Условия успешной социализации личности в свете философско-педагогических взглядов Е.И. Рерих. Людмила Монастырская
Проблема социализации** обозначилась в науке в конце XIX века, а к семидесятым годам прошлого века стала одной из самых популярных проблем человекознания. Сегодня ученые исследуют различные аспекты социализации с позиций разных наук: психологии, педагогики, социологии, культурологи и других. Наиболее объективное и полное определение этого понятия, на наш взгляд, дает российский ученый А. Мудрик.
Сущность социализации, по Мудрику***, состоит в том, что она формирует человека как члена общества.
Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития. Каждое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, наиболее соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов имело существенные различия в зависимости от исторических, социально-экономических и других особенностей. Но в сегодняшнем мире идеал полноценного члена общества имеет многих общих или сходных характеристик для различных обществ. Соответственно, и процесс социализации в различных обществах, хотя и сохраняет определенную специфику, тем не менее, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик. Это связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экономических сдвигов).
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, т.е. тем возможным жизненным коллизиям, которые мешают самореализации, самоутверждению личности. Таким образом, человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется, приспосабливается к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект – субъектный. Но человек не только объект и субъект социализации, он может стать и ее жертвой, так как процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.
Сегодня Российское общество и педагогика находятся на распутье. Затянувшийся всесторонний кризис в государстве резко обострил проблемы воспитания и социализации молодёжи. Идет поиск особо взвешенных подходов для решения острейших вопросов практики семейного и социального воспитания. Меняются принципы, методы, формы воспитательной работы, так как они являются механизмами социализации – успешной или порочной.
Наше общество нуждается в поколении молодых людей социализированных, способных понимать проблемы общества, цивилизации и способных решать их на гуманистическом уровне, на принципах добра, честности, профессионализма, то есть на принципах высокой культуры. О них писали В.Вернадский, исследуя проблемы ноосферы, русские философы Иван Ильин, Александр Клизовский, Николай Рерих.
Они говорили о том, что человек – часть космоса, и подходить к воспитанию подрастающего поколения необходимо с учетом законов Космоса. А это возможно только на позициях нравственности, духовности, на позициях высокой человеческой культуры.
Новизна данного исследования определяется обращением к трудам русских ученых – космистов, и, в частности, к философско-педагогическим идеям Е.И. Рерих. Они, на наш взгляд, являются той платформой, на основе которой можно создать необходимые условия для успешной, эффективной социализации личности.
Смыслом нашего исследования стали поиск и создание таких психолого-педагогических и культурологических условий, в которых успешная социализация личности была бы реальным результатом.
Первым и главным институтом социализации, по мнению многих ученых, является семья.
Сегодня в России семья находится в состоянии духовно-нравственного кризиса. Исследователи современной семьи отмечают её нестабильность. Она проявляется в увеличении количества разводов, подростковой преступности, агрессии детей в отношении родителей и учителей, в уходе их из семьи и бродяжничестве. Одной из причин такой ситуации является резкое социальное расслоение общества на богатых и бедных, и как следствие – потеря привычных ценностных ориентиров, отсутствие удовлетворенности во многих потребностях, низкая общая и педагогическая культура родителей. Другими причинами проблемных семей являются конфликты между родителями, безработица или, наоборот, большая занятость их на работе, стремление ужесточить или неоправданно смягчить требования к детям. В результате у детей формируется отсутствие привязанности к родителям, снижается их авторитет в глазах ребёнка.
Иногда родители слишком долго опекают детей, которые, став физически и психически взрослыми, продолжают оставаться в статусе социально зависимых членов семьи – студентов, аспирантов, не имеющих своего материального достатка. Особого рода трудности испытывают дети из неполных семей.
Все эти причины оказывают отрицательное влияние на чувство социальности.
Таким образом, сегодняшняя ситуация российской семьи далека от позитивной. Соответственно, и результат семейной социализации неблагоприятен в этих условиях.
Необходимо менять статус семьи, решая проблему на государственном уровне. Но социальные педагоги уже сегодня пытаются решать её средствами социального воспитания. Воспитание является составной частью социализации. В основе социального воспитания лежит социальное действие, т.е. определенная система поступков, методов и средств, с помощью которых можно изменять установки, отношения людей. Таким образом, социальное воспитание в процессе социализации есть осознанное формирование личности в результате создания условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
Ни одна социально-педагогическая проблема не может быть решена вне философской системы взглядов на воспитание, развитие и социализацию молодого поколения.
В этой связи особый интерес для нас представляло до сих пор мало осмысленное Учение Живой этики. В нем представлено видение места и роли человека в структуре Мироздания и пути воспитания личности, способной к самосовершенствованию, к творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира по законам Мироздания, законам Космоса.
С понятием Живой Этики тесно связано имя Е.И. Рерих. Долгие годы она сотрудничала с группой духовных Учителей, с Махатмами. Под руководством и в сотрудничестве с ними были написаны и опубликованы книги «Учения Живой Этики». Это Учение – есть синтез научного, философского, религиозного, эстетического опыта человечества. В нем определены новые вехи развития мышления и сознания людей. Для социализации эти идеи представляются особо важными.
Нами проанализированы антропологические, философские и этические положения её педагогических взглядов, изложенные в произведениях: «У порога нового мира», «Письма Е.И Рерих» и других. Нами обобщены исследования её наследия учеными А. Андреевой, Н. Лащенко, Г. Хмелева, Д. Шарова и других.
Концептуальные положения педагогического мировоззрения Е.Рерих стали той платформой, на основе которой нами были созданы условия для успешной социализации и проведено исследование её результатов.
Но прежде, чем говорить о них, необходимо изложить суть учения Живой Этики и те взгляды Е.Рерих, которые определили её подход к воспитанию молодого поколения. Они имеют свои специфические особенности и обличаются от традиционных.
Корни учения Е.Рерих уходят во все мировые религии и во все философские системы. Отмечена связь Учения с древнеиндийской философской системой веданты, пифагореизмом, христианством, буддизмом. Появлению Учения Живой Этики предшествовала созданная Е.П. Блаватской философская концепция теософии.
Положения этих и других учений получили развитие в Живой Этике и приобрели практическую направленность.
В Учении Е. Рерих заложена идея Эволюции человека в единстве со всем Мирозданием, которую диктуют законы космического развития.
Из Учения следует, что Космос содержит в себе две основные структуры: Макрокосм – т.е. весь внешний для человека мир и Микрокосм, т.е. человека, его физическую и духовную сущность. Основанием Бытия является Единый элемент – Духо-Материя. Человек есть единство трех основных начал – плотноматериального, т.е. физического и тонкоматериальных – психического и духовного. Жизнедеятельность человека протекает одновременно на физическом, психическом и духовном уровнях в их единстве. В христианстве это Тело, Душа и Дух. Человек должен усовершенствовать все три начала, чтобы достичь завершения земной эволюции. ( Письма Е.И.Рерих. т.2, стр. 268)
Физическое начало – это биологический организм, он подчиняется законам природы. Психическое и духовное начала – это аспекты сознания человека. Психическое начало – это чувства, разум и желания (воля), а духовное начало – это духовная энергия и самосознание. Сознание человек наполняет посредством мысли и таким образом создает свою внутреннюю сущность.
Мысль – явление духовного плана, она несет тончайшие энергии, которые обладают действенной силой. Мысль бессмертна, неуничтожима.
Распространению мысли нет предела, действие её мгновенно. Все мировое пространство заполнено вибрациями разумных энергией. Они составляют энергоинформационное поле планеты и Космоса. Это в дальнейшем подтверждается в Учении о ноосфере В. Вернадского. Высшие слои психосферы Земли насыщены совершенными и возвышенными мыслями, низшие слои – вибрациями низменных чувств и мыслей.
В процессе мышления человек наполняет свое сознание посредством мысли и таким образом взаимодействует с Мирозданием. Человек своими мыслями напитывает пространство, которое вибрирует этими мыслями.
Во Вселенной действует Закон Тождественности. Согласно ему, подобное притягивает подобное. Каждая отчетливая мысль, попадя в энергоинформационное пространство, притягивает подобные себе мысли и таким образом усиливается, строит вокруг себя соответствующие формы – мыслеобразы.
Мысли возвышенные, добрые, направленное на Общее Благо, несут «токи прекрасные» (Надземное. 213) . Они рождают созидательную энергию, обогащая Вселенную. Е. Рерих пишет: «Сила, идущая на благо, всегда умножается в пространстве» (Ирерархия,213) и служит «великой защитой здоровья планеты» (Мир Огненный.II,308).
Мысли, наполненные гневом, злобой, раздражением, несут энергии, «затемняющее пространство». Как всякая мысль, они не могут быть уничтожены. Но им можно противопоставить мысли добрые, возвышенные, т.е. их можно «подавить лучом света» другой мысли. Это возможно, потому что чем возвышенее, утонченнее мысль, тем она сильнее.
И. Е. Рерих убеждена, что каждый человек в процессе мышления принимает участие в Мироздании и своими мыслями непрестанно либо созидает, либо разрушает его. Это налагает на человека ответственность за качество своих мыслей (Надземное,213). Возможности человека несут в себе огромный творческий потенциал и при созидательном мышлении превращают его в подлинного сотрудника Природы. В этом Е. Рерих видит самоценность доброй мысли и настаивает на необходимости воспитания добромыслия. В Живой Этике подчеркивается, что добрые мысли – это воспитанные мысли.
Человек не только действует своими мыслями на окружающую среду, но и сам впитывает или отталкивает энергии этой среды. Мысль, как величайший магнит, приносит из пространства либо тождественные «губительные посылки», либо помощь. Мысли добрые, возвышенные из пространства несут обновленную энергию творчества. Это защищает человека от отрицательных токов, благотворно влияют на его здоровье и состояние, развивают его.
Е. И. Рерих убеждена, что ни одно земное действие не остается без ответа со стороны Тонкого Мира. Созидательное мышление способствует безграничному развитию человека, до любого предела. При этом, чем больше он отдаст, тем больше получит. Отсюда закономерна рекомендация Е. Рерих: «Пусть в школах твердят эту истину» (Надземное, 206).
Негативный строй мыслей Е. Рерих считает безнравственным, называя их «мыслями разрушения» (А, 141). Они ядовиты и несут энергии разрушения среды и самого человека. Яд раздражения в Живой Этике называется империлом, Негативное влияние империла распространяется и на окружающих человека людей. Распространяя разрушительные энергии, можно нанести непоправимый вред неповинному человеку. (В народе таких людей называют энергетическими вампирами). Однако, если мысли злобы направлены на человека, который не имеет в своем сознании подобных мыслей и в своей психике подобных эмоций: зла, раздражения, страха, то-есть не имеет подобных вибраций, то он не ассимилирует их. Получается эффект бумеранга: мысли возвращаются к тому, кто их породил, но уже усиленные токами пространства. Естественно, родивший их человек получает ещё большую порцию яда. (Письма Е.Рерих, т 1,стр.53). Мысль, как материя тонкого плана, влияет и на самого её создателя: на его нервную систему, состояние крови и т.п.
Е. И. Рерих говорит, что не надо «отделять нравственность от биологии» (Мир Огненный. 1,267), имея ввиду влияние психического состояния человека на его биологическую природу.
Е. И. Рерих считает человека подлинно общественным, т.е. социализированным лишь при созидательном мышлении.
Мысли негативные уничтожают человеческое достоинство, снижают интеллект, ослабляют иммунитет и могут стать причиной многих заболеваний. Е. Рерих утверждает: «Мысленные отравления больше вредят, нежели даже наркотики» (Иерархия, 125)
Е.Рерих считает, что необходимо с самого детства «всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире» (Письма Е.Рерих, т 1, стр. 141). Она считает, что сознание детей не искажено ложными представлениями об обособленном существовании человека, что «дети легко усвоят реальность и силу этой незримости».
Основой Бытия, по убеждению Е. Рерих, является психическая энергия (М.О.II, 440). Она, как «вечная жизненная сила, разлита во всем Космосе» (Письма, т.1, 218), она порождает сознание. Как пишет А. Клизовский, последователь Е. Рерих, каждое действие, желание, мысль человека есть проявление Психической Энергии. На нее разрушающе действуют такие чувства, как раздражение, смятение, страх, самосожаление, уныние, лень и т.п. Положительное воздействие на психическую энергию оказывают такие чувства, как радость, восторг, любовь, милосердие и тому подобные. Усовершенствование психической энергии влечет за собой совершенствование человека.
Духовный аспект сознания Е. Рерих называется Сердцем. Совершенствование Сердца (или Духа) связано с нравственным становлением человека, с такими ценностными ориентирами, как труд, сострадание, творчество. Таким образом, духовный аспект сознания основан на идеалах Истины, Добра и Красоты. Эти ценности в живой этике названы вершинами восхождения. Именно в Сердце, в Духе происходит преображение космической энергии более совершенными вибрациями. Е. Рерих считает человечество аккумулятором психической энергии и видит в этом его космическое предназначение. Она убеждена, что человечество вступило в эпоху развития духовного сознания. Недостаточно воспитанное, неразвитое Сердце, она называется окаменевшим, акультурным и призывает воспитателей: «Упасите детей от такого невежества»! (А. 44)
Смысл воспитания, по Рерих, состоит в пробуждении этического сознания и нравственном совершенствовании (П., т. 1,16).
Развитие духовности происходит в результате такого «сердечного» воспитания, т.е. формирования основ культуры чувств.
Е. И. Рерих глубоко убеждена, что в процессе воспитания необходимо стремиться к достижению равновесия, гармонии в развитии рассудка и чувств человека. (Бедствие нашего времени заключается в установившемся разнобое между умом и сердцем).
Таковы основные положения философско-этического Учения Живой Этики. Они стали мировоззренческой основой педагогических взглядов Е. Рерих. Согласно им, личность – это совокупность физического и психического начал или низшее Эго человека. Духовное начало – это индивидуальность, высшее «Я», сознательное бессмертное высшее Эго человека. (п.т.1,412). Низшее Эго существует в течение одной земной жизни человека и распадается после его смерти. Высшее Эго сохраняется в виде энергоинформационной структуры и для своей эволюции нуждается в многократном воплощении в плотноматериальном мире. В эволюции высшего Эго Е. Рерих видит смысл человеческого существования. Ценность каждого земного проявления – в возможности «что-то улучшить, что-то добавить, чтобы каждая новая личность была совершеннее предыдущей».
Таким образом, система воспитания должна быть поставлена так, чтобы дать возможность развить уже имеющиеся в человеке полезные качества и искоренить нежелательные. Цель воспитания, по убеждению Е. Рерих, – рождение истинного человека, духовно развитого, нравственно воспитанного, – носителя нового миропонимания ( Е.И..Р.,т.2,195). Поэтому задачу воспитания она видит в формировании направленности на общую судьбу с человечеством, Мирозданием на Общее Благо и Добро. Человек должен владеть «искусством творить отношения» на принципах сотрудничества с людьми, подняться до уровня духовного человека, стать неповторимой индивидуальностью.
Смысл воспитательной работы Е. Рерих видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию.
Высоко оценивая роль воспитания и обучения, она раскрывает суть влияния социальной среды на эти процессы. Она считает, что даже большие задатки ребенка требуют благоприятных условий для формирования личности. «Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пустую комнату и в полном одиночестве, и он вырастает идиотом». Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их нужен не только подходящий инструмент, но и подходящие условия. Как говорит французская пословица: «Обстоятельства создают великого человека» (Е. Рерих, т.2, стр.381).
Таким образом, процесс эволюции человека Е. Рерих рассматривает как процесс взаимообусловленного влияния биологических и социальных факторов, выделяя ведущее - воспитание, конечным итогом которых является самовоспитание. Воспитание должно строится с учетом космических законов, в первую очередь, Закона причин и следствий.
Гуманистическую сущность педагогики Е.Рерих характеризируют идеи свободы ребенка и природосообразности в воспитании, индивидуальном подходе к нему.
Формирование в процессе воспитания космического сознания человека ведет к созданию гармонии человека с Мирозданием.
Педагогические взгляды Е. И. Рерих оптимистичны по духу и гуманистичны по сути. Идея приоритетности воспитания над образованием актуальна для современной педагогики.
На наш взгляд, использование педагогических идей Е. Рерих в организации условий для успешной социализации молодого поколения представляет эвристическую, прогностическую и эмпирическую ценность.
В нашем исследовании была найдена нетрадиционная форма работы по созданию социально-педагогических и культурологических условий для успешной социализации. Такой формой стал Центр развития детей. Это негосударственное учреждение в системе дополнительного образования, где в рамках педагогического процесса осуществлялось контролируемое социальное воспитание, были организованы тактичные и доброжелательные контакты с семейным социумом. В данном случае, Центр развития детей можно рассматривать как второй по значимости после семьи институт социализации.
Работа в Детском центре развития проходила по выходным дням как подготовка дошкольников к обучению в школе. Основной деятельностью детей под руководством преподавателей была учебно-образовательная по форме, сюжетно-игровая по методам, а по содержанию – воспитывающая.
Исходя из рекомендаций Е. Рерих об интегрированности даваемых детям знаний, план наших занятий с детьми был составлен таким образом, чтобы они получали не разрозренные знания основ грамоты, а воспринимали все это в единстве с освоением окружающего мира. Работа с детьми условно делилась на 3 блока:
– когнитивный, познавательный;
– психоэмоциональный;
– социальнокультурный.
Наша программа состояла их таких предметов обучающего цикла, как
– уроки открытий, где в форме интересных игр, путешествий проводилась подготовка к письму, обучение чтению, математике, изучение иностранных языков;
– уроки творчества: музыкального, театрального, хореографического, изобразительного,
– уроки общения.
На них решались следующие задачи:
– формирование и развитие познавательного интереса дошкольников;
– развитие психических процессов, необходимых для успешного обучения:
– восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и других;
– знакомство с различными видами искусств, развитие творческих способностей;
– умение понимать языки искусств, формирование эстетического вкуса и любви к искусству.
Эти задачи требовали активной работы не только социальных педагогов, психологов, учителей, но и родителей – самых близких социализаторов. Они, по нашей версии, не должны были пассивно дожидаться окончания занятий своих детей.
Пока дети занимались с педагогами, родителей встречала «Педагогическая гостиная». Здесь психологи, социальные педагоги, другие специалисты университета объясняли родителям, что подготовка к обучению детей в школе включает в себя не только обучение письму, чтению, математике. Это, прежде всего, готовность всех психических процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения и других. Психодиагностику подготовленности детей к школе проводили опытные психологи Вуза, которые затем подбирали по ее результатам коррекционные игровые программы родителям, обучали их методам проведения коррекции неблагоприятных вариантов развития их детей. Включенность родителей в процесс обучения, воспитания, развития и коррекции детей давал положительные результаты, но особенно их активность возрастала во время общих дел. Например, дети совместно с родителями под руководством профессионального режиссера играли в спектакле по пьесе с Михалкова «Праздник непослушания». Это не просто их сближало, но было для каждого новым открытием друг друга. В дальнейшем студенческий театр миниатюр ставил специально для этой детско-родительской аудитории такие спектакли, как «Удивительные приключения Эрни», «По зеленым холмам океана» С. Козлова «Таинственный Гиппопатам» Е. Шварца и другие.
Юные зрители, уже получившие самодеятельный сценический опыт, смотрели эти спектакли с восторгом, ходили на них по нескольку раз. С таким же удовольствием слушали они детские концерты профессиональных артистов филармонии, смотрели выступления детских хореографических студий. Мы можем с уверенностью сказать, что главные задачи предметов эстетического цикла были реализованы:
– формирование художественного вкуса и любви к искусству;
– развитие творческих способностей.
Развитие познавательных (когнитивных) интересов шло также активно. Это достигалось при помощи игровых методов. Например, уроки открытий проходили в виде путешествий по городу, или по морям и океанам, по горам, лесам, пустыням. Дети встречались там не только с животными, насекомыми, рыбами, но и с таинственными знаками-цифрами, буквами, учились их запоминать, складывать в слоги, слова, различать звонкие, глухие, гласные (долгие) и согласные (короткие) звуки. Они приезжали в страны, где их друзья – куклы говорили только на французском или только на английском языке, и детям ничего не оставалось, как учиться понимать их, т.е. учить английские и французские слова, предложения, стихи, песенки. Задания на запоминание слов, диалогов, давались на дом, и родители с детьми с удовольствием их учили. Занятия не были академическими, формализованными. Это были сюжетно-тематические игры, где отношения между детьми и учителем строились на основе сотрудничества и доверия. Примечательно, что 1 раз в две недели родители присутствовали на уроках вместе с детьми. Они могли наблюдать их активность, интерес, и то, какими средствами этого добивается учитель. Они, как дети, могли поднимать руки, отвечать на уроках. И часто бывало так, что дети лучше родителей справлялись с трудными заданиями, успешнее ориентировались в ситуациях, помогали взрослым.
О правильности выбранных условий и методов работы педагогов свидетельствовал наглядный душевный и духовный рост детей. Об этом говорят их рисунки. На одном их первых занятий детям предложили нарисовать радость. Учитель сказал, что радость – замечательное чувство. Когда нам радостно? Дети отвечали:
– когда дарят подарки;
– когда наступает день рождения, праздник;
– когда дарят трансформер, куклу Барби, жвачку, шоколад и т.п.
В общем, дети хотели только получать, потреблять. И рисовали то, что хотели. После первого года занятий в Центре детям снова предложили нарисовать радость и прокомментировать рисунки. 28% детей по-прежнему рисовали желаемые подарки, темы рисунков других детей стали другими:
– Радость – когда мама и папа не сорятся;
– когда бабушка не болеет;
– когда светит солнышко;
– когда наступает выходной, и мы идем учиться в «Фонарик» (имеется в виду наш Центр развития);
– когда люди все вместе дружат.
Положительные изменения происходили с родителями. Оценивая свои анкеты и тесты в начале занятий в педагогической гостиной, они отмечали преимущественно командный, авторитарный стили в семейном общении, воспитании детей. К концу года появились первые ростки демократических, доброжелательных, терпимых отношений между взрослыми и детьми, между родителями в семье. В этот период родителей познакомили не только с проблемами развития их детей. Им рассказали в доступной форме о многих направлениях в педагогике: бихевиористическом подходе в воспитании, экзистенциальном, гуманистическом и других. Родители поняли, что будущий характер, судьба их детей зависят от той воспитательной системы и той социальной среды, в которых развивается их ребенок сегодня. Но поскольку сверхзадачей педагогов Центра была проблема успешной социализации, огромное значение придавалось социальному блоку задач. Они решались с детьми на уроках культуры общения. Им предлагались различные ситуации, возможные варианты их решений, поиск своих собственных вариантов.
Дети разыгрывали сценки, придумывали спектакли с куклами «Би-ба-бо» на руках, на пальцах рук. Например, лиса приглашает по очереди всех зверей к себе на день рождения. Зверята выбирают подарки в магазине, приходят в гости к Лисе, поздравляют её, дарят то, что принесли, садятся за стол, пьют чай и устраивают концерт. Каждый ребенок поставлен в такие условия, чтобы его персонаж действовал, говорил, общался в коллективе, старался для других. В этих мини-спектаклях не было заранее придуманных мизансцен, диалогов – дети их «творили» сами, попутно редактируя. Например, Лисе дарят коробку конфет, и она убирает ее в холодильник. Педагог, вмешиваясь, советует: «Правильно, подальше ее от всех надо спрятать. Потом одна все съешь». Лиса спохватывается, достает коробку, ставит её на стол, открывает для гостей. Мы видели, как подобные уроки совершенствовали отношения детей к другим, к себе, к природе, к миру. Родителям мы решили в доступной форме изложить основы педагогических взглядов Е. И. Рерих и её сторонников и последователей: педагогов-гуманистов Ш. Амонашвили, М. П. Щетинина и др. Мы предполагали возможное непонимание основных концептуальных положений учения Е. Рерих, ведь 70 с лишним лет в России были признаны только материалистические направления философских учений. На них были воспитаны несколько поколений советских людей.
Но результаты превзошли наши ожидания. Родители с интересом отнеслись к предложенной информации и просили продолжить знакомство с Учением. Нами была предложена литература по теме.
Интерес оставался большим, но самое главное наметилась такая динамика улучшения в семейных отношениях, на которую мы не рассчитывали и даже не делали ставку. Ведь семья – это своего рода запретный для вторжения чужих людей мир. И мы напрямую не вмешивались в семейный социум. Мы окончательно поверили, что положительные изменения в семье происходят, когда в нашу педагогическую гостиную стали приходить отцы, когда в гостиной не стало хватать мест для родителей, бабушек и дедушек. Это был, на наш взгляд, главный успех. Это накладывало на нас и большую ответственность в донесении сложного философского материала доступным для всех языком.
Результатом такой работы стали положительные изменения в семьях:
– отношения в них стали доброжелательными, демократичными. Это происходило легко, как бы само собой, будто не было в прошлом ссор, слез, взаимных обид, упреков;
– родители и дети чаще стали бывать вместе и на отдыхе, и в трудовых делах, на даче;
– изменились отношения к другим людям. Они стали доверительнее, добрее.
Приведу пример.
В Центре занималась девочка-инвалид по движению, 5-летняя Женя. Мама приносила ее в Центр на руках, усаживала на стульчик, на коврик и сама устраивалась рядом. Девочке понравилось заниматься, играть. Больше всего на свете она боялась, что мама встанет и уйдет. Её глаза наполнялись слезами всякий раз, когда мама приподнималась, чтобы просто поменять положение. Девочка хотела общаться с детьми, но они не приглашали ее в свои игры, ведь она с трудом передвигалась. Дети её как бы не замечали. Некоторые родители тоже проявили удивительную брезгливость и жестокость в отношении Жени. Бабушка Киры попросила учителя не сажать ее внучку на занятиях рядом с больной девочкой. Другие взрослые были бездушно-холодны к ней и ее маме: в контакты не вступали, и мама с дочкой так держались поначалу особнячком. После трех-четырех месяцев занятий наметился перелом и дети стали подходить к Жене, дарить ей конфеты, игрушки, жвачку. Здесь мы впервые увидели, как девочка улыбается – восторженно-радостно.
На переменах девочки старались взять ее за руки и гуляли с ней медленными шагами, что-то рассказывали. Постепенно Женя стала общаться со всеми детьми, а её мама могла смело отлучаться. Женя почувствовала себя в коллективе защищенной.
В конце года к преподавателю подошла бабушка Киры и извинилась за свое былое высокомерие. Это все – наглядные примеры изменений в людях к лучшему.
О художественно-эстетическом развитии детей свидетельствуют результаты следующего тестирования. Детям дали много разноцветных фломастеров и предложили нарисовать избушку Бабы-Яги (Баба-Яга – коварный персонаж русских сказок, враждебный человеку. Дети опасаются, побаиваются её). Первый раз дети нарисовали избушку Бабы-Яги серыми, черными, темно-зелеными, коричневые фломастерами. На вопрос учителя, почему избушка такого цвета, дети отвечали:
– так надо!
Когда через год задание повторили, большинство детей нарисовали избушку розовыми, голубыми, оранжевыми фломастерами, а на вопрос учителя, почему избушка такого цвета, отвечали:
– так красиво, так лучше.
То есть, дети захотели видеть, изменить мир по законам красоты.
В конце нашего эксперимента были проведены контрольные анкетирования, тестирования детей и родителей, которые показали, что поставленные задачи учебного процесса решены. Дети успешно овладели необходимыми для обучения в школе знаниями и навыками. Был отмечен их высокий познавательный интерес.
Таким образом, психолого-педагогические и социокультурные условия, созданные в Центре развития, отвечали тем принципам Учения Е. Рерих, которые были приняты нами как концептуальная основа для совершенствования существующей системы воспитания, образования, развития и социализации.
Доминантной этого целостного процесса стало духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей и психолого-педагогическое просвещение их родителей.
Процесс социализации длительный и сложный. Чтобы увидеть, каким будет конечный результат формирования личности, было решено провести анкетирование наших детей и родителей спустя 10 лет, в 2003. Сейчас мы имеем убедительные результаты того, что ценности, усвоенные детьми в дошкольной период, а затем поддерживаемые родителями в семье, стали их нравственной основной. Из 200 обследованных семей ни в одной не произошло развода родителей. Дети проявляют интерес к учебе, большинство их успешно учатся в специлизированных школах, гимназиях, лицеях, а параллельно большинство – 178 человек – занимаются в каких-либо художественных коллективах, спортивных школах, имеют другие увлечения. Двое детей, заканчивая музыкальный колледж, являются призерами нескольких международных конкурсов музыкантов-исполнителей.
Один из воспитанников поступил в высшее художественное училище. Дети оправдывают ожидания родителей. Согласитесь, это бывает не часто.
Родители при встрече до сих пор с удовольствием вспоминают занятия в Центре и благодарят за полученные знания. В трудные годы всестороннего кризиса в стране они помогли сохранять оптимизм, стимулировали поиск новых жизненных приоритетов.
На наш взгляд, педагогические основы философского Учения Е. Рерих, имеют целью воспитание человека в гармонии развитых физических, психических и духовно-нравственных качеств, обеспечивают целостность, единство всех компонентов педагогического процесса, а целевыми детерминантами социализации человека обосновывают Истину, Добро, Красоту, т.е. вечные общечеловеческие ценности.
Использование педагогических идей Е. Рерих в практике современного воспитательно-образовательного процесса, способно эффективно влиять на процесс и результат успешной социализации личности в обществе.
* Доклад Монастырской Людмилы Викторовны, кандидата культурологических наук, преподавателя культурологии Тамбовского Государственного университета им. Г.В. Державина и прочитанный в Париже в 2005 г.( публикуется с сокращениями)
** СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в обществе, к которому он принадлежит».
*** Социализация человека. Учебное пособие для вузов – 2 изд. А.В. Мудрик. Серия Высшее профессиональное образование, Academia, 2006
01.05.2008 03:00
Катерина08-03-2014 07:11:01
Здравствуйте, Людмила! Побольше бы таких деятельных людей как Вы! Необходимо рассказывать людям о методиках воспитания и обучения нового времени!Необходимо взращивать прекрасное, развивать истинное восприятие мира, помогать формироваться гармоничной душе человека! Учение Е.Рерих идеально вписывается в процесс воспитания, т.к. раскрывает человека, все его положительные качества, учит смотреть на мир с позиции Любви, Добра!
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".