Единение славян. Алексей Селищев
Ольшанский. Клятва Сварожича
По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке.
Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность славян в мире составляет 300-350 миллионов человек. Выделяют западных (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточных славян (белорусы, русские, украинцы, русины).
Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии и Черногории, проживают также во всех постсоветских странах, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии.
Большинство славян — христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские — в основном православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане — католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.
Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро‑Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу ХХ века все славянские народы, кроме русских (считающихся, однако, государственнообразующим этносом) и проживающих в современной Германии лужичан, получили государственную самостоятельность.
Идея единения славянских народов уходит глубоко в историю, к созданию общей письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств. С севера соседями славян были германцы и балты. Восточными соседями славян были иранские племена (скифы, сарматы), южными — древние македонцы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.
Информация о происхождении славян
Чем же интересен этот праздник кроме того факта, что мы в большинстве своем принадлежим к нациям, слагающим этот великий этнос? Дело в том, что даже территориальная разделенность не мешает славянским народам ощущать братские чувства и единство сердец (речь идет, разумеется, не о предателях и пятой колонне, ловящих рыбку в мутной водице). Ведь не случайно мы на протяжении истории помогали друг другу отстаивать интересы того или иного братского славянского народа и даже государственную целостность и национальную независимость от всевозможных агрессоров и недоброжелателей. Причем, жертвовали без раздумья своими жизнями, лишь бы жив был братский народ. Даже неоднократно проходили по всей Европе, чтобы защитить своих кровных друзей. Крепче, мощнее, проникновенней того эгрегора, который все века скрепляет славянские народы, в мире просто нет. И этот же эгрегор способствует формированию у славян тех качеств, которые необходимы для грядущего Великого Будущего, которые напрямую связаны с сердцем – самоотверженность и самопожертвование, любовь к своему ближнему, мягкосердечность и другие.
Мы отмечаем этот праздник, прежде всего для того, чтобы укрепить эти духовные явления, поскольку налицо серьезные проблемы в процессе единения славян. В чем причина возникновения этих проблем? Дело в том, что по-особому дружеские и сердечные отношения, имевшие место на протяжении столетий, не могли нравиться нашим врагам, не преуспевшим во внешней агрессии и пытающимся теперь взять реванш, разрушая эту великую общность изнутри. Именно внутренние враги, как правило стремящиеся к власти в славянских странах, своей неугомонной злобной деятельностью создают серьезную угрозу процессу этого внутреннего, сердечного сближения славянских народов. Обратимся хотя бы к наблюдениям Ф.М. Достоевского:
Ф.М. Достоевский о славянах Европы
"... по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут.
Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени".
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (...страну по вкусу...) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (...фамилию по вкусу...) согласился наконец принять портфель президента совета министров.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества.
Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство...."
Получается странный парадокс: наряду с великолепным набором самых замечательных человеческих качеств - сердечность, дружелюбие, готовность прийти на помощь, склонность к анализу, синтезу, отсутствие закостенелости в мыслях и многих других, широта души, - славяне, в том числе и мы сами в своем большинстве не будем из этого исключением, проявляют склонность к уничижению, разобщенность, непомерную гордыню от своего курятника, от своих мелких и чаще всего мнимых достижений, склонность к возвеличиванию нелепых превосходств перед своими ближними, преступную невежественность и легкомысленность, грубость и другие пережитки, не соответствующие статусу великой общности. Поистине, совмещается, казалось бы, несовместимое - великое, что ведет за собой народы мира, и такое малое, что выставляет нас перед всеми шутами.
Но ведь король, юродствующий и изображающий из себя скомороха - это весьма уродливое зрелище. Где же выход? Он всегда будет лежать только в приобщении к культуре, к бессмертным и нетленным сокровищам духа человечества, которых у славян накоплено больше, чем у других народов. Почитая и осмысляя лучшие традиции и достижения творческой мысли, устремляясь в будущее, почитая также Высшие Силы на деле, а не на словах (ведь славяне - это славящее Бога, то есть мы народ, в названии которого утверждена изначально связь с Небесами и Всевышним), укрепляя тонкие взаимосвязи с миром невидимым (славянский народ как никто иной знал о тонком плане и почитал природные стихии, взаимодействовал с ними), сможем сбросить мы с себя нелепое, шутовское одеяние, и тогда уже сияющее одеяние духа вызовет не улыбку усмешки и сожаления у других, но желание быть ведомыми теми, кто знает пути в Будущее и способен вести заблудшее в потемках человечество.
А вот как широко мыслил о единстве славян великий русский человек, Н. Рерих:
«В великой битве произойдет объединение народов». Вот и великая битва. Вот и зерно единения (дата написания – 1941 год). Уже полвека наблюдаю течения славянских волн. То уже приближались они, готовые к взаимопониманию, то всякий сор мешал братскому единству.
Русский народ всегда любил своих дальних братьев. Готов был биться за них. Тою же сердечностью отвечали и славянские народы. Все-таки славянин – брат. Многим братьям выпала тяжкая доля. Тем драгоценнее чуять, что за долами, за горами живет братский народ. Летит сердечная мысль, согревается душа изболевшая и рождается надежда.
Великое, необозримое сотрудничество возможно. Не только возможно оно, но даже заповедано под древними дубами на исконных советах славянских. Где только ни притаились славянские корни!
Чем тяжелее выпадала судьба, чем холоднее – тем ценнее сойтись к костру, красному, прекрасному. Посудить общеславянское дело, поделиться печалями и радостями. Сообща можно надумать и поддержать друг друга.
Пусть этот съезд не будет случайным, порожденным общею бедою. Пусть он станет основою будущих светлых достижений. «Земля всеславянская» – так мыслилось. Но дружество так же, как и мысль, нерушим» .
Так же и всеславянское единение не будет пустым звуком, а возгорится славный очаг сотрудничества и строительства. Да живет всеславянское единение!
Сделаем первые шаги к пониманию своей задачи, вспомним лучшие поговорки о славянах, лучшие сказания о наших народах, озвучим их своим ближним, переживем в очередной раз подъем духа и радость от своей причастности к великой общности! Ведь нам как никому нужно выдавливать из себя раба, не становясь при этом господином для других, но только для себя!
(Программа "Помоги России")
С родной земли, умри – да не сходи.
На родном берегу легче биться, всяк камень – дружок, каждая палочка – сестрица.
Не в силах драться на чужой земле – нече делать тебе и на Отчине.
Лучше быть убиту, чем в плен взяту!
Без боя врагу земли не дают!
Если же враг осилил, бросай всё, иди в глушь, заводи на новом месте старую жизнь!
Врага слушать – самому себе могилу копать!
За Россию да за друга стерпи жар и вьюгу!
Нет больше той любви, чем положить душу за други своя!
Сам погибай – соратника выручай!
Казак казаку - брат, а на войне – во сто крат!
Хоть рыло в грязи, да наша взяла!
Хоть жизнь собачья, так слава казачья!
Знай край, да не падай!
От чужого стола не зазорно и повернуть.
25.06.2014 14:44
Ирина Богдановская25-06-2014 17:14:01
Спасибо, Алексей! Очень актуальная статья, и пророческие строки Достоевского обретают сейчас особый смысл…
Добавлю еще пословицы:
"Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех".
"Если народ един, он непобедим".
"Народное братство дороже всякого богатства".
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".