Памяти Юрия Хатуевича Темирканова. Открытие выставки «Путешествие в пространстве и времени. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха» в Казани (видео). Открытие выставки «Вестник прекрасного», посвященной 120-летию Святослава Николаевича Рериха, в Санкт-Петербурге (видео). Видеофильм о Святом Сергии Радонежском «Великий Наставник и Заступник Земли Русской». Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Екатерина Сиенская: «Любовь никогда не остается бездеятельна».


 

Рутилио Манетти. Святая Екатерина за работой. (1347-1380)

Рутилио Манетти. Святая Екатерина за работой. (1347-1380)

 

 

 

«Любовь никогда не остается бездеятельна,
но всегда проявляется в великих делах».

Екатерина Сиенская

 

Всем советую читать жизнеописания Св. Терезы, Екатерины Сиенской и Св. Гертруды, и многие положения в книгах Учения станут яснее. Конечно, кроме того, нужно не забывать, что мы живем в исключительное время, никогда еще вражда и ярость темных сил не была так сильна, и потому можно ожидать самых неожиданных и ярых нападений. Мне очень знакомы и обычны видения многих жителей Тонкого Мира разных степеней, также и видения черных осколков, разрывающихся снарядов и битв Сил Света с темными сущностями.

Е.И. Рерих, 3 февраля 1939 г.

 

Упомянутая Сестра Сиенская – св. Екатерина Сиенская. Всем советую ознакомиться с жизнеописаниями Екатерины Сиенской и Терезы Испанки. Эти биографии, особенно же автобиография (хотя и исправленная ревностными отцами) св. Терезы, документы ценнейшие. Там есть замечательные описания так называемых священных болей, не говоря уже о видениях и яснослышании ими Наставлений от Иерархии Света. Много имеется чудесных свидетельств высоких Духов, но в сутолоке нашей чудовищной эпохи они забыты. Но скоро наступит срок, и истинные ценности займут надлежащее им место в строительстве жизни.

Е.И. Рерих, 20 мая 1939 г.

 

 

Екатерине Сиенской, этой скромной итальянской девушке принадлежит выдающееся место в истории XIV века.

Ее аскетическое подвижничество со своей суровостью, своими размерами и своими результатами, превосходит все, что можно привести из истории средневекового монашества.

В 14 веке стремление к аскетизму высоко поднятое Св. Франциском Ассизским начинает угасать. Светский образ жизни и житейские интересы стали отвлекать людей. Появляются другие задачи, другие идеалы. Вместе с верой в идею Божьего Царства падает авторитет церкви.

В это время хранительницей забытого людьми идеала становится полуграмотная, болезненная, но необычайно сильная духом девушка. Любовь к небесному идеалу разгорается в ее душе прежним пламенем. Воодушевленная им, дочь сиенского ремесленника становится учителем своих духовных руководителей, советником царей и наставником Пап.

 

Нет, не самолюбие, а любовь руководит ею. Эта любовь дает ей власть над своим собственным болезненным телом и над волей других. Благодаря этой любви она умиротворяет Италию, исцеляет церковь и укрепляет главный устой теократии, вернув Папу из авеньонского плена на престол Св. Петра.

О жизни Св. Екатерины мы знаем от её жизнеописателей, которых было трое.

Житие составлено с большой тщательностью и подробностью доминиканцем Раймундом, ставшим впоследствии генералом своего ордена. В последние годы жизни Екатерины Раймунд являлся её духовником и знал все её тайны. Кроме того, для своего описания он пользовался житием Св. Екатерины составленным первым её духовником, а также многочисленными и точными рассказами ее матери и подруг. Особого внимания заслуживает Стефан Маккони, бывший ее секретарем и также оставивший свои записи о Екатерине. Но даже если бы не было этих трудов, то жизнь Екатерины предстала бы перед нами в дошедших до нас её 373 письмах. Она писала частным и духовным лицам, а также магистратам городов и автономных республик Флоренции, Лизы и др., а также королям Франции и Венгрии, к Папам ГригориюXI и Урману VI.

 

Очень ярко высвечивается духовное родство между Екатериной из Сиены и Франциском из Ассизы. Это две жемчужины итальянского народа сложившиеся под влиянием одних и тех же условий, в один и тот же исторический период.

Уроженка Сиены, Екатерина, росла под тем же небом и среди той же природы, что и Франциск. По своему происхождению она принадлежит к тому же классу горожан, не отделенных от народа. Екатерина родилась через 121 год после смерти Франциска, и потому ее жизнь развивалась под влиянием памяти его подвижничества. Духовная деятельность Екатерины носила тот же характер, что и у Франциска. В основании её лежала та же идея следования за Христом, в том же нравственно идеальном смысле, как понимал её Франциск. Она выражалась в полном отречении от всех земных благ, в беспредельном сострадании к ранам и страданиям Христа. В благодарности и покорности его велениям, в постоянном личном общении с ним, посредством молитвы, видений и откровений, в проявлении высшей степени любви, на которую способна пламенная самозабвенная натура. Жизнь обоих состояла из подвига любви ко всему живому, благотворительности, самопожертвования, аскетического самоистязания. Схожей была даже стигматизация. Оба были светом Славой своих Орденов. Уже при жизни Екатерина и Франциск были почитаемы как святые, а после смерти канонизированы церковью.

 

В те времена христианский мир жил страхе. Италия была охвачена междоусобными войнами. Германия была раздроблена. Англия и Франция начали 100-летнюю войну. Турки угрожали европейским границам. Повсюду вспыхивали восстания крестьян, часты были голод, и стихийные бедствия. В довершение ко всему в 1347 году разразилась эпидемия «черной чумы», от которой за несколько месяцев вымерла 1/3 населения Европы. Население Сиены сократилось с 80 до 15 тысяч человек.

 

Именно в этот страшный 1347 год, в семье красильщика сукон, Якова Бененказа, родилась 24 дочь ( с девочкой близнецом, которая почти сразу умерла). На следующий год в семье родился 25 ребенок, кроме этого в дом взяли сироту двоюродного брата, который потом и стал первым духовником Екатерины (монах доминиканец).

Об отце Екатерины известно, что он умер в преклонных годах был очень добр и кроток. Никогда не употреблял бранных слов, такими были и дети. Мать Екатерины хоть и родила 25 детей но умерла в возрасте 89 лет.

Семья была благочестива, но не отличалась никаким расположением к аскетизму. Екатерина росла непохожей на своих многосильных братьев и сестер, была умным и веселым ребёнком. Соседи и родственники часто уводили ее к себе, чтобы послушать умные детские речи, и насладиться ее веселым нравом. Потому ее даже стали называть не Екатериной, а Ефросиньей —радостью.

 

Дом Екатерины (значительно перестроен), Сиена

Дом Екатерины (значительно перестроен), Сиена.

 

На шестом году жизни она увидела свое первое видение. Возвращаясь домой с братом, девочка увидела на небе прекрасный чертог, в котором на царственном престоле, в архиерейских одеждах сидел Христос с Апостолами. Далеко ушедший брат долго и напрасно звал сестру, она его не слышала. Наконец он вернулся, взял ее за руку и повел за собой. Тогда она опустивши глаза, сказала ему: « О если бы ты увидел то, что вижу я, ты не помешал бы мне, — и она снова посмотрела на небо, но видение исчезло. Екатерина потом долго плакала, что позволила себе отвлечься. С этого явления начался перелом в жизни Екатерины: нрав ее изменился – она стала молчалива и задумчива, начала искать уединения, меньше есть и стала бичевать свое тело веревкой. Когда маленькая Екатерина видела монахов, то замечая где они прошли, потом целовала следы их ног. Мысль посвятить себя иночеству занимала её детское воображение. Однажды она задумала идти в пустыню. Взяв кусок хлеба, она тайком выбралась из дома и затаилась в укромном месте, но ей стало страшно и она вернулась. Вскоре у Екатерины появилось желание поступить в доминиканский монастырь, и это стало её горячей мечтой. Под влиянием этих мечтаний семилетняя Екатерина совершила решительный шаг. Пав перед святой девой на колени, Екатерина просила дать ей в женихи ее сына и дала обет никогда не знать другого жениха и вечно оставаться девственницей.

 

У матери и всей семьи были совершенно другие планы. Когда девочка стала подрастать, её стали учить заботиться о своей внешности и нарядах. Не имея успеха пытались действовать всякими способами, чтобы привлечь внимание девушки к нарядам. Видя, что все не имеет успеха обратились к знакомому доминиканскому монаху, но тот поддавшись влиянию Екатерины, одобрил ее устремления. Последовав его совету, Екатерина обрезала себе волосы. Согласно обычаю того времени это означало, что она приняла постриг, являясь свободной от мирской суеты. Таким образом ее намерения открылись и между ней и семьей началась упорная борьба.

 

Чтобы лишить ее возможности уединяться предаваться молитвам у нее отняли ее отдельную комнатку, в которой она жила, и уволив всех слуг заставили исполнять всю черную работу в доме. Екатерина покорилась и безропотно и даже охотно исполняла тяжкий труд. Для нее это приобрело значение служения Высшему. В отце она видела Спасителя, в матери- Богородицу, а в братьях, сестрах и подмастерьях отца – апостолов и учеников Христа. Не имея своей комнаты, Екатерина ходила молиться в комнату своего брата, во время его отсутствия — днем, и ночью, когда он спал.

Однажды отцу что-то понадобилось в комнате сына, войдя он увидел коленопреклоненную молящуюся дочь, и над ней парит небольшой белый голубь, который при его приближении вылетел в окно. С тех пор отец отказался от борьбы и не препятствовал дочери ни в чем. Из рассказов очевидцев известно насколько необычных явлений происходивших с ней. Однажды Екатерина то ли устала, то ли уснула и нагнулась над горящим очагом, и огонь долго касался ее лица, не обжигая его. До настоящего времени существует дом Екатерины, но единственным неперестроенным в нем, остаётся очаг. На протяжении веков никто не посмел прикоснуться к нему.

С матерью Екатерина была послушна, но непреклонна. Мать была упорнее отца в надежде переломить волю дочери, но все же ничего не смогла сделать. Позже, когда дочь, исполняя свою миссию долго путешествовала, и мать сетовала на ее частые отлучки, то Екатерина писала ей, что мать больше любит ту часть, которую она дала ей, т. е. плоть, чем то, что она, Екатерина, взяла от Бога.

 

Когда Екатерине исполнилось 14 лет пора детских мечтаний о поступлении к доминиканцам миновала. Она осмотрелась в жизни — её призвание и путь к нему прояснились. При доминиканском ордене не было женского отделения. Однако при монастырях были общины мирян, стремящихся к аскетическому идеалу, не связанных монастырским уставом. В Сиене существовала подобная женская община под управлением доминиканского ордена. В основном она состояла из пожилых вдов, живших в своих домах, но ведущих очень благочинный образ жизни.

Когда мать поняла, что Екатерину не сломить в ее стремлении служить Богу, то она отправилась в этот монастырь, просить взять туда ее дочь. Но к её удивлению и радости ей отказали в ее просьбе, ссылаясь на то, что они не принимают в среду молодых девушек, а только проверенных, с установившейся репутацией, пожилых женщин.

Вскоре после этого Екатерина опасно заболела. Все е тело покрылось мелкими пузырями, так что невозможно было узнать ее лица. Видя отчаяние ее матери, Екатерина сказала ей: « Если хотите, дорогая мать, чтобы я выздоровела, устройте так, чтобы меня приняли в общину сестер. В противном случае, я не сомневаюсь, что Господь и Св. Доминик, которые зовут меня к себе, сделают так, что вы не увидите меня ни в том, ни в каком-либо другом одеянии». После этого мать, желая спасти дочь, стала так настоятельно упрашивать сестер сделать для ее дочери исключение, что те дрогнув, решили посмотреть больную. Увидев девушку, которая и от природы не была красива, в таком невзрачном виде и убедившись в ее благоразумии и несоответствующим летам развитии, согласились принять ее в общину. Так исполнилась давняя мечта Екатерины и она могла служить Богу, как она это понимала.

 

Так после короткого детства, полного борьбы из-за рано осознанного призвания. С наступлением юности для Екатерины пришла пора подвижничества. Это были годы проведенные в тишине, в глубокой молитве и покаянии. Она делила свое время между домашними заботами, молитвами и работой в больницах. Екатерина не просто постилась — она жила почти без пищи. Не пост представлял для нее мучение. Но принятие пищи стало для нее мучением. Уже в детстве Екатерина избегала есть мясо, чувствуя к нему отвращения, а затем стала лишать себя и всякой другой приготовленной пищи. С 20 лет она перестала есть хлеб. Ее пища того времени составляла лишь салат из сырых овощей, иногда приправленный растительным маслом. Вино она сильно разбавляла водой, а с 14 лет перестала его пить совсем. Ее суровый пост вызывал враждебные разговоры о том, что она питается тайком, или что ее сверхъестественное воздержание от пищи дело сатаны. Поэтом у Екатерина стала садиться за стол со всеми вместе, но потом вызывала рвоту. К концу своей жизни Екатерина стала все больше и больше воздерживаться от пищи. И жила в эту пору одним хлебом Евхаристии, которой с разрешения духовника ежедневно причащалась. Спала Екатерина на деревянных досках. Но как она спала? Она проводила ночь в молитве, пока «ее братья» доминиканцы, предавались отдыху, и только заутрени, когда они вставали, позволяла себе короткий отдых. Она склоняла свое тело на доски, положив под голову полено. Со временем она так отвыкла от сна, что двое суток спала не боле получаса, признаваясь своему духовнику, что никакая победа не давалась ей с таким трудом, как победа над сном.

 

Не довольствуясь этой победой над потребностью тела, Екатерина подвергала его непосредственным истязаниям. Сначала она носила власяницу но потом стала тяготиться ею из чистоплотности и заменила ее железной цепью, которую так опоясывалась, что она впивалась ей в тело. Но под конец ее жизни, когда она стала болеть, ее духовник заставил отказаться от ношения цепи. Добровольные истязания, как и постоянные страдания, причиняемые ей ее постоянной болезненностью, было для Екатерины источником высокого духовного удовлетворения. По ее представлениям этим способом не только сокращались муки, ожидавшие ее на том свете, но и что ее особенно утешало — сокращали муки других. С тех пор, как отец поддержал ее между ними стала возрастать взаимосвязь.

 

Когда отец серьезно заболел и Екатерина истово молилась о его выздоровлении, ей был дан ответ, что дальнейшее продолжение его жизни было бы для него не полезно. Тогда она стала истово молиться о прощении ему всех его грехов, и душа его не подвергалась бы мукам чистилища. Но и в этом ей было отказано «ради справедливости». Екатерина продолжала горячо молиться Господу и наконец взмолилась о том, что если милость не может осуществиться ради исполнения справедливости, то пусть вся кара падет на нее. Эта молитва была услышана, чем она и поспешила обрадовать отца. На похоронах отца среди всех заплаканных и горестных лиц, лишь лицо Екатерины было светлым и радостным. Еще в минуту смерти отца она почувствовала не раз подобным образом объясняла она новые физические муки, выпадавшие на ее долю сильную боль в кишечнике, которая не покидала ее до конца жизни. Она всегда была готова и всегда желала искупить страданием своего физического тела, общественное зло, невзгоды своего отечества и церкви.

 

Жажда страданий Екатерины происходила не только из желания искупления своих и чужих грехов, но главное из желания следовать Христу, страдать подобно ему и вместе с ним. Такое желание все более и более наполняло ее жизнь. Она воспринимала страдания как ниспосланную благодать, которая делает ее достойной «Небесного жениха». Однажды она увидела в своей коморке лучезарное распятие Христа: « Дочь моя Екатерина, видишь ли ты, как Я страдал за тебя, пусть же тебе станет легко выносить страдания ради Меня», — сказал ей Христос. «Дочь моя, если ты хочешь приобрести доблесть мужества, то необходимо, чтобы ты взяла Меня в образец». Затем Христос сказал, что хотя ему легко было бы уничтожить всех своих врагов, Он пожелал, однако, победить « путем креста», чтобы служить образцом для людей. Поэтому: «Если вы желаете быть мощными для победы над всякой вражеской силой, то считайте крест своим утешением, как и Я сделал. И чем более вы будете страдать ради Меня, тем более будете Мне подобны».

 

Восприняв эти слова Екатерина стала молиться о страданиях и смерти, т.е. об избавлении тела, мешавшего слиянию ее души с Божественным Началом. Но ей было отказано в этом. Тогда она стала молиться о даровании ей всех страданий Христа. Эта просьба была услышана и с этого дня Екатерина стала ощущать как в сердце, так и в теле, страдания Спасителя. Мукам Христа Екатерина придавала большой духовный смысл. Он заключался в том, что любя в совершенстве Господа и ближнего своего, и радея о чести Господней и спасении человечества, Христос испытывал величайшие мучения, пока не восстановил страданием честь Господу в людском повиновении и спасение ближним. «И немало горя дало ему это желание, — говорила Екатерина, как известно тем, кто испытывает на себе: ибо в этом заключается величайший крест».

Эти слова раскрывают тайну ее жизни и становится понятным каким образом эта «неземная», по своему образу жизни, девушка, проводившая большую часть жизни без пищи, без сна, в религиозном экстазе, могла взять на себя руководящую роль в спасении Италии и Папства.

 

Большое значение в формировании духовной жизни Екатерины и формировании ее авторитета имели ее экстазы, которые завершались отчетливыми видениями. В этих состояниях психическая жизнь Екатерины как бы двоилась: её “я” простиралось ниц перед высоким идеалом из уст которого она черпала высокие истины. С начала жизни Екатерины в келье ей стал являться её «жених» и «спаситель». Иногда в сопровождение Богоматери, иногда апостолов Петра и Павла или Св. Марии Магдалины и Доминика. Чаще он приходил один и наставлял ее. «Считайте несомненным отец мой,—говорила Екатерина духовнику,— что всему что нужно для спасения научил меня не кто-либо из людей, а именно сам Господь и Учитель. Господь Иисус или своим внушением или говоря со мною в ясном явлении, — как я теперь говорю с Вами». Она удостоверяла, что явления эти были большей частью неосязаемы. Екатерина вначале опасалась этих явлений, зная о дьявольских наваждениях. Носам Христос научил ее распознаванию лукавых, которые порождают высокомерие в душе. Его же явления — являют смирение и заставляют чтить того, кто есть сам истина и дает истину. Целы часы проводила Екатерина с Христом, внимая его поучениям, излагая Ему свои вопросы. И даже когда говорила с другими, к ней приближалось святое видение, и она в душе вела с ним беседу, а языком с людьми. Сначала экстатические явления происходили только в уединенной молитве, но потом стали происходить при всех, особенно при богослужении. Глаза ее при этом были закрыты, уши были глухи к любому, самому сильному звуку, тело неспособно к движению и чувствительности. Тело так устремлялось к небу, что она приподнималась. Много страдала Екатерина от грубого, неразумного поведения людей во время её экстазов. Во время одного из таких моментов мать пыталась выпрямить шею дочери, так что чуть не сломала ее. Екатерина потом долго чувствовала боль в шее. В Авиньоне, среди светского, суетного маловерующего двора, святость жизни Екатерины принималась неоднозначно. Во время одного из экстазов, одна придворная дама, желавшая уличить девушку в обмане, под видом благочестия склонилась к ногам, распростертой в экстазе девушки и несколько раз проткнула ей их острой иглой. Екатерина не проявила признаков боли, но очнувшись к обычному состоянию, она почувствовала такую острую боль, что едва могла ступать. Отыскивая причины, ее спутницы обнаружили уколы и запекшуюся кровь.

 

Подобно александрийской мученице, имя которой она носила, она обручилась с Христом, когда ей было 20 лет.

 

Пьер Сюблейра. Мистическое обручение святой Екатерины Сиенской

Пьер Сюблейра. Мистическое обручение святой Екатерины Сиенской

 

Был карнавальный вечер 1367 года. Шум наполнял город и даже дом Екатерины. Молодая девушка, глубоко сосредоточившись в тысячный раз повторяла свою молитву о браке и вере. И вот перед ней явился Господь, сказавший: « Ныне, когда другие развлекаются, я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души». Видение было полное, охватившее зрение и слух: перед ней предстало небесное воинство со святыми, которых она больше всего любила. При звуках псалмов Давида, Богоматерь взяла ее правую руку и протянула сыну, просила Его, чтобы он удостоили ее обручиться с ней в вере. И Христос надел ей на руку золотое кольцо с прекрасным алмазом и четырьмя жемчужинами и сказал: «Сё, Я сочетаюсь с тобой браком в вере. Я творец и Спаситель твой. Ты сохранишь эту веру незапятнанной пока не войдешь на небо праздновать со мной вечный брак». Видение исчезло, но кольцо навсегда осталось на руке, хотя оно было невидимо для других, но не для Екатерины. В Сиене сохранился обычай, согласно которому в последний день карнавала ни одна процессия, ни одна маска не проходит по улице, где была отпразднована эта свадьба. На фронтоне дома, где жила Екатерина до сих пор сохранилась надпись: « Это дом Екатерины, Невесты Христовой».

 

Подобный характер имели и другие события сокровенной жизни Екатерины. Ее стремления становились конкретными образами переживаемого ею. После очередного экстаза, она рассказала своему духовнику, что после горячей молитвы, чтобы Господь отнял всякую собственную ее волю, и даровал ей Свою, он милосердно услышал ее просьбу.

 

Джованни ди Паоло. Святая Екатерина Сиенская, меняющаяся сердцами с Иисусом Христом

Джованни ди Паоло. Святая Екатерина Сиенская,

меняющаяся сердцами с Иисусом Христом

 

В другой раз она повторяла слова псалмопевца: « Сердце чисто сотвори во мне. Боже и дух правый сотвори внутри меня». Екатерина просила взять ее сердце. И Господь явился к ней, вынул из ее груди сердце и унес собой. Испытанное ощущение было таково после этого, что она физически не ощущала внутри себя сердца. Через некоторое время, находясь одна в часовне увидела Христа среди яркого света, державшего в руке своей лучезарное сердце, которое Он дал ей взамен прежнего. На груди ее, над сердцем, остался след от полученной при этом раны. Однако экстазы ее сопровождались жестокими страданиями. Однажды она долго погружалась мыслью в страсти Христа, и по ее молитве ей было дано пережить часть их. Но только часть, потому что один земной человек не в состоянии вытерпеть все, что претерпел Христос. Её сердце воспылало такой любовью, что не выдержало напряжения и словно надтреснуло сверху донизу. Это ощущение сопровождалось таким глубоким обмороком, что ее посчитали умершей. Уже послали за женщинами, которые одевают покойников. Прошло 4 часа между тем, что называют смертью и возвращением к жизни. Все это время душа ее бедствовала и познавала тайны божества. Поэтому возвращение было для Екатерины горем и она безутешно и горько об этом плакала. Екатерина вызывала все новые и новые страдания, всем своим существом погружаясь в страдания Спасителя. И уже в 1370 году она достигла стигматизации и испытала это на себе. Она молилась о близких и просила знамения. Однажды ей было предложено протянуть руку. Протянув, она увидела острие гвоздя и ощутила такую острую боль, словно ей проткнули ладонь насквозь. И хотя другим рана была невидима, но Екатерина всегда ощущала ее и испытывала боль в ладони.

 

Рутилио Манетти. Стигматизация святой Екатерины Сиенской

Рутилио Манетти. Стигматизация святой Екатерины Сиенской

 

Пять лет спустя произошло главное событие. В одно из воскресений, после обедни и причащения, она как обыкновенно погрузилась в экстатическое состояние. Ожидая ее возвращения к телесной жизни, окружающие ее увидели, что она вдруг поднялась на колени и протянула руки. Екатерина довольно долго пребывала в таком состоянии, а затем как будто пораженная смертельной раной упала, и только через некоторое время пришла в себя. Духовнику она рассказала, что была удостоена принят раны Иисуса Христа. Она увидела нисходившие из ран Спасителя пять кровавых лучей, затем кровавый цвет лучей превратился в ярко блестящий, и они прикоснулись к пяти местам ее тела. На вопрос духовника, чувствует лит она в этих местах боль, Екатерина со вздохом ответила: «Такую сильную, особенно в области сердца, что если Господь не совершит нового чуда, то ей кажется невозможным дольше жить с такой болью». Целую Неделю после этого Екатерина страдала и была близка к смерти.

 

Религиозное чувство Екатерины берет свое начало в любви и преобразовывается в ней. Любовь к Христу преобразовывается в ней в любви к человеку. Она пишет: «какое другое доказательство нашей любви мы можем дать Христу, кроме сострадательной любви к любому творению имеющему в себе разум?» Эта любовь Екатерины торжествует над аскетизмом и преобразовывает монашество. Любовь украшает ми и делает его достойным внимания. Она считает необходимым любить все творения мира, т.к. только в соприкосновении с миром может проявиться любовь как движущая сила, как вечный источник творческой деятельности.

По внушению Свыше она преодолела все мирские приличия, связанные с ее полом. Преодолела большую мучительную борьбы в своей душе, между совершенством мистического подъема души и погружением в людские дрязги.

 

Эта внутренняя борьба, вылилась у нее еще в одно видение, при котором тело ее казалось умершим, а душа видела блаженство спасенных и мучения низвергнутых в ад.

Ей было поставлено требование, чтобы она покинула свою келью, город им выступила на широкое поприще общечеловеческих интересов. На Екатерину возлагалась забота о величайших интересах Божьего Царства на земле. Вот как она рассказывала своему духовнику о том, что Христос сказал ей: «Возвратись же и укажи и на опасность им грозящую. Спасение многих душ требует твоего возвращения, и не будешь ты более вести образ жизни, который ты вела до сих пор и не будет тебе твоя келья жилищем, даже родной город тебе придется покинуть ради спасения душ. Но я всегда буду с тобою и буду руководить твои путем и возвращением. Ты будешь разность с собою часть Моего имени и являть Печать Духа моего перед малыми и великими, перед мирянами, духовниками и монахами. Ибо Я дам тебе красноречие и мудрость, перед которыми никто не устоит. Я поставлю тебя перед лицом епископов и правителей церквей и народа христианского, чтобы по обычаю моему через слабых сломить высокомерие сильных».

 

Вся историческая деятельность Екатерины состоит из любви, которая прежде всего проявлялась у нее в милосердии. Как и у Святого Франциска первым предметом ее милосердия были нищие. Подавая им милостыню, она могла снять с себя все допустимое и раздать. Но ее милосердие носило разумный характер, т.к. обладая чувством распознавания она оказывала щедрую помощь не каждому встречному, а тем о которых знала, что они нуждаются, хоть они и не просили об этом.

 

Но милосердие Екатерины проявляется и в других более трудных подвигах любви. Она стала сестрой милосердия в полном смысле этого слова, ухаживая за больными и особенно за прокаженными и заразными, от кого отказались все близкие. Так она проявила высокое самоотвержение ухаживая за больными во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Италии в 1374 году. В уходе за больными Екатерине требовалось большое самоотвержение: Борьба с физическим отвращением и духовные победы над недоброжелательством и клеветой.

 

С не меньшим рвением спасала она не только от телесного недуга, но и от гибели духовной. Сначала заступничество о ближних проявлялось в молитве.

Мимо её окон везли преступников, которые кощунствовали и ругались, ожесточаемые пытками палачей. Увидев это Екатерина пала на колени и молилась за их души перед Христом. Молитва достигала цели: перед въездом на площадь брань грешников сменилась покаянием, они присмирели и народ очень дивился этой перемене в них и благочестию их смерти. После нескольких подобных случаев, слава о ней так распространилась, что к ней стали обращаться за помощью, и она не только в отдалении молилась за заблудшие души, но и отыскивала их сама. Её личное обаяние было так велико, а увещевания были так пламенны, что она всегда имела успех. Много всяческих распрей улаживала Екатерина. Так Стефан Маконни, юноша знатного рода, в благодарность за оказанную его семье помощь, оставил свой дом и семью, став секретарем Екатерины, сочтя за счастье находиться подле Екатерины и служить ей.

 

Молва о Екатерине распространилась по всей Тоскане. Она стала ангелом мира для своей родины. Все чаще и чаще обращались к Екатерине со своими нуждами не только частные люди, но и государственные деятели, синьории итальянских городов, все больше расширялся круг ее переписки и все чаще приходилось ей выезжать ради дел мира и ближних из Сиены. В 1375 году, она по просьбе мирян, монахов и особенно инокинь выезжает в Пизу. Здесь, в Пизе, бывшей в то время морской державой и важным торговым и политическим центром она имеет больше возможностей познакомиться с великими интересами своего века и выдающимися деятелями. Здесь созрела религиозно-политическая мысль Екатерины и перед ней прояснились великие задачи, которые она надеялась на благо церкви и мира осуществить посредством папской власти. Много духовных и физических сил потратила Екатерина на решение этих задач, которые все же исполнила. Она вернула Папу XI в Рим непосредственно, участвуя в переговорах, между Флоренцией и Папой. И мир состоялся несмотря на всю злобы и препятствия. Так среди тревог и горя Екатерина увидела исполнение своего самого горячего желания — восстановление римского епископа на его престоле и умиротворение Италии.

 

Вазари. Екатерина Сиенская сопровождает папу Григория XI в Рим

Вазари. Екатерина Сиенская сопровождает папу Григория XI в Рим

 

Третья, самая важная задача, которую она возлагала на Григория XI, состояла в реформации церкви. Но вскоре Григорий XI умирает. На престол избирают епископа Приньяна, итальянца, принявшего имя Урбана VI. Он вступил на престол с благими намерениями, но оказался очень горячего и крутого нрава, и был незаконно свергнут. Так начался известный в истории папства раскол, и весь католический мир разделился на сторонников Авиньона и Рима, т.е. французского и итальянского папы. Вместе с тем и для Екатерины началась трудна и тревожная пора ее жизни. Она активно поддерживала Урбана, законно избранного теми кардиналами, которые теперь отрицали его. Установление нормального порядка в церкви, достигнутое такими усилиями, было нарушено, и надежды которые она возлагала на возвращение папы на римский престол для осуществления реформ церкви не оправдались. Но Екатерина не отчаивалась, направляя все свои усилия на укрепление положения Урбана. И наконец, 9 мая, в день рождения Богородицы, престол был возвращен. Екатерина продолжала дело реформации церкви к чему неустанно призывала папу. Она постоянно подсказывала, наставляла и поправляла Урбана, молилась за него. Все строже становятся обличения Екатерины и все настоятельнее она взывает к папе, чтобы он как мужественный человек, без всякого страха, себялюбия и пристрастия к родине своей, устранил все, что препятствует возвращению и исправлению святой церкви. Екатерина заявляла, что дело реформ не только требует готовности пострадать за него, но и энергичной борьбы. Для этой борьбы нужен меч — ненависть к пороку и любовь к добродетели. «Пришло для вас теперь время обнажить этот меч, который состоит в том, чтобы ненавидеть порок в вас самих, в пастве вашей и в служителях святой церкви… И так отсеките порок».

 

Джироламо ди Бенвенуто. Кончина Екатерины Сиенской

Джироламо ди Бенвенуто.

Кончина Екатерины Сиенской


Но Екатерине недолго пришлось вести борьбу за исправление церкви, т.к. вскоре она слегла. Её тело было в полном оцепенении, но душа ее бодрствовала и жила прежними заботами. К концу поста положение ухудшилось. Она уже не могла говорить и не могла проглотить даже капли воды. 23 апреля 1380 года она очнулась, к ней вернулось сознание. Она простилась с родными, в покаянии и молитве провела последние часы. Громче всего слышались в ее покаянии слова, что она так мало сделала в жизни. Присутствующие слышали, как она долго повторяла: «Боже, смилуйся надо мной, не отнимай у меня память о тебе».

 

В эпоху, когда знамя религиозного идеала выпало из рук правителей, поглощенных материальными заботами, оно было поднято и высоко водружено над миром руками слабой девушки, которой любовь дала силу, разум и власть над людьми. В эпоху разнузданности страстей и смут, она стремилась даровать своему отечеству мир. Для Италии и католического мира она была тем, кем в следующем поколении для Франции стала Жанна Д, Арк. Обе девушки вышли из народных масс. Обе в священном самоотвержении победили свою женскую робость и стали наставниками вождей народов. Обе рано прозрели свое призвание в любви к Богу и людям, и черпали силы из жизненного подвига.

Жизнь Святой Екатерины знаменует собой нравственное торжество аскетического начала, и вместе с тем поворот к лучшему — служение Высшему принципу, принципу любви.

 

2000г.

 

Работа составлена по книге: ПОДВИЖНИКИ. Избранные жизнеописания и труды. Самара: Издательский дом "Агни". 1998

 

14.07.2015 15:19АВТОР: Составитель Татьяна Бойкова | ПРОСМОТРОВ: 3726




КОММЕНТАРИИ (2)
  • Андрей Троицин14-07-2015 18:28:01

    Татьяна Николаевна, спасибо за публикацию. Удивительный пример достижения человеком в себе высочайшей степени власти Духа над телом и низменной стороной своей души. Тем более удивительный - что этого удалось достичь хрупкой юной женщине. Сравнивая ее поистине аскетический образ жизни с современными массовыми стереотипами ненасытного, безмерного потребительского отношения к жизни - обнаруживаешь, опять таки, удивительный контраст.

  • Оксана К.24-07-2022 04:30:01

    Татьяна Николаевна, спасибо большое! Под впечатлением до глубины Души!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Татьяна Бойкова »