Светлой памяти Елены Ивановны Рерих 1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Что нынче пишут на заборах, или не проезжайте мимо. Владимир Рослов


Тяжелейший труд совершали первобытные люди, высекая на граните изображения самих себя и предметов окружающей природы, чем невольно способствовали зарождению письменной речи. И это была, как сейчас говорят психологи, высокомотивированная деятельность. Существовал, надо думать, большой смысл. Бытование и реальность обязывали. Иначе зачем тратить и силы и время? Специалисты безоговорочно отмечают и высокие художественные достоинства этих памятников человеческой эволюции. И неспроста в конце своей творческой биографии великий Пикассо гордился теми рисунками, которые удивительным образом напоминают пещерные наскальные изображения («Бык», «Голубь», «Бегущие», «Война», великая «Герника»). Дорогого стоит признание художника в том, что в их создании он учился у детей.

Древние изображения – несомненные свидетельства нашего общечеловеческого детства. В них органично, как свойственно детям, люди передавали самое существенное из своей жизни, вырабатывая и развивая одновременно абстрактное мышление. Естественно, с точки зрения понимания ими этой существенности. Если ребёнку существенными представляются глаза, то он их изображает непропорционально увеличено по отношению ко всему телу, а вот если уши ему не кажутся важным органом, то он их может вовсе не показывать. Кстати, психологами замечено, что непослушные дети не рисуют ушей на фигурах человечков.

Людей влечёт к изобразительной деятельности. Как отмечал Лев Семёнович Выготский, все дети до десяти лет рисуют. Кому они адресуют свои рисунки? Наверное, прежде всего, самим себе. Так осуществляется рефлексия полученных знаний о мире, испытанных, но ещё плохо поддающихся вербализации, чувств. Какое-то время карандаш бывает более удобным средством самовыражения, чем речь. Кроме того, ребёнок ещё хочет поделиться нажитым опытом с другими людьми. У послевоенных детей, как писал поэт, «все рисунки о том, как массово гибнут фашисты: пешие, мотоциклетные, конные». Правда, с возрастом большинство детей перестаёт рисовать. Продолжают лишь те, у кого обнаруживаются к этому изрядные способности и наклонности.

Древний человек в историческом плане запечатлевал свои мысли и чувственные переживания исключительно посредством изобразительной деятельности. Других средств, с помощью которых можно было что-то поведать о себе, в его арсенале не имелось. По-другому никак о себе нельзя было заявить. А заявить требовалось. Такова, видимо, человеческая природа. Человек должен оставлять о себе память. Это животные такой задачи перед собой не ставят. Хотя кто их знает?!

У современного человека возможности оставлять о себе память значительно расширились. Одни только компьютерные технологии чего стоят! Однако и сейчас он вынужден, по разным причинам, прибегать к древним способам самовыражения и передачи пережитого. Не всем же становиться профессиональными писателями и живописцами, выходить в печать, показываться на выставках. Далеко ещё не все приобщились к сетевому общению. У кого-то нет Интернета, а кого-то Интернет, при всей своей демократичности, не хочет принимать. Кто-то использует, что называется, подручные средства: стены зданий, как внутренние, так и внешние; заборы, столбы, крупные деревья, те же скалы, короче всё, что может служить демонстрационным полем, что может оказаться в поле зрения других людей. Серьёзный человек вряд ли затруднит себя чтением всякой заборной и настенной писанины, которая в его сознании воспринимается не иначе, как похабщина или, в лучшем случае, как просто детская глупость. Стоит ли на неё обращать внимание, когда проводится множество квалифицированных социологических опросов, по которым можно сделать более-менее точный прогноз на развитие той или иной ситуации? Люди сегодня широко пользуются телевидением, слушают радио. Менее популярными стали пресса и книги. Но и к ним интерес ещё сохраняется. А со всякой пачкотнёй, по рассуждениям здравомыслящих людей, надо бороться и вся недолга.

 

    

 

Нет, далеко не всё, что пишется на стенах, лишено смысла и значения.

В районе московских Сыромятнических переулков, что расположены неподалёку от Курского вокзала, на длинной глухой стене одного из пакгаузов с помощью безыскусных трафаретов руками неизвестных лиц изображены абрисы Веры Засулич, Софьи Перовской и других революционных террористов. Чем не знак? Герои, как говорится, не умирают. Но тут же, уже другими действующими лицами, выражено иное отношение к изображённым личностям. Яркой масляной краской, большими буквами написано: «БЕСЫ РЕВОЛЮЦИИ». Налицо свидетельство имеющейся конфронтации разнонаправленных сил. Те, кто уважительно изображал революционеров, и те, кто потом выразил по отношению к ним негативную реакцию, далеки от цивилизованных способов разрешения конфликтов. Их столкновение, произойди оно не сегодня-завтра, не будет носить характера мирного диалога. Иллюзий на этот счёт питать не следует. Если посмотреть, то причины недовольства протекающей жизнью и у тех и у других, в общем-то, одинаковы. Агрессивность ищет выхода и поводом для её проявления могут быть незначительные нюансы. Одни за революцию, другие – против, но подраться настроены обе стороны. А для этой цели почему бы и не придумать разногласий. В публике всегда присутствуют личности, которым свойственно чуть ли ни на всё реагировать негативистски. Они обязательно противятся любым оценкам и суждениям. Если кто-то говорит, что данный предмет имеет чёрную окраску, то негативист будет всеми силами доказывать, что он белый. Но если бы вы назвали тот же самый предмет белым, он с равным упорством доказывал бы его черноту. Это зависит и от характера человека и от его умственных способностей. Играют свою роль и природа, и особенности воспитания. Но что существенно: негативисты всегда заряжены на конфронтацию. Им до крайности важно доказать свою правоту, как они её понимают в данный момент. Для этого нужны поводы, которые, в общем-то, и изобретать не нужно. Они всегда спонтанно возникают.

Не всякий негативист решается вести прямой и открытый спор – можно, как говорится, получить «по морде лица». Для реализации своих побуждений есть средства, которые можно использовать скрытно, те же заборы и стены. Появляющиеся на них записи можно уподобить злобным плевкам. Только, если натуральный плевок чреват серьёзными последствиями для плюющегося и, кроме того, ограничен в адресности, надпись на заборе уже имеет обращённость к неограниченному кругу лиц и приобретает общественный характер. В то же время она позволяет избежать личной ответственности, поскольку делается тайно и анонимно. Написал, ноги в руки и тю-тю, поминай как звали. Вы когда-нибудь лично встречали заборного летописца? Мне, например, не приходилось. Это особая каста. Но, в отличие от таинственных и мифических жидомасонов, каста реально существующих с нами по соседству людей. Их «креативы» мы можем лицезреть чуть ли ни каждом шагу.

 

  

 

 

 

Что бросается в глаза, так это обилие националистических, если не сказать прямо – нацистских выражений. Они фактически заняли место преобладавших не так давно и конкурировавших между собой записей футбольных фанатов. Заборные художества нацистов – это, в первую очередь, один из способов трусливого заявления о себе. Но не только. Это и угрозы, и выражение той или иной степени готовности к бойне. Цитировать их, как и читать, неприятно. Но куда деваться? Приведу лишь некоторые, наиболее характерные метки ксенофобии: «Россия для русских!», «Не покупайте у чурок!», «Долой дагестанцев, пусть убираются в свои горы», «Эра нацизма», «России нужна революция». По пословице «как аукнется, так и откликнется» всё чаще стали попадаться записи типа «убей русского»…

Получивший одно время популярность лозунг «Хватит кормить Кавказ» выкристаллизовался из заборных надписей. Многие из них годами сохраняются вдоль железных дорог. Поезжайте в любом направлении на электричке от Москвы и поглядите в окно. Начитаетесь такого, что волосы дыбом встанут. Это не умильные слова знаменитой песенки «Лучами красит солнышко стальное полотно», талантливо обыгранной Венедиктом Ерофеевым в своём знаменитом романе. Это «смертоносные», выражаясь библейским языком, буквы и знаки. Можно с высокой степенью достоверности предположить, что начертанные на стенах и на заборах – «на каменных скрижалях», они присутствуют и «на плотяных скрижалях сердца». Модус агрессивности, выраженный сегодня в «заборном творчестве», намного превосходит модус любви. Градус ксенофобии зашкаливает. Общество дышит ненавистью.

Эти лозунги и символика, оскверняющие наше жизненное пространство, крайне опасны тем, что они унизительны для людей, вселяют в их души опасения и за будущую собственную безопасность, и за будущее страны.

© В. А. Рослов, 2012 год

06.12.2012 14:13АВТОР: Владимир Рослов | ПРОСМОТРОВ: 2371


ИСТОЧНИК: БОРИС БИМ-БАД



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Проблемы педагогики »