Светлой памяти Елены Ивановны Рерих 1 октября 2024. Онлайн-лекция «Основы буддизма в философии Е.И.Рерих». Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Республике Алтай. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Что говорит Библия об астрологии. Владимир Уранов


 

Некоторые из церковников распространяют мнение, что христианство запрещает астрологию. Но тщательный просмотр по словарю-указателю «Симфония» всех высказываний в Библии по этому вопросу показывает, что она не ограничена, как эти ее последователи, и астрологию даже не осуждает. Библия лишь предостерегает от грубых ошибок и указывает место, не самое высокое, этой дисциплины. Астрология хоть и изучает материи повыше, чем другие науки, все же духовной наукой не является. Два раза в Ветхом Завете критикуются, как недостаточно знающие, конкретные «звездочеты»-предсказатели, но плохих специалистов много во всяком деле, не только в таком сложном, как предсказательная астрология. Священников в Библии куда как чаще критикуют — сотни раз, пожалуй. И почему это церковники так стараются нарушать заповедь Христа «не судите, да не судимы будете» (От Матфея 7, 1)?

В Новом Завете «Вифлеемская звезда» (предполагают, что это было соединение Сатурна с Юпитером) указала волхвам время рождения Спасителя. Может быть, предвидя события жизни Христа, волхвы дали Его матери ценные вещи, благодаря которым Он выжил. Вот так: астрологи спасли Спасителя и выступили своего рода акушерами христианской церкви. И Христос в Евангелиях астрологов и астрологию не критиковал.

Может быть, дело в традиционной склонности церковников ненавидеть науки и ученых (нарушая главный Завет Христа — о любви)? Астрологию (науку, которую можно отнести и к оккультным, и к точным, и к естественным, и к гуманитарным), кстати, невежественные люди путают с народными верованиями астромантией и астролатрией — гаданием по звездам (например, о погоде) и религиозным почитанием светил (вернее, их духовных сущностей). Библия, как будет видно из дальнейших цитат, в основном интересовалась астролатрией.

Во времена написания Библии еще встречалось слепое, рабское поклонение светилам. Светила могли восприниматься как высшие Боги, как последняя инстанция — выше некуда. Таким образом, вместо единой вершины Абсолюта виделось многоглавие иерархии, и дальше относительно малых вершин почитатели не шли, тем более что этих невысших богов еще и уподобляли страстным людям и даже животным.

Каждый народ рождается со своим гороскопом, и, похоже, сильнейшие планеты гороскопа почитаются больше других — как боги. Так, основная планета иудеев — Сатурн-Ремфан. Не приветствовалось поклонение именно чужим богам-светилам. «И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Второзаконие 4, 19; см. также Второзаконие 17, 3 и 4-я царств 23, 5). «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» (Второзаконие, 6.13-14). Впрочем, это уже история. Возможно ли такой культ представить в нынешнее время?

Принимать меньшее за большее, вторичное за первичное — грубая ошибка на духовном пути. Негоже приравнивать Творца светил и духов человеческих к светилам — факторам астрологии. Бог-Абсолют, сотворивший не только мир вещей и живых существ, но и управляющие земными природными и психофизическими ритмами светила, всегда может превозмочь своим высшим законом астрологические закономерности: «Скажет солнцу — и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9, 7). «Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его» (Иов 25, 5). «Не превыше ли небес Бог?» (Иов 22, 12).

Гороскоп — формула души, психики (мыслей и чувств), синтезируемая светилами, может разве что намекнуть о духе (его прошлых воплощениях) человека, который выше. Дух (искра Божья) может управлять душою, а душа духом нет.

Презирать «светила великие» (Псалтирь 135, 7 и др.) человек, конечно, не вправе, поскольку он по сознанию ниже их (не физических тел светил, конечно, а их духовной сущности, без которой всякое вообще тело, животное или планетарное и т.д., разваливается на молекулы), но помнить о первопричине нужно всегда. Например, в корне изменить нашу судьбу, взмаливаясь к светилам, невозможно: ключевые изменения действия «заверченного колеса» может производить лишь тот, кто это колесо завертел — Бог. Или наш дух — подобие Божье (сила духа средствами разума и воли превозмогает астрологические влияния на душу). Астрологические факторы послушны своему Создателю. «Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света» (Псалтирь 148, 3-4).

Астрология указывает на нежелательные пороки (открывает глаза), подсказывает альтернативные, более приличные формы поведения, но лишь сила духа может радикально изменить состояние и судьбу души и тела.

Однако мир духа — вечность, а душевно мы живем в мире времени, и во времени совершается наша эволюция. И тут Богу потребовались светила небесные.

Бытие 1, 14-18: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для ЗНАМЕНИЙ, и ВРЕМЕН, и дней, и годов, и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы СВЕТИТЬ на землю и УПРАВЛЯТЬ днем и ночью, и ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И увидел Бог, что это хорошо». Аналогичные цитаты — Псалтирь 135, 7-9 и Иеремия 31, 35.

Кое-что здесь материалистам покажется антинаучным лепетом, но надо иметь в виду, что Библию не раз переписывали и переводили, внося искажения в меру своего непонимания, особенно иносказательных символов.

Итак, посредством небесных факторов организуется временной (он же временный, невечный) мир на Земле. И это «хорошо». А также они предназначены для знамений. Что это? В Ветхом Завете «знамения» — знаки Бога человеку для вселения в него уверенности. Вот астрологи читают на небе знаки светил и имеют уверенность в прогнозе или, по меньшей мере, убеждаются, что светила опять подействовали закономерно. Отметим, что среди управляющих светил названы не только Солнце, задающее суточный и годичный ритмы, но и Луна, ритм влияния которой явно относится к астрологическим, и «звезды» (скорее всего, здесь имеются в виду планеты).

Просматривая употребление слова «звезды», можно обнаружить (в «Откровении») такие их воздействия, как пасть на воды и отравить их, пасть на землю и открыть кладезь бездны. То ли имеются в виду их лучи, то ли все же сами они.

Второй вариант кажется странным, но заметим, что термином «воинства небесные» в Библии именуются и звезды (планеты?), и Ангелы (это, кстати, подтверждает понимание семи Архангелов как высших духов семи планет). С кем или чем они воюют? Лишь единожды нашелся в качестве объекта человек: «С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою» (Книга судей 5, 20). Небесное воинство борется с силами хаоса, с силами тьмы — в процессе оформления мира. Свет борется с тьмой, извлекает мир из хаоса, тьмы и не дает ему вновь опускаться в бездну. Здесь надо сознавать, что свет — и физическое, и душевное, и духовное явление.

Называются «светилами» и «звездами» также выдающиеся люди (может быть, воплощенные Ангелы?): «... вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире...» (К Филиппийцам 2, 15); «Я, Иисус... есмь... звезда светлая и утренняя» (Откровение 22, 16).

Итак, функции небесных факторов (к которым можно причислять и высокоразвитых людей — носителей небесного на земле) — управлять жизнью, от духовной до физической (посредством «света жизни» — см. От Иоанна 1, 4 и 8, 12, Псалтирь 35, 10), и давать знамения (светом или просвещением), которые не запрещено понимать. Однако, конечно, эти факторы все же вторичны и временны, легко преодолеваются в случае непосредственного участия Бога. В сравнении с бесконечностью любое конечное — как нуль.

«... НЕ СТАНЕТ СВЕТА, СВЕТИЛА УДАЛЯТСЯ. День этот будет единственный, ведомый только Господу: НИ ДЕНЬ, НИ НОЧЬ; лишь в вечернее время явится свет» (Захария 14, 6-7). «...солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ ПОКОЛЕБЛЮТСЯ...» (От Матфея 24, 29-30). О том же — Исаия 13, 10, Иезекииль 32, 7-8, Екклесиаст 12, 2, Иоиль 2, 10 и 3, 14-15.

Бог создал факторы управления на некоторый срок, и он же их отменяет в конце срока: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы...» (Исаия 34, 4). Не будет в них нужды, когда «ГОСПОДЬ БУДЕТ... ВЕЧНЫМ СВЕТОМ» (Исаия 60, 20).

Даже небесное преходяще, лишь Бог абсолютен. А дух человека подобен Богу, то есть божествен, безвременен, вечен. «Светильник Господень — дух человека...» (Притчи 20, 27). Выше временных задач земного бытия есть мир духа, мир Бога, и сущностные вопросы бытия решаются лишь прямым обращением к Богу, или к духу. Именно поэтому недопустимо поклоняться небесному, не поклоняясь при этом абсолютному, вневременному. Господь иудеев описывает кару за отступничество от него: «И раскидают их (кости) пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и вслед которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле» (Иеремия 8, 2). Какая фраза, кроме этой, может так безумно пугать церковников и понуждать их к травле астрологов? Но иудейская астролатрия (фраза — из пророчества об опустошении Иудеи) и современная астрология — разные вещи: какое еще поклонение звездам! Ученые, в том числе астрологи, вообще мало склонны к поклонению, включая, к сожалению, и Бога.

Кто держится лишь за временное, не получит вечного. Уважать временное, земное тоже в известной мере надо (иначе зачем Бог его создал и зачем было приходить в этот мир?), но земное должно быть строго подчинено абсолютному. Таково испытание человека на духовность. В том числе и астролога: он может понимать и разъяснять текущее время и состояние организма, души, социума (отчасти также и будущее), но никогда не должен забывать законы духа и жертвовать ими ради земных благ. Подходя к астрологии бездуховно, можно спровоцировать даже дикарское поклонение светилам — слепой или лживый культ, мутную религию. Впрочем, до этого не дошло, хотя некоторые «пророки», объявившие себя астрологами, и пытаются это сделать. Астрология ныне — наука о душе, но ей необходимо придавать духовность, абсолютность и в теории, и в личной практике.

Однако, как бы несовершенна ни была астрология, она (давая отличное понимание характеров и событий) спасает, среди прочего, от падения в дикарское идолопоклонство. Ведь без психологической науки народ тупеет и становится рабом вещей, страстей, чертей, тьмы, хаоса. На то и даны знамения и наука их толкований, чтобы не скатились, а восходили, чтобы укрепились на сужденном пути эволюции, намеченном звездами.

В качестве эпилога — разговор Бога с человеком: «Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяд) и разрешить узы Кесиль (Ориона)? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас (Медведицу) с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов 38, 31-33).

Знать человек, в принципе, может. Но знает ли? Дорос ли по уровню сознания до законов небесных факторов, поднялся ли сознанием к духовным вершинам? Если взошел — можешь сотрудничать с небом и управлять судьбой.

Подведем итоги. Астрология не только не отбрасывается Библией, но часто используется в тексте Библии, если разобраться в языке древних символов. Кратко этого не расскажешь (здесь — малая часть), можно прочитать об этом в книгах Н. Морозова, Д. Святского и А. Немоевского.

Известно, что первые столетия восточная христианская церковь сотрудничала с астрологами (римская — гораздо дольше), например, в периоды скопления планет («парады», как сейчас говорят) назначались соборы. А в шестом веке (пересказываю из чужой статьи) поссорилась из-за того, что звездочеты епископа Феодора по схождению планет в знаке Рыб предсказали всемирный потоп (или астрологи вычислили, а наводнение епископ придумал — подобно тому, как ученые открыли атомную энергию, а генералы распорядились сделать бомбу), константинопольская церковь это разрекламировала и попала впросак. И самый близкий пример: зайдите в церковь и взгляните изнутри в небо — на купол. Почти всегда увидите символы четырех Евангелистов, означающие постоянный крест знаков Зодиака: Телец, Лев, Орел (прежний символ Скорпиона) и Водолей — Ангел или человек (эта же четверка есть и в четвертой главе «Откровения»). А раз сохраняется сие знамение на православном храме, значит, не закрыт еще вопрос о дружбе и сотрудничестве научной астрологии и религии. Если уменьшится доля дискредитирующих свою профессию агрессивно-невежественных церковников и неодухотворенных астрологов — то почему бы и нет?

 

Статья опубликована в 7 номере газеты «Астролог» за 2007 год

18.07.2008 20:19АВТОР: Владимир Уранов | ПРОСМОТРОВ: 2732




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Астрономия, астрология »