В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Триада Ориона. Часть третья. Гороскоп Преподобного Сергия Радонежского. Александр Титов


 

Н.К. Рерих. Мост Славы. 1923.

 

 

 

Сергий Духотворец! Сергий - живая связь с миром Высшим!
(Н. Яровская. Знамя Преподобного Сергия Радонежского)

Как же я говорю о числе три и не вспомню о великой и страшной тайне
Триединого Божества: в Трех Святынях, Трех Образах, Трех Ипостасях, в
Трех Лицах – Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и Святой
Дух, – Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть, одно
владычество? Подобало и этому младенцу трижды прокричать еще в
утробе матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование того, что он
будет некогда учеником Троицы, что и сбылось, и многих приведет к
разумению и познанию Бога, уча своих словесных овец веровать во Святую
Троицу, Единосущную во Едином Божестве.

(Епифаний Премудрый. Житие Преподобного Сергия Радонежского)

Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим,
так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии.

(Изумрудная Скрижаль Гермеса-Трисмегиста)


 

Предыдущие две части этой трилогии посвящены гороскопам Будды и Христа. Поистине, история Их подвига написана в звездах! Размышляя над звездными знаками, сопутствовавшим Их рождению, мы понимаем, как много в литературе обеих религий рассеяно аллегорий, говорящих о них, мы видим перед собой Их настоящий, исторический образ, глубже и по-новому понимаем значение Их деяний и одновременно лучше понимаем смысл самой астрологии и ее ключей. И столь же удивительные смыслы открываются нам и при размышлении над гороскопом Святого Сергия. Нет, это настоящие бездны смыслов! Именно гороскоп Святого Сергия может нам подсказать, почему Тот, Кого принято в церковном христианстве считать смиренным молитвенником, был, в действительности, одним из величайших духовных Вождей и Учителей в истории человечества, и почему семья Рерихов с величайшим почтением относилась Его образу, связывая образ Преподобного с Именем Учителя Учителей. И с величайшим трепетом и почтением мы приступаем к нашему рассказу.

 

 

Датировка рождения

 

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году. Об этом мы имеем твердое указание от Е.И.Рерих, которая в своей книге "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (написана под псевдонимом Н.Яровская) определенно указывает этот год [1]. Необходимо отметить, что среди исследователей существует две версии о годе рождения Св. Сергия - 1314 и 1322 годы, связанные с возможным неточным прочтением старославянского текста первоначального Жития, написанного Епифанием Премудрым (см. статью "Когда родился Преподобный Сергий Радонежский" К.А.Аверьянова), однако мы не будем углубляться в эти дискуссии. 

 

Какова же дата рождения? Как говорится в Житии, "Пришел день исполнить обет матери его: после шести недель, то есть на сороковой день после рождения ребенка, родители принесли его в церковь Божию, отдавая, как и обещали, Богу, даровавшему его. Тут же они повелели священнику совершить над ним Божественное Крещение. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем" [2]. Таким образом, если младенец был крещен во имя Св. Варфоломея, память которого отмечается 11 июня (старого стиля), то, как считается по традиции, родился младенец на 40 дней раньше, то есть 3 мая. Эта дата и является часто указываемой в жизнеописаниях Преподобного как дата Его рождения.

 

Однако эта дата ошибочна. В фундаментальной работе Б.М. Клосса утверждается [3], что, во-первых, описание крещения Св. Сергия Епифанием является, по сути, калькой с иного жизнеописания Федора Эдесского, которое было использовано Епифанием Премудрым как образец. Что, впрочем, никоим не образом не бросает тени на огромную ценность труда Епифания по собиранию фактов, относящихся к жизни Св. Сергия.

 

Далее, Б.М.Клосс утверждает, что в действительности на Руси среди дворянских семей (а родители Св. Сергия происходили из ростовского дворянского рода) не было традицией давать имена своим детям по имени святого, память о котором отмечается в день крещения. Имена детям давались в честь тех святых, память которых отмечалась близко к их дням рождения [4]. Таким образом, им делается вывод о том, что Св. Сергий был рожден ближе к дате 11 июня.

 

Гениальная идея, которую высказал Б.М.Клосс, состоит в том, что Св. Сергий, вероятнее всего, был рожден именно на день Святой Троицы [5], что, несомненно, и предопределило ту главную Идею, которая наполняла всю Его жизнь, как живая ткань Духа. Именно так Б.М.Клосс истолковал те небесные знамения, которыми сопровождалось рождение младенца, и, как мне думается, он совершенно прав. Епифаний пишет: "Было же и чудо некое до рождения его: случилось нечто такое, что нельзя предать забвению. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его пришла в церковь, как обычно, ко святой литургии. Она стояла с другими женщинами в притворе, а когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все люди стояли молча, младенец внезапно вскрикнул в утробе матери, так что многие изумились этому крику – преславному чуду, совершившемуся с младенцем. И вот снова, в самом начале Херувимской песни, на словах «Иже херувимы...», младенец внезапно начал громко верещать в утробе, еще громче, чем в первый раз, и его голос разносился по всей церкви. Мать его стояла в ужасе, и женщины, бывшие там, недоумевали и говорили: «Что же будет с этим младенцем?» Когда же иерей возгласил: «Вонмем. Святая святым!» – младенец снова, в третий раз, громко закричал" [6]. Все эти чудесные знаки давали родителям Св. Сергия ясное представление о необычности, избранности их будущего ребенка. Как пишет Епифаний, "Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится мальчик, давай, по обету, принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу», что и сбылось" [7].

 

Рождение ребенка в день Святой Троицы должно было еще больше укрепить их в этих мыслях. Вспомним и слова иерея, крестившего младенца: "Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем. Священник вынул ребенка, обильно принявшего от Святого Духа благодать Крещения, из купели, и, осененный Божественным Духом, иерей провидел и предузнал, что этот младенец будет сосудом избранным... И многое другое иерей поведал родителям из Писания, о младенце же сказал: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы» [8].

 

Несомненно, все эти знаки, эта атмосфера живого чуда, сопровождавшая появление на свет будущего величайшего святого земли Русской, были переданы родителями их любимому сыну как первый знак великой Троицы, и годы спустя, приняв монашество, юный Сергий  поставит свою первую деревянную церковь во имя Ее.

 

В 1314 году праздник Святой Троицы приходится на 27 мая (старого стиля) и отмечался, как пишет Б.М.Клосс, включая день до и день после самого праздника. Это и есть те дни, в которые родился Св. Сергий.

 

Однако прежде, чем перейти к уточнению даты рождения и рассмотрению гороскопа, нам предстоит совершить увлекательное отступление в мир древней космогонии, звездных знаков и их земных отражений.

 

 

О Великом Полярном Драконе, мировых циклах и Гермесе-Трисмегисте

 

"ДРАКОН"- пишет Е.П.Блаватская в "Теософском Словаре" - "теперь считается "мифическим" чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п.. В Египте это есть звезда Дракона (тогда - Северная Полярная Звезда), источник связи почти всех богов с Драконом. Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигурд и Фафнир, и наконец - Св. Георгий и Дракон, представляют одно и то же. Все они были солнечными богами, и там, где мы находим Солнце, там и Дракон, символ Мудрости - Тот-Гермес. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя "Сынами Змия-Бога" и "Сынами Дракона" [9].


 

Созвездие Дракона. Атлас Яна Гевелия.

 

 

На самом севере небес находится древнее созвездие Дракона. Оно и древнее, и одно из самых загадочных. Если мы представим себе перпендикуляр к той плоскости, по которой Земля обращается вокруг Солнца (и, соответственно, по которой для нас с Земли Солнце видится совершающим свой годовой круг, то есть к эклиптике), то северный полюс этой оси придется именно в созвездие Дракона. Именно там, в том самом месте, где тело великого Змия делает свой изгиб, и находится северный полюс эклиптики. Эта точка неподвижна и незыблема так же, как незыблемо движение Земли в Космосе. Небесный Дракон словно бы обвился вокруг этой оси, которая с древнейших времен символизирована Мировым Древом, ArborMundi.

 

Все мировые движения и циклы видятся нам происходящими вокруг это оси, и даже великий цикл прецессии тоже движется вокруг нее, медленно сменяя одну полярную звезду на другую. Пять тысяч лет назад роль нынешней Полярной Звезды исполняла Альфа Дракона, Тубан. Именно с этими двумя точками на небе - северным полюсом эклиптики и северным полюсом вращения земли - связаны египетские пирамиды

 

И возникает вопрос - а почему именно Змий стал символом Мирового Движения? Ответ мы найдем на страницах "Тайной Доктрины". Давайте обратимся к тому, что есть абсолютный язык, который только и можно применить к категориям Космогонии - к Числам. Согласно учению Великого Пифагора, вселенная и была создана Числами. Каждая следующая фаза творения мира представляет собой приращение на единицу. Сначала, как говорит Древняя Мудрость, было лишь бесконечное пространство, круг, "центр которого - везде, а окружность - нигде", обозначаемый знаком Нуля. Затем, в этом пространстве появилась Точка - Огненная Монада, будущий Центр творения, или Единица, которая не знала никаких разделений и качеств и представляла собой, одним словом, Единство. Затем Единица разделяется на первую космическую Пару, или Диаду, которая не есть добро и зло, а просто два полюса, между которыми возникает потенциал, пространство пробивает искра молнии, и рождается Свет, или Сын - Триада, которая есть Логос, говорящий "Да будет Свет!", или космическая Мысль, космический Разум. Он явлен в образе бесконечных Иерархий космических творящих сил, которые и созидают проявленную Вселенную. Таким образом, Сын, Логос, есть проявленный Лик великой космической Троицы и ее активное, действующее начало. Важно отметить, что Свет, рожденный от двух Полюсов-Начал, первой космической Пары, представляет собой первую энергию, которая, как хорошо известно, биполярна и представляет собой колебательную волну, распространение которой в живой природе наилучшим образом символизировано движением тела змеи. Вероятно, именно поэтому символизм Змия имеет такие древние корни и всегда сопутствует легендам о сотворении мира, а сами великие Творцы-Логосы проявленного мира именовались Змиями или Драконами. "В Книге Гермеса «Пэмандр» древнейший и наиболее духовный из Логосов западного континента, появляется Гермесу в виде Огненного Дракона из «Света, Огня и Пламени». Пэмандр, олицетворенная «Божественная Мысль», говорит: «Свет – это Я; Я есмь Nous (Разум или Ману); Я твой Бог, Я много древнее человеческого начала, исходящего от тени (Тьмы или покрытого Божества); Я есмь зародыш мысли, блистающее Слово, Сын Бога. Все, что так видит и слышит в тебе, есть Глагол Учителя. Это – Мысль (Махат), которая есть Бог-Отец. Небесный Океан, Эфир... есть Дыхание Отца – животворящее Начало, Матерь – Святой Дух... ибо они нераздельны и их слияние есть Жизнь.» [10]

 

В "Тайной Доктрине" также говорится: "Прежде чем наша сфера стала яйцеобразной (как и Вселенная), «длинный хвост космической пыли (огненного тумана) двигался и извивался подобно Змию в Пространстве». «Дух Бога, носящийся над Хаосом» изображался каждым народом в образе Огненного Змия, выдыхающего огонь и свет на предвечные Воды до тех пор, пока он не приведет космическую материю в состояние инкубации и не придаст ей кольцеобразную форму змия, закусившего свой хвост – что символизирует не только вечность и бесконечность, но также шаровидную форму всех тел, образованных в пределах Вселенной из этого огненного тумана" [11]. И еще: "В древние времена Божественных Династий на Земле, пресмыкающееся, ныне внушающее страх, рассматривалось как первый луч Света, излучающийся из Бездны Божественной Тайны. Многоразличны были формы, придаваемые ему, и многочисленны были природные символы, применяемые к нему по мере его прохождения через эоны времени. Как бы из самого бесконечного времени (Кала) спустился он в пространство и время, установленные человеческими исчислениями. Эти формы были кocмичеcкиe и астрономические, теистические и пантеистические, отвлеченные и конкретные. Они превратились, в свою очередь, в Полярного Дракона и в Южный Крест, в Альфу Дракона пирамид и в индусскобуддийского Дракона, вечно угрожающего Солнцу во время его затмений, но никогда не пожирающего его" [12]. И, наконец: " Каждый астроном – не говоря уже об оккультистах и астрологах – знает, что, говоря иносказательно, Астральный Свет, Млечный Путь, а также Путь Солнца к тропикам Рака и Козерога, так же как и Циклы Сидерального или Тропического Года, всегда назывались «Змиями» в мистической и аллегорической терминологии Адептов... И это как космически, так и метафорически. Посейдон есть «Дракон» – Дракон «Чоззар, называемый профаном Нептуном», согласно же гностикам (Peratae) – «Благой и Совершенный Змий», Мессия наазениян, символом которого в Небе является созвездие Дракона" [13].

 

Таким образом, Великий Полярный Дракон есть ничто иное, как символ потока грандиозной космической энергии, которая управляет движением Земли, всеми ее циклами и развитием жизни на ней. Эта энергия приходит к нам из глубин Вселенной от самой Основы Основ, она питает Солнце, чья энергия - Свет, приходя на Землю, трансформируется в более близкие к нам циклы, такие как лунный, и вся эта совокупность звездных энергий и формирует наше бытие, наши ритмы жизни, календарь и события, которые являются основополагающими в развитии человечества.

 

Этот же Великий Дракон, без сомнения, запечатлен и в библейской легенде о первых днях человечества, дереве Познания добра и Зла и Змие, обитающем в его ветвях и побуждающем Еву и Адама вкусить плодов Древа. Нужно снова повторить, что этот Змий никогда не был воплощением какой-то злой силы, и в самой "Книге Бытия" (в отличие от позднейших невежественных наущений некоторых отцов Церкви, проклинающих как ни в чем не повинного Змия (который, как это ни ужасно было бы им осознать, был символом самого Бога, а не Его вымышленного антипода), так и прекрасную Еву - Женщину-Мать) нигде не сказано про этого Змия ни одного плохого слова, кроме того, что он был "самым мудрым из всех существ". Его присутствие в Раю среди всех прочих сотворенных Богом существ было явно по плану Божьему и с Его же ведома, так что все, что произошло далее, несомненно, было предопределено. Богу было угодно, чтобы человек стал "одним из нас" (интересно, как теологи трактуют эту фразу? ведь она прямо означает, что богов было много, и что они, как и Адам, также вкусили от Древа по наущенью Змия), и, прекратив свое, прямо скажем, бессмысленное и полусознательное существование, проявил энергию и начал свое эволюционное развитие, отправившись на просторы земли добывать пропитание своим трудом и познавать окружающий мир, Добро и Зло и самого себя.

 

 

Важными событиями, отмеряющими циклы человечества, являются солнечные и лунные затмения, которые ярко запечатлеваются в памяти человечества, и на которых нужно остановиться подробнее. Современные астрологи, к сожалению, имеют весьма нечеткое и двусмысленное понимание затмений. С одной стороны, они понимают, что затмение - это очень важное небесное явление. С другой - они все считают, что влияние затмений, как и связанных с ними лунных узлов, негативно и опасно, видимо, следуя средневековому ужасу перед погасшим светом Солнца. На самом деле, "страх" - как сказано в "Живой Этике" - "во всем плохой советчик" [14], а в "знании конец страха" [15], поэтому давайте обратимся к сокровищам мировой мифологии и попытаемся понять, почему же, в действительности, затмения являются чрезвычайно важными событиями в масштабах всей планеты, и почему современные астрологи ошибаются в отношении их влияний.

 

Легенда о Раху (голове Дракона, северном Лунном узле) и Кету (Хвосте Дракона, южном Лунном узле) известна нам из индийского эпоса "Махабхарата" и "Пуран" и заслуживает самого пристального внимания. Без сомнения, эта легенда является символической и горит о важных астрологических законах.

 

У Риши Кашьяпы, одного из Семи Великих Риши (Саптариши, семи сыновей Брахмы, создавших всю Вселенную, символизированных созвездием Большой Медведицы), от трех сестер родились потомки, населившие весь мир. От Адити родились адитьи, или дэвы (боги), от Дити и Дану родились дайтьи и данавы, начавшие враждовать с дэвами. В итоге продолжительной войны дайтьи и данавы захватили всю Вселенную, и тогда дэвы пришли с вопросом к Вишну, как же им победить в этой битве? Несомненно, здесь аллегорически описывается появление духовных сил Логоса (то есть самого Риши Кашьяпы), дэвов, и проявленного хаоса во Вселенной, символизированных дайтьями и данавами. Первоначально хаос наполнил Вселенную, и далее Логос с помощью духовных сил, Мысли, начинает трансформировать его в эволюционирующие формы. Вишну посоветовал дэвам с помощью Пахтания добыть из глубин вселенского Океана Амриту, напиток бессмертия, символизирующую духовное знание и ведение и связанную с ними мощь созидания, и пригласить для этого дайтьев и данавов, потому что сами дэвы бы не справились. Дайтьи и данавы согласились, так как сами тоже хотели испить Амриту. Великие Боги помогли начать вселенское Пахтание, благодаря которому из глубин Океана возникли многие сокровища. Взяв вершину горы Меру, находящейся в центре Вселенной, и вокруг которой происходят все мировые движения, они оперли ее на великую Черепаху Курму, которая была одним из аватаров Вишну, попросили великого вселенского Змия Шешу служить в качестве веревки, и вручили ее концы дэвам и данавам. Дэвы и данавы стали поочередно тянуть за концы тела Шеши, и вершина горы стала вращаться, подобно мутовке, пахтая океан. Интересно, что не великие Боги - Вишну, Индра - пахтали океан, это делали те, кто населял новорожденную Вселенную, то есть та жизнь, которая шла своим путем эволюции, и совершалось это Пахтание обоими полюсами проявленного мира - духовными силами и хаосом. Из их борьбы, подобно вращению великой вселенской Свастики (а, как мы знаем, гора Меру, как ее земное воплощение, гора Кайлас, была четырехгранная, напоминающая пирамиду) возникают все эволюционные завоевания и обретения; мировое движение, ударяя всеми силами духа в хаос четырех стихий, выбивает их них ступени эволюции. Целебные травы, росшие на горе Меру, наполнили океан, и он стал молочным и начал постепенно уплотняться. Но сначала из огненного дыхания великого Змия Шеши в Океане образовался страшный яд, который грозил уничтожить все живое. Но великий Господь Шива пришел на помощь юной жизни и выпил этот яд, смертельно опасный для всех остальных обитателей Вселенной, и лишь горло великого Бога стало синим. А затем из великого Океана вышли сокровища, числом 14, в их числе Луна, богиня Красоты Лакшми, чудесные животные - воплощение духовных сил: корова Сурабха (Великая Речь, или Творящее Слово), семиглавый летающий конь, подобный мысли, чудесный белый слон (символ духовной мощи), райское дерево Париджата, волшебные Камни Каустубха-мани и Падмарага-мани, и наконец, Божество знания и врачевания Дханвантари, несший в руках сосуд с Амритой. Все это плоды приложенных жизнью усилий и завоеваний эволюции, ибо только так, через одоление хаоса, и складываются духовные накопления. Амрита предназначалась богам, но не дайтьям и данавам, и чтобы не дать им выпить Амриту, Вишну принял образ прекрасной девушки, очаровав их. Амриту же в этой время готовились выпить боги. Конечно, силы хаоса и не совместимы с Амритой, потому что в процессе ее добывания они просто исчезают. Один из данавов, Раху, заметил обман Вишну и решил присоединиться к богам, так как он совершенно справедливо полагал, что дайтьи и данавы тоже имеют право на Амриту. Приняв образ дэва, он сел между Сурьей (богом Солнца) и Чандрой (богом Луны) и стал ждать своей очереди. И когда он стал пить Амриту, соседние боги заметили его обман и сказали об этом Вишну, который сразу же отсек голову данава своим поражающим диском. Но Раху уже испил Амриту, она проникла как в его голову, так и тело, и потому они стали бессмертны. Вишну бросил голову Раху на небо, и с тех пор она стала одной из грах - планет, а именно  - северным Лунным узлом; хвост Раху стал южным Лунным узлом. Говорят, что с тех пор Раху охотится на Сурью (Солнце) и Чандру (Луну), стремясь им отомстить за свое раскрытие и пожрать их. Когда он настигает их, происходят затмения. Но, поскольку тело Раху не целое, Солнце и Луна всегда снова выходят на свет.

 

 

Из этой прекрасной аллегории мы можем сделать несколько выводов:

 

1. Раху является Драконом, Змием, который, очевидно, родственен Великому Полярному Змию-Дракону, о котором мы говорили выше.

2. Раху имел полное право испить Амриту, так как он заслужил ее своим трудом.

3. Раху был самым мудрым среди своих собратьев, так как только он распознал обман Вишну и не поддался иллюзии, четко идя к своей цели - испить Амриту (высшее знание) и стать бессмертным.

4. Раху бессмертен, и в нем заключена Амрита, которая из-за разделенности его тела, можно сказать, сочится наружу.

 

И если мы теперь представим себе положение планет во время солнечного затмения, а именно - Солнце, Луну и Землю на одной линии, то поймем, что перед нами момент идеальной взаимосвязи всех окружающих Землю сфер, когда солярная энергия напрямую достигает нижних сфер. Также это момент точной синхронизации циклов этих планет, новое начало отсчета. Символически, это словно бы повторение великого рождения Света из тьмы Вселенной в масштабах микрокосма нашей Земли. И в этом сочетании заключена частица Амриты, бессмертия. Так откуда же астрологами делается вывод о вредоносности затмений? Конечно, это напряженный момент, к которому нужно относиться подобающе, но нет сомнений в том, что в этот момент происходит прямая связь миров, и энергия Великого Космического Дракона достигает земли.

 

В действительности, Раху и Кету имеют непосредственное отношение к высшей, психической природе человека. Выраженное влияние Лунных узлов говорит о необычайной одаренности человека силами психической энергии, различными духовными способностями и "сиддхами". Конечно, как и любая сила, она требует овладения, иначе грозит превратиться в хаос. Но все Великие Посвященные подчиняли себе эту силу, и Зигфрид и Святой Георгий побеждали своих символических Драконов. Важно отметить, что все наши дорогие Учителя - Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих,  Е.И. Рерих - были рождены за несколько дней до либо после затмений. Астролог Дэвид Фроули полагает, что Лунные узлы связаны с силой Кундалини, которая символизируется змеей, свернувшейся в копчике и дремлющей в жизни обычного человека, но превращающейся в мощного Змия Солнечного сплетения при ее пробуждении. Один и тот же символ, одна и та же - Всеначальная - Энергия заключена в великом Космическом Змие Шеше, наполняющем все пространство Вселенной, в Солнечном Змие и Драконе Севера, в Раху, похищающем Солнце, и в психической  энергии человека, являющейся залогом всех его духовных способностей. Огненное зерно, часть великого Мирового Океана Единого, упало в глубины материи, словно семя - в плодородную землю, и неминуемо вернется к своему Источнику, обогащенное сокровищами духовных достижений и высших способностей.

 

Как повествует Сокровенная мудрость, эта Всеначальная Энергия только лишь и существует во мире, принимая различные формы, и лежит в основе всего. Она наполняет мировое пространство и, обретая более близкие к нам формы, излучается из центра нашей Галактики, созвездия Орион, звезды Сириус, затем, войдя в пространство Солнечной системы, она передается Высшими Планетами, Солнцем, затем - Луной и, войдя в сферу нашей планеты, низвергается на нее на северном полюсе, чтобы быть распределенной по планете во время ее суточного вращения. Таков путь Великого Космического Дракона.

 

Реконструкция Великой Пирамиды

 

 

И именно о том же говорит Древний Египет. В Великих пирамидах обнаружены загадочные каналы, направленные точно на созвездие Ориона и звезду Сириус - с одной стороны, и на северный полюс эклиптики и Полярную Звезду (тогда - Тубан) - с другой. Это открытие, совершенное только в 1960-х годах, со всей ясностью показывает, что древние Египтяне имели полное знание о Вселенной, которым обладает современная наука (и, конечно же, гелиоцентрическая модель не являлась для них откровением), но они знали также и неизмеримо больше - об энергетическом строении Мироздания. Пирамида, в камере которой сходятся эти каналы, образует место, где человек способен пройти от земли ввысь, последовательно по всем этим мировым "уровням" и выйти в пространство далеких звезд. И целью этого "путешествия" было созвездие Орион, которое в египетских мифах обозначало великого бога Осириса. Рассеянные Сетом части тела Осириса собирает Исида, так и сознание Посвященного собирает во всех мирах отдельные Пламена, чтобы объединить их и привести к Великому Источнику. При этом сам Великий Посвященный образует словно мост миров, объединяя в себе все уровни мироздания, от земли до далеких звезд, и сам становится Мировой Осью.

 

Древнеегипетский бог Тот (Гермес)

Древнеегипетский бог Тот (Гермес)

 

Кто же Он, этот Великий Посвященный, знающий все миры и научивший человечество истине о Вселенной? Он - Гермес-Трисмегист, Трижды Великий, великий Логос, объединяющий в себе все Лики Троицы, принесший на землю знания, чье Учение мы находим в основе всех сокровенных Доктрин всех континентов и народов. Он - Учитель Учителей, Светила которого - Солнце, как символ духа, и неотделимый от него Меркурий, Вестник, Посланник и Толкователь веления Богов. "И там, где мы находим Солнце, там и Дракон, символ Мудрости - Тот-Гермес" [16]. Как пишет Е.П.Блаватская, "он греческий Гермес, бог учености, и Гермес Трисмегист, "Трижды великий Гермес", покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж. Бонвик, F.R.G.S.: "Тот... обладает мощным воздействием на воображение... в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только - как предполагают - нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля" [15]. Тот-Гермес - великий Созидатель, Архитектор и Строитель. Именно им - великим Строителем - был и Преподобный Сергий.

 

Н.К. Рерих. Сергий-Строитель. 1940 г.

 

 

Из Слова Академика Н.К. Рериха на освящении Часовни во Имя Преподобного Сергия Радонежского в Чураевке (США, штат Коннектикут): "Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры.

Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его"[17].

 

 

Гороскоп Преподобного Сергия Радонежского

 

 

 

 

Преподобный Сергий родился 26 мая 1314 года (старого стиля), что соответствует 2 июня нового стиля, в 11-25 дня. Это предположение основано на вышеприведенных фактах, а также положении Луны, о чем будет сказано ниже.

 

Солнце находится в 12-м градусе знака Близнецов, в точном соединении с Меркурием, в точной оппозиции с Ураном, в точном квадрате с Плутоном, в точном соединении со звездами Пояса Ориона (Минтака 12˚47ʹ, Альнилам 13˚53ʹ, Альнитак 15˚06ʹ), а также в соединении с северным Лунным узлом и в трине с Луной.  15 мая, 11 дней назад, было точное (кольцевое) солнечное затмение, видимое в Индокитае, Австралии, Индийском и Тихом океанах [18].

 

Солнце находится в 10-м доме, а восходит знак Льва. Близко к асценденту находится звезда Регул, а также планета Марс. Первый дом также занимает знак Девы, и управляется этот дом, соответственно, Солнцем и Меркурием. Оба управителя первого дома находятся в 10-м, в соединении. Хозяин 10-го дома, Венера, также находится в 10-м и, к тому же, в своей обители.

 

 

Трактование гороскопа

 

 

Н.К.Рерих. Святой Сергий. 1932 г.

 

 

Восходящий Лев и Солнце, как хозяин гороскопа, которое находится в 10-м доме, является указанием на великого Солнечного Героя, Вождя Духа, Индивидуальности, которая в своем восхождении непременно достигнет высочайших вершин. Солнце в знаке Близнецов, знака, управляемого Меркурием и, к тому же, находящееся с ним в точном соединении, ярчайшим образом указывает нам на Самого Гермеса-Трисмегиста, Великую Индивидуальность, Великий Логос, объединяющий в себе все Три Лика божественной Троицы. Тысячелетия назад Он дал народам все знания, науки и искусства, будучи великим Учителем, Законодателем, Архитектором и Строителем земной эволюции. Конечно, мы знаем Его под разными именами среди разных народов, но в облике Святого Сергия мы видим словно бы самого древнейшего Учителя Учителей, пришедшего из глубины столетий на землю России. И именно Строителем Он изображен на картине Н.К. Рериха. Сергий-строитель! Так случайно ли неразрывное духовное единство Святого Сергия и образа Святой Троицы - великой идеи Триединого духовного Начала, Первоисточника, общего во всех мировых культурах и духовных традициях? И не об этом ли говорит нам и Знак Триединства, который был создан Н.К.Рерихом во многом на основе идей Святой Троицы, так ярко запечатленной под духовным Водительством Св. Сергия знаменитым Андреем Рублевым? На этой иконе мы видим также образ Мирового Древа (Arbor Mundi), что очень символично.

 

Андрей Рублев. Троица. 1411 г.

 

 

Но идея Троицы на этом вовсе не исчерпывается, она уходит в космическую Беспредельность, к Трем Звездам Ориона, с которыми Солнце находится в точном соединении - к своему небесному Прообразу и Прародителю.

 

Из вселенских далей, через лучи звезд и высших планет, через свет Солнца и Луны, через полет Великого Космического Дракона эта мировая энергия коснулась нашего мира и, вспыхнув ярко первым лучом Солнца во время затмения, пришла на землю. Так создался великий мост между небом и землей - Мост Славы. Святой Сергий в себе самом заключил все то, для чего египтяне строили свои Пирамиды, он словно бы есть воплощение священной для всего Востока горы Кайлас, обители Самого Великого Шивы, у которой началось мировое Творение, и которая направляет вращение всех мировые циклов. И, таким образом, Он, земной человек, и стал этой Мировой Осью, определяющей и направляющей все мировые события. Придя на землю нашей страны, он развернул их течение в сторону России и положил начало великим мировым смещениям и наступлению грядущей Новой Эры.

 

Произошедшее незадолго до рождения Св. Сергия затмение было важным небесным событием, и, поскольку оно связано также с движением Луны, которая "распределяет" космический поток в "подлунной" сфере, положение последней также очень важно. Луна должна создавать благоприятный аспект к Солнцу, сохраняя энергетическую связь с ним. Поэтому было выбрано положение Луны в знаке Весов, что определило и выбор даты гороскопа. Интересно отметить, что астрологи связывают апостола Варфоломея, чье Имя получил Св. Сергий при рождении, именно со знаком Весов. Луна также находится в соединении с исключительно благоприятной звездой Спика.

 

Находящийся рядом с асцендентом Марс указывает на Воина Духа. Он также тесно связан с оппозицией Солнце-Уран, выражающей Индивидуальность Св. Сергия, укрепляя ее и, таким образом, является еще одним указанием на великого Героя, Строителя и Созидателя, не уходящего от земли и не боящегося земных тягот. Воевода, данный Свыше - так говорят о Святом Сергии. Важно отметить, что Марс находится в оппозиции к Сатурну, что говорит о прямом участии Св. Сергия в битве с темными силами, угрожавшими его любимой стране.

 

Рождение Святого Сергия сопровождалась небесными знамениями о том, что "ребенок сей будет сосудом избранным Святому Духу", что кажется отголосками восточной традиции, когда рождению Солнечного Героя непременно предшествуют рассказы о Его предыдущих существованиях и подвигах. Варфоломей родился с чистейшей душой и рос в совершенной чистоте, о чем так трогательно повествует Епифаний Премудрый в своем "Житии". Но Варфоломей был также и крепок телом, что повозило ему выдержать лишения пустынножительства и потом много и тяжело трудиться на строительстве своей Общины. Как пишет Епифаний, "летом и зимою ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной, и, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, "имел силу против двух человек", и ростом был высок" [19].

 

Как Солнечному Герою, Св. Сергию также предстояло пройти в своей жизни путем Солнечной Мистерии и совершить Четыре Великих Деяния. И в земном рождении состояло первое из них, и связано оно с первым домом Его гороскопа, знаком Льва, Солнцем и планетой Марс.

 

В чем общность обликов Святого Сергия и великого Будды? В их гороскопах много общего. Оба были великим Воинами Духа, Солнечными Героями и Строителями, и оба Они родились под сенью звезд Ориона. Однако если Будда учил, отталкиваясь от неизбежных земных иллюзий, устремляться к осознанию космической реальности, то Сергий, сам будучи этой реальностью, создал мост для нее из Беспредельности на Землю и принес ее сюда во всей яви и божественном сиянии. И в этом Свете рассеялись все земные тенета. Оба Они несли Свет высшей реальности и связанную с ней идею Общего Блага всем людям, будучи великими Общинниками.

 

Важнейшей планетой в гороскопе Св. Сергия является Уран, который находится в четвертом доме, в точной оппозиции к Солнцу и Меркурию. И для понимания влияния этой планеты мы должны сначала остановиться на том, а что же представляет собой, в действительности, аспект оппозиции. Оппозиция и соединение считаются двумя самыми сильными аспектами, но современные астрологи, по моему убеждению, не до конца понимают их значение. Представим себя неким центром сознания, "в соединении" с которым находится некоторое влияние. Оно постоянно находится внутри нас, и мы зачастую и не понимаем, что это самое влияние есть нечто отдельное, считая его органичной частью себя. Именно так происходит с соединением - человек пользуется энергией светил, не осознавая ее. Чтобы ее осознать, ему нужно научиться анализировать явления, смотреть на себя со стороны и пройти долгим путем самопознания. С оппозицией же все гораздо яснее - это то, что всегда "смотрит на нас", постоянно находясь рядом, то что человек осознает лучше всего, словно бы смотря на отражение в зеркале. В связи с этим, оппозиция является самым мощным творческим аспектом, вовсе не негативным или деструктивным, как считают некоторые астрологи, и чрезвычайно важным во внутреннем развитии человека. Позитивность или негативность аспекта (как? впрочем, и квадратов, и тринов, и иных аспектов) является следствием природы формирующих аспект планет, а также уровня развития человека. Высшие же планеты вообще не создают негативных аспектов, потому что их природа сама по себе духовна. Аспект к высшей планете формирует лишь нюансы ее восприятия личностью на раннем этапе развития.

 

Четвертый дом означает самую глубинную основу внутренней природы человека, опору и "корни" древа его жизни. В этом смысле, положение Нептуна и Урана в четвертом доме ясно говорит об Индивидуальности Св. Сергия. Было у этого положения Урана и свое земное отражение - тот самый загадочный схимник, словно бы принявший земной образ Ангел, пришедший ниоткуда и ушедший вникуда, "научивший отрока Варфоломея грамоте", вернувший Ему понимание своей собственной природы, открывший Ему его истинную Индивидуальность и, несомненно, определивший Его дальнейший духовный путь. Так Святой Сергий совершил второе Великое Деяние на своем Пути.

 

 

М.В.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 гг.

 

 

Подобным же образом в гороскопе Христа мы видим звезды Ориона на куспиде четвертого дома, указующие на основу Его Индивидуальности. У Учителя Будды планеты в четвертом доме, соединение Луны и Сатурна, проявились иначе, но они так же определенно говорили об источнике существования - о той важнейшей проблеме, лежащей у основы земного бытия, над которой Он размышлял и победно разрешил.

 

Еще одним важным аспектом является квадрат Солнца к Плутону. Современные астрологи приписывают Плутону, этой высшей планете, чисто земные и даже "подземные" качества. Приходится констатировать, что современным астрологам влияние этой планеты, как и двух других высших планет (и Лунных узлов), совершенно непонятно, и их представления и суждения о них носят характер чьих-то предположений и даже прямых (зачастую - безответственных) фантазий. Между тем, Плутон, как одна из самых дальних планет солнечной системы, должен иметь отношение к высшим притяжениям, как и Уран и Нептун. Его влияние весьма выражено в гороскопах Будды и Христа. В XX веке мы видим, что один и тот же аспект - точная квадратура Плутона с Солнцем - была у основателей самых знаменитых Йог новейшего времени - Е.И.Рерих, Матери Агни-Йоги, и Шри Ауробиндо, создателя Интегральной Йоги. Все это говорит нам о том, что Плутон имеет отношение к высшим формам йогических практик, к овладению огненными энергиями, принятию "огненного крещения", прохождению огненного опыта, конечно, чрезвычайно трудных, зачастую - болезненных, но преображающих человека в высшее существо. Этот же самый аспект мы видим и в гороскопе Св. Сергия. Прохождение этой огненной битвы связано, несомненно, с Его уходом в иночество и обретением великих духовных сил, которые преобразили Его и сделали Тем, Кем Он навсегда остался в нашей памяти - "живой связью с миром Высшим!" [20]

 

Так Святой Сергий совершил третье великое Деяние на Своем Пути.

 

Были ли враги на пути Святого Сергия? Были, как мы это знаем из истории, так видим и из Его гороскопа. Седьмой дом находится в знаке Водолея, что говорит, конечно же, о России- стране, которой были посвящены все Его помыслы. И мы помним, кто был главным другом Преподобного - огромный медведь, пришедший к Его избушке из глухой чащи, настоящий символ всей России. В самом начале знака Водолея, в шестом доме, находится Сатурн, что говорит нам о том, что в стране была великая смута и печаль, и враги Сергия были не личные, но то были враги всей страны: татары, междоусобицы князей, их предательства своей страны и грабежи. Со всем этим, как мы знаем, Святой Сергий боролся и все это победил.

 

Последнее Великое Деяние Святого Сергия - Его утверждение как величайшего Светильника Земли Русской, ярко просиявшего на весь мир и ставшего той "живой связью с миром Высшим", полыхающим в ночи Мостом Славы, соединившим космические глубины с земной твердью. Свет далеких звезд Ориона, сияние Светил и планет утвердились на земле негаснущим сиянием, сильно, мощно, ни на шаг от земли не отступая и принимая на Себя все ее тяготы.

 

Е.И. Рерих в книге "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" такими прекрасными словами пишет об этой светоносной сущности Св. Сергия:

 

"Ибо на личном опыте он знал, что постоянное общение с Иерархией Света достигалось, прежде всего и проще всего, путем раскрытия сердца. Раскрытие же сердца не требовало затраты времени ни на какие упражнения исключительно для себя. Среди сознательного и священного труда во имя Светлой Иерархии совершалось это любовное раскрытие, и в сердце устанавливался постоянный престол во имя Высшего. В познании сердца, этого великого и единственного двигателя и мерила духовности, Преподобный опередил многих духовных путников. Именно он нашел силу этого источника и через него приобщился к Миру Огненному; об этом ярко свидетельствуют его пламенные видения.

Приводим их, как они описаны в жизнеописании. Исаакий, ученик Преподобного, которого он желал видеть игуменом монастыря на Киржаче, просил его благословить на подвиг молчания. Сергий, не желая насиловать, уступил просьбам своего любимого ученика. В условленный день после совершения литургии, выйдя из северных врат, он обратился к стоящему около них Исаакию и осенил его в благословении на трудный подвиг крестным знамением. И увидел Исаакий, что из Руки Преподобного "исходит пламень и объемлет его". Он стал молчальником, когда же ему хотелось говорить, перед духовными очами его вставал пламень руки Сергия и ограждал его от нарушения обета. Лишь в этом случае, и еще в другом, он вынужден был нарушить свое молчание.

Однажды литургию служили Сергий, брат его Стефан и племянник Феодор; Исаакий и Макарий стояли в церкви. Вот видит Исаакий в алтаре четвертого, чудного образом, сослужащего им. На первом выходе с Евангелием Он шел за Преподобным и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж? "Не знаю,¬ответил Макарий,- но меня объемлет страх, когда я взираю на Него".

По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося объяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но когда вошел в келью свою, сказал им:

"Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был Ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной Литургии. Вы же сохраните сие втайне до исхода моего".

В другое время Преподобный также служил литургию, и в алтаре стоял его ученик, Симон экклезиарх, и тоже сподобился чудесного видения. Во время пения "Тебе поем" огонь спал "как бы с неба и ходил по престолу, объемля светом окрест весь алтарь" и окружая священнодействующего Сергия. При приобщении же им Св. Даров свился божественный огнь и вошел внутрь потира. Так Преподобный причастился огня неопалимого. В трепетном безмолвии стоял его ученик. Но Сергий духом прозорливости понял, что ученик сподобился видения, и спросил его причину потрясшего его трепета. "Я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою", - отвечал Симон. Но Сергий запретил ему возвещать кому-либо о виденном до дня его ухода.

Красиво отмечено это явление в книге Бориса Зайцева :

"Свет и Огонь! Легкий небесный пламень, как бы родственен, дружен теперь с Преподобным. "Друг мой Свет", "Друг мой Пламень", - мог сказать пронизанный духовностью, наполовину вышедший из мира, Сергий. И не удивит рассказ экклезиарха Симона, видевшего, как огонь небесный сошел на Св. Дары при освящении их Сергием, "озарял алтарь, обвиваясь около трапезы и окружая священнодействующего Сергия".

Воистину, вся жизнь Преподобного могла быть выражена словами: "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат"
[21].

 

И в то же время - руководство растущей общиной, воспитание послушников, трудные беседы с князьями во имя их объединения против общего врага - татар и литовцев. И, конечно, моральный подъем России на избавление от многолетнего татаро-монгольского ига. Куликовская битва, в которой Он духовными очами видел все страдания и смерти... Все это сочеталось в одном человеке.

 

А если говорить языком астрологии, то это Великое Деяние обретения Огненности, утверждения в мире Духа Святого и Света Небесного, связано, конечно же, с 10-м домом гороскопа и теми планетами, которые в нем находятся: Солнцем в соединении с Меркурием, Лунным узлом и звездами Ориона.

 

Важно отметить, что в гороскопе Св. Сергия все планеты Септенера, за исключением Солнца и Луны, имеют исключительно высокие достоинства положения в знаках: Меркурий и Венера - в обители, Марс - в знаке своей стихии, Сатурн - в обители, Юпитер - в экзальтации в знаке Рака, в 11 доме, доме Общины. Кроме того, Юпитер находится в соединении со звездой Сириус, столь важной на пути нисхождения энергии Космоса из глубин Вселенной к нашей планете. Юпитер всегда связан с принципом Учительства и Жречества. В гороскопе и Будды, и Христа эта планета означала Их как всемирных Учителей, а дом, в котором она находится, означает общину Их учеников и последователей. В книге Е.И.Рерих мы находим ценнейшие слова о том, каким же удивительным Учителем был Преподобный Сергий:

 

 

"Свидетельствуя об игуменстве Сергия, тот же подвижник пишет: "слышахом о Блаженном Сергии... от неложных свидетелей, иже бяху в лета их, яко толику бодрости и тщание имеяху о пастве, яко ни мало небрежение или прослушание презрети. Бяху бо милостив, егда подобаше и напрасни, егда потреба быше, и обличающе и понуждающе ко благому согрешающие..." Все это дает нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введенная им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сдедала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания.

Приведенные Епифанием в жизнеописании установленные Преподобным правила указывают на суровость этой дисциплины. Так, после вечерни не разрешалось братии выходить из келий и беседовать друг с другом. Каждый должен был пребывать в своей келий и упражняться в молитве, в уединенном богомыслии и, чтобы руки их не были праздны, заниматься рукоделием, не давая возможности лености овладеть телом.

Часто в глухие зимние ночи Преподобный обходил тайно братские келий для наблюдения за исполнением правил его, и если находил кого на молитве, или читающим книгу, или за ручным трудом, радовался духом и шел дальше; но если слышал празднословящих, то легким ударом в оконце подавал знак о прекращении недозволенной беседы и удалялся. Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося.

Другим замечательным правилом Преподобного было запрещение братии ходить из Обители по деревням и просить подаяния, даже в случае крайнего недостатка в пропитании. Он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, не выпрошенных подаяний. Труд в его Учении играл огромную роль. Сам он подавал пример такого трудолюбия и требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Как бы в подтверждение этого правила, мы находим следующий пример из жизни самого Преподобного в те дни, когда в Обители еще существовал порядок особножития.
Преподобный однажды три дня оставался без пищи, а на рассвете четвертого пришел к одному из своих учеников, у которого, как он знал, был запас хлеба, и сказал ему: "Слышал я, что ты хочешь пристроить сени к твоим кельям, построю я тебе их, чтобы руки мои не были праздны".

"Весьма желаю сего, - отвечал ему Даниил, - и ожидаю древодела из села, но как поручить тебе дело, пожалуй, запросишь с меня дорого?" "Работа эта не дорого обойдется тебе, -возразил Сергий. - Мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть, больше же сего с тебя не потребую".

Даниил вынес ему решето с кусками гнилого хлеба. которого сам не мог есть, и сказал: "Вот, если хочешь, возьми, а больше не взыщи".

"Довольно мне сего с избытком, - сказал Сергий. - Но побереги до девятого часа, я не беру платы прежде работы".

И, туго подтянувшись поясом, принялся за работу. До позднего вечера рубил, пилил, тесал и, наконец, окончил постройку.

Старец Даниил снова вынес ему гнилые куски хлеба как условленную плату за целый день труда, тогда только Сергий стал есть заработанные им гнилые куски, запивая водой. Причем некоторые ученики из братии видели исходившую из уст его пыль от гнилого хлеба и изумлялись долготерпению своего наставника, не пожелавшего даже такую пищу принять без труда. Подобный пример лучше всего укреплял неокрепших еще в подвиге самоотвержения.

Эпизод этот очень характерен, с одной стороны, он ярко свидетельствует, насколько Преподобный соблюдал установленные им правила - не просить подаяния, но пользоваться лишь плодами рук своих, трудом заработанными; с другой - в нем проступает вся природная кротость его, все великодушие его, ни одним словом не попрекнувшего черствого сердцем и расчетливого брата, и ученика, и только потому, что черствость эта касалась лишь его самого.

Принято называть подобные поступки Сергия смирением, но вернее объяснить их самоотречением.



. . .


Можно утверждать, что Сергий нашел путь к сердцам не только путем чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.
v Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твердым и требовательным, но без насилия. Он никогда не жалел себя, и такое качество не было умственным, но сделалось природою, и потому облик его так убеждал. Присущее ему огненное проникновение помогло ему безошибочно разбираться в способностях и душевном складе учеников и поручать каждому задачу по силам его, а также проникать в намерения приближавшихся к нему.

Преподобный входил во все нужды, во все будни как своих учеников, так и всех трудящихся. Каждодневность не притупляла его чувствований, и сердце его не нарушало свою отзывчивость на всякие обиходные вопросы. Его учение не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца. Учение это выше всего ставило долг человека с точки зрения общего блага. Сергий старался всячески очищать и утончать чувства учеников и приходящих к нему за наставлениями, именно в их жизненном обиходе. Всегда и во всем им руководила целесообразность, которая претворялась в нем в великую вместимость и в примирение противоположений. Так, сам он очень заботился о монастырских огородах и там же обсуждал содержание новых икон. Также заботился о списывании книг, но знал, что квас не должен слишком бродить. Такие совмещения противоположений не изменяли горения его сердца.

Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск в Мир Высший. Так он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. И зерна его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным.



. . .



Преподобный был также первым духовником братии. Конечно, исповедь эта много способствовала тому внутреннему общению, которое так спаивало его с братией. Наблюдение и любовь к людям дали ему подход к каждой душе и умение извлекать из нее лучшие чувства, что сильно облегчало задачу духовного водительства. Духовное прозрение в истинную сущность учеников руководило им и в определении меры послушания по силам и способностям каждого, ни в чем не насилуя, но всячески охраняя личные свойства их.

Указывается, что он строго наблюдал за исполнением правил общежития как со стороны старших, так и со стороны младших иноков. От старших требовал быть милостивыми и негневливыми, младшей же братии заповедовал исполнять в точности предписанные правила и требования старших. Иерархическое начало в полной мере проводилось в его Обители, но нигде не указано на насилие над индивидуальностью учеников. Так, когда он очень желал поставить игуменом в основанном им Киржачском монастыре ученика своего Исаакия, но тот предпочел подвиг молчания, он не настаивал. Прекрасно сказано у Ключевского: "По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, каждый оставался сам собою и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаической иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукою мастера в гармоническое, выразительное изображение".

Многократно отмечается жизнеописателем Епифанием, что слово Преподобного никогда никого не задевало, он говорил и действовал спокойно и более всего старался убедить, но иногда налагал епитимий. В высокой мере он обладал даром внушать уважение к себе и поддерживать в окружающих достойный и высокий дух просто лишь обаянием своего облика.

Не произносил он и длинных проповедей, речь его отличалась краткостью и убедительностью. Часто говорил он притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые легко запоминались слушателями. Но, прежде всего, Преподобный учил людей своим личным примером, применением учения в жизни каждого дня. Труд в его учении играл огромную, первенствующую роль. Он знал пламенную меру труда, потому непрестанный труд ставился им как условие и средство духовного достижения. Сердцем он прозревал, что труд во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего преображается в качестве своем. Так труд был возведен им в священное понятие, не отделимое от духовного самоусовершенствования.

Итак, в лице Сергия-игумена мы имеем образ истинного Вождя, входящего как во внутреннюю, так и во внешнюю жизнь доверившихся ему. Он мог быть снисходительным, но нигде не видно попустительства. Есть свидетельство, что при всей своей мягкости он бывал суров на исповеди. Именно присущая ему великая справедливость покоряла все сердца.

Смирение, которое так часто упоминается в связи с обликом Преподобного, имеет совершенно другое значение, нежели в современном смысле слова. Преподобный был, прежде, строителем, строитель же не может быть смиренником, ибо он знает ответственность. Многие черты древних событий преломляются совершенно иначе для нас; прежде всего по причине разного понимания слов. Смирение его было самоотречением, но не самоуничижением, ибо иначе разве мог он явиться духовным наставником столь выдающейся паствы и создать такую мощную духовную твердыню? Разве мог бы он принять ответственность перед всем народом, благословив воинство на страшный бой с вековым врагом Земли Русской? Он знал силу духа своего, он знал Волю Сил Высших. Мерилом величия духа всегда будет сознательно принятая тяжесть ответственности. И, как мы видим. Преподобный знал эту меру и принял полную чашу.

Также и в труженичестве Сергия на братию "яко раб купленный" в то время, когда в Обители его порядок был еще особножитный, многие склонны видеть и даже сугубо подчеркивать выявление какого-то особого смирения. Но не справедливее ли видеть в атом действии, помимо священного, воспитательного значения труда, пример великого сотрудничества. Мудрый Сергий-Строитель понимал, что без сотрудничества не только ничего нельзя построить, но ничто и жить не может, и потому своим личным примером хотел запечатлеть в сознании учеников и приходящих к нему великое значение сотрудничества как в большом, так и в малом. Подтверждением этому служит введенный им впоследствии в Обители порядок общежитный, при котором каждый трудился не для себя только, но, прежде всего, для общей пользы. Так было заложено Преподобным начало понимания сотрудничества. Порядок этот был введен им не только в Троицкой Обители, но и во всех других, учрежденных им самим или его учениками.

Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был напитан огненной благодатью, исходившей во всей ее неисчерпаемости от его великого Наставника и Заступника?
" [21]

 

Подобно тому, как Орион и Сириус - два великих космических Магнита, так же и Святой Сергий был един в двух ипостасях - Сергий-Духовидец, и Сергий - Наставник и Учитель.

 

И о последнем, важнейшем, событии в жизни Преподобного Сергия необходимо рассказать - о Видении Им Божией Матери. Е.И.Рерих пишет:

 

"К концу жизни Преподобному Сергию явлено было чудесное видение, неразрывно связанное впоследствии со многими его посмертными чудесами.

 


Несомненно, у Сергия было глубокое почитание Богоматери; тому свидетельствует и второй основанный им монастырь на Киржаче во имя Благовещения, также и его последние слова, обращенные к братии, в которых он вверял любимую паству и Обитель Покровительству и Заступничеству Пречистой. Но более всего, конечно, подтверждает это видение Пречистой на закате дней его. Это благодатное видение явилось как бы завершением всего пройденного им пути Огненного Служения и утвердило созданное им дело. Некоторые относят его к 1387 году, в одну из пятниц Рождественского поста. В эту незабвенную ночь для Троицкой Обители, когда вся братия спала мирным сном. Святой же Сергий горячо молился перед иконою Божьей Матери; совершив обычное свое правило, он сел немного отдохнуть. Тут же находился его келейник Михей. Внезапно Преподобный воспрянул и сказал ему:

"Чадо, трезвись и бодрствуй, сейчас имеет быть нам чудесное посещение", и едва произнес он, как услышан был голос: "Се Пречистая грядет".

Святой Сергий поспешил в сени, и тут осенил его ослепительный свет, ярче солнечного, и он телесными глазами увидел Царицу Небесную с Апостолами Петром и Иоанном, блиставшими светом несказанным. Преподобный, не будучи в силах вынести объявшего его трепета, пал на землю. Пречистая прикоснулась к нему рукою и сказала:

"Не ужасайся, избранник кой. Услышана молитва твоя, не скорби больше об учениках твоих и об Обители своей не скорби более. Ибо отныне она всем будет изобиловать, и при жизни твоей и по смерти твоей неотступна Суду Я от Обители твоей". Сказав это, Пречистая стала невидима.

Преподобный, исполненный великого потрясения, пребывал как бы в исступлении ума. Прийдя в себя, он нашел Михея, лежащего замертво. Очнувшись, Михей стал спрашивать: "Отче, что значит это ужасное и чудное видение, ибо душа моя от ужаса едва не разрешилась от тела?" Но Преподобный и сам еще не мог говорить от великого трепета, охватившего его, и так стояли они друг против друга в безмолвии и в удивлении. По истечении некоторого времени, придя окончательно в себя, Преподобный послал Михея позвать иноков Исаака и Симона и передал им все подробности благодатного Посещения. После радостных, духовных и сердечных восхищений было совершено молебствие, иноки разошлись по кельям. Но Преподобный всю ночь провел без сна, слишком полна была его душа восторгом неизреченным.


В 1388 году Преподобный похоронил любимого ученика своего Исаакия молчальника, а в 1392 году преставился и Михей, живший в одной келий со своим наставником, свидетель многих чудес, совершенных Сергием, и удостоенный, наконец, видения Небесной Зари и Света необычайного, окружавшего посетившую их Богоматерь. После этого Посещения и той духовной высоты, которой достиг Преподобный, он уже не долго жил. За полгода до своей кончины Преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление Обителью своему ученику преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии" [23].

 

Как знак высших духовных Достижений в гороскопе Святого Сергия мы видим Солнце в 10-м доме в соединении с Меркурием, Лунным узлом, звездами Ориона и оппозицией к Урану. Можно сказать, что это звездное сочетание и выражает саму Индивидуальность Св. Сергия. Однако в 10-м доме находится также и Венера в точной оппозиции с Нептуном, совсем рядом с Его Солнцем. Венера является самой высокой планетой в гороскопе, управляет 10-м домом и находится при этом в своей обители. Таким образом, она является главной планетой всего 10-го дома, выражающего высшую Цель всей жизни Св. Сергия. Говоря символическим языком, образ, выражаемый Венерой, всегда был совсем рядом с самим Сергием, но лишь под конец Его лет, когда Он подошел к высшей точке своего Пути, он был явлен во всем Величии, даже телесном, как указывает Е.И. Рерих, и был его Огненным Завершением. Несомненно, Венера, звезда Матери Мира, и выражает в гороскопе Св. Сергия образ Богоматери и это Огненное Посещение. И если образ Самого Сергия тесно связан с великим Гермесом-Трисмегистом, Учителем Учителей, Звезды Ориона - с великим небесным Осирисом, то образ Богоматери так же ярко выражает с прекрасную идею Исиды. Такие удивительные параллели с древним Египтом мы видим во всей жизни Преподобного. Но, подобно тому, как Индивидуальность Сергия связана с Ураном, образ Богоматери связан с планетой Нептун, и это является важнейшим открытием нашего исследования.

 

На этом мы завершаем цикл статей о Триаде Ориона. Нет никаких сомнений, что Три Великих Звезды были небесной основой земного подвига величайших Героев Духа , а вместе с ними - и всей истории человечества. Космическая реальность именно такова, как о ней говорят древние Мифы, именно такова, как учит Сокровенное Учение Востока. Великая Нирвана, Единое Космическое Бытие,  о котором говорили все Великие Посвященные, блистающее в Трех Качествах, Образ Небесного Отца, о котором говорил Христос, Великий Осирис, пребывающий в высшем Бытии в небесных полях, окруженный Праведниками (звездами), как повествует о Нем Древний Египет, Величайший Шива, дарующий Освобождение, Святая Троица, Единая в Трех Ликах - все это говорит об одном и том же - Небесном Источнике, из которого произошел наш мир и где находится главный центр устремлений человечества.

 

Осирис (Орион) на звездном небе и пирамиды Гизы, как проекция Пояса Ориона,
Нил как проекция Млечного Пути (из книги Роберта Бьювэла "Мистерия Ориона")

 

 

Литература

 

 

1. Н. Яровская. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирское Рериховское общество, "Гелиос", 1991. С. 26.

2. Епифаний Премудрый и др. Житие и чудеса Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/

3. Клосс Б.М. Житие Преподобного Сергия. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2411

4. Там же.

5. Там же.

6. Епифаний Премудрый и др. Житие и чудеса Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/

7. Там же.

8. Там же.

9. Е.П. Блаватская. Теософский Словарь. М., Сфера, 1994. С. 160.

10. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 1, Станца 3, Шлока 7.

11. Там же.

12. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 1, часть 2, отдел 10.

13. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 2, Ст. 12.

14. Братство, 580.

15. Община, 194.

16. Е.П. Блаватская. Теософский словарь. М., Сфера, 1994. С. 442-443.

17. Н. Яровская. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирское Рериховское общество, Гелиос, 1991. С. 22 - 23.

18. Обстоятельства затмения 15 мая 1314 года. См.
https://eclipse.gsfc.nasa.gov/5MCSE/5MCSE-Maps-08.pdf

19. Н. Яровская. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирское Рериховское общество, Гелиос, 1991. С. 33.

20/ Там же. С. 81.

21. Там же. С. 63-65.

22. Там же. С. 35-37, 39-40, 45-47.

23. Там же. С. 65-67.

24. К.А. Аверьянов. Когда родился Преподобный Сергий Радонежский?
http://www1.rostmuseum.ru/publication/historyCulture/2003/averiyanov01.html

25. Роберт Бьювэл. Мистерия Ориона. М., Эксмо, 2005.

 

09.08.2017 14:42АВТОР: Александр Титов | ПРОСМОТРОВ: 2421




КОММЕНТАРИИ (3)
  • Сергей Скородумов05-05-2020 09:47:01

    День рождения Преподобного Сергия Радонежского отмечают в Троице-Сергиевом Варницком монастыре (основан на месте Его рождения) 16 мая, что соответствует 3 мая по старому стилю:

    https://varnicy.ru/den-rozhdeniya-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/

  • Александр17-05-2020 02:32:01

    Хорошо, что Дух Святого Сергия не имеет больше никакого отношения к содержанию населяющих Лавру. В Лавре 10 лет висела аляповатая стегазета, осуждающая секты, и Рерихов и Блаватскую в том числе.


    Администратор

    Все эти сектовидные осуждения не имеют никакого отношения к Сергию, но только к РПЦ. Ибо Сергий и РПЦ два совершенно разных измерения. И чтобы они не ляпали, мы то знаем Кто есть Сергий.

  • Абрамова Елена17-05-2020 20:34:01

    Автор пишет - "

    В 1314 году праздник Святой Троицы приходится на 27 мая (старого стиля) и отмечался, как пишет Б.М.Клосс, включая день до и день после самого праздника. Это и есть те дни, в которые родился Св. Сергий.".
    Посмотрела работу Б.М.Клосса, там он пишет не о 1314 г., а о 1322 г. как о годе рождения Сергия -
    "Следовательно, в отношении жизни Сергия существовали две хронологические системы: по Епифанию Премудрому, Сергий родился в 1322 г., принял пострижение 7 октября 1342 г., скончался 25 сентября 1392 г.; по данным Пахомия Логофета, Сергий родился в 1313 г., постригся в 1336 г., скончался в 1391 г. (даты Пахомия приведены по сентябрьскому исчислению)….. Предпочтение следует отдать фактам, которые привел Епифаний Премудрый: ведь Епифаний жил в Троицком монастыре еще при самом Сергии"
    Дальнейшие данные он также приводит в отношении 1322 г.- " Пятидесятница в 1322 г. приходилась на 30 мая, и ближайшим к ней днем, когда отмечалась память апостола Варфоломея, было 11 июня.....
    Возвращаясь к истории с Сергием Радонежским, можем сказать, что родился он незадолго перед 11 июня 1322 г. (чем и вызван выбор крестильного имени — Варфоломей), но его предопределение Святой Троице было связано, скорее всего, с рождением в дни празднования Сошествия Святого Духа (29—30—31 мая).
    Но год рождения Сергия 1314, не следует ли произвести анализ дат в отношении Святой Троицы и в отношении имени Варфоломей привязав к правильному году.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Астрономия, астрология »