Чего ждать от игр наших детей? В.А. Рослов
То, что игра – неотъемлемое свойство детской природы, ныне знает любой и каждый. Другое дело, что далеко не все мы, взрослые, относимся к детским играм и забавам достаточно серьёзно: «Подумаешь, какие-то куличики!». А ведь в играх сегодняшних детей заключается наше общее завтра. Играя, ребёнок приобретает, наращивает и совершенствует те качества, которые ему будут необходимы в будущей жизни. Поговорку «что посеем, то пожнём» с полным правом можно отнести и к детской игре. «Серебром и золотом детства» назвал игры писатель Василий Белов. «Ребёнок, – пишет он – не испытывающий влечения к игре, вряд ли нормальный ребёнок». У Беллы Ахмадулиной есть такие строки:
Я знаю: скрыта шаловливость
в природе и уме вещей.
Лишь недогадливый ленивец
незван соотноситься с ней.
Как всё ребячливо на свете!
Все вещества и существа,
как в угол вдвинутые дети,
пануро жаждут озорства.
Заметят, что на них воззрилась
любовь – восторгов и щедрот
не счесть! И бытия взаимность
сродни щенку иль сам щенок.
Теме детской игры посвящены многочисленные сочинения педагогов, психологов, философов. В силу специфики нашего общения представляется разумным ограничиться социальным аспектом содержания тех игр, которыми сегодня увлекается большинство российских детей. Понятно, что и в этом случае мы сможем обозначить только небольшую часть существующей проблемы. Отметим про себя изначально, что попытаться установить для себя тот факт, стали или становятся дети другими, можно по их главным коллективным играм. Причём, по тем играм, к которым они проявляют устойчивый интерес, без прямого вмешательства взрослых. Если Коран в переводе перестаёт быть Священной книгой, то и внедрение взрослого в детскую игру нарушает её особый сакральный характер. Взрослый вырастает из детской игры, формируется ею, но обратного хода ему самому в эту игру не бывает. «Блажен, кто смолоду был молод». Попробуйте поиграть в «салочки» или в «прятки». Не получится.
В короткой статье невозможно дать всеобъемлющий анализ игровой деятельности сегодняшних детей. Да каждому человеку он и не требуется. Есть для этого специалисты. Всякому зерну – своя борозда. Но каждый родитель, как и общество в целом, стремится знать, что завтра будет с их детьми. Вот игры как раз и помогают ответить на этот важнейший вопрос. Кроме того, тактично внесённые коррективы в игры и увлечения детей со стороны взрослых, как бы мимоходом, служат важным развивающим фактором. Из этого вытекает и задача данной статьи: лишний раз обратить внимание родителей, как основной общественной формации, на то, какими играми увлекаются наши дети. Граница между добром и злом часто не улавливается детьми. Самая безобидная игра незаметным путём может перейти в шалость, шалость – в баловство, а от баловства до хулиганства – рукой подать. Поэтому возникает ещё одна задача взрослых – пресекать шалости детей, поощряя соблюдение правил в детских забавах и играх.
Отмечая великое значение игры в воспитательном процессе, не будем её излишне идеализировать. Прямого переноса игры в жизнь не получается. Жизнь – жёстче, и она не прощает ничего, что было упущено в общем воспитании, что служило затянувшейся иллюзией, что сдерживало творческие потенции ребёнка и что стимулировало развитие нежелательных сторон его личности. Наблюдая за играми детей, мы замечаем, что далеко не все игры и само поведение ребёнка носят социально приемлемый характер. Очень часто возникает необходимость со стороны взрослых вносить определённые коррективы в ход игры. А порой игры детей вызывают вполне обоснованное беспокойство в обществе.
Как бы то ни было, в своих играх дети подражают взрослым. Они подмечают существенные элементы в жизни родителей и ближайшего окружения и переносят их в детский мир. Происходит процесс своеобразной драматизации. В содержании детских игр легко улавливаются общественные интересы и ценности. Игра в войну долгое время занимала советских детей, поскольку тема войны доминировала в национальном сознании. Если в определённом смысле рисование считать тоже игрой, то, можно было заметить, что рисунки детей в основном изображали, как массово гибнут фашисты – пешие, мотоциклетные, конные. Мальчишки играли в войну, а девочки – в «дочки-матери». Одно другому не противоречило. Война прежде всего отразилась на семьях. В государстве и обществе остро стоял вопрос о восстановлении основ жизнеустройства, главнейшим из которых в представлениях тогдашнего населения страны была, конечно, семья.
Понятное дело, что нельзя вырастить настоящий дуб или берёзу в цветочном горшке. Растения для полноценного своего роста должны иметь достаточно земли для своих корней и неба для своих ветвей. Иначе, если они даже и приспособятся жить в неестественных условиях, вырастут хилыми и низкорослыми, доморощенными японскими карликами. И для детских игр так же необходимы простор и воля. Казематы никому не полезны, а детям просто убийственны. Играть можно, конечно в ограниченных условиях дома и даже школы, но такие игры не обеспечат приобретения детьми многих необходимых им для дальнейшей жизни качеств.
Связь между детской игрой и всей общественной атмосферой очевидна, здесь можно говорить о некой негласной диктатуре, которая весьма ощутимо довлеет над каждым членом общества, не исключая и его самых малолетних представителей. Детская игра отражает самую суть взрослой жизни. И подчас, настолько точно и ёмко, что только диву даёшься.
Если не всё, то очень многое проясняется в сравнении. Как изменились игры наших детей за последнее время? А изменились они, вне всякого сомнения. Что в этих изменениях можно считать положительным, а что – отрицательным? Каких общечеловеческих плюсов ждать нам от детских игр?
Опираясь на простодушные личные впечатления, попробуем сначала выделить то, что можно оценивать положительно в играх нынешнего поколения российских детей, с точки зрения их общего развития и гражданского становления, а затем остановиться на отрицательных тенденциях, наблюдаемых повседневно. Для этого вовсе не требуется быть дипломированным педагогом или психологом. Все мы в той или иной степени помним наше детство и имеем возможность прибегнуть к сравнению и сделать заключение – что лучше, что хуже. Оставим пока в стороне компьютер, который совместно с Интернетом, понятное дело, оказал и продолжает оказывать колоссальное влияние на воспитание детей и подростков. Компьютерные игры, покорившие весь мир, заслуживают специального разговора. Удовлетворимся, в данном случае, разговором о тех играх, которые имеют близкое родство с играми детей предыдущих поколений и в меньшей степени зависят от научно-технического прогресса последних лет.
Большинству игр присуща соревновательность, питаемая стремлением подавить соперника, возвыситься над ним. Даже такая, казалось бы, тишайшая игра, как шахматы, строится на напряжённой внутренней агрессии партнёров. Недаром в среде шахматистов так высок уровень недоброжелательства по отношению друг к другу.
Говорят о здоровой и нездоровой агрессивности. Наблюдения показывают, что доля нездоровой агрессивности, направленной пусть в игровом выражении, но всё-таки на физическое подавление соперника, в играх российских детей снижается. Достижение победы предусматривается не за счёт грубой силы, а путём демонстрации более тонких человеческих качеств, таких как ловкость, смекалка, маневренность, хитрость. Об этом свидетельствует и уменьшение интереса детей к военным играм, которые предусматривают обязательное разделение играющих на «нас» и «их» – в российской исторической действительности, поначалу на «красных» и «белых», а затем на «наших» и «фашистов». Жестокое отношение к условному «врагу» в этих играх диктовалось политически накалённой атмосферой в стране. Надо отметить, что, несмотря на высокий уровень заражённости российского общества вирусом ксенофобии, он в меньшей степени затрагивает детскую среду. Более высокая резистентность детского населения к нежелательным проявлениям национализма может говорить в пользу его преодоления российским обществом в обозримом будущем. Игра нынешних российских детей в «войнушку» уже не строится на разделении противников по национальному или политическому признакам, что говорит об определённых изменениях в сознании людей, рассматривавшем войну как безальтернативный способ разрешения возникающих конфликтов. Положение медленно, но меняется к лучшему. Военные игры «в реале» превращаются в классические ролевые игры, развивающие тактические способности, умения и навыки планирования и взаимодействия, дозирование агрессивности. Воюющие стороны делятся условно не на «наши – не наши», а на команды, имеющие отвлечённые названия. При этом шансы на победу сохраняются у обеих сторон, а не так, как было раньше, когда «наши» заведомо записывались в победители. Условных «фашистов» или «белогвардейцев» следовало уничтожать безусловно.
Надо признать и то, что игры современных российских детей становятся менее жестокими и опасными для физического здоровья играющих. Как-то незаметно ушли в прошлое такие широко распространённые забавы как «жучок», «козёл», «разрывные цепи». Каждая из них была связана с большим риском получить серьёзную травму. Страдали, в первую очередь, ребята со слабыми физическими данными, которые становились объектами издевательств и принуждения со стороны более сильных и хулигански настроенных игроков. Очень часто такие игры и проводились с целью помучить и попугать того, кто слабее. Ни о каком проявлении милосердия или благородстве в таких играх и не заикалось. И отказаться от участия в них тоже было нельзя. Взрослые не смели отрываться от коллектива и подчиняли свою волю воле сообщества. Такое же требование существовало и в детской среде. Все так все! Хотя все знали, что эта видимая сплочённость рождалась отдельными маленькими тиранами им же в угоду. Игра, как правило, прекращалась, когда вожак получал личное удовлетворение.
Герой знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» пробует играть на деньги, чтобы не погибнуть от голода в тяжёлой ситуации. Такие игры были популярными среди детей сороковых-пятидесятых годов прошлого века, когда любая металлическая монета обладала реальной покупательной способностью. На копейку можно было выпить крепкой, шибающей в нос, газировки, на две – позвонить, а на три – проехать на трамвае. Чаще всего играли в «пристеночек» и «расшибалку». Соблазн детей нарастить свой капитал был всегда велик. Но он редко заканчивался в их пользу. Сильные ребята правдами и неправдами заведомо опустошали карманы более слабых партнёров по игре. Скромняге выиграть у шпанистого, властного подростка было всё равно, что выцедить из стены молока. Никакое мастерство не спасало, что хорошо и показано писателем. Были распространены денежные игры и в карты: «сика», «очко», «петух», «рамзик». Нередко к таким играм детей подключались и взрослые. Теперь нечто подобное встретить трудно. И сожалеть об этом вряд ли имеет смысл.
Но в процессе ухода в небытие игр, имеющих явно негативные свойства и морально устаревших, мы наблюдаем также утраты, которые приходится обосновывать как существенный ущерб в развитии новых поколений.
Хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на снижение уровня подвижности тех игр, в которые играют современные дети. Дефицит двигательной активности сегодня поддерживается в основном футболом. Другие подвижные игры, развивавшие у детей важные физические качества, получили тенденцию к исчезновению. Практически пропали дворовые баскетбол и волейбол, несомненно, более интеллектуальные и в техническом отношении более сложные, по сравнению с футболом, игры. О волейболе с печалью можно вспомнить по случайно подвернувшимся на глаза строчкам Юрия Визбора:
А помнишь, друг, команду с нашего двора,
Послевоенный над верёвкой волейбол?
Пока для секции нам сетку не украл
Четвёртый номер – Коля зять, известный вор.
………………………………………………….
Ну что же, каждый выбрал веру и житьё.
Полсотни игр у смерти выиграв подряд.
И лишь майор десантных войск Н.Н.Зятьёв
Лежит, подстреленный под городом Герат.
Есть историческая связь? По-моему, ещё какая! Игры, безусловно, и закаляли, и вырабатывали необходимые моторные качества, способствовали развитию смелости, мужественности и стойкости. Человек находил и чувствовал своё место в единении со всеми. Если этих качеств не появляется в детстве, откуда же им появиться в зрелом возрасте?
Потеряв интерес к ряду классических игр, современные дети в массе своей практически расстаются со многими народными играми, развивавшими и нравственно и физически не одно подрастающее поколение. Они их теряют одну за другой. Назову некоторые из них: «прятки», «салочки», «штандер», «лапта», «чижик», «бабки», «ручеёк», «бояре, а мы к вам пришли», разные виды «классиков», «ножички», «городки», «чехарда».
Игры носили бескомпромиссный характер, не позволяли делать скидок на возраст (если младшего по настойчивой его просьбе приняли наконец в игру, то пощады уж не жди себе), не допускали плутовства, не щадили ни слабого, ни неумеху. Что ж, такой подход служил жизненной закалке, способствовал взрослению игроков.
Сегодня в играх дети в основном пользуются всем готовым – купленным, сделанным на фабриках и заводах. Так оно, естественно, проще. Но для воспитания ручной умелости и конструкторских способностей это не представляет ценности. Хорош самокат в «Детском мире», а вот попробуй его сделать сам. И дети их делали, с небольшой помощью взрослых, а то и совсем без неё, используя подручный материал. Большую ценность представляли автомобильные использованные шарикоподшипники. Но их ведь ещё надо было приспособить к дощечкам. Кто из детей сегодня может с этим справиться? Чтобы быть успешным в «городках», нужно было смастерить хорошие биты – по руке. Для «чижика» требовалась удобная и далеко бьющая лапта. Многие ребята в уже в 11-12 лет могли удивить весь двор, гуляя по нему на сделанных самостоятельно ходулях. Да какую старую уличную игру ни возьми – всё «самодел». Умелый и изобретательный в играх мальчишка становился хорошим семьянином, хозяином в доме, мастером на все руки.
Игры девочек резко отличались от мальчишеских забав мягкостью, снисходительностью, отсутствием азарта, какой-то особой камерностью. Тот же Василий Белов отмечает особое лирическое свойство этих игр, щадившее физические возможности младших и поощрявшее женственность. В то же время очень редкий мальчишка мог поспорить с девочками в умении скакать через вращающуюся верёвку. Любимой игрой девочек была игра в «дочки-матери», которая воспитывала будущих матерей, бережливых, умелых домохозяек.
Детские забавы незаметно, без лишнего тщеславия, переходили в производительный труд. Пропускать ручейки и потоки ранней весной, к примеру, было детской привилегией, занятием, ни с чем не сравнимым по своей прелести.
Подростки и дети из поколения в поколение перенимали друг у друга игры, что служило одним из важнейших условий поддержания и сохранения национальной культуры. Сегодня наблюдается разрыв в преемственности игровой культуры между поколениями, что наряду с другими признаками свидетельствует о неуклонно происходящем процессе дезидентификации русской нации, переходе её к общеглобальным образам. Усваивая ширпотреб мировой современной культуры, мы утрачиваем многие собственные культурные ценности, изменяем своему лицу и своей уникальности. Сохраняясь номинально, но теряя свои культурные отличия, Россия перестаёт быть страной своеобразной и привлекательной для других стран и народов. Наш вклад в развитие современной мировой культуры приближается к нулю. Не принося ничего миру, мы растворяемся в нём. Ко всему прочему, это подтверждается и теми играми, которыми увлекается наша детвора.
Подражание потребительским мировым штампам и стандартам становится характерной чертой нашей нации. Мы вынуждены следовать тем курсом, который прокладывается другими нациями. А «бойкая, необгонимая Русь-тройка», которой «дают дорогу другие народы и государства», из реальных жизненных представлений перемещается в область легенд и сказок. Выбиваясь из стиля, хочется сказать: «Были когда-то и мы рысаками!».
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".