В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Чюрлёнис. Философия жизни. Тина Гай


 

М. Чюрлёнис. Гимн.1906

 

Чюрлёнис очень загадочный и мистический художник, музыкальный и глубоко философский. Он - из Серебряного века,в котором творили великие поэты, писатели, художники и композиторы. Его судьба трагична и одновременно величественна, а созданный им мир, романтичный и сказочный, наполнен необычными образами, в которых зашифрованы мысли о Жизни, Вечности, Боге и Человеке.

 

Художник прожил неполных 36 лет, сделав очень много. Он написал несколько   сот   музыкальных произведений, в том числе главное – симфоническую поэму «Море», создал более четырехсот картин, которые уже тогда зрителю показались слишком загадочными и одновременно пугающими, он активно участвовал в культурной жизни своей малой Родины - Литвы и писал много лирических писем, сказок и стихов.

 

Чюрлёнис решал проблему синтеза искусств, в котором соединились бы музыка, цвет и слово. Но начать разговор об этом очень необычном художнике хочу не с картин, а с конца: с последнего философско-поэтического произведения, своеобразного творческого завещания мастера.

 

В нем выражена основная мысль художника: Жизнь - это трудная дорога к мечте, свободе и истине. И как бы ни был труден этот путь, он стоит того, чтобы идти по нему до конца, пока есть силы. Чюрлёнис прошел свой отрезок пути, повторив трагическую судьбу многих других художников, к которым слава пришла только после смерти....

 

М. Чюрлёнис. Rex. 1909.

 

Сказка

Устав от беготни по улицам большого города, я присел на скамейку, предназначенную для вестников. Был страшный зной, серо-желтые дома стучали зубами, вызывающе сверкали пестрые вывески, там и сям возносились позолоченные солнцем башни, а люди, измученные зноем, передвигались медленно, словно сонные.

 

Какой-то немолодой человек, уже старичок, с трясущейся головой, тяжело волоча ноги, опираясь на палку, остановился передо мной и внимательно стал меня разглядывать. Его глаза были печальны, исслезившиеся и будто бессмысленные.

 

На его груди висела веревочка, унизанная крестиками разной величины: были там большие железные, слегка поржавевшие, и поменьше – плоские медные, и совсем малюсенькие серебряные – полный набор.

 

«Нищий», – решил я – и уже было потянулся в карман за медяком, но старичок, странно прищурившись, таинственным шепотом спросил: «Приятель, не скажешь ли, как выглядит зеленый цвет?»

 

 

М. Чюрлёнис. Рейгардас-III.1907

 

«Зеленый цвет? Гм… Зеленый цвет это цвет … ну, такой, как трава… деревья, деревья тоже зеленого цвета– листья, – ответил я ему и огляделся вокруг. Но нигде не было никакого деревца, никакого росточка травы.

 

Старичок рассмеялся и взял меня за пуговицу: «Если хочешь, идем со мной, приятель. Я тороплюсь в тот край, по пути расскажу тебе кое-что интересное». И когда я, встав, последовал за ним, старик начал рассказывать:

 

«Когда-то очень давно, когда я был молод, как ты, сынок, было так же вот жарко. Устав от беготни по улицам большого города, я присел на скамейку, предназначенную для вестников. Был страшный зной.

 

Серо-желтые дома стучали зубами, вызывающе сверкали пестрые вывески, там и сям возносились позолоченные солнцем башни, а люди, измученные зноем, передвигались медленно, словно сонные.

 

 

М. Чюрлёнис. Рейгардас-I.1907

 

Долго смотрел я на них и страшно затосковал по лугам, деревьям, зелени, – такой, знаешь ли, майской зелени. Собрался вдруг и пошел, и так вот шел всю жизнь в напрасных поисках ее в городе. Я шел и шел все дальше и дальше, обращаясь к встречным, но они, вместо ответа, давали мне крестики.

 

Я поднимался на высокие башни, но, увы, насколько хватало глаз – всюду виделся только город, город, и нигде – зелени. Однако я чувствовал, что есть она в этом краю, только мне, видать, не дойти – стар я уже. Эх, если бы недалеко, так хотя бы мог и отдохнуть: благоухание, мушки жужжат, а кругом зелень, трава, деревья».

 

Посмотрел я на старичка – он улыбался, как дитя, и плакал. Прошли мы, молча, еще часть пути, в конце его старичок сказал: «Ну, с меня хватит. Дальше невмоготу, здесь уж и останусь. А ты иди, иди без устали. И наперед тебе скажу, что зной не спадет, на этом пути ночи нет, лишь вечный день. По пути говори с людьми о лугах, о деревьях, только их не расспрашивай или возьми с собой веревочку, крестики нанизывать. Ну, ступай с Богом, а я здесь останусь

 

Однако едва я отошел шагов на десять, старичок опять закричал:

 

- Погоди, сынок, забыл я сказать: гляди с высоких башен, тогда путь почуешь. А если будет еще очень далеко и старость тебя настигнет, там, – опять найдешь скамейку, предназначенную для вестников, а на ней в юношах никогда недостатка не будет.

 

- Ну, теперь уж иди!

 

Так сказал старичок, и я пошел дальше, и смотрел я с высоких башен».

 

 

М. Чюрлёнис. Мой путь. 1907

 

 

 

 

 

Одинокий романтик

 

М. Чюрлёнис. Соната звезд (Аллегро) 1908

 

Чюрлёнис никогда не слышал исполнения своих музыкальных симфоний, никогда не имел персональных выставок и ни одной своей картины не продал, зарабатывая на жизнь уроками музыки. Лучшая его симфония «Море» прозвучала спустя десять лет после его смерти, и первая персональная выставка картин тоже была посмертной.

 

Но если музыкальные партитуры и картины Чюрлёниса сохранились, то литературные труды почти полностью исчезли в пучине революций и войн. Сохранились только некоторые письма, дневники и несколько поэтических зарисовок. Сегодня в России его знают немногие, но в семидесятые годы прошлого века редко кто не слышал этого имени, а в среде студентов-философов, к которой я тогда принадлежала, его произносили с восхитительно-таинственной интонацией.

 

От той поры у меня осталась маленькая брошюрка 1975 года издания, выпущенная к столетию со дня рождения художника. То были времена, когда советская власть культивировала и популяризировала имена национальных писателей, поэтов и художников, к которым принадлежал великий литовский композитор и художник Микалоюс Чюрленис.

 

М. Чюрлёнис. Истина. 1905

М. Чюрлёнис. Истина. 1905

 

Талантливый композитор, стоявший у истоков национальной музыкальной культуры, самобытный художник, создавший уникальный взгляд на Вселенную, он был, прежде всего, философом, оформлявшим свои идеи в звуке, цвете и слове.

 

Чюрлёнис в равной степени был одаренным музыкантом и художником. Его творческий путь начался с музыки, что было естественным, т.к. родился мальчик в семье органиста, служившего в приходском костёле. Поэтому музыка и религия вошли в жизнь мальчика, как говорится, с молоком матери.

 

К семи годам он уже хорошо знал музыкальную грамоту, импровизировал и играл с листа, а в тринадцать друг семейства рекомендовал отдать мальчика в оркестровую школу князя Огинского, находившуюся в городке Плунге, взяв на себя все финансовые расходы. Так начался его путь профессионального музыканта.

 

М. Чюрлёнис. Зима (II)

 

 

В восемнадцать лет юноша поступил в Варшавскую консерваторию, которую окончил через шесть лет. Мягкий, лиричный, очень сдержанный и застенчивый молодой человек избегал всякой публичности, отказавшись от престижной должности директора музыкальной школы. Он боялся потерять свободы творчества, боясь, что административная работа будет мешать творчеству.

 

Через два года Чюрлёнис едет учиться в Лейпцигскую консерваторию, где переживает первый душевный кризис, вызванный несколькими трагическими событиями: тяжелым разрывом с невестой, которую родители отказались выдавать замуж за неизвестного музыканта; известием о смерти князя Огинского, а чуть позднее - о смерти любимого профессора Лейпцигской консерватории.

 

В это же время из Варшавы сообщают, что с концертного исполнения снимается его симфоническая поэма «В лесу» и аннулируется первая премия, присужденная за эту симфонию. Мотивация: автор – литовец. Одиночество, тоска по дому, депрессия, отчаяние, но все-таки Чюрлёнис преодолевает кризис, который заканчивается неожиданным разворотом от музыки к живописи.

 

М. Чюрлёнис. Покой. 1903/1904

 

С этого момента живопись становится его страстью, которой он отдает всё время и все средства. Профессиональный музыкант и композитор поступает в рисовальную школу, через два года – в Варшавскую школу искусств. Первые картины Чюрлёниса отражают настроение того периода: цветовая гамма тревожная, печальная, в ней нет просветленности, которая была характерна для докризисной музыкальной симфонии «В лесу».

 

Учеба в Варшавской школе искусств формирует направление, в котором потом будет развиваться художественный стиль Чюрлёниса. В его картинах появляются фантастические образы, которые двоятся: то ли природа, то ли чудовища, как, например, в картине «Покой». На ней в вечерних сумерках видим огромный остров в океане, у подножия которого разведено два костра. Издалека они кажутся глазами огромного зверя, в которого превращается остров.

 

Вслед за фантастическим образом острова-зверя появляется тревожный цикл из семи картин, названный «Похоронной симфонией» (1903). В первой картине за стеной фантастического города видим толпу, несущую гроб. Огромный колокол на воротах города раскачивается во всю свою мощь, издавая надрывные звуки.

 

М. Чюрлёнис. Похоронная симфония. 1903

М. Чюрлёнис. Похоронная симфония. 1903

 

На второй картине гроб становится центральным образом, превращаясь в черный флаг на фоне яркого солнца. На третьей, четвертой и пятой картинах - траурная процессия соединяется с трагически-мрачным пейзажем, на шестой - длинная похоронная процессия медленно поднимается в гору и становится похожей на огромную змею. Заканчивается цикл образом опустевшего дома... "Похоронная процессия" символизирует скоротечность жизни, которая в любой момент может оборваться, а вместе с ней - все мечты и планы.

 

Подавление революции 1905 года вызывает у художника интерес к проблеме человека и сотворению нового мира, в котором всё должно быть устроено по законам гармонии. Рождается идея одного из самых известных циклов Чюрлёниса – «Сотворение мира» (1905/1906). Цикл состоит из тринадцати картин, первые шесть из которых повторяют библейский шестоднев Творения мира из хаоса.

 

Холодные краски первых картин постепенно теплеют, наполняясь светом и цветом. Фантастические растения тянутся к солнцу, и мир начинает радоваться и дышать. Каждый последующий лист - ярче и красочней предыдущего, минорная тональность первых листов сменяется мажорным настроением последних. В шестом листе (на шестой день)  появляется Человек-мыслитель.

 

Чюрлёнис. Сотворения мира. (9) 1905/1906

 

 

После «Сотворения мира» Чюрлёнис создает две философских картины: «Истина» и «Дружба». В первой Истина представлена как горящая свеча, к которой слетаются ангелоподобные существа, но прикасаясь к огню, они падают на землю с обгоревшими крыльями. Но это не останавливает поток летящих на пламя Истины, к Ней стремится всё живое.

 

В «Дружбе» Чюрлёнис показывает человека, несущего в холодный мир огромный огненный шар, освещающий и согревающий его. Без дружбы нет жизни и нет тепла. В том же 1905 году художник едет с друзьями на Кавказ, а в 1906 - за границу, где знакомится с картинами великих живописцев. Впечатления переполняют художника и после возвращения он приступает к циклу «Знаки зодиака» (1906-1907).

 

«Знаки…»  продолжают цикл «Сотворение мира», но только не с космической высоты, а с земной точки зрения. Цикл состоит из двенадцати картин, отражающих не только мифологию знаков, но и различные времена года: Весну, Лето, Осень и Зиму. Весенние знаки окрашиваются в цвета солнечного утра, летние – теплого дня, осенние – в цвета урожая, а зимние – в цвета ночи.

 

М. Чюрлёнис. Дружба.1907

М. Чюрлёнис. Дружба.1907

 

В это время художник начинает осознавать свои национальные корни и возвращается в Вильнюс. Он ездит по деревням, собирает народные изделия, организует художественные выставки и народный хор, популяризирует литовские народные песни. Национальная идея все сильнее звучит и в его новых картинах.

 

Литве Чюрлёнис посвящает один из самых нежных циклов, выполненных в сочных зеленых цветах, - триптих «Райгардас» (1907), который своей лиричностью, спокойствием и теплотой похож на протяжную народную литовскую песню. Литовской природе Чюрлёнис посвящает циклы «Весна, «Лето», «Зима».

 

Они строятся им на принципах музыкальных композиций и являют цветовое воплощение музыки времен года. Позднее появляется еще один цикл - «Сказки», в которых передает романтические образы народных сказочных героев таких, как, например, Одуванчик в триптихе «Путешествие Королевны» или Короли в «Сказке Королей».

 

М. Чюрлёнис. Соната моря. (Аллегро) 1908

М. Чюрлёнис. Соната моря. (Аллегро) 1908

 

Самым значительным мегациклом, созданным Чюрлёнисом, вершиной его творчества является цикл, состоящий из семи Сонат: Солнца, Весны, Ужа, Лета, Моря, Звезд и Пирамид, построенных по музыкальному принципу. Именно этот цикл позднее назовут "музыкальной живописью" Чюрлёниса.

 

Художник создал принципиально новое явление в мировой живописи. Открывает цикл увертюра «Фуга», после которой каждая соната разворачивается в нескольких частях, получивших названия частей музыкальной композиции: аллегро, анданте, скерцо, финал. Каждая соната продолжает предыдущую, дополняя и углубляя ее. Грандиозность замысла и его исполнение - поразительны.

 

Однако философская живопись Чюрлёниса не находит отклика у зрителя, его картины не продаются, а Вильнюс, вопреки его ожиданиям, не стал крупным культурным центром. Более того, из него стала уезжать интеллигенция и художник решает уехать в Петербург, рассчитывая там найти признание и соответствующую культурную среду.

 

 

 

М. Чюрлёнис. Рай. (Ангелочки) 1909

 

Петербург его встретил холодно. Исключение составил Мстислав Добужинский,к которому Чюрлёнис имел рекомендательное письмо. Добужинский, сам выходец из Литвы, посмотрел картины неизвестного ему художника и был удивлен их оригинальностью и самобытностью. Он вводит Чюрлениса в кружок А.Бенуа, а через некоторое время становится участником выставки «Союза русских художников».

 

Но жить не на что, уроки музыки больших доходов не дают, красок покупать не на что, мольберта нет, холстов – тоже, играть – нет инструмента. Но Чюрлёнис не сдается. Именно в это время он создает одну из лучших своих картин – Рекс, который олицетворяет властелина Вселенной, вокруг которого вращается весь мир.

 

В конце 1908 года художник ненадолго возвращается в Литву, где первого января 1909 года венчается с молодой писательницей Софьей Кимантайте. Наступает время счастливых дней, наполненных любовью и теплом. Художник наконец-то обретает покой, у него возникают новые замыслы, и он создает светлые, наполненные счастьем картины: «Жемайтийские кресты», «Рай», «Честь восходящему Солнцу», «Арка Ноя» и другие.

 

 

 

 

М. Чюрлёнис. Жертва. 1909

М. Чюрлёнис. Жертва. 1909

 

Но осенью того же года он снова возвращается в Петербург с огромным желанием работать во имя искусства. Рождается картины "Жертвенник" и «Жертва». Но Петербург кажется теперь, после теплого литовского лета, мрачным и неуютным. Но Чюрлёнис по-прежнему много работает: пишет музыку, картины, работает с театрами. И здоровье не выдерживает напряжения.

 

Наступает глубокая депрессия, которая становится предвестницей тяжелого душевного заболевания. Рождаются зловещие картины «Демон» и «Баллада о Черном солнце». Болезнь не отступает. Добужинский, обеспокоенный исчезновением художника, едет к нему домой и видит его в маленькой нищенской комнатке в крайне тяжелом психическом состоянии.

 

Жена увозит его в Литву, потом отправляет в психиатрическую лечебницу Варшавы. Здесь ему запрещают заниматься чем-либо, в том числе музыкой и рисованием. Чюрлёнис в отчаянии и делает попытку вырваться из этой атмосферы. Он уходит из больницы в одной больничной пижаме в заснеженный лес.

 

Его еле нашли, простуженного и истощенного. Переохлаждение, воспаление легких, температура, бред.... Не приходя в сознание, десятого апреля 1911 года Чюрлениса не стало…

 

 

ЭНИГМА ЭРА. М. Чюрленис. Сотворение мира

 

 

 

Справка: Тина Гай. По образованию философ, кандидат философских наук, социолог, преподаватель гуманитарных дисциплин.

 

14.11.2016 09:04АВТОР: Тина Гай | ПРОСМОТРОВ: 3194


ИСТОЧНИК: Блог Тины Гай



КОММЕНТАРИИ (5)
  • Надежда14-11-2016 12:01:01

    Когда душа приходит раньше срока-
    Непонимание и ложь в пути кругом,
    Творил души любовью,
    Раньше срока души построил космодром...
    Непонимание, обиды, боль души,
    Но краски яркие струились
    И на холст ложились радугой души не всуе...
    Не время было отдавать души порывы?
    Но карма не спросила... И пришёл...
    И в памяти людей остались-
    Творения души, Рассвета краски,
    Музыка любви...

  • Наталия Жукова14-11-2016 13:29:01

    Спасибо за прекрасную статью! Очень созвучны душе возвышенные творения М.Чюрлёниса.

    В 1936 году Н.К.Рерих так писал о нём: "Слышу, что имя Чюрлёниса стало национальным именем в Литве, сделалось гордостью народа литовского. От души радуюсь этому. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. (...)

    Трудна была земная стезя и Чюрлёниса. Он принёс новое, одухотворённое, истинное творчество. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились? В их запылённый обиход пытается войти нечто новое - разве не нужно принять самые зверские меры к ограждению их условного благополучия?

    Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чюрлёниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нём нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чюрлёнис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. А между тем происходило как раз обратное. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Во время моего председательствования в "Мире Искусства" много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса. (...)

    Вот и Чюрлёнис в своих прекрасно-напевных мирных созданиях тоже мог бы написать похвалу врагам. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. И пришла она, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чюрлёниса, но чтобы озарить его творения навсегда. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность.(...)
    Прекрасно признание Чюрлёниса литовским народом. Это тоже будет не временный взрыв сантимента, но твёрдое признание, низкий поклон всенародный творцу и труженику. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чюрлёниса".

    3 сентября 1936 г.

    В Каунасе (Литва) создан прекраснейший Музей М.Чюрлёниса. Помню, как я любовалась там его картинами и слушала его музыку в отдельном зале. В Музее собрано и бережно хранится всё наследие творца.
    Так как из-за бедности Чюрлёнис часто рисовал дешёвыми красками на обёрточной бумаге, его картины очень уязвимы. Поэтому в Музее каждая его работа помещена в специальную прозрачную, герметичную конструкцию, из которой выкачан воздух, - чтобы не выцветали и не осыпались краски, и произведения сохранялись в первозданном виде на века.

    Любовью и почитанием Великого литовского Творца проникнут Музей Чюрлёниса в Каунасе. Там нет ничего постороннего, ничто не отвлекает: только живопись Чюрлёниса, музыка Чюрлёниса, философия Чюрлёниса, жизненный путь Чюрлёниса и его письма...

    Наталия Дмитриевна Спирина не раз бывала в Музее Чюрлёниса в Каунасе и всегда восхищалась им.

    Именно таким цельным, "без примесей", посвящённым только творчеству Семьи Рерихов и их ближайших сотрудников, мечтала она видеть и Музей Н.К.Рериха в Новосибирске. И не раз об этом говорила и писала в журнале "Восход".

    И снова (в которых раз!) обращаюсь к сотрудникам СибРО - давайте доверять чуткому провидческому духу Наталии Дмитриевны, уважать и выполнять её просьбы и Заветы, направленные только на Общее Благо. Ведь знаем, что только ТОЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ приведёт к заповеданному небывалому расцвету порученных Дел.

  • Светлана14-11-2016 22:22:01

    Благодарю Тину за воспоминание об этом удивительном и прекрасном Человеке. Знакомилась раньше с его биографией и работами. Мне кажется, что он всегда чувствовал себя одиноким и неудовлетворённым в этой жизни. Необыкновенно талантливый, устремлённый и невероятно сильный внутренне, в то же время скромный и незаметный, он искал Истину и выражал Её в своих творческих произведениях. Разносторонний, широко мыслящий и далеко видящий, Микалоюс Чюрлёнис не переставал любить и творить, несмотря на тяжёлую и трагичную судьбу. Я преклоняюсь перед его мужеством, стойкостью, терпением и многими, только ему присущими, качествами. Он видел Красоту во всём. Его работы вдохновляют и радуют. Он мог бы жить и дальше и творить больше, если бы не стена этого безумного равнодушия и непонимания, стена отчуждения и невежества, которая постоянно становилась на пути этой светлой крылатой души. В его жизни переплетаются боль и радость, страдание и вдохновение, горе и счастье, любовь и отчаяние... Путь его был многогранным, богатым духовного совершенства, но несправедливо коротким. Восхищаюсь этим светлым Человеком, который оставил на Земле чистый и благотворный след. Спасибо ему за то, что он жил.

  • Людмила Осинцева15-11-2016 14:29:01

    Любовь к творчеству Чюрлёниса нам, словно, вдохнул учитель по ИЗО - Тираспольский Игорь Григорьевич. В свои 17 лет, мы были "дубы" в таком виде искусства. А он, словно курица-хохлатка, пас нас, своих цыплят, раскрывая нам всё новые и новые горизонты такого вида творчества. Приятно совершить прогулку в прошлое, на 40 лет назад, но такое тёплое и приятное.

  • Лариса16-11-2016 08:50:01

    Многие творческие люди отмечены печатью небес. Именно через них, художников, музыкантов, поэтов вселенная "разговаривает" с нами, давая какую-то необходимую нам информацию. Иногда ощущаешь просто сумасшедшую потребность послушать, почитать, посмотреть и как бы очистить, просветлить душу. Причем, такие источники у каждого свои. Так хочется разгадать эти секреты...Самому...Без подсказок

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Искусство »