22 июня 2022г. открылась выставка картин художника Сикандера Джангры и его коллег в ММТР (Индия) – зеркало современных тенденций в индийской живописи. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Влияние природных и культурных факторов на эволюцию сознания современного человека. Татьяна Кадочкина


В процессе развития человечества деятели науки и искусства пытаются выяснить, какой вид творческой деятельности играет определяющую роль в формировании личности. На вопрос о том, что превалирует при формировании характера индивидуальности человека – природная или культурная среда – нет однозначного ответа. Важнее обозначить философско-психологические факторы, при которых происходит усвоение тех или иных знаковых символов. Процесс восприятия научных абстракций происходит с помощью рационально-логического мышления. Для того, чтобы понять и, тем более, испытать эстетическое воздействие невербальных видов искусства, требуется развитое художественно-образное мышление. При взаимодействии с природной, социальной и культурной средой у каждого человека преобладает тот или иной тип мышления. Природу человек воспринимает как индивид, на биологическом, подсознательном уровне. В социуме индивид проявляет себя как личность на сознательном уровне. Но, чтобы достижения культуры стали эстетической потребностью личности, в ней необходимо развить творческую индивидуальность. Только в творческом процессе природные и культурные факторы влияют на эволюцию сознания.

На протяжении развития истории культуры выявилась закономерность опережения влияния художественных произведений на человека, и отставание по внедрению в жизнь достижений науки. Для того, чтобы теория, высказанная в художественной форме у писателей-фантастов, реализовалась на практике, требуется определенное время для её научного воплощения. Известно, что по числу удачливых предсказаний Ж. Верн считается первооткрывателем научных и технических новшеств. (70 % из его оригинальных предложений были осуществлены к концу 60 годов ХХ века). Сила предвидения связана с психическим процессом, называемым озарением (инсайдом). Процесс вдохновения протекает у творческих людей науки и искусства в разных парадигмах мышления, но существует социокультурное оформление традиций, которые закрепляют в сознании человека архетипы, сложившиеся в соответствии с законами природы, общества и искусства. Синкретическое сознание, преобладающее в первобытном обществе, сменилось эстетическим в период расцвета культуры в Древнем мире. В эпоху Средневековья превалирование религиозного сознания привело к распаду целостности культуры. Углубление пропасти между элитарным и массовым искусством смягчилось в период формирования синтетического мышления у лучших представителей эпохи Возрождения. Но, между религиозными деятелями и учеными конфликт обострился. Хотя открытия в области науки и шедевры в искусстве с трудом пробивают дорогу к своим современникам с традиционным типом мышления. Галилея за его восприятие необъятности Вселенной и ничтожности нашей планеты преследовали перипатетики, которые утверждали, что на солнце не может быть пятен. Что уж говорить об Анаксагоре, пострадавшем за то, что признал Солнце больше Пелопоннеса. Эдисона обвиняли в чревовещательстве. Если в XIX веке была выдвинута теория против вращения земли, то не удивительно, что Пифагор, открыв суточное движение планеты, вызвал отрицательную реакцию Архимеда и Птолемея, о чем свидетельствует высказывание последнего:

«Да пифагорейцы просто с ума сошли: у них у самих верно голова идет кругом!»

Именно в пифагорейской школе сформировалась общая философско-эстетическая платформа с синтетическим типом мышления. ПИФАГОР («убеждающий речью»), ученик Анаксимандра, своих учеников первые два года обучал музыке и математике; АРИСТОКЛ (ПЛАТОН), ученик Сократа и учитель Аристотеля, выдвигал два метода воспитания: гимнастику для тела и музыку для души. Предложенная мной тема базируется на теории о музыкально-математическом устройстве Космоса Платона, вдохновленного «Гармонией сфер» Пифагора; на семантической трактовке И.С. Баха 10 основных элементов музыкальной речи. Толчком для создания теории интеграции Числа и синестезии звука и цвета послужила таблица, приведенная Е.П. Блаватской в III томе Комментарий к Станцам Дзиан. (см. Диаграмму)[1].

Пифагорейская эстетика рождалась в соответствии с решением проблемы движения. Эмпирические наблюдения пифагорейцев отличались особой тщательностью. Архит, основатель физической акустики, установил связь высоты тона с быстротой движения и с количеством колебаний. Проблема «деления» в натуральном строе решена была гармоническим способом: октаву нельзя делить пополам чисто арифметически на два равных интервала, поэтому в натуральном строе идет после октавы квинта – 3/2, а потом кварта – 4/3, потому что 2/1 = 4/3 * 3/2. Отсюда вытекает, что длина струны не является величиной постоянной при делении, но пропорция между  длинами струны, ограничивающий интервал, постоянна: октава – 4/3, тон – 9/8, полутон – 256/24.

Архиту принадлежит теория отношения консонанса и диссонанса. Идея её сводится к тому, что тоны тем более созвучны, чем меньшим числом характеризуются их количественные соотношения. Учение Архита о трёх пропорциях (1) претерпевало различные интерпретации. Музыкальные тоны вызывали ассоциации со стихиями:

Тон – земляной КУБ; Кварта – водяной ИКОСАЭДР; Квинта – воздушный ОКТАЭДР; Октава – огненная пирамида. Художественно-образный тип мышления в сочетании с абстрактно-логическим способствовал развитию античной и музыкальной эстетики, которой свойственно вещественное и телесное понимание музыки. Самому же Пифагору важно было осознать и передать своим ученикам истину о синтезе миров и их проявлении в понятиях ЭВОЛЮЦИИ, ЧИСЛА И ЕДИНСТВА. В дальнейшем музыкально-геометрический синтез встречается у астрономов XVI-XVII веков.

В «Государстве» Платон критикует расплывчатый эмпиризм Пифагора и развивает априорно-математический метод в ракурсе философской концепции. Платон прав в том, что эмпирический метод исследования музыкальной акустики дает неполную картину отношения числа и звука, но его трансцендентная музыкальная теория, основанная на категориях чистого разума, требует образной расшифровки символов. Платон находит Истину в красоте, которая абсолютно пронизывает тело, душу и ум человека. Единство идеи и материи соответствует понятию совершенной красоты в природе и соответствия формы и содержания в искусстве. Красота культивируется им как источник жизни для всего живого. Рассматривая красоту в Природе и в реальном бытии, Платон ставит проявление красоты в этих сферах выше, нежели красоту в искусстве. В учении об «идеях» – «Эйдесах», он делает прогрессивный вывод, что мысли присуща собственная идеальная материя, оформление которой дает ЭСТЕТИЧЕСКОЕ понимание. Следовательно, КРАСОТА в искусстве должна быть выше, чем в жизни, так как идея художника, воплощенная в материю первична. Платон дал характеристику живому Принципу, как Творца, так и его творению – Вселенной:

«Он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную».

 «Космос уподобляется высшему живому существу, которое вмещает в себе все умопостигаемые живые существа».

Позже Аристотель, ученик Платона,  в 9-й главе II книге трактата «О небе» подверг критике взгляды и своего учителя и пифагорейцев, которые считали всю Вселенную гармонией и числом. Сам же Аристотель соотносит высоту тона пропорционально скорости света: «…скорость (светил) относится между собой также как тоны консонирующих интервалов, и поэтому звучание, издаваемое светилами при движении по кругу, образуют гармонию».

Развитие научной мысли посредством философского осознания арифметических и геометрических символов в пифагорейской декаде: "Никто, кроме геометра, да не входит сюда".

Понятие “Пифагорейская декада” широко освещено писателем III-IV веков Ямвлихом, биографом Пифагора. Ямвлих известен как ученик Порфирия, неоплатоник и философ сирийского города Халке. От него мы узнаем, что философ из Самоса, освоив эзотерику браминов, астрономию и астрологию халдеев и египтян, узаконил термин «философия». Если верить Плутарху, то Пифагор, как позже и Платон, рассматривали душу в двух аспектах – разумную (НОЭТИЧЕСКУЮ) и неразумную (АГНОЙЮ). Аналогичное разделение наблюдается и у индусов, но только понятия РАЗУМА делится на высший и низший МАНАС. Анаксагор был первым, кто обнародовал учение о НОУСЕ как нематериальной вечной духовной сущности, что аналогично понятию МАХАТА индусов или философским Вселенским Разумом (Абсолютом у Гегеля).

Понятия «абсолютного существования» и «абсолютного познания» ещё не приняты западными философскими школами с материалистических позиций в той мере, чтобы удовлетворять требованиям науки. Академик А. Лосев, спустя полторы тысячи лет, обобщая достижения античной музыкальной эстетики, сформулировал синтез БЫТИЯ, ИМЕНИ и ЧИСЛА, что называлось в Греции АРИТМОМАНТИЕЙ (соответствие между богами, людьми и числами). Поскольку богов никто никогда не видел, то мы будем оперировать условными древнегреческими понятиями 1 – ОГНЯ, как Божества, 2 – ВОДЫ, как Божественного Духа, 3 – ВОЗДУХА, как Дыхания Бога и 4 – ЗЕМЛИ, как Материи.

Согласно Платону, явления природы (феноменальный мир) познаются и раскрываются с помощью чувственно-образного мышления. Проявления художественного творчества (ноуменальный мир) исследуются с помощью рационально-логического мышления. Но эти процессы не отделены друг от друга непреодолимой стеной. Тело как феномен имеет душу – проявление ноумена, а душа – часть мировой души. Оба начала в совокупности – неделимые и неизменные, делимые и изменяемые – воплощаются в идеях и материальной форме. От соединения двух начал получаем третье и из этих трех Платон выводит понятие «мировой души». Соединение Духа («мировой души») и материи («мирового тела») приводит мир к гармонии стихий, из которых прежде образовалась земля и огонь, а затем воздух и вода. Так создается мировой порядок на Земле. Эти четыре божественных стихии как раз и представляют мистическую символику первых четырех цифр, дающих в сумме 10: 1 + 2 + 3 + 4 = 10
                                                       I
                                              I                I
                                       I               I                I
                                  I           I                I              I

 

Модель треугольника и квадрата  в одновременном существовании и в одном пространстве заложена древними египтянами в Пирамидах. Именно этот символ вдохновил Пифагора на создание теории «гармонии сфер», представляющей собой музыкально-числовое строение космоса. Наглядно эта теория изображена в виде одной из сторон пирамиды, вершина которой, обозначена цифрой 1.

1. «Один» теоретически не имеет параметров, так как сводится к точке ●; (Прима)

2. «Два», отрезок прямой между двумя точками, уже имеет длину, но не имеет ширины   ●——●; (Секунда)

3. «Три» соответствует ▲ треугольнику, который имеет два измерения: длину, ширину, но не обладает высотой; (Терция)

4. «Четыре» соответствует тетраэдру, который имеет три измерения: длину, ширину, высоту, то есть с тетраэдра начинаются объемные фигуры. (Кварта)

В VI веке до Р.Х. Пифагор построил своё учение на этих понятиях. Пифагорейская декада позволяет нам осмыслить происхождение всех 10 цифр из единицы и простых интервалов из Октавы. Эта аналогия позволяет сделать вывод о происхождении всего существующего из Единого Начала. Как геометрические фигуры рождаются из точки, превращаясь в линию, так и из линии можно нарисовать круг – символ Вселенной. Треугольник – символ духовного начала, а квадрат – символ материального начала. Рассмотрим последовательно все 10 цифр, в соответствии с восточной символикой, передавая их символическое значение образной характеристикой с помощью геометрических фигур и музыкальных понятий консонанса и диссонанса. Их качественная и количественная величины имеют психологические аналоги и философское обобщение. Ниже даётся расшифровка символов, так называемая Нумерология числа, определяющая образное значение цифр в соответствии со значением музыкальных интервалов:

Нуль – круг – символ Вселенной. Нулевое пространство с одной стороны заключает в себе «плюс», с другой – «минус». (Звучащая тишина Космоса)

«Чистый белый диск на матово-черном фоне изображает Космос в Вечности до нового пробуждения еще дремлющей энергии, до эманации Вселенной»

Точка в окружности – символ пространства и Вечности в состоянии Пралайи (не проявленное состояние Вселенной) 1 звук (прима – совершенный консонанс)

Монада [2] = 1 – без единицы, символа единства бытия и мира, нет ни одного числа. 1 звук (интервал прима) – совершенный консонанс.

Единица – символизирует волевой импульс. Поэтому все древние культы в Солнце почитают сущность Бога, что соответствует одному звуку, насыщенному обертонами.

Единица в круге означает переход из единства во множественность. Биполярность видна в схеме электрической цепи (+ –), слышна в интервале секунды – диссонанса.

Диада = 2 – символ принципиальной полярности во Вселенной. Вселенная по Платону распадается на два мира: один мир – идей, единственно реальный, неизменный и вечный, а другой – мир вещей, призрачный и бренный (у индусов он именуется Майей – иллюзией). Осирис [3] и Исида, Зевс и Гера, Юпитер и Юнона – выражение второй пары противоположностей – один и много. Единый принцип вмещает в себя два символа в одном и включает в себя творческую диаду. Солнцу противостоит Луна, как день – ночи. Луна, спутник Земли, считающаяся в эзотерической философии праматерью нашей планеты, вызывает жизнь на планете, является производительным свойством Бога и символизирует падение Духа в Материю. Двоица символизирует слабое пассивное начало.

Δ Триада = 3 – совершеннейшее из чисел, так как имеет начало, середину и конец. Эта же цифра символизирует духовного человека [4]. Цифра «три» – первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей преходящих, комбинация монады и диады, несущая в себе природу обеих и символизирующая ноуменальный мир[5]. Планета Марс у древних получила характеристику воинственности. Хотя – это единственная планета, на которой гипотетически допускается жизненный принцип. 3-й интервал – терция – несовершенный консонанс.

Тетрада = 4 – несёт в себе источник живой природы, символ материального мира и земного человека. Геометрическая фигура квадрата символизирует высокое достоинство, ибо прямизна углов передает целостность, а качество равных сторон – способность устоять перед силой. Четверица – собирательный образ низших четырех принципов человека, о которых говорится в Станцах «Дзиан». У бездуховного смертного человека они превалируют над высшими тремя. У духовного человека они подчинены высшим трем бессмертным принципам. Планета Меркурий (Гермес – Вестник)  соответствует 4-му интервалу – кварта – совершенный консонанс.

«Пентакль = 5 – или Пентальфа – тройной треугольник скрывает оккультное значение тибетского знака, означающего «человека» или Микрокосмос. Ассоциация с пятью ранами Христа говорит о закономерностях страданий человека, проходящего по пути совершенствования Эго – Высшего Разума в человеке. Планета Юпитер соответствует 5 интервалу квинте, обращению кварты – совершенный консонанс.

= 6 – звезда Давида (Печать Соломона или «Знак Вишну» – второй бог индуистской Троицы Брахма – Вишну – Шива, все они имеют свою женскую ипостась). В Стансах «Дзиан» говорится о Шестой Расе, представителем которой был БУДДА. В случае исчезновения цивилизации, достигшей апогея в Пятой Расе, по причине агрессивности наших современников, лучшие представители человечества сохранят культуру и передадут её для продолжения эволюции человека на земле (как это было в период исчезновения Четвертой Расы, занимавшей потонувшую Атлантиду. Так же возникла культура эпохи Возрождения на Севере Италии, куда с юга Франции скрылись последние альбигойцы, передавшие культуру потомкам. Двойной треугольник Пифагор характеризовал как наиболее таинственную фигуру, несущую мистическую силу: он встречается на пирамидах и обелисках. Еще и сейчас в Индии можно встретить на домах «Знак Вишну» как охранительный талисман от несчастья: Треугольник с вершиной вверху означает божественный огонь Духа и мужское Начало, треугольник, у которого направлена вершина вниз, символизирует водную стихию Материи и женское Начало. Планета Венера соответствует 6-му интервалу – сексте, обращению терции – несовершенный консонанс.

Соединение триады и тетрады дает число «семь», а соединение триады и числа «семь» дает самое совершенное число 10.

Геометрическая фигура, семи конечная звезда – символ семеричного строения космоса.

= 7 – образующий принцип является символом и человека (микрокосмос), и вселенной (макрокосмос). Правящее миром число «космично», оно всегда независимо, не возникает ни из одного числа, и само является средним арифметическим чисел 4 и 10 4 +10 = 14 : 2 = 7. Таинственное число «семь» символизирует всё одухотворённое на Земле, причинно-следственные связи между идеей и её материализацией, между мотивом и поступком, и предопределяет прямую зависимость дел на благо с хорошей кармой, дел во вред – с кармой плохой. Отрицательное влияние планеты Сатурн будет смягчено все возрастающим влиянием планеты Уран, что соответствует Септиме, обращению секунды – диссонанс, который оттеняет свою противоположность.

В числе «Семь» заключена сила свершений демиурга (Творца) – сила всё определяющей судьбы под именем критического времени (kaisos). В музыке оно передано шкалой из семи нот; в живописи – спектром света, разложившегося на семь основных цветов радуги [6]. Не случайно наша кожа имеет семь слоёв эпителия, а яйца птиц состоят из семи оболочек. Эти «совпадения» заставляют принять концепцию семеричного строения Вселенной и человека, которую передала Е.П. Блаватская в своих Комментариях к Станцам «Дзиан». В трёхтомном труде под названием «Тайная Доктрина» европейцы впервые познакомились  на английском языке с гипотезой о семи Расах и семи дрейфующих материках. Учёными замечен этот дрейф, существующий с того времени, когда по причине катаклизмов, от смещения тектонических плит, праматерик раскололся на шесть частей света. Пока эту гипотезу никто не опроверг, но она не получила и статус аксиомы, так как не подтверждена фактами появления на месте океанов материков, а на месте материков океанов. (Одна Атлантида, о которой пишет в «Тимее» Платон, научного подтверждения пока не имеет).

Эволюция сознания микромира связана с совершенствованием человеческих добродетелей. Их тоже «семь»: освобождение от

1) чувственности; 2) гнева; 3) тщеславия; 4) жадности (скупости); 5) зависти; 6) чувствительности; 7) неспособности противостоять отрицательным влияниям.

Октаэдр = 8 Геометрическое выражение числа «восемь» – два тетраэдра, наложенных друг на друга. Роза ветров – его поэтический образ смягчает двойной материальный символ. Математический символ ∞ пробуждает в человеке сверхсознание и вдохновляет на творческое проявление души. Иначе человека ждут вечные будни с чередованиями материальных удач и поражений. Планета Нептун – таинственная мощная планета, траектория которой выходит за пределы Солнечной системы, соответствует октаве, обращению примы – совершенный консонанс.

Девятиугольник = 9 Образное выражение Ноуса на плоскости – три наложенных друг на друга треугольника – высшее проявление Разума на Земле – интеллектуальное и духовное совершенство. Планета Плутон – Нона – диссонанс.

Декада = 10. Два пятиугольника, наложенных друг на друга, символизируют два Начала (Инь – Ян в китайской терминологии, плюс – минус в физике, мужское – женское в биологии), на которых зиждется всё мироздание. Децима – нес консонанс.

Десять пифагорейских добродетелей тождественны предписаниям Ману, парамитам совершенства у буддистов и 10 заповедям Христа. В Каббале даются имена десяти Сефиротов, которые можно сопоставить с десятью противоположениями буддистов:

 

Десять препятствий        10 пар противоположностей      10 Сефиротов
Иллюзия личности          предел и беспредельное         КЭТЕР – ВЕНЕЦ
Сомнение                         четное и нечетное                   ХОКМА – МУДРОСТЬ
Суеверие                          одно и множество                    БИНА ПОНИМАНИЕ
Старасти                          правое и левое                          ХЕЗЕТ – МИЛОСЕРДИ
Ненависть                        мужское и женское                   ГЕБУРА – ВЛАСТЬ
Приаязанность            покоящееся и движущееся           ТИФЕРЕТ – КРАСОТА
Желания                           прямое и кривое                      НЕЦАХ  –  ПОБЕДА
Гордость                          свет и тьма                                ХОД – ВЕЛИКОЛЕПИЕ
Самодовольство              доброе и злое                           ИЕСОД – ОСНОВАНИЕ
Невежество                 квадратное и прямоугольное      МАЛКУТ – ЦАРСТВО

 

Западноевропейская музыка состоит тоже из 10 элементов музыкальной речи, на которых основана элементарная теория музыки. Семантическое значение субмотивов [7] мелодии можно изучить в книге А.Швейцера, давшего прекрасный исчерпывающий анализ вокальной музыке И.С. Баха [8].

Число «11» – составное из двух единиц. Расшифровывается в Нумерологии числа как принцип Луны (1 + 1 = 2). Значение этого Числа скрыто в одиннадцати фресках Таро. Интервал ундецима кварта через октаву – совершенный консонанс.

◙ ДОДЕКАЭДР = 12 Символическое изображение Космоса в целом передаёт двенадцатигранник как наиболее совершенное по форме тело, ибо он близок к шару. Символы времени запечатлены в образах циферблата и 12 месяцев в году. 12 Знаков Зодиака и 12 Апостолов – отражение языческого и религиозного сознания. Эстетические символы числа «12» отражены в 12 полутонах хроматической гаммы в пределах октавы. Приведем 12 рядов двойных характеристик Э. Хейга [9].

Восприятие Космоса в его целостности как единой микро- и макро системы развивает синтетический уровень сознания, приводящий к взаимовлиянию научной и художественной мысли. Признание влияния космических законов, на видимую и невидимую часть природы и человека (в форме семеричного состава макро- и микромира) не опровергает факта, что крайние полярности Дух и Материя в своем единстве являются носителями одной и той же субстанции, но только в различных пропорциях. В низших принципах преобладает материальное, а в высших – духовное. Существующий эволюционный переход от низшего царства к высшему, позволяют согласиться с выдвинутой в Стансах Дзиан гипотезой: эволюция живого на земле с видом человека не исчерпывается, но она ускоряет свой ход, когда в человеке пробуждается духовная триада, преобладающая над материальной тетрадой.

Восточная парадигма мышления направляет сознание человека к гармонии души, которая возникает при высшем внутреннем напряжении. Западная парадигма мышления ориентирована на комфорт тела, путём усложнения технократических характеристик цивилизации, приводящих к уничтожению природных ресурсов, и, следовательно, самого человека.

Чтобы легче было принять за основу единый источник жизни, сравним загрязнённые воды низин и чистоту горной части реки, питаемые из одного и того же источника (Ганг в Гималаях и в окрестностях Варанаси). Несмотря на разность качества воды, её структура и в горах, и в городах одинаковая, а источник остается чистым. Проблема разности сознания в научной и художественной сферах деятельности связана с тем, что единый источник Духа и Материи был разведён в противоположные стороны. Если допустить, что творческими силами учёного и деятеля искусства движет та же энергия, что и космическими телами, то можно будет признать реальность трансформации материальной субстанции в идеальную. Сознание человека либо подчиняется бытию, либо «взлетает» на волне творческого воображения и осуществляет прорыв в четвертое измерение, реализуя свои идеи. Идея, как предельное обобщение в художественном произведении, через проникновение в смысл, влияет на сознание человека, соприкоснувшегося с произведением искусства, после чего он способен более тонко дифференцировать понятие КРАСОТЫ и в природе, и в жизни. Гармония, разлитая в природе, отражается в музыкальных звуках, состоящих из 10 элементов, аналогично арифметической десятеричной системе исчисления. Взаимовлияние научного и художественного мышления даёт возможность сформировать новый тип синтетического сознания, способного ускорить эволюцию человечества на Земле.

Перед нашим поколением встала актуальнейшая задача – расширить сознание детей, чтобы помочь им привести к синтезу художественно-эмоциональный и абстрактно-логический способы познания действительности. Художественные накопления культуры и технический прогресс цивилизации не должны противоречить друг другу. Через музыкальное классическое искусство человечеству в III тысячелетии доступно будет осознание гармонии микро- и макромира. Если наши потомки не сформируют синтетическую культуру мышления, то нарушение гармонии внутри общества и между его индивидуумами приведёт к уничтожению человека как вида, к разрушению планеты Земля и к дисгармонии во всей Солнечной Системе. Культура в переводе с санскритского – почитание света. Свет, исходящий от достижений науки и искусства, может стать одним из условий возникновения гармоничного общества в соответствии с космическими законами Истины, Добра и Красоты.

Кадочкина Т.Л.
Музыковед, психолог, философ

 

ПРИМЕЧАНИЯ
1. арифметической – 1:2:3, геометрической – 1:2:4 (отношения примы и кварты с одной стороны, квинты и октавы с другой), гармонической – 3:4:6 (отношения примы, квинты и октавы)
2. сравним Монаду Лейбница и соотношение женского и мужского начал в китайской символике «Инь» «Ян»);
3. Осирис, корень «ось» и число «один» ассоциируется с Одиным – мифологическим героем древнегерманских племен.
4. В теории герметизма (созданной жрецами от лица Гермеса) существует мнение, что человек материализовался, воплощаясь в мирах более плотных, постепенно теряя своё духовное сознание. Тройственная природа человека (тело – душа – дух) связана с той же символикой, какая фигурирует под разными названиями в Ведах и в Бхагават – Гите. И египтяне в своем духовном памятнике «Книга мертвых» дифференцируют связь души и тела как временную, а души с духом как связь неразрывную. Согласно учению египтян о герметизме, душа рассматривается как эфирный двойник тела, который заключает в себе бессмертный дух. Дух материализовывается в душу в виде плотного тела – это верхняя часть микрокосма является подобием макрокосма.
5. Напрашивается сравнение символов Божественной Троицы христиан и ведической Тримурти с Триадой Гегеля. Аналогия с египетскими и индийскими богами помогает осознать символический смысл треугольника. Говоря о триединстве тела, души и духа, которые рассмотрены через призму учений Пифагора и Платона, мы не можем не упомянуть о более ранней трактовке каббалистических знаков: НЭФЕШ (животная или витальная душа), РУАХ (духовная душа) и НЭШАМА (Божественная Душа). В Стансах Дзиан высшие три принципа человека называются АТМА (Дух), БУДДХИ (Душа), МАНАС (разум).
6. о синестезии звука, цвета, дней недели, влияющих на макро- и микрокосмос см. Диаграмму.
7. Субмотив означает внутренний состав мотива, по аналогии наличия атомов в молекуле.
8. См. Приложение №1
9. См. Приложение №2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1. Горизонтальное положение мелодии;
2. Прима – предъём
3. Секунда – задержание
4. Хроматический и диатонический вспомогательный оборот
5. Проходящий оборот, диатонический и хроматический
6. Терция – терцовый ход
7. Опевание устойчивых и неустойчивых тонов
8. Скачковый (ход на интервал кварты и шире)
9. Опевание, взятое скачком от кварты и шире
10. Аккордовый

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

12 рядов двойных характеристик Элизабет Хейг
1.Молчание – разговор
2.Восприимчивость – сопротивление влиянию
3.Повиновение – управление
4.Скромность – уверенность в себе
5.Молниеносная быстрота – осторожность
6.Способность принимать все – способность различать
7.Борьба – спокойствие
8.Предусмотрительность – отвага
9.Не владеть ничем – владеть всем
10.Отсутствие привязанности – верность, преданность
11.Презрение к смерти – уважение к жизни
12. Равнодушие – любовь

01.01.2005 03:00АВТОР: Татьяна Кадочкина | ПРОСМОТРОВ: 2261




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »