Гимны Духа. Наталия Жукова
Н.К. Рерих. Углич. Воскресенский монастырь. 1904.
(Архитектурные этюды Николая Рериха)
Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь.
Н.К. Рерих
Что заменит серые и скучные будни весёлою и красивою жизнью? Устремление к «высокому и значительному», к Искусству и Знанию, ― так утверждал Николай Константинович Рерих.
Выдающийся художник и писатель, археолог и путешественник, гуманист и общественный деятель, он одним из первых в России обратил внимание на дивную красоту русской старины, на художественную ценность древних храмов, икон и фресок.
В конце XIX начале XX века древнерусскими памятниками интересовались только специалисты: историки и археологи. Мало кто имел представление об их уникальной художественной ценности.
Уже с 90-х годов XIX века Рерих неутомимо путешествует по Руси, проводит археологические раскопки и не перестаёт восхищаться величием древнерусского искусства. Знали красоту древние зодчие, умели выбирать самые лучшие места, умели воздвигать непревзойдённые шедевры архитектуры ― храмы, монастыри, башни, крепости…
«Как на Севере зеленоватое старое озеро. (...) Волны стучатся по борту, холмами, оврагами, перелесками убегает берег, светлая озимь разбросалась узором, красивы изумрудные краски. (...) Много островков. Крестами высятся макушки елей. Светлая кайма берега. Тихий залив. Серое небо. Белые стены монастыря. Грудой белых строений. Синие главы. Красные и зелёные шапки на башнях»[1] , ― так живописует художник Иверский монастырь на Валдайском озере.
Но уже в те дореволюционные годы Николай Константинович ясно видел, что без присмотра ветшают памятники, рушатся стены, осыпаются фрески, застраиваются уродливыми постройками исторические пейзажи, невежественная реставрация искажает благородные пропорции древних строений.
Рерих поднимает свой голос в защиту старины. В многочисленных статьях-призывах, обращениях и научных докладах он доказывает важность сохранения сокровищ древнего зодчества для будущих поколений, указывает на их культурную и художественную ценность.
Старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в её ближайших шагах»[2] . «Лишь тёмный сатанинский ум может прельщать людское мышление, чтобы оно перестало заботиться о том, чем жив дух человеческий. (...) Но как бы ни пытались невежды затруднить пути культуры, всё же лучшие элементы человечества останутся на страже всего Священного, Прекрасного и Познавательного. Они перенесут через все потёмки Светильник Добра не потушенным. Силою духа своего они воспротивятся всем кощунственным и невежественным разрушениям»[3] .
Позже это стремление особо охранить «святыни народные» приведёт Николая Константиновича к идее создания международного Пакта об охране ценностей культуры в случае войны и Знамени Мира. Но в начале XX века его оружие Света ― слово публициста и кисть живописца.
В 1903-1904 годах вместе с женой Еленой Ивановной ― его неизменной спутницей и вдохновительницей ― Н.К.Рерих совершает «поездку за стариной». Вот как много лет спустя он вспоминал об этом: «Сколько глав! Сколько золочёных и синих, и зелёных и со звёздами, и с прорисью! Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвиглось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание. (...)
В 1903-м ― большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчётными главами и башнями. Седой Изборск, Седна, Печоры и опять несчётные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что может быть большей части его уже не существует» .
Результатом этого паломничества явилась «архитектурная серия» Рериха ― более 90 этюдов древнерусских храмов, крепостных стен, интерьеров церквей ― грандиозная летопись вдохновенного творчества народа. Высокую оценку этой серии дал один из первых биографов Рериха Сергей Эрнст: «''Архитектурные этюды'', ― писал он, ― слишком скромное и потому неверное заглавие для многообразного и величественного зрелища достопамятностей отечественной старины, запечатленной... широкой и свежей кистью, выразительно обобщающей и тонкой в передаче того лёгкого, благостного покоя и света, коими так сильны памятники древнего искусства. Было бы хорошо назвать эту сюиту ''Пантеоном нашей былой Славы''...»[5]
Полностью серия этих небольших этюдов только раз была выставлена зимой 1904 года в Императорском Обществе Поощрения художеств, в Петербурге. Выставка называлась «Памятники художественной старины» и имела большой успех. Начавшаяся русско-японская война помешала правительству приобрести всю архитектурную серию для Русского музея.
Вскоре, в 1906 году, 75 работ Рериха были отправлены вместе с картинами других художников на выставку русского искусства в Америку. Но устроитель выставки Гринвальд не смог вовремя заплатить таможенные пошлины и все произведения искусства были конфискованы и проданы с аукциона. Картины Н.К.Рериха разошлись по США и Южной Америке. 35 работ попало в Оклендский художественный музей в Калифорнии и в 1963 году были переданы Музею Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Позже президент Музея Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе подарила России собранную ею коллекцию архитектурных этюдов Николая Константиновича.
Многие шедевры древнерусского зодчества, которые воспел Рерих, не сохранились до наших дней, погибли во время революции и войн. Но мы можем любоваться их красотой благодаря его картинам. И в этом их непреходящее значение. Сам художник писал: «Как прекрасна мысль запечатлевать всё самое изначальное, самое драгоценное. При пожаре мира как в сохранную скрыню полагается истинное сокровище до суждённого часа. Сколько драгоценных устоев сохраняется в изображении древних храмов» .
Так же мастерски художник рисует словом: «Осмотритесь в храме Иоанна Предтечи в Ярославле. Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивою охрою! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми жёлтыми сияниями и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одною охрою. Стены эти ― тончайшая шелковистая ткань, достойная одевать величайший дом Предтечи!»[7]
Вглядимся же в картины пристальнее... Благодаря искусной кисти живописца перед нами предстают старинные соборы, крепости и городища Юрьева-Польского, Суздаля Изборска; сверкают белоснежные стены и золотые главы Ростовского Кремля; таинственно мерцают иконостасы и росписи; величественные порталы зовут вступить под тихую сень обителей, радостно блистают расписные купола и полноцветные убранства ярославских церквей...
Н.К .Рерих. Ростов Великий. 1903.
Рерих первым так убедительно передаёт прекрасную простоту и благородство древних храмов, гармоничное слияние русского зодчества с окружающей природой. Маслом на дереве художник уверенно запечатлевает монолитность архитектурных форм, их фактуру и объём; кладёт мазки как каменщик, складывающий стены и башни, подчёркивая их рукотворность. Сама эскизность его письма даёт почувствовать трепет воздуха и то живое впечатление очевидца, которого при звуке соборного колокола охватывает радостное благоговение.
Храмы ― рукотворные цветы,
Возносящиеся к облакам.
Лучезарны главы и кресты,
Устремляющие к Небесам.
Гимны молчаливые стоят
В суете и болтовне земной,
Призывая радостно объять
Горний мир над грешною землёй.
Так в наше время проникновенно написала об архитектурных этюдах Н.К. Рериха известная исследовательница его творчества, поэт и прозаик Наталия Дмитриевна Спирина.
Н.К. Рерих. Ростов Великий. Вид Кремля с озера Неро. 1903.
Как печалился Николай Константинович Рерих, видя что уходит красота из современной жизни! Ведь в древности, подчёркивал он, искусство «входило в самую глубину жизни, чувства, верований, то есть всего, что утеряно нами»[8] .
Но крепка вера Рериха ― пламенного провозвестника Культуры ― в возрождение духа народа. «Именно в дни трудные, когда узко время и темны ночи, тогда драгоценно вспоминать об истинных сокровищах духа. Когда всем так безмерно трудно, разве не зовёт колокол к Свету Единому»[9] .
Н.К. Рерих. Ярославль. Н.К. Рерих. Ростов Великий.
Церковь Святого Власия. 1903 Большая Надвратная церковь. 1903
Н.К. Рерих. Углич. Церковь царевича Дмитрия. 1904.
Н.К. Рерих. Псков. Успенская Пароменская церковь. Начало 1900-х.
11.12.1999 г.
Примечания
1. Н. К. Рерих. Берегите старину. М., МЦР. 1993. С. 17.
2. Н.К. Рерих. По старине // Н.К.Рерих. Россия. М., МЦР. 1992. С.22.
3. Н.К. Рерих. Опасность разрушения // Н.К.Рерих. Берегите старину. С.60
4. Н.К. Рерих. Чутким сердцам // Рерих в России. М., МЦР. 1993. С.43.
5. С.Эрнст. Н.К.Рерих // Держава Рериха. М., Изобразительное искусство. 1994. С.21.
6. Письмо-привет Н.К.Рериха «Родной старине» и рижскому кружку ревнителей старины // Н.К.Рерих. Берегите старину. С.58.
7. Н.К.Рерих. Тихие погромы // Там же. С.43.
8. Н.К.Рерих. Из прошлой и настоящей жизни русского искусства // Там же. С. 12.
9. Письмо-привет Н.К.Рериха «Родной старине» и рижскому кружку ревнителей старины // Там же. С.58.
Опубликовано: «На Восходе», № 11, 2001. С. 8-10.
Похожие статьи:
16.03.2014 15:34
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".