Международный Центр Рерихов переиздал книгу «Учение Храма». К 110-летию со дня рождения П.Ф.Беликова вышла в свет книга «По призванию – рериховед». Вышла в свет книга Л.В. Шапошниковой «Философия космической реальности». С 8.09. по 10.10.2021г. Выставка живописи заслуженного художника РФ А.К. Крылова (Санкт-Петербург). «Александр Невский и Николай Рерих. Пересечение судеб». г. Барнаул, ГМИЛИКА. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Евангелие от Марка глазами ХХI века. Сергей Целух


 

Дуччо (1260-1319). Евангелист Марк.

Дуччо (1260-1319). Евангелист Марк.

 

 

«Марк, сын мой!»

Марк — один из четверых евангелистов библейской истории, он апостол семидесяти. Родился в Иерусалиме, по происхождению еврей. Хотя другие источники называют местом его рождения Кирену, остров Крит, Римская империя. Марк – двоюродный брат апостола Варнавы (Кол. 4:10). Еще юношей примкнул он к общине христиан, с которыми имел близкие отношения. Мать его, Мария, была последовательницей учения Христа. В доме её собирались верующие, христиане (Деян. 12:12). Сохранилась версия, что Марк первоначально носил имя Иоанн, затем изменил его - на Иоанн-Марк, которое прижилось и стало признаком общения с римским миром. На многочисленных иконах, символом святого Марка является лев. Марк был преданным учеником апостола Петра. Он прошел с ним многими дорогами Палестины, Иудеи, других городов и стран Римской империи. В Первом Соборном Послании Петр называет Марка - «Марк, сын мой» (1). (1 Петра, 5-13).

 

Предания сообщают, что Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. В этом городе открыл христианское училище, из которого в будущем вышло много выдающихся учителей церкви. По заданию апостола Петра, Марк проповедовал в Ливии, Нектополе, во многих селениях Центральной Африки. В трудные часы для апостола Павла, по его просьбе, Марк лично прибыл в Рим, и поддерживал великого святого. Прожил Марк в Риме два года и лишь после казни Павла отбыл в Александрию. Сохранилось предание, что в Риме апостол Марк написал свое Евангелие для уверовавших язычников.

 

Церковные историки - Евсевий Кесарийский, Климент Александрийский, Иустин Мученик, Ориген, свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк с новой силой проповедовал Евангелие и укреплял верующих словом Божьим. После его проповедей много жителей славного города стали христианами, что вызвало ненависть язычников и других врагов Иисусовой веры. В своих проповедях Марк выступал против неправды, против разных ересей и учение Христа ставил превыше всего. Смелая мысль праведника возбудила ненависть язычников: их священники донесли о смелом проповеднике Римской власти.

 

Предвидя свой конец, апостол Марк распорядился оставить после себя преемников – епископа Ананию и трёх пресвитеров. Во время богослужения разъяренные язычники напали на него, избили, поволокли улицами города, потом бросили в темницу. Ночью к евангелисту Марку явился Христос и воодушевил его. Утром толпа разъярённых язычников повлекла апостола Марка в судилище. Не выдержав мук, святой евангелист скончался прямо на дороге. Последними его словами были: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!». История сохранила дату его смерти: 25 апреля 63 года, Александрия, Египет, Римская империя. В 310 году над его могилой возвели большой белоснежный храм, который назвали именем апостола Марка.

Первые шаги христианства

После распятия и воскресения Иисуса прошло полвека. Было странно и просто не верилось, что верные и любимые Его ученики – апостолы, в том числе и жены-мироносицы, другие единомышленники Христа молчали, как будто бы в рот воды набрали. Никто ничего не пишет, не рассказывает, все тихо, все покрыто мраком, и никаких дивных историй в Иудее не происходило. Такая тишина была не для посвященных, а для поверхностных людей. В действительности же сложилась некоторая традиция, согласно которой обо всем, о чем говорил, и что творил Иисус, вся его жизнь и мученическая смерть передавалось от одного человека к другому, от одной группы людей к другой. Все собиралось в памяти, запечатлевалось в сердцах, чтобы передать эту удивительную историю другому поколению.

 

Одним из таких энтузиастов, во втором веке, был Папий Иерапольский (70-155) раннехристианский святой, историк, писатель, апостольский муж, посвятивший жизнь собиранию Иисусовых изречений и сказаний о Нем. Христианский летописец Евсевий Кесарийский (263-340) называет Папия епископом Иерополя, что во Фригии. Папий является автором не дошедшего до нас пятитомного труда «Изложение изречений Господних». Сочинение его сохранилось в виде фрагментов и цитат в произведениях других авторов. Источником книги Папия были рассказы «старцев», очевидцев земной жизни Иисуса Христа. Так, согласно свидетельству Иринея, Папий лично знал Иоанна Богослова и был дружен с Поликарпом. По словам Папия, некоторые из приведённых им рассказов он слышал в Иерополе от живших дочерей апостола Филиппа и записал их. [2] (Е. Памфил. Церковная история, с.118). Сообщения Папия проливают бесценный свет на ранние годы существования христианства. В числе прочего Папий упоминает Евангелие от Матфея на иврите.

 

Мазаччо (1401-1428). Петр совершает обряд крещения.

Мазаччо (1401-1428). Петр совершает обряд крещения.

 

Вот что говорит Папий о евангелисте Марке: «Марк был толмачем Петра, он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно». (3). (Церковная история, стр. 119).

 

Папий не слишком критически относился к своим источникам, поэтому многое в его книге противоречиво, зачастую вызывает удивление. Тем не менее, она остаётся ценным свидетельством о первых годах истории Церкви, формировании Новозаветного канона.

 

Приведем еще одно письменное свидетельство той среды, откуда вышли книги Нового Завета, в том числе и Евангелие от Марка. Через 35 лет после Папия, иной епископ, на сей раз Иреней Лионский, в своих воспоминаниях полностью подтвердил сведения свого предшественника. Он пишет, как в ранней юности своей внимательно слушал мудрые рассказы старца Поликарпа, который не только встречался со многими апостолами, но был поставлен ими епископом Смирнской церкви. Жил этот Поликарп больше ста лет и умер за Иисусову веру мученической смертью. Иреней вспоминает, что Поликарп – мученик рассказывал ему лично о своих беседах с апостолом Иоанном и другими людьми, видевшими и слышавшими Иисуса и о том, как сохранять в памяти увиденное и услышанное, чтобы передать его своим младшим единоверцам.

 

Так на глазах нового поколения христиан складывалась устная и письменная традиция, послужившая в дальнейшем для написания Евангелий и Церковной истории. На протяжении почти трех столетий, до самого историка Евсевия Памфила, шла непрерывная перекличка поколений об Иисусе Христе. «Слышали, видели, запомнили? Передали дословно?» - звучит живой, не затихающий голос далекой христианской традиции. И долго, очень долго будет стоять он в их глазах, звенеть в ушах, пока не отшлифуется в церковный канон – в двадцать семь книг Нового Завета.

«Ваши блаженные глаза, что видели?»

«Ваши блаженные глаза, что видели, а уши ваши, что слышали?» – спрашивает в своей книге апостол Матфей. И вот, с первым записанным словом, устная традиция незаметно начинает отходить в тень. Роль ее и значение уменьшатся. Первый свидетель, писавший свои воспоминания об Иисусе, осознал, что Христа между ними нет и до скончания века не будет. Поэтому, как можно скорее и подробнее надо писать о Нем все, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Церковные летописцы осознавали, что говорил и творил Иисус не так, как обыкновенный смертный. «Никогда еще человек так не говорил, как этот человек», - вспомнит евангелист Иоанн. Поэтому и писать нужно было о Нем, по – иному: правдиво, с любовью и боязнью.

 

За такое ответственное дело взялся совсем незаметный молодой человек, ученик апостола Петра, чистокровный иудей, галилейский рыбак – Марк. Этот кучерявый черноволосый парень прекрасно знал народный язык, арамейский, свободно говорил на греческом и латинском. Знание языков, преданность христианской вере, помогли ему стать помощником апостола Петра.

 

Дуччо (1260-1319). Благая весть.

Дуччо (1260-1319). Благая весть.

 

Евсевий приводит слова Климента Александрийского о порядке написания Евангелий. «Первыми написаны Евангелия, где есть родословные. Евангелие от Марка возникло при таких обстоятельствах: Петр, будучи в Риме и проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись Духа, то, что содержится в Евангелии. Слушавшие - а их было много – убедили Марка, как давнего Петрова спутника, помнившего все, что тот говорил, записать его слова. Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим. Петр, узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его. Иоанн, последний, видя, что те Евангелия возвышают земные дела Христа, написал, побуждаемый участниками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». [6]. (Церковная история, стр. 212).

 

Дмитрий Мережковский называет Марка дивным человеком и говорит, что его слова в Евангелии простые, не привычные, но понятные каждому, даже дети легко запоминают их. Маленькие притчи, детские картинки, которые навечно запечатлеваются в его памяти: «Бревно в своем глазу», «Сучок в глазу брата своего», «Слепой ведет слепого», «Что пользы человеку, который приобретет весь мир, а душу свою погубит». [7]. (Д. Мережковский. Иисус неизвестный. М. Фолио, 2005).

 

И мы действительно видим, что в Евангелии от Марка все так просто, понятно, близко нам, и запоминается надолго. И мы читаем: «Кто хочет идти за мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34); или такое: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»; или «какой выкуп даст человек за душу свою?» [8]. (Мк. 8: 35-37). Или совсем простое: «Дети! Как трудно, надеющимся на богатство, войти в Царство Божие!» (Мк. 10:24).

 

И все-таки нам странно, что лишь в одном месте Марк показывает своего учителя, Петра, с положительной стороны, как верного и преданного ученика Иисуса. Это, когда Христос шел со своими учениками в селения Кесарии Филипповой. Дорогой Он спросил учеников, за кого почитают Его люди? Одни отвечали, за Иоанна Крестителя, другие - за Илию, а иные - за одного из пророков. «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты – Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» [9]. (Мк. 8:29-30).

 

Книги Нового Завета – дивные книги, почти сказочные. Сколько не читай, всё, кажется, не дочитал, или не так прочитал, и не так понял, или вообще чего - то не понял. Что-то в них есть очень интересное, даже удивительное, а что-то страшное и трагическое. Перечитаешь еще раз и снова загадки, детский интерес и мужская суровость, и так без конца, без края. Как ночное небо, наполненное звездами: чем больше и внимательнее всматриваешься в него, тем больше появляется звезд. И мы знаем: кто с любовью откроет эту книгу, для того все книги закроются, потому что после евангелических историй, они будут не столь интересны. И кто будет думать о них, тот будет думать о христианстве и Библейской истории до своей смерти. Пробежав глазами один раз, уже никогда не забудешь, а если случайно забудешь, то помирая, вспомнишь.

 

Марк в своем Евангелии посвятил апостолу Петру совсем немного страниц. И мы его понимаем. Видимо ученик не хотел выпячивать своего учителя и колоть глаза людям его поступками. А они, скажем прямо, не всегда были благовидными. Если другие евангелисты пишут о Петре в хвалебном тоне, превозносят его заслуги, то Марк такого не делает. Ошибки Петра ему были хорошо известны. Это и трусость, и даже предательство. Кроме того, самому Петру было бы стыдно делать себя героем такой знаменитой книги, как Евангелие. Видимо потому Марк не захотел записать такие слова, о которых с большой радостью вспомнил Матфей: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Таких слов в Марковом Евангелии нет.

 

Зато написал о своем учителе такие Иисусовы слова: «Отойди от Меня Сатана! Не соблазняй Меня!». Эти слова следует пояснить. Еврейское слово «сатан» означает «противник, враг». Петр любил своего учителя, желал для Него всего самого доброго и радостного. Но узнав о Его будущих страданиях и даже смерти, стал отговаривать Христа от путешествия в Иерусалим. Таким образом он предлагал Христу отречься от Своей миссии. Христос ответил ему самым резким отказом: "Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое". (Синодальный перевод) Однако в переводе с греческого под редакцией В.Журомского эта фраза звучит по иному: "Встань позади Меня, противник, потому что не воспринимаешь того, что Божье, но что человеческое". То есть, Петр должен был последовать за Ним, ступать позади. Не указывать Ему, как поступать, куда ходить и что делать, а, напротив, следовать Его примеру.

 

Или еще: «Симон ты спишь? Не мог пободрствовать хотя бы один час? Уже приблизился мой предатель». Это не столько укор, пишет Мережковский, сколько тихая жалоба, и такая пекущая, что Матфей смягчил, а Лука вообще выбросил ее из своего текста. Лишь апостол Марк, как слышал от Петра, так и передал. Больше того, Марк еще смелее приоткрыл эту загадочную тайну о невидимой стороне жизни Симона – Петра. Он записал такие слова Иисуса: «Итак всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным; А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным» (Мк. 10:32-33).

«Скажи нам Иисусе, кто ударил тебя?

Когда Иисуса обвиняли первосвященники, фарисеи и книжники, били Его кулаками по лицу, плевали Ему в лицо, затыкали Ему пальцами уши и спрашивали: «Скажи нам, Иисусе, кто ударил Тебя?», его любимый ученик Петр в это время сидел с охранниками и грелся возле огня во дворе архиерейского дворца. Было холодно. В это время подошла к Петру служанка и неожиданно спросила: «Ты был с Иисусом Галилейским. Я видела тебя!». Но Петр, не моргнувши глазом, отрекся от этого обвинения. «Не знаю я, о чем ты спрашиваешь!». Когда Петр уже выходил за ворота дворца, другая служанка этого дома, обратилась к присутствующим: «Вот, этот человек действительно был вместе с Иисусом Назарянином!».

 

Гюстав Доре.  Пётр отрекается от Иисуса

Гюстав Доре.  Пётр отрекается от Иисуса

 

Петр враз отрекся от таких слов, клятвено присягаясь, что не знает этого человека. Другие свидетели этого разговора не выдержали, подошли к Петру и говорят: «А ты действительно с Его компании, потому что речь твоя выдает тебя: ты Галилеянин. Признавайся!» (Мк. 14:66-72). Петр снова клялся и божился, что не знает этого человека.

 

Стыдно нам читать эти строки в Марковой книге, стыдно и больно. Но мы знаем, что в последние минуты своей жизни, перед казнью, этот трусливый человек попросил палача распять его на кресте головой вниз, чтобы доказать всем, что его муки, похожие на муки Христа, которому он так часто изменял - сильнее.

 

Но знаем мы и другое: когда апостол Петр в трудную минуту для Иисуса, отрекался от Него - «Не знаю Человека Этого, о Котором говорите!», то Христос простил Ему такое предательство. В то же время, Иисус дал понять своему апостолу, что его действия часто идут в разрез с христианской моралью. Наверное, потому и спросил его: «Петр, Любишь ты Меня?». И спросил трижды, ибо столько же раз Петр отрекся от Него, и столько же раз Иисус хотел восстановить его в правах главного апостола. Христос верил, что только любовь поможет Петру спасти его душу и возвратить его к своим верующим братьям. «Петр, любишь ты Меня?», - спрашивает Христос и тихо повелевает: «Паси овец Моих, если любишь Меня».

 

И мы знаем, что Петр прозрел не от голосистого петуха, прокукарекавшего два раза, а от суровых Иисусовых слов. Поэтому, опомнившись, смиренно ответил: «Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя!». Христос поверил искренности Петра, простил ему предательство, даже открыл печальную тайну, что именно Петру начертана дорога, которая закончится крестом.

 

Есть в Евангелие от Марка небольшой рассказ о Гефсиманской ночи, он как будто бы случайный в этой книге. Речь в нем о том, как четырнадцатилетний подросток, голым завернувшись в покрывало, шел за Иисусом, когда Его вели в Синедрион. Римские воины схватили малыша, но он, гибкий, выскользнул из рук стражей порядка, оставивши им покрывало. И мы знаем, что этим смельчаком был Марк. Случай этот для евангелиста дорогой, незабываемый, поэтому не мог он не вставить его в свое Евангелие.

 

Также есть у Марка любимое словечко – тотчас. Его подметил в Марковой книге Дмитрий Мережковский. От первой главы и до последней, оно повторяется так часто, что не заметить его не возможно. Мы приведем несколько примеров: «Слышит Петр, иди за Мной! И тотчас, оставив сети, идет за ним»; «видит Его, идущего по воде, и тотчас сам хочет идти»; «чувствует, что «хорошо» быть на горе Преображения, и тотчас: «поставим три кущи»; «слышит, что дело идет до драки, и тотчас – меч из ножен, и отсек ухо Малху»; «видит, что дело дошло до креста, и тотчас: "не знаю сего Человека"»; «слышит, что гроб пуст, и тотчас бежит к нему взапуски с Иоанном, и обгоняет его»; «видит, что Господь идет по дороге из Рима: "Куда идешь?" - "В Рим, снова распяться", и тотчас возвращается, теперь уже навеки».

 

"Тотчас",- говорит Мережковский, - сделается для нас вечностью. Брошенный камень попал-таки в цель - лег и не сдвинется: "Церковь Мою созижду на камне сем". Мережковский, выстрадавший все четыре Евангелия, дает такую оценку апостолу Петру: «Милый, родной, самый человеческий, самый грешный и святой из Апостолов - Петр! Кажется, весь он - в этом стремительном "тотчас" и не будь его, ни Петра, ни христианства бы не было» [10]. (Д. Мережковский. Иисус неизвестный).

 

Евангелист Марк записал проповедь апостола Петра. Фра Анжелико, 1455

Евангелист Марк записал проповедь апостола Петра. Фра Анжелико, 1455

 

Евангелие от Марка самое краткое, из всех Евангелий. Марк настолько сокращал свою книгу, что в ней повыпадали целые страницы из жизни Иисуса. Но это, скажем мы, принесло большую пользу: оно ярче передает весь драматизм событий, происходящих на глазах учителя Петра, всех апостолов и даже Марка. Кроме небольшой истории с покрывалом, Марк не сообщил нам о себе больше ни разу, поэтому его биографию устанавливали из разных источников. Одним из таких свидетельств, стала книга «Деяний святых апостолов», написанная евангелистом Лукой. В ней сообщается, что Марк был близким родственником Варнавы, того самого грека из Кипра, который вместе с Павлом совершил несколько миссионерских путешествий. Наверное, это было главной причиной того, что Марк сопровождал его на Кипр и в Малую Азию. Но путешествие для обоих проповедников закончилось скандалом. В Памфилии Марк поссорился с Павлом, оставил его в сердцах, и возвратился в родной Иерусалим.

 

Когда в Антиохии возник новый план миссионерского путешествия, и Варнава снова пожелал взять с собой Марка, Павел, вспомнил, сколько неприятностей принес ему этот невыдержанный парень, поэтому свого согласия не дал. Так они и разошлись. Павел взял в путешествие другого спутника, а Варнава с Марком отплыли до Кипра, родины Варнавы. Вскоре Марк отбыл в Иерусалим и вместе с апостолом Петром отправился в другие страны.

 

Совсем не удивительно, что Евангелие от Марка - это, по существу, Евангелие Петра. Апостол Петр читал эту книгу, вносил свои изменения, одобрил и дал согласие на распространение. И мы видим, что это произведение, не много знающего в литературном труде, автора. Речь в нем простая, местами грубая, слова, как камни, что катятся с горы. Этим суровым языком писал свою книгу человек, который действительно был вдохновленным Богом, и находился под сильным впечатлением от услышанного, увиденного и пережитого. Пользуясь доступными ему средствами, Марк сумел передать свою боль, страдания, свою любовь к Иисусу и свой страх перед Его трагической смертью. И мы видим, что перед нами действительно большой, самобытный и талантливый самородок – евангелист Марк.

«В смертних муках моих я думал о Тебе»

История потвердила, что Евангелие от Марка послужило толчком для написания других Евангелий. То, что опустил, забыл, или совсем не увидел евангелист Марк, об этом подробно напишут другие евангелисты – Матфей, Лука, Иоанн. Только большой подвижник и большой страдалец мог сказать такие слова о своем дорогом Учителе Иисусе, которые произнес суровый галилейский рыбак Марк: «В смертных муках моих я думал о Тебе; капли крови моей я пролил за Тебя».

 

Евангелие от Марка в каноне книг Нового Завета занимает второе место после Матфея. Оно состоит из 16 глав. Как и Матфеево, оно анонимно и в нем никаких данных о себе автор не сообщает. Период, занимающий рассказ Евангелия – это от проповеди Иоанна Крестителя до Вознесения Христа. При этом он распадается на две части: на служение Иисуса в Галилее, когда Он скрывал свое мессианство, принятия Его Петром – Мессией (Мк. 1:8-29); и вторая часть – до Вознесения Христа (Мк:16-19).

 

По версии Ирины Свенцицкой, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений» [11]. (И. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. Предисловие. М. Политиздат, 1989).

 

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников, и особенно, - римских христиан. Это видно по тому, что в нем отсутствуют всякие ссылки на Ветхий Завет: на книги Моисея, другие иудейские книги. В то же время, в Евангелии много пояснений, которые совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников: это умывание рук перед едой (VII, 8 и 4); указание на предназначение Христа для всего мира; уточнение, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17). Все это свидетельствует о том, что Евангелие от Марка написано для новообращённых из язычников.

 

Большинство экзегетов видели в Марке лишь собирателя и фиксатора давних сказаний, которые он добросовестно передал в своей книге. Но после работ Верде и Марксона стало понятным, что евангелист Марк, в действительности, был большим христианским историком и богословом, анализировавшим и обобщавшим евангельские события в свете Иисусового Воскресения. В Евангелии от Марка, Иисус не столько проповедник, сколько Воитель против диавольских сил. Не случайно Марк уделил большое внимание исцелению Иисусом бесноватых. С Диаволом и его вражьими силами Христос боролся постоянно. Марк рисует Иисуса преимущественно суровым, решительным, и в тоже время, мягким и обаятельным. Он показывает, что Иисус сознательно показывает каждому, что Он Сын Бога Живого, Мессия и Христос. Только после крещения апостола Петра Иисус начал говорить о Себе, как о Сыне Человеческом, которому начертано пройти через муки и смерть. (8:31).

 

Мы видим в Евангелии от Марка Иисуса – Учителем-моралистом, способным удерживать непослушных мирян в рамках христианской морали. Христос требует от них послушания, чистоты веры, почитания Бога Отца и его Сына – Иисуса Христа. К нарушителям христианской морали, отступникам и слабым духом людям, у Иисуса одно требование: вернуть их в свою веру, дать надежду на лучшую жизнь и на спасение. С такими лицами у Него разговор краткий: «А кто соблазнит из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновой камень на шею и бросили бы его в море». [12]. (Мк.9:42). Христос предупреждает, что столкнуть другого с Истинного Пути и подтолкнуть к злу несравненно хуже, чем согрешить самому. Быть брошенным в море с жерновым камнем на шее – значит не иметь надежды на спасение.

 

Или иное требование Иисуса: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» [13]. (Мк. 9:43); « И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геену, в огонь неугасимый». (Мк.9:450.); «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную» (Мк. 9:47).

 

Дуччо (1260-1319). Прощание.

Дуччо (1260-1319). Прощание.

 

Совсем не верится, что Христос мог быть таким жестоким к своим слушателям: ученикам, любящим Его людям. Что-то здесь не так. Проповедуя мир и любовь, Иисус не мог навязать своим дорогим христианам такую жестокость. Эти образные выражения нельзя воспринимать буквально. Господь ни в коем случае не призывает людей к нанесению себе телесных повреждений, потому что ни рука, ни нога, ни глаз человека не являются источниками греха. Глаза, руки и ноги могут явиться лишь инструментами совершения греховных поступков. Здесь, конечно говорится о порочных привычках, которые стали словно части тела. Не изжитые привычки никуда не исчезнут при переходе в Мир Тонкий (где червь их не умирает и огонь не угасает).

 

Если другие Евангелия заканчиваются теплой встречей Иисуса с апостолами, вознесением на небо Христа, возвращением учеников в Иерусалим, то у Марка, мы видим другую картину. При встрече с апостолами в Иерусалиме, «возлежавшим на вечери Иисус, упрекал их за неверие и жестокосердие, что, видевши Его воскресшим, не поверили этому». Однако Христос простил им такую оплошность и сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать эти знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками» [14]. (Мк. 16: 15-17). Иисус в Евангелии от Марка перед Вознесением отправляет апостолов не в Иерусалим, как это сообщается в Евангелиях от Луки и Матфея, а по всем странам. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, - говорит Христос. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 15:20).

Мир под властью греха.

В Евангелии от Марка большое внимание уделено чудесам Иисуса. Марк передает их яркими красками с большими подробностями (7:33-35; 8:23-25). Замечательно, что первым чудом Иисуса, Марк показывает (1:23-27) изгнание Им беса во время служения. В числе других чудес, были и такие: исцеление тещи Симона; исцеление бесноватых (1:30-34), исцеление расслабленного (2:3-5); исцеление калеки (2:2-4) и многие другие. Марк, через чудеса Христовы показывает нам не просто Иисуса, а Божественного Царя и Сына Божия. Марк даже озаглавил свою книгу так: «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия» (1:1). Христианская Церковь воспользовалась словами Марка и связала с евангелистом Марком, царственный символ Льва.

 

Описывая Божественное достоинство Христово, Марк с первых же слов подчеркивает такую особенность, как контраст: Богу противостоит мир под властью греха. Иоанн Креститель, Ангел Божий пред лицом Иисуса, проходит служение покаяния в пустыне. Все, кто приходят к Иоанну крестятся и исповедуют свои грехи (1:2-6). Жизнью своей и образом сурового глашатая, Иоанн Креститель показывает отрицание старого мира. Для мира, он есть Предтеча. Его служение достигает высшей радости, когда к нему приходит креститься Иисус. И когда Христос выходил из воды, «тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя сходящего на Него. И голос был с небес: Ты сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:10-11).

 

Контраст Бога и мира, есть мысль общехристианская. Те же факты Евангельской истории мы находим и в Евангелии от Луки. Но у Матфея и у Луки мысль эта осложнена другими мыслями. Только у Марка со всею силою она проступает в простоте и краткости. Призванные Иисусом ученики изъявляются из мира: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», - говорит Христос (1:16-17). Двенадцать Апостолов, выделяемые из общей массы учеников, должны «быть с Ним» (1:3-14). Вместе с Иисусом, Двенадцать противостоят миру. Иисус их подвергает специальному воспитанию. Совершаемые перед ними чудеса, приводят их к мессианскому исповеданию устами Петра (8:27-31).

 

Увидев в лице Учителя обетованного Мессию, ученики пребывают в единении с Ним. Иисус, продолжая воспитание, посвящает их в новую тайну: тайну Мессии страдающего, против которого восстает мир (8:31-32). Марк поясняет, что Иисус избрал Двенадцать своих учеников, чтобы проповедовать Его учение, и чтобы они «имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (3: 14-19). Но только Марк не побоялся сказать правду о Христе и его учениках, о которых злословили фарисеи и книжники. Марк передал их слова. Книжники, что пришли из Иерусалима, об Иисусе говорили, что Он имеет в Себе Вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. Христос дал им достойный ответ: «Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:23-29).

 

Фреска монастыря Високи Дечани.  Иисус Христос лечит беснующихся. 1327-1335 г

Фреска монастыря Високи Дечани.  

Иисус Христос лечит беснующихся. 1327-1335 г

 

 

Фарисеи же спорили с Христом, они требовали от Иисуса знамений с неба для подтверждения Его святости, иначе считали самозванцем. «А Он, глубоко вздохнув, сказал им, для чего род этот требует знамения? Истинно говорю вам, не дается роду этому знамений» (8:11-12). Кроме того, фарисеи укоряли Его за то, что Его ученики на похоронах едят и пьют, что для праведных священников являлось богохульством. Иисус сопротивлялся, и обращался к своим апостолам, говоря: «берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (8:15). Фарисеи и книжники, приехавшие из Иерусалима, и увидевши, что его ученики едят хлеб не чистыми, то есть, не умытыми руками, укоряли за это Иисуса. Ведь они и вся Иудея держались предания старцев, не есть, не умывши тщательно рук. И еще: «пришедши с торгов, не едят, не умывшись, не помывши чашек, кружек, не вытерши столов и скамеек. Зачем они не поступают по преданию старцев?» (7:2-4). Ответ Иисуса был таким: «Хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди эти чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит далеко от Меня». Христос укорял фарисеев, что они нарушают заповеди Божии и держаться предания человеческого, и напомнил им слова Моисея: «почитай отца своего и мать свою; и, злословящий отца или мать смертью да умрет» (7:6-13). Ответ не убедил фарисеев, и они остались не довольны. Для своих учеников Иисус говорил по-другому: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит от него, то оскверняет человека. Потому, что не в сердце его входит, а в чрево и выходит вон, чем очищается всякая пища» (7:15-23).

Евангелие от Марка – подлинный документ апостольского века

Несколько слов скажем о работе епископа Кассиана Безобразова «Христос и первое христианское поколение», где он говорит и о Евангелии от Марка. Церковный историк и философ Кассиан видит в этой святой книге – Евангелие Петра. В своем решении он опирается на книгу Евсевия Кесарийского «История Церкви», и на свидетельство Папия, Епископа Иерапольского, сообщившего, что ученик Петра Марк записал тщательно, хотя и не по порядку, учение и деяния Иисуса Христа.

 

. Мнение о книге Марка, как о Евангелии Петровом, встречается и у других писателей II века, хотя на вопрос о времени и месте его написания, единого ответа у них нет. Кассиан допускает, что апостолы Марк и Матфей имели между собой взаимоотношения. Составляя свое Евангелие, Марк уже был знаком с Евангелием Матфея, но не стал его дополнять новыми материалами, а ограничился лишь проповедью апостола Петра. В книгу свою Марк вложил личный опыт. Говорить о влиянии Марка на Матфея Кассиан считает преждевременным, для этого он не нашел убедительных доказательств. Кассиан считает, что Марково Евангелие написано по-гречески, хотя и пестрит латинизмами. И что первыми читателями Марковой книги были Римские христиане.

 

Марк был вместе с Петром в Вавилоне, т. е. в Риме, считает ученый. Его вызвал в Рим Павел, чувствовавший приближение смерти (Павл, 2 Тим. 4:11). После смерти Павла, и по прибытии Петра в Рим, Марк мог соединиться с ним в общей работе. Кассиан допускает, что Евангелие от Марка составлено в Риме не позже 70 года, а еще точнее, – не позже 67-68 годов, и что оно в полном объеме входит в состав Евангелия от Матфея и Луки. И это правда. Содержание Маркового Евангелия действительно совпадает с Матфеем и Лукой почти полностью, в нем есть небольшие различия только в плане.

 

«Если наше Второе Евангелие представляет собою запись Римской проповеди ап. Петра, сделанную его сотрудником и переводчиком Марком, то путь, которым Иерусалимское предание дошло до Рима, не вызывает вопроса. Носителем предания был, ни кто иной, как Петр, главный деятель Первого и Второго периодов Истории Апостольского Века, и первый до Иакова! — предстоятель Иерусалимской Церкви, вероятно, сам поработавший над закреплением предания» [15]. (Еп. Кассиан. Первое поколение христиан).

 

В Евангелии от Марка, Кассиан видит апостола Петра - символом Церкви. Действительно, в отличие от других евангелистов, евангелист Марк упоминает целый ряд мелких подробностей из жизни Петра (ср. 1:36; 11:21; 13:3), которых нет ни у Матфея, ни у Луки. Похоже, что он делится с нами своим личным опытом. Это и его желание поставить три кущи на горе Преображения (9:5). Говоря о Воскресении, Марк помнил, что светоносный юноша у пустого гроба, повелевший ученикам, через жен-мироносиц, идти в Галилею, есть ни кто иной, как сам Петр (16:7).

 

В своем Евангелии, апостол Марк большое значение придает вере. Из всех евангелистов, он один благовестие Христово начинает с призыва к вере (1:15). Это мы видим и в рассказе о бесноватом отроке, под горою Преображения, где Марк особо подчеркивает значение веры (9:23-24). В заключительном отрывке, вера понимается, как условие спасения в таких словах Христовых: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать эти знамения; именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками» (16:16-18). Но положительная ценность веры со всею ясностью проступает на фоне неверия. В столбце 9-14 подчеркивается неверие и жестокосердие учеников, видевших Воскресение Христово и не поверивших этому событию. Ученые допускают, что ударение на вере привнесено в Иерусалимское предание самим Петром. Оно встречается и в проповеди Петра в Иерусалимской Церкви, после исцеления хромого (Деян. 3:16, ср. 15:9), и в его посланиях (1 Петр. 1:5, 7-9, 21 и 2 Петр. 1: 5).

 

Историки церкви отмечают в Марковом Евангелии живость и образность речи, а это свидетельство того, что писал его очевидец событий. И этим свидетелем, как мы знаем, был апостол Петр, ближайший ученик Иисуса, один из главных героев Евангельской истории. Установлено, что в основании Евангелия от Марка, лежит Иерусалимское предание, переданное главным учеником Христа – Петром. Его рассказ восходит ко Второму периоду Истории Апостольского Века ( Деян. 12:12).

 

Что значит Сын Человеческий для апостола Марка? Евангелист отвечает на этот вопрос такими словами: «Иисус есть Жених, в присутствии Которого не могут поститься сыны чертога брачного» (ст. 19). Жених должен стать мужем. Но в каком смысле Иисус — Жених? На такие вопросы, Марк ответов не дает. Хотя косвенный ответ находится в исповеди учеников Иисуса (8:29). На исповедание их, Иисус отвечает откровением о Мессии страдающем. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (8:31). В страдании Мессии контраст достигает своей высоты. Это отвержение Мессии миром, Его поношение и убиение. Это кажущаяся победа мира над своим Спасителем. Но такое впечатление ложное. В том-то и Божественное достоинство Христа, что в его поражении, заключена сама Победа. Синедрион отвечает вынесением смертного приговора на требование фарисеев и решение Пилата. Но они не победители.

 

 

Воины, издеваются над Ним, и облекают Его в шутовской наряд Царя. Они били Его по голове тростью, плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему как Царю (15:16-20). Наступает тьма по всей земле от шестого часа утра, до девятого вечера (15:33). В час смерти Иисус возопил громким голосом словами Мессианского псалма: «Боже Мой. Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (15:34). Завеса в храме раздралась на двое, сверху до низу (15:38). И сотник, Римский офицер, присутствующий при казни, исповедует распятого Иисуса: «Истинно человек этот был Сын Божий» (15:39). Знамения и прямые свидетельства говорят об одном: о явлении Божественного достоинства Христова в самом отвержении Его миром. Но враги Иисуса ошиблись - победа мира на самом деле есть победа Христова. И Царство Христа противоположно всем земным царствам. Контраст Бога и мира, что проходит через Евангелие от Марка и достигает своего высшего выражения в Страстях Христовых, приводят к явлению Божества Иисуса. Победа Христа, явная в Его Страстях, запечатлевается в славе Воскресения и Вознесения (16:6).

 

И мы видим, что начало спасения есть вера, и ее надо понимать в полноте Павлова смысла, совсем не чуждого и Петру. Вера во Христа, говорит Кассиан, есть совершенное единение со Христом. Путь веры - есть путь ученика, как он раскрывается на всем протяжении Маркового Евангелия. Выходя из мира, ученик прилепляется ко Христу и со Христом торжествует над миром. Спасение же, как сообщает Марк, есть преодоление контраста Бога и мира. Его возможность дана во Христе и осуществляется в вере.

 

И еще: Христова победа над миром и призыв к этой победе, открываются перед каждым христианином на пути к своей вере. Она и до сего дня звучит в том победном кличе, который разнесся по всему миру с высокой горы Фавор, где было Преображение Господне: «Это - Сын Мой возлюбленный: Его слушайте!» [16]. (Мк, 9:7).

 

Литература:

 

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Геце, 1939. Репринт.
2. Евсевий Памфил. Церковная История. ПЦП, М. 1993. – с. 118.
3. Там же, стр.119.
4. Там же, стр. 120.
5. Там же, стр. 7.
6. Там же, стр. 212.
7. Д. Мережковский. Иисус не известный. М. Фолио, 2005.
8. Библия. Евангелие от Марка, (8:35-37).
9. Библия. Евангелие от Марка, (8:29-30).
10. Д. Мережковский. Иисус не известный. М. Фолио, 2005.
11. И. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. М. 1989.
12. Библия. Евангелие от Марка, (Мк.9:42).
13. Там же. (Мк:9-43).
14. Там же. (Мк.16:15-17).
15. Епископ Кассиан (Безобразов). Первое поколение христиан. М. 2003.
16. Библия. Евангелие от Марка. (Мк. 9:7).

17.09.2014 19:33АВТОР: Сергей Целух под ред. Н.В. Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 2517




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Наталия Жукова19-09-2014 12:25:01

    Благодарю за вдохновенный очерк! Узнала много нового. Очень хорошие иллюстрации! Спасибо, что упоминаете выдающийся труд Дмитрия Мережковского "Иисус Неизвестный", который Святослав Николаевич Рерих считал лучшей книгой о Христе и всем советовал его читать.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Сергей Целух »