Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Госхоронение. Картины Рерихов погибают в государственном музее. Екатерина Иванова


 

 

24.12.2019

 

Каждый памятник разрушается навечно,
искажается навечно, ранится навечно.
Д.С. Лихачев


Такой вывод можно сделать после просмотра новостного сюжета на РТР 5 декабря 2019 года. Это стало очевидно уже не только сотрудникам Международного Центра Рерихов (МЦР), которые не раз выказывали свои опасения, но и федеральным СМИ.

 

Все бравурные уверения Минкультуры в ответ на тревожные обращения общественников разбиваются о факты, которые невозможно игнорировать: помещение, где вывешены картины Н.К. и С.Н.Рерихов, неприспособленно, в нем, судя по всему, грубо нарушен температурно-влажностный режим, произведения висят прямо над батареями и у входной двери. Что значит подобное содержание для темперы, в технике которой и написаны живописные шедевры, очень хорошо известно специалистам-реставраторам.

 

Им не раз приходилось по крупицам восстанавливать утраченный красочный слой, спасая бесценные произведения. Темпера чрезвычайно чувствительна к переменам температуры и влажности. Огромные залы с высокими потолками 13 павильона ВДНХ, близость выставки к выходу на улицу, включенное отопление могут в прямом смысле убить шедевры, причем ситуация с наступлением зимы только усугубляется.

 

Напрашивается вывод, что чиновникам Министерства культуры не достаточно того, что они уже сделали с общественным Музеем МЦР, пытаются уничтожить сам МЦР, борются против философии Рерихов и памятников нашим великим соотечественникам, поэтому они обрекли более тысячи рериховских полотен на физическое уничтожение. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то через несколько лет Россия просто утратит значительную часть богатейшей коллекции картин Рерихов.

 

 

*   *   *

 

Фото: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/819776/cid/460/

 

 

Странно, что на это весьма «специфическое», а по сути варварское отношение Государственного музея Востока к творчеству великих мастеров обратили внимание только теперь. Ведь еще до печальных событий, которые можно назвать «захватом» и разрушением общественного музея имени Н.К.Рериха в Москве, всем хорошо было известно, что в залах Государственного музея Востока (ГМВ) температурно-влажностный режим, фигурально выражаясь, регулируется с помощью форточки, иными словами, не регулируется совсем.

 

В общественном Музее имени Н.К.Рериха, где большинство произведений находилось с 1990 до 2017 года, к ним было совсем другое отношение. Идеальные условия хранения с использованием новейшего оборудования прославленных зарубежных фирм; строжайшие правила экспонирования, за соблюдением которых велся постоянный контроль: проверялись датчики влажности, для регулирования температуры использовались увлажнители. Такая система, как в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов применялась далеко не во всех крупных федеральных музеях. Сотрудники Государственного музея искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) приходили перенимать опыт у общественной организации. Специалисты, приглашенные Минкультуры для проверки состояния шедевров, не раз констатировали их хорошее состояние. Но, как видно, сохранность рериховских полотен Минкультуры абсолютно не интересует, поэтому и сломали дорогостоящее оборудование, обеспечивавшее им необходимые условия.

 

Обосновавшись в отобранной у МЦР усадьбе Лопухиных, сотрудники ГМВ вместо того, чтобы позаботиться о попавших им в руки культурных ценностях, по нашему мнению, с первых дней обрекли их на уничтожение. Датчики были отключены. Еще через некоторое время вода просто выливалась из дорогостоящих увлажнителей, вышедших из строя. Спрашивается: "Зачем?".

 

Складывается впечатление, что здесь налицо малограмотность, помноженная на равнодушие. Оно заметно проявилось и в ответах хранителя фонда Н.К. и С.Н.Рерихов ГМВ С.Д.Фролова на вопросы корреспондента новостного сюжета «Россия 1»«Я, честно говоря, не знаю…», «Мы поставили перед службами музея задачу, что нужно воздушные потоки отвести, и вот результат…». Хранитель фонда не знает, что происходит с вверенными ему культурными ценностями и, судя по всему, не хочет знать. Поражает его, прикрытое циничной улыбкой, примитивное лукавство – дескать, во всем виноват датчик влажности, который просто разрядился, поэтому и показывает в помещении неприемлемую температуру… Впрочем его отношение не исключение… Где, например, руководитель рериховского отдела ГМВ В.А.Росов или директор А.В.Седов? Еще совсем недавно СМИ, и в том числе ВГТРК, пели дифирамбы открытию выставки картин Рерихов на ВДНХ, а представители руководства музея Востока с удовольствием позировали на камеры, рассказывая о том, какая прекрасная экспозиция, как рериховским полотнам здесь хорошо. Сейчас же смущенный хранитель неуверенно мямлит, что лучшим определением для концепции выставки будет известная русская поговорка: «Что в печи, то на стол мечи»

 

Вспомним, как бывший директор филиала ГМВ Мкртычев Т.К. нелестно отзывался об общественном Музее, как бил себя в грудь и клялся, что профессионалы из Музея Востока создадут экспозицию, отвечающую новейшим требованиям современного экспонирования, а в результате – безобразие, от которого приходят в ужас даже обычные посетители. Полотна великих художников и мыслителей развешены без всякой концепции, многие из них, видимо, ради экономии места, просто налеплены вплотную друг к другу, так что рассмотреть каждое из них не представляется возможным. Но безусловным ноу-хау являются картины под потолком. Можно посоветовать сотрудникам ГМВ выдавать посетителям при входе крылья, ведь им время от времени придется воспарять, чтобы рассмотреть понравившиеся произведения. В этом случае отбоя от желающих полетать, точно, не будет. 

 

Одним словом, уважаемые зрители, что из «печи» вывалили, то и кушайте. Правда, все ли уместилось на этом, с позволения сказать, «столе»?

 

Несмотря на внушительные залы 13 павильона ВДНХ, где все стены просто увешены от пола до потолка картинами Рерихов, да еще мемориальный кабинет Н.К.Рериха, снова открытый в главном здании ГМВ, далеко не всем шедеврам, отобранным у МЦР, хватило места. По-прежнему неизвестна судьба многочисленных раритетов, а их хранилось в общественном Музее около 16 тысяч. Арестованные приставами в начале 2018 года 19 картин в рамках исполнительного производства по банкротству МЦР, остались в усадьбе Лопухиных. В одном из залов они, упакованные, вот уже почти два года стоят на полу, прислоненные к стенам. Подобное хранение в случае аварии водоснабжения может привести к утрате бесценных полотен. Естественно, о необходимом температурно-влажностном режиме никто не заботится, ведь само помещение перестало быть музейным.

 

 

 

В усадьбе Лопухиных сейчас располагается так называемый «Пушкинский Youth». Некогда классические залы старинного особняка, каждый из которых так гармонировал с экспозицией общественного Музея МЦР, изменились до неузнаваемости. Их архитектурные элементы потерялись , а они сами унифицировались и обезличились. Это произошло сразу после событий 2017 года, когда их выкрасили в ужасный мышиный цвет прямо поверх ярких обоев. А затем, уже в наши дни, постарались превратить в пространство производственного цеха, сдобрив его дешевой икеевской мебелью.

 

 

 

Сам по себе индустриальный стиль больше подходит для бывших фабрик и заводов, где сегодня и располагаются центры современного искусства, такие как «Винзавод», «Фабрика» (видимо, в память о знаменитой тусовке Энди Уорхола) или «Флакон», но классический особняк с палатами XVII века, где все еще витает утонченный дух «золотых екатерининских времен», переделать в заводской цех – это значит изувечить и извратить саму суть его пространства. Но чего не сделаешь, чтобы выглядеть модным, современным и привлечь молодежь? А если еще устроить для них не менее популярный «коворкинг», то отбоя от желающих потусоваться не будет.

 

Вот и получается, что более тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников, ГМИИ имени А.С.Пушкина, жалуясь на нехватку помещений для собственных фондов, а обретая новые площади, заканчивает примитивным коворкингом.

 

Недавно в усадьбе Лопухиных побывали журналисты из Европейских информационных агентств и, почему-то не оценили современный дизайн старинных залов, сравнив пространство «Пушкинского Youth» с хостелом, только без кроватей. Неужели патриоту Мединскому за державу не обидно?

 

25.12.2019 15:27АВТОР: Екатерина Иванова | ПРОСМОТРОВ: 1433


ИСТОЧНИК: Версия



КОММЕНТАРИИ (8)
  • Бойкова Татьяна26-12-2019 07:39:01

    Александр Прохорычев пишет на стр. фейсбука: "Недавно с журналистами из Европейских информационных агентств побывали в усадьбе Лопухиных, где до мая 2017 года находился общественный музей им. Н.К.Рериха с самой большой коллекцией картин Николая Рериха в мире. В конце апреля 2017 г. произошел рейдерский захват усадьбы и наследия Рерихов государственным музеем востока под непосредственным руководством минкульта. Захватчиков - музей востока выкинули на ВДНХ, а усадьбу Лопухиных передали настоящим заказчикам - музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Что же увидели журналисты из Европейских информационных агентств в старинной усадьбе Лопухиных... ободранные стены, икеевская мебель и т.д. смотрите фото. Вот цитата одного из посетителей: "Это же надо было такую безвкусицу развести в старинной усадьбе! Пушкин в гробу бы перевернулся от одного названия "Пушкин. Youth". Творческие импотенты. Воистину "На возгордившихся падает печать бесплодия", во всех смыслах." А журналисты сначала даже не поняли куда попали и все разом сказали, что это пространство очень похоже на ХОСТЕЛ. Только еще не хватает кроватей. Вот такая печальная действительность...решили назвать статью "Хостел в усадьбе Лопухиных 17-19 вв. в Москве"."

  • Бойкова Татьяна26-12-2019 09:04:01

    Что тут скажешь. Это уже не наши СМИ, а Европейских агентств увидели все это безобразие и нищету культуры нашего чиновничества, лелеющего, судя по всему, одну лишь пламенную страсть - уничтожить память об Общественном музее Рерихов, а заодно унизить и растоптать само имя Рериха, почитаемое во всем мире кроме нашей страны, судя по действиям чиновников против Общественного музея и МЦР за последние два года. Так безобразно еще нигде не относились к искусству великого художника, и если по системе чиновничества отбросить все духовные ценности картин Рерихов, то даже просто из-за их стоимости разумный и рачительный хозяин не смог позволить бы себе уничтожать то богатство, на котором он сидит теперь. Схватить схватили, а что дальше делать еще не знают - конечных распоряжений видимо не получили. Вот и получается, как прекрасно написала автор статьи что: "тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников...".
    Как может не болеть сердце у адекватного человека, глядя на все это безобразное беззаконие!
    Разве можно все это назвать иначе чем - госзахоронение...

    И весьма поняты старания тех, кто поддавшись на "удочку" создания гос. музея хоть как-то пытается возмутиться на все теперь происходящее. Хорошо если действительно так, а не участие во вновь организованных игрищах, потому что так просто никого из нас не пустят высказывать свое мнение в СМИ, а тут посмотрите только: и то не так, и это не этак и ничего не урезают - все пропускают. Потому и похоже, что новая игра затевается.

  • ирина26-12-2019 23:01:01

    "Малограмотность помноженная на равнодушие", а в зале "Живой Этики" картины упакованные в короба с искусственной подсветкой под стеклом - это не малограмотность? Подсветка искусственная под картиной Н.К.Рериха -зачем? Сотрудник МЦР во время проведения музыкальных вечеров демонстрировал слушателям во время перерыва свечение красок, погасив для этого свет в зале.О необыкновенном свойстве свечения картин Н.К. говорилось и в Учении Живой Этики, и в письмах Е.И. и в Гранях Агни Йоги. Картины помещенные в короба уменьшились в размерах, а значит утеряли полноту содержания. Утеряли свою охранительную функцию и пророческую, о которой говорила Людмила Василиевна Шапошникова. Не знаю сохранялся ли в этих коробках с подсветкой температурный и климатический, но знаю хорошо, что ни в книгах Живой Этики, ни в письмах Е.И, ни в Гранях Агни Йоги я не встречала рекомендаций по такой упаковке картин. Все это напомнило историю с соседом, пригласившем на романтический ужин подружку и обнаружившим в соленых грибах червей, просто перемешал их с вареной вермишелью.Но там хоть было что скрывать. А может быть мцеэровцам тоже?????


    Администратор

    Извините, но такие комментарии лучше писать смело с настоящим именем и фамилией, а так это выглядит, мягко говоря несерьезно.

  • Абрамова Елена27-12-2019 11:31:01

    Кто-то видит "червей"...кто-то другое -
    "Однако самым ошеломляющим подарком для меня в моё пребывание в Москве в октябре этого года стал новый Зал Живой Этики. Заново отреставрированный, он поражает своей одухотворённостью. Вы находитесь не в помещении – а в Космосе, в котором присутствует всё и всегда. Заполняющая пространство зала древняя музыка Ригведы завораживает сердце, и вы как будто плывёте в космическом просторе. В центре – пирамида с бюстами Вестников Космической эволюции, приходивших на Землю от сотворения Мира и до наших дней: Кецалькоэтль, Будда, Христос, Конфуций, Эйнштейн, Блок, Чижевский, Вл. Соловьёв и другие, а на вершине – Матерь Мира в сиянии ауры…В этом зале картины Н.К. Рериха в объёмных рамах, в ярком свете софитов приобрели тонкость, воздушность, удивительное сияние – это уже не картины, а ожившее пространство, куда вы попадаете под звуки природы в мерцании живого звёздного неба. Переводя взгляд от одного полотна к другому, вы как бы перемещаетесь из одного исторического события в другое, и ваше присутствие там столь же реально, как звуки нежной музыки и мерцание звёзд. "

  • ЕЛЕНА27-12-2019 15:36:01

    Абрамова Елена, поддерживаю Ваш комментарий!
    Мы знаем, в Космосе существует бесконечное совершенствование при законе целесообразности и ведущем Начале Иерархии Света или Лестницы Иакова! Если было бы иначе, то давно хаос поглотил бы Вселенную.
    Мы видим, как некой, так называемой, "ирине", даже невдомек, что несчастья человечества происходят от неумения осознать нити добрых и дурных значений. Вот она и плодит хаос своей хамской грубостью, ибо, прежде всего, мыслит через себя и кончает Свет собою... Напомним, -
    "эта грубость самоограниченности будет наиболее вредным элементом разложения ценных возможностей".

  • Евгений29-12-2019 23:53:01

    А вот и отписка по поводу тревоги за сохранность картин Рерихов на ВДНХ:

    В ходе работы пресс-конференции в Музее Рерихов на ВДНХ подвели итоги
    Источник: https://artmoskovia.ru/v-hode-raboty-press-konferencii-v-muzee-rerihov-na-vdnh-podveli-itogi.html?fbclid=IwAR2fLn29lT HR55K0sk57B3sjkqCg7xkwHFiWjaIO V0U4TZVVsZK_IoaKDW4
    27.12.2019
    23 декабря 2019 года в Музее Рерихов на ВДНХ в присутствии средств массовой информации была проведена встреча представителей Министерства культуры и руководства Музея Востока с представителями общественных организаций.

    В ответ на обращения общественных организаций для всестороннего исследования поставленных вопросов Министерством культуры Российской Федерации была создана экспертная комиссия, в состав которой вошли специалисты-климатолги и реставраторы ГОСНИИР. По результатам работы комиссии было подготовлено заключение с анализом мониторинга температурно-влажностного режима и условий экспонирования картин.
    По мнению комиссии реставрация и приспособление павильона 13 для музейных нужд были сделаны максимально полно… Помещения павильона удовлетворяют условиям экспонирования и хранения художественных произведений, в нем поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, не влияющий на сохранность музейных предметов. Состояние экспонируемых картин беспокойства не вызывает, никаких изменений сохранности и повреждений картин не выявлено. Состояние экспонируемых картин на регулярной основе проверяется высококвалифицированными реставраторами Музея Востока /и такие там есть?/
    Представители Министерства культуры заверили, что принимаются все соответствующие меры, необходимые для сохранения работ известных художников. «Мы не допустим никакого вреда для наследия Рерихов. Я хочу, чтобы вы понимали отчетливо, что мы несем ответственность за свои собственные федеральные музеи» – сказала статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова.
    -----------
    А вот и планы на будущий год:

    Весной 2020 года предполагается реэкспозиция Музея Рерихов на ВДНХ. При ее модернизации и создании новой концепции предполагается привлечение известных искусствоведов, дизайнеров, представителей общественности. Как заметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, «основой творчества Рерихов были мир и любовь. Эти два принципа очень хорошо выражены в сегодняшней экспозиции и несомненно не будут утеряны в новой».
    -----------------
    Это им-то говорить о мире и любви?
    Какой цинизм, какая беспринципность...

  • Бойкова Татьяна30-12-2019 09:28:01

    И сразу было понятно, что вся эта возня устроена для чего-то, а не из-за беспокойства за творения великого человека. Отсюда же на сцене появились неизвестные никому общественники, что смело говорили о том в каком безобразном состоянии находятся картины Рерихов, как плох режим влажности и другие моменты. Да кто бы там кому то из нас, как я уже писала выше, пусть и не прилежащих к МЦР, а сердечно переживающих за творения Рерихов, позволил сказать хотя бы несколько слов. Такого человека попросту тут же выпроводили бы из залов.
    А здесь все было специально разыграно как по нотам чтобы потом собрать пресс-конференцию, опять-таки не пойми с кем, и устроить весь это фарс для несведущих людей. Вот они могут на время попасться на эту удочку, подумав что МЦР и общественность прилежащая к Центру просто нагнетает обстановку.

    Но все это напрасно. Люди не такие дураки как этой компании видится, а "отличное" состояние картин, что были еще ранее на хранении в ГМВ видела собственными глазами и в самом ГМВ и в т.н. ГМР, в усадьбе Лопухиных. А ведь в свое время им также давали положительные оценки разные привлеченные эксперты и искусствоведы.

    Вы правы, Евгений, о какой любви могут говорить эти бездушные люди с каменными сердцами, а попросту - авичи.
    В каком-то комментарии читала, что по поводу поступка Лошак А.С.Пушкин верно в гробу перевернулся. Не согласится с этим трудно, а если бы он был жив, то Лошак не миновать с ним дуэли или чего-то подобного. У Александра Сергеевича было огненное сердце и перенести мерзости такого поступка он не смог бы.

  • Лариса Антоненко31-12-2019 08:43:01

    РАЗРУШИТЕЛЯМ КРАСОТЫ

    Не звали вас – пришли вы волчьей стаей
    С жестоким взглядом ненасытных глаз.
    Вы пред Искусством тут оружием бряцали,
    Но ведь никто не испугался вас:
    Вандалы вызывают сожаленье
    Невежеством, духовной пустотой…
    Вам предстоит еще поползать на коленях
    Пред оскорбленной вами Красотой.

    Не будем обманываться, граждане:
    провокаторы против России сидят не только за ее границами - они окопались в самих государственных структурах, среди тысяч честных трудящихся, и своими действиями провоцируют недоверие к власти, ненависть к самой стране и ее руководству под лозунгами "патриотизма". С такими "патриотами" и врагов не надо - свои хуже пришлых варваров.
    И, оставаясь безнаказанными, наглеют все больше, усиливая свои разрушительные действия.
    И это самая настоящая и ужасная правда.
    Мы живем во времена, аналогичные временам Ноя. Это так ярко видно, что нужно быть напрочь слепым, чтобы не видеть этого. Достаточно лишь зайти на телеканалы и посмотреть, что творится на наших телеканалах - сплошные шоу: политические со злым остервенением и даже мордобоями; социальные с копанием в грязном белье известных соотечественников; откровенно клоунские, наполненные пошлостью под названием "юмор"...
    И это нравственное падение с каждым днем усиливается.
    Культурная сфера поддается такому остракизму со стороны государственных структур, что уму непостижимо. Как скоро мы вернулись к рейдерским захватам 90-х, как бесстыдно лгут своему народу избранные им "слуги". И на этом ужасном фоне массы веселятся. Неразвитое сознание не в состоянии оценить грядущего очищения планеты и каждого на ней живущего огненными процессами.

    Нет радости описывать это гнетущее положение народа. Но и закрыть на это глаза совесть не позволяет. Христос учил простых людей притчами - таковым было сознание масс 2-тысячелетней давности. Недалеко же мы ушли с тех пор, что приходится напоминать поговоркой: рыба гниет с головы. В народной мудрости заложены Космические Законы, выраженные в притчах, поговорках, сказках. Те же, кто слишком возвысил себя, оторвавшись от народа, к сожалению, не принимают "сказочных" истин. Но ответственность их перед будущим будет равна их "возвышенности".
    Благодарна всем, кто поднимает свой голос в защиту истинной Культуры, кто твердо и преданно выполняет свой моральный, духовный долг перед Родиной, перед человечеством и стоит на рубеже защиты Наследия, заповеданного нам Рерихами.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »