26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



День рождения Елены Ивановны Рерих отметили в Бресте


Е.И.Рерих

 

20.02.2023

 

12 февраля 2023 года исполнилось 144 года со Дня рождения Елены Ивановны Рерих (12.02.1879–05.10.1955), выдающегося философа, учёного, мыслителя, просветителя и общественного деятеля. Еленой Ивановной в сотрудничестве и под водительством Великих Учителей Востока была создана уникальная философская система познания Космической реальности «Живая Этика», в основу которой создателями был положен синтезе экспериментально-теоретической науки Запада и духовной созерцательности Востока. Живая Этика раскрывает перед человеком целостную картину жизни и законов Космоса.

 

Торжественное мероприятие, посвящённое Дню рождения Елены Ивановны в городе Бресте, состоялось 12 февраля в зале Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк». Оно было организовано сотрудниками Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и Культурно-просветительного общественного объединения «Маяк».

 

Во вступительном слове Анатолий Волков прочитал стихотворение Ирины Богдановской «Е.И. Рерих» и статью Людмилы Васильевны Шапошниковой «Великая дочь России».

 

«Елена Ивановна Рерих, в девичестве Шапошникова, родилась в Петербурге в 1879 году и умерла в 1955 году в Индии, в небольшом курортном городке Калимпонге, расположенном на склонах Восточных Гималаев. Ее недлинная жизнь, объединившая Петербург с индийским Калимпонгом, вместила в себя как бы несколько жизней и может быть представлена в виде трех витков спирали, уходящих вверх. И если смотреть на эту спираль снизу, с земли, то можно заметить, что нижняя спираль составляет как бы внешний круг, а спирали более высокие – внутренний. Если внешний круг, являя собой канву ее жизни, связывает ее с каждым из нас, то внутренний, будучи результатом ее духовного развития, ставит ее в один ряд с великими личностями нашей планеты. Мать Елены Ивановны была внучкой великого русского полководца М.И. Голенищева-Кутузова. В самой Елене Ивановне рано проявились богатые способности и незаурядная одаренность. Она была прекрасной пианисткой, тонко разбиралась в живописи и увлекалась индийской философией. Книги Вивекананды, Рамакриш-ны, Р. Тагора были ее любимым чтением. В 1899 году она встретила молодого художника Николая Константиновича Рериха и в 1901 году стала его женой. В 1902 году у супругов появился сын Юрий, а в 1904 году – Святослав. Так возникла та уникальная семья Рерихов, которая сыграла важную роль в русской и мировой культуре. Елена Ивановна была сердцем и главным устоем этой семьи. В 1918 году Рерихи уехали сначала в Европу, затем в Америку и после долгих мытарств попали в Индию, о которой мечтали еще в России. К этому времени Елена Ивановна сложилась как философ, писатель и общественный деятель. Николай Константинович называл ее другиней. Это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Она была вдохновляющим началом в художественном творчестве мужа. Большое количество своих удивительных полотен художник написал по замыслам своей жены. Но ее замыслы были не только в его картинах, трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Николая Константиновича, где бы их не было.

 

Они вместе участвовали в одной из крупнейших экспедиций ХХ века – Центрально-Азиатской и прошли по неизвестным тропам Трансгималаев. Тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, чуть было не кончившиеся гибелью экспедиции, – все это требовало не только выносливости, но и незаурядного мужества. «На коне вместе с нами, – пишет Н. Рерих, – Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрей, готовней и радостней была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании путевых забот. Никто не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было не мало поводов самого различного характера». В 1928 году, после завершения экспедиции, Рерихи создали в горной долине Кулу Институт Гималайских исследований. Елена Ивановна стала его президентом-основателем. И тут еще раз можно удивиться. Тонкий знаток искусства, уникальный философ, она довольно легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался Институт, и часто направляла их с мудростью хорошо подготовленного ученого. Ее мысль всегда устремлена в будущее, и она мечтала о том, что в долине когда-нибудь вырастет Город Знания, который со временем превратится в международный центр научного сотрудничества. Рерихи прожили в Индии многие годы, но так и не смогли вернуться на Родину. Им было отказано в визе. Там, в Гималаях, они пережили вторую мировую войну, стараясь помочь, чем возможно, своему народу. В 1947 году умер Николай Константинович. Елена Ивановна потеряла не только супруга, но и многолетнего сотрудника, чье творчество было неразрывно слито с ее мыслями, с ее видением Мира, с ее трудом. Она покинула Кулу и поселилась вместе со старшим сыном в уже упоминавшемся выше Калимпонге. Елена Ивановна продолжала там трудиться над книгами Живой Этики, или Агни Йоги, которые составили главный смысл ее жизни. С них начинается уже второй, более высокий виток ее жизни. Этот виток неожиданно отрывает нас от земли и выносит в просторы незнакомого нам космоса, неизбежность которого тогда, в начале ХХ века, предвидели лишь отдельные гениальные ученые, такие как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, П. Флоренский…

 

 

Философия Живой Этики, в создании которой участвовала Елена Ивановна, сотрудничая с Духовными Учителями востока, была посвящена особенностям процесса Космической эволюции. Живой Этике был свойствен целостный подход к осмыслению явлений природы и духовно-культурной эволюции человечества. Человек - неотъемлемая часть Космоса, находящаяся с ним сознательно или не сознательно в постоянном взаимодействии. Сам же космос – это одухотворенная сложная энергетическая система, существующая и развивающаяся согласно Великим законам, которым подчинено все, начиная от первоклетки, несущей будущую жизнь, и кончая межзвездным веществом. Этими Законами определяются движение планет и рост природных явлений, зарождение звезд и поведение человека, развитие Вселенной и особенности исторического процесса человечества. В этих взаимосвязанных явлениях различных масштабов и энергетических качеств и проявляется суть единства и многообразия макро- и микрокосма. Идеи и концепции Живой Этики не только звучали в унисон с процессом формирования на Земле нового мышления, которое стали называть космическим мироощущением, но и в значительной мере опережали развитие ряда знаний о человеке и мироздании. Со становления философии Живой Этики начинался третий, самый высокий, виток ее жизни – практической реализации самой системы.

«Ее жизнь на Гималаях, – писали ее сыновья в 1956 году, – была наполнена ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня, даже многие часы ночи, посвящались этому внутреннему деланию. Трудно себе представить то напряжение, которого требовала эта работа. Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим примером существование иного прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям». В этом безмерном своем труде на благо человечества, она никогда не забывала о России, гражданином которой она оставалась всю свою жизнь, отказываясь от каких-либо других гражданств. Елена Ивановна всегда верила в свою Родину, в ее возрождение, в ее лучшее будущее. Она работала во имя ее и завещала ей свое богатейшее культурно-философское наследие. В 1990 году младший сын С.Н. Рерих передал его в Москву в Международный Центр Рерихов. К таким ее ранее опубликованным трудам, как «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», два тома «Писем Елены Рерих» и многочисленным статьям, добавилось полное собрание ее писем, четыре тома которых уже увидели свет, и ряд других интереснейших материалов.

 

Наступил ХХI век, и чем больше проходит времени, тем большее значение обретают ее бесценные труды, без которых новое космическое мышление было бы неполным». [1]

 

В продолжении Наталья Неровнова и Галина Миронова познакомили присутствующих со статьёй Людмилы Васильевны Шапошниковой «Земной творец космической эволюции», в которой Людмила Васильевна раскрыла всю сложность, пройденного Еленой Ивановной Пути, важность которого полностью будет осознана человечеством в необозримом будущем.

 

 

 

«Настоящий период нашей эволюции, – пишет Людмила Васильевна, – требует развития космического сознания и перехода на новый, более высокий ее виток. Подобные эволюционные движения, связанные с изменениями сознания человечества, в истории нашей планеты происходили не однажды. И каждый раз это было связано с энергетическими космическими импульсами, в которых отражалось космическое творчество, сопровождавшееся новой энергетикой, новыми воплощениями на Земле и, наконец, новыми учениями. Сейчас для нас наступил такой момент. Именно в нем мы можем наблюдать, как никогда раньше, эволюционные космические процессы. В этот период наиболее заметна активизация, наряду с другими законами Космоса, трех следующих законов, свидетельствующих о том, что на Земле без космического творчества ничего произойти не может. И это естественно, ибо Земля – космическое тело, а никакое другое.

 

Первый закон Космоса, о котором необходимо упомянуть, – «Высшее ведет в эволюции низшее». Без водительства материи высшего состояния, в какой бы форме это ни происходило, эволюции материи низшего состояния не происходит. Второй закон – «В каждом явлении на Земле существует две стороны, земная и надземная». Без учета обеих сторон реальность явления не может быть постигнута. И наконец, третий закон, закон учительства – «Никакое знание или познание не может произойти без Учителя». Уровень учителя соответствует уровню ученика, начиная с земного учителя и кончая Учителем, представленным в цепи Космической Иерархии, уходящей в Беспредельность.

 

Космическая эволюция действует и творит через человека. Это творчество всегда конкретно и предопределено. Все, чем располагает космическая эволюция, идет через человека. Этот человек, будучи высоким духом, воплощается на Земле. Он на ней физически рождается. Плотная материя нашей планеты требует именно такого явления человека, нужного космической эволюции.

 

 

 

Мы знаем этих людей с древнейших времен. Мифологическое сознание знало культурных героев, мудрецов, богов и полубогов, всех тех, кто нес человечеству знания и изменял своими идеями и мыслями его сознание. Все они, являясь на Землю в человеческом воплощении, имели свои космические корни и связи с Высшим. Они как бы являются космическим мостом между материей различного состояния.

Именно в такое время космической эволюции появилась Елена Ивановна Рерих. Я не буду останавливаться на ее биографии, она известна большинству присутствующих. Остановлюсь только на трех моментах, без которых будет неясно все происходившее: это выбор Елены Ивановны для особой эволюционной миссии, затем проблема «оземления» и проблема понимания космической информации, связывающей миры различного состояния материи.

Пример Елены Ивановны в этом отношении во многом помогает понять один из важнейших процессов космической эволюции.

 

 

Начнем с определения ее как Ведущей. Полагаю, всем известна картина Н.К.Рериха «Ведущая». Она символична, и мы можем отнести ее к сути женского начала. Но стоит вспомнить, что эта картина была посвящена Елене Ивановне. Она была ведущей в своей семье – жена и мать, которая была другом и сотрудником своего великого мужа и главным водителем для своих сыновей. Вся семья держалась ее человеческим творчеством, интеллектом и сердцем.

 

Вместе с этим она являлась крупнейшим мыслителем на планете Земля, выполнявшим важнейшую космическую миссию, изменявшую сознание человечества. По отношению к ней космический Иерарх, ее Учитель, применил метод работы, который еще не применялся в творчестве космической эволюции на Земле. В течение 35 лет он передавал человечеству через Елену Ивановну знания, которые были объединены в философскую систему Космической реальности. Непосредственный и регулярный контакт Елены Ивановны с Учителем дал редчайший результат – полное понимание глубины передаваемого материала принимающим его. Высокая духовность Елены Ивановны, информация, принимаемая ее мудростью и расширенным сознанием, дали ей возможность избежать самой «оземления» в этом процессе и дать этой информации чистое космическое звучание.

 

Этому также способствовал проведенный космическими Иерархами эксперимент по повышению ее энергетики до уровня огненной. Этот эксперимент, успешно прошедший, имел двойную цель. С одной стороны, на Земле появился человек, принимающий космическую информацию глубоко и точно, без всяких искажений и извращений. С другой стороны, это был наглядный эволюционный пример того, какого высокого уровня в своем развитии может достигнуть человек на Земле. В свое время подобный пример был показан человечеству Великим Учителем Христом во время его преображения на горе Фавор. Главный результат этого эксперимента был связан с возможностью Елены Ивановны принять участие в космическом творчестве. И это не общие слова. Ее Учитель говорил о том, что именно Елена Ивановна соберет новый, шестой вид человечества. Это будет «человек духовный». Процесс собирания шестой расы Еленой Ивановной был понят многими не совсем правильно. И это отразилось и на рериховском движении. Многие считали, что Елена Ивановна должна была выбрать из нашего, пятого вида представителей для шестого вида. На самом деле все оказалось сложней и интересней. Участвуя в космическом творчестве, Елена Ивановна подготовила появление в наше время людей шестого вида человечества. Они возникали еще с конца 40-х годов XX века, никем не замеченные и не признанные, пока не началось их массовое появление в конце II – начале III тысячелетия.

 

Их явление было энергетическим импульсом для дальнейшего продвижения на Земле космической эволюции.

 

 

 

Участие Е.И.Рерих в Центрально-Азиатской экспедиции было важнейшим для тех эволюционных задач, которые выполнялись Рерихами.

 

В Гималайском районе Индии, в долине Кулу, где жили Рерихи, ими был создан Институт Гималайских исследований. Это было место зарождения науки, в которой использовалась новая система познания, сформированная в философии Живой Этики. И в новой науке, и в Живой Этике роль Елены Ивановны была ведущей. Приходится только удивляться ее научным знаниям, ее научному мышлению и пониманию основных проблем современной науки. Она мечтала о городе знания на нашей планете, но так и не дожила до реализации своей мечты. Будущее покажет, что мечта эта не была пустой.

 

В результате бесед с Учителем Елена Ивановна, систематизируя полученную ею информацию, создала целую серию книг Живой Этики – Философии Космической реальности.

 

За свою жизнь она написала тысячи писем с объяснениями положений Живой Этики. Практически она сформировала из этих писем ценнейший и уникальный источник, необходимый каждому изучающему философию Космической реальности. МЦР издал девять томов этих писем, и сейчас готовится десятый том, содержащий тематический указатель для изданного. Ни одно предыдущее Учение не имело такого источника. Если бы Елена Ивановна сделала только такой источник космического знания, то мы должны были бы считать ее великим мыслителем нашей планеты, но она сделала и много другого, что облегчает Земле переход на новый эволюционный виток.

Лишь немногие близкие ей люди знали цену титанического труда, который осуществлен был в течение недлинной ее жизни. Будучи человеком иного мира, неся в себе энергетику высокой вибрации, она естественно испытывала огромные трудности в своем земном существовании. В одном из своих писем она писала: «Мне трудно среди людей». И это была истинная правда. Разница в энергетике и сознании заставляла ее страдать и физически, и морально. Она работала во имя этих людей, во имя их будущего. Но те, во имя которых она совершала свой титанический подвиг, не обладали нужным сознанием, чтобы понять творимое ею. Земные люди еще не представляли себе ни космического сознания, ни космического сотрудничества. Они еще не были готовы к этому. Но в космической эволюции, среди творцов были только те, которые, трудясь среди низшего, опережали время, показывая при этом ценой своего здоровья и многих лишений им будущее. Такими творцами руководила огромная любовь к тем, кто еще находился на низшей ступени эволюции и не понимал этого. Безответная любовь, в какой бы форме она ни проявлялась, всегда ранит душу и сердце творцов космической эволюции, несмотря на их высокое сознание и высокую духовность, а возможно, и именно поэтому. До самого последнего дня Елена Ивановна продолжала трудиться во имя будущего, во имя тех, кому невежество и тьма заслоняли свет и красоту Космической реальности.

 

Через историю человечества проходили Великие Учителя и великие подвижники. Они отделены от нас веками, а иногда и тысячелетиями. И чем больше проходит времени, тем выше мы их почитаем. Нашим современникам, в самом широком смысле этого слова, выпала историческая честь, когда Великий Учитель и Великий подвижник оказались совсем рядом с нами, когда мы можем соприкоснуться с их мыслями, увидеть воочию еще не исчезнувшие их рукописи, прочесть их письма, написанные ими еще при нашей жизни, увидеть реальные результаты их творчества и труда, знать об их жизни, как знают их современники. Но сознание наших современников оказалось таким, что они не поняли и не заметили великой исторической личности, призванной изменить сознание и мышление человечества планеты Земля, личности, которая носила имя Елены Ивановны Рерих. Слепые, не заметившие ее, когда-нибудь проснутся и откроют глаза, если не они, так их ближайшие потомки. Хуже те, которые заметили, но оказались не в силах понять, что она собой представляет и сколь высока ее эволюционно-историческая роль, и, в раздражении собственного непонимания, нападают на нее, клевещут и извращают ее громадную роль в истории человечества планеты Земля.

 

Возможно, именно для них я хотела еще раз повторить, что Елена Ивановна Рерих вместе с самыми близкими своими сотрудниками Н.К.Рерихом, Ю.Н.Рерихом и С.Н.Рерихом сделала для всех нас. Да, поймут! А не поймут, пусть останутся нашим бессилием и позором и присоединятся к тем толпам невежества и тьмы, которых набралось так много за века и тысячелетия земного человечества.

 

Еще раз отмечая значение и роль Елены Ивановны в космической эволюции человечества, я должна сказать, что этот список ее деяний будет неполным. Будущее его пополнит еще не одним открытием. Согласно законам и закономерностям космической эволюции человечества, Елена Ивановна в творческом сотрудничестве с космическими силами подготовила Духовную революцию, которая началась в России на рубеже ХIХ–ХХ вв., и которая заложила основы нового космического сознания.

 

Все вышеупомянутое теснейшим образом связано с подготовкой на планете Земля Новой эпохи и нового вида человечества - «человека духовного». Ни XX, ни XXI век не имеют ни такого подвижника, ни такого творца космической эволюции, ни такой Великой личности, как Елена Ивановна. И нам всем надо об этом помнить.

 

...Я вижу, и не один раз, стоящее на высоком берегу широкой реки грандиозное здание – «Научный институт космического мышления». А перед ним высокая фигура из белого мрамора. Скульптура Елены Ивановны Рерих. Я уверена, что это сбудется. Трудно сказать когда. Но это уже неважно, ибо Елена Ивановна, великая подвижница космического плана, выполнила в этом тяжелом и плотном мире свою космическую миссию, которая должна быть достойно оценена благодарным человечеством». [2]

 

В завершении торжественной встречи присутствующим была показана литературно-музыкальная слайд-программа, посвящённая Елене Ивановне Рерих, «Огненное творчество Космической Эволюции». Программа создана по материалам статьи Людмилы Васильевны Шапошниковой «Творец Космической Эволюции», опубликованной МЦР в сборнике «Мудрость веков». Ознакомиться с программой можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/gwqCPeYttvzAAQ

 

В течение праздничного мероприятия звучали музыкальные произведения в исполнении Анатолия Волкова (скрипка) и Натальи Неровновой (фортепиано): Бах-Гуно «Аве Мария» и К. Сен-Санс «Лебедь». А также в исполнении Гедзик Галины (фортепиано) прозвучала фантазия И.С. Баха.

 

_________________________________

1. Шапошникова, Л.В. Земной творец космической эволюции. Материалы Международной научно-общественной конференции «130 лет со дня рождения Е.И. Рерих», 8-11 октября 2009.

 

2. Шапошникова, Л.В. Земной творец космической эволюции / Мате-риалы Межд. науч.-общ. конф. «130 лет со дня рождения Е.И. Рерих», 8-11 октября 2009.

 

Посмотреть фотогалерею мероприятия. Фото А.Волкова.


 

24.02.2023 08:25АВТОР: составитель А.Волков | ПРОСМОТРОВ: 227


ИСТОЧНИК: www.icr.by



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »