Дорогие друзья, прошу помощи! Дни Знамени Мира в Эстонии). Открытие выставки победителей Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса» в городе Поставы (Республика Беларусь). Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Выставка «Симфония великого Космоса» в городе Островец Гродненской области (Республика Беларусь). Выставка детского рисунка «Мы – дети Космоса» продолжила работу в Севастополе. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



История народов Горного Алтая. Р. А. Кушнерик


Алтай… Сколько людей рвутся побывать в этом благословенном краю! Не только необыкновенные красоты гор и долин притягивают сердца, но и многое другое - несказуемое.  Алтай является мощнейшим магнитом для людей всего мира. И многие из них очень интересуются историей Алтая.

 

 

Самые первые сведения, сохранившиеся в записях, о народах проживающих на территории Горного Алтая, можно найти у историков – древнегреческого Геродота (484 до н. э. — 425 до н. э.) и китайского Сыма Цяня (145 – 47 гг). «Отец истории» Геродот в своем трактате «История» упоминает их как неведомый миру народ и обитателей далеких восточных гор. В «Исторических записках» Сымя Цяня есть рассказы о северных соседях Китая, сведения которых носят вполне реальный характер, наполненный конкретными фактами.


Этнический состав Алтая с конца I тыс. до н.э. до середины I тыс н.э. представлял собой, с одной стороны, потомков пазырыкцев, с другой, это было время появления родоплеменных групп центрально-азиатского происхождения – теле и тюрков. Те же китайские летописи утверждают, что этнические корни теле и древних тюрков, имеют отношение к гуннской (кит. – хунну или сюнну) среде. Благодаря накопленному научному материалу можно утверждать, что современное коренное население Горного Алтая является потомками древних племен и наследниками великих культур хуннов, тюрков, уйгуров, кыргызов, киданей, монголов и джунгар.


На рубеже нашей эры, в так называемое гунно-сарматское время (2 в. до н.э. – 3 в.н.э.), Горный Алтай входил с состав крупного государственного образования союза гунну. Главным источником по их ранней истории являются труды упомянутого выше историка Сыма Цяня, который считает гунну тюркским народом. В этот период они занимали обширные территории от Алтая на западе до Большого Хингана на востоке. Родовыми кочевьями этого союза были бассейн рек Орхон и Селенга с горами Хингая и Западного Хэнтэя (Центральная Монголия).
В период правления шаньюя Маодуня (2 в. до н.э.) гунны владели уже бассейнами р. Тарим и горами Восточного Туркестана, территорией юго-восточного Казахстана и северо-западной Монголии, подойдя вплотную к самому сердцу Азии – району горы Белуха гор Алтая. Так постепенно вытеснялись ираноязычные народы «скифского облика» в Ферганскую долину, оставив свои земли гуннским правителям.

 

Гуннское государство имело высокий уровень внутренней организации, материальной и духовной культуры. Например, при переходе реки Хуанхэ и угрозе завоевания исконных китайских земель,  они продемонстрировали свою высокую организацию войск. Как сообщают китайские источники, у гуннов каждое армейское подразделение сидело на лошадях своей масти. Внутренняя иерархическая организация управления государством поддерживалась правителями левого и правого крыла, объединенные властью шаньюя. Правители всех областей собирались дважды в год на жертвоприношение в святилище при ставке правителя, расположенного в районе Темир-Орхона (Центральная Монголия). А осенью, когда табуны лошадей возвращались с летних пастбищ, начинались военные походы. У гуннов был применен принцип специализированных поселений, объединяющих людей по роду занятия: земледельцы, скотоводы, кузнецы-оружейники и т.п. Одевались они в меха, кожи, знать носила китайские шелка и парчу. Гуннский лук не имел аналогов по скорострельности и дальнобойности, а для психологического устрашения использовались стрелы-свистуны (у основания пера был просверленный костяной шарик). Религия гуннов представляла из себя общий для кочевников Центральной Азии – шаманизм. По свидетельству, тех же китайских источников у них существовал культ меча, поклонение светилам, сезонные праздники жертвоприношений.


Истоками формирования этнической истории алтайских народностей являются тюркоязыческие компоненты, связанные с носителями древнего этнонима «теле». В древнетюркскую эпоху (6–9 вв.) на территории Горного Алтая расселялись племена, вошедшие в четыре группы тюрков: тукю, куу, теле и кыргыз. Начиная с 6 века, история теле стала тесно связана с государством тюрков, которые в последствии составили прототюркский этнический субстрат. Со временем он становится основой формирования тюркоязычного населения второй половины I тыс., условно названное исследователями «алтае-телеские тюрки». Алтайские племена в этот сложный период входили в мощный союз племен Первого и Второго Тюркского каганатов (552 – 744 гг.), а после распада их место занимает государство уйгуров.
Период тюркской истории Горного Алтая был эпохой государственного строительства. Границы Тюркского каганата стремительно расширялись. В правление кагана Кигиня в 6 в. государство простиралось от границ Китая до границ Ирана и Византии. Каганаты вели оживленные торговые связи с Китаем и странами Средней Азии, Ближнего востока, Восточной Европы.


Население того времени оставило огромный культурный пласт на территории современного Горного Алтая. Это – поселения, ритуальные сооружения, петроглифы и погребальные комплексы, а также «рунические» надписи. Все эти памятники Горного Алтая служили не одному поколению, и их культурные слои сформировались в разные эпохи. На протяжении тысячелетий на территории Алтая сохранялась преемственность в использовании святилищ и поминальных комплексов.


Древнетюркская эпоха отразилась и в текстах, высеченных на каменных стелах, установленных в погребальных комплексах древнетюркских каганов и их приближенных. Древние тюрки применяли все известные в Сибири и Центральной Азии «рунические» алфавиты. Известный комплекс Калбак-Таш является самым крупным в России местом по количеству и насыщенности «руническими» знаками. Многочисленные молитвенные надписи на наскальных породах Алтая свидетельствуют о том, что здесь существовали и развивались многочисленные религии. Почитание Неба как верховного божества было присуще едва ли не всем древним кочевникам Центральной Азии. Но именно у тюрков древний культ Неба получил свою наиболее развитую форму. Именно он распоряжался всем происходящим в мире. Ему ежегодно совершались различные моления и жертвоприношения. Почитали тюрки также богиню плодородия Умай, духов основных светил, земли и воды. В текстах также неоднократно упоминается и бог нижнего мира Эрлик.


У древних тюрков был разработан и этикет – правила достойного поведения. Эра (мужчины-воина). Женщина занимала особое место в вопросах государственного строительства, что, с точки зрения арабских, персидских и китайских историков, было отличительной чертой тюркских народов. По левую сторону на престол кагана восходила кадын (хатун). Женщины не только наследовали имущество, но выступали и в качестве самостоятельных правителей аймаков. Все это отразилось в алтайском эпосе, например как сказание «Очы-Бала».


Вера в потустороннюю жизнь была ярко выражена в погребальном обряде. Летописи донесли до нашего времени описание церемоний знатных тюрков, во время которых их сжигали вместе с лошадью и необходимыми для них в потустороннем мире вещами. С 7 века в правление кагана Цзе-Ли в результате смены религиозного мировоззрения, происходят изменения и в погребальном обряде. Кремация стала заменяться обрядом захоронения. С погребальными сооружениями связаны многочисленные каменные изваяния, являющиеся уникальным проявлением ритуальной традиции древних тюрков. В скульптуре ваятель старался передать черты лица умершего человека. Часто изображенные воины держат в руке чашу. Иногда они раскрашивались для придания большего сходства с живым человеком. Петроглифы грота Куйлю; древние стелы у села Иня; археологический комплекс Кур-Кечу; петроглифический комплекс Калбак-Таш и Бичикту-Бом, которые кроме изображений имеют и древнетюркские «рунические» надписи; Яломанское городище и там же древнее святилище, наибольший расцвет которых пришелся именно на период связанных с древнетюркской эпохой; Зона покоя Укок и многое другое приняло в наследство коренное население Алтая.


С 745 г. территория Алтая входит с состав Уйгурского каганата. В исторических летописях китайской династии Суй (581–618 гг.) уйгуры упоминаются под названием теле, а в источниках 8 века уже пользуются названием «уйгур». Постепенно уйгурский каганат объединяет земли Алтая, Центральной Монголии, Юго-Западную и значительную часть Восточной Сибири, став со временем крупнейшим азиатским государством к северу от Китая. Являясь многонациональным государственным образованием, Уйгурский каганат объединял и представителей многих религий и верований: зороастрийцев-огнепоклонников, буддистов, христиан и мусульман. В конце 8 века высшая элита каганата принимает манихейское вероисповедание. Считается, что многие наскальные рунические надписи Горного Алтая по своему содержанию являются манихейскими.


В 840 г. кыргызы захватывают ставку Уйгурского каганата и с этого времени народы Горного Алтая входят в состав Кыргызского каганата. В строительстве различных сооружений, дорог, на обработке полей применялся труд подданных народов. Это было унизительная и тяжелая повинность для тюрков Алтая, привыкших платить дань воинами и изделиями из железа. Но, упорное сопротивление покоренных народов не позволило закрепиться кыргызам в горах Алтая. И под натиском новых завоевателей, киданей, они оставляют Горный Алтай. От кыргызов на территории Горного Алтая имеются археологические памятники сохранившиеся до наших дней. Это Яконур, Акташ и д.р., а недалеко от Мендур-Соккон обнаружена «руническая» надпись с упоминанием этнонима «кыргыз».


В 12 в. кидане завоевывают Алтай и Семиречье, где в долине р. Чу была поставлена ставка верховного правителя «гурхана». От китайской империи кидане заимствовали не только организацию государственного управления, но также насильственное переселение покоренных народов с границ вглубь своей территории. В исторических сказания современных алтайцев есть сведения касающиеся киданей и связанные со строительством мощённых дорог и развитием ирригационного земледелия. По вероисповеданию кидане были последователями учения Нестория из Антиохии (Сирия). Из-за жестоких гонений несториане бежали из Сирии в Персию, Среднюю Азию, Индию и Китай где и распространяли свое учение. Именно на Алтае, спустя 6 ввеков, русские старообрядцы искали Беловодских священников «ассирийского, антиохийского поставления». Эти сведения есть в многочисленных рукописных «маршрутниках» и устных преданиях сохранившиеся в Уймонской долине, Рудном Алтае в долине р. Бухтармы и среди алтайских переселенцев в Китае. Правящая элита найманов также была несторианами, но в тоже время территория ханства объединяла представителей многих религий: язычников-шаманистов, буддистов, мусульман. В 12 в. под натиском найманов кидане покидают Алтай. В 13 в. народы Найманского ханства и Кыргызкого каганата были покорены войсками Чингисхана. Этот период Горного Алтая вплоть до падения Джунгарского ханства ознаменован монгольским владычеством и правлением чингизидов.
В период господства киданей (10–12 вв.) и владычества монгольских государств (13–16 вв.) на Алтае складываются многочисленные этнические общности: теленгут, толос, кештим, меркит, байат, кереиты, чагат, сагал и ряд других племен. В этнокультурном и политическом отношении все они были связаны с ойратами, имевшими тюрко-монгольское происхождение.


С 17 в. Алтай входит в состав Джунгарского (Ойратского) ханства. В это время расширяются границы Российского государства и в силу сложившихся исторических условий одна группа теленгутов (белые калмыки или телеуты) принимает российское подданство, а другая группа тау-телеуты становятся двоеданцами, платившими дань Джунгарии и России. В 17–18 вв. ближайшие предки современных алтайцев объединились в четыре родственные этнические группы: теленгитов, тубаларов, кумандинцев и челканцев. Переломным моментом в истории алтайского этноса становится середина 18 в. Он связан с гибелью Джунгарского ханства (1756 г.). Часть теленгутов, алтайские сойоны, иркиты, а также джунгарские беженцы принимают российское подданство, а чуйские теленгуты попадают в зависимость Китая. Вошедшие в состав России народности образуют группы – алтай/ойрот (собственно алтайцы) и чуйские теленгеты. С середины 19 в. формируется третья группа – байат-улус (телеуты). Но при этом образовании сохранились три этнотерриториальные группы: кумандинцы, тубалары и челканцы. В тоже время стали выделяться новые локальные группы (например – улаан/кижи) и подразделения в составе некоторых сёоков (кара, майман, сагал, чагат и пр.). Постепенно стали происходить процессы консолидации этнотерриториальных групп, а после революции они усилились вокруг новой общности – алтайская народность (алтай jон).


Началом освоения русскими территории Горного Алтая считается 17 век. Именно в это время появились казаки, рудоискатели. Промышленное освоение юго-западной части Алтая  А. Демидовым расширило возможности для дальнейшего проникновения русских в горный район. С вхождением территории Горного Алтая в состав России пределы Колывано-Воскресенского округа отодвинулись до границ Китая. Для защиты своих территорий от цинских вторжений русским правительством в 1760 г. предполагалось строительство линий военных укреплений и расселение на этой территории людей. Однако этот проект остался неосуществленным. И только со второй половины 18 века южная часть Горного Алтая стала обживаться русскими людьми «каменщиками», которые формировались из беглых мастеровых и раскольников (старообрядцев). Наиболее ощутимое заселение территории относится к началу 19 века, когда крестьянами Бийского округа стали осваиваться предгорья, а затем и горы Алтая. С первой половины 19 века интенсивно стала заселяться русскими Уймонская долина, в 1834 г. ее села были объединены в Уймонскую инородную управу. Во второй половине 19 века русские частично заселили некоторые районы Горного Алтая. В основном в горы шли на постоянное место жительства жители предгорных районов и сибирские старожилы. Формирующееся местное русское население в основной своей массе числилось в сословии крестьян, и лишь небольшая его часть относилась к другим сословиям. Исключение составили русские старожилы Уймонской долины, которые с 1792 г. были причислены к разряду «оседлых инородцев».


Формирование казахского населения Горного Алтая происходило в течение второй половины 18 – начале 20 вв. Казахи также как алтайцы имеют глубокие исторические корни своего происхождения и относятся к тюркским народам. Первое появление казахов в алтайских волостях относится к середине 18 века. Это было связано с нападением Цинской армии на Джунгарию. После разгрома Джунгарии российское правительство столкнулось с мощным миграционным движением казахов. Казахские отряды осуществили ряд набегов на аилы и кочевья алтайцев. Враждебные действия казахов против алтайцев были прекращены благодаря строительству в начале 1760-х гг. Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и Бухтарминского укрепления при впадении в Иртыш реки Бухтармы. С 30-х гг. 19 века отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая. Уже во второй половине 19 века миграционное давление казахов для алтайцев стало ощутимым. Казахи начали селиться в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. В дальнейшем они стали самовольно занимать кочевые угодья алтайцев. Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей прикочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь и плато Укок, которые формально не являлись российскими подданными. Русским властям с целью защиты интересов алтайцев удалось вытеснить большую часть казахов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталась в Чуйской долине и обратилась к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуи, обещая жить мирно. К 1917 году на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощи и сохранение родовых связей позволило казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая.


В целом, процесс присоединения территории Горного Алтая к Российскому государству занял около двух с половиной веков, что со временем укрепило геополитическую позицию России и создало условия для дальнейшего продвижения в Центральную Азию. Для коренных народов Алтая это стало возможностью возрождения этнокультурного потенциала обескровленных бесконечными войнами алтайских племен. Совместное проживание основных групп населения Горного Алтая – алтайцев, русских и казахов – постоянно усиливало хозяйственные и культурные связи между ними, что способствовало изменению их хозяйственной деятельности, культурно-бытового уклада и образа жизни.


Автор: доцент, кандидат исторических наук Кушнерик Римма Арнольдовна

 

22.02.12. Очень нужный материал не только для историков, но и для тех, кто интересуется всем на свете. Неоценимо для желающих узнать Алтай поближе. София Ургас.

23.02.12. Статья Р. Кушнерик об Истории Горного Алтая представляет собой серьёзную исследовательскую работу по заданной теме. Считаю, что автор блестяще справилась с задачей, написав интересный и полезный материал.
Ермолина Галина

 

20.02.2012 15:19АВТОР: Р.А. Кушнерик | ПРОСМОТРОВ: 2125




КОММЕНТАРИИ (2)
  • София Ургас20-02-2012 15:20:01

    Очень нужный материал не только для историков, но и для тех, кто интересуется всем на свете. Неоценимо для желающих узнать Алтай поближе.

  • Ермолина Галина23-02-2012 15:20:01

    Статья Р. Кушнерик об Истории Горного Алтая представляет собой серьёзную исследовательскую работу по заданной теме. Считаю, что автор блестяще справилась с задачей, написав интересный и полезный материал.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »