В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Человек, изменивший мир. Алексей Михайлов


85 лет назад был подписан Пакт Рериха – документ,
призванный защитить мировое культурное наследие

 

 

14.04.2020

 

По оценкам ученых, не более двух процентов людей на планете способны создавать абсолютно новые концепции. Но даже среди этих творческих личностей воплотить свои идеи в жизнь способны менее одного процента. К последним, несомненно, относится наш соотечественник, русский художник Николай Константинович Рерих. Автор более 7000 картин, нескольких десятков литературных трудов, археолог, историк, этнограф, мыслитель, путешественник-исследователь Центральной Азии.


По масштабу достижений и многогранности таланта его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Но особое признание и всемирную известность Николаю Рериху принесла общественная деятельность. 15 апреля исполняется 85 лет со дня подписания Пакта Рериха – уникальной общественной инициативы представителя русской культуры. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как Международный день культуры.

 

В середине 30-х годов XX века, предчувствуя неотвратимость Второй мировой войны, Н.К.Рерих смог совершить, казалось бы, невозможное – объединить прогрессивную мировую общественность вокруг идеи создания специального пакта – международного договора, который бы брал под охрану и защищал от разрушений культурные достижения человечества: памятники, образовательные и научные учреждения, библиотеки. Под защиту предполагалось брать и персонал этих учреждений. В XX веке Николай Рерих был одним из тех, кто глубоко понимал ведущую роль культуры в формировании духовной жизни человека, нравственных ценностей и моральных устоев общества. Разрушение культуры, по его мнению, есть путь деградации, противостояний, конфликтов, кризисов и войн: «мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык».

 

Неотъемлемой частью Пакта Рериха стало Знамя Мира –отличительный флаг, предназначенный для обозначения объектов культуры, взятых под защиту этого договора, указывающий на их неприкосновенность от бомбардировок, разрушений и вандализма. В центре белого полотнища в красной окружности пирамида из трех красных кругов – символ культурной преемственности поколений Прошлого, Настоящего и Будущего в круге Вечности.

 

«Мир через Культуру» – эта простая, но глубокая идея Рериха стала концепцией нового мироустройства. В обществе, уставшем от бедствий Первой мировой войны и всемирного экономического кризиса 1930-х годов, эта идея получила горячее одобрение. Инициативу русского художника поддержали тысячи представителей общественности из разных стран, в том числе, крупнейшие политические, общественные и духовные лидеры того времени: король Бельгии, король Югославии, Папа Римский, физик Альберт Эйнштейн, писатели Герберт УэллсРабиндранат ТагорТомас Манн. По всему миру стали создаваться комитеты в поддержку Пакта Рериха и Знамени Мира. Прошли три международных конференции. Сформировалось международное культурно-просветительское рериховское движение в защиту памятников культуры. Русский художник-миротворец смог изменить мир.

 

15 апреля 1935 года Пакт Рериха – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне. В присутствии президента США Ф.Д. Рузвельта подписи под документом поставили представители двадцати одной страны - США и латиноамериканских стран – это четверть государств того времени. Договор обеспечивал всеобъемлющую защиту объектам культуры не только во время войн, но и в мирное время. Он провозглашал безусловный приоритет сохранения культурных ценностей перед военной необходимостью, тем самым, обеспечивая максимальную степень защиты мирового культурного наследия. В этом плане Пакт до сих пор не имеет себе равных. Вторая мировая война показала, насколько востребованными и актуальными оказались идеи Николая Рериха. СССР и Европе, не подписавшим этот Пакт, было суждено понести самые большие культурные потери в войне.

 

Однако Пакт Рериха не остался только намерением на бумаге. В 1945 году, при разработке США планов применения ядерного оружия в Японии, первым в списке стоял Киото – древняя столица этого государства. Город-музей должен был разделить страшную участь Хиросимы и Нагасаки. По некоторым сведениям, в последний момент советник президента Трумэна напомнил об обязательствах США, взятых при подписании Пакта Рериха, и Киото вычеркнули из списка военных целей.

 

После катастрофических культурных потерь Второй мировой войны мир снова обратил свое внимание на Пакт Рериха. Этот юридический документ положил начало новой эпохе в отношении человечества к своей культуре. Его принципы и нормы нашли отражение в Конвенциях и протоколах, направленных на охрану объектов мировой культуры, в том числе, легли в основу Гаагской конвенции 1954 г. Основополагающая идея Николая Рериха о Мире через Культуру нашла отражение в Преамбуле Устава ЮНЕСКО. Пакт стал выдающимся вкладом России в развитие мировой цивилизации и формирования системы международного права в области сохранения культурного наследия.

 

Инициатор Пакта придавал этому документу огромное просветительское значение, так как этот исторический договор воспитывал у подрастающих поколений уважение к сокровищам культуры не только своего народа, но и других народов. Ведущую роль в деле защиты памятников культуры Николай Рерих отводил общественности, а не правительствам. «Не устанем твердить, что кроме государственного признания нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми…».

 

Со дня подписания Пакта Рериха прошло 85-лет. Но и сегодня, в XXI веке его идеи по-прежнему актуальны и востребованы. В начале третьего тысячелетия человечество стало свидетелем невиданных потерь мирового культурного наследия. В пожарах войн и вооруженных конфликтов, в результате террористических актов и вандализма гибнут созданные предшествующими поколениями бесценные памятники культуры, составляющие духовно-историческую память развития человеческой цивилизации. Размеры ущерба, нанесенного мировой культуре за последние десятилетия, огромны. Афганистан, Египет, Ирак, Сирия, Тунис, Ливия, Мали. Этот скорбный список стран неумолимо растет с каждым днем. На наших глазах преступно уничтожаются духовные святыни, очаги культуры и знания вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности. Дикое невежество и религиозный фанатизм подрубают древнейшие культурные корни мировой истории, ведут к гибели бесценные сокровища человеческого гения, несущие миру свет просвещения, духовности, знания и красоты. Это общая боль и трагедия для всего человечества. Охваченный пламенем Собор Парижской Богоматери стал в 2019 году своеобразным символом безвозвратных утрат духовной культуры прошлого не только Европы, но и всего человечества.

 

Напоминающим набатом звучат слова Николая Рериха: «если с одной стороны будут призывы к разрушению храмов, музеев и всех культурных сокровищ; если темная рать будет призывать к разрушению всех Рафаэлей, то насколько сильнее и звонче должны звучать голоса, понимающие, что лишь духовными ценностями будет живо человечество».

 

На фоне 85-летнего Юбилея со дня принятия Пакта совсем не праздничной выглядит ситуация с наследием Николая Рериха на родине, в России. В 2017 году при участии Министерства культуры РФ в Москве был ликвидирован общественный музей имени Н.К.Рериха, созданный Международным Центром Рерихов на пожертвования общественности и меценатов. Музей был основан в 1989 году в московской усадьбе Лопухиных младшим сыном Рериха – Святославом. Для создания музея он передал в Россию творческое наследие своих родителей – сотни картин, уникальный семейный архив, ценные коллекции предметов искусства. После закрытия общественного музея более 18 тысяч музейных предметов из его фондов были вывезены, и судьба их остается неизвестной. Все обращения российской и международной общественности с просьбой создать государственно-общественную комиссию по установлению местонахождения наследия семьи Рерихов, проверки его целостности и условий хранения игнорируются.

 

Не меньшую тревогу вызывают условия хранения картин Н.К.Рериха в государственном музее Востока. В результате несоблюдения условий хранения бесценные шедевры оказались на грани утраты. Только массовое возмущение общественности способствовало привлечению внимания к этой проблеме органов прокуратуры и государственных структур.

 

В октябре 2019 года, в канун 140-летия со дня рождения Н.К. Рериха, чиновники потребовали снести в Москве единственный в мире мемориал с прахом художника-миротворца, установленный по завещанию его младшего сына.

 

Разрушается в Пскове Анастасиевская часовня – уникальный памятник культуры федерального значения. Этот архитектурный шедевр, созданный в 1911 году выдающимся архитектором А.Щусевым, расписан по эскизам Н. Рериха. Двадцать лет сотрудники Псковско-Изборского заповедника безуспешно добиваются от государства выделения средства на реставрацию и сохранение памятника, который без срочной помощи может быть утрачен уже в этом году.

 

Международный Центр Рерихов – крупнейший в мире культурно-просветительский и научный центр по изучению, сохранению и популяризации наследия Рерихов также может прекратить свое существование в ближайшее время из-за угрозы принудительного банкротства.

 

В преддверии юбилея Пакта Рериха, отмечаемого в мире как Международный день культуры, складывается совсем не радостная картина уничтожения наследия и забвения памяти великого сына России, который вошел в историю человечества как Водитель Культуры.

 

 

Пакт Рериха. Мир через Культуру 


В 1935 году, за несколько дней до подписания Пакта, Николай Константинович записал в своем экспедиционном дневнике: «Сейчас наш стан среди пустыни. Кто-то когда-то по неведению уничтожил обширные леса, остатки которых мы видели. За лесами ушли и травы. И воды скрылись под землю. Пустыня! Так же точно по невежеству и по злобе можно все разрушить. И кому же нужна будет эта пустыня, вещественная или духовная. <...> Власть имущие, скажите решительно! Повторите и твердите о мире и созидании».

 

 Видео добавлено редакцией портала.

 

 

 

15.04.2020 07:42АВТОР: Алексей Михайлов | ПРОСМОТРОВ: 866


ИСТОЧНИК: Версия



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Константин Савитрин15-04-2020 12:24:01

    Пакт Рериха и сегодня более, чем актуален. Сколько после 2-й Мировой войны было локальных войн, в которых разрушались памятники культуры! И США, подписавшие Пакт участвовали в разрушении непосредственно или спонсировали разрушение, либо имитацию разрушения и под покровом беспорядков разграбление культурных ценностей.
    Это было и в Югославии, и в Инаке, и в Афганистане, и в Корее, и во всех иных военных или политических конфликтах.
    К счастью нашему после распада Варшавского договора и утраты былых позиций наша страна в 2000-е стала приобретать союзников и друзей по большей части мирными способами - взаимопомощью, взаимовыгодным сотрудничеством. Мы (как государство) выплатили все долги 90-х, за которые, казалось, будут платить наши внуки и правнуки и не расплатятся...
    Сегодня очень нужен лидер духовный или политический, который снова поднял бы Знамя Культуры, как в первой половине 20-го века это сделал Н.К.Рерих. Пакт нужно возродить и, возможно, откорректировать с учетом печального опыта последних десятилетий.
    Вот в 2001 году в Афганистане по приказу лидера "Талибан" муллы Омара были уничтожены (расстреливались из всех видов оружия и были взорваны) статуи Будды. Сам Омар так аргументировал своё решение: "Я не хотел разрушать статуи. Однако ко мне обратились иностранцы, заявившие о желании отреставрировать будд, несмотря на то, что монументы не были сильно повреждены за столько веков. Просьба шокировала меня. Я подумал: это бесчувственные люди, им безразличны тысячи живых афганцев, умирающих от голода, им интересен лишь мертвый камень. Это прискорбно. Поэтому я приказал уничтожить статуи. Если бы эти иностранцы оказывали гуманитарную помощь, я бы не тронул монументы."
    А ведь незадолго до этого он отдавал приказ о прекращении работ по подготовке взрыва и заявлял, что "буддистской общины в Афганистане нет, идолам никто не поклоняется, а они между тем являются потенциальной достопримечательностью для иностранцев и потому должны быть сохранены, как и другое доисламское наследие".
    Сложно судить об истинных мотивах муллы Омара. Но из этой культурной трагедии нужно сделать выводы и разработать меры по недопущению подобного варварства...
    Например, Свами Вивекананда, ратуя за Культуру говорил, что, конечно, строительство храмов и многое другое очень важно. Но при этом нужно накормить голодных, чтобы они смогли увидеть Бога в этих храмах вместо того, чтобы, приходя в храм, думать о пище и одежде.
    Так что необходимо в период социальных и особенно военных кризисов и конфликтов вести параллельно работу с заботой о хлебе земном и Хлебе Насущном (о духовной и душевной пище). И то, и другое будет содействовать сохранению памятников и произведений Культуры.

  • Константин Савитрин15-04-2020 12:53:01

    Еще необходимо в обновленном Пакте особо указать на обязательства подписавших его государств заботиться (за гос.счет) о сохранении памятников Культуры не только внешних, прежде всего, внутри своей страны. Должен быть составлен с участием выдающихся деятелей культуры страны (например у нас это общественный совет при Минкульте под руководством Николая Бурляева) список объектов, являющихся достоянием мировой и национальной Культуры. Не чиновники, а деятели культуры должны определять, что должно быть особенно сохраняемо. Эти списки должны быть опубликованы на общем международном и многоязычном ресурсе, постоянно пополняться с учетом новых открытий и исследований.

    И, конечно, необходимо, чтобы обновленный Пакт был опубликован в сети, широко распространен и вновь подписан нынешними лидерами мировых держав, а так же всеми желающими поддержать Пакт.

    Подписавшие будут обязаны выполнять условия Пакта. Не подписавшие, таким образом, будут отнесены общественным мнением к некультурным странам, то есть не желающим заботиться о сохранении и преумножении культурного Достояния. И если сейчас безкультурие на государственном уровне представляется многим нормальным, то постепенно общественное мнение будет меняться. И, быть может через какой-то срок стыдно будет уже многим государственным деятелям вести себя так, как они это делают ныне, игнорируя уничтожение памятников Культуры или даже поощряя его, как это сделано в отношении МЦР и Музея.

    В общем это очень широкая тема для размышления...


    Администратор

    Совершенно согласна с Вами, Константин.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »