22 июня 2022г. открылась выставка картин художника Сикандера Джангры и его коллег в ММТР (Индия) – зеркало современных тенденций в индийской живописи. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



В чаше ребенка засияет зародыш зерна культуры. Часть II. Шалва Амонашвили


Часть II

Вы помните о прерванной цитате?
Продолжим её. Владимир Иванович Вернадский далее в своём дневнике пишет:
"Сейчас каждый из нас должен искать устоев новых для жизни, проверить богов, которым он поклоняется, совершить в своей душе переоценку духовных Ценностей"...
Поспешим задать вопрос великому учёному: "Нельзя ли отложить заботу об образовании на потом, когда наступят лучшие времена? Да где искать нам столько сил, чтобы воспротивиться насилию времени?"
Вот что он скажет нам:
"Где искать опоры?
Искать в бесконечной силе духа.
Нельзя
отложить заботу
о великом и вечном
(это он об образовании – "великое и вечное")
на то время,
когда будет достигнута для всех
возможность удовлетворения своих элементарных нужд.
Иначе будет поздно.
Мы дадим материальные блага в руки людей,
идеалом которых будет – "хлеба и зрелищ".
Есть,
пить,
ничего не делать,
наслаждаться любовью"...
Простите, дорогие коллеги!
Вновь прерываю мысль, чтобы насторожить Вас: будьте далее особо внимательны, ибо задеваются наши Честь и Достоинство, наша педагогическая Совесть.
Итак:
"...Неужели учитель
может удовлетвориться,
когда он будет воспитывать
Скалозубов,
Молчалиных,
жадных до денег банкиров,
обжор,
эгоистов?!"
Что же нам остаётся?
Вот что: сказать хором, с чувством подъёма духа:
– Нет, нет, нет!.. Мы – учителя Культуры! Мы не можем совершить предательства!
Преданность учителя Свету есть источник Культуры образования.
Культура Образования не зависит от времени и обстоятельств, от условий жизни. Она зависит только от Совести учителя.

* * *

Нельзя отложить заботу о великом и вечном.
Нельзя допустить такое, какие бы ни были времена и нравы...
– Ребята, найдите поэму Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"! – сказала пожилая учительница, мудрая и добрая, своим ученикам.
Любовь к учительнице заставила каждого искать книгу. Было трудно, но сделали.
– Будем читать и размышлять! – сказала она на второй день.
Читали день, читали два...
Читали в течение полугода...
Читали до последнего дня учебного года.
Читали медленно, размышляли.
Перечитывали, углублялись.
Читали и влюблялись в героев.
Читали и восхищались мудростью.
Читали и впитывали возвышенную речь.
Философствовали о духовности.
Писали сочинения, научные статьи.
Выпускали номера рукописного журнала "Нестан и Тариэл".
Устраивали симпозиумы и конференции о мудрости, о прекрасноречии Руставели.
Жили поэмой, жили в духе рыцарства, дружбы, возвышенной любви, преданности.
Жили мыслями о подвиге.
Расширялась душа "лучшими побуждениями".
Кипела духовная жизнь, в ней прекрасные образы слагались в мировоззрение.
По коридорам школы шествовали утверждённые и строгие программы и учебники.
В них возвеличивалось грубое, материалистическое сознание, идеология.
В них утверждался культ вождя.
А в классе расцветала другая жизнь – она утверждала культ Культуры.
Вера. Духовность. Свобода. Мысли...
На улице стоял 1948 год.
В классе жила Вечность.
А Учителя звали Варвара Вардиашвили.
С тех пор "Витязь в тигровой шкуре" не расстаётся со мной.
Дорогие коллеги!
Вы можете не бояться меня.
Не бояться ни одного грузина, который пропитан духом "Витязя". Из них ни один никогда не сможет стать предателем, криминалом, человеком без совести. Ибо в них Культура "Витязя в тигровой шкуре".
Эта поэма – Пятое Евангелие для грузина.
Хотите, прочитаю Вам строки из поэмы?
Послушайте, пожалуйста.
(начало, отрывок)
Постскриптум. Откуда-то берутся "министры" великого и вечного, которые скажут нам, что уже не время учить в школе "Витязя в тигровой шкуре", Евгения Онегина", "Войну и мир "...Кто-то очень старается денационализировать Образование, то есть, объявить его вне национальной Культуры.
Вы пойдёте за такими министрами?
Вы подчинитесь их приказу?
А я, по-вашему?

* * *

– Дети, дети, там опасно!
– Но надо пройти!
– Вы можете упасть в пропасть!!
– Но надо пройти!!
– Вы не боитесь?!
– Но надо пройти!!!
– Тогда пустите нас вперёд!
– А вы не боитесь?!
– Но надо же пройти!

* * *

Я улавливаю в себе одно хрупкое обобщение.
Позвольте передать Вам его в виде притчи.
Было два брата – добрый и злой.
И было у них поле. Решили посеять пшеницу.
Встал добрый брат утром рано, взял из амбара мешок зерна и, восхваляя и благословляя песнею землю, посеял. Поняла земля песню человека и приняла каждое зёрнышко.
После полудня злой брат тоже взял мешок зерна, ибо не знал, что брат уже посеял и, проклиная землю и труд крестьянина, разбросал в поле семена. Земля не поняла злобу и неблагодарность человека и отвергло каждое семя.
Настало время, пришли братья в поле и увидели богатый урожай.
– Это мой посев! – с гордостью воскликнул злой брат.
Но добрый брат ничего не сказал, он был рад богатому урожаю.
Земля – это дети.
Братья – это учителя и воспитатели.
Зёрна – образы, которыми взрослые заполняют духовный мир детей.
Мораль: мы – сеятели в духовном мире ребёнка, а сеять нужно с любовью.

* * *

Взрослые, взрослые, вы знаете мудрость, как ходить над пропастью?
– Как?
– Красиво!
– Почему?
–  Чтобы забыть о страхе. Да ещё ходить нужно с верою.
– Почему?
– Чтобы выросли крылья. Да ещё смотреть нужно не в пропасть, а в небо.
– Это ещё зачем?
– Чтобы в случае чего взлететь ввысь!

* * *

Дорогие Коллеги!
Осмелюсь ещё раз побеспокоить вас по поводу педагогической философии Культуры.
Нам нужен свой взгляд о налаживании явлений жизни как инструментов оркестра. Как уже знаем, именно в этой деятельности духа развивается Культура.
Попытаемся изложить этот взгляд в виде основных постулатов и сделаем это безо всяких претензий на открытие.
Первый постулат.
Существует два мира, в которых выражается наше человеческое бытие.
Это мир материальный, иначе, мир внешний, и мир духовный, иначе, мир внутренний. Также существуют
соответственно формы жизни: жизнь в материальном мире и жизнь в духовном мире (духовная жизнь).
Жизнь в материальном мире есть внешняя, проявленная часть жизни духовного мира. Духовная жизнь многократно богаче, многограннее и многомернее, чем жизнь в материальном мире. То, что свершается в материальном мире в качестве разного вида деятельностей и их продуктов, есть проявление воли духа человека.

* * *

Второй постулат.
Внешний мир населён людьми и всеми теми сущностями, которые создала Природа, сотворил Творец. Этот мир богат многообразными формами материи. Человек, общаясь с другими людьми, занимаясь творчеством и трудом, преобразовывает материальный мир, создаёт в нём новые формы.
Внутренний мир населён образами и явлениями жизни (назовём последние тоже образами). Образы возникают в нём из двух источников: из внутренних и внешних. Нам будет трудно разграничивать образы по источникам, указав на одни, как родившиеся из внутреннего источника, и на другие, которые привнёс внешний источник. При старании, видимо, такую работу с большей или меньшей точностью можно проделать. Но для нас это не главное. Важнее то, что внутренний мир имеет своих "жителей", и он постоянно пополняется. Так как образы во внутреннем мире ведут себя в какой-то степени самовольно, часто помимо нашей воли и нашего сознания, то можно сказать, что они наделены неким разумом, они живые и разумные сущности нашего духовного мира.

* * *

Третий постулат.
Духовный мир строится, и жизнь в нём протекает совершенно по другим законам. Это связано, в первую очередь, с особым проявлением в нём времени и пространства.
В материальном мире время и пространство имеют свои ограничения; они выражаются в понятиях: прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра); здесь, там, близко, далеко, вверх, вниз и т.д.
Та действительность, которая отражается в этих понятиях, в духовном мире не существует. Духовный мир и жизнь в нём не признают деления времени на прошлое, настоящее и будущее. В нём всё происходит всегда и всюду, что равносильно выражению "здесь и сейчас", только не в том земном понимании, что сейчас или никогда, а в духовном: всё происходит всегда и там, где это нужно. Духовный мир строится на этой основе, он без времени и пространства.
Те образы, которые возникают в духовном мире из внутреннего и внешнего источников, там сливаются в едином потоке жизни. Сущности (образы, явления жизни) духовного мира, раз они там поселились, обретают иное состояние бытия, отличающееся от состояния
всего в материальном мире: они не имеют возраста, не стареют и не молодеют, они только познаются, наполняются смыслом, настраиваются.
Вечность для материального мира – это нескончаемое будущее, а беспредельность – это не имеющий границ "там".
Вечность для мира духовного – это неугасаемый огонь мгновения, миг. Этот миг не измеряется, ибо по сути своей он безвременен. А беспредельность – это здесь и всюду, ибо нет такого места – далеко".

* * *

Четвёртый постулат.
Одно из важнейших условий качества духовной жизни связано с качеством и количеством образов. Качество образов определяется такими критериями, как красота и изящество, возвышенность, открытость. Качественными могут быть образы любви, доброты, радости, сорадости, сострадания, великодушия; образы науки – законы природы, строение веществ, целостная картина мира; образы героизма, преданности, служения, самопожертвования; образы труда и творчества и т.д.
Чем больше будет таких – светлых – образов в духовном мире, тем многограннее и богаче станет там жизнь. Духовный мир не может быть перенаселён.

* * *

Пятый постулат.
Теперь пора вспомнить о "чаше", с которой приходит в земную жизнь каждый человек. Не будем дотошно выискивать, что это за "чаша" и откуда она. Примем как допущение, как веру, что "чаша" оттуда же, откуда и вся Вселенная с её духовными и материальными мирами. Нам важнее знать, что "чаша" эта "неупиваема". Сказано: "В "Чаше" лежит крылатый ребёнок", "Где-то в глубине "Чаши" сияет зародыш зерна Культуры". В "чаше" записаны также смысл и предназначение человека, его миссия.
"Чаша" не сосуд, в котором хранятся наши истоки. В ней – наше высшее "Я", от которого и через которое идут импульсы к лучшим побуждениям; там мы могли бы искать причину наших устремлений к совершенствованию, к Свету.

* * *

Шестой постулат.
Как в духовном мире может происходить настраивание жизненных явлений, наподобие инструментов оркестра, их сосредоточение в фокусе жизни?
Жизненные явления или образы мы назвали живыми и мыслящими сущностями духовного мира. Но они сами по себе не настраиваются. Это только в той мере, в какой позволяет беспорядочное движение. Так что нужен "настройщик". Но это не тот случай, когда в материальном мире мы вызываем настройщика рояля, тот настраивает его нам, а мы потом играем. Говоря иначе, в духовном мире не вызовешь "настройщика" из материального мира. Никто из внешнего мира не в состоянии настраивать духовный мир другого. У духовного мира свой "настройщик", он знает, как гармонизировать образы и жизненные явления, как их наслаивать, как переплавлять в фокусе жизни, чтобы получилось эволюция, восхождение, совершенствование, в целом же, сдвиг в Культуре. Но "настройщик" требует от хозяина, чтобы тот был внимателен к нему, встречал его, помогал в работе, учился у него настраиванию тех или иных групп образов в единое целое. То есть, изначальная устремлённость к совершенствованию должна перейти в другое, высшее качество – в сознательную устремлённость – самоусовершенствование. Вот такой "настройщик" в духовном мире: Это долгое и терпеливое старание души – непрерывно, постоянно созидать в себе Культуру. Проходит оно, в основном, незаметно, неуловимо даже тогда, когда подключаются воля и сознание. И человек не сможет назвать дату, когда именно достигнуты те или иные продвижения, хотя видит, что прогресс есть.

* * *

А теперь седьмой постулат, самый важный для нас.
Может быть, дорогие Коллеги, Вам показалось, что воспитывать Культуру в Ребёнке мы не сможем в силу того, что внутренний мир не допускает "настройщика" из внешнего мира?
Позвольте мне тогда сначала напомнить, что означает слово "воспитание" в его духовном смысле: воспитание есть питание духовной оси образами.
Представим себе такую картину: мы сидим у камина и наблюдаем, как таинственно и прекрасно танцуют языки пламени. Нам неизвестны причины, почему они сейчас так играют и переливаются, но надо полагать, что невидимый нам "настройщик" ведёт свою созидательную деятельность. Однако если заметим, что огонь слабеет и вот-вот погаснет, разве не догадаемся об одной, от нас зависящей причине: надо добавить в камин поленьев? И как только мы это сделаем, огонь станет ещё сильнее, и тогда языки пламени продолжат свой таинственный и более прекрасный танец.
В чём же наша исключительная роль в воспитании Культуры?
В том, чтобы питать Духовный мир, постоянно снабжать его образами, только возвышенными и прекрасными.
Но откуда брать нам эти образы, которым не будет счёта?
Их нужно брать нам из собственного духовного мира.
Говоря иначе, то, что поступает в нас из внешнего мира и возникает из духовных источников, мы облагораживаем, возвышаем, развиваем. Вот этими образами мы и должны снабжать духовный мир наших учеников и воспитанников.
Воспитание Культуры происходит в диалоге духовных миров. А лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой. Вот такое "тихое", незаметное, естественное воспитание.
Вы понимаете, дорогие Коллеги, к чему я клоню?
К тому, чтобы учитель, воспитывающий Культуру, сам должен быть устремлён к высокой Культуре, сам должен быть занят самоусовершенствованием. Только не говорите, что кому-то уже много лет и потому уже не время этим заниматься. Не забудем мудрость: "Когда живём в беспредельности, ничего никогда не кончается, а всё только начинается".
Жизнь по образу Культуры сделает нас нескончаемым источником прекрасных образов, которые дети незаметно будут вбирать в себя.
Но если к этому добавим и осознанную устремлённость к воспитанию, как делала эта глубоко почитаемая мною Варвара Вардиашвили, то в жизни наших воспитанников свершим чудо.
Однако, какие образы могут поступать от бескультурного учителя и воспитателя?
Безобразные образы. Какие ещё?
И каково будет внутреннему "настройщику", если он умеет творить только по законам Красоты, а не по-другому?
Если вместо высушенных поленьев мы бросим в огонь куски изношенных шин, огонь начнёт дымить и чадить, и мы, окружающие, задохнёмся.

* * *

В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
Велика эта Истина!
Она способна побудить учителей Света к подвигам и творчеству.
Надо пробудить зародыш.
Чем пробудить?
Чем же другим, если не теми же самыми силами, что есть основы Культуры: Любовь, Красота, Знание! Пусть будет только Культура состоянием нашего духа.
...Маленькая сельская школа.
Мы с вами наблюдаем за работой учителя.
Играют дети, шумят, шалят.
Один крестьянский мальчик больно ударил девочку палкой по руке.
Она заплакала. Бежит к учителю, который к тому же и её отец. Просит защитить её и наказать мальчика.
Обидчик отошёл в сторону, напуган.
Можете угадать, дорогие Коллеги, каким будет решение учителя?
Не таким, какие бывают, когда Любовь, Красота и Знание блуждают в педагогическом сознании бесприютно, не понимая, зачем они там, а закон - "зло наказуемо" торжествует.
Решение сельского учителя будет странным, ибо он одержим своей Педагогической Культурой.
Он усаживает девочку себе на колени, что-то ей нашёптывает на ушко; она успокаивается. Потом тихо говорит: "Иди к нему и угости его малиновым вареньем".
Лакомиться вареньем деревенскому мальчику приходится не часто. Однако он ждёт не угощенья от девочки, которой сделал больно, а наказания от учителя.
Сашенька подходит к нему и протягивает баночку с вареньем.
– Ешь, очень вкусно! – говорит она улыбаясь, как будто не было никакой обиды, но слёзы на глазах ещё не высохли.
Мальчик поражён.
Ну как, он наказан или не наказан?
В "чаше" его сияет зародыш зерна Культуры.
Что сделает угощение вареньем взамен худших ожиданий?
Пробудит зародыш или воспрепятствует его проявлению?
Пройдут годы, он повзрослеет. Чем станет это явление жизни в его духовном мире?
Моя гуманная педагогика, которая есть Педагогика Культуры, учит меня:
– Погрузите Ребёнка в море доброты, и всякое зло, если есть в нём такое, потонет.
– Держите  Ребёнка в мире  Красоты,  и всё безобразное, если есть в нём такое, покинет его.
– Бросайте Ребёнка в огонь Любви, и всякая ненависть, если есть в нём она, сгорит.
Но вот какой вывод сделали американские учителя, которым очевидец этой истории рассказал о варенье: "На следующий день этот мальчик должен был ударить девочку палкой по другой руке". Значит, мальчика надо было наказать, а не угощать вареньем.
Но он же был поражён?
В нём же родилось явление жизни?
Воспитание с недоверием?!
Не собираюсь обсуждать, что могло бы произойти с зародышем Зерна Культуры в "чаше" мальчика, следуя американскому варианту решения педагогических проблем.
Сделайте это сами, если охота.
Я же в своём воображении много-много раз буду посещать Яснополянскую школу, буду созерцать, как Лев Николаевич Толстой творит этот необычный педагогический образ, и восклицать в Душе: "Ой, какая утончённая Любовь к детям! О, как красиво преподносится она им! О, какие глубокие знания души ребёнка!"

* * *

– Дети, дети, что это?
– Факел!
– Зачем он нам?
– Чтобы хорошо видеть!
– Что видеть?
– Свет во тьме!

* * *

Почему эта школа так грустно выглядит, что за вывеска у входа?
Подростки толпятся во дворе – девочки, мальчики, курят, грубо шутят, плюются, толкают друг друга.
Ребята, вы тут учитесь? Что это за школа?
Специальная? Противная? Для дураков? Ну-ну, не надо так шутить!
Значит, школа выравнивания!
А вы "выравниловцы?"
Почему в этой школе так много вас из детского дома?
Другие школы вас не принимают, считают, что раз вы из детского дома, значит, малоразвитые, и вас сразу надо выровнять. А себя называют "элитарными", видите ли, "кадетская школа", "благородная гимназия", некий лицей...
Понятно!
А вы, ребята, тоже из детдома?
Тогда почему вы не там, в "элитарных"?
Вас "выперли" оттуда?!
Психологи решили вашу судьбу? По какой причине вас направили в "школу выравнивания"?
Просто избавились от вас?
Из-за двоек?
Из-за нарушения дисциплины?
Из-за драки?
Из-за того, что родители не смогли заплатить какие-то "взносы"?
А учителя ваши, наверное, не хотели с вами расставаться, как никак, они, должно быть, хоть чуточку любили вас...
Расстались с радостью?
Там так и угрожают ученикам, что нерадивых направят в "уравниловку"?
А как родители, они не защищали вас?
Как это – "кто их спрашивал"!
А богатые родители?
Значит, детей богатых родителей, что бы там ни случилось, не трогают!
Среди вас есть хоть один из богатой семьи?
Ни один!
Многие из вас не имеют отцов, они бросили вас.
Грустно!
А как в этой школе вас приняли, радостно?
Чего вы смеётесь? Это же, как бы она ни называлась, школа, дом радости!
Как вы себя чувствуете в этой специальной школе?
Наверно, учат совершенно по-другому, чтобы вас быстрее выровнять и отправить обратно, не так ли?
Учат хуже?! Странно!
А как к вам относятся, с уважением?
Вас унижают? Не может быть!
Какими словами? Ой-ой, не повторяйте, пожалуйста!
Вы стыдитесь вашей школы? Скрываете от других, где вы учитесь?
Ну, конечно, кому понравится такое клеймо!
А вы сами, ребята, чувствуете, что вы и вправду, простите за такое слово, "слаборазвитые", "трудновоспитуемые", "труднообучаемые"?
Вы такие же, как все!
Отлично.
Тогда вот что мы вам предлагаем: давайте изменим в школе всё-всё! Сделаем так, чтобы школа стала обычной средней общеобразовательной, а эту вывеску-табличку похороним где-нибудь во дворе!
Вы нам поможете?
Сделаем школу элитарной?
Не надо шутить, мы всерьёз!
Сейчас в школе нет начальных классов. Какая мама, какой папа приведут сюда в первый класс своё чадо и сразу обрекут его на умственную отсталость? Но сделаем, чтобы были и начальные классы.
Ничего не получится?
Это почему? Вы не верите в себя?
Ах, вы не верите в учителей, они не согласятся!

* * *

Учителя, почему вы такие озлобленные и недовольные? Вас кто-то обидел?
Дети?! Как они могут обидеть вас?
Какие они, вы говорите?
Недоношенные, неполноценные, кретины, дебилы...
Ой, ой, какие выражения!
Невоспитанные, подонки...
Где их надо держать? В колонии для несовершеннолетних правонарушителей?!
Не пробовали быть воспитателями?
Даже в колонии для несовершеннолетних стараются перевоспитывать детей. А вы не занимаетесь этим? Не пробовали быть с ними добрыми, уважать их, проявлять к ним любовь?
Они этого не поймут?
Они этого не заслуживают?
Почему? Они же ваши, ваши дети?!
У вас нет времени на благотворительность? Надо успеть пройти программу?
А успеть, чтобы в человеке состоялся человек, не надо?
Послушайте, вот какую Благую Весть мы хотим сообщить вам: "В "чаше" Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры", и он рано или поздно прорастёт".
Вы не радуетесь этому?
Не врите?
Не верите в то, что хотя бы в одном вашем ученике имелась какая-то чаша, где сокрыто зерно Культуры?
Тогда во что вы верите?..
Скажите, пожалуйста, кто из вас считает себя человеком Культуры?
Все!
Все вы культурные! Тогда почему же такое бескультурье в вашем образовательном мирке?
Вы оправдываете образование без Культуры?
Культура с палкой?
С такими детьми по-другому нельзя?!
Тем не менее, предлагаем испытать свои творческие возможности.
Давайте изменим в школе всё-всё!
Начнём жить на основе высокой человеческой Культуры.
Любовь. Красота. Знание...
Духовность...
Духовная общность...
Воспитание личности...
Воспитание сердца...
Возвеличивание Блага...
Похороним понятие "выравнивание", оно наш стыд и срам...
Вот такой подвиг учительской души!
Зачем вы хмуритесь, учителя?
Почему вы так иронически улыбаетесь?
Утопия?
Чему вы не верите?
В самих себя не верите или в ваших учеников?
Так решайте: поможем нами же униженным молодым людям оживить в себе зародыш зерна Культуры, или убережём в себе свои авторитарные убеждения?
Значит, вы все покидаете школу...
Остаются только двое "фанатов"...
Ну что же, воля ваша.
А мы наберём новый коллектив учителей и попытаемся сложить из него педагогический ансамбль, который прославит Культуру...

* * *

Дорогие Коллеги!
Это – действительность экспериментальной школы № 200 города Москвы.
Школа выравнивания спустя два года прошла аттестацию и получила лицензию обычной средней общеобразовательной школы. Открылись начальные классы,
Ученики оправдали ожидания.
А учительский ансамбль выполнил симфонию на тему Гуманной Педагогики.
Славных дел без славных предводителей не бывает
Назову тех, кто своим талантом и преданностью к детям настраивал педагогический ансамбль:
Марина Игоревна Шишова, директор,
Марина Николаевна Абрамова, завуч. Они провозгласили в школе свой манифест:
Почитать Свет.
Утверждать Красоту.
Возвеличивать Благо.
Радоваться Познанию.
Жить в Сотрудничестве.
Пылать Сердцем.
Дарить любовь.
Проявлять Мужественность.
Восполниться Терпением.
Созидать в Творчестве.
Чтить Ежедневность.
Верить в "Чашу" Ребёнка. Что Вы на всё это скажете?

* * *

Мальчик размечтался перед сном.
"Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он, – давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет".
И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям.
"Построю великолепный Храм".
Но сразу передумал: "Храмов прекрасных очень много".
Подумал ещё: "Сочиню необыкновенную Песню!"
Но опять замешкался: песен тоже много.
"Лучше изваяю нерукотворную скульптуру!"
И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.
И он загрустил.
Так и заснул с этой грустью.
И увидел сон.
Пришёл к нему мудрец.
"Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?" – спросил он.
"Да, очень хочу!" – с жаром ответил мальчик.
"Так подари, чего медлишь?"
"Но что, – всё уже сотворено!"
И начал перечислять:
"Хотел построить Храм, но все храмы уже построены"...
Мудрец прервал его: "Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты"...
Мальчик продолжил: "Хотел сочинить Песню, – но их тоже много"...
Мудрец опять прервал его: "Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том"...
"Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?"
"Да, – сказал мудрец, – не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить им Храм твой".
Мальчик удивился: "Ведь всё уже сделано!"
"Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты", – сказал мудрец.
"И что это за Красота, которая выпала на мою долю?"
И произнёс мудрец волшебным шёпотом: "Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай её. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получат планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую ещё не познал никто".
Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: "Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!"
Дорогие Коллеги!
Прочитайте этот рассказ вашим ученикам. Может быть, кому-то он поможет понять, как твориться Культура?

* * *

– Дети, дети, запомните, это – ненависть!
Дети: – Покажите нам красоту Любви!
– Это – предательство!
Дети: – Покажите нам красоту Преданности!!
– Это – вражда!
Дети: – Расскажите о красоте Единения!!!
– Послушайте, дети, надо же знать всё?!
Дети: – Дайте всё, только от Прекрасного!

* * *

Сказано: "Где есть знание, там явление Культуры".
Но не всякое знание, не мёртвое, а живое.
Однако во всём наборе образовательных знаний живые знания выглядят, как пасынки.
Что есть мёртвые знания?
Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.
Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.
В общем, мёртвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Живые знания составляют Культуру Образования.
Они – живительная влага для зародыша зерна Культуры.
Живые знания – те, которые:
– одухотворяют и облагораживают человека,
– влекут к горизонтам науки,
– способствуют творить новую жизнь,
– воодушевляют мысль на новые поиски,
– будут цвести в жизни как бутончики роз, – несут просветление и эволюцию.
– Живые знания – огонь познания.
– Мёртвые знания – душители познания.
– Живые знания – крылья.
– Мёртвые знания – гири на ногах.
Но принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно в этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира.
Сказано ещё: "В знании свершается великая неограниченная эволюция".
Имеются в виду новые знания.

* * *

Страсть к Красоте и Знанию – природа детей.
Дети – учёные без предрассудков, ищут Истину, которая есть лик Красоты Знания.
Дети – учёные без страха, допускают, испытывают, ищут, порой рискуя жизнью.
Дети – учёные без ограничений мысли, охватывают видимое и невидимое, близкое и отдалённое, духовное и материальное, космическое и земное.
Дети – учёные без узкой специализации.
Дети – жаждущие и дарящие Знания.
Дети – с чувствознанием.
Дети – учёные с верою.
Кто сказал, что дети не любят учиться, что в них лень?
Это заблуждение.
Что же остаётся детям, если мы не признаем зародыш зерна Культуры, или, ещё хуже, наступаем ногой на "чашу"? С ними произойдут превращения, из-за которых будем винить и же самих.
Так и делаем.
Кроме того, что не доверяем и принуждаем, допускаем ещё одну оплошность: дробим целостные знания на мелкие кусочки, превращаем их в длинный ряд пронумерованных упражнений, примеров, задач, заданий, параграфов и заставляем выполнять и заучивать их.
Вот и нам задача: если раздробим целостную картину мира на тысячу мелких кусочков и на тысяча уроках будем давать ученикам разглядывать и запоминать по одному кусочку, неужели получится, что на последнем уроке каждый расскажет и покажет нам эту же самую целостную картину мира?
В ребёнке заложен естественный закон познания: видеть часть в целом, а целое – в части. Только в таком движении мысли он видит и чувствует Красоту Знания и радуется ей.
Дети хотят познать не кусочки облаков, но небо с облаками.
Они радуются не тусклой звезде, но Звёздному Небу.
Они видят не травинку в поле, и цветущее поле.
Они играют не с песчинкою, а с песком.
В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою.
Лишь через образ целого они устремляются к частям, не забывая о том, что в частях тоже просвечивается целое. Так чувство Красоты становится непрерывным.
Во всём этом и заключена одна из тайн взращивания и усиления познавательного интереса.
Дети ждут от нас понимания: "Дайте нам синтез знаний, дайте чувствовать Красоту науки и знаний, и мы порадуем вас своим устремлением".
Сказано: "Лик Красоты и Знания излечит народ от распущенности мысли и укажет путь великих достижений духа".

* * *

Из источника знаний напились семеро юношей.
И что мы видим?
Один превратился в сейф.
Второй торгует на базаре.
Третий хвастается на площади.
Четвёртый разгуливает с поднятым носом.
Пятый ликует перед учёными.
Шестой воображает свой памятник.
Седьмой же ходит с учениками.
Среди них один – Светоносец.

* * *

В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
А вокруг бездуховность, неверие, хула, лжепророки.
Культура – враг тьмы, враг лжепророков. Она верна Творцу.
Спешит Светоносец к детям.
Знает он: "Знание, которое вызывает вражду против бога – злое знание. От него войны, разрушения, ужасы, не раз посещавшие Землю".
Отгоняет от "чаши" тьму.
Взывает Волхвов Востока, чтобы принесли они чистые, духовные знания и оросили ими "чашу", где зародыш зерна Культуры.
Ибо сказал Мудрец: "Пробуждение Духовности является космическим условием".

* * *

В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
А вокруг вовсю разгуливает суррогат Культуры.
Культура растеряна, просит помощи.
Спешит Светоносец к детям. Он мечом своим поражает ложь, отгоняет её от "чаши".
И взывает к девяти богам муз во главе с их покровителем Аполлоном свершить правосудие над суррогатами и ложью.
Призывает общество защитить детей от бескультурья. Защитить их от дурной музыки, дурных зрелищ, дурных развлечений, дурных взрослых.
Пусть проявится зародыш дерна Культуры!
Сказано: "Отрицая Культуру, заменяя её технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон".

* * *

В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
А вокруг гул сквернословия, дурноречия.
Культура задыхается от эманации разлагающейся речи.
Потому спешит к детям Светоносец.
Он рассеивает от "чаши" удушающие газы.
Складывает потоки доброречия, любовноречия, мудроречия, прекрасноречия, чуткоречия. Обильно поливает ими зародыш зерна Культуры и шепчет мудрость: "Язык есть летопись народа. Словарь есть история Культуры".
Пусть не забудет об этом сияющий зародыш.
В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
А вокруг оплетается всё плесенью собственности.
Культура не терпит чувства собственности – оно губительно и разрушительно.
Спешит Светоносец к детям расчистить окружение "чаши" от плесени, чтобы зародыш не заразился.
Расскажет детям: Был богатый человек, и мудро вёл своё хозяйство, и всё больше богател. Но не было у него чувства собственника, а была светлая мечта. И написал он об этом дочери:
"Моя идея была с самых юных лет наживать, для того чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях".
Так мир получил от Павла Михайловича Третьякова Третьяковскую галерею картин.
Вот такая собственность без чувства собственника.
Может быть, сияющий зародыш настроит когда-либо свои жизненные явления на лад этого образа?

* * *

В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
А вокруг него растрата смысла жизни и потеря пути.
Культура не приемлет жизнь без смысла жизни.
Спешит Светоносец к ученикам.
Он сметает паутину уныния и блуждания вокруг "чаши".
Потом открывает пожелтевшую от времени тетрадь и читает строки, чтобы услышал зародыш Культуры:
"Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое о том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть моё призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь – как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности..."
Так мир получил великую науку от Владимира Ивановича Вернадского.
Светоносец шепчет зародышу зерна Культуры: "И тебе тоже суждено сказать нечто прекрасное и важное человечеству. Не упускай искру просвета, она напомнит тебе о твоём предназначении".

* * *

В "чаше" сияет зародыш зерна Культуры!
А вокруг раздоры, ссоры, дележи, распри, нетерпимость, зависть, неуступчивость.
Культура ценит согласие, уступчивость, понимание.
Спешит Светоносец к детям, чтобы уберечь "чашу" от людской злобы, и расскажет детям о двух старцах, которые жили по соседству, и никогда не было у них распри. Но сказал однажды один: "Сделаем и мы распрю, как другие люди". Тот же ответил: "Не знаю, какая бывает распря". Тогда первый старец сказал: "Вот, я кладу кирпич посередине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой. Это и будет начало ссоры".
И сделали так. Один из них говорит: "Кирпич мой". Другой же сказал: "Нет, он мой". И сказал первый: "Да, да, он твой, возьми и ступай".
Сказал Мудрец: "Первый признак Культуры – отсутствие личных раздоров".

* * *

– Дети, дети,
мы видим восход Солнца!
– Значит,
у вас открываются глаза!
– Дети, дети, мы радуемся Радуге!
– Значит, пробуждается Разум ваш!
– Дети, дети,
мы чувствуем запах Звёзд!
– Значит, вы прозреваете!
– Дети, дети, мы плачем!
– Значит,
вы орошаете зародыш зерна Культуры!
– Дети, дети,
что нам дальше делать?
– Воспитывайте нас!

* * *

Господи!
Раз Ты сотворил нас по Образу и Подобию Своему,
Значит, зародыш зерна Культуры
есть Воля Твоя в нас.
И раз направил нас
на путь учительский,
значит, Воля Твоя,
чтобы пробуждали мы
в Ребёнке Дар Твой.
Но дай нам силы
раскрыть его в самих себе,
и дай мудрость,
чтобы пробудить
Чудный Зародыш
в детях наших.
Да будет Земля Твоя
на Небесах
Сияющей Звездой Культуры!
Аминь.

 

Бушети, Грузия, 08. 07.06.

01.01.2009 01:00АВТОР: Шалва Амонашвили | ПРОСМОТРОВ: 1915




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История педагогики »