«Дума о Культуре есть врата в будущее»: День Культуры – 2024 в школах Санкт-Петербурга. 30 апреля 2024 г. в 12мск. Лекция «Сергей Павлович Дягилев и “Русские сезоны”». О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Битва за Россию: Как Минин и Пожарский победили там, где победить нельзя


Поход ополчения Минина и Пожарского на Москву стал хорошо организованным чудом. Они были не первыми, кто пытался спасти страну, но они стали единственными, у кого это получилось.

 

Фото © museum.ru / Художник Скотти М.И. "Минин и Пожарский", 1850 год.

 

 

4 ноября 2022

 

К 1612 году Россия оказалась на пороге тотального коллапса. В Москве стоял польский гарнизон, который помыкал Семибоярщиной — правительством коллаборационистов. За пределами столицы поляки контролировали крупные города и узлы дорог, северо-запад страны оккупировали шведы, а огромные просторы России занимала "серая зона" без устойчивых правительств. Сама Москва сгорела во время антипольского восстания, когда оккупанты её подожгли. По просторам Руси бродили шайки бандитов и отряды наёмников.

 

В развалинах Москвы ещё сидели остатки первого ополчения, которое не смогло выбить поляков из столицы и постепенно разлагалось от бескормицы и безденежья. Никто уже не верил в его способность сделать хоть что-то важное. В это самое время спасение пришло откуда не ждали.

 

Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

 

Кузьма Минин был купцом не самого первого разбора. Он торговал мясом в Нижнем Новгороде — не бедствовал, но скорее это такой был предприниматель средней руки, чем богач. В один прекрасный момент он заявил, что во сне к нему являются святые и приказывают организовать борьбу за спасение Отечества.

 

КузьмаМинин. Фото© Public Domain

 

Нужно отметить, что святые давали Минину очень конкретные и разумные указания. Купец начал ровно там, где провалилось первое ополчение. Он стартовал не со сбора войск, а со сбора денег на организацию армии. Служилых людей хватало, в том числе прямо неподалёку от Нижнего Новгорода. Но общий крах экономики привёл к тому, что эти люди были кое-как одеты, имели плохих лошадей, а то и не имели никаких, им недоставало экипировки и оружия. Минин начал с решения этой проблемы. Регулярные сборы позволили собрать профессионалов на войну: как следует оснастить их, откормить и дать возможность не думать ни о чём, кроме собственно службы. Но войску требовался командующий — и он нашёлся.

 

Князь Дмитрий Пожарский не считался каким-то чрезмерно выдающимся полководцем, не принадлежал к сливкам аристократии, но у него была одна черта, делавшая его главным кандидатом на роль командующего вторым ополчением. Это репутация. Пожарский прошёл множество кампаний и битв Смутного времени, но всегда аккуратно служил тому правительству, которое могло считаться законным, не изменял слову и не был замечен ни в каких "договорняках".

 

Портрет князя Д.М. Пожарского. Фото © Public Domain

 

Свою репутацию Пожарский подтвердил сразу же: он не требовал себе диктаторских полномочий и добровольно разделил руководство с Мининым, который получил необычное звание "выборный от всей земли человек" и полноту гражданской власти. Кстати, распоряжался он ею толково и решительно. Подконтрольные ополченцам территории приобретали главное, чего ждали люди, — порядок. Уйти от легальных налогов было практически невозможно: Минин даже к своим родственникам прислал стрельцов, когда заподозрил, что те, пользуясь кровными связями, мухлюют и пытаются не сдавать положенные деньги. Зато мародёров и бандитов неукоснительно вешали.

 

В это время Пожарский ковал своё войско победы. Оно не было многочисленным, зато благодаря притоку денег от Минина оставалось хорошо оснащённым и натренированным. Пожарский решительно "остановил корчму" и отправлял на плаху любителей грабежа и насилия, которых за годы анархии развелось много. Вожди ополчения озаботились также поддержкой церкви — что в XVII веке значило очень многое. Теперь всё было готово к операции по освобождению Москвы.

 

Фото © Художник М.И. Песков. "Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году",

1861год / Public Domain

 

 

Как проходила операция по освобождению Москвы

 

К концу лета 1612 года ополчение появилось под стенами Москвы. Там Минин и Пожарский нашли пару тысяч ещё не разбежавшихся ополченцев первого призыва. В Кремле засели интервенты. А главное — из Польши шла армия гетмана Ходкевича, блестящего полководца Речи Посполитой, который вёл с собой огромный конвой с продовольствием, порохом и боеприпасами для засевших в Кремле и Китай-городе польских сил.

 

ЯнКарольХодкевич. Фото© Getty Images / Fine Art Images / Heritage Images

 

Обе армии в поле имели по 10–12 тысяч человек, полякам давал численное преимущество гарнизон Кремля — ещё три тысячи. Поляки располагали блестящей тяжёлой кавалерией — знаменитыми крылатыми гусарами — великолепно обученными и вооружёнными, на превосходных лошадях. Формально количественное и качественное преимущество было на их стороне.

 

Однако Пожарский планировал разыграть все свои невеликие козыри по полной программе. Да, в поле гусары растоптали бы его ополченцев. Но он не собирался рубиться с поляками на их условиях там, где те были сильны. Русский план битвы строился на подвижной обороне в руинах Москвы, среди оврагов, валов, развалин. Характер битвы — проводка конвоя — вынуждал Ходкевича действовать в неудобных условиях.

 

Первый день битвы, 1 сентября, прошёл в малопродуктивных попытках Ходкевича пробиться в глубину Москвы. Они оттеснили русских на валы и за валы — в развалины города. Однако Пожарский твёрдо руководил боем, не позволил вывести из равновесия себя и своих людей, а вылазки из Кремля русские отбили. Обе стороны сражались храбро, но у Ходкевича недоставало пехоты, чтобы биться в лабиринте развалин, а кавалерия не давала нужного эффекта в этой мешанине горелых брёвен.

 

План Москвы Сигизмунда, выгравированный в 1610 году, является последним планом города, составленным поляками перед разрушением города в 1612 году и последующими изменениями уличной сети. Ориентация: север справа, запад вверху. Фото © Public Domain

 

 

Однако вторая попытка вышла куда более яркой. На сей раз поляки атаковали через Замоскворечье. Ходкевич ударил на широком фронте всеми силами и чуть было не добился успеха. Был момент, когда обороняющиеся казаки "поплыли", и увещевать их отправился лично Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиевой лавры и духовный лидер похода. Увещеваниями и обещаниями дополнительных выплат Палицын развернул ушедших с поля битвы назад на бой. Между тем сражение дошло до кульминации. Поляки смогли взять штурмом один из острожков — небольших укреплений по дороге к Кремлю. Ходкевич решил, что уже выиграл битву, и ввёл свой обоз на улицы.

 

400 телег со скрипом пробирались по руинам к Кремлю. Небольшой отряд поляков уже проскочил в сам Кремль. Однако Пожарский был не ярким гением, а спокойным профессионалом — и не позволил выбить себя из равновесия. Отряды русских вокруг острожка не убежали с поля боя и не погибли. Они рассредоточились, прячась в руинах и оврагах вокруг. Пожарский вовремя сориентировался, взял их под твёрдое руководство, перегруппировал — и бросил в контратаку.

 

На улицах воцарился ад. Колонну Ходкевича атаковали со всех сторон. Из развалин летели пули, лошади метались, злосчастный острожек был внезапной атакой снова взят русскими. Войско Ходкевича заколебалось и начало отступать.

 

Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Фото © Public Domain

 

Это был конец — заветный конвой частично был сожжён, частично — достался русским. Но Ходкевич вовсе не утратил оптимизма. Перегруппироваться, дать русским бой в поле — и тогда... Пожарский принял то решение, которое не обещало громкой славы, но давало максимальный эффект. Он просто не пошёл за поляками в поле. Блестящая кавалерия весь остаток дня и всю ночь стояла, ожидая атаки русских. А те не пришли.

 

Сделав самое главное, Минин и Пожарский сдержали своих разгорячённых бойцов и не подставились под новый удар. Наутро Ходкевичу пришлось взвесить все новые обстоятельства. Его пехота была в основном разгромлена на улицах, частично — блокирована в Кремле, обоз достался русским. Галопировать вокруг руин Москвы, вызывая русских на бой, можно было бесконечно.

 

Разворот польской армии

 

Дальнейшее стало делом техники. Минин и Пожарский обложили Кремль и в ноябре заставили гарнизон капитулировать. К тому моменту поляки съели всё, что можно было есть, включая кошек и ворон, и перешли на погибших товарищей. Пожарский на переговорах давил и требовал безоговорочной капитуляции. В противном случае гарнизон мог поедать друг друга до последнего. Измотанный гарнизон капитулировал.

 

Это означало поворот в истории Смуты. В 1613 году выборные от всех сословий избрали нового царя — Михаила Романова. Он положил начало династии, правившей до 1917 года. Ну а Минин и Пожарский вошли в историю, став национальными героями России. Они показали главное: даже в самой безнадёжной ситуации разум и воля, способность не опускать руки позволяют выжить и победить. Минин и Пожарский действовали разумно, настойчиво и сами по себе были честными людьми, что чрезвычайно выделяло их из толпы самозванцев, наёмников и бандитов, орудовавших на Руси и чуть не разорвавших её.

 

Перед избранием на царство Михаила Фёдоровича Романова. Фото © Public Domain

 

Минин и Пожарский действовали в ситуации куда более сложной, чем мы нынешние. Они не стеснялись требовать многого от своих людей и от каждого, кто оказывался на подконтрольной им территории. Предъявляя огромные требования к своим подчинённым, они не испытывали сантиментов и по отношению к себе, и в решающий момент оба находились прямо на линии огня. В обмен они дали стране то, в чём она нуждалась, — твёрдый порядок и дееспособное, работающее государство. Мощь национального единства они продемонстрировали въяве и вживе — и этот пример, безусловно, может и должен служить вдохновляющим уроком для нас нынешних. Они не ждали, пока их призовут на службу. Они встали и пошли спасать Отечество сами.

 

Если чудеса встречаются в мировой истории, они выглядят именно так.

 

 

04.11.2023 07:54АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 255


ИСТОЧНИК: dzen.ru



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Александр Иванович Херсонов04-11-2023 17:52:01

    Обращает на себя внимание, как неизвестный автор "подаёт" тяжелейшую страницу истории Руси. На языке современной "молодёжи", с использованием сленга, видимо, для просторы восприятия и запоминания. Это неожиданно. Но акценты в войне за Москву и будущее России с поляками и литовцами поставлены правильно, доходчиво и уверенно. Главное, не трафаретно. Автор комментария затронутой теме уделил особое внимание (журнал "Грани эпохи,№ 80) и хотел бы дополнить сказанное по самому большому счёту. На примере, рассматривая тайнознание появления памятника Минину и Пожарскому.
    Итак, Россия в образе «духовного вождя». Что же удалось выяснить? На Руси формируется «интерес к религии, философии, желании оказать помощь попавшим в беду, возможность создать «равновесие жизненного пространства и консолидации общественных дел в сочетании с осторожностью и оптимизмом». «Репутация» России строится на «оптимизме и любови к жизни, красоте самовыражения в искусстве, склонности к развлечениям. Однако для свободного развития требуется тяжёлый труд и самодисциплина.

    Вероятно, Россия способна проявить «высокоразвитую волю и сильное стремление к успеху, явиться в образе «духовного вождя при реформах существующих структур власти». Может прославиться способностью «исцелять, предвидеть и предсказывать». России рекомендуется заниматься политикой, поскольку она умеет обращаться с сильными мира сего. Стремление России к лучшему миропорядку создаёт для неё мощных друзей и врагов».
    Однако у России имеется трагическое «но». Негатив предполагает диктаторство, «стремление добиться цели любой ценой, применяя силу, проявляя необычайную смелость, жизнь под девизом «Действуй или умри».
    Сознание России «тяготеет» к Марсу, опасность видится в «склонности к спорам и полемике, духу противоречия и раздражительности». Россия представлена в образе «политзаключённого», который рискует попасть в изоляцию».
    В этом отношении тайнознание особенно зримо проявилось в жизни и судьбе России ХХ века, в истории становления и развития СССР.
    Рассмотрим содержание «Счастья» Памятника и тем самым счастья России. Символ таков: «Преодолевая физическое пространство и социальные различия, два человека общаются телепатически». Согласимся, тезис представляется неожиданным, но тем и интересным. То, что Россия способна «преодолевать физическое пространство» не новость. На то она имеет бескрайние просторы. Как и то, что Россия без труда преодолевает «социальные различия». Но кем являются упомянутые «два человека»? Ответа пока нет.Что касается комментария картины-символа психоаналитиком, то оно следующее: «Способность преодолеть ограничения существования в теле». Это означает, что России, вероятно, следует «преодолеть границы культуры и эго». Стать более цивилизованной. И если это произойдёт, то Россия обретёт выстраданное счастье.
    Автор комментария , неожиданно , обнаружил черты России-Матушки прошлого и настоящего, разглядел черты будущего. Россия, безусловно, являет «тесную связь с родиной и семьёй, желает сохранять своё ближайшее окружение и берёт близких под опёку и защиту». Верно и то, что счастье России «носит религиозно-философский оттенок» (любим мы, россияне, прилюдно рассуждать на темы философии и религии). И то, что Россия проявляет поэтическую и мистическую натуру, зависима от внешних влияний, так же соответствует действительности. Россияне чутки к тому, что них говорят и думают заграницей. А разве не является национальной чертой России богатая фантазия и живое воображение (вспомним, наследие замечательных русских сказок), но при этом неуверенность в правильности выбранного пути (вечные переживания по этому поводу)? И это при готовности видеть в людях в первую очередь всё самое лучшее… Согласимся и с тем, что душа России чувствует связь со всем живым, способна отождествлять себя со всеми формами человечества. Усмотрено в лице России грустное, но, видимо, неизбежное: как только задумывается большое дело, в одночасье, неведомо куда исчезают большие государственные деньги, концов не найти. И то, что делу творца-россиянина непременно находятся «вставляющие палки в колёса», завистники честолюбивого ума. Но это частности. Порадовало обнаружение у России склонности к искусству на религиозные темы и тонкий стиль выражения, проявленный в прославленной иконописи, а так же способность России рождать знаменитостей в искусстве, что профессия в искусстве принесёт России признание». Примеров чему несть числа. Закончу безусловным тезисом о том, что современная Россия обязана проявлять, и проявляет «дальновидность, организационный талант и достижение руководящих позиций в политике». За что и борется Россия в 2023 году.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »