Круглый стол «Вестник Красоты», посвященный 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, в городе Кемерово. Обзор XXXIV Международной научной конференции «Язык и культура» в Томском государственном университете. Открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Государственной публичной исторической библиотеке (Москва). Анонс. К 150-летию Н.К.Рериха. Очерк академика Л.В.Шапошниковой из цикла «Русский космизм» (видео). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Гармония звука и цвета


Музыкальные звуки представляют собой смесь нескольких гармонических колебаний, частоты которых относятся как небольшие целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (механизм последнего не выяснен). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения диссонирующего звука. Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.

 

Глаза человека и ряда высших млекопитающих способны осуществлять частотный Фурье-анализ электромагнитного поля, создавая различные ощущения цвета. Изменение цветов при движении по спектру от красного до фиолетового соответствуют увеличению частот монохроматических гармоник электромагнитного поля.

 

Фурье-анализ изображений: При попадании в поле зрения человека нового объекта, его зрительный образ в сознании возникает весьма быстро, но потом уточняется и достраивается, иногда с исправлением ошибок первоначального восприятия (все любители сбора грибов знают, как "замирает сердце" при виде гриба, через мгновение "превращающегося" в опавший лист). Очевидно, что на более ранних стадиях эволюции отмеченное свойство было весьма полезным с точки зрения выживания.

 

Указанная особенность хорошо вписывается в концепцию Фурье-анализа изображений, согласно которой обработка нервной системой зрительного образа начинается с разложения описывающей распределение интенсивности на сетчатке глаза функции I(х,у) в пространственный ряд Фурье. Его дальнейший анализ начинается с наиболее медленных пространственных гармоник и состоит в сравнении их амплитуд с "хранящейся в памяти библиотекой образов". По результатам анализа сравнительно небольшого числа гармоник делается предварительный вывод об объекте, который впоследствии уточняется в результате анализа высших составляющих. Наряду с "волновой" существует и "точечная" концепция восприятия зрительных образов, согласно которой изображение воспринимается как совокупность светящихся точек.

 

Гармоничность устройства мира во взаимодействии всех форм проявления материи и духа была известна как закон еще в древнейшие времена. Пифагор считал отношения чисел 1/2, 2/3, 3/4 магическими. Они соответствуют трем отношениям основных интервалов музыкального звукоряда – Пифагорова (2, 4, 6). Из всеобщей теории музыки известно, что мифический певец Орфей использовал эти соотношения для настройки своей лиры. Нажимая пальцем на середину струны, он получал звук на октаву выше (1/2), затем до двух третей сокращал длину струны и получал квинту (2/3), а при длине в три четверти – кварты (3/4). Комбинациями трех интервалов Орфей выстраивал весь натуральный звукоряд.

 

Музыка рассматривалась как гармония звуков, подтверждающая единство мира. Основной единицей, которой можно изменить все структуры музыкального языка, является полутон – наименьшее расстояние между двумя звуками. Простейший и основной из них – интервал. Каждый интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой композитор берет краски и пишет ими свои музыкальные полотна. Термины живописи не случайны.

 

Интервал измеряется количеством заключенных в нем полутонов, а также количеством ступеней, которые интервал занимает в ладу. Интервал может занимать две ступени. Тогда он обозначается цифрой "2", а расстоянием между ступенями может быть полутон (тогда он малый – м), или целый тон (тогда он большой – б). Все остальные интервалы, имеющие перед цифровым выражением буквы "б" или "м", обладают той же структурой. Два интервала, выраженные числом 4 и 5, не могут быть большими или малыми. Это так называемые чистые интервалы (ч). Их увеличение или уменьшение дает принципиально новое звучание и обозначается особо: увеличенный или уменьшенный интервал.

Отсюда их обозначения: ув4, ум5 и т.д.

 

 

Стрелками соединены попарно те интервалы, которые взаимно обращаются друг в друга. Обращение – перенос нижнего звука интервала вверх на октаву, или верхнего – вниз на октаву. Каждая пара – отражение малого в большом или большого в малом с очень близкой выразительной окраской. Это одна из закономерностей, возникающих в данной схеме.

 

Вторая закономерность – ровное деление на две части (до ув4 включительно), а затем их обращение, или определенная трансформация при ином расположении звуков. Как в математике – от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а в музыке при данной перестановке звуков меняется интенсивность музыкальной окраски данного звучания: 1+5 (точка+линия) и 5+1 (линия+точка). Это два близнеца, которых можно даже перепутать.

Теперь наложим на эту схему всем известную радугу. Окажется, что все цвета спектра укладываются в эту систему. Единственное, что мы позволим – объединить голубой и синий цвета. Для эмоционального восприятия они идентичны, разница только в интенсивности окраски. Живописные и музыкальные палитры, что удивительно, абсолютно совпадают в своем смысловом и эмоциональном значении.

 

м2 и б7 Красный – в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое, колючее.

б2 и м7 Оранжевый цвет смягчен, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущих.

м3 и б6 Желтый цвет, прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. С песками пустыни например. В музыке эти интервалы – основа минора, лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.

б3 и м6 Зеленый цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы – основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.

ч4 и ч5 Голубой и Синий – цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом – широко, просторно, немного как бы в "пустоте".

ув4 и ум5 Фиолетовый – самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую. Они дают возможность проникнуть в мир музыкального космоса. Их звучание необыкновенно таинственно, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. Оно точно совпадает с фиолетовым цветом, таким же напряженным и самым неустойчивым во всем цветовом спектре. Этот цвет вибрирует и колеблется, очень легко переходит в цвета, его составляющие – красный и синий.

Напомним, что слияние всех цветов радуги дает белый цвет. А диапазон, в который вписываются абсолютно все музыкальные интервалы – октава. Она воспринимается как абсолютный покой: как ничто или как все. Октава выражается числом 8, кратным 4. А 4, по пифагорейской системе, символ квадрата, завершенности, окончания. (Сушкова Е. Музыка и радуга открывают тайну пирамид? // Аномалия №2-94(24),С.27-29).

 

 

Исследователь Д. Городон составил таблицу, которая показывает, что подсистемы разных чувственных каналов находят соответствие друг в друге. Некоторые из этих соответствий доказаны экспериментально, другие выведены из опыта создания систем виртуальной реальности. Например звуковые ощущения могут вызывать цветовые ассоциации. Высокие тона воспринимаются ярче, холоднее, четче, даже тверже. Низкие тона делают цвета темнее, теплее, грязнее.

 

В Древней Греции классифицировали музыку по ее воздействию на слушателя. Выделялись 4 лада: фригийский – возбуждающий, дорийский – торжественный, эолийский – приятный, спокойный и мидийский – грустный, тоскливый.

 

Расцвет музыки пришелся на период конца 17 века – начала 19 века. Композиторы создавали гениальные лечебные произведения. Так И.-С.Бах сочинил Гольдбергские вариации как средство от бессонницы для графа Кайзерлинга.

 

Список лечебной музыки. "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова вместе с гипнозом и иглоукалыванием излечивают от алкоголизма и курения. Бодрящей музыкой Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева избавляют от неврозов и раздражительности. Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов". Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского. Творческий импульс стимулируют "Марш" из к/ф "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна. Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из к/ф "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова. Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность "Свадебный марш" Мендельсона, снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огиньского, нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига. "Соната № 7" Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей. Так что, меломаны, слушайте классику на здоровье. И не злоупотребляйте роком. По мнению некоторых врачей, это – гроб с музыкой.

 

Несколько рецептов, чтобы успокоить нервы после трудного дня:

1. Бах. Соната соль минор, ч. 1; Шопен, Соната №3 соч.4; Рахманинов, 1-й концерт, ч.1;

2. Шопен, Ноктюрн ми бемоль мажор, соч.9, ч.2; Шуберт, 7-я симфония до мажор, ч.2; Чайковский, Времена года, февраль.

3. Лист, Ноктюрн №3; Моцарт, 25-я симфония, ч.2; Шопен, Вальс №2.

 

Ученые установили удивительный факт: Оказывается, наркоманы не выносят звуков классической музыки. Едва раздаются первые аккорды произведений Баха, Бетховена, Моцарта или других мировых классиков, они начинают нервничать и покидают место, где звучит эта музыка. Европейские железнодорожники используют этот нетрадиционный способ борьбы с наркоманами, собирающимися на вокзалах. На станциях Гамбурга (Германия) и Хеерлена (Голландия) передают классические концерты, которые нравятся пассажирам, но неприятны наркоманам.

19.04.2009 03:00АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 3399


ИСТОЧНИК: Северный филиал РГУИТП



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наука и исследования. Статьи. »