В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Евангелие от Императора Оттона III. Сергей Целух


 

 

Евангелие от Императора Оттона было создано около 1000 года в Германии,  в аббатстве  Райхенау, в художественной мастерской  иконописца  -  монаха  Лиутара. И создано  для Оттона III, сына Оттона II,  ставшего королем Германии, когда ему исполнилось  три года. В книге 276 листов, размером 334 мм на 242 мм. 

 

Евангелие заключено в  роскошный  оклад,  обитый  листами  золота  и  осыпанный драгоценностями  — сапфирами, изумрудами, аметистами  и  кроваво-красными гелиотропами, имеются  большие  жемчужины и резные  античные  инталии.  В  обрамлении  этого  мерцающего  великолепия  в  центре  лицевой  стороны  оклада  помещена  пластинка  из слоновой кости с рельефным изображением «Успения  Богоматери».  Евангелие от Оттона – это весь Новый Завет, добротно проиллюстрированный и написанный красивыми буквами и художественным стилем.

 

Миниатюры Евангелия  дают прекрасное  представление  о  стиле школы Рейхенау в  период ее зрелости и расцвета.

 

 

В  Евангельской рукописи имеется   портрет молодого императора Оттона,  занимающий в нем главное место, символизирующий  силу императорской власти.  Портрет напоминает его отца, императора Оттона II, размещенного в  Кодекса  святого  Григория. В сущности, изображения двух императоров представляют собой не портреты, в полном  смысле  этого слова, а персонифицированные воплощения  идеи о поставленной  Богом  над  людьми высшей  земной  власти. У Евангелия Оттона III таких портретов три и все они  разного  цвета, что свидетельствует о частых переменах в  Римской Империи.

 

Подобно  своему отцу,  его сын Оттон III, восседает  на  троне,  опираясь  на  скипетр и поддерживая левой рукой диск со знаком креста, поэтому  фигура императора  имеет вид  фронтальный и симметричный. Широко открытые глаза  императора вопрошающе смотрят на зрителя и как бы  ничего не видят. Краски в портрете более насыщенные  и контрастные,  чем в его отца, одеяние приобрело пурпурный цвет, оттененный синим цветом плаща.  Фигура  императора  стала  массивной и занимает всю высоту картины.

 

По сторонам царского трона   стоят  четыре его  верноподданных.  По левую руку – два  воина с мечом, а по правую  - два представителя  духовенства с Библией в руке.  Они производят на нас приятное впечатление. У  всех наших героев  вид совершенно не воинственный, скорее  любознательный и доброжелательный. Видно, что эти лица служат верой и правдой своему новому Правителю. Представленные  образы символизируют силу власти и мудрость христианской веры, Картина производит приятное впечатление и имеет глубокий смысл. Скорее всего, монах иконописец идею позаимствовал  из греческой иконы, на которой Иисус сидит в таком же царском кресле и левой рукой держит такую же  Библию с  крестом  на обложке.

 

На следующей странице книжного разворота помещены портреты четырех  женщин, подобострастно склонивших свои головы перед властителем и с великой радостью подносящих ему  дань.

 

 

Над  их головами  видны надписи  —  «Рим», «Галлия»,  «Германия» и «Словения». Это четыре римских колонии, влившихся в Великую Римскую Империю. Дивным является  то, что среди такой же картины императора Оттона II, названия  «Словения» не было. Следовательно, во время создания иконы новый император  Оттон III, или его могучие наставники, названную  страну уже прибрали к своим рукам,  И событие  это произошло в 997 году, когда властителю было всего несколько лет. Все покорные дарители  напоминают зрителю икону с  волхвами, подносящими свою дань матери Марии с рожденным Иисусом.

 

Художник подтвердил, что победа над   Словенией и ее славянским народом  способствовала  утверждению  идеи  о создании  всемирной  христианской  империи  со  столицей  в Риме. Какие настроения тогда ходили при дворе императора о его миролюбивой политике, мы узнаем из письма  Герберта  Орильякского, будущего  Папы  Римского - Сильвестра  II, адресованном  императору Оттону III 16 декабря  997  года.  Вот что писал радостный и боголюбивый епископ Герберт: «Наша, наша Римская  империя!  Изобильная  плодами Италия, изобильные  людьми  Лотарингия и Германия подносят свои плоды, и даже  могущественные  королевства славян подчинились  нам. Ты  —  наш  августейший император  Рима, Цезарь,  отпрыск  благородной  крови  греков,  возвысился над империей греков и управляешь  Римом  по  праву  наследства,  превосходя  сво­их  предшественников  величием  духа  и  красноречием».

 

Приведенный  панегирик  считается  песней славы и подвигов молодого, храброго Императора и вызывает у епископа чувства радости, гордости  и удовлетворения. Вот потому изображение четырех  дев является прямой иллюстрацией  словам епископа Герберта: «Наша, наша Римская Империя!»

 

Если император на картине застыл в своем гордом величии и сияющими глазами смотрит на дивный мир и свою Империю, то на другой картине – о святых евангелистах, которым как будто бы подчиняется правитель, они вообще представлены  в  состоянии  божественного  экстаза. 

 

 

 

В иконе «Евангелист Лука» мы видим апостола с  широко расставленными руками, держащими  всю христианскую историю и историю Римской империи. От великой радости и божественного вдохновения, с выпученными глазами, наполненными   сиянием  высшей силы, в позе оракула евангелист произносит осанну Римскому Императору.  Подобно древнему Атланту, Лука поддерживает небо, в котором среди облаков виднеются  Бог, ангелы и пророки. Лучи божественного света падают на евангелиста и укрепляют его своей святостью. Именно священники, согласно Евангелиям и учению средневековой Церкви, являются столпами веры, поддерживающими  христианскую религию и Церковь. Картинка с евангелистом Лукой вышла  не такой впечатлительной,  как другие  работы мастера. Монах - иконописец перестарался в своей любви к всесильному императору, переборщил свои чувства и силы,  Вот потому, она вызывает в наших душах и душах христиан большое недоумения, чем радость.

 

Въезд Христа в Иерусалим

 

 

 

 

На этой картинке - иконе совершенно другая композиция, друга история и написана она с большой любовью и глубоким смыслом. Она более мудрая, более содержательная и отвечает историческим  повествованиям о становления христианской веры и её привлекательной силе. На ней фигуры  помещены  на  золотом  фоне, разделенной  на две половины скрученным ковром.  

 

Перед нами Иисус, правда, с лицом императора Оттона третьего, на  ослике, направляющийся в Иерусалим. На его голове, вместо короны, символический нимб с христианским крестом, а левой руке он держит то ли евангельский свиток,  то ли грозный императорский указ.

 

Икона наполнена и другими лицами. Мы видим подростка, забравшего на дерево и  радостно приветствующего бога – императора. Видим под ярусом четырех фигур, обращенных своими лицами и с поднятыми руками - к своему богу. Это жители Иерусалима пришли приветствовать своего Спасителя. Также видим двух его учеников, пытающихся расстелить свою одежду под копытами осла, несущего Христа.  Значит, перед нами обычный символизм и ловкая выдумка иконописца, которые  делают это произведение одним из лучших  Оттоновского искусства.

 

Особенного  внимания  заслуживает  в этой миниатюре способ изображения деревьев.  Они представляют  собой  стволы  со  стилизованными  изгибающимися ветками, нередко завершающимися грибообразными шляпками. Смысл этих шляпок каждый богослов толкует по - своему. Такой условный тип дерева, далекий от всякого  представления  о  реальности,  пройдет через многие произведения  европейской  живописи, причем  нескольких  столетий.  Земля, деревья, верующие люди превращаются  у  художника в ряд условных  знаков.

 

Символичны  и две прильнувшие к воде лани, скорее  это  человеческие  души,  пьющие  из  божественного источника вечные христианские истины. Легкие, бесплотные фигуры людей, рвущихся к своему Правителю, объемный золотой  фон всей картины,  сияющие  холодные  краски, фантастические деревья в шляпках,создают впечатление  неземного  видения.  Перед нами икона зарождающего христианства и автор, один из её провидцев.

 

Поклонение Волхов

 

Композиция  иконы «Поклонение волхвов»  в  Евангеларии  Оттона  III несколько необычна, она напоминает нам церковный  храм  с тремя башнями и двумя колоннами и двумя арками. В правой арке  возвышается большая  фигура  матери Марии, восседающей на троне с младенцем  на руках. Левую половину занимают склоняющиеся  перед троном  волхвы, принесшие свою дань младенцу Иисусу. 

 

 

Помимо  сияния  золотого  фона,  переносящего  действие  в  сферу  божественного  света,  особенное значение приобретают приветственные жесты Марии  и  Христа.  Мы видим, что  благословляющая  рука младенца  непомерно  вытягивается,  а  его  поднятые пальцы  четко  вырисовываются  на  золотом  фоне.  Величественность Марии и младенца, их христианская  доброта,  отсутствие бытовых  реалий,  напряженность  взглядов  чистота помыслов прибывших волхвов придают  картине  особенную  значимость. 

 

Оттоновский период правления

 

Несколько слов об Оттоновском  периоде правления Римской Империей. Он начался в 955 году и продолжался до конца 11 века. Оттонские императоры были саксами и контролировали территории Германии, Швейцарии, части Сербии и северной Италии. Они были верными союзниками папы и построили дворец в Риме рядом с ним. Они использовали свою связь с папой, чтобы поддержать свои притязания на данное Богом право на власть. Оттонские императоры считали себя равными величайшим правителям мира и святыми. Из-за такой мощной духовной силы византийцев, династия Отто также стремилась быть рядом с ними. Мать Отто III была византийской принцессой. Всем им также было полезно познакомиться с искусством из других областей.

 

Отто III был третьим и последним в роду Отто, которые были императорами. Все они были назначены Папой Римским императорами Священной Римской империи. Отто было всего три года, когда умер его отец, Отто II, и он стал королем. Папа назначил Отто III императором Священной Римской империи, когда ему было 16. Его правление было неоднозначным.

 

Вслед за Отто III титул императора достался и Генриху II,  затем нескольким саксонским правителям. Однако Оттонский период закончился Генрихом  IV.

 

Искусство, созданное в период Оттона, было тесно связано с его лидерами. Они были покровителями или дарителями работ и иногда изображались в книгах. Несмотря на то, что оттоновские произведения создавались в аббатствах и монастырях, они были основаны на работе, проделанной в придворных школах Карла Великого.

 

В оттонский период было подготовлено несколько великих произведений в дополнение к Евангелию Оттона III, в том числе и  разным псалтырям и Квединбургским Евангелиям. Влияние политических и религиозных лидеров привело к основанию нескольких дополнительных центров передового опыта в области книжного дела, включая Кельнскую школу, школу Эхтернах и Трир, одну из наиболее импортируемых школ в поздний период. Только в одной Германии таких художественных школ было около десятка.

 

Искусство, произведенное в монастыре Райхенау, было признано образцовым. Фигуры оттоновских произведений и произведения других школ, созданные другими лицами, часто выставлялись вместе, и было видно талант и мастерство разных художников и разных школ.

 

Евангелие из Линдау

 

Поскольку книга была написана до изобретения печатного станка, то  ее готовили вручную. Писцы и художники годами работали над одной книгой, добиваясь художественного совершенства. Для этого требовался большой труд и мастерство иконописца.

 

Часто материалы готовил тот же человек, который сам написал книгу. Шкуры животных сушили и обрабатывали, чтобы сделать качественный пергамент для книги. Чернила смешались. Пергамент был выложен для облегчения надписей. Существующая версия была использована писцом в качестве источника. Художники выписывали сложные и очень подробные иллюстрации, хотя большинство из иконописцев были неверующими. Ценился не человек веры или безверья, а его талант, зоркий глаз и любовь к своему предмету.

 

Работа была трудная, продолжительная и всегда приносила радость и небольшую прибыль. Из каждой картины можно сделать заключение, в каком настроении художник рисовал свою миниатюру. Наконец, к книге добавляли обложку, и получался великолепный фолиант. Для самых роскошных книг на обложке всегда были  драгоценности, и гравюры из слоновой кости. Книга с резьбой по слоновой кости, с золотом и драгоценностями была прекрасным примером работы мастерской и ее кудесников.

 

Работа иконописцев занимала много времени, требовала кропотливого труда, поэтому создание определенного количества исторических реликвий требовало искусного мастерства, большой силы воли и было задачей исторической важности. 

 

На ценность книги указывают ее обложка с украшениями, художественность шрифта и мастерство картин, от которых не должны оторвать глаз, а также искусство размещение гравюр и картин в таком хронологическом порядке, что бы у читателя захватывало дух.

 

По окончанию работы законченные рукописи, их иконы, портреты и картины, составляющие книгу, большая она или не очень, передавались Генриху II, который, как правило, направлял их в собор Бамберга, где они оставалась до 1803 года. Затем переместили их ​​в Баварскую государственную библиотеку в Мюнхене, самом надежном месте для хранения и пользования.

 

Евангелие Оттона часто называю Библией. Так вот, Библия Оттона III, имеется в виду текст книги и саму книгу,  не искажена, не перекручена и не сокращена, в ней все  на своем месте. Для каждого верующего сам текст и его анализ раскрывает богословие Библии. Ведь Библия- это  не сборник догматов и наставлений о вере, а сама Священная история. В ней есть и Закон, и наставления, но главная ее форма - историческое повествование об избранном народе (Ветхий Завет), о Христе и Церкви (Новый Завет). И на все главные вопросы нам отвечают, прежде всего, повествования.

 

Библия 13 века

 

Евангелие от  Оттона имеет  текст сегодняшней Библии, вернее - Нового Завета и все его иллюстрации  подогнаны под капризы Римского Властителя. Где имеется  картина с Иисусом,  евангелистами, верующими и священниками, Марией, женщинами-мироносицами, Марией Магдалиной, там обязательно помещен император Оттон и его избранные.  Среди всех картин-икон царит разнобой, видна буйная фантазия художников-монахов, картины которых не всегда отвечают  сути текста, иногда  даже противоречат ему.  Читатель может трактовать их по-своему и всегда будет прав.  Ведь для подневольного художника главным было  угодить вассалу, сделать иллюстрацию  такой, чтобы она ему понравилась, и  чтобы он  похвалил  иконописца за смекалку, талант и  славословие. Но чтобы полностью разобраться в содержании каждого рисунка, читателю  обязательно надо хорошо знать Новый Завет.

 

Средневековая Библия

 

Считаем, что не нужно  сильно критиковать Евангелие Оттона III за отдельные ошибки, замысловатые картинки и не четкость соответствия их тексту Библии. Прежде всего, мы должны в них  видеть главное: правдивую историю Нового Завета,  мудрость библейских повествований  и соответствие  иллюстраций самому тексту Библии. Видеть глубокую мораль, эстетику и мудрую  христианскую историю.

 

Вот потому с особой остротой прочитываем мы в Ветхом завете пронзительные слова Иосифа, сказанные в египетском дворце своим братьям (Бытие 45:4–8): «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни…  Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской».

 

Просматривая иллюстрированное Евангелие Императора Оттона, каждый из нас может спросить  себя: обогатило ли оно нас своей мудростью,  дивными  религиозными иконами  и картинами; принесло ли радость нашей душе и сердцу; помогло  ли глубже понять историю христианства и святой православной веры, или как всегда, мы остались  черствыми,  недовольными и равнодушными.  А может все наоборот, Евангелие нам стало близким, мы полюбили его за мудрость, красочность, выдумку и сказочность иллюстраций. Книга подтвердила, что  Евангельская история,  к тому же иллюстрированная - это мудрый и дивный учебник жизни  людей всех поколений.  Оно –  величайшее творческое чудо, радость мира, греющее наши души и наполняющие наш разум необыкновенным видением древней церковной истории.

 

И еще один существенный вопрос: какую роль в развитии европейской культуры, сплочении стран Европы вокруг единого центра – Христианской веры и демократии, сыграл 28 летний Римский император Оттон III? Ответ на него мы нашли в статье историка  В.Д. Баликина - Оттон III, опубликованной в Интернете 3 марта 2013 года.

 

Оттон III, пишет историк,  с малолетства воспитывался в убеждении, что является законным наследником славы Древнего Рима. Однако его мечта об универсальной христианской империи не увлекла ни немцев, ни итальянцев, ни самих римлян. И все же, хотя замыслы Оттона III умерли вместе с ним, для будущего устройства Европы большое значение имел один аспект его концепции универсальной империи - желание интегрировать в ее состав соседние народы Восточной Европы, не покоряя их и не лишая политической автономии, включить их в западный христианский мир в качестве самоуправляющих членов. Кроме того, попытка возрождения традиций Римской империи способствовала возрождению римского права, которое, в свою очередь, укрепляло среди европейских народов чувство культурного единства.

 

 

Литература:

 

Рапп, Франсис. Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V Пер. с фр. М. В. Ковальковой. – СПб.: Евразия, 2009.
 
Евангелие Императора Оттона  III. Сайт Искусствовед. ру
 
Западная и русская миниатюра. Интернет.
 
Книжная миниатюра Германии Оттоновской эпохи. Интернет.
 
Образ государя в эпоху Оттонов.  Интернет.
 
Балакин В.Д. Оттон III. Интернет. 3 марта 2013.
 
 

Некоторые картины Евангелия от Оттона:

 

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора,пылающая огнем,

низверглась в море и третья часть судов погибла.  Исх. 7, 19-20..

 

*   *   *

 

 

И явилось на небе великое явление: жена, облеченная в солнце: под ногами ее луна, 
и на голове ее венец из двенадцати звезд.Откр. 17. 7. Идругое знамение явилось на небе, 
большой красный дракон с семью головами и десятью рогами и на голове его семь диадим. Отк.13, 1.

И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, 
и моря уже нет.Ис.12, 26-27.
 
 
*   *   *
 
 
 
И взял я книжку из рук Ангела, и съел её; и она в устах моих была сладка, как мёд; 
когда же съел, то горько стало во чреве моем. 
Псл.118, 103. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, 
и языках, и царях многих. Иер.25, 15-26.

И я видел семь Ангелов, которые стояли перед Богом; и дано им семь труб. Мат. 24.31. 
И пришел иной ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу. Чис.16,46.
 
 
       
*   *   *
 
 
 
Шестой  Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого
 
жертвенника, стоящего перед Богом. Исх. 30,1-3.

И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих. 
Как бы голос громов, говорящих: аллилуя!  Ибо воцарился Господь 
Бог Вседержатель Исх. 20. 18.
 
 
 
 

24.09.2022 08:21АВТОР: Сергей Целух | ПРОСМОТРОВ: 360




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Л.Булатова26-09-2022 20:33:01

    Благодарю автора за совершенно новые для меня сведения про Евангелие от германского императора Оттона третьего. И само Евангелие роскошно украшенное является старинным культурным раритетом и приведенные исторические подробности средневековья приоткрыли для меня страницы прошлого. Интересно также как смело художник использует в своих миниатюрах символизм, когда в образ своего властелина Оттона вводит атрибуты Христа.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Сергей Целух »