В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



П.Ф. Беликов. Утро рериховедения. А.Н. Анненко


Тридцать лет назад — 15 мая 1982 года — ушел в иные сферы Бытия Павел Фёдорович Беликов, человек, представляющий Павел Фёдорович Беликовсобой ярчайший пример служения высшим идеалам, соединяя повседневность и Надземное. С точки зрения самосовершенствования, достижения результата, а не достижения внешнего успеха, Павел Фёдорович остаётся непревзойдённым образцом подлинного, а не «трибунного» деятеля, строившего свою жизнь, ориентируясь на самые высочайшие нравственные и творческие планки.

 

29 июля (16 июля) 1911 года в Нарве, славном древнем городе западной части Российской империи, в семье Фёдора Александровича и Марии Матвеевны Беликовых родился сын Павел.

 

В 1972 году, вместе с искусствоведом В. П. Князевой, пенсионер П. Ф. Беликов выпускает книгу «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Ещё при жизни она выходит в переводе на несколько языков. Участвует в изданиях книг о жизни и творчестве Н. К. Рериха, в конференциях «Рериховские чтения», выступает с лекциями и публикует статьи о Рериховском наследии.

 

Умер в Таллинне 15 мая 1982 года.

 

Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище, где на могиле установлен надгробный памятник с изображением знака Знамени Мира и надписью «Pax Kultura».

 

Внешняя канва его жизни ничем не напоминает жизнь мыслителя и подвижника культуры. Это жизнь рядового человека, волей внешних обстоятельств начавшего жизнь в императорской России, учившегося в пролетарском Ленинграде, начавшего трудовую деятельность в Эстонии свободного предпринимательства и ушедшего в мир иной пенсионером при советской власти. Государства, гражданином которых он был, имели совершенно определённые политические, административные и географические основы и координаты. Но дух и мысль его всегда были устремлены поверх границ, установленных людьми.

 

Если мы посмотрим с этой точки зрения на жизненный путь Павла Фёдоровича Беликова, то мы увидим, что он подтверждает житейскую мудрость – «не место красит человека, а человек – место». При этом корифей рериховедения отчётливо сознавал ложность любых претензий на собственную исключительность: «Поток Света столь обширен и могуч, – писал он, – что нет на Земле Фокуса, способного вобрать все знания и через свое преломление передать их остальным. Поэтому для меня не правы только те, кто претендует на подобную роль или считает обязательным для всех толкование одного»

 

П. Ф. как мыслящий человек и строитель своей жизни, состоялся бы, если он, например, стал исследователем творчества Иммануила Канта. Это видно по сохранившемуся тексту доклада о немецком философе, по письмам к будущей жене. «Филео» плюс «софия» – любовь к мудрости – была яркой отличительной чертой Павла Беликова с молодых лет. В отличие от литературного героя из произведения А. П. Чехова, носившего ту же фамилию, и ставшего олицетворением «человека в футляре» повседневности Павел Беликов открыл для себя космическое мировосприятие жизни. Трагедия героя Чехова – в отсутствии Большой Идеи жизни. У реального Беликова, почти в таких же жизненных обстоятельствах, Большая Идея жизни была. Он встретился с Державой Рериха уже в юности, когда формировалось его мировоззрение. Воодушевление фигурой Н. К. Рериха стало определяющим для разнообразной творческой работы П. Ф. Беликова – философа, учёного и общественного деятеля. Кармические накопления его были велики и характеристика дарований и связанных с этим достижений, выходит далеко за рамки определения – «классик рериховедения».

 

По мнению Л. В. Шапошниковой, Генерального директора Музея имени Н. К. Рериха, П. Ф. Беликов «стоял у истоков серьезного научного рериховедения… Не имея никакого специального образования, он был первым, сумевшим открыть нам подлинного Рериха во многих аспектах его деятельности…»[1].

 

Сам П. Ф. Беликов писал в 1968 году: «Первым опытом научного обобщения творчества и деятельности Рериха следует считать монографию о художнике кандидата искусствоведения В. П. Князевой [2]. В. П. Князева проделала большую работу по сбору и научной обработке материалов о Рерихе, логически объединила русский и зарубежный периоды жизни и творчества художника и указала направление для дальнейших исследований»[3].

 

Есть ли противоречие между двумя этими мнениями? Отдавая должное научной этике П. Ф. Беликова, нужно все-таки обратить внимание на особый – искусствоведческий – ракурс работ В. П. Князевой.

 

П. Ф. Беликов, начав с изучения христианской теологии, трудов Канта, Гегеля, Маркса, русских философов, приходит к сокровищам восточной философии. В возрасте двадцати трёх лет начинает постижение книг Живой Этики, которые имели решающее значение для формирования его мировосприятия. «Эти книги, – по его собственному выражению, - меня буквально духовно перевернули»[4]. Его сохранившийся «Доклад после прочтения книги «Л. С. М.»[5] – яркое свидетельство глубокого понимания оригинальности Живой Этики и жизненная программа.

 

Его мысли были замечены на далёких горных вершинах. Он получил письмо из Индии от глубоко почитаемого им художника и мыслителя – Николая Рериха. Переписка с ним вдохновила молодого человека на всю последующую жизнь. Позднее он написал фундаментальные работы «Основные проблемы восточной философии и диалектический материализм (Опыт сравнительного изучения)», «Рерих – мыслитель»…

 

Он был «любомудром», любителем мудрости, философом в древнем значении этого слова. Это помогло ему стать первым исследователем Рериховского наследия, который ввёл его в сферу комплексного – не только искусствоведческого – научного изучения. Его статья «Рерих и Горький», составленная им «Библиография произведений Н. К. Рериха», опубликованные в «Ученых записках Тартуского университета», статья «Николай Рерих и Индия» в сборнике «Страны и народы Востока» Академии наук СССР открыли путь к грамотному научному познанию Державы Рериха.

 

Павел  Федоровтч  и Галина Вастльевна Беликовы в Иволгинском  ДацанеПавел Федорович и Галина Васильевна Беликовы в Иволгинском Дацане.

 

Вышедшая в 1972 году в серии «Жизнь замечательных людей» книга «Рерих», написанная в соавторстве с В. П. Князевой, несмотря на популярный характер, написана в строгом соответствии с научными критериями. Она открыла читательской аудитории многогранный мир исканий и достижений великого мыслителя и гуманиста. Её появление стало поистине светлым лучом, прорывом к признанию великого подвижника на его Родине.

 

Конечно, я считаю эту книгу, – писал Павел Федорович С. Н. Рериху, – лишь слабым отзвуком тех чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания. Остаётся только надеяться, что это первая более-менее подробная и систематизированная биография Н. К., в которой как-то раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований…»[6].

 

Его доклады на конференциях и статьи в научных сборниках, кроме того, что были безукоризненны с фактической стороны, известной в то время, открывали новые горизонты исследовательского поиска.

 

Книга, которую писал Беликов-учёный в последние годы жизни – «Рерих. Опыт духовной биографии» – положила начало уникальному направлению в рериховедении. Несмотря на то, что она осталась недописанной, книга представляет из себя законченный образец, завершённый опыт исследовательской работы. Рериховедение в исполнении П. Ф. Беликова становится большим, чем научный метод – это метод духовного самосовершенствования человека на примере жизненного подвига Н. К. Рериха и его семьи.

 

Был ли Павел Федорович Беликов – гением? Я как-то написал, что если в двух словах отметить одну из его характерных черт, то это будет звучать так – гений общения. Это действительно так. И это уже не мало. Однако, все-таки слишком мелко для такого высокого понятия. Ведь  в распространенном представлении гении – это вершины, возвышающиеся над равниной, сверхлюди,  среди массы не хватающих звезд с неба обывателей. Думаю, Павел Федорович первым резко запротестовал бы, если бы кто-то заговорил с ним о его гениальности.

 

И в самом деле, скажет кто-нибудь, это вы хватили, всю жизнь проработал человек бухгалтером, а вы о таких высоких понятиях. И еще высказывание великого Лермонтова приведет: «Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара».

 

Но вот Лев Лосев, размышляет над судьбой русского писателя Сергея Довлатова: «У Довлатова была гениальность, если использовать это слово не в дурацком смысле литературной табели о рангах, а в прямом значении, – способность к творчеству не благоприобретенная, а врожденная, закодированная в генах».

 

Если посмотрим на жизнь Беликова в таком значении, то мы обнаружим прямое подтверждение его гениальности. Тем более, если вспомним, что слово «гений» появилось в русском языке в Петровскую эпоху из немецкого языка, в котором Genius – «дух, гений» (от лат. gigno «рождаю»).

 

Кстати, по выражению того же Сергея Довлатова: «гений – это бессмертный вариант простого человека». Как будто о Беликове! Есть и такое определение Г. Джебрана: «Гений – песнь малиновки в начале запоздалой весны». Здесь прямо об искателе, открывшем для будущих поколений неизведанный материк, «Державу Рериха». А уж как осваивается этот материк, какие выбираются пути  – это зависит от свободной воли человека и поколения.

 

Если хотя и трудно, но возможно (хотя бы с помощью библиографического изучения) оценить значение научной и литературной деятельности П. Ф. Беликова, то вряд ли даже со временем мы сможем оценить масштаб его общественной деятельности.

 

В советское время, особенно в последнее десятилетие его жизни, не было в СССР другого человека, который был так связан видимыми и невидимыми нитями с рериховским сообществом своего времени. Не ошибусь, если скажу, что само возникновение такого сообщества началось и ярко проявилось в деятельности Павла Фёдоровича Беликова. Он в контакте с С. Н. Рерихом осуществлял координацию общих усилий по продвижению рериховских идей в самых различных сферах жизни общества. В Козе-Ууэмыйза существовал и действовал неформальный «Всесоюзный Рериховский центр». «Первыми нашими публикациями о Рерихах все мы были обязаны ему. Его большой, тщательно подобранный и прекрасно систематизированный архив был для меня, – отмечает Л. В. Шапошникова, –  надежным источником тех знаний о Рерихах, в которых я в то время нуждалась…»[7].

 

Принципиальное отличие центра в Козе-Ууэмыйза от ныне действующих рериховских центров – в следовании канону «Господом Твоим», в ориентации на удовлетворение потребностей обращающихся, а не в сосредоточении на решении собственных планов и задач. Этот неформальный центр не нуждался в каких-то письменных признаниях его полномочий. Мощная незримая сеть духовного влияния мудреца из Козе-Ууэмыйза, покрывшая всю страну, непрерывно совершенствовалась и увеличивалась благодаря добровольному и взаимному притяжению отдельных «ячеек». Все самые заметные общественные мероприятия, связанные с именем Рерихов при жизни П. Ф. Беликова, не только проходили с его участием, но во многом были обязаны ему своим успешным проведением. Его переписка свидетельствует о нём, как о человеке, который не только был прекрасным знатоком трудов Рерихов и Учения Живой Этики, но и применял их принципиальные положения в реальной жизни.

 

Однажды я ему написал: «В книге Г. Гессе «Игра в бисер» (пер с нем.), которую я очень ценю, потому что в ней выведен образ подвижника, в чём-то близкого Н. К., есть такие строки: «Истина существует, мой дорогой. Но «учения», которого жаждешь ты, абсолютного, совершенного, единственного, умудряющего учения не существует. Да и не следует тебе мечтать о совершенном учении, друг мой, стремись к совершенствованию самого себя. Божественное в тебе, а не в понятиях и книгах. Истина должна быть пережита, а не преподана. Готовься к битвам…» (Г. Гессе. Игра в бисер. М., «Худ. лит.», 1969, с. 100). Мне очень нужно, чтобы Вы это прокомментировали, так как эта цитата ставит меня в какого-то рода противоречие…»

 

Ответ: «Высказывание Г. Гессе не противоречит Основам Ж[ивой] Э[тики]. Абсолютная Истина, безусловно, ни в одном «учении» не может быть раскрыта и не может быть вмещена человеческим сознанием. Ведь в данном случае отрицается «абсолютное, единственное, совершенное и умудряющее учение». Ведь такое «учение» закрыло бы путь в Беспредельность. Те зерна Истины, которые содержатся в той или иной степени во многих Учениях и которыми, с учетом нашей эпохи, насыщены книги Ж[ивой] Э[тики], дают реальные ростки Истины только в том случае, если мы взрастим их на своем поле деятельности. Каждое Учение, содержащее в себе зерна Истины, – есть руководство к жизни, а следовательно, и к самоусовершенствованию. Пройдя один этап самоусовершенствования, мы подходим к новым, более углубленным Учениям. И все они будут «относительными» к понятию «Абсолютная Истина» и необходимыми, даже абсолютно необходимыми для нашей духовной эволюции. Ведь и само высказывание: «Истина должна быть пережита, а не преподана» – является тоже своего рода «учением» и тоже не «совершенным и единственным». В данном случае «форсируется» один из обязательных аспектов познания Истины. Многие ищут и жаждут открыть Ее в книгах, а, между тем, Истина – это нечто Беспредельное, реализуемое в Жизни. И Учение Ж[ивой] Э[тики] – является Руководством к такой реализации, а не «вместилищем Истины». Вместить Ее ни одна книга не может…»[8].

 

В заключение хочется привести два неопубликованных письма из переписки П. Ф. Беликова.

 

После выхода в свет книги «Рерих» в ЖЗЛ один из экземпляров он отправил в Вену (Австрия), где жила одна из участниц кружка по изучению Агни-Йоги, который он вел в конце тридцатых годов в Таллине. В него входили Павел и Галина Беликовы, Владимир Пейль, Аркадий Абрамов, Юлия Иванова. Наверное, были и другие. Сейчас опубликован, сделанный П. Ф. в этом кружке «Доклад после прочтения книги «Листы Сада Мории».

 

И вот в конце 1973 года он получает письмо от бывшей участницы кружка Юлии Ивановой: «г. Вена. 14 ноября 1973 г.

Милый Павлик!

Или должна называть Тебя Павел Федорович? Ведь стал Ты теперь известным человеком. Рада за Тебя. От души поздравляю и желаю в дальнейшем много успеха и осуществления всего, что задумано Тобой.

Просто не могу сказать, какую радость Ты доставил мне своим подарком. Не только потому, что это была первая весточка после 35-ти долгих лет, но и потому, что пришел он как раз вовремя. Дело в том, что последнее время меня сильно стали мучить страхи, тоска и уныние. Казалось будто болото засасывает и миазмы не дают дышать. И вдруг пришла Твоя чудесная книга (П. Беликов, В. Князева «Рерих» – А. А.). Я не умею выразить словами, как я счастлива и благодарна. Но Ты сам поймешь, что в таком душевном состоянии это явилось для меня большой помощью, как луч во тьме. И самое интересное то, что незадолго до получения Твоей посылки как-то вдруг пришли мысли о Р[ерихе], и о наших встречах и беседах. Хотя, к стыду должна признаться, что давно об этом не думала и даже почти забыла. Ах, как хорошо было бы встретиться и побеседовать, а то ведь писать все, что хотелось бы сказать, не знаю, могу ли. Чудесное это было время молодости, полное надежд и порывов. Что-то стало со всеми милыми друзьями? Пришло на ум стихотворение, единственное из моих стихов, которое ещё помню, т. к. все затерялись и больше не пишу:

 

Жизнь – далекая дорога,
Люди – странники на ней,
Мысли – кладь сумы убогой,
Версты – смена кратких дней.

Ходят люди одиноко,
Обгоняют, отстают.
Звезды на небе высоко
Озаряют дальний путь.

Но не всем хватает света:
Рассыпают тень кусты
и пугают неприветно
придорожные кресты.

Много слез и песен много
Много пыли и камней,
Жизнь – далекая дорога,
Люди – странники на ней.
Этому стиху, пожалуй, 40 лет. А куда годы

 

Милый Павлик! Если Тебе не трудно и Ты сможешь уделить немного времени, то, пожалуйста, напиши о себе. Я забыла как зовут Твою жену, есть ли у Вас дети и вообще хотелось бы побольше узнать о Вашей жизни…

(Далее рассказывает о себе и семье).

Карлуша просит передать большой привет и также от души рад за Тебя. Кланяйся Твоей милой жене и будь здоров. С сердечным приветом.

Юля»

19 декабря 1973 г.

* * *

 

Дорогая Юля, очень рады были получить от Тебя весточку. Бывая в Таллине, проходим иногда по знакомым по молодым годам местам и вспоминаем прошлое. В этом прошлом всегда вспоминаем и Тебя. Старых знакомых я как-то растерял. Надо сказать, что не особенно я город люблю и поэтому в Таллине бываем не так уж часто.

Живем мы, правда, близко от Таллина – час езды на автобусе. Место красивое. Бывшая мыйза барона Юкскуля. Пирита протекает, кругом лес, парк баронский с прудиком и даже фонтаном. Местечко теперь уж разрослось, дома городского типа. Нам повезло, как старожилам. Живем хоть тоже в вполне городском доме с ванной, газом, водопроводом и т. д., но дом наш небольшой, только на четыре квартиры, а кругом домика разбит садик с деревьями, клумбами, кустиками. Вокруг живая изгородь из сирени, Галя очень любит заниматься цветами. Я же, грешным делом, больше за письменным столом время провожу.

Павел Фёдорович  в своем садике в Козе-Ууэмыйза У нас уже взрослые дочь (Лена) и сын (Кирилл). У дочери внук Вова, а у сына наша внучка Галя. Ей скоро шесть будет, а внук уже ходит в школу, ему скоро одиннадцать. По праздникам и воскресеньям ребята наезжают к нам, а внука с внучкой иногда «подбрасывают» и на долгое время, особенно летом. Скучать в деревне не приходится. Книги, телевизор, большая фонотека, а у Гали еще и пианино. Кроме того, летом сад с огородиком, да еще неизбежные заботы по хозяйству. Оба мы на пенсии, но работы у меня от этого не сбавляется. О её характере Тебе уже известно из тех вырезок, которые послал Тебе с книгой.

Раз в году мы обычно совершаем с Галей длительные путешествия – на Кавказ, в Крым, по Волге, на Урал и т. д. В этом году побывали как раз в Уральских горах, а оттуда спустились на теплоходе по рекам Белой, Каме и Волге до Москвы. Очень красивые места. Жаль с собой фотоаппарата не взяли. Не захотелось таскать. А вот в прошлом году я с Леной и Кириллом ездил по Волге и на Черноморское побережье. Тогда Кирилл снимал. Я послал Тебе несколько карточек и еще прилагаю, чтобы было представление о том, что годы нас не красят, а дети и внуки далеко не в точности повторяют. Впрочем, характер у меня такой, что вспоминать о прошлом я вспоминаю, но тосковать не умею. Всегда больше думаешь е чем-то, что еще впереди и забываешь, что если считать на годы, то этого «впереди» не так то уж много остается.

Конечно, большое удовлетворение приносит мне творческая работа. Через нее знакомства с интересными людьми, сотрудничество с искусствоведами, востоковедами, художниками, писателями. Обширная переписка (отвык уже от руки писать и на машинке сейчас стукаю не «из важности», а уже по необходимости. От руки долго и зело неразборчиво). По делам приходится выезжать в Москву, Ленинград и другие города, а порой и выступать. Нашел среди фотографий один старый билет-программу. Посылаю для наглядности, а не для «известности». Абсолютно её не ощущаю, живу тихо и мирно, а мечтаю жить еще тише. В 1974 году – Столетие со дня рождения Н. Рериха. Подготовка к его проведению задала мне темпы слишком сильные. Подготовил ряд статей, много работы было со сборником литературных произведений Н. Р[ериха], который выходит под эгидой Института Академии художеств. Намечается в Москве научная сессия. Только что уехали от меня московские сценаристы. Я консультирую полнометражный документальный фильм о Рерихе. Не остается времени, чтобы сосредоточенно поработать над сугубо «своей» темой.

Безусловно, как уже сказал, вся эта работа и обеспеченная в материальном отношении жизнь создали определенную «твердую почву» под ногами, но, слава Богу, не дают того, что называется «полным удовлетворением» или, вернее, полным успокоением. Всё кажется, что сделано мало и не так хорошо, как нужно и можно было бы. На душе всегда что-то «скребёт» и, пожалуй, этот «скребет» следует только благословлять.

Да, в последний наезд в Таллин пару недель тому назад был у Лёши Севостьянова. Просил Тебе кланяться. Он на пенсии, живёт в полном самоуспокоении, но такому покою я не завидую и никому его не желаю. Из старых знакомых встречался с Ксаной Хлебниковой (помнишь ли её?), с Валей Липп (от неё адрес Твой узнал), с Романом Матсовым (он теперь заслуженный дирижер ЭССР). Многих из нашего поколения уже нет (милого поэта Тагго-Новосадова, Пейля, да всех и не упомнишь сразу). Война – не шутка. Всё перемешала и многих смела с этого земного плана. И если есть чему удивляться,, так, пожалуй, тому, что живы остались.

Мы с Галей, вспоминая ушедшие годы, часто вспоминали Тебя и думали, как Твоя и Карлуши судьба сложилась. Как-то, через несколько лет после окончания войны, мы разыскали Твою маму, были у неё, побеседовали. Потом я из Таллина уехал, бывал в городе редко, а потом уже на Александро-Невском кладбище, где похоронен мой отец, обнаружил и её могилу на Вашем прежнем участке. Где-то нам придется лежать? Но это уже не столь важно. Главное: «Пройти жизнь, как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно» (это из Книги, которую когда-то мы читали вместе с друзьями).

Шлём, дорогая Юля, Тебе и Карлуше свои лучшие пожелания.

Всего самого, самого светлого

П. Беликов»[9].

 

Думаю, это письмо ярко показывает на чем основывалось влияние П. Ф. Беликова на окружающих: на мудрости, знании, доброжелательном участии в духовных поисках многих людей, от академиков и знаменитых писателей до студентов вузов, и проходило поверх административных барьеров или должностей. Принципы П. Ф. Беликова – добротворчество, соизмеримость, приоритет культуры и этики, разумная терпимость к иному мнению – крайне важны для духовного пространства современной России.

 

П.Ф.  и Г.В. Беликовы похоронены на таллиннском Александро-Невском кладбище, где на могиле установлен надгробный памятник с изображением знака Знамени Мира и надписью «Pax Kultura».

 

 

Литература

1. Людмила Шапошникова. Хранитель / Непрерывное восхождение // Сб. к 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова (1911—1982). Том I. М., 2001. С. 49.
2. Князева В. П. Н. Рерих. Л.-М.: «Искусство», 1963.
3. Беликов П. Ф. Рерих и Горький // Горьковский сборник. Учёные записки Тартуского государственного университета. Труды по русской и славянской филологии, XIII, Тарту, 1968. С. 251.
4. Запись беседы с П. Ф. Беликовым. Новосибирск. 12 июня 1975 г. Архив автора.
5. См.: Беликов П. Доклад после прочтения книги «Л. С. М.» // Странник Державы Рериха. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. С. 10-13.
6. Непрерывное восхождение // Сб. к 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова (1911—1982). Том II, часть 1. М., 2003. С. 238.
7. Людмила Шапошникова. Хранитель / Непрерывное восхождение // Сб. к 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова (1911—1982). Том I. М., 2001. С. 49.
8. Непрерывное восхождение // Сб. к 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова (1911—1982). Том II, часть 1. М., 2003. С. 439-440.
9. Архив П. Ф. Беликова (Таллин. Эстония).

В основу статьи положен доклад, сделанный на Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие» «Рерихи. Их предшественники, сотрудники, последователи». Санкт-Петербург. Эрмитаж. 10 октября 2011 года.
г. Абакан

13.05.2012 11:18АВТОР: А.Н. Анненко | ПРОСМОТРОВ: 1594




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Подвижники РД »