Что нынче пишут на заборах, или не проезжайте мимо. Владимир Рослов
Тяжелейший труд совершали первобытные люди, высекая на граните изображения самих себя и предметов окружающей природы, чем невольно способствовали зарождению письменной речи. И это была, как сейчас говорят психологи, высокомотивированная деятельность. Существовал, надо думать, большой смысл. Бытование и реальность обязывали. Иначе зачем тратить и силы и время? Специалисты безоговорочно отмечают и высокие художественные достоинства этих памятников человеческой эволюции. И неспроста в конце своей творческой биографии великий Пикассо гордился теми рисунками, которые удивительным образом напоминают пещерные наскальные изображения («Бык», «Голубь», «Бегущие», «Война», великая «Герника»). Дорогого стоит признание художника в том, что в их создании он учился у детей.
Древние изображения – несомненные свидетельства нашего общечеловеческого детства. В них органично, как свойственно детям, люди передавали самое существенное из своей жизни, вырабатывая и развивая одновременно абстрактное мышление. Естественно, с точки зрения понимания ими этой существенности. Если ребёнку существенными представляются глаза, то он их изображает непропорционально увеличено по отношению ко всему телу, а вот если уши ему не кажутся важным органом, то он их может вовсе не показывать. Кстати, психологами замечено, что непослушные дети не рисуют ушей на фигурах человечков.
Людей влечёт к изобразительной деятельности. Как отмечал Лев Семёнович Выготский, все дети до десяти лет рисуют. Кому они адресуют свои рисунки? Наверное, прежде всего, самим себе. Так осуществляется рефлексия полученных знаний о мире, испытанных, но ещё плохо поддающихся вербализации, чувств. Какое-то время карандаш бывает более удобным средством самовыражения, чем речь. Кроме того, ребёнок ещё хочет поделиться нажитым опытом с другими людьми. У послевоенных детей, как писал поэт, «все рисунки о том, как массово гибнут фашисты: пешие, мотоциклетные, конные». Правда, с возрастом большинство детей перестаёт рисовать. Продолжают лишь те, у кого обнаруживаются к этому изрядные способности и наклонности.
Древний человек в историческом плане запечатлевал свои мысли и чувственные переживания исключительно посредством изобразительной деятельности. Других средств, с помощью которых можно было что-то поведать о себе, в его арсенале не имелось. По-другому никак о себе нельзя было заявить. А заявить требовалось. Такова, видимо, человеческая природа. Человек должен оставлять о себе память. Это животные такой задачи перед собой не ставят. Хотя кто их знает?!
У современного человека возможности оставлять о себе память значительно расширились. Одни только компьютерные технологии чего стоят! Однако и сейчас он вынужден, по разным причинам, прибегать к древним способам самовыражения и передачи пережитого. Не всем же становиться профессиональными писателями и живописцами, выходить в печать, показываться на выставках. Далеко ещё не все приобщились к сетевому общению. У кого-то нет Интернета, а кого-то Интернет, при всей своей демократичности, не хочет принимать. Кто-то использует, что называется, подручные средства: стены зданий, как внутренние, так и внешние; заборы, столбы, крупные деревья, те же скалы, короче всё, что может служить демонстрационным полем, что может оказаться в поле зрения других людей. Серьёзный человек вряд ли затруднит себя чтением всякой заборной и настенной писанины, которая в его сознании воспринимается не иначе, как похабщина или, в лучшем случае, как просто детская глупость. Стоит ли на неё обращать внимание, когда проводится множество квалифицированных социологических опросов, по которым можно сделать более-менее точный прогноз на развитие той или иной ситуации? Люди сегодня широко пользуются телевидением, слушают радио. Менее популярными стали пресса и книги. Но и к ним интерес ещё сохраняется. А со всякой пачкотнёй, по рассуждениям здравомыслящих людей, надо бороться и вся недолга.
Нет, далеко не всё, что пишется на стенах, лишено смысла и значения.
В районе московских Сыромятнических переулков, что расположены неподалёку от Курского вокзала, на длинной глухой стене одного из пакгаузов с помощью безыскусных трафаретов руками неизвестных лиц изображены абрисы Веры Засулич, Софьи Перовской и других революционных террористов. Чем не знак? Герои, как говорится, не умирают. Но тут же, уже другими действующими лицами, выражено иное отношение к изображённым личностям. Яркой масляной краской, большими буквами написано: «БЕСЫ РЕВОЛЮЦИИ». Налицо свидетельство имеющейся конфронтации разнонаправленных сил. Те, кто уважительно изображал революционеров, и те, кто потом выразил по отношению к ним негативную реакцию, далеки от цивилизованных способов разрешения конфликтов. Их столкновение, произойди оно не сегодня-завтра, не будет носить характера мирного диалога. Иллюзий на этот счёт питать не следует. Если посмотреть, то причины недовольства протекающей жизнью и у тех и у других, в общем-то, одинаковы. Агрессивность ищет выхода и поводом для её проявления могут быть незначительные нюансы. Одни за революцию, другие – против, но подраться настроены обе стороны. А для этой цели почему бы и не придумать разногласий. В публике всегда присутствуют личности, которым свойственно чуть ли ни на всё реагировать негативистски. Они обязательно противятся любым оценкам и суждениям. Если кто-то говорит, что данный предмет имеет чёрную окраску, то негативист будет всеми силами доказывать, что он белый. Но если бы вы назвали тот же самый предмет белым, он с равным упорством доказывал бы его черноту. Это зависит и от характера человека и от его умственных способностей. Играют свою роль и природа, и особенности воспитания. Но что существенно: негативисты всегда заряжены на конфронтацию. Им до крайности важно доказать свою правоту, как они её понимают в данный момент. Для этого нужны поводы, которые, в общем-то, и изобретать не нужно. Они всегда спонтанно возникают.
Не всякий негативист решается вести прямой и открытый спор – можно, как говорится, получить «по морде лица». Для реализации своих побуждений есть средства, которые можно использовать скрытно, те же заборы и стены. Появляющиеся на них записи можно уподобить злобным плевкам. Только, если натуральный плевок чреват серьёзными последствиями для плюющегося и, кроме того, ограничен в адресности, надпись на заборе уже имеет обращённость к неограниченному кругу лиц и приобретает общественный характер. В то же время она позволяет избежать личной ответственности, поскольку делается тайно и анонимно. Написал, ноги в руки и тю-тю, поминай как звали. Вы когда-нибудь лично встречали заборного летописца? Мне, например, не приходилось. Это особая каста. Но, в отличие от таинственных и мифических жидомасонов, каста реально существующих с нами по соседству людей. Их «креативы» мы можем лицезреть чуть ли ни каждом шагу.
Что бросается в глаза, так это обилие националистических, если не сказать прямо – нацистских выражений. Они фактически заняли место преобладавших не так давно и конкурировавших между собой записей футбольных фанатов. Заборные художества нацистов – это, в первую очередь, один из способов трусливого заявления о себе. Но не только. Это и угрозы, и выражение той или иной степени готовности к бойне. Цитировать их, как и читать, неприятно. Но куда деваться? Приведу лишь некоторые, наиболее характерные метки ксенофобии: «Россия для русских!», «Не покупайте у чурок!», «Долой дагестанцев, пусть убираются в свои горы», «Эра нацизма», «России нужна революция». По пословице «как аукнется, так и откликнется» всё чаще стали попадаться записи типа «убей русского»…
Получивший одно время популярность лозунг «Хватит кормить Кавказ» выкристаллизовался из заборных надписей. Многие из них годами сохраняются вдоль железных дорог. Поезжайте в любом направлении на электричке от Москвы и поглядите в окно. Начитаетесь такого, что волосы дыбом встанут. Это не умильные слова знаменитой песенки «Лучами красит солнышко стальное полотно», талантливо обыгранной Венедиктом Ерофеевым в своём знаменитом романе. Это «смертоносные», выражаясь библейским языком, буквы и знаки. Можно с высокой степенью достоверности предположить, что начертанные на стенах и на заборах – «на каменных скрижалях», они присутствуют и «на плотяных скрижалях сердца». Модус агрессивности, выраженный сегодня в «заборном творчестве», намного превосходит модус любви. Градус ксенофобии зашкаливает. Общество дышит ненавистью.
Эти лозунги и символика, оскверняющие наше жизненное пространство, крайне опасны тем, что они унизительны для людей, вселяют в их души опасения и за будущую собственную безопасность, и за будущее страны.
© В. А. Рослов, 2012 год
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".