В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Азбука духовного просвещения. Часть 1. Андрей Троицин


Функционально-структурная архитектоника психики человека

 

С.Н. Рерих: Возлюби ближнего своего (Господом твоим). 1967 г.

 

 

«Нужно обновление всего подхода к Сокровенному Знанию... Обычные лекции и собрания членов не нужны. Истинно, время таких лекций и сборищ прошло, нужен строго научный подход к проблемам духовным и научно поставленные опыты под руководством необходимых специалистов и опытных наставников духовного делания и воспитания и развития внутреннего человека... Об этом я и мечтаю и надеюсь, что до моего ухода мне удастся заложить основание такому Институту изучения Скрытых Сил и Свойств Человека, и не в узких рамках уже существующих исследований и допущений, но во всей широте Восточного Знания и применения именно восточных методов в их западном пояснении и западной терминологии.»

(Е.И.Рерих. 12 января 1949 года, письма А.М.Асееву, т.1).

 

"Люди настолько сузили свой мыслительный аппарат, что великая наука психология, вместо полетов в миры дальние, в миры надземные, оказалась ограниченной половой основой (Фрейдизм)".

Рерих Е.И., Письма.т.VIII, 21-23 ноября 1948 г. Е.И.Рерих – И.Э.Муромцеву).

 

 

 

1. Психо-функциональное естество совести человека и  многоступенчатая ("лестничная") функциональная архитектоника психической натуры человека.

 

Современное научное естествознание определяет психо-функциональную природу совести человека как условно-рефлекторную составляющую его психической натуры, формирующейся и закрепляющейся в его подсознании в процессе этического воспитания и самовоспитания. То есть, якобы, совесть человека является не врожденной, а приобретаемой уже в процессе жизни условно-рефлекторной психической структурой - своеобразной искусственной надстройкой над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований и запретов. Это усвоенные индивидом морально-нравственные, религиозные, правовые нормы и правила, которые устанавливаются в обществе и транслируются от него к индивиду, т.е., закрепляются в его психических структурах. Подобные представления о психо-функциональной природе человеческой совести укоренились в европейской и, в целом, в западной академической научной психологии, главным образом, под влиянием известных психоаналитических представлений исследователя психиатра Зигмунда Фрейда, изложенных и обоснованных в его широко известном психоаналитическом учении. Подобная трактовка природы совести вполне пришлась по душе и нашей советской академической психологической науке, объявившей духовно-религиозные представления о совести человека "мракобесием и опиумом для народа", не имеющими ничего общего с ее научно доказанной, истинной природой.

 

Такое поверхностно-самоуверенное, но глубоко невежественное понимание естества совести человека, а также сути духовно-религиозных учений, в сущности, и способствовало уподоблению современной психологической науки тому самому "слепому поводырю" из известной евангельской притчи: "...если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму". (Евангелие от Матфея 15:14).

 

И действительно, человечество, ведомое невежественными психологическими «научными» догмами, стремительно скатывается на наших глазах в глубокую яму духовного растления и деградации. Невежественные ложные представления о сути совести человека напрочь заблокировали все возможные пути дальнейшего поступательного его духовного роста в целом. И представляется совершенно очевидным спасением - постижение самим человеком истинной природы своей совести, способное помочь ему преодолеть гибельные тенёта заблуждений и узреть пути дальнейшего последовательного духовного развития и роста.

 

Совесть человека отнюдь не является некоей условно-рефлекторной составляющей его духовной натуры, формирующейся и закрепляющейся в его подсознании в процессе его этического воспитания и самовоспитания, как это полагает современная академия психология. В действительности совесть человека является врожденной высшей базисной сверхсознательной составляющей его психо-духовного естества. Т.е., феномен совести являет собой проявление врожденно заданных высших, сверхсознательных потенций психической натуры человека, как правило, слабо проявленных и "дремлющих" в нем вследствие беспрецедентной подавленности и слабого проявления в нем психо-функционального ресурса его совести. А этическое воспитание как раз и способствует культивации, усилению и проявлению в человеке этих врожденных высших духовных потенциалов.

 

Именно эти представления и знания о психо-духовном естестве человека, открывшиеся благодаря Великим Пророкам (основателям мировых духовно-религиозных учений), были донесены до сознания широких масс людей через их труды. И базисную основу всех, без исключения, оставленных ими духовных учений, составляют психо-тренинговые практики обуздания человеком в себе сравнительно низменных животных проявлений духовной натуры и культивацию высших сверхсознательных, истинно человеческих духовных возможностей, заключенных в естестве его обычно подавленной и слабо проявленной совести. Т.е., получается, что Пророки и завещанные ими человечеству духовные учения заключают и несут в себе свет и сияние истины, а современная научная психология в ее сегодняшнем виде, наоборот, выявилась как "мракобесие и опиум для народа".

 

Что же из себя представляют заключенные в естестве совести человека высшие сверхсознательные потенции его духовной натуры?

 

В системе тысячелетних эзотерических знаний о человеке существует понятие "духовное пробуждение человека", смысл которого заключается в том, что в процессе поступательной духовной эволюции человек достигает такого этапа в своем духовном становлении, когда светлая, совестливая сторона его духовной натуры начинает играть доминирующую, глобально главенствующую роль в формировании его повседневной жизнедеятельности.

 

И в процессе стабильного пребывания в состоянии полновластного доминирования в его внутреннем духовном мире психического ресурса его совести он начинает пробуждать в себе до того "дремавшие" в сокровенных глубинах его сознания необычайно совершенные качества своего естества – просветление, утончение и возвышение, эмоционально-эстетические, совершенные ментальные (супраментальные) проявления, превосходящие по своему потенциалу наш обычный умственный рассудок - способности ясновидения, яснослышания, телепатического контактирования, обусловленные высокочастотными, высокопотенциальными, т.е., огненными психическими энергиями. Эти преображения приводят его в состояние сверх воодушевления, сверх заряженности жизненной энергией, переизбытка сил и наполняют его внутренний мир ясно осязаемой, ярко-радужной (с преобладанием серебристо-золотистых оттенков) феерией духовного света, сопряженного с таинством его душевного, эмоционально-эстетического и ментального просветления.

 

Духовно пробуждающийся человек уже на примере собственного духовного опыта начинает открывать и понимать то, что его совесть отнюдь не является некоей условно-рефлекторной составляющей духовного естества, формирующейся и закрепляющейся в его подсознании в процессе этического самовоспитания, а является высшей, врожденно предназначенной, сверх сознательной составляющей духовной натуры человека, заключающей и несущей в себе поистине "божественные" по своему совершенству, обширные и многогранные сверх сознательные психические потенции, которые вследствие подавленности и слабо проявленного в человеке психо-функционального ресурса его совести так и остаются латентными из-за низко-духовного состояния его сознания.

 

И именно культивацию человеком в себе этих высших, истинно божественных человеческих потенциалов, внутреннее преображение и одухотворение предлагают все без исключения мировые духовно-религиозные Учения, такие как - Индуизм, Буддизм, Зороастризм, Иудаизм, Христианство, Ислам и т.д., а также духовно-просветительские Учения Жизни, как Теософия и Агни Йога (Живая Этика).

 

При пробуждении в человеке высших сверх сознательных проявлений он начинает испытывать в себе необычайно совершенные и возвышенные психо-функциональные и энергетические проявления, постепенно преображающие (трансмутирующие) его духовную, телесно-биологическую и энергетическую природу. Именно такое понимание сути духовного становления человека и дает нам ключ к осознанию основополагающего христианского тезиса о "крещении человека огнем и Святым Духом, и последующим его преображением в теле и духе истинном". И упоминание о духовном "огне" здесь отнюдь не случайно.

 

С пробуждением и проявлением в человеке высших сверх сознательных потенций его духа в его психические и биологическое структуры начинают поступать несравнимо более высоко-частотные и высоко-потенциальные, поистине "огненные" энергии, от соприкосновения с которыми его биологическое тело начинает испытывать сильное жжение и энергетические расстройства (так называемые "огненные боли и болезни"). И наступает необходимость огненной трансмутации и приспособления его биотела к новым высшим преобразованиям. Следует отметить, что нимб золотисто-огненного свечения вокруг ликов христианских святых, изображенных на иконах и фресках, есть не что иное, как живописное отражение факта проявления и реализации в них этих высших "огненных" психических энергий.

 

Следовательно, человек, культивируя и пробуждая в себе высшие сверх сознательные потенции своего духа, "дремлющие" в сокровенных психических глубинах его подавленной и слабо проявленной совести, пробуждает и реализует "Истинного Человека, несущего в себе Образ и Подобие Божие".

 

И наоборот, с угасанием психо-функционального ресурса его совести человек духовно деградирует до состояния животного проявления. Оставаться ли животным, или же реализовать в себе Образ и Подобие Божие - каждый человек волен решать за себя сам. Здесь не может не вызывать недоумения и удивления тот факт, что в то время, как в системе тысячелетних эзотерических знаний имеется подробное детальное описание всех этих духовных процессов в человеке, современное научное человековедение относительно всего этого, увы, все еще пребывает в состоянии поразительного невежества. Тогда, как очевидно, что разрушительную, деструктивную тьму духовного невежества, все более сгущающуюся и усиливающуюся в массовом сознании современного человечества, способствующую его феноменальной духовной деградации, возможно победить лишь светом массового духовного просвещения и донесения до сознания людей достоверных духовных знаний.

 

Психической натуре человека присуща врожденная многоуровневая (многоступенчатая, "лестничная") функциональная архитектоника, на нижних ступенях включающая сравнительно низменные, низко-частотные животные (инстинктивные) уровни, а на высших - достигающая сверх сознательных богочеловеческих уровней.

 

По этим внутренним врожденным психо-функциональным ступеням человек может восходить (эволюционировать) до богочеловеческих уровней духовной организованности, активируя и реализуя в себе все более возвышенные и совершенные сверхсознательные духовные потенциалы, заключенные в психо-функциональном естестве его обычно подавленной и слабо проявленной совести, или же напротив, - нисходить и деградировать (инволюционировать) до первобытных животных уровней, усиливая и делая доминантными в себе врожденные эго-ориентированные животные инстинкты.

 

И, как ни удивительно, на текущем историческом этапе люди в невежестве своем, в подавляющей своей массе предпочитают как раз таки инволюционировать, игнорируя и подавляя в себе свою совесть, культивируя и взращивая в своей душе первобытные животные инстинкты. И как это ни печально, подобную массовую деструктивную духовную метаморфозу людей в современном обществе следует принять как факт, ибо каждый человек волен решать за себя сам - восходить ему в духовном плане или же нисходить и деградировать до животного уровня. К праву свободы воли и выбора каждого человека следует относиться с пониманием. Однако восхищает и вызывает уважение свобода выбора тех современных людей, которые категорически не приемлют подобную духовную инволюцию, для которых смысл слова "совесть" в их повседневной жизни все еще не теряет своей актуальности. Именно о таких было сказано давно: "они унаследуют Землю" (Мф 5:5) и "нарекутся сынами Божьими" (Мф 5:9).

 

 

2. О духовном падении (деградации) и духовном восхождении (просветлении) человека.



В плане функциональной организации психика человека включает в себя следующие основные функционально-структурные составляющие.


1) Подсознание: врожденные био-физиологические животные инстинкты и индуцируемые ими эмоции и мысли.


2) Сознательное: наше обычное сознание (самосознание, душа) и индуцируемые им эмоции и мысли.


3) Сверхсознательное: обычно слабо проявленные в нас врожденные высшие "истинно человеческие" потенции нашей внутренней духовной натуры, воспринимаемые нашим сознанием в форме интуитивных порывов-побуждений голоса нашей совести.


В повседневной жизни наше сознание (самосознание, душа) испытывает на себе непрестанное волевое воздействие двух противоборствующих сторон нашего врожденного духовного естества: эго-ориентированной, сравнительно низменной и низко-одухотворенной животно-инстинктивной составляющей и альтруистически-ориентированной, несравнимо более возвышенной и высоко-одухотворенной, сверхсознательной совестливой составляющей. И когда наше самосознание начинает в большей мере поддаваться волевым воздействиям более низменной животно-инстинктивной стороны в нас, соответственно, начинает усиливаться низменная составляющая нашей духовной натуры при одновременном ослаблении и угасании более возвышенной совестливой составляющей. В результате мы начинаем деградировать до своего первобытного, более грубого животного состояния при угасании в нас более возвышенной, альтруистически ориентированной истинной человечности - искренности и доброты, сердечной теплоты и душевного света, способности сострадать, сопереживать и чувствовать чужую боль. Вот в этом-то и заключается смысл понятия "духовного падения" (или же "духовного нисхождения", "духовной деградации") человека. Когда же наше самосознание, напротив, в большей мере начинает следовать волевым побуждениям нашей совести, то, соответственно, в нас начинает усиливаться более возвышенная, истинно человеческая совестливая составляющая нашей внутренней духовной натуры при ослаблении и угасании в нас сравнительно низменной животной составляющей. Вот в этом и заключается смысл понятий "духовного восхождения" или же "духовного просветления" человека.


В духовно-эзотерических доктринах процессы духовного восхождения или же духовного нисхождения человека характеризуются, соответственно, как процессы духовного просветления или же потемнения души человека. В чем же заключается смысл определений "просветления" и "потемнения" души человека? Следует отметить, что оба эти определения заключают и несут в себе двойственный смысл: прямой - визуальный, и переносный - морально-этический.

 

1) Чисто физический визуальный смысл. Дело в том, что все испытываемые и переживаемые нами  эмоции и мысли при их активации начинают источать психо-энергетические волны строго определенной спектрально-цветовой частоты. Сравнительно низменной животно-инстинктивной составляющей нашей духовной натуры соответствует более низкочастотный инфракрасный диапазон психо-энергетических инвольтаций, тогда как более возвышенной, сверх сознательной совестливой составляющей соответствует более высокочастотный ультра-фиолетовый диапазон. Соответственно, при духовном нисхождении (деградации) человека в спектре психо-энергетических инвольтаций его психики начинают усиливаться и преобладать инфра-красные цветовые диапазоны, с преобладанием сравнительно более темных - серых, коричневых и т.д. цветовых тонов, вследствие чего энергетическая аура духовно деградирующего человека начинает становиться более низкочастотной и затемненной.

При духовном же восхождении в человеке начинают преобладать более высокочастотные и светлые ультра-фиолетовые цветовые диапазоны, вследствие чего энергетическая аура духовно восходящего начинает становиться все более высокочастотной и просветленной.


2) Морально-этический смысл понятий "потемнения" и "просветления" души человека. В этом смысле "потемнение души человека" означает усиление в душе негативных, деструктивных качеств в процессе его духовного падения и деградации, вследствие чего в нем усиливается животно-инстинктивная сторона его психической натуры и, соответственно, начинают преобладать животные био-физиологические мотивации и потребности - эгоизм, безразличие и невосприимчивость к чужим переживаниям, жестокосердие, агрессивность, стремление к подавлению и подчинению других людей, удовлетворению своих собственных интересов и потребностей и т.д. С понятием "потемнение души человека" тесно связано и другое духовное определение - "душевный холод", отражающийся фактом умаления или же полного отсутствия любви к окружающим, и проявлением остальных негативных душевных качеств.


Морально-этический смысл понятия "просветление души человека" состоит в отражении факта усиления в душе человека позитивных, конструктивных качеств в процессе его поступательного духовного восхождения, вследствие чего в нем начинает усиливаться сверх сознательная, совестливая сторона его духовной натуры и, соответственно, усиливаются и преобладают заключенные в психо-функциональном естестве его совести высшие, истинно человеческие духовные проявления - искренность и доброта, сердечная теплота и душевный свет, способность сострадания, сопереживания, чувство чужой боли и т.д. С понятием "просветление души человека" тесно связано и другое духовное понятие "душевная теплота", отражающее факт все большего усиления альтруистической любви к окружающим в преображающемся и духовно восходящем человеке.

 

16.01.2022 08:43АВТОР: Андрей Троицин | ПРОСМОТРОВ: 616




КОММЕНТАРИИ (4)
  • Сергей Оленев18-01-2022 06:13:01

    Спасибо за прекрасную статью, которая рассматривает необходимость важных качеств у человека на духовном пути. Правда, исследуется тема с точки зрения «духовно пробуждающего человека», для которого, по Вашему выражению совесть
    «является высшей, врожденно предназначенной, сверх сознательной составляющей духовной натуры человека, заключающей и несущей в себе поистине "божественные" по своему совершенству, обширные и многогранные сверх сознательные психические потенции, которые вследствие подавленности и слабо проявленного в человеке психо-функционального ресурса его совести так и остаются латентными из-за низко-духовного состояния его сознания.». Поэтому возникает вопрос, а не является ли эта «врожденность совести» результатом усиленной работы в этом направлении многих жизней в прошлом. Поскольку для человека с низким уровнем сознания эгоизм, как рудимент прохождения монады через животное царство, это естественное состояние, поэтому совесть пока отсутствует и приобретается поэтапно в течение долгой эволюции. То, что уровни сознания разные у людей хорошо показано в Тайной Доктрине. И значительная часть человечества имеет уровень сознания близкое к животному, поэтому не случайно Будда называл «двуногими» их. Кроме того качества духа необходимые для духовного самосовершенствования многочисленны и поэтому желательно их иметь достаточно много, иначе возникнут проблемы. Человечество делится, согласно ТД, на семь классов, а по уровню развития сознания на три группы. Поэтому всё гораздо сложнее на эволюционном пути, поскольку кто-то еще не поднялся до уровня человека, а другие действительно могут деградировать, как Вы выразились «И наоборот, с угасанием психо-функционального ресурса его совести человек духовно деградирует до состояния животного проявления. Оставаться ли животным, или же реализовать в себе Образ и Подобие Божие - каждый человек волен решать за себя сам».

  • Андрей Троицин18-01-2022 09:22:01

    Сергей, спасибо за комментарий. В моем понимании - феномен совести являет собой проявление врожденно заданного в духовном естестве человека сокровенного Зерна Духа, заключающего и несущего в себе высшую духовную триаду (т.е. - Образ и Подобие Божьи). И такое мое понимание природы совести основывается отнюдь не только на каких-то теоретических выкладках, а в большей степени - на лично переживаемом и приобретаемом духовном опыте. И при приоткрытии психических центров (чакр) именно из сокровенных психо-функциональных глубин естества совести начинают проявляться высшие огненные потенции человеческого духа.

  • ЕЛЕНА20-01-2022 17:01:01

    СОВЕСТЬ
    -------
    Маяк души, конечно, - СОВЕСТЬ!
    С ней в завтра не грешно шагнуть:
    Она - гармония; над самостью победа;
    Сердечный Свет, что освещает Путь!
    --------

  • Андрей Троицин22-01-2022 07:58:01

    "Маяк души, конечно, - СОВЕСТЬ!", - замечательно сказано, в самую "десятку". Елена, спасибо за прекрасные стихи!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »