Глашатай неба. Наталия Жукова
Н.К.Рерих. Конфуций Справедливый. Серия «Знамёна Востока». 1925
Наталия СПИРИНА
КОНФУЦИЙ
Конфуций должен был переезжать
изгнанником с места на место.
…Уча об общем благе, он должен
был всегда под рукою иметь
свою колесницу.
Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи
Он держал повозку наготове...
За какие добрые дела
Родина Мыслителя святого
Из конца в конец его гнала?
Лик его спокойный был и ясный,
Дух готов на подвиг и на бой
За судьбу страны своей прекрасной
С многоликой и тупой враждой.
О, дороги пыльные Китая!
Как на них найти его следы?
Знания Источник отвергая,
Как напиться нам живой воды?
Мудрость, не была ли ты гонима
Из страны в страну, из века в век?
Оттого ли так неотвратимо
Обнищал и гибнет человек?![1]
* * *
Не существует ли панацея для всего сущего?
Не есть ли это любовь к человечеству?
Не делайте другим того, что не желаете
для себя. [2]
Конфуций
…Великодушный, кроткий, благородный, добродетельный,
с всепроникающим умом, со всеобъемлющим знанием,
спокойный в затруднениях и ясный в распознавании вещей,
твёрдый и непоколебимый… Глубокий и деятельный…
распространяющий вокруг себя благодеяния…
Повсюду… где только простирается покров неба… где
только светят солнце и луна… все, кто живёт и дышит,
славят и любят его. [3]
Современник о Конфуции
«Князь философов», «Наставник Китая», «Мудрейший из мудрецов», «Глашатай Неба», «Колокол Истины», — так называли великого Учителя Конфуция, жившего в древнем Китае в VI веке до Рождества Христова ((551-471 до Р.Х.).
Его этическое Учение вошло в сокровищницу мудрости всего человечества. За истекшие 25 веков оно ничуть не устарело. Наоборот — сегодня мысли Конфуция о справедливом государственном устройстве, при котором в стране царят мир, гармония и благоденствие — актуальны, как никогда.
И совсем не случайно, что великий русский Мудрец, Художник и Провидец Николай Константинович Рерих, чьё 140-летие со дня рождения мы отмечали в уходящем 2014 году — неоднократно запечатлел его Образ на своих полотнах. Великий Конфуций и его мысли были близки и созвучны Рериху, он часто приводил высказывания древнекитайского философа в своих статьях. «…В основе учения Конфуция лежит та же община», — писал он в книге «Алтай-Гималаи».[4]
Кратко описывая картину из величественной серии «Знамёна Востока» (1924-1925), посвящённую великому Учителю Китая, Рерих указывает: «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании».[5]
Н.К. Рерих. Конфуций Справедливый. Фрагмент.
Серия «Знамёна Востока». 1925
…В зыбком предутреннем тумане, по горной дороге, среди нагромождений скал тихо движется скромная колесница… Спокоен и величав облик философа, он сам правит послушным конём. Перед нами преданный Истине Благородный муж, сказавший: «Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.[6]
Рерих писал: «...Даже Конфуций, великий своим миролюбием и справедливостью, был настолько преследуем современниками своими… и большинство жизни провёл в вынужденных переездах».[7]
Единственным стремлением Конфуция было передать Веления Неба правителям своей страны, для того, чтобы жизнь его народа преобразилась и стала счастливой, но властолюбие и алчность князей брали вверх, и мудреца изгоняли… Но он неустанно продолжает своё дело и «…в вечном странствии, в напряжённом покое мышления… размышляя о государственных делах, спешит на помощь народу».[8]
Хотя Рерих в те годы ещё не был в Китае, картина «Конфуций Справедливый» написана им в традициях древнего китайского искусства, по сложившемуся многовековому канону. На повозке Конфуция два иероглифа. «Оба эти знака читаются как «шоу» и имеют значение пожелания Блага…» [9]
Конфуций
Что известно о жизни Конфуция?
Конфуций или Учитель Кун (Кун Фу Цзы), родился в 551 году до Рождества Христова в Китае, в небольшом княжестве Лу (нынешняя провинция Шаньдун). Он происходил из древнего обедневшего аристократического рода. Его отец Шулян Хэ был прославленным воином, отличался необыкновенной силой и удивительной храбростью, пользовался общественным уважением. У него было девять дочерей, а сына не было. После смерти жены 63-летний воин женился на юной 17-летней девушке. Несмотря на большую разницу в возрасте этот союз стал счастливым.
Легенды повествуют, что вскоре после свадьбы молодая жена… упросила своего супруга съездить с нею на холм Ни-киеу. Здесь она обратилась с жаркою молитвою к верховному существу Шанг-ти. Просьба её была услышана, и она зачала сына. Когда она спускалась с холма, деревья и травы склонились перед нею. В саду, принадлежавшем её мужу, она увидела чудовище Ки-линь, что всегда предвещало какое-нибудь великое событие. Это чудовище принесло ей яшмовый камень. На камне были начертаны следующие слова: «Когда династия Чжеу будет клониться к упадку, родится младенец, чистый, как кристальная вода; он будет царём без царства».[10]
28 сентября родился здоровый крепкий мальчик, которого назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни. Это и был Конфуций .
«В ночь, когда родился младенец, в воздухе парили два дракона…. в небесах раздавались упоительно гармонические звуки и голоса незримых духов пели: «Небеса трепещут от радости при рождении святого сына!» Когда младенец явился на свет, из земли стал бить ключ чистой тёплой воды и исчез, как только младенец был омыт».[11]
Ребёнок рос тихим, рассудительным и послушным, был почтителен к старшим. Но детство его было трудным. Конфуцию было чуть более двух лет, когда он лишился отца. В детстве из-за бедности ему приходилось носить воду, пасти чужих овец и т.д. Конфуций наследовал громкое имя, но не получил никакого богатства. Поэтому ему пришлось выбрать жизненную стезю «книжника», что вполне соответствовало его положению бедного аристократа и позволяло надеяться только на свои способности и личные качества.
Он рано поступил на государственную службу и осуществлял надзор за припасами на рынках и в лавках. Конфуций добросовестно относился к работе и во всё вникал. Он понимал, что на этом скромном месте может быть полезен своим согражданам и родине. Он поощрял честных торговцев и строго преследовал мошенников и, благодаря этому, достиг блестящих результатов. Он не пренебрегал ничем, что имело хоть малейшее отношение к его обязанностям. И заслужил этим всеобщее уважение. А громкая слава о его мудрости с тех пор осталась с ним навсегда. В 19 лет Конфуций женился, у него были сын и дочь.
После смерти матери «…кроме изучения древних книг и законов, Конфуций… прилежно занимался усовершенствованием в шести свободных искусствах, без знания которых человек, по мнению китайцев, не может считаться образованным. Это — музыка, духовные и гражданские обряды, математика, каллиграфия, искусство сражаться и управлять колесницей».[12] Будучи всесторонне одарённым, в том числе обладая большой физической силой, выносливостью и высоким ростом — 1 м 91 см — Конфуций в совершенстве овладел всеми этими искусствами. К 22 годам он завершил образование и открыл собственную школу, в которой изучали этику и мораль, традиции и древние книги.
«По мнению Конфуция, человек должен всё своё свободное время употреблять на обучение. «Учить и с каждым днём совершенствоваться не так ли приятно, как встретиться с другом, пришедшим из далёких стран?»[13] — говорил он.
Конфуций. 1770
Конфуций быстро получил признание как учитель. Но это само по себе не могло его удовлетворить. Он считал, что мудрость и добродетель неразрывно связаны с политикой, а знания должны приводить к процветанию государства, так как возглавлять его должны мудрые, добродетельные, культурные и образованные люди.
«Людей Конфуций делил на пять разрядов… по их нравственным и умственным качествам. К первому, низшему, разряду он причислял простых, неграмотных людей. (…) Ко второму разряду он причислял грамотных, образованных людей… Эти люди живут сознательною жизнью, соображаясь с законами и обычаями. К третьему разряду принадлежат люди здравого смысла, которые ни в чём не отступают от него. Они одинаковы в горе и в радости, невозмутимы, добродетельны, умеют говорить и молчать. Этих людей Конфуций называл философами. Четвёртый разряд составляют люди прямодушные и истинно добродетельные, и, наконец, самый малочисленный, пятый разряд — люди совершенные во всех отношениях. «Только такие люди и могут стоять во главе государства»[14], — считал Философ.
Конфуций продолжал свои учёные занятия и преподавательскую деятельность, всецело посвятив себя Мудрости и Истине. Когда его уговаривали пойти на службу, он отвечал:
— Моё назначение и долг — служить и быть полезным всем людям без исключения. Все люди — одна семья, и мое призвание быть её наставником!
Время от времени правители разных княжеств приглашали его к себе и просили совета. Конфуций никому не отказывал, делился своими знаниями и опытом, но никто не следовал его мудрым советам…
«В пути со своими учениками Конфуций увидел женщину, рыдавшую около могилы, и спросил о причине скорби. «Горе, — отвечала она, — мой свёкор был убит здесь тигром, затем мой муж, а теперь и сын мой погибли тою же смертью». «Но почему вы не переселитесь отсюда?» «Здешнее правительство не жестоко». «Вот видите, — воскликнул учитель, — запомните. Плохое правительство хуже тигра».[15]
Однажды Конфуций с учениками на высокой горе молились Небу. Но лицо философа было грустным. Когда ученики спросили о причине, он ответил:
— Мне сделалось грустно при мысли о бедственном положении отечества, которое раздирают распри.
Он стал спрашивать учеников, что нужно сделать, чтобы в стране воцарились мир и спокойствие?
Один из них ответил:
— Для блага людей я желал бы жить при добродетельном и мудром государе. И я просил бы государя удалить от себя льстецов и заменить их людьми прямодушными и добродетельными и поручить им обучать народ пяти верховным обязанностям — человеколюбию, правосудию, любви к истине, верности и честности. Тогда правителю не придётся опасаться врагов, не надо будет содержать многочисленные войска. Воины обратятся в мирных граждан, а мудрые будут подавать благие примеры согражданам не словом, но делом... Тогда люди будут счастливы!
— Вы истинно мудры, — отвечал глубоко тронутый Конфуций. Ученик высказал то, к чему он сам стремился столько лет, но безуспешно.[16]
На 51-м году жизни он поступил на службу к правителю родного княжества Лу. Конфуций оказался блестящим чиновником и советником. Княжество Лу стало процветать. Это не понравилось соседним правителям и вызвало их интриги. Праведная жизнь и мудрые наставления Конфуция скоро стали обузой для легкомысленного князя… Он бросил вызов своему строгому сановнику, демонстративно нарушив одну из моральных норм… Конфуций оказался перед выбором — или смириться со своеволием правителя, или, в знак протеста, оставить свой пост. Он выбрал второе: вместе с десятками учеников покинув родные места, и провел 14 лет в изгнании, скитаясь по разным княжествам.
Н.К.Рерих приводит слова Конфуция: «В 15 лет мой ум склонился над учением. В 30 лет я стоял прочно. В 40 лет я освободился от разочарований. В 50 лет я понял законы Провидения. В 60 лет мои уши внимали Истине. В 70 лет я мог следовать указу моего сердца».[17] — И затем отмечает — «Итак, познавание, освобождение, понимание законов, внимание Истине — всё привело к следованию указам сердца. Это кратчайшее и полнейшее жизнеописание кончается сердечною молитвою о путях праведных. И не пожалел великий философ о том, что была в запряжке колесница его. Кони взнузданные, готовые домчать до путей сердца, были уже благословением. Не к великим ли домам должна была нести колесница не изгнания, но достижения».[18]
Всю свою жизнь Конфуций оставался верным Истине, передавая народу Указы Неба. Елена Ивановна Рерих писала: «Однажды великий Конфуций был тяжко болен и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, этой истинной молитвой перед Наивысшим?» [19]
Умер Конфуций на 73 году жизни, пользуясь всеобщим уважением. Его могила, как и место рождения, по сей день свято почитаются в Китае.
Конфуций. Современная скульптура. Китай
***
Учение Конфуция состоят из «Пятикнижия»(«У-цзин») и «Четверокнижия» («Сы-шу»). «Пятикнижие» включает:: древнейшую книгу «И-цзин» («Книга перемен») — сборник древних магических формул и комментариев к ним; «Шу-цзин» («Древняя история») — историю легендарных императоров; «Ши-цзин» («Книга песнопений») — сборник древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания; «Ли-цзи» («Книга церемоний») — описание многочисленных церемоний и обрядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение; «Чун-цю» («Книга весны и осени») — хроника одного из китайских княжеств.
«Четверокнижие» включает: «Дао-сюе» («Великое учение») — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; «Чжун-юн» («Книга о середине») — учение о необходимости соблюдать во всём гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юй» — книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников; «Мэн Цзы» — учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.
Н.К. Рерих писал: «Конфуций, так часто и непонятый и гонимый, заповедовал: «Когда мы наблюдаем явления, мы можем достичь знания; когда мы достигли знания, мы приобретаем доброе желание; когда мы приобрели доброе желание, сердце очищается, человек становится культурным; когда человек делается культурным, порядок царит в его семье; порядок царит и в его стране; когда же порядок будет царить в каждой стране, тогда и мир воцарится во всём мире». Тоже как бы простой путь. От обычного проявления и до мира всего мира. В таком пути, при всей его неоспоримости, сказывается очень высокий и далеко не всем доступный мировой закон. (…) Каждый человек… несёт на себе ответственность за мир всего мира. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества».[20]
Конфуций
Итак, Учение Конфуция — это Учение о порядке и гармонии. Приведя в порядок себя — свои мысли, чувства, поступки, человек наводит порядок в своей семье, а затем — порядок в государстве.
В основе всеобщего порядка, по мысли Конфуция, лежат древние традиции, правила поведения и этика, необходимые как в частной жизни, так и в политике. Основное внимание Конфуций уделял практике, то есть применению Учения в повседневной жизни, как простых крестьян, так и правителей.
Основа Учения Конфуция — «пять постоянств», или «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость.
К ним следует добавить так называемые «пять связей»:
1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения считались важнейшими в обществе. Безусловная преданность и верность господину была основой характера «благородного мужа» в конфуцианском понимании;
2) родителей и детей. В этих отношениях подчёркивались священная обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность;
3) мужа и жены. Здесь права мужа были основными, а обязанности жены сводились к образцовому поведению и ведению хозяйства;
4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству;
5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.
Наиболее гуманные конфуцианские заповеди, адресованные «благородным мужам», служили основой нравственного воспитания личности. Положительный герой конфуцианства… «совершенно мудр»… он воплощает тип благородного мужа, учёного, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в себе «пять добродетелей», скромен и умерен во всём.
Конфуцианство предъявляло суровые требования к человеку в морально -этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз». Конфуцианские правила преданности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а преемникам — ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и «от сердца к сердцу» исключала возможность превратного толкования Учения… Поскольку отношения старшего и младшего занимали важнейшее место, долг ученика перед наставником и старшими товарищами являлся пожизненным и неоплатным.
На протяжении тысячелетий Учение Конфуция служило этической основой школьного образования в Китае. Оно дало народу незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия равные Библейским десяти заповедям.
Н.К.Рерих. Архат. 1935-1936
Конфуций говорил: «Моё учение… неизменно как Небо, которое есть его Творец, оно текло, как поток, от древних времён».[21]
На картине Н.К. Рериха «Архат» (1935-1936) среди пустынного пейзажа с цепью розовых гор на горизонте, под бескрайним простором Небес — древняя каменная статуя Конфуция подобна незыблемому оплоту Истины. Название «Архат» свидетельствует о высочайшей духовной ступени, достигнутой Мудрецом.
***
Обратимся теперь к тем этическим положениям Учения Конфуция, которые особенно созвучны Учению Живой Этики — Учению Новой Эпохи. Об этом говорит Наталия Дмитриевна Спирина.[22]
«За что гнали Конфуция его «благодарные» соотечественники из конца в конец страны? Попробуем вспомнить.
Он учил, что «усовершенствование человека есть начало всего» и что «если корень в пренебрежении, то не может быть хорошо то, что должно вырасти из него». И Христос говорил: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».[23]
Конфуций учил любви к людям, такой любви, как будто все люди составляют с ним одно целое. Такая любовь вызывает сочувствие к ним — и сострадание, и сорадование. Стремясь к высоте своего счастья, человек своими советами, помощью и трудами ведёт за собой и других. Постигая истину сам, он не терпит, чтобы другие пребывали в невежестве и заблуждении. Если сердца всех людей будут гореть любовью, то человечество станет как одна семья, все будут как один. «Итак, вы должны любить других как себя самих... желать им всего того, чего себе желаем», — говорил он.
В Едином Целом — Океане
Мы — капли, в нас Он заключён;
От холода мы застываем
И думаем, что мы — не Он.
Но разделенье — только сон:
Когда лучи растопят льдины,
Сольются капли воедино.[24]
Это отношение к ближним лежит в основании всех Учений, и все духовные Учителя учили во всех веках и эпохах именно этому. Только так можно объединиться друг с другом, и этим путём приблизиться к Высшему неизречённому Началу, которое называют Богом.
Живая Этика говорит, что великая любовь лежит в основании Высшего Мира и соответствовать Ему может такая же любовь. Велико назначение человека. «Каждый человек, каждый член семьи человеческой несёт на себе ответственность за мир всего мира. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества». Так говорит об этом Н.К.Рерих. [25]
В противовес заповеди о любви тёмные силы «работают на разъединение», как сказано в Учении Живой Этики. Им невыносим свет любви, и потому они гонят всех, кто её проповедует. (…)
Устремив все силы своего ума и сердца на установление порядка и благоденствия в государстве и в жизни людей, на то, чтобы научить людей жить согласно законам Бытия и в своей повседневной жизни не нарушать этих законов, Конфуций никогда не касался таких вопросов, как создание или конец мира, происхождение человека и его будущей жизни. Он не любил рассказывать о необыкновенных вещах, духовных существах, необычайных откровениях, сверхъестественных видениях и тому подобное. Он понимал, что прежде чем устремляться в надземные миры, надо упорядочить свою земную жизнь, ибо на вершину не взойти, не начав с подножия.
Конфуций, как и все великие духовные Учителя, учил эволюционному пути, предназначенному человечеству, «высшему добру — обновлению людей», — как пишет Лев Толстой в своём изложении учения Конфуция. Он приводит стройную и последовательную схему этого пути:
«Чтобы обладать высшим благом, нужно 1) чтобы было благоустройство во всём народе. Для того, чтобы было благоустройство во всём народе, нужно 2) чтобы было благоустройство в семье. Для того, чтобы было благоустройство в семье, нужно 3) чтобы было благоустройство в самом себе. Для того, чтобы было благоустройство в самом себе, нужно 4) чтобы сердце было чисто, исправлено. Для того, чтобы сердце было чисто, исправлено, нужна 5) правдивость, сознательность мысли. Для того, чтобы была сознательность мысли, нужна 6) высшая степень знания. Для того, чтобы была высшая степень знания, нужно 7) изучение самого себя».
Конфуций с учениками. XVIв.
Конфуций учит соизмеримости — знать, различать, что есть самое важное, что должно быть первым и что должно быть последним, и поступать соответственно. И Живая Этика говорит о соизмеримости, о том, что о ней надо помнить не только в особых случаях, но и в обычной жизни, среди обихода. «Самые маленькие мысли будут унесены вихрем правильного суждения. Хорошо или худо, полезно или вредно — само отберётся...»[26] «...Нужна соизмеримость малого и большого, повторяемого и неповторяемого. Напрягитесь понять, где оно, большое!»[27] «Человек, не отличающий малое от большого, ничтожное от великого, не может быть духовно развитым».[28] «...Нужно напрячь все мысли к Общему Благу, и путь соизмеримости прикажет духу путь к эволюции».[29]
Всё учение Конфуция пронизано призывами к человечности. Он говорит: «Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашёл себе опору в человечности и обрёл своё отдохновение в искусствах». «Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих». «Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать её, и она тут же окажется рядом!» Живая Этика говорит: «Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности.
Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. ...Прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её, как броню от сил тёмных».[30] Так же, как тёмные признают друг друга по бесчеловечной жестокости, так же и силы Света признают друг друга по человечности. «Как силён человек, познавший счастье человечности!»[31]
Она включает отношение и к ближним, и к себе самому: «Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства». Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром». «Мудрец строг к себе, но от других он ничего не требует». «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок». «Когда стрела не попадает в цель, — учит Конфуций, — стреляющий винит в этом себя самого, а не другого. Так поступает и мудрец. Но мудрых людей мало на земле». И Конфуций с сокрушением говорит: «Моё дело, кажется, безнадёжно. Я ещё не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой». «Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить».[32] Так говорится в книге «Агни Йога».
Конфуций придавал основополагающее значение мысли и контролю над своими помыслами. Если мысли будут непорочны, если в помыслах не будет зла, то и в делах его не будет. Е.И.Рерих пишет: «Древнейшая мудрость Индии говорит — мысль есть первоисточник мироздания. Великий Будда указывал на значение мысли, слагающей нашу сущность, и учил своих учеников расширению сознания. Лао-Цзы, Конфуций, Христос, все Учителя Духа и великие мыслители учили только этому. Великий Платон сказал — «мысли управляют миром».[33]
Конфуций учил мужеству, понимая его очень широко. Мужественный дух — это дух твёрдый и решительно готовый на преодоление всех трудностей, опасностей и сомнений. Он не боится приступить к делу трудному, но справедливому и сражаться во имя этого даже с превосходящими его силами неприятеля. Конфуций говорит о мужестве людей мудрых, которое состоит в победе над самим собой и своими страстями и помогает не отступать от своих принципов, даже если бы это стоило ему жизни. Много говорится об этом качестве в Учении Живой Этики. «Мудрый не боится».[34] «Луч мужества поведёт поверх препятствий».[35] «Мужество открывает все двери».[36]
Н.К.Рерих. Философ. (Тишина). 1935-1936
Ещё одно качество Конфуций ставил очень высоко — это постоянство. «Нет ничего такого, чего бы не могло достигнуть постоянство. Сколько бы тихо оно ни шествовало, успех его известен, потому что оно не теряет из виду своего предмета и никогда не прерывает своих стремлений к нему. Я могу всякий день приносить корзину земли. И если я то продолжаю, то наконец воздвигну гору», — говорит он. В книгах «Мир Огненный» говорится об этом: «Постоянство и устойчивость во благе есть уже завоевание». [37] «Нужно готовить себя к постоянству во всём. Оттуда придёт неутомимость, оттуда и нерушимость».[38]
Самым ненавистным пороком для Конфуция было лицемерие, когда человек проповедует благо, а действует наоборот. Когда днём он старается выглядеть честным, а ночью занимается взламыванием кладовых и похищением чужого имущества. Когда человек превозносит добродетель, но не следует ей. «Лицемеры первые пойдут на суд», — говорил Христос. И Конфуций советует удалять от себя тех людей, чьи действия противоречат их словам.
Немалое место в своём учении Конфуций отводит распознаванию людей. Ему и как государственному деятелю, и как учителю нравственности приходилось немало сталкиваться с этой проблемой. «Большое зло в незнании — от кого надо убегать и с кем надо иметь связь», — говорит он. И советует распознавать людей по их чертам лица, голосу, способам выражения. Лучший способ — узнать человека по глазам. В них свет добродетели или тёмное облако порока. И Живая Этика рекомендует распознавать людей по глазам, голосу и походке. Причём если, при особом умении, голос и походку можно подделать, то глаза подделать нельзя.
Поучения Конфуция, так же как и других великих Учителей, охватывают все стороны жизни. И все Они едины в провозглашении Истины. Мы постарались остановиться лишь на нескольких наиболее важных моментах его Учения. Но и то, что удалось передать, — это капли того высокого знания, той драгоценной влаги, которой, как сказано в «Криптограммах Востока», омываются скверны мира.
«Как всё это старо и как нужно именно теперь, — пишет Н.К.Рерих в статье «Град Светлый». — Может быть, нам только кажется, что именно сейчас такая потребность не только в вере, но к исповедованию? Нет, друзья, не кажется это. Сведения каждого дня потрясают смятенностью мира. Апостол Павел, и Платон, и Конфуций опять ободряют, ибо прошли через всякие ужасы смятения духовного. И Соломон мудрый подтверждает: «И это пройдёт».[39]
Н.К.Рерих. Философ. (Тишина).
Фрагмент. 1935-1936
Конфуций, одиноко идущий под полной луной, изображён на картине Николая Рериха «Философ. (Тишина)». В простой соломенной широкополой шляпе, завернувшись от непогоды в накидку, идёт Философ по лику Земли… В руках у него — только свиток. В нём самое важное, самое ценное — Учение Неба, принесённое им во имя Любви к человечеству…
В тишине, в лунном свете сияет одинокая вершина, как символ Средоточия Мудрости, откуда многие века исходят к людям Любовь, Помощь и Знание…
Наталия СПИРИНА
Братство, 602
Когда ты думаешь о Ней —
Замкнись в торжественном молчаньи;
Пускай ненужные слова
Не запылят великой тайны;
Пускай лишь сердце говорит
И в темноте ночей творит
Нерукотворное сиянье. [40]
27 декабря 2014 г.
Новосибирск, nzh@mail.ru
Примечания
1.Спирина Н.Д. Перед Восходом. (Сборник стихов). Новосибирск, 2013.
2.Цит по Рерих Н.К. «Град Светлый» /Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991.
3.Карягин К.М. Конфуций. Его жизнь и философская деятельность. Гл.VIII.
http://www.e-reading.me/bookreader.php/92136/Karyagin_-_Konfuciii._Ego_zhizn%27_i_filosofskaya_deyatel%27nost%27.html
4. Рерих Н.К. IV. Ладак (1925) /Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1999.
5. Рерих Н.К. III. Пир-Панджал (1925) /Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1999.
6. Конфуций. Изречения http://www.wisdoms.ru/pavt/p113.html
7. Рерих Н.К. Богатая бедность. 1932 /Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991.
8. Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск, 2009. С.170.
9. Маточкин Е.П. «Знамёна Востока» Н.К. Рериха /Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004.
10. Карягин К.М. Конфуций. Его жизнь и философская деятельность. Гл.I.
11.Там же.
12. Там же. Гл.II.
13. Там же.
14. Там же. Гл.VIII.
15. Рерих Н.К. За Великой Стеной. 1935 /Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1991.
16. Карягин К.М. Конфуций. Его жизнь и философская деятельность. Гл.V.
17. Рерих Н.К. За Великой Стеной. 1935 /Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1991.
18. Там же.
19. Рерих Е.И. Письма. Т.1. 21.07.1934. Рига, 1940.
20. Рерих Н.К. Судьба. 1935 /Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1991.
21. Карягин К.М. Конфуций. Его жизнь и философская деятельность. Гл.VIII.
22. Спирина Н.Д. Конфуций /Спирина Н.Д. Отблески-1992. Екатеринбург, 1997.
23. Евангелие от Матфея, 7:18.
24.Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов). Новосибирск, 2010.
25. Рерих Н.К. Судьба. 1935 /Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991.
26. Листы Сада М. Озарение, 3-IV-10.
27. Община, 64.
28. Там же, 67.
29. Беспредельность, 673.
30. Мир Огненный I, 75.
31. Братство, 392.
32. Агни-Йога, 661.
33. Рерих Е.И. Письма. Т.1. 1929. Рига, 1940.
34. Листы Сада Мории. Зов, 17.2.1922.
35. Листы Сада М. Озарение, 3-VI1-12.
36. Община, 58.
37. Мир Огненный I, 304.
38. Мир Огненный III, 486.
39. Рерих Н.К. «Град Светлый» /Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991.
40. Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов). Новосибирск, 2010.
41. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов http://gallery.facets.ru/
Похожие статьи:
12.01.2015 10:47
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".