26 июля 2021 года в онлайн-режиме пройдут III Международные научные чтения, посвященные Л.В.Шапошниковой (1926–2015). К 95-летию со дня рождения. Программа VIII Кузбасские чтения памяти Бориса Николаевича Абрамова. Информационное письмо В дар Академической библиотеке Латвийского государственного университета переданы издания Международного Центра Рерихов. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Бронзовые привески с изображением ведических богов. В.А. Чудинов


Вс.Иванов. Прилет Перуна на землю. Ведическая Русь.

 

Всякое новое изображение русского ведического бога продвигает нас вперед, позволяя весьма наглядно представить себе, как он выглядел, и какие качества, в связи с этим, у него имелись. Мне удалось показать, как выглядели наши древние боги на скалах, и какие скульптурные лики им посвящались. Но бронзовые подвески с видом ведических богов мне еще не попадались.

 

Данную коллекцию изображений я получил от Галины Тимофеевны Ленц весной этого года. Меня не очень интересовало, каким образом они к ней попали, но знаю только, что она не является собственницей самих привесок. Она стала обладательницей только изображений клада древних вещей, найденного где-то в Сибири, поэтому я в дальнейшем буду именовать эти находки «Сибирским кладом». Публикуя некоторые фрагменты этих изображений, я отнюдь не осуществляю первую публикацию находок; такое право всегда остаётся за нашедшим их археологом, я же осуществляю эпиграфическое цитирование, которое позволяет провести их атрибуцию. Тем самым я никоим образом не вторгаюсь в права собственности обладателя коллекции. Меня интересует только одно: кто и с какими особенностями на них изображен.

 

Рис. 1. Привеска с изображением крылатой богини

Лик Мары. Подобно египетскому пантеону, в котором существовала только одна крылатая богиня - богиня правды и справедливости Маат, в русском и славянском пантеоне имелась также только одна крылатая богиня - богиня Мара. Однако, гораздо чаще она изображалась бескрылой. Мару с крыльями я впервые увидел в этом году на одном этрусском саркофаге, который описал в своей статье «Два этрусских сюжета». Другие крылатые ведические богини мне не встречались. Так что, увидев в качестве привески бронзовое изображение крылатой богини, я мог атрибутировать ее вполне однозначно - это Мара. Так что это заключение по внешнему виду осталось только проверить эпиграфически. Но сначала хотелось бы внимательнее рассмотреть фигурку.

Прежде всего, можно только порадоваться тому, что мы видим перед собой не одну голову богини, как обычно, а целиком всё ее тело. На данной бронзовой привеске Мара выглядит сверху как сова с очень большой головой без шеи и крупными глазами, хотя рот и нос больше похожи на человеческие, а снизу - как человек с короткими человеческими ногами и толстыми ступнями. Привеска показывает фигуру анфас, чуть раздвинувшую крылья вместо рук; их перья по длине доходят до колен. На голове фигурки - птичьи ушки. Перья намечены 6-7 штрихами, на ногах - поперечные полосы, обозначающие какое-то одеяние. Другие штрихи выделяют пах. Вероятно, подразумевается, что фигурка одета. Пропорция тела - женская, с небольшой грудной клеткой, но с отсутствием молочных желез. К грудине, видимо, припаяна поперечная пластинка, ныне обломанная, где, возможно, имелось отверстие для шнурка, на котором носилась данная привеска.

Рис. 2. Чтение надписей на привеске

Чаще всего надписи Мары располагаются выше лба, у корней волос. Выделив этот фрагмент рамочкой, я нахожу в нем два нужных для меня слова (на самом деле на этом фрагменте написано не менее десятка повторяющихся слов), ЯРА МАРА, которые и служат подтверждением выдвинутого мною предположения. Вместе с тем, ряд слов можно прочитать и в других местах, например, на брови правого глаза, МАРА, и на верхней реснице левого, опять МАРА. Рот богини так же не свободен от надписей, в выделенном фрагменте я нахожу буквы слов ЛИК МАРЫ. Так что перед нами - не просто какой-то вид Мары, но ее лик, то есть канонически верное ее изображение. Ниже, на двух фрагментах возле подбородка можно найти аналогичные слова, подтверждающие уже найденные, а именно ЯРА и ЛИК.

 

Привеска с маской. Следующая привеска (слева вид с лицевой, справа - с оборотной стороны) изображает лицо божества в анфас в несколько карикатурном виде: отсутствует нос, усы, борода, волосы головы переданы коротко подстриженными и образующими плоскость, а отдельные пряди переданы как зубчики. Обычно так изображались не сами лики богов, а их маски, которые несли перед собой мимы. Вероятно, изображение бога - это очень сакрально, тогда как изображение его маски - более доступно; привлечь молитвой внимание мима считалось, видимо, не столь важным моментом в жизни, как привлечь внимание самого бога. Теперь осталось только выяснить, кому принадлежит данная маска, для чего следует прочитать находящиеся на ней надписи.

 

Бронзовая привеска с маской 3Рис. 3. Бронзовая привеска с маской Рис. 4. Чтение надписей на привеске

 

Сначала я выделяю фрагмент на верхней губе маски. В нем отчетливо видна надпись, однако она сделана так, что на крупную букву Л верхней надписи наложены буквы Я и Р нижней, а на крупную букву К верхней надписи чуть правее и ниже наложена буква А нижней надписи. А в целом буквы читаются как надпись ЛИК ЯРА, что нас и интересовало. Более того, фрагмент на правой щеке содержит три буквы (две справа написаны в столбец), которые образуют слово МИМ. Тем самым подтверждается, что перед нами - действительно маска мима бога Яра. Отмечу также, что внизу маски имеется как бы след другой, зооморфной маски, с верхней частью черепа какого то рогатого животного и его рогами. Возможно, это был череп оленя.

 

Привеска с дугой. Это изображение на первый взгляд вовсе не имеет ничего общего со славянским богом. Оно столь же карикатурно, как и предыдущее, что сразу заставляет подумать о том, что перед нами - опять маска мима. Однако Рис. 5. Привеска с дугойбронзовая фигурка дана в полный рост, что предполагает в таком случае изображение мима целиком, как он выглядел в далёкие времена. Вообще говоря, изображение мима я смог впервые увидеть осенью прошлого года таким, каким его передавали гульдгубберы Скандинавии - в парадной одежде последних веков первого тысячелетия н.э. Но данные бронзовые привески, видимо, много старше, и такую фигурку мима я вижу впервые.

 

Мим выглядит коренастым человеком с очень толстыми ногами и достаточно крепкими руками; торс обнажен, грудная клетка женская и обозначены молочные железы. Так что перед нами - женская разновидность мимов, мима. На привеске изображена одна подробность, которая раньше мне не была известна: каким образом мим держал маску. Я полагал, что он брал ее в руки и прислонял к лицу. На данном изображении мы видим иной способ удержания маски, а именно: маска прикреплена к дуге, разновидности коромысла, но очень высокой, а у дуги имеются внизу ручки, за которые мим ее и держит. Это, конечно, много удобнее, чем удерживать ее на поднятых к лицу руках, но это же означает, что руки мима постоянно заняты, так что из-за маски не видна его мимика, а из-за удержания ручек дуги он не имеет возможности жестикулировать.

Рис. 6. Чтение надписей на маске

Еще одна любопытная подробность: на животе, чуть ниже того места, где нынешние христианские священники носят наперсный крест, расположена еще одна маска мима, более абстрактная. Эта маска крупнее, чем те привески, которые мы рассматриваем. Не исключено, что при рассмотрении фигурки мимы крупным планом мы обнаружим на ней и привески. А толстые ноги при большом увеличении кажутся покрытыми шерстью. Это - толстые унты, очень сильно увеличивающие толщину ноги. Следовательно, мима Мары имеет обнаженный торс, но ходит в унтах, поскольку в данной местности в период создания привески было очень холодно.

 

Правая бровь данной привески содержит фрагмент, обведённый рамочкой, в котором могут быть прочитаны слова: наверху МАРЫ и МИМА, внизу под словом МАРЫ - слово ЯРА. Иными словами, перед нами - МИМА МАРЫ ЯРА, то есть как раз тот персонаж, который и был нами атрибутирован. На дуге мы имеем фрагмент с надписью МИМА, а на левой брови - еще один фрагмент с надписью МАРА ЯРА; на нём я постарался сохранить не только начерк букв, но и их расположение в строке. Эти надписи подтверждают предыдущие. Существует еще не менее десятка аналогичных надписей, расположенных на дуге и отчасти на личине мимы, однако их чтение для целей атрибуции является избыточным.

Рис. 7. Правая грудь и правое плечо мимы

Вызывает интерес правая грудь и правое плечо мимы, поскольку на них показаны и символы, и вторичные изображения. На правой груди, где сосок является как бы кончиком носа морды, а выше нарисованы или переданы объёмной татуировкой глаза животного, можно опознать собачью морду - зооморфный лик Мары или, точнее, один из ее зооморфных ликов. Такого рода зооморфные лики Мары мне встречались на наскальных изображениях, так что Сибирский клад их подтверждает. Замечу, что прямо под ним находится антропоморфная маска с весьма примитивным человеческим лицом: огромные глаза, нос в виде палочки (такое примитивное лицо часто рисуют дети, приговаривая: «Точка, точка, запятая, вот и рожица кривая, палка, палка, огуречик - вот и вышел человечик»), и дуга с опущенными концами в качестве рта. Иными словами, помимо первичной маски мимы перед ее лицом, у нее имеется весьма реалистичная зооморфная маска, сделанная из тела (нынешнее искусство, точнее одно из его направлений, так называемый body art, или рисование на обнажённом теле - всего лишь воскрешение хорошо забытого старого, рисования или объёмной татуировки мимов), и очень примитивная маска с человеческим лицом, как бы очень архаичная человеческая маска бога. Таким образом, подобно изваянию бога, на котором имеются вторичные и даже третичные изображения, на фигурке мимы также имеется одна первичная маска перед лицом и две вторичные маски - на груди (в прямом смысле слова) и на животе. В данном случае одна маска утраивается, образуя некую троицу (современное человеческое лицо, архаическое человеческое лицо, морда животного).

 

Обращает на себя внимание V-образная складка на переносице. Вместе с изображением носа она дает знак, напоминающий Y, а с полукружьями глаз - сочетание . Если же полукружья чуть выпрямить, получается очень хорошо знакомое болгарам сочетание  , которое они считают чисто тюркским и которое до сих пор не расшифровали (зато одно из болгарских издательств сделало этот знак своим логотипом).

 

На правом плече мы видим объёмную татуировку в виде латинской буквы U, где левая мачта имеет загнутый внутрь хвостик. Это - лигатура двух знаков руницы,  , означающая БОГЪ. Иными словами, перед нами - логотип бога. Внутри этого символа можно прочитать слово МАРА. Правее мы видим тот же символ, но начертанный в другую сторону; ширина линии здесь значительно меньше, внутри знака нет поясняющей надписи, а сам символ принимает вид спирали. Это - удивительная подсказка, поясняющая символ спирали: спираль здесь оказывается более поздним и развитым символом бога. Следовательно, как в случае со вторичными масками, которых на теле мимы две, более архаичная и более поздняя, символов бога на теле мимы тоже два, более архаичный, подписанный, и более поздний, чисто символический. Но если проводить аналогию между масками и символикой бога дальше, то этим двум вторичным символам должен соответствовать и явный первичный символ, крупный, явный и соседствующий с основной маской мимы. Где же он? - А его долго искать не надо, это - крепление маски, или дуга. Сама дуга есть перевернутый сверху вниз знак руницы  , каждая из ручек - перевёрнутый таким же образом знак руницы  . Почему перевёрнутый? Полагаю, что любой мим - это всего лишь человек, и когда он пытается копировать бога, он всё делает наоборот: бог говорит - не укради, а человек крадёт, бог говорит не убей - а он убивает, и т.д. И даже когда он пытается копировать божественную внешность, получается жуткий примитив, что и изображает маска на животе (ЖИВОТ на многих славянских языках - это ЖИЗНЬ, да и на древнерусском также, когда мы говорим «не на живот, а на смерть»). Так что наша, человеческая жизнь - это как бы примитивная божественная жизнь, или «жизнь бога наоборот».

 

Под Божественным Символом на плече мимы имеется очерченный равносторонний шестиугольник, внутри которого имеются какие-то надписи. К сожалению, это место на фотографии оказалось не очень хорошо сфокусированным, и буквы получились достаточно размытыми, поэтому доказательных надписей я не привожу. Вроде бы внутри шестиугольника имеется надпись РУСЬ ЯРА, однако ручаться за такое чтение я не могу. Как видим, исследование торса и плеча мимы оказалось крайне интересным.

Рис. 8. Правая нога мимы

Даже при не очень сфокусированном изображении видно, что на бронзовом изображении представлены как бы отдельные ворсинки, передающие поверхность мехового изделия. Так что мы рассматриваем здесь вторичные изображения на унтах мимы. Слева внизу мы фиксируем спираль - Божественный Символ. Над ним в выделенном рамочкой фрагменте находится надпись: МИМА МАРЫ ЯРА. Вероятно, такова вышивка на данном меховом сапоге. Но имеется вышивка и выше, где я ее также обвел рамочкой. Содержание ее такое же, МИМА МАРЫ ЯРА, однако вышита эта надпись более затейливо, отчасти в столбик, отчасти в строку, что я постарался до некоторой степени передать на прориси.

Рис. 9. Цилиндрическая привеска спереди и сзадиЛик Мары с опущенными крыльями. Следующая привеска изображает лик Мары, весьма похожий на первую привеску, но здесь крылья у богини не отодвинуты от тела, а опущены. Эта вторая привеска не только подтверждает подлинность первой, но и показывает, что у лика Мары существовали разные варианты изображения. И если первая привеска оказалась плоской, то вторая я вилась целиком цилиндрической (возможно, что в сечении она слегка эллиптическая, но этого из фотографии понять нельзя). При этом крылья сзади сходятся, вероятно, до полного соприкосновения. Совиная голова цилиндрической Мары в точности напоминает голову плоской, но припаянный нос не обломан, зато обломаны уши, как это хорошо видно по верхнему излому привески. Но на цилиндрической привеске имеется одна любопытная деталь, отсутствующая на плоской: концы крыльев заканчиваются изогнутыми пальцами, как бы когтистыми птичьими лапами, тогда как соединенные вместе ноги кончаются человеческими ступнями, правда, не развернутыми в сторону, а вывернутыми внутрь (косолапыми). Ноги - голые, никакой обуви на них нет. Срамное место покрыто перьями как внешними, так и внутренними, что на  первый  взгляд  напоминает мужской орган. Как и на плоском изображении, голова у данного варианта лика Мары весьма велика, а шеи практически нет, что  весьма  характерно  для  совы. Держателя тут два спереди (на уровне клюва и на уровне грудины), так что данная привеска хорошо фиксировалась при ношении.

 

Теперь осталось только подтвердить правомерность нашей атрибуции данного изображения. Для этого я выделяюРис. 10. Чтение надписей на лике Мары рамочкой фрагмент на шее и под ним даю его же в обращенном цвете. Изображение в прямом цвете позволяет мне прочитать надпись ЛИК, нанесённой выше линии раздела головы и туловища, тогда как изображение данного фрагмента в обращенном цвете позволяет прочитать на линии раздела слово МАРЫ. Надпись ЛИК МАРЫ подтверждает нашу атрибуцию. На другом фрагменте слева от держателя и чуть ниже, я читаю надпись РУСЬ ЯРА, которая подтверждает моё приблизительное чтение, не показанное отдельно, на предыдущей подвеске.

 

Ещё один лик Мары с опущенными крыльями. Ещё один лик Мары с опущенными крыльями Рис. 11. Цилиндрическое изображение лика Марыпоказан на рис. 11, где имеется три вида привески: анфас, в профиль (правая сторона) и сзади. Вероятно, данная привеска была не бронзовой, а чисто медной, и со временем она окислилась и позеленела. В отличие от предыдущей бронзовой привески с опущенными крыльями, гравировка здесь проще, не образует рельефа, и здесь отсутствует масса тонких надписей. Вместо головы совы мы тут видим человеческую голову, но не одну. Изображен святовид Мары, глядящий на все четыре стороны света своими четырьмя ликами (четвертый лик обломан, что видно по излому фигурки на виде сзади). Все лики - антропоморфные, но с примитивным изображением человеческого лица, как на маске на животе. С точки зрения стоимости этот цилиндр наиболее дешевый, поскольку медь дешевл; бронзы, и степень ее обработк;на данном изделии гораздо меньше. Однако подробности мы поймём тогда;когд; рассмотри; соответствующиеРис. 12. Чтение надписей на головах святовида Мары надписи.

Чтение начнем с головного убора на  центральной  голове Мары. Здесь в квадратном фрагменте можно прочитать надпись ЯР, что неудивительно, поскольку сама Мара является Марой Яра. Далее рамочка  окружает правый глаз богини, в котором мы находим расположенную по кругу надпись ЯРА МАРЫ ЛИК. Эта надпись подтверждаетнашу атрибуцию фигурки. Фрагмент с левым глазом содержит менее крупные буквы надписи, хотя сама надпись по содержанию повторяет и подтверждает предыдущую: ЛИК МАРЫ ЯРА. К головному убору на центральной голове Мары примыкает справа изображение мужского бородатого и усатого лица, изображенного в ¾ и повернутого в профиль. Это может быть либо Яр, либо Род. Надпись, в которую входит вертикальная линия выше правой щеки, правый глаз и нос данного персонажа, читается как слово РОД. Следовательно, это лик бога Рода. В то же время слева к этому же головному убору примыкает другой лик усатого и бородатого мужчины, видимы не столь отчетливо, поскольку это место сфотографировано не столь резко. Он также изображен в ¾, но развернут влево. Область, вокруг левого глаза, представляет собой букву Я, а правее находится буква Р. Следовательно, перед нами - бог ЯР. Род и Яр представляют собой вторичные лике на данном святовиде.

 

Теперь попробуем прочитать еще ряд надписей. Сначала читаем то, что написано на губах Мары на центральном изображении. Там читается вполне понятное слово, МАРА, причем я сохранил в прориси имеющиеся на этом слове лигатуры. Далее возникает соблазн прочитать надпись на лике справа, опять-таки надпись на губах. В соответствующем фрагменте мы находим слово ЯР; для проверки мы выбираем фрагмент левее и выше, и в нём оказывается написанным словосочетание ЛИК ЯРА. Так что слева от лика Мары находится лик Яра. В этом нет ничего удивительного, на вторичных изображениях Мара и Яр часто размещались рядом. - Но совершенно естественно, что затем есть смысл прочитать надпись на лике слева; области вокруг глаз там такие большие и такие отличные по цвету, что их даже не следует обводить рамочкой. Две буквы там образуют слово ЯР. Тем самым там мы видим снова изображение Яра, что даёт нам уверенность в предположении, что и четвертая, отсутствующая голова, тоже должна быть головой Мары.

 

Таков новый тип святовида, представленный на подвеске - святовид Мары. Его нам ещё не доводилось видеть в каменном воплощении.

Рис. 13. Лик правой головы святовида Мары и ее головного убора

Можно рассмотреть лик справа, который мы считаем ликом Яра. Над ним имеется головной убор, на котором горизонтально расположен чей-то лик анфас; поскольку одним из концов этого лика является собачья мордочка, можно подозревать, что это - лик Мары. Тем не менее, я выделяю этот антропоморфный лик отдельно и поворачиваю его на 900 влево, так, чтобы он встал вертикально. Теперь, несмотря на то, что лицо весьма тёмное, можно видеть глаза, брови, ном и рот. При этом как нос, так и подбородок весьма острые, что напоминает один из вариантов антропоморфного лика Мары - старушку с острыми чертами лица. Наконец, я читаю надписи на бровях - на правой МА и на левой - РА, что образует слово МАРА. Таким образом, моё предположение подтвердилось.

 

Получается, что если на основном лике изображена Мара, то на головном уборе - Яр (или Род),а если на основном лике Яр - то на головном уборе - Мара. Так что парность богов здесь присутствует как по горизонтали (чередование голов Мары и Яра), так и по вертикали (соединение ликов голов Мары с головными уборами в виде Яра или Рода) и наоборот. Это весьма интересно.

 

Осталось только выяснить, что за лик находится на уровне живота богини Мары. Для этого следует прочитать надпись,Рис. 14. Средняя часть привески< которая находится на левом глазу лика. Надпись гласит: МИМ ЯРА. Другая надпись вписана в рот данного лика. Она читается аналогичным образом: ЯРА МИМ, подтверждая первую. Следовательно, перед нами находится не лик самого божества, а маска мима, причем даже не Мары, а Яра.

Обсуждение. Рассмотрено пять привесок, что составляет больше половины имеющихся у меня изображений Сибирского клада, и из них четыре посвящены Маре, а одна - миму Яра. Из привесок Мары также одна относится к изображению ее мимы, а три - к изображению самой богини, причем две из них изображают богиню с опущенными крыльями (одна из них - зооморфная), а одна - с несколько раздвинутыми. Ни одна из привесок в точности не повторяет другую, создавая каждая свою трактовку богини или мима бога.

 

До сих пор я рассматривал либо каменные изображения богов, либо чеканку на бронзовых сосудах (лик Яра на сосуде из Надь Сент-Миклош). Бронзовые изображения богов из кладов мне встретились только при описании Машем клада города Ретры. Но там описывались более крупные изображения (примерно размером с куклу) в виде небольших скульптур. Здесь Рис. 15. Лик Мары Шигирского торфяникаже речь идёт о маленьких бронзовых привесках. Тем не менее, материал тех и других совпадает. Когда Маш описывал состав бронзы фигурок, он подчеркивал, что речь идут о разных составах сплава (состав сплава, то есть процентное содержание разных металлов, менялось от фигурки к фигурке), причём преобладали фигурки с небольшим количеством меди, но обогащенные свинцом и другими более дешевыми металлами. Таковы были фигурки примерно Х-XII веков. Здесь же мы имеем фигурки с явно бронзовым блеском, и одну, окислившуюся, из чистой меди. Более высокий процент меди, чем в фигурках из Ретры мы склонны трактовать как указание на более древний возраст привесок, чем фигурок из Ретры, то есть либо античный, либо даже эпохи бронзы. С другой стороны, в неолите тоже существовали привески, которые назывались веселье. Это я выяснил, рассматривая находки из Каргополья. Поэтому данные привески никак не могут относиться к неолиту. Следовательно, они, скорее всего, относятся к эпохе бронзы. Полагаю, что археолог, который обнаружил их в земле, мог бы дать более точную стратиграфическую дату.

Лик богини Мары более древний, мезолитический, мне встретился только на изображении Шигирского торфяника. Там он был деревянным и бескрылым, однако с большими глазами и с полностью открытым ртом.

 

Крылатый лик Мары с этрусского саркофага отличается большой реалистичностью изображения; крылья и руки здесь трактуются как различные конечности, тогда как на привесках они слиты. Таким образом, привески дают более Рис. 16. Лик Мары с этрусского саркофага раннюю трактовкубогини. Обратим внимание то,что в ее руках находится змея.

Из самих изображений на привесках чисто медное, вероятно, является самым древним. Оноявляется промежуточным изображением между плоскостным и объемным, между скульптурой и гравировкой, представляя собой гравировку, свёрнутую в цилиндр. За более древнюю датировку говорит и весьма условное изображение ликов (типа детского рисунка), где мужские лица ничем не отличаются от женских, и передача перьев прямыми линиями. В этом отношении лики на данной привеске очень напоминают лики из второй серии находок Ретры, которую приобрёл Ян Потоцкий.

 

Весьма интересно в этом отношении изображение женщины их храма Ретры, одетой в средневековый костюм, на подоле которого изображены змеи. В руках она держит маскумужчины. Змеи и маска на уровне живота позволяют атрибутировать Рис. 17. Лик женщины с маской в рукеэто изображение как осовремененную (до карикатуры) Мару, а столь же карикатурную маску - как лик Яра.

До сих пор святовид, изображающий Мару, мне не встречался. Этот святовид является промежуточным между каноническим святовидом (где изображены Макошь, Перун, Род и Велес) и мимой (Макошь и Яр), поскольку хотя на святовиде Мары изображено четыре лика на уровне головы, но они представляют всего лишь лики ДВУХ богов, Мары и Яра. Поэтому святовид Мары мне представляется более поздним изобретением, чем канонический святовид.

Кроме того, святовид Мары мне видится промежуточным между изображением четырех тел спиной друг другу, и одним телом с четырьмя головами. В самом деле, на цилиндрическом изображении каждая из голов видна только со своего ракурса: одна спереди, одна сбоку, и одна сзади, представляя собой как бы одну голову в четырёх ракурсах. Но при разворачивании цилиндра и превращении его в плоскостное изображение каждый из ракурсов становится собственной головой, и одноголовая богиня становится четырехголовой. Это очень удивило исследователей XVIII века, изучавших фигурки храма Ретры. Таким образом, условность передачи богини была воспринята как существовании бога о четырёх головах. Кроме того, обычно отмечали и пятую голову на животе. Нам теперь ясно, что это - маска мима, а не новая голова.

 

Новым для меня явилось изображение Мары с головой совы. То есть на скалах, кажется, однажды промелькнул какой-то орнитоморфный лик Мары, но до ее изображения в виде полной птицы, с крыльями, дело не доходило. Полагаю, что вообще орнитоморфные изображения (Яра в виде сокола и Мары в вид совы, одна птица дневная, другая - ночная) возникли в эпоху мезолита, когда с одной стороны, в силу заболачивания местности в процессе таяния ледника из ареала обитания охотников исчезли наземные млекопитающие, но зато появились птицы, а изобретенные в этот период лук и стрелы позволили вести успешную охоту на птиц. Что же касается Мары с головой собаки, то такие изображения на скалах тоже встречались. Все они сильно отличаются от их прототипа, волка, и больше напоминают нынешних дворняг и, возможно, появляются не ранее неолита. Целиком человеческого тела с головой собаки в качестве богини Мары я не встречал, и на изображении мимы Мары на привеске этот зооморфный сюжет оказался между головой Мары (совой, или, в греческом варианте софой, божественной мудростью) и ликом Яра на животе (человеческим существованием). Возможно, некое мелкое божество с головой собаки являлось неким посредником между богами и людьми, но имело отношение к Маре. Особо хотелось остановиться на положении крыльев. На лике Мары с этрусского саркофага крылья распростёрты - там изображена повозка, везущая покойника. Стало быть, распростёртые крылья Мары символизируют смерть человека. Сложенные крылья - жизнь. Слегка расставленные (намёк на распростёртое положение), вероятно, болезнь. Так что первая подвеска, скорее всего, являлась оберегом от болезней, тогда как две подвески со сложенными крыльями - пожеланиями долгой жизни. Летящая птица ассоциировалось с улетевшей душой человека, но не с совой. Тяжело летящая сова за другими птицами угнаться не может.

 

Заметим, что в славянской мифологии существует довольно поздний персонаж, богиня Магура, дочь Перуна (перуница), которая также обладает крыльями, но простирает их над теми воинами, которые обречены на смерть. И в их предсмертных муках она облегчает их страдания, целуя их в губы. Если из слова «Магура» изъять средний слог ГУ, мы получаем слово «Мара». Но слово «Магу-» есть начало слова «Магужь» (ранний вариант написания слова «Макошь». Поэтому Магура - промежуточный персонаж между Марой и Макошью: она простирает крылья над покойником (как Мара), но дарует ему новую жизнь (как Макошь), правда, загробную (а это уже прерогатива Мары).

Как уже отмечалось выше, определенная связь имеется между славянской богиней Марой и египетской богиней Маат. И это сходство отнюдь не исчерпывается наличием крыльев. Первый слог МА в двух именах совпадает. Кроме того, богиня Маат является непременной участницей погребального ритуала: она кладёт своё перышко на весы, на другую чашу которых кладётся сердце умершего. И если человек за свою жизнь не грешил, если он пришел на суд богов с «лёгким сердцем» (в буквальном смысле), то его душе даруется возможность следующего вселения в новое тело. Так что, возможно, богиня Маат списана именно со славянской Мары

Что же касается греческой мифологии, то там крылатых богинь нет, зато имеется богиня, чью мудрость олицетворяет сова. Это - Афина (у римлян - Минерва). Однако она уже не имеет отношения к загробному ритуалу. Так что, возможно, влияние русской религии на греческую было более опосредованным. Весьма интересны также два изображения, связанные с мимой Мары и с маской Яра.

 

Изображения на масках оказались весьма примитивными, что роднит их с карикатурами на камнях из Прильвица (Рис. 18), найденных в Германии в XIX веке. Вероятно, такова была традиция. Впервые также нам удалось рассмотреть вид мимы с Рис. 18. Некоторые из камней Прильвицаее символикой. Трудно было себе представить, что мима выступала с обнаженным торсом (это напоминает скандинавских берсерков, которые даже зимой выступали на бой с обнаженным торсом, но при этом они пили отвар из мухоморов, входя в наркотическое опьянение). А на ногах у мимы - унты, как у сибирских шаманов. Так что не исключено, что мимы в холодное время года употребляли наркотики, чтобы выходить с обнаженным торсом. Это производило на зрителей весьма сильное впечатление - миму мороз нипочём!

 

Кстати, выяснилось и то, каким образом мим держал перед собой маску бога (плоскую и с примитивным изображением черт лица). Маска держалась не кистями рук, не прикреплялась к палке, а привешивалась к дуге, тогда как сама дуга оканчивалась двумя ручками, за которые ее можно было без устали носить в течение многих часов. Этим маска эпохи бронзы отличалась от античной маски греческой трагедии, которая становится рельефной и крепится уже непосредственно к голове человека. Очевидно, между маской и лицом человека оставался определенный зазор, который позволял миму видеть небольшой кусок пространства под ногами. Это не позволяло ему передвигаться с большой скоростью, а тяжелая маска и дуга (вероятно, деревянная), не позволяла делать наклоны или иные крупные движения корпуса. Так что движения мима были вынужденно скованными.

 

Полагаю также, что от такой дуги мима пошла и дуга у лошадей. Заметим, что дуги никогда не бывало у повозок с быками. Это объясняется тем, что конь в древности считался священным животным, и дуга тем самым подчеркивала его святость. Прояснились некоторые элементы древней символики, например, смысл спирали. Спираль - это стилизованное изображение рунической надпись БОГЪ, так что за спиралями должно сохраняться, возможно, не только божественное происхождение, но и смысл «обожествления» человека, очищения его от скверны.Следующий интересный вопрос - где находились привески. Если плоскую еще можно было носить на шее (хотя при их размерах, это было довольно тяжело), то цилиндрическая явно для этого не предназначалась, ибо она постоянно вращалась бы и царапала кожу. Кроме того, на привески с изображением мимы мы с удивлением обнаружили отсутствие всяких привесок. Стало быть, их там не было. Однако, полагаю, что они могли висеть, например, на ветках деревьев. На такую аналогию наталкивает, например, вид новогодней ёлки, а также вид деревьев с загаданными желаниями (на веточках закручивают бантики из тряпок). Это даёт возможность миму создать обстановку святилища вокруг любого дерева.

 

Ну и, наконец, нахождение Сибирского клада играет огромную роль в деле реабилитации Прильвицких находок - сокровищ храма Ретры. В XIX веке академику Петербургской и ряда других академий Ивану Ватрославу Ягичу удалось, подходя очень тенденциозно к ряду фигурок, убедить общественное мнение в том, что данные фигурки представляют собой не подлинные изделия славян, а позднюю подделку. При этом не последнюю роль при этом сыграли изображения как бы «многоголовых» богов. Теперь, когда на недавно найденном сибирском кладе мы видим точно такое же изображение Мары, становится ясным, что никаких подделок, кроме, возможно, 1-2 фигурок, которые златокузнец Гидеон Шпонхольц хотел оставить себе в качестве копий, в этом собрании не было. Однако после того, как фигурки были объявлены подделками, след их теряется.

Теперь становится ясным, что славянские боги выглядели очень похоже на то, что было найдено в Прильвице.

 

Заключение. В 2001 году я задался вопросом - как выглядели славянские боги не по рисункам современных художников, а по их скульптурам, рельефам, рисункам и отливкам? С тех пор с каждым годом я постепенно отвечаю на этот вопрос. Но этот, 2008 год, оказался для меня особенно плодотворным. Мне удалось рассмотреть 4 скульптурных лика Мары в великолепной проработке; а теперь, благодаря Сибирскому кладу, добавить еще 3 отливки богини Мары и одну бронзовую фигурку мимы Мары. Воистину, по обретению древних изображений Мары этот год для меня явился годом Мары.

12.07.2008 03:00АВТОР: В.А. Чудинов | ПРОСМОТРОВ: 2413


ИСТОЧНИК: В.А. Чудинов



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »