26 июня 2022г. в 13:00 мск. состоится онлайн-лекция «Елена Петровна Блаватская в зеркале писем Елены Ивановны Рерих» . Сон о Космосе наяву. Выставка в городе Луге Ленинградской области. Международная научно-общественная конференция «120 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» (Москва, 9–10 октября 2022 г.). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Церковь разговаривает сама с собой». Александр Усатов


Монолог священника, отказавшегося от сана

 

Фото: Личный архив Александра Усатова

 

 

15 апреля 2020

 

Бывший клирик Ростовской и Новочеркасской епархии Александр Усатов — о разочаровании в РПЦ

 

Я отдал РПЦ 30 лет своей жизни, многие годы я горел верой и стремился нести свет Христов людям. После 15 лет священнического служения я полностью разочаровался в религии и решил оставить сан священника. Месяц назад я отправил патриарху Кириллу заявление с просьбой лишить меня священного сана. Я ушел по принципиальным причинам и хочу рассказать, почему пришел к такому решению. Мои мотивы близки многим мыслящим священникам, но далеко не все решаются порвать с иллюзиями, пронесенными через всю жизнь. 

 

В 2000-е годы я возглавлял миссионерский отдел епархии. В те годы мне казалось важным противостоять сектантству, я видел в сектах угрозу Церкви и всему обществу. Со временем я понял, что упреки в сторону тоталитарных сект вполне уместны по отношению и к феноменам православной среды: старцы-гуру, тотальный контроль, презрение к науке, выдергивание цитат и прочее. 

 

Россияне не склонны читать Писание и выполнять библейские заповеди, кроме одной: верь в Единого Бога. Им больше нравятся экстатические и радикальные движения т. н. «православных монархистов», «ревнителей православного благочестия», любителей экзорцизмов-отчиток, почитание старцев, стариц, а также «Движение против кодов» (ИНН, штрих-кодов, 666 и чипов). Большинство прихожан погрязли в суевериях. За этим стоит не столько невежество, сколько глубинные и архаичные процессы в психике. У меня возникло ощущение, что Церковь перестала быть лечебницей человеческих душ, а скорей всего, никогда и не была. Она похожа на хоспис, где безнадежные больные получают временное утешение, но не исцеляются.  

 

Позже я понял, что не только сектанты и оккультисты, но и прихожане РПЦ не ищут в Церкви Истину, а занимаются примитивной психотерапией. Из книг по психологии религии я узнал, что невротичный человек стремится ощутить стабильность жизни через регулярно воспроизводимые ритуалы и праздники, пытается таким образом уменьшить мучащую его тревожность. Стало все сложнее отгонять мысль, что служение священника напоминает работу языческого жреца или сибирского шамана.

 

Теперь я считаю, что церковная жизнь не только притягивает к себе людей с психологическими проблемами, но и сама является невротизирующей средой, где огромное количество страждущих подменяют работу над собой обрядами и  «механической» аскезой. До революции в Церкви пытались «отделять пшеницу от плевел». Мало кто позволял себе распространять сплетни о чудесах и заниматься кликушеством, люди четко понимали, что сектанты-хлысты не имеют никакого отношения к Церкви. Теперь любой психически нездоровый или находящийся на грани девиации человек воспринимается в Церкви как ревнитель преданий, а проявления критического мышления сразу вызывают отторжение.

Я пришел к выводу, что в современной Церкви многое построено на формировании у прихожан комплекса вины и неполноценности. Если добавить к этому пищевые и сексуальные запреты, получается отличный механизм для управления людьми. 

 

Церковное «душепопечение» не работает, не помогает верующим справиться с внутренними проблемами. Людей призывают соблюдать массу запретов и табу, что невозможно в принципе. Остается лишь бесконечно винить себя и ждать прощения. Люди ходят на исповедь еженедельно, каются, но в их жизни ничего не меняется. Вы бы посоветовали своим близким такую «клинику»? Я не советую.

 

Так я постепенно утратил чувство, что мое пастырское служение нужно и полезно людям. Не разбираясь в психологии, священники часто приносят людям вред и причиняют боль. Патриарх недавно призвал не воспринимать исповедь как психоанализ, но фактически все происходит именно так. Это не настоящая психотерапия, а отвратительная пародия. 

 

Многие годы мне казалось, что духовное просвещение способно в какой-то мере изменить церковную атмосферу. В Ростовской-на-Дону епархии в 2005 году чуть ли не впервые в РПЦ мы сделали обязательными подготовительные беседы перед принятием крещения. Вспоминаю, насколько неприятным сюрпризом это стало для многих священников. Это стало для меня шоком: оказалось, что духовенству чуждо богословие и наставление в вере обычных людей с улицы. Высокопарные проповеди для «своих» и конвейер обрядов ради получения «денежки» — так я представляю себе церковную жизнь в обычном приходе. Катехизация, миссия, работа с молодежью — кроме лозунгов здесь ничего нет, а бумага стерпит любую ложь и отписки для начальства. Угадаете, почему все эти направления деятельности Церкви в загоне? Это не приносит денег здесь и сейчас, а вот свою душу, свои знания приходится вкладывать непрестанно без всякой гарантии положительного результата.

 

Церковь сейчас разговаривает сама с собой, она отвечает на вопросы, которые никто не задавал. РПЦ буквально застряла в средневековье, когда социум полностью подавлял любое проявление индивидуальности, где насилие в семье воспринималось как очевидное благо. Это касается не только захожан и прихожан. В тисках несвободы находятся практически все священники. Многие из них ничего не умеют кроме требоисполнительства, и почти каждый прошел через фильтр т. н. послушаний, то есть проверки на лояльность епископу и готовности платить налоги. Есть хорошее сравнение Русской церкви с франшизой. Надеваешь черный халат с ювелирным украшением в виде креста. Всё! Теперь люди начнут нести тебе пожертвования. Кроме власти и денег ее администраторов мало что интересует. А отдельные «романтики» в среде священников часто еще опаснее, ведь они сами не ведают, что творят, распространяя идеи «от ветра главы своея». 

 

После принятия сана мне по роду деятельности приходилось искать ответы на упреки и вызовы из нецерковной среды. Я стал подмечать лживость православной апологетики фактически на каждом шагу: в биологии, истории, психологии. Мне показалось важным изучать книги популяризаторов науки, нейробиологов и религиоведов. 

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню в Елоховском
Богоявленском соборе накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы,
3 апреля 2020 годаФото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

 

Я стал видеть неприкрытую фальшь в житиях святых, в непонятных канонизациях, в появлении праздников в честь событий из жизни Богородицы, которые никогда не происходили. Не хочу впредь транслировать эту ложь.

 

Признаюсь, мне стало сложно терпеть других священников. Многие священнослужители возомнили из себя непогрешимого папу римского в любой области знаний. Такой горе-пастырь легко раздает свои измышления о генетике и истории, о геологии и социологии, о том, как спастись, и том, что нужно отсечь, как рожать и в какие дни зачинать ребенка. Каждый из них по-своему преодолевает свои комплексы, у каждого свое уникальное проявление чувства собственного величия, но мне не хочется иметь с этим ничего общего.

 

На элементарном уровне сакральное пространство храма действительно убаюкивает человека, но это «работает» само по себе, для этого не нужны священники. Сейчас я убежден, что эта религиозная организация во многих случаях приносит вред, стимулируя у людей невротизм, откровенный инфантилизм, рабскую психологию и подавление критического мышления. Многие церковные люди боятся жить, а зачастую желают в каком-нибудь ярком подвиге просто умереть (например, заразившись коронавирусом в храме или же нарушая предписания врача-эндокринолога). Ужасно, что сейчас на такой лжеподвиг людей подталкивают некоторые священнослужители.

 

Я был поражен, когда узнал, что апокрифы, неканоничные писания, с глубокой древности вошли в плоть и кровь церковной жизни. В тот момент я понял, что против этой «грязной воды» у Церкви нет иммунитета, она принимает в себя любые легенды и выдумки и впоследствии не может с ними расстаться. А что, если это касается не только церковных преданий, но и самого Писания? 

 

В последние два года я стал читать книги таких западных библеистов, как Борг, Кроссан и Эрман. Я увидел «Великий обман» в книгах Св. Писания (так это называет Барт Эрман). Одни христиане позволяли себе писать послания от имени апостола Павла, другие составляли евангелия, используя искаженные или даже выдуманные рассказы о Христе. Результаты своих изысканий я представил в сборнике «Развитие христианских идей и практик», где рассмотрел динамику развития церковных традиций и постарался обосновать гипотезу, что важнейшие взгляды христианства менялись уже в I веке. Полагаю, что все лучшее в христианстве дал Господь Иисус и апостол Павел. Далее Бог будто не вмешивался в развитие событий. Все это только человеческое, слишком человеческое... Я пришел к выводу, что современная Русская церковь фактически не имеет никакого отношения к «историческому Иисусу», а промысел Божий в истории Церкви отсутствовал.

 

Я уже отошел от идеи реформирования Церкви, проповеди лайт-православия и  церковности «с человеческим лицом». Церковь далека от ценностей гуманизма, как небо от земли. 

 

И проблема не в том, что церковные люди сейчас какие-то особенные (на самом деле это так). И даже не в том, что библейские рассказы про Адама или Всемирный потоп — обычные мифы (восприятие библейских сюжетов в мифологическом ключе как притчи могло бы снять массу затруднений в общении с современными людьми). 

 

Я много лет размышлял о богодухновенности и ограниченности Ветхого Завета. И пришел к выводу, что это оформленные ожидания и гадания иудеев, прикрытые высокими словами «так говорит Господь». Мои представления о богодухновенности каждой йоты Писаний рухнули. Теперь я не верю и в богодухновенность новозаветных текстов. Многие из них — подлог, а иные фиксируют предания, которые сложились в христианских общинах лет через 40 или 65 после распятия Христа. Сквозь эти наслоения нам очень сложно воспринимать образ «исторического Иисуса».

 

В фильме «ПиКей» все попытки главного героя достучаться до небес не привели к положительному результату. И он сделал вывод, что люди пытаются дозвониться до Бога через «религиозных менеджеров», имея «неправильный номер»: «Та система, по которой вы связываетесь с Всевышним, стала неисправна. Все ваши звонки идут на неверный номер». Когда-то мне казалось, что проблема именно в этом, и я пытался искать в Церкви «правильный номер»: как правильно молиться, как поститься, чтобы наш голос был услышан на Небесах (Ис.58:4). Было написано много книг и статей на эту тему.

 

В конце концов я стал убеждаться в том, что человеческое сознание не способно воспринимать концепт о сверхъестественном существе, даже если оно существует. Люди всегда придумывают себе божество по своему образу и подобию. 

 

Постепенно все аргументы, которыми я оперировал для апологии православия, рассыпались. Они не учитывают достижения современного научного знания, порой ему противоречат («у обезьяны другое количество хромосом, обезьяна не может стать человеком»), а иногда являются очевидным подлогом (Благодатный огонь, истечение масла из крестов и подобное). 

 

Как и в случае с библеистом Эрманом Бартом, потеря веры у меня была связана напрямую не с наукой, а с моей неспособностью «оправдать Бога» за страдания мира сего: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7).

 

Фото: Личный архив Александра Усатова


В итоге я превратился в агностика атеистического толка, а сегодня уже отвергаю сам концепт теизма. Назовем это антитеизм. Что это такое? Мне чужда и неприятна архаичная вера в антропоморфное небесное существо, которое гневается и мстит людям, требует заместительную жертву (искупление), дает им предписания для всех аспектов жизни, а потом грозит мучить человека огнем неугасимым. Это капризное существо одних людей приемлет, а других отвергает. Я считаю, что многие заповеди Ветхого Завета в этом смысле безнравственные. Мне кажется чудовищным то, что христиане уничтожали инакомыслящих. Равно как и недавний призыв моего бывшего начальника митрополита Меркурия «не прощать врагов Церкви». На прощание я услышал от него изумительное «Пшел вон!». Получается, Церковь любит только «своих»? Неужели за эти 2000 лет ничего не изменилось в лучшую сторону? 

 

В Библии сказано, что Христос собирался одарить динарием каждого человека (Мф.20:14), но в итоге вернется на землю, чтобы «праведно в пламенеющем огне совершить отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1:6-10). Возможно, что эти обещания «кнута и пряника» впечатляли архаичное или средневековое сознание. Но сегодня я не могу это принять. Полагаю, что уже в I веке представления о любящем Иисусе смешались с ожиданием Его гнева, ведь это так свойственно концепту теизма. Люди просто не смогли иначе описать свой опыт понимания Бога во Христе. В итоге евангелия совмещают такие противоречивые идеи о том, как Бог относится к людям.

 

Личность Иисуса Христа остается для меня исключительной. В том смысле, что Иисус из Назарета дал людям удивительный опыт принятия и утешения. В его общине не было иерархий и ограничений, каждый был важен и дорог: крестьянин, мытарь, проститутка и ребенок, страдающий кожным заболеванием, и психически неполноценный человек. Это превосходит все, что я знаю о человеческих отношениях. В этом смысле Иисус для меня и сейчас «божественный». 

 

Изучение церковной истории и христианских традиций теперь мне бы хотелось вести с научных позиций — без принадлежности к Церкви. Такой и должна быть настоящая теология как научная дисциплина. Я согласен с тезисом, что, в отличие от религиоведа, теолог постигает религиозную традицию как свою собственную (надеюсь, что 30 лет пребывания в Церкви дали мне определенный опыт). В таком случае он имеет чуть иной угол обзора, чем светский религиовед, но исключает вот эти всякие «мне приснилось» или «я ощущаю». А еще теолог не имеет права подгонять результаты исследования под привычные церковные шаблоны. Нельзя рассматривать церковь ранних христиан по более поздним моделям: с IV века церковь стала совсем другой. Например, нет смысла утверждать, что Владимирскую икону написал лично апостол Лука, как постоянно делается в церковной среде.

 

Чтобы кратко обозначить мое отношение к религии, хочу привести  утверждения епископа Шелби Спонга. Теизм, как способ определения Бога, мертв, нужно найти новый способ говорить о Боге. Вера во всемогущее личное божество, создавшее мир и продолжающее в нем свою активность, неизбежно противоречит науке и способствует невротизации людей. Церковь должна отказаться от использования чувства вины как регулятора поведения. Никакие внешние характеристики человека, будь то раса, пол, этнос или сексуальная ориентация, не могут использоваться в качестве основы для отвержения либо дискриминации. Только так религия может найти свое место в современном мире, не унижая людей и не разрушая их психику.

 

17.04.2020 12:54АВТОР: Александр Усатов | ПРОСМОТРОВ: 922


ИСТОЧНИК: Snob



КОММЕНТАРИИ (18)
  • Любовь17-04-2020 18:35:01

    В рериховской среде тоже происходит "обожествление" поведения тех кто работает в рериховских организациях, к великому сожалению. Люди вообще не могут принять тех, кто может анализировать события.Как будто бы говоря только хвалебные речи (но по делу и заслуженно всегда надо похвалить), мы можем продвинуться. Нужно развивать в себе равновесное состояние, когда получается видеть все в истинном свете. Этому надо учиться. И этому очень хочется научиться. Считаю, что рериховцам очень полезно изучить этот опыт. Это нужно для того, чтобы созданные организации действительно работали для людей, а не для "своих" только. Если в Рериховском Движении параллельно работе на Общее Благо не будет утверждаться критический взгляд на свою же работу членами этих рериховский организаций, то нас может постигнуть тоже самое, только еще ужаснее. В рериховской среде на сегодняшний день много страха, боязни. Мало прямоты, правды. Это уже говорит о серьезных проблемах. И единение мы представляем только со "своими", с теми, кто симпатичен лично. Или, например, такой вопрос - Что значит правильно исполнять Закон Иерархии? Это очень серьезный вопрос. И таких вопросов великое множество. И не припечатывать надо на людей ярлыки различные, а вместе искать ответы на такие вопросы. Спасибо автору за то, что имел честность и мужество поделиться своим опытом.

  • Елена19-04-2020 19:47:01

    В Евангелии от Иоанна записаны слова Иисуса Христа: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4: 23), «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4: 24). В Деяниях апостолов читаем: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». (Деян. 17: 24,25). Увы, люди в большинстве своём не вникают в суть Писания.

    Иисус Христос направлял людей на путь познания Истины и духовно-нравственного совершенствования. Церковь же практически изначально повела своих прихожан путём веры в догматы (причём, установленные людьми в глубокой древности), и обрядовость. Это не тот путь, который указывал Христос, и хорошо, что думающие православные христиане начали это понимать... Но понимание этого факта не должно служить основой для того, чтобы верующий становился атеистом. Такой опасности нет для тех, кто изначально в своём сознании не связывал Бога и церковь. Церковь — творение человеческое, она может играть лишь вспомогательную роль (причём, в основном психологического характера) в процессе осознания человеком Бога и во взаимоотношениях с Ним.
    Пример Марии Египетской, которая 47 лет провела одна в пустыне, наглядно демонстрирует, что отношения с Богом человек может выстраивать без посредников. Всем, ищущих посредников, полезно помнить, что они могут не только направить на благо, но могут и увести человека не той дорогой... Похоже настало время, когда ищущим Бога мало веры, но появилась потребность в ЗНАНИЯХ, которые подкрепляли бы её. Действительно, мы живём в эпоху глобальных перемен в общественном сознании, и это радует!

  • Татьяна Киселева20-04-2020 09:48:01

    Как же правильно всё сказанное! И у автора статьи, и в комментариях. На своём опыте прошла этот Путь - от обрядовой религии до веры, сказав себе однажды - хочу Знать во что Верю. Этот Путь привёл меня в Рериховское общество в Нижнем Новгороде в 1993 году. Пока покупала книги, была желанной, а как стала задавать вопросы, меня волнующие, попросили удалится. Стала изучать Учение самостоятельно и нашла и до сих пор нахожу ответы на свои вопросы. Спасибо сайту "Адамант" - во многом мне помогает.

  • Бойкова Татьяна20-04-2020 11:35:01

    Очень радует, что в среде церковнослужителей, стали появляться люди задумывающиеся над всем что происходит, что они день ото дня твердят людям одно и то же, осознавая пустую обрядовость канона.

    Елена Ивановна Рерих в своих письмах писала: "... облик истинного Христа – Учителя живет в душе нашей… Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его, Христова Учения…." (Е.И.Рерих. 8.09.34)

    И далее в письмах своим ученикам и сотрудникам как бы продолжает:
    "Также Вы правы, что христианство должно следовать по стопам Христа, но именно этого оно и не делает. Слова Иисуса Христа искажены, отменены и подтасованы так, чтобы оправдать себеугодие и себеслужение вместо служения Общему Благу, завещанному Иисусом." (24.05.1936)

    А ведь, кажется чего проще — люби людей, исполняя и эту заповедь Христа, старайся жить так, как положено священнослужителю, как говорится в текстах святых писаний, что читаются для прихожан. Если ты слуга божий, так и живи по законам Божьим, чтобы тебе не стыдно было перед Ним ни в жизни, ни на пороге Вечности.
    Христу было бы неуютно в роскоши и лжи многих наших храмов, особенно когда одна сторона - для всех, а другая в тени. Возможно именно поэтому больше “захожан”, чем прихожан, как в свое время сказал в интервью никто иной, как бывший диакон Кураев....
    Христос ходил с посохом, ему не пристало кататься в иномарках и отдыхать на собственных виллах. Он заботился о больных и страждущих, воздвигая духовные храмы. "Не в храме, но в духе будете молиться", — говорил Он.

    А вспомним нашего Святого Преподобного Сергия Радонежского. Разве ему нужны были золоченые храмы и одежды, от которых он оказался в свое время. Настоящая вера всегда отказывается от излишеств. Будучи простым священнослужителем, он снискал большую любовь, уважение и послушание князей и народа русского, выполняя свою миссию создания единого государства Русского, объединяя разрозненные княжества.

    В Росии несмотря ни на что всегда было немало православных светочей. Вот, например, Святой Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950) провидел многое, что будет происходить в будущем (в т.ч. и сейчас) с православной церквью и многими ее служителями. Горько сожалел он об этом времени, предупреждая своих учеников не следовать тому к чему их будут призывать церковные служители.
    Кому интересно, можно набрать в поисковике сведения о Святом, Преподобном Л.Ч., или посмотреть мою статью "РПЦ — две стороны медали", в конце которой даны некоторые его пророчества об этом.
    От всей души хочется попривествовать решимость бывшего клирика Александра Усатова. Для такого поступка нужна немалая сила духа.

    Татьяна Киселева, хочу поблагодарить Вас за добрые слова в адрес портала. А еще хочу сказать, что Вам видимо просто не повезло. Обычно вопросы приветствуются, а в той организации, похоже, Вам просто было некому ответить, а сознаться в таком не каждый способен - самолюбие страшная сила.

  • Любовь20-04-2020 14:11:01

    А все-таки, вопросов не любят в рериховской среде. Вопросов по сути происходящего. Об этом и раскол в РД говорит. Когда-то это надо начать обсуждать, чтобы начать понимать где выход.


    Администратор

    Любовь, рериховская тема у нас затронута в других статьях, например, "Колокола раскола", а здесь речь идет о церкви.

  • Любовь20-04-2020 14:35:01

    Очень важно понять то, что делается сейчас в Церкви, НО ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ ОСОЗНАТЬ ТО, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В РЕРИХОВСКОМ ДВИЖЕНИИ. БЕЗ ОСОЗНАНИЯ ОШИБОК О КАКОМ ЕДИНЕНИИ МОЖНО МЕЧТАТЬ? ВЕСЬ ОПЫТ АМЕРИКИ, НАШ - ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТО И ИСПРАВЛЕНО. И УХОДИТЬ ОТ ЭТИХ ВОПРОСОВ НЕЛЬЗЯ - САМИ СОБОЙ ОНИ НЕ РЕШАТСЯ. ВСЕ РЕРИХОВЦЫ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ, ПОТОМУ ЧТО НИ ОДИН НЕ ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧТО ОН НЕ ПРИЧЁМ ЗДЕСЬ.

  • Константин Савитрин20-04-2020 17:48:01

    Согласен со всем, сказанным в комментариях. И хотел добавить кое-что из своего опыта общения с людьми разных конфессий, а так же разных теософских и рериховских групп. В любой организации или сообществе от момента их основания на некотором возвышенном идеале, с течением времени начинается расслоение людей и окостенение живой веры в веру мертвых догматов, последователей в почитателей и т.д. Где-то это выражено более явственно, где-то - более скрыто. Где-то приветствуется честность и открытость изменениям, а где-то - почитаний мертвой буквы в ущерб живому духу Учения.
    В книге "Человеческий цикл" Ауробиндо Гхош замечательно описывает циклы изменений человеческих сообществ от первоначального Символизма и Идеализма к окостеневшим Прокрустовым ложам догматизма и фарисейства. В начале Высокий Идеал или Символ явственно преобладает и ведет по пути Эволюции. В конце - омертвевшие формы побуждают искренних искателей Жизни, Красоты, Идеала покидать привычные и дарующие стабильность в суетном мире формы мертвой религии и философии и, рискуя быть отлученными, изгнанными, сожженными на кострах общественного осуждения, отправляться в самостоятельный поиск Иного.
    Мне кажется, что таким путем шёл и о. А.Мень. Его "История религий" показывает, что несмотря на свой церковный сан, он был или даже стал искренним искателем Истины. И быть может вопреки официальной версии он погиб вовсе не за православную веру, а именно за то, что вырос из её одежд и стал более, чем православным...

    Среди моих знакомых и коллег по работе были и иные случаи. Так по меньшей мере двое весьма интересовались экстрасенсорикой и духовными практиками, даже изучали теософские труды, но, будучи психически неуравновешенными людьми, они вернулись к блаженному неведению и спокойствию православия. Некоторая осведомленность и практика психических упражнений привели их к пугающим ощущениям, переживаниям, видениям, которыми они не могли управлять и не понимали их. Так что люди эти вернулись к вере отцов и нашли в ней утешение и успокоение. Для них действительно касание оккультных практик было преждевременным и крайне опасным по причине невладения собой, внутренней неуравновешенности, психической неустойчивости и отсутствия глубоких веры, знания и любви. Ритуализм православия ли или иной религии для таких людей оказался спасением от впадения в сознательную или бессознательную черную магию.
    И слава богу, что так.

    Но для тех, кто уже вырос сознанием из коротких штанишек слепой веры, открывается путь самостоятельного и по-видимости одинокого интеллектуального и духовного поиска Истины. Следуя этому пути он ищет, следуя от учения к учению, оставляя менее совершенное ради более совершенного. Это не поверхностное блуждание от одного учителя к другому ради новых впечатлений. Но - поиск Совершенства, Истины, Прекрасного, Блага. Сознательный поиск. И на этом пути для человека с каждым шагом становится все более очевидным, что "нет религии или философии выше Истины". И он оставляет одно учение ради другого не ради новых впечатлений или новых откровений, а только ради Истины. И на алтарь Истины он приносит не прежнюю религию или философию, но свои несовершенные веру и знание. Он оставляет их ради более совершенных. И следуя этому пути с возрастающей и очищенной Искренностью (которая по словам Учения "есть кратчайшее достижение"), он вступает в Священный Брак с Истиной:

    «Величайшее счастье, какое может вообразить смертный, — это брачные узы, связующие два любящих сердца. Но есть еще большее счастье: это объятие Истины. Смерть разлучит мужа с женой, но смерть никогда не поразит того, кто заключил союз с Истиной. Потому соедините свою судьбу с Истиной и живите с ней в святом браке. Пусть никто не будет одинок, пусть каждый соединится в святой любви с Истиной. И когда Мара[1], разрушитель, придет отделить видимые формы вашего существа, вы пребудете с Истиной и вкусите вечной жизни, ибо Истина бессмертна».
    («Священные книги Востока», т. 19, цитата по книге Е.И.Рерих. Основы буддизма)
    ______________________________ __________
    [1] Мара (санскр., убивающий, уничтожающий) — в буддизме персонифицированное зло, отец всех пороков и заблуждений, искуситель стремящихся к просветлению.


    Администратор

    Спасибо, Константин.

  • Константин Савитрин21-04-2020 09:04:01

    Не довел мысль до завершения. У Ауробиндо в "Человеческом цикле" в развитии любого общественного образования разделяет на 5 периодов или фаз: символический, типический, конвенциональный, индивидуалистический и субъективистский. И так описывает их:

    "Первая, символистическая стадия такой эволюции является преимущественно религиозной и духовной; все прочие элементы, присутствующие в ней, — психологические, этические, экономические, материальные — целиком подчинены духовной и религиозной идее.
    Вторая стадия, которую мы можем назвать типической, является преимущественно психологической и этической; все прочее, даже духовное и религиозное, подчинено психологической идее и выражающему ее этическому идеалу. Тогда религия становится мистическим обоснованием этического принципа и учения, Дхармы; это становится ее главным общественным назначением, во всем же остальном она принимает все более и более потусторонний характер.
    … типическая стадия естественным образом переходит в конвенциональную. Конвенциональная стадия развития человеческого общества начинается тогда, когда внешние атрибуты, внешние выражения духа или идеала становятся важней самого идеала, а тело или даже одежда становятся важней человека.
    … Тенденция конвенционального века общества заключается в закреплении и строгом упорядочении, узаконивании и построении жестких иерархий, в сведении религии к шаблонным формам, в заключении образования и воспитания в традиционные и неизменные рамки, в подчинении мысли непогрешимым авторитетам, в наложении печати завершенности на то, что представляется обществу завершенным существованием человека.
    … Затем наступает период, когда расхождение между конвенцией и правдой становится невыносимым, и тогда появляются люди великой интеллектуальной силы, могучие «разрушители формул»; ведомые здравым смыслом, неистовой страстью или спокойным светом разума, они отвергают символ, тип и конвенцию, сотрясают стены этой тюрьмы и ищут индивидуальным разумом, нравственным чувством или эмоциональным желанием Истину, которую общество утратило или погребло в своих позлащенных гробницах. Именно тогда зарождается индивидуалистический век религии, мысли и общества; начинается эпоха Протестантизма, эпоха Разума, эпоха Мятежа, Прогресса и Свободы. Частичная и внешняя, эта свобода по-прежнему обманывается мыслью, внушенной ей предшествующим конвенциональным веком, что Истину можно найти вовне, и тщетно мечтает достичь совершенства посредством технического прогресса, но все же знаменует собой необходимый переходный период в движении к субъективистской стадии человечества, пройдя которую, человек должен по кругу вернуться назад, к новому обретению своего глубинного «я», и начать новый виток на пути восхождения или очередной цикл цивилизации.
    … Индивидуалистический век человеческого общества наступает вследствие разложения и несостоятельности общества конвенционального периода, как бунт против господства застывшего образа типического периода. Переход к нему становится возможным лишь после того, как старые истины умирают в душе человечества и теряют свое значение в практической жизни, и даже те традиции и условности (конвенции), которые имитируют и подменяют их, утрачивают истинный и вообще какой-либо смысл; ничем не подкрепленные на практике, они существуют только по инерции — благодаря незыблемой идее, в силу привычки, привязанности к форме.
    … Поэтому в каждый из индивидуалистических периодов человечество должно выполнить два главных условия. Во-первых, оно должно найти общий критерий Истины, с которым согласится каждый индивид в силу своего внутреннего убеждения, без физического принуждения или давления иррационального авторитета. Во-вторых, оно должно открыть некий принцип общественного строя, который также будет основываться на некой общепринятой истине. Необходим строй, который сможет обуздать индивидуальные желания и волю тем, что по крайней мере установит для них некий интеллектуальный и моральный критерий; эти две могучие и опасные силы должны пройти проверку данным критерием, прежде чем обрести какое-либо право отстаивать свои притязания.
    … Внутренне предопределенная цель, стремление, оправдание, психологическая первопричина, общая тенденция индивидуалистического века человечества — все сводится к одной главной потребности: необходимости нового открытия основополагающих истин жизни, мысли и действия, обросших ложью шаблонных конвенциональных форм, в которых уже умерла истина идей, давших рождение этим конвенциям.
    … Воскрешение старых исходных идей, ныне до неузнаваемости искаженных конвенцией, на практике чревато нежелательными последствиями, ибо спустя какое-то время конвенции, которые Дух Времени стремится перерасти, обретают прежнюю силу и — когда глубинная тенденция к поиску истины ослабевает — могут восстановить свою власть. Они возрождаются, несомненно, видоизмененные, но по-прежнему могущественные; начинается новый процесс обволакивания, и истина обрастает еще более сложной ложью. И будь даже все иначе, человечеству, чтобы развиваться, нет никакой необходимости постоянно возвращаться к старым идеям. Ему необходимо двигаться вперед к более полному осуществлению, в котором старые идеи — если они вообще сохранились — должны быть преобразованы и заменены новыми, более высокими идеями. Ибо истина, лежащая в основе вещей, вечна и неизменна, но ее ментальные образы, жизненные формы, физические воплощения требуют постоянного изменения и роста.
    … в веке индивидуализма человечество предпринимает решительную попытку открыть истину и закон как отдельной личности, так и мира, которому она принадлежит…
    Эта эпоха неизбежно завершается революционным преобразованием религии, философии, науки, искусства и общества. Начинается оно на уровне индивида и осуществляется силой индивидуального разума и интеллекта за счет требований, предъявляемых индивидом к жизни, и его жизненного опыта; но исходя из индвидуального, это преобразование должно стать универсальным. Ибо в результате своих усилий человек скоро понимает, что он не может быть уверен в открытой им истине и законе своего собственного существа, пока не откроет некий универсальный закон и истину, с которыми сможет их соотнести. Он является частью вселенной; во всем, кроме глубин своего духа, он является ее послушным подданным, крохотной клеткой этой колоссальной органической массы; его субстанция извлечена из ее субстанции, и закон его жизни обуславливается и управляется законом ее жизни. Из нового взгляда на мир и нового знания мира должны родиться его новый взгляд на себя и новое знание себя самого, своих сил, способностей и пределов, своих прав на существование, своего высокого пути и далекой или близкой цели своего личного и общественного предназначения.
    … для того, чтобы найти истину явлений и в соответствии с ней вывести закон своего существования, он должен пойти глубже и постичь субъективную тайну себя самого и явлений, равно как и их объективные формы и внешнее окружение.
    Какое-то время человек может пытаться осуществлять это силой критического и аналитического разума, с помощью которого он уже продвинулся довольно далеко; но это не может продолжаться долго. Ибо в своем изучении себя и мира он рано или поздно оказывается наедине с душой в себе и душой в мире и прозревает в ней сущность столь глубокую, столь сложную, столь полную сокровенных тайн и сил, что перед ней интеллект обнаруживает свою полную неспособность к исследованию, поскольку не в состоянии озарить ее своим светом: он может успешно применять свой анализ лишь к тем вещам, которые лежат на поверхности или близко к ней. Тогда потребность в более глубоком знании подвигает человека на раскрытие новых сил и средств, заключенных в нем самом. Он обнаруживает, что может полностью познать себя лишь развивая активное самосознание, а не просто самокритику; все больше и больше погружаясь в свою душу и действуя в согласии с ее велениями, а не барахтаясь на поверхности; обретая сознательную гармонию с тем, что скрывается за его ограниченным интеллектом и за пределами его поверхностной психологии; просвещая свой разум и насыщая энергией свое действие за счет более глубокого света и силы, которым он открывается.
    … В этом процессе рационалистический идеал начинает отступать перед идеалом интуитивного знания и более глубокого самоосознания; ориентация на утилитарный критерий уступает место стремлению к самосознанию и самореализации; обыкновение жить в согласии со зримыми законами физической Природы заменяется попыткой жить согласно скрытым Закону, Воле и Силе, которые активно действуют в жизни мира и во внутренней и внешней жизни человечества.
    Все эти тенденции, хотя и в незрелом, зачаточном и слаборазвитом виде, ныне явно обнаружились в мире и растут день ото дня с заметной скоростью. Их распространение и все усиливающееся влияние означают переход от порожденного индивидуализмом рационалистического и утилитарного периода развития к более великому – субъективистскому веку.
    … здесь уже намечаются первые проблески понимания того, что каждое человеческое существо представляет собой саморазвивающуюся душу и что задача и родителей, и наставника состоит в том, чтобы дать возможность и помочь ребенку самому образовывать себя, развивать свои умственные, нравственные, эстетические и практические способности и свободно расти как самостоятельной личности, которую нельзя мять, лепить, как тесто, по образу и подобию воспитателей. Еще не открылось осознание того, что такое есть эта душа, или того, что настоящий секрет заключается в помощи человеку (не важно, взрослому или ребенку) в обретении своего глубинного «я», подлинного психического существа, скрытого внутри. Это психическое существо — если мы позволим ему выйти на передний план и, тем более, если призовем его на передовые позиции как «главнокомандующего, возглавляющего поход», — возьмет на себя всю задачу нашего образования и разовьет способности нашего внутреннего разнопланового существа по реализации его потенциальных возможностей, почувствовать которые или создать адекватную концепцию их развития нам мешает механистический взгляд на человека и жизнь и основанные на нем привычные шаблоны поведения и реагирования. Эти новые воспитательные и образовательные методы прямым путем ведут к истинной реализации потенциальных возможностей человека.
    Предпринимается попытка более тесно соприкоснуться с психическим существом, скрытым за витальной и физической ментальностью, а растущая вера в его возможности должна в конце концов привести человека к открытию того, что по сокровенной природе своей он есть душа и сознательная сила Божественного и что пробуждение этого подлинного внутреннего человека и есть истинная цель воспитания и образования, да и всей человеческой жизни, если человек хочет найти скрытую Истину и глубочайший закон своего бытия и следовать им. Именно это знание древние пытались выразить в религиозном и общественном символизме, и субъективизм есть путь назад к утраченному знанию. Начинаясь с углубления внутреннего опыта человека, продолжаясь как восстановление интуиции и самосознания в масштабах всего человечества, возможно, на невиданном доселе уровне, этот путь ведет к революционному преобразованию способа самовыражения человека на социальном и коллективном уровне.
    Между тем зарождающийся субъективизм, подготавливающий рождение нового века, обнаружил себя не столько в отношениях между людьми или господствующих идеях и тенденциях общественного развития, которые по-прежнему остаются в основном рационалистическими и материалистическими и лишь в незначительной мере затронуты влиянием более глубокой субъективистской тенденции, сколько в новом коллективном самосознании человека в той организованной сфере его жизни, которая в результате прошлого развития обрела наиболее устойчивую форму — нации. Именно здесь субъективизм — либо виталистический, либо психический — уже начал приносить первые ощутимые плоды, и именно здесь мы увидим наиболее ясно реальное направление его развития, его недостатки, таящиеся в нем опасности, а также истинный смысл и условия наступления субъективистского века человечества и цель, к которой человеческое общество, входя в новую фазу развития, предполагает прийти на этом широком витке цикла."

    Это, конечно, выборка. Весь текст, полагаю может быть интересен тем, кто стремится на просто быть информированным и осведомлённым, но понимать сущность процессов развития общественного и индивидуального сознания.

  • Александр Святный21-04-2020 13:58:01

    Вот и сбываются слова Е.П.Блаватской: "Тайная Доктрина когда-нибудь станет справедливой Кармой церквей-более антихристианских нежели собрания представителей самых убеждённых материалистов и атеистов"(Т.Д.IIт.286стр.), и ещё:"День,когда церковь поймёт, что единое спасение её заключается в оккультном толковании Библии, может не так далёк, как может показаться"(Т.Д.IIт.943стр.). Церковь для людей закрытая книга, открытие которой грозит для них изгнанием из неё.

  • Константин Савитрин21-04-2020 16:19:01

    Думающие люди, желающие более глубокого и серьёзного понимания, чем слепая вера в догматы той или иной религии или церкви во все времена искали иной путь.

    Л.Н.Толстой был отлучён от РПЦ. Его ответ Синоду широко известен. Его широкий развитый разум не мог уместиться в узкие рамки церковных догматов и потому Л.Н. отправился искать Иное Христианство. Ему вменяли в вину то, что он создал иное и, значит, неправильное христианство, то есть был еретиком, которого поэтому для блага церкви необходимо было осудить. Что и было сделано. Сам же Толстой ответил на это письмом к Синоду, которое говорит о его искреннем поиске чего-то более Возвышенного, Прекрасного, Истинного, чем мертвая буква "Закона Божьего". Он бунтовал не против Закона или Бога, но против книжников и фарисеев в церкви, а так же суеверия и колдовства в церкви. Он бунтовал против мертвой буквы "Закона Божьего" и искал Высший Закон...
    Замечательны труды Толстого, написанные в период после отлучения. В "Пути жизни" и "Круге чтения" он собрал мудрые изречения выдающихся представителей разных народов и культур, показав тем самым, что Истина, Красота, Любовь есть достояние всего человечества.
    Замечательна и статья Е.П.Блаватской "Лев Толстой и его нецерковное христианство". В ней Е.П. показывает нам, что Толстой не просто вырос из коротких и узких для него одежд как ортодоксального, так и протестантского христианства. Он интуитивно увидел, осознал многое из того, что теософы и последователи Живой Этики полагают сутью мистического христианства. Согласно представленным в "Человеческом цикле" Ауробиндо Гхошем идеям Толстой в течение этого своего воплощения прошел путь от первоначального бунта против окостеневшей и обросшей догмами и суевериями религии конвенционального периода, через период длительного индивидуалистического развития и вступил к концу воплощения в период субъективистского развития. Очередной стадией его Пути, вероятно в новом воплощении станет продолжение и завершение этого последнего периода с возвращением на новом витке эволюции сознания к символистическому периоду. Он обретет Новое Небо и Новую Землю в вере, основанной на Любви-Знании или чувствознании и духоразумении.

  • Майя Мартолина22-04-2020 01:11:01

    Тревожно размышлять о современном Средневековье. Тревожно на душе от прочтения захватывающей дух статье бывшего священника Александра Усатова "Церковь разговаривает сама с собой"... Видимо и любуется Церковь сама собой. Поистине, человек слышит то, что желает слышать и видит то, что желает видеть...
    Думается, что Александр Усатов совершил героический поступок, открыто отказавшись от сана священника. В средние века не миновать бы ему костра инквизиции.
    Но и сегодня жива Инквизиция. Только изменила своё лицо...
    Порадуемся за священника, свободно
    и праведно мыслящего, и пошлём ему Любовь на трудном тернистом пути...
    За 30 лет работы много размышлял
    о деятельности священников автор статьи. Традиционное покаяние прихожан,
    к примеру, имеет результат нулевой
    в отсутствие работы над собой. От этой деятельности больше вреда, чем пользы. Ответственная на сегодняшний день работа с молодежью, с будущим нашим, подменяется пресловутыми лозунгами. Ведь главное для священнослужителей -- деньги. Деньги, которые правят миром.
    Поражает отсутствие свободы среди слуг Церкви, соизмеримое со Средневековьем...
    Власть и деньги всё более овладевают умами администраторов Церкви.
    Примечательно, что Александр Усатов много работал с книгами, с первоисточниками.
    И был поражен обилием лжи в книгах! Елена Рерих пишет, что ложь в книгах должна быть наказуема...
    Александр Усатов пришёл к печальному выводу, что российские верующие не способны ни читать Писание, ни исполнять библейские заповеди по жизни. Тенета невежества и суеверия опутали прихожан.
    Церковь перестала выполнять главное -- исцелять душу человеческую...
    Критическое мышление яро отторгается служителями Церкви. И сегодня встречаются священники, проповедующие прихожанам не пускаться в дебри философии. Как бы чего не вышло?!
    Самоусовершенствование человека всё более подменяется обрядной деятельностью, что так удобно обеим сторонам.
    Особенно тревожно, что современная Церковь всячески способствует
    формированию у прихожан КОМПЛЕКСА ВИНЫ
    и НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Ибо это облегчает манипулирование людьми...
    Как человек дотошный, Александр Усатов обнаружил фальшивые идеи в Житиях Святых и даже Пресвятой Богородицы...
    Угнетает догматизм Церкви, безрассудное увлечение апокрифами.

    Раб должен сам добыть себе свободу!
    Байрон
    Царей духа мало, -- мир заселён рабами.
    Е.И. Рерих

    В основе своей Церковь воспитывает
    у прихожан инфантилизм, рабскую психологию и подавляет критическое мышление.
    Автор статьи приходит к выводу, что современная Церковь весьма далека от истинного Учения Христа. И что Церкви неприемлем ГУМАНИЗМ...
    Справедливо пишет в комментарии Татьяна Бойкова о Золотом Тельце, затмившем глаза священнослужителям. Справедливо
    и рериховское: "Умерла вера под солнцем, -- щит золотой не прочен".

  • Ольга Григорова22-04-2020 15:32:01

    Всё вроде правильно в статье. Кто скажет, что не так? Да всё так в нашей церкви в основном. Восстать и уйти. Ну что же каждый делает свой выбор. Но священники бывают разные, был Александр Мень, есть Александр Борисов, есть и другие. Их, к сожалению мало, но они остались и трудятся. Последние два года много поездила по малым городам Московской, Калужской, Тульской области. Что у нас самое красивое в этих городах? Конечно храмы. Общались с некоторыми священниками. Разумные, приятные в общении, переживающие за свой храм, народ, страну люди.
    Недалеко от нашей дачи есть приход, где настоятель астрофизик, кандидат наук. К нему издалека приезжают, как когда-то приезжали к Александру Меню. Атмосфера в храме прекрасная. Неврастеников, забитых, напуганных не замечала. Недаром пословица говорит: "Каков поп - таков и приход". Уйти проще, а работать с людьми на месте труднее. Можно помогать, а не запугивать, и проповеди можно по-разному произносить. Елена Ивановна, критикуя религию и тем более церковь, говорила, что уж лучше такая религия, чем никакой.
    Года два назад случайно услышала проповедь нашего патриарха по телевизору. Говорил о значении мысли. Фразы были дословно из Учения "Живая Этика". Недавно друзья тоже услышали его слова о силе воли, тоже фразы из Учения. Почитывают. Конечно чтобы перестроить церковь, что-то изменить в ней, надо быть очень сильным и мужественным. Но в своём приходе можно поменять атмосферу, и тогда паства будет меняться. Тяжёлый труд, кропотливый. Я не осуждаю этого человека, он сделал такой выбор. Каждый делает свой.

    Но сейчас есть более опасные вещи, которые ярко вскрылись в связи с эпидемией. Это проверка возможности манипуляцией людьми, их сознанием в массовом масштабе. Отрабатываются цифровые технологии возможности превращения людей в простые винтики этой системы. Наш мэр Собянин разработал документ под названием "Москва-2030. Умный город", в котором будущее москвичей расписано в деталях. Говорится, что столицей будет управлять искусственный интеллект. В частности вместо обычных учителей появятся цифровые и т.д. Вот где настоящая опасность. И единственный институт, который этому сопротивляется - это церковь. Так что какое из зол больше на данный момент? Всему своё время. Сейчас надо видеть и понимать, и бороться с именно с этой надвигающейся опасностью.

    Это мой анализ, моё личное мнение, с которым,видимо многие не согласятся.

  • Елена23-04-2020 09:13:01

    Ольга Григорова (22-04-2020 15:32:01), думаю, что с Вами многие согласятся. В церковной среде сейчас появились мыслящие люди (среди прихожан и священников), пытающиеся направить церковную жизнь в русло духовно-нравственного совершенствования прихожан, но они встречают сильное сопротивление тех, кто мыслит средневековыми догмами и насаждает фанатизм, фарисейство и обрядовость. Очень хочется верить в то, что со временем здравый смысл и истинная духовность всё же утвердят своё право быть и в церковной среде.

  • Бойкова Татьяна23-04-2020 10:04:01

    Согласна с Ольгой Григоровой, что у нас были, есть сейчас и всегда будут светлые служители православия. Так, например, когда мы весной 1998 года устраивали большую выставку картин Н.К. Рериха в музее-заповеднике Ораниенбаум, то большая афиша о этой выставке смотрела через улицу прямо на Собор Архангела Михаила (г.Ломоносов). Кроме этого на траспортной развилке, на проводах, где висели указатели знаков движения транспорта, опять-таки висела огромная афиша о работе выставки (и это находилось совсем рядом с Храмом). Сотрудники заповедника, договорились с транспортной полицией о разрешение повесить такое объявление.
    Почему я так подробно это описываю... А дело в том, что многие из нашего общества Адамант, кто жил в Ломоносове и даже те, кто только приезжал из Питера на встречи, часто заходили в Храм. У нас были прекрасные отношения с его служителями и с их стороны не было ничего отрицательного к проводимым нами выставкам в заповеднике. Они хорошо знали кто мы. И вот в этом Храме "Жил Христос". Там было так прекрасно, и каждый раз меня встречали прекрасные иконы, светящиеся необыкновенным Светом, и, главное, моя любимая икона Казанской Божией Матери. Её воздействие на меня было таким же как от картины Н.К. Рериха Fiat Rex. Может все в наших отношениях с церковью так хорошо складывалось, потому что это были годы становления ее в государстве, а возможно потому что старшим тогда был Алексий II, у которого не было шикарных машин и всего остального, а значит и других дел помимо становления церкви. Позже и в этом храме многое изменилось. Но верю в одно - никогда не иссякнут православные светочи в нашей Руси.

  • Константин Савитрин23-04-2020 12:08:01

    Во многом согласен с Ольгой. Разные люди работают в церкви, как разные трудятся и в любой идеологической (религиозной, философской, теософской, рериховской и т.д.) группе людей. Всюду есть те, кто просто, честно трудится, искренне стремясь к Высшему, Общему Благу и благу ближних. Но так же всюду есть книжники, фарисеи, бизнесмены и прочие.. Вспоминаются слова Христа из Евангелия от Матфея:

    "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас...
    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей" (Матф.глава23).

    Полагаю, что это проблема не только иудеев времен Христа, но и, например, теософов периода после ухода Блаватской с земного плана. В той или иной степени это проявляется и в Рериховской движении. Конечно, так как теософское и рериховское движение значительно моложе, их внутренняя структура более подвижна и способна к изменениям, трансформациям. Тогда как "старые" религии и философии за длительный период своего существования в значительной степени обросли домыслами, всевозможными измышлениями толкователей. Особенно это касается ортодоксальных конфессий христианства, ислама, иудаизма. Труд очищения первоначальных Учений, принесенных их Основателями, от наслоений - огромный. Это, безусловно - необходимая работа. Но она станет возможной и достоверной с развитием у большего числа людей способности психометрии, как она описана в главе VI "Психофизические феномены" тома 1 "Разоблаченной Изиды" Блаватской. Тогда смогут "читать" в ауре вещей, свитков и книг даже истинные мотивы тех, кто их записывал и безошибочно определять истинного автора древних книг и их интерпретаций.

    А пока... В Книгах Учения (уж извините, не смог найти цитату, поэтому по памяти) есть мысль, что для построения нового дома (или храма) нужно снести старый до основания и расчистить место. Но ввиду длительных и разнородных наслоений часто лучше строить на новом месте.
    По той же причине давалось и Новое Учение (Живой Этики), что очистка старых требует много времени и титанических усилий, а так же особых способностей, которые сегодня у людей либо слабо развиты, либо омрачены личными несовершенными проявлениями.
    Поэтому Учение дано для ускорения подготовки к Новой Эпохе. Но и последователи "старых" учений в меру своих сил и знаний могут служить помощи людям.
    Поэтому сказано в Агни Йоге, 58:

    "Рушение части скал открывает новые золотые руды. Не разрушайте чужой храм, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым. Для выражения качеств Бога человечество надумало множество имён. Каждое понятие продолжало нить знания. Нет ворот на Востоке, на которых бы не было начертано Имя Высшего Познаваемого."

  • Константин Савитрин23-04-2020 12:36:01

    В трактате "Дети Света" есть письмо "Критицизм":

    "Единственные, кто имеет право судить, — это Мы, а не вы, потому что Мы видим всё, а вы можете видеть пока очень мало. Поэтому недостатки других вас не касаются. Вам нужно исправить лишь свои соб-ственные недостатки, и это вам придется сделать, теперь или после. Каждый идёт к Нам по своему собственному пути, и никто, кроме Нас, не знает, где он находится сейчас. Разве вы не замечаете, что всё лишь раскрывает свою истинную природу и находится в процессе беспрестанного роста? Упражняйтесь таким путём понимать других, и вскоре вы будете не в состоянии судить вовсе, но будете только видеть раскрывающуюся красоту божественной силы повсюду и во всех. Возможно, будут сделаны и ошибки, вами и другими. Но всякая ошибка принесет свой урок. Если вы больше не совершаете ошибок, то мож-но считать, что вы стали совершенны, а этого ещё не ожидается ни от одного из вас. Думайте об этом, прежде чем оформятся пророческие мысли. Вы не должны допускать, чтобы осуждение вошло и запечатлелось в вашем мозгу. Это дол¬жно совершаться искусственно до тех пор, пока вы всё ещё видите несовершенство в себе и других как нечто презираемое. Возьмите себя в руки серьёзно, и вскоре вы будете видеть только хорошее в других и почувствуете усилия Эго развить свою оболочку. Пусть ник¬то не сможет вас уговорить осудить кого бы то ни было, потому что иначе вы только причиняете вред себе и своему прогрессу, не улучшая окружающих условий и не помогая людям стать лучше."

    Критиковать других довольно просто. Труднее критически посмотреть на себя и "своих". Мы часто замечаем сучек в глазе брата своего и не замечаем бревен в своём глазу. Учение призывает быть строгими к себе и снисходительными к другим. И настаивает на необходимости доброго глаза:

    Зов, 1921 Июнь 15
    "Не удаляйтесь от пути восхода.
    Ценою радости – очищайте путь.
    Сумейте, состоя учениками, устоять против раздражения.
    Мой ученик обязан иметь глаз добрый.
    Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними."

    Братство-1, 251.
    "… Люди судят по себе, они пытаются вложить свое значение в каждое услышанное слово. Поучительно дать самым разным людям один простой текст для толкования. Можно поразиться, насколько различно будет разъяснено содержание. Не только основные свойства характера, но и случайные настроения отразятся и извратят содержание. Так можно подтвердить, что злой видит злое, а добрый видит доброе. По всем отраслям знания проходит та же истина. Только очень зоркие глаза отличат, где действительность и где мираж настроения.
    Когда человек мечтает о Братстве, пусть прежде всего очистит глаза от наносного сора."

    Мир Огненный-1, 593.
    "И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засоренные глаза не вполне различают добро. Они вследствие болезни своей различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью."

  • Константин Савитрин23-04-2020 12:40:01

    Полностью поддерживаю сказанное Татьяной.
    И с завершение предыдущего комментария хочу напомнить всем нам статью Н.К.Рериха "Глаз добрый" (1913):

    "Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдется.
    Мне говорили, что Станиславский заставляет своих учеников: "Умейте в каждой вещи найти не худшее, но лучшее".
    Чуткий художник видит, что огромное большинство из нас с наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит.
    С великим рвением мы готовы произносить хулу перед тем, что нам не любо. Какое долгое время мы готовы проводить около того, что нам показалось отвратительным.
    Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. И быстры тогда наши речи, и сильны движения. И горят глаза наши.
    Но зато как медленно скучны бывают слова ласки и одобрения. Как страшимся мы найти и признать. Самый запас добрых слов становится бедным и обычным. И потухают глаза.
    Удалось испытать одного любителя живописи. За ним ходил с часами и незаметно замечал время, проводимое им около картин. Оказалось, около картин осужденных было проведено времени с лишком, вдвое больше, нежели около вещей одобренных.
    Не было потребности смотреть на то, что, казалось, доставило радость; нужно было потратить время на осуждение.
    "Теперь знаю, чем вас удержать. - Надо окружить вас вещами ненавистными".
    Мы, славяне, особенно повинны во многоглаголании худшего. В Европе уже приходят к замалчиванию худого, конечно, кроме личных выступлений.
    Если что показалось плохим, - значит, оно не достойно обсуждения. Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрелищем недостойным. Слишком много радостного, много заслуживающего отметки внимания. Но надо знать бодрость и радость.
    Надо знать, что нашему "я" ничто не может вредить. Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости. Удерживаем себя вместо шага вперед.
    Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго себя удержать от общения с тем, что не полюбилось.
    И у нас жизнь разрастется. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы.
    И у нас откроется глаз добрый."

  • ЕЛЕНА23-04-2020 15:31:01

    Елена Рерих: "...О родине печаловаться не будем. Конечно, спасут ее не партии, но, именно, Иван Стотысячный. И этот Иван Стотысячный потребует нового света, новой духовной пищи и догматов, оправданных разумом и логикой. Потому и ризы новых духовных наставников его должны стать действительно белоснежными, и они должны будут идти стопами истинных Подвижников Духа, но не отображать Великие Образы в кривом зеркале невежества и стяжательства. С большим духовным удовлетворением читала я книги Добротолюбия и труды Оригена "О Началах". И несмотря на многочисленные поправки в них, нанесенные позднейшими ревнителями, диву даешься, как отошли наши церковники от первых чистых заветов христианства! И подумалось только, что лишь в шестом столетии по Р.Хр. на втором Константинопольском Соборе была отменена мысль о перевоплощении! Так наслаивались ухищрения корыстолюбивых и малых умов, ставшие догмами для последующих поколений, уже не дерзавших думать самостоятельно, ибо время, этот маг и волшебник, преобразило суждения преходящих и ограниченных умов в незыблемые основы и чуть ли не в Божественные Откровения.
    А сколько в Евангелиях утверждений о перевоплощении: именно, в словах Самого Христа. Великий грех приняли на себя отцы церкви за изъятие из сознания вверенной им паствы этого закона Высшей Справедливости. Но и мы не менее грешны в своем пассивном попустительстве, в непротивлении злу.
    Так все мы виноваты за себя и за всех, и отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда на Землю, пока не выполним принятой на себя ответственности - усовершенствованием себя усовершенствовать и Землю и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на дальние миры, на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного совершенствования, в алмазном сиянии многогранной Красоты". (Письмо 1935г.)

    ВСЕМ ДАНА МОЩЬ!
    ---------------
    Скованы ложью
    Деяния зла.
    Множатся цепи
    Долгов и страданий...
    Жизнь на планете
    Давно б расцвела -
    Всем дана мощь
    Агнийоговских Знаний!
    ----------

    ЧИСТОЙ МЫСЛЬЮ
    -------------
    Чистой мыслью
    Выстелим дорогу,
    С нею пробежимся
    По росе.
    Пристыдим ненужную
    Тревогу;
    Поклонимся Вечной
    Красоте!
    ----------

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Православие и Религии в России »