П.Ф. Беликов в жизни, судьбе и символических картинах рождения. Александр Херсонов
П.Ф. Беликов у себя дома за рабочим столом.
«Каждый человек сам, своим разумом, силой, волей должен выбраться из кухмистерской жизни и не только для себя лично, но помогая всем другим, как Христос… Как ты сам, так и все другие должны совершенствоваться по формуле «ногою человеческою и рукою человеческою» не в монастырях и пустынях, а среди жизни, утверждая знания и культуру. Вот истина, выше которой нет ни одной религии, но зёрнышки этой истины заложены во всех религиях…».
П.Ф. Беликов. Из письма будущей жене Галине Маховой.
От автора.
Прочитав фрагмент письма Павла Беликова , где речь идёт о том, что надо «помогать другим как Христос», я задумался… О чём же? Что стоит за упоминанием в сугубо интимном письме имени Христа? Как правильно понимать столь «высокий штиль» обмена мыслями с близким человеком? Из того, что последует ниже, Вы, уважаемый читатель, убедитесь, что отнестись к этому следует самым серьёзным образом. Более того, оказывается, Павел Беликов имеет к культовой фигуре Иисуса Христа далеко не умозрительное, не абстрактное отношение. Но известно ли широкому читателю имя «Павел Беликов» ? Предполагаю, что многие, услышав это имя, ответят отрицательно. Но уверен в одном: среди читателей, проявляющих живой интерес к жизни и творчеству Николая Рериха , не найдётся таких, кто не знаком с имени П.Ф. Беликов. Имена Николай Рерих и Павел Беликов давно неотделимы друг от друга. Тот, кто интересуется жизнью Н.К. Рериха , непременно познакомится и с архивариусом жизни и творчества выдающегося художника и мыслителя - П.Ф. Беликовым.
История повторяется...
Как известно, «истории свойственно повторяться». Таков неизменный закон бытия. Однажды, а было это 1935 году, П.Ф. встретил книгу Николая Рериха «Пути Благословения», книгу, в которую сразу же влюбился. На каждой странице благодарного читателя ожидали созвучные его духу удивительные открытия. Это было начало. Нечаянно обнаруженные «пути», действительно оказались благословенными и для самого П.Ф, а спустя 70 лет эта же история повторилась с автором этих строк. Летом 2005 года в магазине МЦР я раскрыл книгу «Николай Рерих. Опыт духовной биографии» и, приступив к чтению, уже не мог оторваться от небывалого по содержанию и изложению материала. На обложке книги значилась фамилия автора - «П.Ф. Беликов». Так состоялось моё знакомство со «странником державы Рериха», каковым автора книги нарёк ученик и последователь, известный абаканский журналист А.Н. Анненко. С каждой страницей прочитанного текста во мне росло восхищение автором, непонятно каким образом узревшим духовную жизнь Н.К. Рериха. Ту невидимую жизнь, которая для человека, как правило, остаётся тайной «за семью печатями». И невольно возник вопрос: « Как же удалось автору сделать по-настоящему невозможное?» Каким образом, человеку лично незнакомому с другим человеком (П.Ф. никогда не встречался с Н.К.) оказалось возможным познать особенности его духовного развития. Проследить обусловленные развивающимся духом мысли, поступки, потребности, устремления, желания, дружбы, встречи, контакты с современниками и Высшим Разумом. События далёкие от обыденной жизни. И прийти к удивительным умозаключениям. Но ведь сказано Е.И. Рерих: «Чтобы понять гения, нужен гений». Следовательно, тот, кому по силам проникнуться духом в духовную жизнь выдающегося человека, сам, по меньшей мере, является человеком выдающимся.
«Хорошую религию придумали индусы…»
«Для чего рождается человек?» спросите вы. «А, разве человек для чего-то рождается?» вместо ответа последует простодушный вопрос. Иной человек отмахнётся от вопроса. Третий призадумается. Вопрос не простой, не правда ли? Вопрос, которым можно смутить, а то и поставить в тупик, кого угодно. Религиозное учение Востока сходится на том, что человек рождается с определённой целью: а именно, приложить усилия к тому, чтобы прожить более совершенную жизнь по сравнению с той, которой жил раньше. Предполагается , что человек живёт множество жизней, и время от времени для этой цели возвращается на землю в новом обличии . На Востоке это явление принято называть реинкарнацией. Именно об этом в шутливой форме пел незабвенный Владимир Высоцкий: «Хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Стремилась ввысь душа твоя – родишься вновь с мечтою…».« Действительно, хорошая религия у индусов, которая, по крайней мере, даёт ответ на временами мучающий человека вопрос: «Зачем я родился на белый свет?» Однако, огромное число людей подобным вопросом не задаётся, а потому ответа на него не знает. Обозначенная цель жизни - это заданное Космосом правило для всех живущих и исключений оно не знает. Правило, которое связывают с понятием кармы. Что же такое карма? Заглянем в энциклопедию Википедия:
«Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования».
Впрочем, автор вспомнил для людей посвящённых вещи общеизвестные. И вот почему.
Особенные люди.
Но случается, что на земле воплощаются люди необычной кармы, особого кармического задания. Люди , которым предопределено выполнить нечто особенное о чём , до поры до времени, они даже не догадываются. Живёт себе человек самой обыкновенной жизнью и понятия не имеет о какой-то там карме . Однако, наступает в жизни момент, когда человеку «намекают», подсказывают со стороны, что он родился «не просто так». Каким образом? Это может быть в один замечательный день, прозвучавший внутренний голос: «Вам следует в жизни сделать нечто важное». Это может быть удивительная встреча, когда человека некто загадочно направляет «на путь истинный». Это может быть встреча с ясновидящей, которая невзначай может обронить странную фразу: «Вы уже тот, кем должны быть…». А там, догадывайся сам. Нечто подобное было с Н.К. Рерихом. И с П.Ф. Беликовым тоже. А уж как именно человек воспримет «намёк» и как на него прореагирует, зависит от самого человека, от его готовности к восприятию необычного послания. Человек может пожать плечами и навсегда забыть о «галлюцинации». А может, спустя 15-20 лет, в связи с открывшимися новыми обстоятельствами жизни, вспомнить голос о «важном» и принять его к сведению. Удивительная «подсказка» о том, что, например, человек должен сделать «очень важное», чаще всего приходит в зрелые годы, после 30 лет, в «возрасте Иисуса Христа». Но в зависимости от складывающихся особенностей жизни, подлинный смысл «намёка» может раскрыться после 45- 50 лет. Однако, к этому сроку человек обязан пусть и бессознательно , но пройти часть заданного пути. Н.К. Рерих и П.Ф. Беликов довольно рано пришли к осознанию своей миссии, подлинного смысла жизни. Н.К. Рерих воплотился в России в октябре 1874 года. Цель воплощения представилась грандиозной: сообразно наступившего Нового Времени, времени Водолея создать новое религиозное Учение, которое впоследствии получило название Учение Живой Этики. Было бы наивно полагать, что Высшие Силы с особой целью пославшие на Землю человека и надеясь на то, что этот человек выполнит кармическое задание , пустили бы развитие его жизни «на самотёк» Давно замечено, что Высшие Силы «отслеживают» жизнь и судьбу посланцев и если возникает необходимость , незримо. направляют жизнь по нужному пути. В дневнике З.Г. Фосдик от 14.09.23 читаем: « «Камень обладающий великой силой ,будет дан Е.И. и Н.К. в октябре. Камень этот в глубокой древности дан со звезды Орион. Им владел Акбар. Он как магнит притягивает людей». « (2, с.197). Но Высшие Силы не избавляют от так называемых «трудностей жизни», которые, согласно карме, человек полностью обязан пройти. Но едва жизни «избранника» угрожает опасность, Высшие Силы незримо приходят на помощь, формируются обстоятельства, которые меняются тяжёлую ситуацию к лучшему и уберегают от роковой беды. Так было с Н.К. Рерихом в 1927 году , когда во время Центрально-азиатской экспедиции караван погибал в горах Тибета. Так было и с П.Ф. Беликовым. В книге, автор духовной биографии приводит признание Н.К. Рериха о неоднократном спасении: « Будет так, как и должно быть. Медведь вышел на меня. Но остался цел. Огонь касался меня, но не сгорел. Подломился лёд на озере подо мною, но не утонул. В тумане остановилась лодка у стремнины, но не погиб. Лошадь шла горной тропинкой и оступилась, но удержался. Терял накопленное богатство, и потеря проходили бесследно. Злобная погоня неслась за мной, но не настигла. Был обвинён в убийстве человека, но пережил и это измышление зла…» (1, с.134).
Из биографии известно, что во время войны П.Ф. уберегся от неминуемой гибели. По советским законам, являясь представителем «чуждой идеологии», П.Ф. как и многие последователи Н.К. Рериха, вполне мог попасть в ГУЛАГ, поскольку в 30-е годы многие «рериховцы» прошли через лагерные лишения и страдания. Многие и погибли. Сын Кирилл в воспоминаниях «Непрерывное восхождение» пишет: «По доносу одного из них (предателей А.Х.) был расстрелян брат мамы. Отец случайно избежал подобной участи. Судьба словно специально хранила его для выполнения особой миссии на ниве культуры». (4, с.133). Нет, не случайно в годы войны уберегся Павел Беликов. Беду отвели Высшие Силы, поскольку посланник Света едва приступил к выполнению кармического задания. Прав сын и в том, что «судьба хранила его», и в том, для чего хранила судьба: «Для выполнения особой миссии на ниве культуры».
Как астролог, могу предположить, что Разумный Космос, о котором так вдохновенно писал К.Э. Циолковский, для воплощения людей подобных Н.К. Рериху и П.Ф. Беликову целенаправленно выбирает место, дату и время рождения . Для того, чтобы при рождении в человеке оказались заложены особые качества личности. Качества, которые помогли бы справиться с возложенной наитруднейшей кармической задачей. Эти особые качества способны обнаружить астрологи. Что и будет предпринято автором в представленной работе. Однако, не буду испытывать терпение читателя и сразу обозначу выявленный герметичной наукой ряд особых качеств П.Ф, среди которых отмечу основательность, постоянство и ясновидение. Именно благодаря указанным свойствам натуры П.Ф. удалось совершить возложенный на него духовный подвиг: собрать уникальный архив документов жизни и творчества Н.К. Рериха и его семьи. И не только собрать документы и тем самым сохранить для потомков память о великой семье и её предназначении, но и , что особенно важно , показать духовный путь развития Н.К. Рериха и обнаружить для обычных людей существование Высших Сил. Современники точно определили духовную задачу П.Ф. –хранитель. Определением «хранитель», назвали очерки авторы сборника «Странник державы Рериха» генеральный директор Музея им. Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова и главный редактор публикаторского отдела МЦР Т.О. Книжник (4, с. 157-166)
1936 – год особый.
Начиная с 1936 года , в возрасте 25 лет, П.Ф. принялся скрупулёзно собирать материалы о жизни и деятельности Н.К. Рериха, осознав эту работу после письма Учителя как главное дело жизни. И тем самым вошёл в число близких помощников Н.К. Рериха. На потребу искателям философской истины П.Ф. создал уникальный архив (более 4 тысяч единиц хранения). Архив, которым и сегодня активно пользуются учёные, но который изучен далеко не до конца и всё ещё ждёт взыскательного исследователя. 1936 год – особая веха в биографии П.Ф., она же, особая веха в астрологическом пути жизни и судьбы. Астрологам хорошо известно, когда у человека неожиданно меняется направление жизненного пути, то в этот год, вероятно, к моменту рождения подходит транзитный Уран, который своим воздействием на микрокосм человека резко меняет жизненный путь. В 1936 году, ко времени начала собирания архива Н.К. Рериха , Уран находился в 9 градусах Тельца. Следовательно, можно предположить, что П.Ф. родился под «созвездием Тельца», а это многое объясняет в его биографии. В том числе изначальные коммерческо-торговые интересы, желание помогать в торговых делах отцу, работу с материальными средствами, с «Золотым Тельцом». Возможно в этом, отчасти можно найти объяснение некой «тельцовой» приземленности П.Ф. в быту, о которой убедительно пишет в очерке «Из семейного альбома» Алла Беликова (4, с.208) . Но в этой же «тельцовости» вероятно заключается и врождённое стремление П.Ф. к красоте и гармонии , литературе и искусству, поскольку Тельцом управляет Венера. Планета, которая, по мнению автора, оказала существенное влияние на жизни Н.К. Рериха и Е.И. Рерих . Не потому ли эзотерическим именем Е.И. Рерих выбрано слово «Урусвати», что означает «Утренняя звезда», то есть планета Венера. Таким образом, мы подошли к астрологической близости двух своеобразных «венерианцев» – Н.К. Рериха и П.Ф. Беликова. Приведу ещё один любопытный штрих, указывающий на «венерианство» П.Ф. Оно выражено в склонности П.Ф. к элегантности в одежде, выбору определённой цветовой гаммы, о чём вспоминала Алла Беликова: «Между прочим, П.Ф. несмотря на дефицит в торговле советского времени, умел одеться неброско и элегантно, любил рубашки светло-кофейного цвета и сам их разыскивал» (4, с.208). Пустяк? Но жизнь, как известно, складывается как раз из таких вот закономерных пустяков…
Однако, сознавал ли П.Ф., благополучно избегнувший соблазна прожить жизнь коммерсанта, что выполняет особое кармическое задание? Безусловно, сознавал. П.Ф. пишет: «Порой Озарение приходит очень рано, иногда – только на склоне лет. Очевидно, это зависит от характера Поручений, успешное выполнение которых требует соответствующей подготовки и приспособления к существующим условиям жизни…» (3). В письме П.Ф. от 22.12.1978 ученику А.Н. Анненко читаем: «Между прочим, когда мне было лет тридцать, я думал, что могу многое сказать о Рерихе, стремился к этому. Обстоятельства сложились так, что я вышел на «профессиональную» арену с чувством, что теперь то я могу рассказать о Рерихе так как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда на исходе шестой десяток лет ,я гадаю – смогу ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе что нужно и так как нужно. Мой пример, конечно, не эталон, наоборот, он больше (3).
В «Молодых годах классика рериховедения» приводится пример «двух» П. Беликовых. Раннего, томящегося духом, и зрелого, дух которого раскрылся самым замечательным образом.
А.Н. Анненко приводит примеры тревожных раздумий П.Ф: «В молодые годы он писал: «…Года идут. Нам не чужды красота подвига, героизм, величие любви. Мы умиляемся пасхальным звоном, утираем слёзы умиления, вызванные песнопением “Христос воскресе…”, приходим домой, проклинаем всех и вся из-за того, что кулич подгорел, злимся на то, что кто-то вовремя не выгладил какой-то там галстук или кружевной воротничок, кипятимся, торопимся к кому-нибудь в гости, чтобы наесться и напиться. А что Христос-то был распят на самом деле – не чувствуем. А года идут… Мы “живём”. А года уходят. Закрадывается в душу тоска, спохватываемся, что мы не жили “полной жизнью”, что лишь маленькая часть желаний нашего тела, нашего разума, наших мечтаний исполнилась. Трагедия!» (3). И вновь П.Ф. склоняется к упоминанию Христа, на что, как мы убедимся, у П.Ф. были особые основания.
Из приведённого письма следует, что во времена «поиска жизненного пути» П.Ф. предстаёт обыкновенным человеком, без особых претензий к жизни, полным сомнений и тоской по чему-то недостающему, чего остро не хватает в жизни. Это была «ностальгия по настоящему», желанному, чему и названия пока точного не найдено. «Смятенье духа»? «Болезнь духа»?
Но П.Ф. слышен намечающийся, ещё невнятный зов, приближение понимания собственной судьбы: « Живя на земле земными чувствами, нельзя забывать, что ты находишься в великом доме Бытия и призван быть одним из его строителей, что каждое твоё действие, каждая твоя мысль есть кирпич для кладки стен этого здания… И каждый наш проступок есть измена тому Высочайшему, которого мы не можем даже объять своим умом. Наша душа есть часть Его души, и, губя свою душу, мы становимся предателями великого плана для всего на земле живущего, который предначертан как необходимое прохождение к существованию более полному и осмысленному, чем наше теперешнее…».
Второе письмо, в отличие от первого, написано зрелым философом в состоянии полнокровной жизни духа. Как видим, речь идёт о медленном сосредоточении , о внутреннем вызревании личности, незаметном для постороннего глаза. Возможно не осознаваемом даже самим П.Ф. «внутреннем устремлении»…Но куда и зачем? Однако, шло накопление сил, укреплялась духовность, ставились и усложнялись новые задачи и цели жизни.
И все таки, почему П.Ф. «рьяно» откликнулся на жизнь и творчество Н.К. Рериха , многие годы собирал уникальный архив художника и мыслителя? В молодые годы ещё интуитивно, неосознанно, почувствовал в работе кармическую необходимость? Почувствовал в Н.К. Рерихе «родную душу»? Ответ самого П.Ф. куда как прост: «Искусством и философией я увлекался всегда, что может быть интереснее искусства и философии в жизни, в человеке? Всё это я нашёл и люблю в Рерихе. Он мыслитель и художник одновременно» ( 4, с. 123).
Но и Н.К. Рерих, вероятно, на расстоянии в тысячи километров почувствовал в П.Ф. Беликове «родную душу», ибо на склоне лет первым сделал решительный шаг навстречу. Из далёкой Индии художник с письмом обратился к молодому человеку, выступавшему в Таллине с заинтересованными докладами о Н.К. Рерихе. Так началась переписка близких по духу людей, укрепившая П.Ф. в сознании кармического предназначения: сохранить для России «имя и дело» Н.К. Рериха. И не только сохранить, но и преумножить… Правоту сказанного подтверждают строки письма П.Ф. Гаральду Лукину, где он объясняет, почему из всех принадлежащих к Учению только ему удалось проникнуть в научные издания: «Знаю, что не самому, и не ставлю себе этого в заслугу. Всегда чувствую Водящую руку, ведущую меня по этой кармической стезе» (5).
Не благодаря. И не вопреки. А, как же?
Но, удивительная вещь! Этот вопрос не может не возникнуть, когда знакомишься с биографией П.Ф. Беликова. Родился Павел в зажиточной семье. Его отец – Фёдор Александрович Беликов, имел довольно крупное торговое предприятие , но впоследствии разорился. В автобиографии П.Ф. пишет: «Детство провёл в обеспеченной обстановке. Много путешествовал с родителями. Был на Кавказе, в Крыму, , на Волге, в Москве, в Петрограде». (4, с.7). О степени материальной обеспеченности семьи можно судить по воспоминаниям Аллы Беликовой «Из семейного альбома» : « Во время первой мировой войны отец отправил Павлика с матерью в Саратов, к брату матери, - и следом два вагона с вещами, библиотекой, роялем». Фёдору Александровичу, по-видимому, хотелось, чтобы сын продолжил торговое дело. Возможно, П.Ф. и не противился желанию отца. Более того, организованный и ответственный в работе П.Ф., судя по всему, имел склонность к торговой и финансовой деятельности, о чём свидетельствуют основные этапы жизненного пути, изложенные в автобиографии. Вначале - Высшие коммерческие курсы в Таллине, затем в возрасте 26 лет работа на ткацкой фабрике, через три года – занятие книготорговлей ( «Союзпечать»), через шесть лет – служба старшим ревизором («Особторг»), ещё через два года П.Ф. трудится в течение семи лет главбухом в спортобществе «Калев». Затем он начальник планово-финансового отдела Гидрометслужбы, а с 1961 года , с переездом в сельскую местность, главбух МТС. Как видим, духовностью от подобных занятий даже «не пахнет». О правоте нашего предположения говорит признание самого П.Ф.: «Так уж получилось, «хлеб насущный» давал одно, а «духовную пищу» второе. И знаете, ничто друг другу не мешало, никакого раздвоения трудового пути не было, и быть не могло. Древние греки говорили, что детям нужно давать в руки ремесло, и, по меньшей мере, два вида искусства. Как это верно! Без этого нельзя воспитать гармонически развитого человека будущего» О развитых коммерческих способностях П.Ф. свидетельствует Алла Беликова, жена сына Кирилла: «Павел Фёдорович помогал отцу в торговле. За что ни брался – во всё вникал, обладал организаторскими способностями… В 1937 году П.Ф. предложили работу в книготорговой фирме «Тээкооль», где было отделение «Международной книги», вскоре он стал заведующим отделом, увеличив оборот торговли в десять раз» (4.с.122).
В признании П.Ф. важно, что «ничто друг другу не мешало, никакого раздвоения трудового пути не было, и быть не могло». Это признание как раз подчёркивает «тельцовость» характера П.Ф. Беликова с классическим девизом «Я – имею!», рождение под знаком Телец, хотя жизненные силы «странника державы Рериха» заряжены амбициозной энергией Льва. Коммерция - коммерцией, а духовность – духовностью. Что , как видим, прекрасно уживалось в П.Ф. Это редкое сочетание, казалось бы, несочетаемого, пусть не покажется кому-то взаимоисключающим… И всё же следует подчеркнуть, что в самом начале деятельности П.Ф. перешёл пусть и к коммерческой работе, но к работе с книгой, где можно было проявить духовные силы и устремления. Видимо, уже в тот период духовные интересы П.Ф. стали превалировать над коммерческими интересами. Из письма Е.И Рерих: «Часто мы вспоминаем Вас и радуемся, что Вы стоите около книжного дела. Как это сейчас нужно и какие замечательные мысли у Вас могут зарождаться, наблюдая истинное положение книги просвещения. Вы находитесь в центре борьбы за Свет и познание…» (3).
П.Ф. окончательно связал свою жизнь с КНИГОЙ, с собиранием и распространением в обществе книжного знания. То есть, занялся просветительством. На ниве которого, оказался, как нельзя кстати, полезным семье Н.К. Рериха, нуждавшейся в Индии в необходимых книгах. И это был серьёзный шаг на пути развития и укрепления собственной духовности. Из автобиографии. «Параллельно с юношеских лет занимался литературой, философией, искусством. Принимал участие в таллинском Русском литературном кружке, выступал с докладами, публиковал библиографические обзоры книг, статьи по литературоведению («Пушкин и Государственность», Таллин, 1937) (4, с.7)
Итак, П.Ф. получил исключительно коммерческое образование. Отсюда следует, что глубоких и систематических знаний наук естествознания П.Ф. не имел. Отсюда следует, что не имел П.Ф. и научных званий. Как не имел к концу жизни ни высоких постов, ни правительственных наград. На первый взгляд, судя по биографии, П.Ф. вел жизнь обычного человека. Однако, была и другая жизнь, неочевидная, незаметная для посторонних, жизнь к которой П.Ф. пришёл далеко не сразу, а спустя многие годы. Жизнь, обозначенная им самим, вызванная неистребимой тягой к самообразованию, к узнаванию и пониманию мира. «Странный» коммерсант, в юности увлёкшийся литературой и философией, со временем обратился к познанию учения Востока.
Вот как пишет об этом 30 мая 1977 года П.Ф. в письме ученику А.Н. Анненко: «Мой жизненный путь не был лёгким, и казалось, мало способствовал тому, чтобы я мог что-то существенное для популяризации имени Н. К. сделать. Тем не менее, при внутреннем устремлении многие возможности открываются совсем неожиданно. Потом только начинаешь понимать, что к этой «неожиданности» ты сам готовился десятки лет…». Отметим важное замечание П.Ф.: «при внутреннем устремлении». Но зададим вопрос: «Что это за «внутреннее устремление»? Какова его природа? Откуда берётся «устремление изнутри», открывая «многие возможности»? Причём «совсем неожиданно»? На эти вопросы имеется ответ самого П.Ф.: «Собственная моя жизнь и деятельность могут представлять интерес только как пример того, что, как я сам полагаю, кармические накопления и , конечно, Помощь дают возможность осуществлять такие задачи, к осуществлению которых по привычным человеческим меркам ни малейших предпосылок в наличии не было» .
Как видим, П.Ф. отмечал два обстоятельства, способствовавших успешной деятельности: «Кармические накопления и Помощь». (1 с. 397). Но кроме обозначенных факторов, ответы на поставленные вопросы следует искать и в особенностях устройства микрокосма П.Ф., поскольку Космос с рождения закладывает в человеке необходимые для подвига качества. Качества, устремляющие к расширению сознания. Причём, процесс этот, по-видимому, происходил у П.Ф. во сне. Кирилл Беликов свидетельствует: «Мой отец – Павел Фёдорович Беликов – в течение всей жизни перед сном полчаса читал книги Ж.Э. Считал, что сон – это сосуществование в тонком мире, во сне происходит расширение сознания, во сне мы продолжаем творческую работу, а книги Ж.Э. настраивают на эту волну. Книги Ж.Э. способны напитать сознание нескольких земных воплощений» (4 с.131-134).
По законам звёздного неба.
Родился П.Ф. Беликов 29 июля 1911 года в Нарве, Эстония, по дате унаследовав психотип знака «Лев». Символический гороскоп, составленный на полдень указанной даты (истинный час рождения нам не известен), обнаруживает следующие положения: Солнце – 5 градусов Льва, момент рождения (АСЦ) – 25 градусов Весы, славу и репутацию - в 7 градусах Льва.
Картина, символизирующая Солнце рождения, каковой эту картину увидела ясновидящая, и истолковал психоаналитик такова ( 8): «Скалы, возвышающиеся над глубоким ущельем». Ключ к пониманию картины требует осмысления: «Структурирующая сила элементалий в длительном цикле планетарной эволюции». О чём идёт речь? Из пояснения Дэйна Радьяра можно понять, что картина представляет « медленную, но могущественную работу элементальных сил». Далее: «Символ указывает на потребность в рассмотрении того, что мы в состоянии сделать, в значительно более широкой перспективе, а так же на наше стремление продлить юность и нашу мужскую гордость достигнутым». Если указанное пояснение Радьяра «примерить » на личность П.Ф., то можно предположить, что мировоззренческая и духовная работа сознания автора «духовной биографии» Н.К. Рериха велась «медленно, но могущественно в рассмотрении сложнейших вопросов в самой широкой перспективе».
Обратимся к содержанию символической картины смысла рождения: « Вид осеннего листа вызывает в пилигриме неожиданное проникновение в тайну жизни и смерти». В этом тезисе нам указывается, что у П.Ф. изначально выражена «способность открывать в каждом опыте трансцендентное или космическое значение». Отсюда мы находим ответ на вопрос, «как именно» П.Ф. удалось, казалось бы, невозможное: создание духовной биографии Н.К. Рериха, которая оказалась незаконченной, хотя и писалась 20 лет… Помимо Н.К. Рериха, в книге представлены ступени духовного роста и членов семьи, в первую очередь Е.И. Рерих. Как именно «невозможное» может происходить в реальности поясняет Дэйн Радьяр: « Ум…видит всё « свежим глазом» и не только простые факты, но проникает через внешнее в великие ритмы универсальной жизни». П.Ф., указанным «проникновением» безусловно, обладал сполна. Психоаналитик считает, что в этом случае «новое состояние сознания уже является истинно духовным, это состояние ясновидения или «видения через ». Отсюда следует вывод, что П.Ф. духовную жизнь Н.К. Рериха видел ясно, что и позволило создать уникальный архив жизни и творчества художника. Из воспоминаний П.Ф.: «От ранних лет остались незабываемые впечатления: «Помню, как мы жили ещё в Нарве, на Сенной площади, мне тогда было всего около трёх лет… Нет, себя я не помню с этих пор, но окружающие меня люди и обстановка оставили в мозгу свои отпечатки, они для меня, как фотографии. Бог знает, что я тогда из себя представлял? Что я и сейчас-то из себя представляю – вопрос не выясненный…».
Вот мы и выясняем этот вопрос. Вышеприведённое признание, указывает на то, что у П.Ф. с раннего детства проявлялись необычные способности. Теперь коснёмся вопроса о славе и репутации П.Ф., каковые ныне являются общепризнанными и безупречными. Картина-символ открывается поистине грандиозная: «Созвездия ярко сияют на ночном небе». А это означает не что иное, как «силу фундаментальных духовных ценностей, относящихся к общечеловеческому в человеке и ко всем архетипам». Отсюда следует вывод, что от рождения в П.Ф. был сформирован источник общечеловеческих духовных ценностей . И на жизненном пути следовало обнаружить этот источник, осознать его присутствие и развить в дальнейшем. Что и произошло, когда П.Ф. обратился к общению с книгой. В этом смысле любопытен следующий факт биографии П.Ф. «Большое впечатление производила служба в церкви. В десятилетнем возрасте Павел прислуживал священнику и даже облачался в «стихарь».
Из комментария психоаналитика следует интересный вопрос: «Если человек проецирует основные черты своей природы на звёздной небо, то не столь же логично сказать, что Вселенная проецирует свои вечно развивающиеся паттерны порядка в человеческую природу?» В этом символе «почти неизменные сочетания звёзд противопоставлены постоянно меняющейся моде и социальным идеалам, следовательно, ключевое слово символа – постоянство».
«Его простота и скромность, его глубокая серьёзность…» из письма-отзыва Рудзитиса Н.К. Рериху. И ещё: «Он всегда деловой. Говорит сжато, сравнительно медленно». Таким образом, мы убеждаемся в том, что слава и репутация П.Ф. Беликова заключается в том, что в течение всей жизни автор духовной биографии Н.К. Рериха постоянно укреплял общечеловеческие ценности , основанные на силе фундаментальных духовных ценностей. Таким образом, личность П.Ф. Беликова основана трёх основных качествах: основательности, постоянстве и ясновидении.
Два Павла.
А теперь попытаемся ответить на вопрос: «Почему П.Ф. в интимной переписке неоднократно упоминает имя Иисуса Христа»? Неужели библейский персонаж для него «дело интимное»? Но вначале заметим следующее. Если проводить сравнительный анализ жизни и творчества Иисуса Христа и Николая Рериха, то можно обнаружить ряд удивительных «совпадений». Впрочем, это тема отдельной работы, которая не вписывается в рамки данного повествования. Возвращаясь к обозначенной теме, проведём сравнение двух персонажей: Апостола Павла и Павла Беликова. Как известно, Апостол Павел, не входивший в число 12-ти близких сотрудников Иисуса Христа , после предательства и смерти Иуды Искариота, приблизился Учителем и занял место изгнанного . Ровно то же случилось и с Павлом Беликовым. Не входя в близкий круг соратников Н.К. Рериха, после предательства Луисом Хоршем, летом 1936 года П.Ф. получает приветственное письмо из далёкой Индии от Н.К. Рериха, фактически означавшее его приближение к Учителю и введение в круг близких учеников. Познакомимся с тем, как обозначает «двух Павлов» современная энциклопедия.
Из Википедии. «Апо́стол Па́вел ( предп. 5/10, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия».
И ещё: «Апостол Павел, он же Савл (ивр. שאול, Шауль), призван после Воскресения Иисуса Христа, то есть он не входит в состав двенадцати учеников, призванных в период земной жизни Иисуса. Несмотря на это Павел является одним из самых почитаемых апостолов христианства, поскольку он и апостол Пётр (Симон) считаются первоверховными отцами Церкви. Апостол Павел сам себя называл «апостолом язычников» (Рим. 11:13)».
Следует заметить, что и Павел Беликов стоял особняком среди сотрудников Н.К. Рериха. И ныне, так же является одним из самым почитаемых его учеников.
Итак, в библейской истории место предателя Иуды Искариота занял Апостол Павел. В истории ХХ века место предателя Луиса Хорша , в 1936 году занял апостол Павел Фёдорович Беликов. Пережитый П.Ф. опыт драгоценного общения с письмом Н.К. Рериха , привёл к окончательному утверждению кармической задачи и прочным основанием для последующей апостольской деятельности. П.Ф. принимал самое активное участие в пропаганде идей и мыслей Учителя, распространении его книг, организации выставок картин, подготовке экспонатов и открытии музеев имени Учителя, проведении многочисленных конференций, ему посвящённых . Обратимся к энциклопедии Википедия.
Па́вел Фёдорович Бе́ликов (29 июля 1911, Нарва — 15 мая 1982, Таллин) — исследователь жизни и творчества семьи Н.К.Рериха, автор ряда публикаций по этой тематике, соавтор биографии Н. К. Рериха в серии «ЖЗЛ» (1972). Собирал архив о его творческой деятельности, составил библиографию литературного наследия.
Из писаний Апостола Павла и Павла Беликова.
«Помните, за три дня до того, как ему исполнилось двадцать пять лет, – я Вам читал из маленькой книжки (Листы Сада М. Озарение): «Взгляните на небо, как бы в первый раз». Так и требуется на себя и на всё окружающее как бы в первый раз взглянуть, позабыв все теории, все этикетки, пришпиленные услужливыми, но неумелыми руками к каждому предмету… В Агни Йоге я черпаю, главным образом, сведения для своего миросозерцания и должен сказать, что никакие философские и научные теории не могут столько дать, сколько даёт она, если к ней умело и с надлежащей подготовкой подойти…»
Из письма Галине Маховой 26 июля 1936 года.
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят» .
«К судьбам человеческим, особенно тем, в душах которых много созвучных и близких мне нот есть, я не могу относиться равнодушно. Да, я гораздо большее участие принимаю в жизни других людей, чем это со стороны кажется. Люблю я людей. Я хочу, чтобы хоть одна моя мысль, перепетая другим, пережила меня. Не ради меня самого, не ради “моего имени”, нет – ради той правды, которую в себе содержит эта мысль, и в которую я глубоко верю…».
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
«Я сам ещё маленький ученик в ней, мне бесконечно много надо учиться, так много, что я не постигну того, что мною намечено, за всю свою жизнь. Но это меня нисколько не запугивает и не отталкивает… «Кто знает, что лучше – обладание ли возможным или стремление к невозможному. Я выбрал последнее».
Из письма 20 января 1935 года.
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
… Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; (…) Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых».
«Нужно быть творцом жизни, а не арендатором готовых идей, убеждений и обычаев».
«Мысли о бессмертии – не успокоение… В этом бессмертии не вижу ни минуты покоя, оно мне представляется путём более трудным и ответственным, чем теперешнее моё существование… Человеку страшно очутиться перед лицом Беспредельности со своим жалким багажом знаний. Он чувствует, что Беспредельность раздавит его, а смелости победить эту Беспредельность не хватает. Ведь «не быть гораздо легче, чем быть»».
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
«Культура есть, прежде всего, утверждение смысла своего внутреннего бытия, – пишет Беликов. – Нужно сказать самому себе – я есть, я существую, я обладаю разумом и своё существование считаю разумным… Лишь тот, кто таким образом утвердил своё бытие, может называться человеком культурным, кто признал за собой ценность разумного существа, тот признаёт такую же ценность и во всём окружающем, ибо, найдя её в себе, нельзя её не заметит и в других, культура даёт смысл жизни, и удел культуры – осмысленное творчество…».
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы».
« Я хочу, чтобы хоть одна моя мысль, перепетая другим, пережила меня. Не ради меня самого, не ради “моего имени”, нет – ради той правды, которую в себе содержит эта мысль, и в которую я глубоко верю…» (3).
Литература.
1. П.Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2011.
2. З.Г. Фосдик «Мои учителя», Москва, «Сфера», 2002
3. А. Н. Анненко «Молодые годы классика рериховедения. (фрагменты из книги «Рериховские университеты»). Журнал «Грани эпохи», № 58, 2014.
4. «Странник Державы Рериха», Абакан, ХКИ, 2011, с.157-166
5 . Письмо П.Ф. Беликова Г.Ф. Лукину от 3 апреля 1973 года. Сб. «Непрерывное восхождение» Т.2, ч.1, М., МЦР, 003 с.304
6. Журнал «Чудеса и приключения». № 6-2012 «Дюжина, как знак России».
7. Шапошникова Л.В. «От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха». - М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998.
8. Дейн Радьяр «Астрологическая мандала», Москва, Сампо, 2006.
Похожие статьи:
01.09.2014 15:46
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".