Этическая философия космической эволюции в научном наследии К.Э.Циолковского. Майя Мартолина
К.Э.Циолковский
PER ASPERA AD ASTRA! –
Через тернии к звездам!
Сенека
Человек является источником
и самым мощным претворителем
Космических Сил.
Е.И. Рерих
Надо знать и помнить, что
неразумное Слово есть сотрясение
воздуха, а разумное – нам полезно.
К.Э.Циолковский
Россия уже разменяла третье тысячелетие, новый XXI век. Век все более возрастающей технократической цивилизации. Век не только успешной, но и варварской эксплуатации космической сферы. Планетарное человечество с одной стороны стремится проложить туристические маршруты во Вселенной. С другой – разрабатывает программы человеконенавистнических звёздных войн. И уж совсем забывает сегодняшний покоритель межпланетного пространства о духовной составляющей своего Бытия. Пробудить в человеке его нравственное начало с его непреходящими ценностями считал первоочередной задачей наш гениальный соотечественник, ученый-космист К.Э.Циолковский.
«Что означает полет нашей Планеты в пространство и все превращения составляющих её веществ в сравнении с жизнью? Что такое Вселенная звёзд и солнц, частью которых является и наша Планета? Что означает их движение и их судьба по сравнению с жизнью?» – так, нередко вопрошал вселенский Разум Циолковский. Космичность мышления учёного ставят его в один ряд с известными философами-космистами – Чижевским, Флоренским, Вернадским. Весомый вклад ученый внёс в зарождение и развитие космонавтики. Циолковский стоял у истоков развития космической философии. Известны гуманитарные труды Циолковского – «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Суд Космоса», «Гений среди людей», «Общинная организация человечества», «Очерк о Вселенной», «Грезы о Земле и небе»… Гуманистическое наследие учёного составляет его философское мировоззрение. Наиважнейшей задачей Циолковский считал разработку космической философии.
Невежество есть смерть
и лишь знание дает бессмертие.
Елена Блаватская
Любовь и есть конечная цель мировой
истории – единство Вселенной.
Новалис
Человек родствен и подобен Космосу,
но не потому, что он дробная часть
Космоса, а потому, что он сам целый
Космос и единого с Космосом состава.
Николай Бердяев.
Мировоззрение Циолковского устремляло его к поискам разрешения проблем взаимоотношений человека и космоса как элементов единой системы, путей обретения человеком счастья на Земле и в космосе, основанном на человеческой нравственности. Идеи мыслительного творчества ученый черпал в других учениях античности и буддизма. Провозглашая космический пантеизм, Циолковский утверждал, что жизнь и разум выступают атрибутом материального мира. «В математическом же смысле – вся Вселенная жива», – размышлял ученый. Социальные мыслящие существа – неизбежный продукт процессов развития космоса. Вселенная Циолковского вырастает из стоящей выше космоса нематериальной Первопричины: «Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие разума… Она… добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого»… Но Циолковский интуитивно предчувствовал трагические судьбы человека и человечества на земле. Причина человеческих страданий – страсти (от блаженства до агонии) – лишают людей разумного умиротворённого существования.
Циолковский искал выхода из данной проблемы. Он предполагал, что самым уважаемым занятием людей станет интеллектуальный труд. Мечтал о построении гармонического общежития для человечества. При этом Циолковский предсказывал и «борьбу убеждений», соизмеримую с вселенским «Законом единства и борьбы противоположностей». Ибо, только Истина способна указать на лучшее общественное устройство. В идеальном обществе человечество в своей деятельности следует единой воле, единой идее. При этом человек будет достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной. Подобное единство избавит народ от бесконечных разрушительных войн и приведет к счастливой жизни. Величайший разум господствует во Вселенной, и ничего несовершенного в нем не допускается. Циолковский с устремлением размышлял о создании универсальной космической Этике разумного человечества. Люди по Циолковскому – часть единой гармонической Вселенной. Жизнь в ней – совершенна, разумна и счастлива.
…Разум и могущество высших существ,
зародившихся на высших планетах,
ликвидируют зачастую жизнь на иных
планетах и заселяют их своим потомством.
Константин Циолковский
Умирая, Дух становится человеком.
Человек, умирая, становится Духом…
Без определенной степени одиночества
невозможно нормальное развитие высших
сил Разума… Мы мечтаем о путешествиях
по Вселенной – но разве Вселенная не внутри нас?..
Новалис
В статье «Жизнь человечества» Циолковский проанализировал проблемы человеческого Бытия. Ученый заострил внимание на классовом обустройстве общества. Выяснил причины революционных преобразований. Циолковский размышлял: «Покамест будет неправда и разного рода насилия, классовые и иные, до тех пор будут и революции с их бедствиями. Будет справедливость, и их не будет. Революция есть истинное наказание за ошибки сильных,.. классов и правителей».
Циолковский посредством гипотезы и соизмеримо с идеалистической философией пришел к выводу, что Душа не умирает вместе с физической смертью человека, и что животные тоже имеют душу. Сны, обмороки, летаргическое состояние также побуждают людей верить в существование невидимой Души. Циолковский развил атомичную теорию солнца, планет, человека, растений, воздуха, воды, эфира. Ученый знал, что человек есть существо материально-духовное, в котором отражены и Земля и Космос: видимое и невидимое, смертное и бессмертное, низшее и высшее. Циолковский знал и о том, что все во Вселенной вечно и развивается циклично. Знал, что после своей физической смерти человек не умирает. Его накопленные в течение жизни таланты, опыт, знания, его истинное «Я» вовсе не исчезает, а продолжает существовать, трансформируясь в новую жизнь. Циолковский верил в идею реинкарнации, или повторного возвращения человеческого «Я» на Землю… В 1929 году в Философской тетради «Воля Вселенной» ученый писал: «Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума» …
Из Хаоса, из чёрного,
Рождается Звезда...
Из Нет из непокорного,
Восстань святое Да!
Вячеслав Иванов
За процессом цикличности Материи следует процесс цикличности Духовности и совершенного разума. Человечество есть дитя Судьбы Циклов. Следовательно, ни один homo sapiens, человек разумный, не может избежать тягостного (связанного с чередой страданий) сотрудничества с Природой. В статье «Что делать на Земле» Циолковский размышлял: «Одна из важнейших основ нашей жизни: научная уверенность в безначальной, бессознательной, совершенной и счастливой посмертной жизни». Человеческий разум сообщает, что нам будет хорошо, когда Вселенная будет заселена лишь совершенными существами. Если не будет страданий в Космосе, то и никто не будет страдать в беспредельной своей жизни. О том же размышлял в древности и философ Гермес Трисмегист: «Как наверху - так и внизу». Пока же мы можем уничтожить страдания и не допускать их впредь на земном плане. А для этого необходимо постоянное, целенаправленное совершенствование жителей планеты Земля.
24.09.2020 08:48
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".