Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Е.И. Рерих о Генри С. Олькотте. Татьяна Бойкова


 

В связи с началом публикации переводов «Старых листов дневника» Генри Олькотта, мы решили параллельно сделать выборку из писем Е.И. Рерих, где она выражает свое мнение об этом сотруднике Е.П. Блаватской. Как мы можем заметить, Елена Ивановна часто не очень лестно отзывывается об Олькотте, да и из многих других источников мы знаем, что Олькотт не однажды предавал Блаватскую в самые сложные моменты их совместной деятельности, был о себе большого мнения. Также будем помнить, что её мнение об Олькотте не было сугубо личным, но шло от Учителя. Е.И. Рерих пишет: «Олькотт был туп и упрям, обычное явление при самомнении. Но он был неплохим сотрудником и очень нужным для самой Блаватской как охранитель ее в Индии».

Конечно, было немало и положительных моментов его деятельности. Так в дневниковых записях Е.И. Рерих, Владыка говорит: «Советую перевести катехизис Олькотта, сократив и добавив об общине и действии и о бесстрашии». (§1214, 22 апреля1926 г. )

И, потому, читая переводы дневников Олькотта, будем помнить, что при всех положительных моментах, узнавания чего-то нового о Елене Петровне, могут попадаться неправдивые слова о ней и искажения действительности, не очень благодарного сотрудника. К сожалению, неблагодарность часто преобладает среди людей, сотрудников и особенно страдают от нее великие. Блаватская страдала от этого более, чем кто-либо другой. Е.И. Рерих пишет об этом: «Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своем дневнике неуместные и злобные замечания о ней, о ней, все ему открывшей».

 

 

Т.2,70, 1 августа 1934 г. (Е.И. Рерих – А.М. Асееву)

«Урусвати»

Между прочим, статья «Одориджен и Джива» была в свое время указана Владыкой М. г-же Блаватской для помещения ее в журнале, если не ошибаюсь, «Люцифере» . Вот если бы вместо перевода вредной трухи Ледбитера наши теософы занялись переводом статей Е.П. Блаватской, польза была бы великая. Для любителей же чудес их достаточно в первом томе «Дневника Олькотта» и в «Оккультном Мире» Синнетта, которые, кажется, тоже не переведены. Конечно, много света пролилось бы на все движение полным переводом «Писем Махатм», также и «Писем Блаватской к Синнетту». Но этого больше всего боятся теософы. Думаю, что г-жа Каменская не имеет разрешения переводить их на русский язык.

 

Т.2,89 8 сентября 1934 г.(Е.И. Рерих – В.А. Дукшта-Дукшинской)

Именно только через Елену Петровну Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружавших ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. (Ни один из окружавших ее не был принят Махатмами в истинные ученики.) Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П. Блаватская была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которое означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда и многие заблуждения Олькотта, Безант, Ледбитера и пр. И теперь, когда последние пребывают в слоях Тонкого Мира, окруженные своими почитателями, но, увы, еще дальше от Твердыни Белого Братства, нежели раньше, и сейчас наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, воплотившаяся почти сейчас же после смерти в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и под именем Брата X. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Елена Петровна Блаватская была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!

 

Т.2,118, 8 ноября 1934 г. (Е.И. Рерих – М.Е. Тарасову)

Вы спрашиваете, можно ли доверять Олькотту? Конечно, гораздо больше, нежели многим другим. Но он также страдал недостатком способности распознавания, и отсюда его ошибки. Первые труды его самые лучшие. Ибо пока он признавал авторитет Е.П.Блаватской, он находился под лучом Великих Учителей. Последние же годы своей жизни он значительно отошел от Е.П.Блаватской и, конечно, соответственно утратил прямое водительство Великих Учителей. Вы знаете о непреложном законе Иерархии. Именно, лишь через Е.П.Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству. Но многие из окружавших ее в своем самомнении и самообольщении пытались достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей даже осуждали и клеветали на нее, все им давшую и все им открывшую. Конечно, все они ничего не достигли и остановились в своем развитии, как только пренебрегли железным законом Иерархии. (Так, ни один из окружающих ее не был принят Махатмами в ученики. Для пользы дела Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни один не был принят в то, что мы называем ученичеством. Хотя многие в самообольщении питали в себе это убеждение.) Именно Е.П.Блаватская была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда все многие позднейшие заблуждения Олькотта, Безант, Ледбитера и других. И теперь, когда последние бродят в слоях Тонкого Мира, окруженные своими поклонниками, Огненный дух нашей великой соотечественницы, воплотившейся почти сейчас же после смерти в Венгрии в мужском теле, уже десять лет как прибыл в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Так действует космическая Справедливость.

 

Том 2,67, 12 апреля 1935 г. (Е.И. Рерих – М.Е. Тарасову)

О том, что Е.П.Блаватская предоставляла свое тело некоторым Учителям, конечно, сказано в дневнике Олькотта. Но истинный ученик знает, как нужно понимать этот феномен, когда это касается Великих Учителей. Именно это явление нельзя назвать захватом тела, или одержанием. Могу Вам сказать, что при этом феномене Великие Учителя посылали свой особый луч, который на время являл усиленное воздействие на центры Е.П.Блаватской, и в то же время происходило психологирование присутствующих. Причем высокий дух Блаватской, обладая качеством делимости, конечно, мог наблюдать этот феномен, как посторонний наблюдатель. Великие Учителя очень не любят все эти насильственные воздействия и прочие феномены.

 

Том 6,130(Е.И. Рерих – Э.Р. Рудзите и Р.Я. Рудзитису)

15 апреля 1939 г.

Теперь о перечисленных Вами сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был ее ближайшим сотрудником. Он был приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е.П.Блаватской в [одном] из ее прежних воплощений. Но он не мог считаться учеником в полном смысле этого слова. Иначе он не предавал бы ее так, как он неоднократно это делал, не оставил бы писаний, умаляющих ту, которая столько ему открыла! Но, конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик. Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим.

 

Том 7, 131, 14 мая 1945 г. (Е.И.Рерих – В.Л.Дутко)

Вы хотите начать очерки о Блаватской, это очень ценно и по времени. Но, родная, не торопитесь и уявите тщательную подготовку и ознакомление со всеми ее трудами, их очень много, со всеми ее биографиями и ее перепискою. Также следует узнать и сотрудников ее, чтобы понять атмосферу, ее окружавшую, и всю жертвенность ее жизни. Вы прекрасно выразились, что Блаватская жила в четырех измерениях, и потому никогда не упускайте из внимания это Ваше осознание при оценке ее сложной натуры. Лучше всех написали о ней А.Безант и Ж.Мид, последний был известным ученым и лингвистом. Он перевел знаменитый гностический памятник «Пистис София», много писал о Древних Мистериях. За все время ее пребывания в Лондоне Мид был ее сотрудником и секретарем. В своем посмертном очерке о Блаватской он отдал ей должное, признав ее гениальность и титаническую природу. Существует биография, написанная Синнеттом на основании свидетельств ее сестры Желиховской «Инсидентс ин ве Лайф оф Мадам Блаватски» . Там имеются интересные подробности, но сама Блаватская не была довольна этой книгой, которая писалась при ее жизни; не был доволен и Учитель ее. Но всем известно изречение Христа: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, в доме своем». Речение это столь же справедливо сейчас, как и тогда. Советую Вам прочесть том «Писем Махатм к Синнетту» и том ее личной переписки . Хорошо бы Вам достать первые два тома дневника Олькотта и «Оккультный Мир» Синнетта . Неплохо ознакомиться с ее книгой «В пещерах Индостана» . Она удивительно передает атмосферу Индии, и прекрасно обрисован в ней Облик ее Учителя. Книга была написана по-русски, но имеется перевод ее на английский язык. Вторая – «Голубые Горы и племена Индии» менее интересна. К столетию от ее рождения журналом «Вестник» в Женеве был издан Биографический очерк Е.Ф.Писаревой. Думаю, что этот очерк Вам очень пригодился бы, написан он по-русски. Напечатана эта книга в Ревеле, но возможно, что ее легче достать из Женевы от Председательницы Русского Теософического Общества г-жи А.А.Каменской. Как видите, нужно много прочесть, но такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления ее русскому народу, почти ничего не знающему о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придется жить и умереть на чужбине. Подвиг ее был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всем подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлем ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь.

 

Том 7,197, 12 ноября 1946 г. (Е.И. Рерих – З.Г. Фосдик и Д. Фосдику)

Моя родная Зиночка не будет сокрушаться трудностью нахождения истинно преданных людей. Если бы несение Креста Культуры было легко, то и заслуги не было бы. Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своем дневнике неуместные и злобные замечания о ней, о ней, все ему открывшей. Или Синнетта, типичного самомнительного англичанина, получившего так неизмеримо много от Великих Учителей за оказание им некоторой поддержки Блаватской и все же оказавшего ей недоверие ? Неужели Безант, которая привлекла Ледбитера, этого черного гения Теософического движения? Или даже графиню Вахтмейстер, очевидицу многих доказательств заботы и доверия Великих Учителей к Е.П.Б., и все же допустившую в мыслях, из-за наговоров негодяев, сомнение в непонятных для нее действиях Е.П.Б. – этого врожденного благородства, самоотверженности, бескорыстия и честности! Жалкие карлики! Немало еще их, чей нравственный и умственный уровень настолько низок , что они не могут вместить в свои узкие рамки гениальную сущность Е.П.Б. Она им уявляется как бы в вогнутом зеркале. Но такие жестокие искажения претерпевались всеми великими людьми , не говоря уже об искаженных Обликах Великих Учителей человечества. Остается одно утешение – нестираемость рекордов Акаши, хранящих истинные лики великих деятелей, их мысли и намерения. Кто сможет подняться на такие Высоты, прочтет эти рекорды.

 

Том 8, 19, 28 июня 1948 г. (Е.И. Рерих – З.Г. Фосдик и Д. Фосдику)

Кхандала

Кхандала – прелестное место, и оно замечательно тем, что здесь находятся древнейшие Буддийские пещеры, так называемые «Karla caves», репликой которых является Аджанта; но мои сыновья говорят, что главная пещера со ступою еще интереснее, нежели в Аджанте. Для нас это место знаменательно и дорого тем, что здесь Блаватская встретила Махатму М., когда она с несколькими спутниками предприняла путешествие в эти пещеры из Бомбея. Тогда еще почти никто не слыхал об их существовании и не было никаких дорог, никаких облегчений на пути, приходилось идти пешком и карабкаться почти на отвесную скалу. Но путники дошли и были вознаграждены Видением Махатмы М., Который приветствовал Блаватскую у входа в пещеру и после краткой беседы с нею скрылся из виду, после этого Блаватская вошла в пещеру и тоже исчезла в ней. Спутники обыскали всю пещеру , но тщетно, тогда они решили поставить палатки около пещеры и провести всю ночь в бдении. На рассвете Махатма М. снова появился из неожиданного скрытого прохода вместе с Блаватской и обратился к спутникам ее с приветственными и ободряющими словами. Так поведал нам эту необыкновенную манифестацию один индус-теософ, который приезжал к нам вместе со Светиком и его женой. Между прочим, он сказал, что описание этой замечательной манифестации можно найти во втором томе «Дневника Олькотта» .

 

Т.8,56, 13 ноября 1948 г. (Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику)

Кхандала

Очень люблю книжечку Синнетта «Оккультный Мир» , жизнь и чудеса, окружавшие Блаватскую. Книга эта была очень одобрена Мастером К.Х. Два тома дневника Олькотта дают описание его встречи и работы с Блаватской и всех чудес, происходивших тогда.

 

Т.9,184, 21 ноября 1953 г. (Е.И.Рерих – В.Л.Дутко)

Теперь о Е.П. Блаватской. Конечно, в теософической литературе и в книгах Олькотта имеются ляпсусы и некоторые недоговоренности со стороны Е.П. Блаватской. Учитель К.Х. сказал, что Олькотт, думая сделать лучше, исправлял некоторые Утверждения Учителей и тем искажал их. Олькотт был весьма высокого мнения о своей особе, и недостаток этот с годами усилился в нем и много повредил ему. Дело в том, что вначале было запрещено выдавать слишком краткие сроки между перевоплощениями, и даже интеллигентные ученики с трудом принимали Закон Перевоплощения и тем более слишком краткие промежутки между перевоплощениями. Но сроки эти варьируются от немедленного вхождения в уже готовое тело до нескольких десятков лет и столетий, одним словом, до бесконечности.

Олькотт не имел непосредственного общения с Великими Учителями, только через посредничество Блаватской. Но Блаватская оставляла иногда заблуждения, которые не были тогда исправлены Учителем, ибо они были не ошибками, но лишь недоговоренностью. На что и было указано своевременно. Добавление двух-трех слов ставило все на место, и это было сделано позднее.

Нельзя давать малосведущим людям новые знания во всей сложности и полноте их. Кроме того, необходимо упражнять свои умственные способности и развивать свое мышление, только тогда приходит настоящее усвоение.

Олькотт был туп и упрям, обычное явление при самомнении. Но он был неплохим сотрудником и очень нужным для самой Блаватской как охранитель ее в Индии. (…).

Конечно, Великие Учителя пользовались центрами Блаватской, чтобы протолкнуть новое знание. Она иногда говорила под воздействием нескольких Учителей и в разном напряжении их Лучей. Блаватская была совершенно исключительным медиумом, ставшим медиатором под воздействием Владыки. Пользуясь ее центрами, для вящей убедительности Они набрасывали Майю Облика говорившего через нее Учителя. Олькотт страстно любил оккультные проявления, и приходилось иногда удовлетворять эту его страсть к феноменам.

Простые медиумы открыты для пользования их телами развоплощенными духами, часто очень низкого развития и даже преступным элементом среди них, и в этом страшная опасность медиумизма. Но Блаватская находилась под Лучами Великого Владыки и не могла, конечно, оявиться ни с кем другим. Е.П. Блаватская была духом исключительно мощным и высоким, принявшим медиумистическое тело для лучшего подхода к людям, и стала жертвой невежества окружавших ее людей. Ярые убили ее своим недоверием и преследованиями и не дали ей закончить ее миссию. Она не смогла написать Третий Том, который облегчил бы путь и следующим носителям Знания. Она должна была поведать миру о Борьбе Сил Света с Силами Тьмы, о наступающем уже Армагеддоне, также осветить деятельность Князя Мира сего. Именно могла написать о нем, ибо не была связана никакой личной кармой с ним, и он не мог вредить ей непосредственно. Том этот не состоялся, но он был так нужен тогда!

Третий Том «Тайной Доктрины», как он собран Безант, является сборником статей, оставшихся после нее, неопубликованных и даже не просмотренных ею окончательно. Там есть несколько интересных страниц и о сокровенных центрах. Е.П. Блаватская в своих писаниях больше сотрудничала с Учителем К.Х., но, конечно, Луч Великого Владыки был основным.

 

Все выделения курсивом, связанные с Олькоттом, от составителя

23.01.2015 15:48АВТОР: Составитель Татьяна Бойкова | ПРОСМОТРОВ: 2656




КОММЕНТАРИИ (3)
  • Сергей Целух24-01-2015 11:08:01

    Очень разумно поступила Татьяна Николаевна Бойкова, составив предупредительную работу об этом не очень-то стойком друге Елены Блаватской, теософе Генрихе Олькотте. Приведенные высказывания Елены Рерих лишний раз подтверждают, что к описанным сведениям этого человека надо подходить осторожно. Ведь в самые трудные моменты жизни Теософского общеста, когда решалась его судьба – быть ему или кануть в лету, когда началась массивная травля Блаватской и ее верных соратников, Олькотт первый дрогнул и предал Блаватскую. Только с помощью великих Махатм, верного ученика и помощника Джаджа, силой воли Елены Петровны, Теософское общество выстояло. Оно было спасено. Правда победило зло, исходившее от общества психических исследований и его злобных и продажных членов. Елена Ивановна Рерих подметила двуликую черту первого Президента Теософского общества – Г. Олькотта, его слабость воли, бесхарактерность и лукавость. Она осудила его и в тоже время рекомендовала внимательно читать произведения и дневник Олькотта– «Листы старого дневника», в котором переданы эпизоды из жизни Е. Блаватской, других теософов, Теософского общества и своей эпохи. Действительно, для нас Олькотт - живой свидетель создания Теософского общества, распространения теософии, как науки мудрости, как единомышленник и друг Елены Блаватской, но с недостатками. И все же мы будем терпеливо ждать появления на «Адаманте» продолжения перевода его интересных дневников. Также бы хотелось увидеть на нашем портале «Автобиографию Альфреда Синнетта», напечатанную в «Вестнике теософии» в №№ 10 и 11 за 2013 год, и перевод его книги «Эпизоды из жизни Е.П. Блаватской». Спасибо за умную статью. Сергей Целух.

  • Андрей Троицин24-01-2015 21:47:01

    Безусловно, следует прислушиваться к мнению и предостережениям Е.И. Рерих относительно Олькотта и написанных им трудов. Но, в то же время, следует иметь ввиду и то, что как Е.И. Рерих, так и великие Учителя совершенно справедливо учитывают и указывают на тот очевидный факт, что Олькотт являлся носителем, как бы сейчас выразились - непосредственной "эксклюзивной" информации о личности, жизни и деятельности Е.П. Блаватской. И обсуждаемый здесь "Дневник Олькотта", безусловно, несет в себе, как мы уже заметили из опубликованного на "Адаманте" отрывка перевода, много таких частных "эксклюзивных" интересных деталей, помогающих узнать о нашей великой соотечественнице много нового. Ну а допущенные им "умаления" и "неуместные, злобные замечания о ней" - мы постараемся распознавать и игнорировать.

  • Татьяна Бойкова25-01-2015 10:40:01

    Спасибо,Андрей, Вы совершенно справедливо пишете. Г.Олькотт действительно является носителем информации о нашей дорогой Е.П.Б., может быть чуть большей, чем многие другие, что находились рядом с ней в определённые моменты ее жизни. Так, например, мы как-то выложили на сайте воспоминания Ч. Ледбитора о Е.П. Блаватской. На нас тут же посыпалась критика, что Адамант уже вкладывает воспоминания Ледбитера, значит скоро можно ждать и А. Бейли. Нашей виной в тот раз было только то, что мы не добавили предисловия к этим его воспоминаниям о том, кем в итоге стал Ледбитер. Но если даже сильно оступившийся человек пишет добрые слова о своем учителе, то это уже похвально, а учитывая, что из крупиц подобных воспоминаний о Елене Петровне складывается необходимое нам целое, то это можно и нужно публиковать.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Ученики и последователи Е.П. Блаватской »