Сентябрьский обзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» 2023 года (фоторепортаж). Программа «Рерихи и Россия» в Галерее современного искусства Казани. В Казани состоялось открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» (фоторепортаж). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. О создании кооператива по выпуску и реализации качественной литературы. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



История музея


 

Путь к Музею

 

Рерихи любили Родину самоотверженно и жертвенно. Они верили в ее великую будущность и понимали сложность поставленных задач. «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – писал Николай Константинович Рерих. «Русский народ покажет пример и даст человечеству новые пути, новые врата и тем обогатит и создаст новую прекрасную жизнь», – утверждал Святослав Николаевич Рерих. «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира», – писала Елена Ивановна Рерих, отмечая роль России в планетарном историко-эволюционном процессе.

 

Не избранность, но неизмеримо огромная ответственность виделась Рерихам в той миссии, которая была суждена их Родине. Собранный в «грозе и молнии», в страданиях и лишениях, ждущий своего раскрытия мощный духовный потенциал русского народа служил надежным фундаментом для преображения сознания. Без этого преображения эволюция была невозможна. Именно в пространстве России по ряду культурно-исторических причин начали складываться и новое мышление, и новое сознание, получившие позже название «космическое». Именно в Россию на русском языке была передана через Рерихов Живая Этика – философия Космической Реальности.

 

Вернуться на Родину старшим Рерихам не удалось – советские власти не были в этом заинтересованы. Выполнить задачу, поставленную родителями, смогли сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Уникальное наследие – результат героических трудов всей семьи – было доставлено из Индии в Россию. Дальнейшая его судьба соотносится с характером самой России: она трудна, драматична и порой трагична.

 

 

Юрий Рерих возвращает Родине Рерихов

 

 

 Ю.Н. Рерих. 1958 – 1960 в Московской квартире Путь к созданию в Москве Музея имени Н.К. Рериха начался в конце 50-х годов прошлого века, когда в 1957 году по приглашению Н.С. Хрущева в СССР из Индии приехал старший сын Н.К. и Е.И. Рерихов, Юрий Николаевич, – выдающийся ученый-востоковед с мировым именем. Он привез с собой сотни картин своего отца, архив Центрально-Азиатской экспедиции, обширную личную библиотеку, часть фамильных коллекций  (древнебуддийская живопись, древняя бронза), личные вещи старших Рерихов – ту часть наследства, которая перешла к нему после ухода родителей.

 

Пребывание Юрия Николаевича на Родине было насыщено воистину подвижническими трудами. Его вклад в дело возрождения и развития загубленного репрессиями российского востоковедения огромен, а опыт и знания, приобретенные во время странствий по просторам Центральной Азии, бесценен. Этим опытом он щедро делился и с учениками, и со всеми, чей интерес к Востоку и его философским учениям не был праздным любопытством.

 

Ученый редкого синтетического склада, имевший мировое признание, удивительный человек – деликатный и мудрый, с характером воина, Юрий Рерих обладал какой-то особой, трудно объяснимой для современников притягательностью. «Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не хватало в те годы культурной России, – подчеркнула в выступлении на юбилейной конференции в честь 90-летия Ю.Н. Рериха Л.В. Шапошникова. – В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни».

 

Именно Юрию Николаевичу удалось пробить стену запретов и умолчания, окружавшую в СССР имена и творчество Ю.Н. Рерих на открытии выставки Н.К. Рериха  в Третьяковской галерее. Июль 1959 г.Рерихов, и тем самым вернуть Родине ее национальное достояние. 12 апреля 1958 года в Москве на Кузнецком мосту впервые за долгий период открылась выставка полотен кисти Н.К. Рериха. «Выставка продвигается. Грандиозный успех. Ежедневно тысяч пять посетителей», – писал Юрий Рерих брату Святославу в Индию.

 

«Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 ч. вечера и не выпускала дирекцию. Книга отзывов – в 6 томах!», – радостно сообщал он позднее. Москва, Ленинград, Киев, Рига, Тбилиси – и повсюду колоссальный успех.

 

За этот срок было выпущено два издания каталога с выставки Н.К. Рериха в Москве. Вышли статьи в центральных журналах, снимался фильм, готовилась монография. Ю.Н. Рерих неутомимо выступал с лекциями и докладами в музеях и галереях, участвовал в передачах радио и телевидения. Но главной его целью был Музей Н.К. Рериха, о создании которого Юрий Николаевич вел продолжительные и ответственные переговоры с высокопоставленными чиновниками советского правительства.

 

Но Мемориальный Музей Н.К. Рериха в Ленинграде или в Сибири (Алтае) так и не был устроен. Не состоялась и обещанная автономная экспозиция картин Н.К. Рериха в Русском музее Ленинграда. Для ее организации Ю.Н. Рерих передал из своей личной коллекции более трех сотен великолепных полотен Н.К. Рериха, большинство из которых ныне томятся в запасниках. Еще 60 принадлежавших ему картин Н.К. Рериха пополнило собрание Новосибирской галереи.

 

 

Ю.Н. Рерих, Л.С. Митусова и Л.М. Богданова на открытии выставки картин
С.Н. Рериха в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Май 1960 г.

 

 

11 мая 1960 года при содействии Ю.Н. Рериха в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка произведений его младшего брата, выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха. Она пользовалась колоссальным успехом и собирала несчетное количество посетителей.

 

Спустя десять дней после открытия выставки, 21 мая 1960 года, Ю.Н. Рериха не стало. Он ушел из жизни внезапно, на взлете всех своих творческих сил и возможностей.

 

 

Святослава Рериха не допускают к наследству старшего брата

 

 

Ю.Н. Рерих не успел оставить завещания. Принадлежавшая ему часть наследия Рерихов стала предметом различных махинаций и интриг.

 

Права на наследство в полной мере должны были перейти к единственному законному наследнику – С.Н. Рериху. Еще до отъезда в Индию он подал в соответствующие инстанции заявление о принятии наследства и получил от секретаря министра культуры Е.А. Фурцевой заверения в положительном решении связанных с наследованием вопросов.

 

Святослав Николаевич распорядился передать уникальную библиотеку брата в Институт востоковедения Академии наук СССР для создания Мемориального кабинета Юрия Николаевича Рериха. В квартире Ю.Н. Рериха на Ленинском проспекте остались жить сестры Богдановы, Людмила и Ираида, экономки, сопровождавшие Рерихов в Центрально-Азиатской экспедиции и вернувшиеся на Родину вместе с Юрием Николаевичем. С.Н. Рерих передал в их пользование финансовые средства брата и его гонорары. В той же квартире оставалась значительная часть наследия Рерихов, привезенная Юрием Николаевичем из Индии.

 

Через год после смерти Ю.Н. Рериха умирает Л.М. Богданова, а ее сестра, И.М. Богданова, через некоторое время выходит замуж за некоего В.Ю. Васильчика. И.М. Богданова не имела никаких документов, подтверждающих ее права на наследие Рерихов. Тем не менее, в печати стали появляться публикации из архивов Ю.Н. Рериха за подписью «Богданова-Рерих», а на выставках – картины, сопровождаемые надписью «из собрания И. Богдановой».

 

Обеспокоенный судьбой оставшегося в СССР наследия родителей и брата, С.Н. Рерих обратился к послу СССР в Индии И.А. Бенедиктову, послу Индии в СССР К.П.Ш. Менону и министру культуры СССР Е.А. Фурцевой – безрезультатно.

 

Министр культуры СССР Е.А. Фурцева открывает выставку
С.Н. Рериха в ГМИИ имени А.С. Пушкина. 11 мая 1960 г.  

 

 

Во время очередного визита в СССР С.Н. Рерих передал в Министерство культуры Памятную записку, в которой, в частности, писал: «Как единственный прямой наследник художественных и научных ценностей, созданных или собранных моим отцом, академиком Н.К. Рерихом и братом профессором Ю.Н. Рерихом, я считаю своим долгом выразить пожелание, чтобы указанные ценности были бы взяты под надлежащую охрану и использовались бы только в соответствующих научных и культурно-просветительских целях».

 

В апреле 1976 года в большом письме к министру культуры П.Н. Демичеву С.Н. Рерих опроверг измышления о родственной связи И.М. Богдановой с семьей Рерихов и отметил, что она «никакого отношения к научной или творческой деятельности моих родителей и брата не имела. Вместе со своей покойной сестрой она многие годы занималась хозяйством, чем единственно ее связь с членами нашей семьи всегда ограничивалась».

 

В том же письме Святослав Николаевич Рерих предложил министру культуры П.Н. Демичеву осуществить комплекс мер по сохранению и правильному использованию художественных и научных ценностей, оставшихся на квартире Ю.Н. Рериха. В частности, для контроля предполагалось создать работающую на общественных началах комиссию из компетентных лиц, в составе которой он видел Л.В. Шапошникову, А.Н. Зелинского, П.Ф. Беликова и других. Предложения С.Н. Рериха приняты во внимание и реализованы не были.

 

В ноябре 1979 года С.Н. Рерих обратился к председателю Совета Министров А.Н. Косыгину. Он писал: «В настоящее время доступ к распоряжению этим имуществом (брата – ред.) получили посторонние, абсолютно некомпетентные лица, и я фактически оказался отстраненным от участия в его использовании. Склоняясь всегда к тому, чтобы ценности культурно-общественного назначения находились в музеях, хранилищах или научных учреждениях, я хотел бы надлежащим образом распорядиться культурным наследием, созданным и собранным членами нашей семьи, и был бы чрезвычайно признателен за предоставление мне такой возможности».

 

В июне 1981 года Святослав Николаевич повторил попытку обратить внимание правительства на недопустимость сложившейся ситуации. В письме председателю Правительства СССР А.Н. Тихонову он пишет: «В связи с ненормальным положением, сложившимся за последние годы в мемориальной квартире моего брата, прошу Вашего скорейшего содействия в урегулировании дел, связанных с наследием нашей семьи и использованием во благо ценнейших культурных и научных материалов в целях изучения и просвещения».

 

В январе 2004 года умирает И.М. Богданова, и все оставшееся после смерти Юрия Николаевича наследие Рерихов полностью попадает в руки ее мужа, В.Ю. Васильчика. Масштабы расхищения принадлежавших Рерихам редчайших культурных ценностей резко возрастают.

 

Двойная игра госчиновников в отношении наследственной части Ю.Н. Рериха, беспощадность, с которой они устранили законного наследника от распоряжения ею, привели к разрушению целостности привезенной Юрием Николаевичем части наследия Рерихов. В результате Россия, может быть, безвозвратно лишилась важных научных и художественных коллекций, необходимых для всестороннего осмысления наследия, собранного подвижническими трудами всей семьи Рерихов.

 

 

 

Основная часть наследия Рерихов

 

Святослав Николаевич Рерих задумывался над судьбой хранимого у него наследия еще в 60-х годах прошлого века. «Е.И. завещала мне все, и я временно все сохраняю, – писал он в декабре 1967 года В.А. Шибаеву. – Ведь мы только временные заместители. Но все же наша ответственность велика. Как я уже писал, главное затруднение – найти сотрудников подходящих, серьезных, знающих».

 

С.Н. Рерих, Л.В. Шапошникова и Д.Р. Рерих
в художественной школе при центре искусств
«Читракала Паришад». Бангалор. 1980


Людмила Васильевна Шапошникова, будущий Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, познакомилась со Святославом Николаевичем Рерихом в 1968 году. Крупный ученый-индолог, талантливейший писатель, лауреат Международной премии имени Дж. Неру, она в течение ряда лет работала в Индии, в Мадрасе. Преподавала в Университете, затем работала в мадрасском отделении представительства Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Почти каждую неделю она бывала у Святослава Николаевича в Бангалоре. Они обсуждали многие проблемы, но тему хранившегося у него наследия Святослав Николаевич впервые затронул в 1972 году.

 

«Мои родители, да и мы с Юрием Николаевичем, все работали для России, и то, что сделали, хотели передать ей, – вспоминает Людмила Васильевна слова С.Н. Рериха. – А архивы матушки – самое ценное во всем наследии. Это прежде всего беседы с Учителем, которые послужили основой Живой Этики. Там много такого, чего еще нельзя открывать. Но я остался один из всех и на мне лежит ответственность передачи наследия и особенно архивов». Тогда он поинтересовался ее мнением, кому в СССР все это можно передать. Вопрос был неожиданным и сложным. У Л.В. Шапошниковой не было сомнения в том, что передача подобного архива ничего хорошего не сулила: он мог оказаться одинаково недоступным для исследователей как в частных руках, так и в ведении государства. Велика была вероятность полного засекречивания архива, поскольку в те годы советская система и ее идеология нетерпимости к инакомыслию были очень сильны. «В Ваших рассуждениях есть большая доля правды. Оставим пока эту проблему и подождем», – закончил разговор Святослав Николаевич.

 

Начавшаяся в СССР перестройка многое изменила. К концу 80-х годов прошлого века советская тоталитарная система подходила к точке своего распада, идеологический прессинг ослаб, и над страной витали идеалы свободы. Перестройка ускорила процесс формирования нового мышления, которое в свою очередь определило поворот к духовным ценностям, к новому осмыслению богатейшего культурного наследия страны. Оно же породило огромный всплеск все возрастающего интереса к Рерихам, их наследию, к культурным традициям Востока.

 

Эти процессы предопределили возможность создания в Москве Музея имени Н.К. Рериха, путь к которому, длиною в 40 лет, завершился в 1997 году, когда 9 октября в старинной усадьбе Лопухиных состоялось открытие его постоянной экспозиции. Это было своего рода «третье открытие» Музея. Чтобы понять всю значимость этого события, необходимо проследить историю становления музея и тот непростой путь, который был им пройден.

 

 

 

09.08.2019 11:12АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 670


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Ксения09-08-2019 18:53:01

    Мы надеемся, что история Общественного Музея Н.К. Рериха в Москве в усадьбе Лопухиных не закончена. Справедливость должна восторжествовать.

  • Любовь Булатова10-08-2019 08:02:01

    Вы правы, Ксения.Справедливость пробьет себе дорогу.
    Сейчас история общественного музея имени Н.К.Рериха переживает трагические времена. Но именно они служат нашему возмужанию и взрослению, и единению. Несомненно эволюционные идеи, принесенные Рерихами завоюют мир!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »