Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Христианство и коммунизм. Часть 3. Хьюлетт Джонсон


 

Хьюлетт Джонсон (1874-1966)

Хьюлетт Джонсон (1874-1966)

 

 

Продолжаем публикацию книги «Христианство и коммунизм», доктора теологии, известного общественного английского деятеля, настоятеля Кентерберийского собора, Хьюлетта Джонсона (1874-1966). Вот, что писала Е.И. Рерих об этой книге в одном из своих писем друзьям «Перешлю Вам по Совету Великого Владыки книгу «Soviet Russia since the War», написана она Dean of Canterbury. Книга написана глазом добрым, автор старается оявить справедливую оценку разных обстоятельств и положений и допускает самые смелые сравнения. Книга крайне полезная, и очень прошу Вас, родная, прочесть ее внимательно. Многое что освещает более беспристрастным светом. Ведь страшно представить себе ту сеть лжи и недостойной пропаганды, которая была сплетена и все еще плетется вокруг нового строительства и исторического эволюционного хода событий многочисленными недругами и завистниками». (Е.И.Рерих, 9, 243, 23 августа 1954 г.)

Благодаря этой книге и у нас есть возможность оглянуться на социалистическое строительство Советского общества, уже имея какой-то опыт жизни при т.н. капитализме. Впрочем, предлагаем читателям самим поразмышлять об этом.

От редакции портала.

 

 

HE СЛОВА, А ДЕЛА

Итак, по плодам узнаете их.
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст.20.

 

Как-то раз, много лет назад, после того как во время богослужения в Манчестере я прочёл «Отче наш», какой-то престарелый раввин положил мне руку на плечо и сказал: «Каждый еврей мог бы присоединиться к этой молитве».

Это совершенно справедливо в наши дни. Столь же справедливо это было и тогда, когда молитва эта впервые была облечена в слова. Современники Христа никогда её не оспаривали. Никогда не оспаривалась и его идея о том, что Бог подобен наилучшему из отцов. Иисуса ненавидели не за его отношение к Богу. Его жестоко ненавидели за его отношение к человеку.

Отношение Иисуса к человеку во всех важнейших пунктах противоречило существующим взглядам и в ещё большей мере — существующей практике. Эти противоречия проявлялись, в частности, в детском, женском и национальном вопросах.

Расхождения во всех этих вопросах объяснялись различным отношением к человеческой личности. Характерной чертой отношения Иисуса к людям — как к мужчинам, так и к женщинам — была его глубокая вера в то, что в самых заурядных людях заложены скрытые возможности, которые могут при благоприятных условиях дать поразительные результаты.

В это же верят и коммунисты. Здесь христианство и коммунизм близко соприкасаются. Иисус требовал, чтобы эти благоприятные условия были созданы немедленно. Этого же требует и коммунизм. Призывая к действию, и притом к немедленному действию, Иисус пришёл в жестокое столкновение с традиционными классовыми и имущественными интересами и привилегиями. Это столкновение оборвало его земную жизнь. Коммунизм также пришёл в столкновение с существующим порядком. И в результате этого столкновения против него бы ли брошены армии девяти держав, пытавшиеся сокрушить коммунизм в самый момент появления его на свет.

И всё же эта вера в безграничные возможности всех и каждого — являвшаяся всегда краеугольным камнем всякой истинной демократии, содержание коей не исчерпывается Политикой, выборами большинством голосов или парламентарной формой правления — придавала известный колорит всему учению Иисуса и всем его деяниям.

1. Это сказалось и на его отношении к женщинам. Еврейский ученый д-р Монтефиоре справедливо говорит: «Иисус — великий защитник женщин. Он, по-видимому, совершенно порвал в этом вопросе с царившими на Востоке взглядами». Иисус, в резком противоречии со всеми своими современниками, считал женщин совершенно равными с мужчинами. Это поражало даже его собственных учеников, которые, вернувшись из самаритянской дерев ни, удивились тому, что «он разговаривал с женщиной». Иисус считал вполне естественным принимать женщин в ученицы и делал это без всякого стеснения. Как одинокие, так и замужние женщины со провождали его и его учеников во время их странствий по Галилее. И дурная молва никогда не касалась их.

И когда мы читаем: «Иисус любил Марфу, и сестру её, и Лазаря», — мы не видим здесь ничего, кроме красоты. И даже здесь, в Вифании, он продолжает своё дело освобождения женщин. Он мягко укоряет Марфу, когда она жалуется, что Мария пренебрегает своими обязанностями по дому ради беседы с ним. И уже самой этой беседой Иисус нарушил другую традицию. Он признал Марию полноценной личностью, способной рассуждать о самых высоких материях. Коммунизм своей практикой сделал то же самое.

Могут спросить, каким образом Иисус выработал в себе это новое отношение к женщине. Я бы ответил: главную роль в этом сыграла его мать. Эта живая, проворная женщина предстает перед нами как пламенный патриот в своём «Величании Господу», которое справедливо называют «Марсельезой христианского движения». Она славит в нём Бога-освободителя, который «низложил сильных с пре столов и вознёс смиренных, алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем». В своём домашнем кругу в Назарете Мария, повидимому, воспитала нескольких пионеров такой революционной мысли и революционного действия: Иоанна Крестителя, который учил: «Всякий дол да наполнится и всякая гора да понизится»; брата Иисуса — Иакова, возвестившего: «Да хвалится брат, униженный высотою своею, а богатый — унижением своим»; и самого Иисуса, который сказал: «Первые будут последними и последние — первыми».

Связь этих революционных идей с революционным духом самой Марии бесспорна, а Мария поплатилась за это. Ей пришлось при жизни быть свидетельницей того, как племянника её обезглавили, одного сына распяли, а другого закололи мечом. Но ей довелось также при жизни стать свидетельницей того, как благодаря этому же самому революционному духу женщины были освобождены от многих своих прежних оков.

Обратимся теперь к теории и практике коммунизма. В Советском Союзе перед женщинами открылась новая жизнь. Советские женщины по-новому равноправны с мужчинами: пользуются равными с ними гражданскими правами, равноправны в выборе квалификации, равны по уровню культуры. Советские женщины купили свою свободу дорогой ценой. Женщины героически боролись вместе с мужчинами за новый строй, при котором движущей силой производства является забота о пользе общества, а не погоня за прибылью, и цель которого — дать каждому по потребностям. Свойственная женщинам преданность, их чувство товарищества и абсолютного равенства, их ненависть к эксплуатации, их вера в простой народ, их страстное стремление к знанию и культуре — всё это наложило свой особый отпечаток на новое общество.

Взгляд Иисуса на женщин сохранил свою силу в веках. Мы слышим отголосок его, когда Ленин, ссылаясь на Карла Маркса, говорит: «Не привлекая женщин к общественной... к политической жизни... нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме». Советская конституция подтверждает это. Она гласит:

«Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребёнка, предоставлением женщине при беременности отпусков с со хранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов».

Обещания эти не остаются мёртвой буквой. По мощь женщинам и матерям с каждым днём увеличивается. Благодаря яслям и детским садам советская женщина может свободно распоряжаться своим временем, что невозможно у нас, где женщине крайне трудно без ущерба для детей заниматься каким-либо избранным ею родом деятельности.

Поэтому в Советском Союзе на административной работе в различных специальных областях и в промышленности занято больше женщин, чем у нас. Уже в 1938 году в советском парламенте насчитывалось 189 депутатов-женщин. В Тбилиси, столице Грузии — одной из 16 советских республик, пример но равной по площади и численности населения Уэльсу — только в научных лабораториях университета работает в пять раз больше женщин, чем во всём Лондонском университете. Пожалуй, наиболее интересной из всех этих христианских черт советского строя является поощрение материнства как основной обязанности женщины. Некоторые женщины чувствуют призвание к тому, чтобы иметь большую семью и отдавать всё своё время воспитанию детей. Советское государство оказывает таким женщинам всяческую поддержку и финансовую помощь.

Новое положение женщины не разорило, а обогатило советскую семью. Старой семьи, этой хозяйственной ячейки, где жена была рабыней, экономически зависимой от своего мужа и лишённой права участвовать в общественной и политической жизни, более не существует.

Семья только выиграла от этого. Новая экономическая независимость дала женщинам досуг, позволяющий им пользоваться радостями семейной жизни в обществе мужа и детей. Благодаря своему участию в общественной и политической жизни женщина лучше подготовлена к интеллектуальному общению с мужем и для роли наставницы своих детей.

2. Вера Иисуса в безграничные возможности каждой личности определила и его отношение к детям. Дом Иисуса был полон детей. Мы читаем о «братьях его Иакове и Иосии, Симоне и Иуде и сестрах его». Иисус хорошо понимал детей. Он уважал их. Если Аристотель говорил о детях пренебрежительно, то Иисус брал их на руки и благословлял. Чего он хотел для детей? Разумеется, полноценной, творческой жизни, то есть того же, чего вы желаете своим детям и я — моим. Прежде всего их должны обеспечить предметами первой необходимости — пищей, одеждой, кровом, а затем дать образование, привить культуру, создать возможности для физического и духовного развития.

Профессор Уайтхэд справедливо говорит, что основные свободы — это свобода физически существовать, свобода питания.

Это — первое, чего требует ребёнок, и Иисус оценивает это как первейшую потребность человека, когда он проявляет заботу о всех голодных и спрашивает, что мы намерены предпринять, дабы утолить этот голод. Коммунистическая Россия дала весьма основательный ответ на этот вопрос. Голод как таковой ликвидирован на всей советской земле. Теперь прилагаются новые усилия к тому, чтобы обеспечить население более высококачественным питанием, дать ему больше молока, больше мяса. Советская Россия может это сделать потому, что население требует больше продуктов и у него есть средства, позволяющие ему больше покупать. На протяжении семи последних лет цены ежегодно снижались. Спрос растёт. Чтобы удовлетворить его, за последние несколько лет были подняты целинные земли, общая площадь которых равна площади Англии. В течение пяти лет производство мяса и молока будет удвоено.

Несмотря на плохой урожай, сбор зерна в 1954 году был рекордным. Итак, первая цель — это обеспечить всех продуктами питания соответственно потребности каждого.

Вторая цель — образование для всех. В этой области коммунизм, по общему признанию, идёт впереди всего мира. Советский Союз с самого начала придавал просвещению большое значение. Он с самого начала предусматривал в своих планах все общий охват детей средним образованием. Теперь эти планы осуществлены. Каждый ребёнок — от одетого в мех эскимоса на далеком Севере до мальчика или девочки в лёгкой одежде из бумажной или шёлковой ткани на крайнем Юге — по достижении семилетнего возраста поступает в школу, где ему предстоит учиться до 17 лет. Подобного нет ни в одной другой стране мира. Воля Христа, чтобы разум каждого ребёнка имел все возможности для своего полного развития, в коммунистическом мире впервые находит своё воплощение.

Как воспитатель двух знаменитых английских школ, я знаю, что значат два лишних учебных года сверх того срока обучения, который доступен основной массе наших детей. Именно из этих и подобных им школ, охватывающих лишь небольшую часть наших детей, выходят видные деятели искусства, науки и государства. Трудно даже представить себе, какие культурные богатства мы могли бы получить, если бы все английские дети могли воспользоваться этими дополнительными годами обучения.

Русские дети пользуются этими дополнительными годами. И это, как сказал профессор Бернал, когда мы не так давно знакомились с новой системой просвещения в самой России, «неизбежно окажет глубокое влияние на будущую историю мира». Огромное большинство английских детей на так называемом христианском Западе лишено этого. Наши деятели просвещения, хотя и очень медленно, пробуждаются к сознанию того факта, что в жизни назревают перемены.

Так, например, профессор термодинамики Оксфордского университета сэр Фрэнсис Саймон в своём недавнем письме в «Таймс» писал: «В США ощущается нехватка научно-исследовательских работников. Научно-исследовательские институты в СССР имеют вдвое больше специалистов, чем в США. В СССР таких специалистов больше, чем в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и всей Западной Европе, вместе взятых».

Кроме того (и это чрезвычайно важно как свидетельство миролюбивых намерений России), Советский Союз идёт впереди всего мира в использовании атомной энергии в мирных целях. Советский Союз полностью ознакомил со своими достижениями в этой области Китай, страны Восточной Европы и Индию. В этом отношении он также идёт впереди всего мира. Советский Союз опередил мир также в изучении возможностей использования в промышленных целях термоядерной реакции.

3. Наконец, вера Христа в безграничные возможности каждой личности наряду с его верой во все общее братство свободных и равноправных мужчин и женщин определила собой и его отношение к людям разных национальностей. Он нападает на национализм и расизм в первой же произнесённой им проповеди. За это слушатели пытались сбросить его с вершины горы.

Истинно христианская позиция в этом вопросе не вызывает никаких сомнений, как не вызывает со мнений и коммунистическая позиция.

 

Рассказывают, что в некоей засушливой местности около водоёма сидела старая женщина. Её единственной обязанностью, которую она должна была исполнять изо дня в день, было кричать: «Нет воды, нет воды!» За ночь в этот водоём набегало небольшое количество воды, которого едва хватало для нужд этого маленького посёлка. Сегодня эта же самая женщина видит, как ее внуки купаются в новом большом оросительном канале, который превратил засушливые земли в пашни и луга и принёс богатство туда, где раньше царила нищета.

Эта история в той или иной форме относится к любой из бывших колониальных стран. Она относится, например, к далекому Таджикистану, республике Средней Азии, граничащей с Афганистаном, Пакистаном, Индией и Китаем.

В 1930 году столица Таджикистана была деревней с населением в 7 тысяч человек, которые жили в глинобитных хижинах. До революции во всём Таджикистане насчитывалось 12 врачей и 13 учителей; там была всего одна больница на 10 коек. Сейчас в Таджикистане 5 тысяч врачей и ассистентов. До революции в Таджикистане лишь один человек из двухсот мог написать свою фамилию, там не было ни одной женщины, которая умела бы читать и писать. Теперь неграмотность исчезает, как кошмар прошлого. Каждый ребёнок, поступающий ныне в школу, будет учиться до 17-лет него возраста. Каждая школа имеет своего постоянного врача. Каждую четверть все школьники подвергаются медицинскому осмотру. Здесь, в Англии, моих собственных дочерей, одной из которых тринадцать, а другой пятнадцать лет, пока что за все годы их учения в школе осматривали только три или четыре раза.

Для слепых и глухих детей, а также для детей, одарённых каким-нибудь талантом, существуют специальные школы.

Библиотека средней женской школы на 880 чело век, которую я посетил, располагает тридцатью тысячами томов и находится в ведении специального библиотекаря.

Публичная библиотека, великолепное просторное здание с читальными и лекционными залами, владеет книжным фондом в один миллион томов на самых различных языках.

Сельское население, работающее в замечательных, высокомеханизированных колхозах, процветает.

 

 

Столицу республики Сталинабад, который ныне представляет собой город протяжением в семь километров с населением более 200 тысяч человек, пересекают величественные улицы, обсаженные пре красными деревьями. По улицам быстро мчатся автомобили и троллейбусы. Со всех сторон высятся большие здания, на площади бьёт фонтан. Сталинабад, совершенно неграмотный до революции, имеет теперь свой собственный медицинский институт, в котором обучается 1500 человек, свой собственный университет с двумя тысячами слушателей и свою собственную Академию наук, насчитывающую 16 докторов наук, 96 кандидатов наук и 150 аспирантов.

Если бы в отсталой Кении мы действовали так же, как Советский Союз в столь же отсталом Таджикистане, то эта страна с её населением в 5,5 миллиона человек против 1,5 миллиона в Таджикистане изобиловала бы теперь школами. Повсеместная ныне безграмотность исчезла бы. Каждый ребёнок учился бы в школе до 17-летнего возраста. В стране было бы множество библиотек. Кения имела бы 15 тысяч врачей. Бедность исчезла бы. Исчезла бы и мау-мау.

В заключение я должен сказать следующее: чем больше я путешествую по этим коммунистическим странам, чем больше я изучаю факты, цифры и достижения, становящиеся ныне очевидными для всех, чем больше я наблюдаю возможности, пре доставляемые в этих странах женщинам, детям, различным национальностям, тем более меткими и важными представляются мне слова Христа:

«Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!» — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего небесного».

Христианские стремления на этот счёт, выраженные в декларациях западных церковных деятелей, но не находящие своего отражения в живом практическом действии на Западе, воплощается ныне под новым именем коммунизма на Востоке.

 

 

ОБЩИЙ ТАНЕЦ*

 

 

Господин сказал рабу: пойди по дорогам
и изгородям и убеди прийти, чтобы
наполнился дом мой.

Евангелие от Луки, гл.14, стих 23.

 

Основная идея этой притчи сводится к тому, что Господь приготовил для своих детей великолепный пир, на который званы люди со всех путей и перепутий. Этот размах, этот охват пира подчёркивается в Евангелии повсюду. Выражение «Царство Божие на земле» подчёркивает как всемирный характер этого царства, так и ту сферу, где оно должно быть непосредственно осуществлено.

Царство это у наших дверей, никогда оно не было так близко, как сегодня. Но пришествию его меша ют некоторые обстоятельства. Люди всегда, с самого начала, стремились принизить идею Царства Божьего. Они смотрят не вперёд, а назад, и в результате останавливаются на месте, окостеневают. Так было, видимо, всегда. Во всяком случае, о том, что так было с самых давних времён, свидетельствует интересный миф о жене Лота. Лот покидал старое и низшее ради нового и высшего, он был человеком действия. Жена же его цеплялась за старое, низшее. Она была косной. Как гласит миф, она окаменела, обратилась в соляной столп. Цепляться за статус-кво в изменяющемся мире — значит окаменеть. Жизнь идёт вперед, оставляя позади всё, что застыло в неподвижности. Суть нацизма состояла в том, что он пытался сохранить статус-кво в изменяющемся мире. Жизнь продолжала своё движение вперед, и Гитлер был сметён с пути.

Так же было с идеей Царства Небесного. Находятся люди, которые хотели бы выхолостить идею Царства Небесного как Всемирного Царства. Мы можем прочесть в Евангелии о двух попытках принизить идею Царства Божьего, предпринятых ещё во времена Нового Завета.

 

а) Ученики пытались принизить эту идею, когда они спросили: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь ты царство Израиля?» Эти люди в течение трёх лет находились в самом тесном соприкосновении с Иисусом, и всё же они ещё не постигли всё величие его идеи. Они понимали Царство Божие как восстановление царства Израиля. Они не отвергали царство, они принижали его.

б) Если так думали ученики Христа, то не приходится удивляться, что так же думали и массы. Они видели в Иисусе Царя, но Царство они низводили до Царства Давидова, крича: «Благословенно грядущее во имя Господа Царство Отца нашего Давида!» Так Царство Божие сводилось к Царству Отца нашего Давида. Это косный взгляд, взгляд назад на прошлое.

Так было всегда. Иисус предпринимает нечто великое, небывалое, мы же сводим это к представлениям, ассоциирующимся с «Отцом нашим Дави дом». Сектантство берёт Царство Божие —всемирное, всеобщее Царство —и превращает его в нечто неизмеримо меньшее. В религиозном плане Царство Божие пытаются толковать узко-сектантски, сводя его к англиканской церкви, методизму, веслианству, баптизму, пресвитерианству, конгрегационализму или католичеству. Весли провозгласил Царство Божие, последователи же его пытались свести Царство Божие к Царству Отца нашего Весли. Мы, пожалуй, пытаемся свести Царство Божие к Царству нашей великой англиканской церкви.

Мы превращаем Царство Божие, которое должно охватывать всю жизнь, в средство нашего личного спасения при сохранении нетронутым существующего социального строя. Мы превращаем его, таким образом, в своё личное Царство. Подобную тенденцию проявляют такие движения, как движение д-ра Грехэма, и в этом их опасность и их односторонность.

Но Царство Божие, Великий Пир, на который, по словам Христа, мы приглашены, больше любого из наших приниженных Царств. Оно даст ответ на все наши вопросы, разрешит все наши проблемы и, в частности, такую важнейшую проблему, как проблема нищеты, мировой нище- ты. Мы располагаем знаниями, которые позволяют ликвидировать нищету; эти знания и средства для их практического приме нения дала нам наука. Единственное, что нам требуется, это коллективная воля. Царство Божие позволит нам решить также проблемы национальной вражды, социальных противоречий и войны.

Создание Царства Божьего на земле означает уничтожение войны, этой важнейшей из всех наших проблем, которая причиняет столько мук миллионам матерей. Современный греческий поэт Периклис посвятил этой теме волнующую поэму, из которой я приведу здесь небольшой отрывок. Говорит мать:

 

«У меня был сынок. Я с зарёю его поднимала,
Расчесав ему кудри, кормила, ворча —чтоб был сыт,
И, застыв у дверей, долгим взором его провожала,
Всё любуясь, как мальчик мой с книжками в школу
спешит.
Я смотрела, как милые крепкие ножки, шагая,
Пробивали упрямо дорогу себе по лесам,
И мне кажется нынче, что эта тропинка лесная
Была светлым путём к моим самым заветным мечтам,
У меня был сынок. И я верила, в день расставанья,
Когда гаснуть начнёт в утомлённых глазах моих свет.
Он, прильнув к изголовью в последнем и нежном
прощанье,
Мне шепнёт: «Ты не бойся, родная, ничто никогда
не умрёт;
У порога олива задумчиво шепчет ветвями —
Как она, ты всегда, ты всегда будешь с нам»

У меня был сын,
У меня был сын,
Дороже его —ничего!
И они убили его.

 

Вот что такое война. Идея Царства Божьего, которое покончит с войной была положена в основу Организации Объединённых Наций и её Устава. Эта организация до известной степени отвечает христовой идее небесного пиршества. Англия при всех её многочисленных ошибках внесла немалый вклад в осуществление этой идеи, выразившейся в объединении ею самых различных народов мира. США при президенте Вильсоне выдвинули идею всемирной организации народов и облекли её в слова: Лига Наций.

 

Советский Союз также, несмотря на свои многочисленные ошибки, воплотил эту же идею в конкретную форму —в форму Союза множества народов различного цвета кожи и говорящих на различных языках. Достижения этого Союза дают представление о тех богатых возможностях, которые заложены в сотрудничестве наций.

Позвольте мне проиллюстрировать эти богатые возможности на чрезвычайно интересном примере из истории общественной жизни XVIII века, примере, особенно показательном, если вспомнить о том, что Христос избрал символом прекрасного будущего Пир. Ведь пир —это не только обильная, вкусная и разнообразная еда; пир —это нечто гораздо боль шее, это свободное общение друзей. Пир —это встреча и взаимный обмен множества идей, множества идеалов. Иисус встречается с друзьями, ест вместе с ними и во время пира закрепляет их дружбу и воспламеняет их души.

Пример из истории XVIII века, который я имею ввиду —это ежемесячные сборища друзей. В 1770 году в Англии существовало так называемое Лунное общество. Члены его собирались раз в месяц, в новолуние —это был наиболее удобный из вечеров в те времена, ибо дороги тогда были скверные и плохо освещались, а гости съезжались издалека.

Бирмингемское Лунное общество, которое, конечно, прозвали «Обществом лунатиков», собиралось на эти обеды в строго определённом составе: за стол садилось десять человек. Никакой повестки дня за ранее не вырабатывалось, речи не записывались и не протоколировались. Разговор должен был быть совершенно непринуждённым, не стесняемым гласностью. Члены общества беседовали о поэзии и религии, об искусстве и политике, о музыке и науке. В них жил свободный дух искания. Это была группа передовых людей, которые собирались друг у друга поочередно. Изобретатель паровой машины Джеймс Уатт беседовал о музыке с Уильямом Хершелем, музыкантом военного оркестра, ставшим личным астрономом короля. Король гончаров Джосий Веджвуд обменивался мыслями по поводу разделения газов с Джозефом Пристли, открывшим кислород. Тот в свою очередь затевал спор о религии или же читал письмо, недавно полученное им от Бенджамина Франкли на. Эразм Дарвин, врач, поэт и философ, разъяснял сотруднику Уатта Матту Бултону сущность «творческой эволюции» —за 60 лет до того, как его внук Чарлз Дарвин подарил миру свою великую книгу «Происхождение видов».

Ричард Калдер в своей великолепной популярной книге «Science makes sense» широко знакомит читателя с плодотворной деятельностью этой замечательной группы, члены которой собирались для сводного обмена мнениями и которые оставили глубокий след в памяти потомства. Я упомянул об этом только для того, чтобы дать представление о тех безграничных возможностях, которые открываются, когда люди пытливого ума встречаются для свободного обмена мыслями —даже если встречи эти происходят в одном только городе, в данном случае в Бирмингеме.

Насколько же большие возможности открылись бы в том случае, если бы такой обмен идеями происходил в масштабах целой страны или народа! Возможности эти оказались бы поистине неисчислимы ми, если бы распространить этот обмен на весь мир. Мир, где расщепление атома даёт в распоряжение человека неисчерпаемые источники энергии, которой он может найти неограниченное применение с целью воздействия на развитие растительной и животной жизни; мир, располагающий безграничным разнообразием новых материалов, создаваемых химиком и металлургом. Наконец, остановимся на словах Евангелия: «Убеди их прийти» . Каким образом можем мы во влечь людей или народы в Царство Божие на земле? Каким образом мы должны убедить их? Силой? Это невозможно. Один король, живший в давние времена, желая насадить христианство в языческом мире Северной Европы, отдал приказ о насильственном крещении населения. Совершенно ясно, что это кончилось полнейшей неудачей.

С помощью войны нельзя создать Царство Божие на земле. Переговоры с их взаимными уступками, торговый обмен, обмен культурными ценностями —таков единственный путь к богатствам этого Царства. И именно в этом ценность идеи Объединённых Наций.

Коммунизм, как я уже указывал, желает и достигает обогащения своего Царства, выходящего за границы личности, за национальные, расовые и языковые границы. Он стремится к созданию Царства, которое станет всемирным.

Добивается ли он этого с помощью силы? Или же путём переговоров и торгового и культурного об мена, то есть христианским путем? Коммунисты все в один голос заявляют, что они хотят добиться своей цели мирным путём. Они заявляли это с самого начала. Я находился вместе с лордом Солсбери на трибуне в манчестерском «Фритрейд холле» в 1924 году, когда Советская Россия представила миру свой план разоружения, изъявив со своей стороны готовность полностью разоружиться. Почву для этого подготовил Ленин, заявивший в 1915 году: «Прекращение войны, мир между народами —таков наш идеал». В 1920 году он добавил к этому: «Мы за союз со всеми странами без исключения»**. «Коммунизм не является предметом экс порта», —сказал Ленин. «Экспорт революции —это чушь», —говорил по этому же поводу Сталин.

Никто из русских руководителей никогда не угрожал войной. Начиная с 1945 года они неизменно выражали свою волю к миру. Эта воля была выражена, в частности, в важных интервью, которые Сталин ежегодно давал видным американским деятелям —сыну Рузвельта, Стассену, Беделлу Смиту. Четыре американских посла в России один за другим заявили, что они не видели никаких признаков того, что Россия хочет войны или, тем более, готовится к войне. Наши собственные руководители не раз заявляли то же самое. «Россия не стремится к агрессии», —сказал Черчилль. «Россия не ведёт подготовки к войне», —сказал Элтли. «Россия не начнёт войны», —сказал Аденауэр.

Нет, коммунизм стремится следовать мирному пути, который является христианским путём достижения христианской цели —объединения народов. Россия постоянно и неизменно вновь и вновь подтверждает, что она стремится следовать мирному пути —пути переговоров, торговли и культурного обмена.

 

Искренна ли она? Об этом с несомненностью говорят факты. Людские и материальные потери России в результате войны были столь громадны, что она не желает повторения войны. Территория её столь обширна, так богата Декрет о мире был первым декретом, изданным новым Советским государством в октябре 1917 г. всевозможными ресурса ми, так готова к стройке, что все её помыслы сосредоточены на мире. Экономика России такова, что она способна потреблять всё производимое ею. Россия не знает страха перед безработицей. Каждый рубль, истраченный на войну —прямой убыток для советского народа. Гигантские планы мирного строительства России требуют только одного —мира.

Наряду с ежегодным снижением цен они служат свидетельством того, что все силы страны направлены на нужды мира, а не на нужды войны. Позиция России в отношении всех видов ядерного оружия неизменна —запретить всякое оружие массового уничтожения, заявила она тогда, когда у неё не было ещё атомной бомбы. То же самое она заявила после того, как в России была произведена атомная бомба. Она заявила то же самое и продолжает повторять ныне, когда она владеет самым разрушительным из всех видов оружия — водородной бомбой. Искренность своих миролюбивых стремлений она доказывает тем, что идёт впереди всего мира в использовании атомной энергии для промышленных целей. Коммунизм может оказаться замечательным союзником для всех тех, кто стремится к миру.

Христова идея Пира, на который приглашаются люди «со всех дорог и изгородей», расширяется и становится всё более величественной по мере укрепления братства и товарищества людей, составляющих главную основу этой идеи. Всё, что обогащает общество, умножает и её великолепие. Мы приближаемся к величайшей эре в истории мира. Недалеко время, когда человечество будет пожинать ещё более богатый урожай, ради которого страдал и умер Христос. Чем же всё это кончится? Этому не будет конца. Ибо жизнь не имеет конца. Говоря словами современного греческого поэта, которого я цитировал, «ничто не умирает», ничто настоящее не умирает. Христос не только победил болезнь, бедность, войну —Христос победил в конце концов смерть. Божие Царство начинается на земле. Мы должны построить его здесь, и чем более совершенным мы создадим его здесь, тем твёрже будет наша уверенность, что здесь оно не кончается. Ничто из того, что любит Господь, никогда не умирает.

 

Примечания

 

*Название главы навеяно средневековым гимном.
**Декрет о мире был первым декретом, изданным новым Советским государством в октябре 1917 г.

 

Публикуется по книге: Джонсон Х. Христианство и Коммунизм / Хьюлетт Джонсон. [пер. с англ. В.В. Исхакович].- М.: Неопалимая Купина, 2013.- 144 с.

18.10.2014 14:55АВТОР: Хьюлетт Джонсон | ПРОСМОТРОВ: 1998




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Философия »