1930
Во время первой выставки Н.К. Рериха в Америке в 1920 году началось тесное сотрудничество З.Г. Фосдик с семьёй Рерихов, которое продолжалось до конца её жизни. Многие годы З.Г. Фосдик вела дневники, в которых записывала впечатления от встреч с Рерихами и отразила их роль в своём духовном становлении.
Её записи начинаются 10 июля 1922 года в Америке на острове Монхиган. «Прожили мы с Рерихами на Монхигане немного больше месяца... имели наслаждение проводить с ними целые дни в беседах и планах о Школе и нашей будущей совместной жизни здесь и в России в будущем. (...) Сколько смеха, шуток, тонкий юмор Н[иколая] К[онстантиновича], его неподражаемые рассказы, воспоминания, глубокие беседы с Е[леной] И[вановной], полные... религиозного значения! Её дивное сверкающее лицо, полное красоты и блеска, прямо не от мира сего. (...) Это был лучший месяц в моей жизни...» (11.08.1922). «Мы с ними совершили несколько прогулок по здешним скалам и холмам. Оба они просты, как дети, и мудры, как избранники Божии» (10.07.1922).
Много ценных рекомендаций было дано Николаем Константиновичем Зинаиде Григорьевне относительно работы с детьми в Школе объединённых искусств. «Какие мудрые советы даёт Н.К. и как он учит нас, как поступать в жизни и в Школе! Его любимое выражение, когда его спрашивают: "Как мне говорить с этим человеком...", Н.К. всегда отвечает: "Сделайте с ним дружбу". (...) Даже с врагами Н.К. умеет говорить так, что они его уважают и пишут о нём хорошо в печати...» (18.10.1922).
Николай Константинович советовал проводить беседы с учениками «для сплочения и развития учащихся. (...) Н.К. и Е.И. очень стоят за соединение учащихся с нами именно в таких небольших группах для бесед, обсуждений. У него в школе в России это часто устраивалось» (24.11.1922).
«Так дороги минуты, проведённые с Н.К.! От него веет особенным светом, мудрость его неисчерпаема, юмор тонок и поразителен, и при этом он очень практически рассуждает, всё приведя к жизненному применению» (26.10.1924).
«Заговорили о книгах и ведении дел, и выяснилось, что мы понятия не имели о том, что каждое учреждение, как государство, должно иметь смету на год, то есть бюджет по затратам... (...) Н.К. изумлялся, что мы этого не знали. (...) Говорит, что в самых простых и великих делах нужен порядок... (....) Ему управлять страной! А при этом он может дать совет и понять психологию самого простого дела. (...) Дивный светлый дух! Наполняет всю нашу жизнь и открывает мировые горизонты» (10.11.1924).
«Чудный мудрец! Что он нам дал за эти шесть недель! (...) Особо почувствовала за эти шесть недель, как бесконечно люблю его, Е.И. и готова душу отдать за дела его» (10.12.1924).
Николай Константинович и Елена Ивановна направляли деятельность американских сотрудников, оказывали им помощь в достижении истинного единения, учили «искусству творить взаимоотношения».
«Н.К. удивительно ровен, не перехваливает людей, не затрагивает их дурных сторон, берёт всё спокойно и с достоинством» (17.07.1929).
Много Николай Константинович говорил о великодушии — чрезвычайно важном качестве для успешного сотрудничества. Повторял, что великодушием «человек оздоровляет атмосферу вокруг себя и самого себя» (21.03.1934).
«Имела разговор с Н.К. Он мне говорил, что видит и знает недостатки каждого, но "претерпевший до конца — спасён будет"... (...) Главное — не давать ход нежелательным мыслям» (30.11.1929), «думать меньше о других, но искать вину в себе. Мыслями убивать можно сильнее ножа, поэтому развивать благие мысли» (15.02.1930).
«Н.К. против назиданий вообще, ибо они именно разъединяют, но никак не вносят единение...» (12.04.1934).
«Вечером были на вечере [Общества] Спинозы в честь Н.К. Очень славно говорила молодёжь, но Н.К. изумительно говорил о сердце, сотрудничестве, огненной энергии, которую мы должны осознать, красоте, вечном труде, приветствовал их группу, затем отвечал на ряд вопросов. Особенно подчёркивал сердце: исходя от сердца, идя сердцем, — затем говорил искать в природе, у звёзд, у красоты чувства истинного понимания. Необыкновенно говорил — так просто, но таким чудным языком — великий Дух — Мастер между нами» (13.04.1934).
Воспоминания З.Г. Фосдик о Е.И. Рерих, с которой она работала и много общалась, дают возможность и нам прикоснуться к Образу этой великой женщины. «Какая это дивная женщина, как она вдохновляет Н.К.! Как она понимает краски, цвета, природу, как любит её!» (10.07.1922)
«Е.И. рассказала, что всегда безумно любила музыку, страшно увлекалась красками (с раннего детства) и понимает, почему ей не было дано развить ни то ни другое. Если бы она избрала профессию, то всецело отдалась бы ей и не могла бы так воспитать детей, быть такой женой, и вся её теперешняя миссия погибла бы. (...) А краски ей нужно было понимать ради мужа и воспитания детей. Е.И. говорит, что сильный духом ищет и выбирает себе назначение в жизни, но таких — очень мало. В большинстве люди не слушаются голоса своего духа, потому столько исковерканных жизней» (15.07.1922).
З.Г. Фосдик так пишет о роли Елены Ивановны в жизни Николая Константиновича: «Она — вдохновение Н.К. Он без неё картину не напишет, всегда просит её выбрать ему место, где писать, и запоминать увиденные краски» (14.07.1922).
Так же, как и Николай Константинович, Елена Ивановна глубоко вникала в дела созданных ими в Америке культурных учреждений, вдохновляла сотрудников, всячески помогала улучшать взаимоотношения между ними.
«...Самое важное — терпимость, ибо нет совершенства. (...) И, видя малые раны, наносимые делу, смотреть на них широко и терпимо, прощая и помня, что это сотрудники и лишь при явном предательстве мы можем их откинуть» (23.08.1928).
«Е.И. и Н.К. сегодня сказали мне, что настоящая аристократия — это не те, кто богат, владеет собственностью и состоянием, но — по-настоящему великие люди. Они надеются, что мы, в Америке, поймём, что не надо прибегать к каким-то особым приёмам для привлечения богатых людей. Да, их надо приближать, но только если они принимают идею общины и желают работать для Общего Блага. Мы не должны стремиться привлекать их из-за их имени или богатства» (13.08.1926).
«Так радостно с ними — слышен постоянный смех, шутки, никакого раздражения или грубого слова, и тем не менее они суровы и требовательны, когда нужно» (10.04.1927). «Чтобы вновь увидеть их любовь, я с радостью бы обошла весь мир, только бы встретиться с ними» (12.04.1927).
Рерихи во всём были примером для американских сотрудников. Елена Ивановна рассказывала о трудностях экспедиции и опасностях, которые подстерегали их на этом пути. Зинаида Григорьевна пишет: «Путешествие было ужасным, судя по их описанию: невообразимые лишения, Е.И. двадцать шесть дней верхом на лошади, трудности при переходе высочайших перевалов, риск быть убитыми каждую минуту, претерпевали страшный холод, люди замерзали насмерть, грязь до такой степени, что их предупредили, что они пойдут по помёту верблюдов... пили самую грязную воду, но шли с радостью и верой» (13.06.1926).
«Н.К. на несколько дней потерял зрение из-за ослепительного солнечного света, зрение Е.И. сильно испортилось. Они стойко переносили все страдания...» (13.08.1928)
«Е.И. говорила, что надо наполнять пространство, трудясь, не думая о результатах. Ибо большие дела, как дуб, растут незаметно, а цветок, который сразу пышно распускается, так же быстро увядает. (...) Посылать всё благое в пространство, трудиться для будущего, но не думать о результатах теперь, ибо они могут быть лишь через долгие годы» (2.10.1928).
«Н.К. говорил: пока человек не отрешился от мысли, что моё — это моё, а не моё — это чужое, до того времени его нельзя трогать и насильно пробуждать сознание. Ибо сознание растёт изнутри, а не внешними толчками» (5.07.1929). «Он говорит, что один путь — это уйти от человека, который тебе делает зло, а другой — ответить ему любовью, ибо от одного человека зависит не нарушать единения, а не от двух» (8.12.1929).
«Н.К. сказал замечательную вещь, что те, кому дают, всегда разбегаются. Так было и с Христом — приходили за исцелением, за получением, кому было нужно, и поспешно уходили. Но сами ничего не давали. И теперь приходят многие к Н.К., богатые, значительные, и получают от него слово, книги, помощь, а сами и не думают, чтобы дать что-либо» (13.11.1929).
«...Он говорил против отрицания — всё покрыть благословенным "да", а не отрывистым "нет". (...) Одно строит, созидает, а другое разрушает. Одно — животное состояние, другое — человеческое» (9.01.1930).
«Забыть личные чувствования, настроения, жалобы, не видеть даже, если явно происходят несправедливости, даже не помнить их. Ибо дела растут так быстро, что мы должны поспеть за ними и спешить с ростом, при этом не вспоминая мелких вещей и обид. Остаётся лишь большое. Забыть про личную горошинку» (15.02.1930).
«Утром Н.К. мне сказал: "Итак, вы остаётесь одна". (...) ...Подчеркнул, что будут моменты одиночества и горести, не искать физического, внешнего утешения, а идти к Влад[ыке], к Учению, знать, где помощь. С этой стороны одиночества не может быть» (18.04.1934).
Александр Г.17-02-2025 08:04:01
«Они излучали Свет»
И Радна- радость- ходила при Свете. Свой Свет- от Их Света.
Первая ученица, надежная. Фото есть. Пароход на Оби, Гуру и Радна на палубе. Скорей всего, июль 1926 года.
Вёрст в ста, может, меньше от посёлка...
Уже писал - Рерих в « Чинтамани» символом ученицу выразил, внимательно смотрите в верхний правый угол...
Сколько в 1974 году Зинаиде Григорьевне было? Почти 85.
Как вспоминала Н.Д. Спирина, в московском аэропорту она /а ей тогда было 63 года/ рассчитывала увидеть старенькую немощную / божьего одуванчика.../- а с трапа легко сошла улыбающаяся хозяйка Музея Рериха в Нью Йорке.
Дух превыше всего!
Почти 800 страниц в книге воспоминаний Радны об Урусвати и Гуру. «Мои Учителя»- бесценный клад, люди с воодушевлением прочитывали живые свидетельства о наших великих соотечественниках.
... Посмотрите на фото Радны, оно здесь - чистый незамутненный взгляд, пронизывающий вас...
Сергей Оленев17-02-2025 09:21:01
З.Г. Фосдик (Шафран до замужества, Лихтман в первом браке) осталась верной Рерихам после предательства Хорша с Эстер Лихтман. «Страж верный» - говорили Рерихи о ней.
Необходимо отметить качества духа Н.К. Рериха, которые создавали мощный магнит сотрудничества, тот центр, которым строилась вся работа в созданных культурных обществах.
В подборке отмечается, что «Н.К. удивительно ровен, не перехваливает людей, не затрагивает их дурных сторон, берёт всё спокойно и с достоинством» (17.07.1929).
Много Николай Константинович говорил о великодушии — чрезвычайно важном качестве для успешного сотрудничества. Повторял, что великодушием «человек оздоровляет атмосферу вокруг себя и самого себя» (21.03.1934).
Поэтому и ждем новых воплощений великих подвижников, которые своими благими энергиями смогут объединить людей на благо родины и мира.
борис17-02-2025 09:50:01
В части изучения жизни и творчества семьи Рерихов на первый взгляд может показаться, что такой источник как дневник Зинаиды Григорьевны Фосдик является безусловной истинной. Но здесь хочется сослаться на мысли Л.В.Шапошниковой высказанные ей в журнале " Культура и время" 2006 №4 статья " Рериховцы против рерихов"
"С помощью нью-йоркского Музея Николая Рериха издательство «Сфера» издает дневники З.Г.Фосдик «Мои Учителя», где содержатся нападки на Святослава Николаевича, а деятельность старших Рерихов представлена не в лучшем свете. Зинаида Григорьевна, человек достойный уважения, надежный сотрудник Рерихов, в своих личных дневниках, на публикацию которых она не давала никому разрешения, могла ошибаться или написать, под влиянием момента, какие-то несправедливые слова. Теперь именно это преподнесено российскому читателю с «доброй» помощью Д.Энтина, исполнительного директора нью-йоркского музея. Эта «добрая» помощь сочетается с угодливыми писаниями Аиды Тульской, настроенной крайне отрицательно к стране, которую она в свое время покинула, и бывшего сотрудника МЦР Н.Самохиной. Одна утверждает, что без нью-йоркского музея и лично господина Энтина не было бы в России рериховского движения, забывая или не зная о том, что у истоков этого движения стояли рериховские общества Латвии и Эстонии, вернувшиеся после Второй мировой войны в СССР из Харбина рериховцы, привезшие с собой ценные материалы о Рерихах, и, наконец, старший сын Рерихов Ю.Н.Рерих, приехавший в нашу страну в 1957 году и ставший ее гражданином. Юрий Николаевич рассказал немало о своей семье и собрал вокруг себя целый круг единомышленников. А регулярные визиты Святослава Николаевича, его публичные выступления, выставки, его контакты с множеством людей! Это что? Может быть, этого ничего не было? Другая утверждает, что именно музей в Нью-Йорке является центром изучения Живой Этики, совершенно при этом забывая о МЦР, о его публикациях о Живой Этике, о международных научных конференциях, семинарах по Живой Этике и многом другом, что никогда не было свойственно нью-йоркскому Музею Николая Рериха."
Татьяна Бойкова17-02-2025 12:05:01
Борис, почему надо все перевернуть... Разве в этой подборке Вы увидели что-то нехорошее..? По моему, здесь подобраны все самые лучшие высказывания, показывающие высоту наших Учителей, поясняя как нужно нам вести беседу, как стараться по доброму отнестись даже к тому, кто сказал или сделал тебе что-то не совсем хорошее.
"Сделайте с ним дружбу"- говорил Николай Константинович, т.е. посмотрите глазом добрым... и можете увидеть все в другом ракурсе.
Так зачем вспоминать что книга была издана без согласия З.Г.Фосдик, что там есть не совсем хорошие моменты и т.д. и т.п.
Зачем плевать на человека, который трудился над лучшим из текста книги.
Ольга Григорова17-02-2025 18:09:01
Это личный дневник. И совершенно не надо смотреть на него, как на абсолютную истину. Это касается впрочем всех публикуемых дневников о воспоминаниях встреч, общения с известными людьми. Это всегда будет субъективно. Поэтому просто надо подходить разумно. Но всё-таки дневник - это как беседа с живым человеком, и это всегда интересно.
В оценке же событий мы всегда можем ориентироваться на письма Елены Ивановны.
борис17-02-2025 21:46:01
Ни в коем случае ,в моем комментарии, не было умаления автора подборок из дневника Зинаиды Фосдик. Дело в том, что заинтересованный читатель данной статьи может обратиться к книге и сразу найти там ,то о чем в своей статье написала Л.В.Шапошникова. А авторитет ее , как истинного рериховеда ,думаю известен всем кто серьезно изучает наследие семьи Рерихов.
Сергей Скородумов18-02-2025 00:11:01
Согласен с Борисом.
Действительно, дневники З.Г.Фосдик не предназначались для публикации. И в них содержится много искажений, вызванных особенностями ее личного восприятия. Факты переплетены с собственными представлениями и их интерпретациями.
Чтобы не организовывать на "Адаманте" очередную длинную и бесплодную дискуссию, предлагаю администраторам поднять статью Татьяны Олеговны Книжник "Плоды просвещения", которая как раз посвящена публикации дневников З.Г.Фосдик.
Сергей Скородумов18-02-2025 00:16:01
Опубликованные цитаты вызовут интерес к книге "Мои Учителя". И познакомившись с ней, читатель получит искаженную информацию о Рерихах...
Сергей Оленев18-02-2025 04:31:01
Еще раз напомним, что опубликованной статье показаны положительные и даже восторженные воспоминания Фосдик о Рерихах. В статье Книжник отмечены все субъективные моменты, которые посчитали ошибочными, часто заслуженно. Ибо даже ученики Рерихов не всегда точно понимали мотивацию С.Н. Рериха. На основании двух текстов можно диалектически построить картину ближайшего круга учеников Рерихов. Далее видно, что одни люди находят и акцентируют внимание на положительном, а другие на ошибках, которых никто избежать не может.
Эту картину видели на обсуждении статьи об Абрамове, когда судили Архата человеческими суждениями, умаляя подвижника. На мой призыв строить представления о нем по Граням Агни Йоги и письмам Рерихов, отстаивали свою точку зрения, которая знакомила читателей с бытовой стороной жизни, а не внутренней духовной. Другие приводили цитаты из ГАЙ о трудностях Абрамова на духовном пути, забывая о победах Архата во время этих испытаниях. Так что ничего нового мы не видим в подходах людей… Каждый видит «глазами» своей ауры…
Татьяна Бойкова 18-02-2025 06:03:01
Несомненно, каждый воспринимает все написанное по-своему. Скажу о своем первом впечатлении после прочтения этих дневниковых записей Зинаиды Григорьевны.
Осмысливая только что закрытую книгу, мною несколько дней владела такая радость оттого, что наши Учителя-Рерихи были такими же простыми людьми, как и мы, а это значит, что нам есть к чему стремиться! Для нас все открыто и мы можем стать такими же когда то. Вот и все мои выводы после прочтения книги.
Все зависит от человека и его развития. Другой и Учение прочтет, но останется прежним и будет поступать ровно наоборот...
Александр Г.18-02-2025 10:45:01
Но разница между текстами Агни Йоги и Граней существенна.
Того магнетизма , который в Агни Йоге, в Гранях нет, но...
От Учителя могут идти и менее напряженные мысли. Несущие Истину. И в самих книгах разные напряжения,
« Напряжение отвечает действительности». В Надземном, к примеру, полегче воспринимаются. Но в Беспредельности... Да и в Иерархии. Любимые Еленой Ивановной.
Критерий один- наличие при чтении устремления.
« Явление устремления Я могу назвать Космическим Магнитом»
Психическая Энергия выявляется при качественном восприятии сложных текстов. Космических- в нашем случае.
Но и у многих думающих людей ПЭ наличествует, своя какая то. Это окружающие чувствуют,многие неявно отличают астрал от Знаний. Впрочем, все это давно известно...
Сергей Скородумов18-02-2025 12:00:01
Л.В.Шапошникова. "Мой сын Борис..."
"Также, на мой взгляд, не совсем удачны прямолинейные сравнения параграфов Живой Этики с записями Абрамова. Всегда необходимо при этом иметь в виду личность и индивидуальные особенности принимающих Единый источник, а также учитывать еще одно обстоятельство. Учение – это мощная энергетическая структура, воздействующая на сознание человека, соприкасающегося с ней. Учение развивается не столько через увеличение объема информации, с ним связанной, сколько через процесс изменения сознания самого изучающего, когда завтра мы видим в этом Учении то, что не заметили вчера или сегодня, когда завтра мы поражаемся глубине мысли, показавшейся нам еще вчера банальной. Учение развивается настолько, насколько мы сами развиваемся в нем, вбирая в себя ту энергетику, которая заложена там Великими ее Создателями. Что же касается утверждения, что Живая Этика есть последний «Огонь, последняя Пища и Вода», оно не так уж несправедливо, если мы приложим его к нашему виду человечества. Каковой будет диалектика развития Учения на уровне следующего вида, для которого оно собственно и предназначено, пока остается лишь догадываться. Подобное же утверждение ни в коем случае не может являться оправданием пренебрежения к «Граням Агни Йоги», которые помогают тем, кто еще не постиг глубины Учения, понять его или включиться в процесс этого понимания. Я бы назвала «Грани» важнейшим комментарием к Учению".
Сергей Скородумов18-02-2025 12:05:01
Честно говоря, в Рериховском движении ярко проявилась другая проблема - умаление сыновей Рерихов на фоне Б.Н.Абрамова. И попытка провести через него свою "иерархическую линю". Это говорит о непонимании самой сути Учения Живой Этики и нарушении Закона Иерархии. Сыновья Рерихов занимали более высокую Иерархическую ступень, чем Б.Н.Абрамов. И, я полагаю, ему очень не понравились бы эти "иерархические игрища", которые устроили современные "рериховцы"...
Ольга Григорова18-02-2025 13:34:01
Что касается дневников. Ни в коем случае нельзя их считать каким-то разделом Учения. Но Татьяна Бойкова права, мы немного соприкасаемся и с обычной жизнью дорогих нам образов, и я не вижу в этом ничего страшного.
Сергей Скородумов, я очень хорошо Вас понимаю, Вам всё время хочется нас оградить от той, или иной не очень достоверной информации. Как фильмы, которым детям до 16. Но так нельзя, всё-таки надо самим учиться разбираться, мы не можем быть всё время не самостоятельными. Да, мы разные, разные накопления, разный опыт и многое другое. Кому может быть и надо терпеливо объяснять. Но запрещать нельзя.
Что касается искажения обликов, то в информационном пространстве уже их столько! В дневниках уж ничего особо ужасного нет. Во всяком случае у меня после прочтения дневников моё восприятие, понимание, значение Святослава Николаевича, глубокое уважение к нему совершенно не изменилось.
Что касается ступеней иерархии. Действительно у нас есть любители разбирать и считать эти ступени причём абсолютно по собственному усмотрению. Думается лучше заняться своими собственными ступеньками.
Сергей Скородумов18-02-2025 15:18:01
Уважаемая Ольга Ефимовна!
Не могу с Вами согласиться.
Очень хорошо помню отношение Людмилы Васильевны Шапошниковой к публикации дневников Зинаиды Григорьевны Фосдик. Борис, кстати, привел здесь фрагмент из ее статьи "Рериховцы против Рерихов".
Если мы будем отходить от тех вех, которые расставила Людмила Васильевна Рериховскому движению, то его путь окончится в топком болоте.
Наша прямая задача - давать соответствующую характеристику недостоверным источникам и защищать Рерихов от умаления, в том числе самими же рериховцами...
Сергей Скородумов18-02-2025 15:22:01
Основная беда Рериховского движения - невыполнение Иерархических указаний Святослава Николаевича Рериха и Людмилы Васильевны Шапошниковой. Причина - амбиции и самость превосходства так называемых "рериховцев". Все это уже привело к разрушению экспозиции Музея. И следующим шагом может стать окончательный распад Рериховского движения... Но шанс предотвратить это все же есть ...
Ольга Григорова18-02-2025 18:27:01
Сергей, Вы меня не поняли. Я совершенно не считаю публикацию дневников чем-то очень нужным и обязательным. Но они опубликованы. Я о том, что нельзя запрещать что-то кому либо читать. Как сказано, главное не то, что в нас входит, а то, что из нас выходит. Для меня оценка дневников не более, чем оценка любых личных дневников, которые всегда субъективны. И очень хорошо, когда сам человек увидит недостатки, и сам может не согласится с теми, или иными оценками Зинаиды Фосдик.
С Людмилой Васильевной я тоже немного общалась в 1994-96 годах. И даже был такой момент, когда мы в одной оценке не сошлись, а потом в итоге она со мной согласилась. (Ну это, конечно не касалось напрямую Учения). Немного зная Людмилу Васильевну, мне думается, что она бы не приветствовала публикацию ранних записей Абрамова. (Моё мнение, естественно не утверждаю).
Но я скажу всё-таки крамольную мысль. Какой бы авторитет и знаток Учения не был, мы всё равно каждый окрашиваем понимание Учения своим сознанием. Если мне надо разрешить какую-то проблему, я могу обдумывать её годами, пока у меня не созреет решение. Так например я решала проблему аутизма именно, руководствуясь Учением. И потом всё очень ясно и ровно выстроилось.
Как бы я не уважала человека, как бы не понимала его огромную роль размышлять я буду сама, руководствуясь только первоисточниками, в которые естественно входят и все девять томов писем Елены Ивановны.
Я преклоняюсь перед Людмилой Васильевной, перед её земным подвигом. Она сделала почти невозможное, создав такой великолепный музей. Я всегда с огромным интересом слушала её лекции.
Но, простите думать и чувствовать я буду сама. И, конечно, я совершенно не переношу мой подход на других. Впрочем, общаясь со мной, Вы это уже поняли. Мы можем с Вами в чём-то не соглашаться. Но это совершенно не мешает мне быть рядом.
Администратор
Совершенно с Вами согласна, Ольга. (Т.Б)Сергей Оленев19-02-2025 03:52:01
С. Скородумов «Честно говоря, в Рериховском движении ярко проявилась другая проблема - умаление сыновей Рерихов на фоне Б.Н.Абрамова».
Сам придумал о якобы умалении сыновей, а теперь усиленно борется с собственными фантазиями, отвлекая сознание людей от всего положительного в РД. Ищет ошибки людей с лупой, даже у Архата Абрамова находит, написав в комментарии «И земной, и духовный пути очень сложны.
Трудности могут быть даже у человека, достигшего высокой эволюционной ступени...», - и приводит цитату об этих якобы «трудностях»...
Совершенно забывая, о достижениях Абрамова, которые и показываются в статьях о нем. И если приводятся такие подборки из Граней А.Й., то это уже якобы «умаление» сыновей Рерихов? Фантастическая способность извращать представление темы обсуждения, а затем усиленно бороться с собственными «фантазиями» под «праведными» лозунгами...
Сергей Скородумов20-02-2025 16:38:01
Сергей Оленев!
Вы хоть иногда думайте, о чем пишете. Очень, скажу я Вам полезное занятие, которым вы почему-то постоянно пренебрегаете.
Умаление сыновей Рерихов идет не от цитат из Граней Агни Йоги, оно возникает в головах так называемых "рериховцев", которые наивно и ошибочно через Б.Н.Абрамова проводят "вторую" Иерархическую линию к СибРО и Спириной. Тем самым все распоряжения Святослава Николаевича Рериха полностью игнорируются...
Проблема именно в этом.
Сергей Скородумов20-02-2025 16:56:01
Уважаемая Ольга Ефимовна!
Мне вообще непонятно, как можно кому-то что-то запретить читать? О чем это Вы? Можно только высказать свое мнение по поводу этих публикаций. Людмила Васильевна Шапошникова так и сделала. И я с ней полностью согласен. Если у Вас совершенно другое мнение – вы вправе его иметь.
Заметьте, что обсуждение идет не в личном чате, а в публичном пространстве.
Мне думается, Ольга Ефимовна, каждый из нас всегда размышляет сам. Но есть еще и Вестники Космической эволюции, которые знают намного больше нас и расставляют вехи на нашем духовном пути. Свобода воли позволяет многим этими вехами пренебрегать. Можно не соглашаться и с Рерихами, и с Учителем. В результате это приводит только к очередным задержкам и удлинению пути.
И еще. Честно говоря, резануло Ваше сообщение об общении с Людмилой Васильевной. Но это, наверное, мое личное ощущение.
Как был Иерархический принцип камнем преткновения в Рериховском движении, так он им и остался. А жаль…
Ольга Григорова20-02-2025 19:46:01
Сергей, а что резануло? То, что Людмила Васильевна согласилась с моим мнением? Эта тема была ближе к политике. Это было очень доброжелательное общение. Я к тому, что она вполне могла соглашаться с мнением другого человека. Это что её умаляет? По-моему наоборот.
Да, может быть то, что я написала больше относится к личному чату. Но мне думается, что иногда можно и здесь. Просто хочется, чтобы у нас, несмотря на иногда разные взгляды были более доверительные отношения. Так что это такая лёгкая попытка построить их. Ну, например чуть-чуть рассказать о Людмиле Васильевне, как об обычном человеке.
В одном из писем Елена Ивановна рассказывала, что иногда приезжающие к ней удивлялись, что встречала их обычная женщина. И в своих письмах Елена Ивановна писала и о личном, об обычной жизни. И все эти письма изданы МЦР. И письма эти дороги не только тем, что там разбирались вопросы Учения, культуры, политики; мне они ещё дороги тем, что Елена Ивановна давала нам пример великого терпения и уважения в общении с очень разными людьми.
Я понимаю, что Людмила Васильевна для Вас и для многих других являлась земным Учителем. И, конечно отношение к своему Учителю должно быть таким, и никаким иначе.
Но Вы сюда привели, простите и Рерихов, и Владыку.
У каждого был свой путь к Учению. Я пришла к Учению сама, у меня не было земного учителя. Мой путь оказался основан на моём собственном опыте, порой опасном. Но в 1992 году я открыла двухтомник писем Елены Ивановны, и после первого же абзаца я поняла, что путь я нашла. С тех пор моим земным Учителем стали письма Елены Ивановны.
И говорить, что если я в чём-то не соглашаюсь с Вами, и тем более если в чём-то не соглашусь с глубоко уважаемой мной Людмилой Васильевной (причём это никогда не касалось самого Учения), то значит я могу не соглашаться с Рерихами и Владыкой, это, простите уже чересчур.
Как-то на Адаманте был опубликован чей-то рассказ о том, как автор пришёл к Учению. И это правильно. Думается, что это может помочь нам стать ближе друг к другу и лучше понимать друг друга.
Друзья мои, ведь не так уж нас много, если смотреть в размере всей России.
Мне уже прилично лет, может быть тоже не надо, чтобы история о моём начале пути ушла вместе со мной.
Сергей Скородумов20-02-2025 23:42:01
Уважаемая Ольга Ефимовна!
Спасибо за ответ! Резанул не факт, приведенный Вами, а стиль в котором Вы это сделали. Действительно, эту ситуацию лучше было обсудить в личном чате. Что касается Дневников Фосдик, то Людмила Васильевна высказалась совершенно конкретно в публичном пространстве. Это не личный разговор и обмен мнениями, а ее четкая позиция. И ее критика касалась, в первую очередь, Энтина.
Нас, действительно, не так уж много по всей России. Но разрушение Музея разделило всех непреодолимой стеной. И я, например, никак не могу считать единомышленниками тех "рериховцев", которые помогли захватчикам.
В последнее время началось какое-то нехорошее смешение тех и других в "культурной" деятельности. И я непременно буду делиться тем, что усвоил у Людмилы Васильевны. В том числе и по этому поводу.
Сергей Оленев21-02-2025 03:45:01
Снова очередное хамское высказывание Скородумова в адрес оппонента со странной аргументацией, поскольку мною явно не проводится «"вторую" Иерархическую линию к СибРО и Спириной»,- по заявлениям С.
Также ничего подобного не было в дискуссиях на статьи об Абрамове, все это только странные трактовки их в голове Скородумова. Свои странные измышления навязывает другим, а затем усиленно борется с ними. Да еще приписывает свои «фантазийные» интерпретации Оленеву в оскорбительной форме. Ярый «ревнитель» сеет рознь в РД, обвиняя всех не согласных с его точкой зрения, которая основана на собственных измышлениях, а не первоисточниках.
Сергей Скородумов27-02-2025 14:05:01
Сергей Оленев!
По последнему комментарию можно сделать вывод, что у вас закончился запас валерианы, и вы прекратили ее принимать.
Про "вторую иерархическую линию" я писал, как о проблеме, существующей в Рериховском движении. Если вы приняли это на свой счет, значит, проблема для вас тоже актуальна.
Кстати, после вашего появления на "Адаманте" активизировались нападки на МЦР и Людмилу Васильевну Шапошникову. Это очень грустно. В первую очередь - для "Адаманта". Не повезло порталу с новым администратором...
Администратор
Во всем Оленев виноват. Очень смешно, есть кого обвинить в проблемах... С.О.ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".