В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Эволюция духа. Ольга Федун


Разве дорога все время вьется в гору и в гору?
— Да, до самого конца.
— Разве путь земной займет весь долгий день?
— С утра и до вечера, мой друг.

 

При первом трепете возрождающейся жизни «Изменчивое Сияние Неизменной Тьмы бессознательной в Вечности» переходит, при каждом новом возрождении Космоса, из бездейственного состояния в состояние напряженного действия, дифференцируется и затем начинает свою работу посредством этой дифференциации.

«Единый Вселенский Свет, который для человека есть Тьма, существует вечно». От него периодически исходит Энергия, отражающаяся в бездне, или Хаосе, хранилище будущих миров, и, будучи пробуждена, она возбуждает и оплодотворяет дремлющие Силы, т.е. вечно сущие потенциальности в нем.

«Единый Космический Атом становится семью Атомами на плане Материи, и каждый превращается в центр энергии; тот же самый становится семью Лучами на плане Духа; и семь творческих Сил Природы,  излучающиеся из Основной Сущности… следуют одни правою, другие левою тропою, разъединенные до конца Кальпы и, тем не менее, в тесном переплетении».

Атомы, соединенные или разъединенные, простые или сложные, с момента первой дифференциации являются лишь телесными, психическими и духовными «принципами» Богов, которые сами являются Излучениями Первозданной Природы. Атомы наполняют безбрежности Пространства и, в силу своих непрерывных вибраций, являются тем Движением, которое поддерживает колесо Жизни в непрерывном устремлении.

Итак, Атомы и Элементы суть Центры Силы или, вернее, «духовные Существа, сама природа которых есть действие». Каждый Атом заключает в себе творческую энергию Божественного Дыхания и одарен Желанием Жизни.

Ни один Атом никогда не был «сотворен», ибо Атомы вечны в лоне Единого Атома, – Атома Атомов. Атом неотделим от Пуруши, который есть Дух.

При первом трепете Манвантары Миры или Планеты начинают воскресать к жизни изнутри наружу. Сначала Центры Сил, невидимые Искры, или первичные Атомы, превращаются в молекулы и становятся Солнцами (газообразными, лучистыми и космическими), постепенно переходя в объективность, и наконец, «единый Вихрь» (или Движение) дает им импульс устремления к форме и начальное движение, регулируемое и поддерживаемое никогда не отдыхающими «Дыханиями» – Дхиан-Коганами.

«Огненный Вихрь» – первая стадия при формировании туманности – есть раскаленная космическая пыль, магнетически следующая, подобно железным опилкам, притягиваемым магнитом, за направляющей мыслью «Сил Созидающих». Однако, эта космическая пыль есть нечто большее, ибо каждый Атом Вселенной имеет в себе потенциальность самосознания и является Вселенной в себе самом и для себя. Это Атом, и вместе с тем Ангел. Эта туманность сгущается и, пройдя различные стадии трансформации, образует сгустки (Мировое Вещество).

Все планеты были кометами и солнцами при своем зарождении. Они развиваются для манвантарической жизни из Первичного Хаоса через собирание и накопление первичных дифференциаций вечной Материи: «Так Сыны Света облеклись в ткань Тьмы».

«Сыны Света» исходят и самозарождаются в беспредельном Океане Света, один полюс которого – чистый Дух, погруженный в абсолютности Не-Бытия, другой полюс — Материя; в ней он «кристаллизуется» в более и более грубый тип по мере его нисхождения и проявления. Поэтому Материя, хотя в одном смысле она лишь иллюзорные отбросы Света, лучи которого суть Творческие Силы, – тем не менее, имеет в себе полное присутствие того Начала, которое никто, даже «Сыны Света», исшедшие из Абсоютной Тьмы, никогда не познают.

«Дух и Материя есть два Состояния Единого, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью… Дух есть первая дифференциация Пространства. Материя же есть первая дифференциация Духа. То, что есть ни Материя, ни дух, есть ТО — Беспричинная Причина духа и Материи, которые суть Причина Космоса. И ТО мы называем Единою Жизнью».

Дух и материя суть две Грани непознаваемого Единства и их видимо противоположные аспекты зависят:

а) от различных степеней дифференциации Материи

б) от степеней сознания, достигнутых самим человеком.

Дух можно назвать сублимацией материи, а материя есть кристаллизация Духа.

Нельзя дать лучшей иллюстрации, нежели в простейшем феномене льда, воды и пара. Феномен этот в обратной последовательности называется Духом, падающим в зарождение или в материю. Эта троица, превращающаяся в Единство – доктрина такая же древняя, как мир мысли – была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах, и превратили ее в Отца или зарождающегося Духа, Сына или материю-человека и в Святого Духа, нематериальную сущность – идея находимая и по сей день в пирамидах Египта. Материя вечна. Она есть физическая основа Единого Беспредельного Космического Разума для построения на ней своих представлений.

Появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свой эволюционный путь в противоположных направлениях – Дух постепенно падает в Материю, а Материя восходит к своему первоначальному состоянию, т.е. к чисто духовной субстанции. Оба неразлучны, и, тем не менее, всегда разлучены: два полюса одной и той же однородной Субстанции, Коренного Принципа Вселенной.

Представления Материи и Духа, что двое есть одно и отличны лишь в относительных проявлениях, есть одна из основополагающих, фундаментальных доктрин Оккультизма.

Итак, доктрины наши показывают лишь единый принцип в Природе: Дух-Материя или Материя-Дух и третий ультимативный Абсолют, или квинтэссенцию обоих. Этот третий принцип есть Единственная Реальность.

Материя, сила и движение суть троица физической объективной природы, так же как и троичное единство Духа-Материи, принадлежит духовной и субъективной природе. Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакое движение не может быть представлено вне его соотношения с материей. Это вечное мировое движение никогда не прекращается, не замедляется и не увеличивает свою скорость даже во время перерывов между Пралайями. Эта непроизвольная механическая мощь контролирует Вселенную или Космос и управляет законами природы. Это непрестанное движение и есть единое, вечное и несозданное Божество, которое мы признаем. Неизменные законы не могут возникать, раз они вечные и не созданные, движущиеся в Вечности, и сам Бог, если бы он существовал, не имел бы силы остановить их. Мы признаем лишь единый Закон во Вселенной, Закон Гармонии и Совершенного Равновесия.

Тепло (Дыхание), Притяжение и Отталкивание – Три великих фактора Движения – суть условия, в которых все члены этой первичной семьи рождаются, развиваются и умирают; чтобы вновь возрождаться после «Ночей Брахмы», которые периодически возвращают Вечную Материю в ее первичное недифференцированное состояние.

Вселенский Духовный Принцип, Пуруша, не существует как самостоятельная сущность во время Махапралайи, но смешивается с Пракрити (Материальным Принципом), и оба они пребывают в своем вечном и невыразимом состоянии Парабрахмана.

Когда же вследствие действия причинно-следственной цепи, воплощенной в  Парабрахмане, излучающий импульс пробуждается, оба принципа возобновляют свое существование и в процессе взаимодействия создают проявленный Космос. До наступления эманации ни о какой двойственности не может быть и речи.

Важнейшими основными свойствами Вселенского Духовного Принципа —бессознательного, но вечно действующего подателя жизни – являются расширение и излучение, а для Вселенского Материального Принципа – поглощение и оплодотворение. Будучи отделенными друг от друга, они остаются бессознательными и только после своего соединения становятся сознанием и жизнью.

«Непрестанное Движение великого Дыхания» пробуждает Космос на заре каждого нового Периода, принуждая его к движению посредством двух противоположных Сил – центростремительной и центробежной, которые суть положительная и отрицательная, физическая и духовная, мужская и женская силы. Это двоякое движение переводит Космос из плана Вечного Идеала в план конечного проявления, или же из нуменального плана в феноменальный. Все, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ. Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатливаются на космической субстанции как законы Природы. Ни одна форма не может быть выявлена Природою, идеальный тип которой не существовал бы уже на субъектном плане. Все наши понятия о продолжительности и времени произошли из наших ощущений, согласно законам ассоциации. Три периода – Настоящее, Прошедшее и Будущее – являются в эзотерической философии сложным временем. Все три понятия имеют значение лишь по отношению к феноменальному плану. «Время Прошлое есть Время Настоящее, также и Будущее, которое хотя еще и не выявилось, все же существует». Понятия времени существуют только в переживаниях личности, и они исчезают, когда его эволюционное продвижение рассеивает Майю феноменального существования.

«Прежде, чем ты произнес последний слог, узри! Ты уже не Настоящее, но, воистину, Будущее. Итак, Прошлое, Настоящее и Будущее суть Вечно Сущая Троица в Едином – Махамайя Абсолютного ЕСТЬ».

Эволюция начинается только с возникновением атомной полярности, порождаемой движением. В космогонии положительная и отрицательная (или активная и пассивная) силы соответствуют мужскому и женскому принципам. Где только есть молекула, атом или частица материи в ее наиболее дифференциированном состоянии, там жизнь налицо, хотя бы в латентном и бессознательном состоянии. Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Вокруг нас мириады проявлений жизни, так бесконечно многообразных, жизни в движении и изменяемости. Из невидимого и субъективного они вошли в нашу плоскость видимого и объективного.

Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существа. Но именно как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, Субъект с Объектом. Это таинственное звено, «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатливаются на Космической Субстанции как Законы Природы, – называется Фохатом.

Фохат именуется «Строителем Строителей», ибо Сила, которую он олицетворяет, создала нашу Семеричную Цепь. На Космическом плане он позади всех подобных проявлений, как свет, тепло, звук, сцепление и т.д. Он есть «дух» электричества, которое есть Жизнь Вселенной. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, т.е. пройти постепенно по нисходящей скале все планы от нуменов до низшего феноменального, чтобы наконец выявиться на последнем в полную объективность – в высшую степень Иллюзии или грубейшую материю. Фохат вездесущ: он, словно нить, пронизывает собой все и имеет свои собственные семь делений. В проявленной Вселенной он есть вечно присутствующая электрическая энергия, непрестанно действующая (разрушающая и созидающая) Жизненная Сила.

Фохат является той жизненной мощью, которая Волею Творца-Логоса собирает и объединяет все формы, давая им первый импульс, и вызывает к жизни все разнообразные состояния Бытия в Проявленной Солнечной Системе. Итак, Фохат – разумный посредник, руководящая Сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхиан-Коганами (Строителями видимого мира), совокупность которых образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса.

Дхиан-Коганы состоят из множества Духовных Существ – Ангельские Чины Христианства, Элохимы и Вестники – и являются проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли. Они есть Разумные Силы, устанавливающие в Природе Законы, и в тоже время они действуют согласно законам, возложенными на них аналогичным образом более высокими силами. Весь Космос руководим, контролируем и одушевляем бесконечными сериями Иерархий сознательных существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию. Они Вестники, в том смысле, что являются посредниками кармических космических законов и бесконечно разнятся в своих степенях сознания и разума. Они есть усовершенствованные люди, и в своих высших, менее материальных сферах, морально отличаются от наших земных человеческих существ тем, что лишены чувства самости и эмоциональной природы, этих двух чисто земных характеристик. Индивидуальность есть характерный признак их соответственных Иерархий, а не отдельных единиц. Чем ближе к области однородности и Единому Божественному плану, тем чище и менее выражена Индивидуальность в Иерархии. Все эти Разумные Силы есть «Живые Существа», ибо они пламена, исходящие от Абсолютной Жизни и отраженные на космическом экране иллюзии. Существа, жизнь которых не может быть потушена до тех пор, пока огонь неведения (иллюзии) не потушен в тех, кто наделен и чувствуют эти жизни. Они, как и сам человек, рабы и создания непреложного Кармического и Космического Закона.

Человек в своем бесконечном самомнении, врожденной гордости и тщеславии отказывается признать существование других разумных и мыслящих человеческих существ, кроме нас самих в Солнечной Системе. Можно лишь утверждать, что невидимые разумные Сознания живут в иных условиях, чем мы. Нельзя отрицать возможность существования миров внутри миров, в совершенно отличных условиях от природы нашего мира. Также мы можем утверждать, что может существовать сообщение между некоторыми из этих миров и нашим миром.

Весь порядок природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспособлениями является доказательством этому. Непреложные законы, истребляющие слабые виды для очищения места сильным и тем утверждающие «переживание наиболее приспособленного», хотя и жестоки в их непосредственном действии, тем не менее, все они работают для великого завершения. Факт, что эти приспосабливания происходят и что наиболее приспособленные побеждают в борьбе за существование, указывает, что то, что называется Бессознательной Природой, в действительности есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные существа (элементалы), направляемые Высокими Планетарными Духами (Дхиан-Коганами).

От принятия или отрицания Единства в Природе зависит, главным образом, вера или неверие в существование вокруг нас других сознательных Существ. Именно на правильном понимании изначальной эволюции Духа-Материи и ее истинной Сущности основывается дальнейшее озарение ума изучающего Оккультную Космогонию и нахождение им ключа для последующего познания.

Каждый так называемый «Дух» есть развоплощенный или будущий человек. Ибо от Высшего Архангела (Дхиан-Когана) до последнего сознательного Строителя (низшего класса Духовных Существ) все они являются людьми, жившими в других Манвантарах на этом или ином планетарном теле.

Одухотворяясь, приобретая и накапливая Божественную мудрость и знания, рассеивающие невежество, человек может стать одним из Элохимов или Дхиани и, достигнув их плана, Дух Солидарности и совершенной Гармонии, царствующий в каждой Иерархии, распространится и на него и будет охранять его во всех случаях.

Планеты и их обитатели (в нашем случае Земля) поочередно формировались и уничтожались согласно закону эволюции, пока не стали силами противоположных полярностей, уравновешенным составом Духа и Материи. Все проявленные объекты, существа или силы в своем эволюционном движении должны проследовать в порядке, установленном Природою, – чтобы безупречно исполнить закон, называемый Равновесием. Согласно этому закону, все существующее выявляется как мужское и женское начало в своем конечном совершенстве в настоящей стадии материальности. Кроме того, единый абсолютный закон, вечно действующий и никогда не ошибающийся, с одной стороны погружая Дух все глубже и глубже в материальность, а затем, с другой стороны, искупая его через плоть и освобождая его, – этот закон используется Существами других высших планов, людьми или Разумами, в соответствии с их кармическими нуждами.

Доктрина учит, чтобы стать божественным, вполне сознательным духом, даже высочайшие Духовные Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. И это приложимо не только к земному человечеству, но и к смертным других миров, то есть к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом, и которого достигли и мы, когда срединная точка Четвертой коренной расы Четвертого круга была пройдена. Каждое существо должно завоевать себе право стать богоподобным через личный опыт.

Эволюционируя из космической материи (Акаши), человек появляется на пороге Вечности как совершенно Лучистая Сущность (скажем, Планетный Дух). Он лишь одной чертой отделен от общей Духовной Мировой Субстанции (Анима Мунди).

В своем пути Планетный Дух должен пройти всю лестницу эволюции от Абсолютного Духа до Абсолютной Материи, не пропуская ни одной ступени, прежде чем он сможет устремиться к противоположной дуге цикла, к тому первоначальному своему чистому состоянию. Начав свой долгий путь непорочным, Странник спускается в греховную материю, и после борьбы и страданий в каждой форме Жизни и Существования он оказывается на дне материи, пройдя лишь половину своего цикла.

Чтобы достичь своего истинного дома, Странник должен теперь восходить крутым и тяжким путем Голгофы Жизни. Это и есть мученичество самоосознанного существования. Он должен принести себя в жертву самому себе, чтобы воскреснуть в Единой Жизни.

Наш «четвертый Глобус-Земля» занимает обособленное положение. В противоположность другим, он не имеет глобуса – «собрата» на том же плане, и таким образом, образует точку опоры «Равновесия» для всей цепи. Это есть сфера конечного эволюционного приноравливания, мир Кармических весов, Зала суда, где устанавливается равновесие, которое определяет будущее направление Монады на протяжении оставшихся ей воплощений в цикле. После срединной точки Четвертой расы в Четвертого круге на нашем Глобусе – ни одна Монада не может более вступить в человеческое царство. Дверь заперта на этот Цикл и равновесие установлено. Это поворотный пункт, после которого материя, достигшая своей предельной глубины, начинает стремиться вверх и должна становиться одухотвореннее с каждой новой расой и циклом.

Когда достигается низшая точка странствований Человека-Духа, чистый Планетный Дух предстает как примитивный, первобытный человек посреди такой же первобытной природы. В этой точке великий закон начинает свою работу отбора. Материя, найденная совершенно разобщенной с Духом, отбрасывается в еще более низшие миры, откуда, переработанная в лаборатории Природы и лишенная духа, поступает обратно к своему Первоначальному Источнику.

Эго, очищенное от отбросов, в состоянии еще раз возобновить свой прогресс. Именно здесь, следовательно, отсталые Эго погибают. Это торжественный момент переживания наиболее приспособленного и уничтожение непригодных. А победитель этого бега во всех мирах, Духовное Эго, будет подниматься от Звезды к Звезде от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтобы вновь стать тем же чистым Планетным Духом, а затем еще выше, чтобы наконец достичь первоначальной точки и оттуда погрузиться в Тайну.

 

Каждому предоставлена возможность идти, поднимаясь от вершины к вершине, и сотрудничать с природой в деле
достижения очевидной цели жизни. Духовное «Я» человека движется в вечности подобно маятнику, раскачивающемуся
между периодами жизни и смерти. Это «Я» есть актёр, а его многочисленные воплощения – роли, которые он исполняет.
Е.П. Блаватская.

 

г. Киев

Список использованной литературы:

1. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Минск: Маст.лит., 1993.
2. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников Внутренней Группы. М.: Сфера, 2000.
3. Т. Субба Роу. Оккультная философия. М.: Изд-во Духовной Литературы, 2001.
4. Письма Махатм. Самара, 1993.
5. Джадж У.К. Океан Теософии. М.: Дельфис, 2006.
6. Джадж У.К. Указание Пути. Избранные статьи и комментарии. Донецк: «Институт Культуры Дон
НТУ» -2009.
7. Синнет А.П. Эзотерический буддизм. М.: Изд-во Духовной Литературы, 2001.

26.11.2012 03:00АВТОР: Ольга Федун | ПРОСМОТРОВ: 3110


ИСТОЧНИК: Свиточ №12, 2012



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление трудов теософии. Статьи. Книги. »