Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Александр Блок, знаменитый и малоизвестный. Анатолий Бхавин


 

 

 

Никто и ничто не расскажет лучше о человеке,

чем его творения, «ибо дерево познается по плоду»

(Матф.).

 

 

Каким предстает перед нами в своих стихах Александр Блок?

Как человек, постигший нечто важное, возвышенное, сокровенное:

 

 

 

Был я беден, слаб и мал.
Но величий неких тайна
Мне до времени открылась,
Я Высокое познал.

...во мне – потаенное знанье...
Имевший высочайшие взлеты сознания:
...видевший Бога поэт.
Умевший заглянуть и в прошлое, и в будущее:
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.

 

Отсылка к библейскому сюжету о пророке Иоанне Крестителе, содержащаяся в этих строчках, вызывает из памяти подобную же ассоциацию у Пушкина, который поэта уподобляет древнегреческим прорицательницам пифиям, вещавшим, сидя на специальном треножнике («И в детской резвости колеблет твой треножник...»).

 

И все это не бахвальство, не самовозвеличивание, а подсказка читателю – не скользить по поверхности, а вдумываться, проникать вглубь, смотреть в корень.

 

Иносказательность стихов Блока общеизвестна. И, вопреки распространенному мнению, иносказательность эта сохранилась (более того, углубилась) даже после провозглашения им отхода от символизма. Да и самый этот отход, по сути, был уходом не из символизма, а из сообщества символистов номинальных.

 

Вот как об этом пишет Лидия Гинзбург в книге «О лирике»:

 

«Стихи молодого Блока иносказательны (ветер, клочок неба, лазурь – все развеществлено)… В них очень много любви и природы, но, ни одно из них не написано о любви и природе – подобно стихам Фета или Полонского. У них другой предмет.

…Блоковская символика, сложившаяся уже в „Стихах о Прекрасной даме“, не исчезает из его поэзии в дальнейшем. Она только переосмысляется, скрещивается с новыми символами, постепенно вступающими в блоковский поэтический круг».

 

В этих нескольких предложениях – ключ к восприятию сокровенного смысла, лишь кажущихся простыми и незамысловатыми блоковских стихов. Л. Гинзбург словно бы дает нам карту с обозначением, где спрятаны сокровища. Карту хотя и довольно схематичную, но вполне соответствующую действительности.

 

В чем истоки смысловой глубины поэзии Блока?

 

Отдавая заслуженную дань неплохому образованию, особо стоит выделить так называемый «мистический» аспект в сфере его интересов. Блок много читал духовной, философской, теософской литературы; общался с членами теософского кружка «аргонавтов», в числе которых были Л.Л. Эллис, А. Белый, А.С. Петровский и др. Отношение Блока к данной теме хорошо передают следующие его высказывания: «Теософия в наше время, по-видимому, есть один из реальных путей познания мира. Недаром ей предаются самые разнообразные и замечательные люди во всей Европе». «Оккультных наук, теософии, алхимии, мистики, таинственного – боятся только от природы усталые, вырожденные умы (средний ученый), или односторонние, грубые умы».

 

Судя по всему, теософия в творчестве Блока сыграла огромную роль, которую еще предстоит оценить и осмыслить. «Точки соприкосновения „глубинной“ религии [теософии] с „глубинным“ же искусством неисчислимы» – читаем в его записных книжках за 12.1901-01.1902 г.

 

Именно поэтому тот, кто хочет добраться до сути стихов Блока, обязательно должен постичь и хорошо усвоить хотя бы азы теософии: строение человека (в упрощенном виде это физическое тело, тонкое тело – «душа», огненное тело – «дух»); закон перевоплощения; закон причин и следствий; учение о «Четырех Эпохах» (Сатия Юга, Трета Юга, Двапара Юга, Кали Юга) и т. д.

 

Не случайно начало исследованию стихов Блока с теософской позиции положил человек, прекрасно разбиравшийся в теософии – Н.А. Уранов (см. в сборнике фрагментов его писем «Нести радость», вышедшем в издательстве «Мир Огненный» в 1998 году, письмо о сокровенном смысле стихотворения «Мы встречались с тобой на закате…»). Хотя, скорее всего, теософскую подоплеку творчества Блока прекрасно понимала и Л.Я. Гинзбург, но по определенным причинам не могла об этом открыто говорить.

 

Теософизм Блока в большинстве его стихов скрыт очень глубоко.

 

Вот за незатейливым сюжетом баллады «Сказка о петухе и старушке» прячется предупреждение о предсказанном теософией наступлении огненной эпохи и изображение необузданной низшей природы, сжигающей человека.

 

Поэма «Соловьиный сад» на первый взгляд вообще не имеет ничего общего с какой бы то ни было мистикой или философией. А между тем, в ней говорится о физическом («осел») и тонкоматериальном (высшее Я, от лица которого ведется повествование) телах человека, о смерти (которая в теософии рассматривается не как полное уничтожение человека, а просто как переход из одного мира в другой), о перевоплощении, о половинчатых душах, о плотном мире и надземных мирах, о скрывающемся за образом соловьиного сада Дэвачане, о служении Общему Благу – но, ни одно из этих понятий напрямую не упомянуто. Впрочем, теософская терминология не используется Блоком и в таких произведениях, родственность которых «божественной мудрости» – теософии гораздо более явная. А таких тоже немало.

 

Показательный пример – небольшое, но чрезвычайно насыщенное по смыслу стихотворение «Всё на земле умрет – и мать, и младость…».

Всё на земле умрет – и мать, и младость,

 

Смысл этой строки очевиден – в физическом («плотном» на языке теософии) мире нет ничего вечного, все рано или поздно разрушается и исчезает.

Жена изменит и покинет друг.

 

Тут не только и не столько об измене физической, сколько об отказе вместе идти по пути духовного восхождения. То же самое и относительно друга.

Но ты учись вкушать иную сладость,

 

Подсказку, что это за «сладость», находим у Пушкина, сказавшего: «Учуся в истине блаженство находить…».

Глядясь в холодный и полярный круг.

 

Необходимость этого холода станет ясной, если вспомнить расхожие выражения вроде «огонь страстей», «сжигающая страсть» и им подобные.

Бери свой челн, плыви на дальний полюс

 

Лодка, челн издревле символизировали переход между мирами – плотным и тонким. Так, в греческой мифологии Харон на лодке перевозит души умерших через реку Стикс в царство мертвых. В этом стихотворении Блока челн означает не смерть в обычном понимании, а то, что в теософии называется «умереть при жизни» или «умереть до своей смерти» (Идрис Шах, известный суфийский мастер, объясняет это как освобождение своего истинного «я» от суетных трудов «я» второстепенного).

И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.

 

Известный теософский тезис гласит, что душа умирающего, отягченная неудовлетворенными желаниями, остается связанной с Землей и будет страдать в потустороннем мире. Собственно, данное стихотворение, по сути, есть памятка о том, как таких страданий избежать. Или вот еще более короткий пример:

Невозможное было возможно,
Но возможное – было мечтой

 

Чем не дзен-буддийский коан вроде «Хлопка одной ладони»? Подобные явные параллели с теософским учением присутствуют и в таких стихах, как «Слабеет жизни гул упорный…», «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух...», «Я вам поведал неземное...», «Последнее напутствие» и других.

 

При всей важности хорошего образования все же гораздо большее значение для Блока имело не книжное знание, а то, что называют интуитивным прозрением, интуитивным познанием или «разумом сердца».

 

Первый сборник стихов Блок назвал «Ante lucem», что в переводе с латыни означает «до света», «до рассвета», а с символического блоковского языка можно перевести как «до просветления» или «до озарения». Перемены, произошедшие в нем после этого, поэт характеризует скромной лаконичной дневниковой записью от 14.11.1911: «Что пока – я? Только – видел кое-что в снах и наяву, чего другие не видели». И словно расшифровка этой короткой фразы звучит откровение нашей великой соотечественницы, основательницы Теософского общества, Е.П. Блаватской: «Знание приходит в видениях, сначала в снах, а затем в картинах, которые предстают перед внутренним взором в ходе медитаций. Таким образом, мне была преподана вся система эволюции, законы бытия и все остальное, что я знаю – тайны жизни и смерти, деяния кармы».

 

При значительном количестве и разнообразии мемуарной литературы о Блоке эта сторона его жизни освещена чрезвычайно скудно. Почему так получилось, понять нетрудно, вспомнив известную притчу о человеке, которому, вручив драгоценное кольцо, послали к рыночным торговцам с заданием узнать, даст ли кто-нибудь из них за эту вещь хотя бы один золотой. Никто на всем рынке не предложил за кольцо больше одной серебряной монеты. Тогда человека отправили к настоящему ювелиру, который оценил кольцо в тысячу золотых.

 

К счастью, у нас есть, по крайней мере, одно свидетельство такого «ювелира», лично знавшего Блока – Н.К. Рериха: «Много раз Блок повторял видение о лучах, о свете, об огне, преображающем Мир. И когда спрашивают Блока, отчего он перестал бывать на религиозно-философских собраниях, он отвечает кратко: „Потому что там говорят о Несказуемом“... И эти огни небывалые, и гремящие сферы, и светлый меч, процветший огнем, все эти вехи Блок знал как нечто совершенно реальное. Он не стал бы говорить о них аптечными терминами, но понимал их внешнюю несказуемость и внутреннюю непреложность».

 

Естественно, не могут не резать слух отвлеченные рассуждения о Несказуемом человеку, к этому самому Несказуемому неоднократно прикасавшемуся. А это «знал как нечто совершенно реальное» вполне определенно указывает на то, что прозрения Блока отнюдь не были единичными, случайными и туманными.

 

Если о необычайных снах, видениях и экстатических состояниях Блока есть хотя бы какая-то информация, то о его медитациях как будто ничего не известно. Между тем подробное описание медитации имеется в стихах поэта. Известно, что он очень любил пешие прогулки («Проброжу весь день ради бога...», «Пойду еще бродить...»). И поэма «Ночная Фиалка» явно свидетельствует, что эти прогулки (по крайней мере, некоторая их часть) как раз и являлись его своеобразным способом медитации. Размеренный, ритмичный шаг, минимум внешних раздражителей, безлюдье постепенно ведут к всё большему сосредоточению и отрешенности от внешнего мира:

Город покинув,
Я медленно шел по уклону
Малозастроенной улицы,
И, кажется, друг мой со мной.

 

Первая из приведенных строк раскрывает одно из условий медитации – необходимость удалиться из городской среды. И даже болото с этой точки зрения лучше отравленной атмосферы «серо-каменного тела» города, потому что

В этот город торговли
Небеса не сойдут.

 

«Кажется» свидетельствует о начале погружения в медитативное состояние. Таинственный «друг» – это низшее «я» самого поэта. Естественно, внимание низшего «я» привлекают объекты вполне определенного рода – «раскрашенные женщины», «девицы, смотревшие в окна» и т. п. Медитация же предполагает постепенное отстранение, отрешение от восприятий, побуждений и желаний низшей природы человека. Неудивительно поэтому, что «я» высшее «несказанно довольно» тем, что отдалилось от «я» низшего. Именно такой смысл вложил Блок в пассаж:

Ибо что же приятней на свете,
Чем утрата лучших друзей?

 

А совсем не отрицание дружбы как таковой. Кстати, и сама «Ночная Фиалка» – никакое не растение и все гадания на тему, какого представителя местной флоры имел в виду Блок, попросту нелепы. Во-первых, потому что время года там – середина или даже конец осени, о чем свидетельствуют моросящий дождь и торчащие кочерыжки капусты, – явно не время цветения. Во-вторых, и это самое главное – читая стихи Блока, постоянно следует держать в уме их тотальную иносказательность (вспомним Л. Гинзбург: в них «ВСЁ развеществлено»). Вот и здесь Ночная Фиалка это в действительности феномен из разряда световых явлений, нередко возникающих перед взором духовно продвинувшегося человека. Они могут иметь вид звездочек, цветов, лучей, зигзагов, волн, полос света часто синего цвета с разными оттенками. И это не галлюцинации и не нарушение зрения. В стихотворении «В октябре» это явление имеет вид звезды:

Со мной моя звезда!
Вот, вот — в глазах плывет манящая,
Качается в окне...

 

Далее в «Ночной Фиалке» следует подробное описание картин из прошлых воплощений, завершающееся проблесками видений будущего:

...Будто голос из родины новой...
...Корабли из веселой страны...

 

После этого рассказчик вроде бы возвращается к реальности:

 

И сижу на болоте...
...За болотом остался мой город,
Тот же вечер и та же заря...

 

Это и так, и в то же время не так. Дело в том, что согласно теософскому учению, существует три степени сосредоточения. Первая – всем известное физическое. Вторая – тонкое сосредоточение, при котором окружающий физический мир не воспринимается, а сознание находится в тонких мирах. И третья, наивысшая – когда восприятие вмещает и физическое окружение, и духовное видение одновременно. В конце «Ночной Фиалки» как раз описана эта третья степень. Поэт отчетливо видит, что творится вокруг:

Так же тих догорающий свод,
Тот же мир меня тягостный встретил.

 

И в то же время внутренним слухом слышит

 

...волн круговое движенье...

 

Волна – отдельная человеческая жизнь в океане человечества, движущаяся по кругу (который на самом деле есть спираль), воплощение за воплощением.

И больших кораблей приближенье,
Будто вести о новой земле.

 

«Новая земля» («родина новая», «веселая страна») – общество будущего, населенное, по выражению Блока, «более совершенной породой существ», по праву достойных называться людьми. Именно видение этой новой земли и приводит к тому, что

...нечаянно Радость придет
И пребудет она совершенной.
Как не вспомнить здесь пушкинское:
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло...

 

Эпизод с кораблями станет понятным, если иметь в виду, что раньше для портового города прибытие очередного корабля было настоящим событием. И говоря «корабль», Блок подразумевал «событие». «Будто» – потому что эти события непосредственно не дают никаких сведений о будущем новом мире, а просто являются вехами на пути к нему. Большой корабль – большое событие. «Ночная Фиалка» написана в 1906 году, и сейчас уже можно идентифицировать ряд таких «больших кораблей»-событий – первая мировая война, октябрьская революция 1917 года, вторая мировая война. А также разглядеть надвигающиеся глобальные катаклизмы, намеки на которые есть в других произведениях Блока.

 

Много может рассказать о человеке то, какие ассоциации вызывают у него объекты окружающего мира.

 

Вот, например, ассоциации великого индийского подвижника и святого Рамакришны, описанные в «Провозвестии Рамакришны»: «На другой день я отправился на плац-парад, чтобы видеть подъём воздушного шара. Внезапно мой взгляд упал на мальчика-англичанина, стоявшего, прислонившись к дереву. Положение его тела почему-то напомнило мне о Кришне, и передо мной встало видение Кришны, и я перешёл в самадхи. Потом раз я увидел женщину в голубом платье, стоявшую тоже под деревом. Это была проститутка. Но, когда я посмотрел на неё, передо мной внезапно встал идеальный образ Ситы, и я забыл о том, что это уличная женщина, и видел перед собой только чистую непорочную Ситу, приближавшуюся к Раме, к воплощению Божества, и в течение долгого времени я оставался неподвижным. Я поклонялся всем женщинам, представлявшим собой в моих глазах Божественную Мать. Я чувствовал Мать вселенной в каждой женской фигуре».

 

«Когда я слышу имя Божественной Матери, я чувствую себя опьянённым, точно я выпил пять бутылок вина…», – говорил Рамакришна. Поэтому вид изрядно подвыпившего человека, бывало, ассоциативно вызывал у Рамакришны экстатическое чувство. В этом факте, кстати, кроется разгадка символического смысла вина и состояния опьянения во многих стихах Блока, как, скажем, в общеизвестном:

 

 

В моей душе лежит сокровище
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

 

«Сокровище» это есть «искра божья», бессмертный дух человека. Только ценой собственных усилий («ключ поручен только мне») можно добраться до него, услышать его голос, жить в соответствии с его велениями (что, собственно, и есть «духовность»). Ну, а вершина этих усилий – самадхи («вино»), означает высшее духовное прозрение, состояние, в котором субъект постигает величайшие тайны мироздания («истина»). Символика эта очень древняя; она используется, скажем, Омаром Хайямом:

Если жизнь на мгновенье нам, хрупким, дана,
Непростительно жить без любви и вина.

 

И как же глубоко заблуждается тот, кто думает, что здесь говорится о сексе и употреблении спиртных напитков! В стихотворении «Ты проходишь без улыбки…» Блок описывает, как в проходящей мимо женщине, ведущей за руку маленького мальчика, он увидел образ Богоматери с Младенцем:

Как лицо твое похоже
На вечерних богородиц,
Опускающих ресницы,
Пропадающих во мгле...

 

Поэт хочет окликнуть ее, но не может, он словно оцепенел; ассоциация вызвала экстатическое состояние:

Но язык бессилен крикнуть,
Ты проходишь. За тобою
Над священными следами
Почивает синий мрак.

 

 

 

Как похоже это на реакцию Рамакришны, когда тот в подобной же ситуации «в течение долгого времени оставался неподвижным», погрузившись в самадхи!

 

 

 

После публикации дневников Александра Блока многие были шокированы их содержанием. А. Ахматова выразила это следующим образом: «Блок в „Дневниках“ – не тот, что в стихах: резкость, брезгливость, не любил людей». По сути, это обвинение в лицемерии и двуличии; обвинение совершенно не обоснованное.

 

 

 

Судя по дневниковым записям, в каждом человеке Блок осознавал присутствие «искры божьей» – бессмертного духа, но, встречаясь с разными людьми, раз за разом обнаруживал, что, по его собственному выражению, эта «духовная глубина совершенно заслонена „заботами суетного дня“». Сказано еще довольно мягко, а можно и так: покрыта толстым слоем грязи «мирской мудрости» вроде «своя рубашка ближе к телу», «бери от жизни все» и т. п. Те же самые мысли находим и в стихах:

Не стучись же напрасно у плотных дверей,
Тщетным стоном себя не томи:
Ты не встретишь участья у бедных зверей,
Называвшихся прежде людьми.

 

 

 

И здесь тоже нет ни презрения, ни высокомерия, а только понимание и сострадание: хоть и звери, но бедные, несчастные существа. .

 

А то, что Ахматова назвала «нелюбовью» и «брезгливостью», не есть ли только досада, горечь, а иногда и злость от понимания тщетности попыток достучаться, докричаться до этой «искры»? Образ Блока, бродящего подобно Диогену, с возгласом «Ищу человека!» постоянно возникает то тут, то там и на страницах дневников, и в стихах.

В этом отношении особенно показательно стихотворение «Я вам поведал неземное…».

Я вам поведал неземное.
Я всё сковал в воздушной мгле.

 

Ключом к пониманию этих строк является теософская истина о том, что все сущее на земле зарождается и изначально формируется на высших, духовных планах.

В ладье – топор. В мечте – герои.
Так я причаливал к земле.

 

Харон на лодке перевозит души умерших в царство мертвых, здесь же все наоборот, – ладья используется для странствия из тонкого в плотный мир, и это можно рассматривать как завуалированное указание на закон перевоплощения. .

 

Топор – это оружие и строительный инструмент; подразумевает сражение со злом и строительство нового мира. Ясно, что и то, и другое под силу только героям. «Причаливал к земле» – родился, появился на свет, воплотился. .

 

Несмотря на то, что мечты очень быстро разбились о неприглядную действительность («Скамья ладьи красна от крови Моей растерзанной мечты»), поэт не теряет надежды встретить достойных звания «человек»:

Но в каждом доме, в каждом крове
Ищу отважной красоты.

 

Летящим, по выражению Пушкина, «В обитель дальную трудов и чистых нег». Но как это можно – отправиться «в глухие склепы» и одновременно лететь «в облаке огня»? В действительности никакого противоречия нет – в склеп помещают оболочку – физическое тело, а огненный дух улетает прочь. «Бич» – это страдание, в круг которого люди сами ввергают себя, отказываясь от пути духовного самосовершенствования, ограничиваясь лишь грубоматериальными устремлениями. Но чем дальше, тем более призрачными становятся эти надежды и, в конце концов, рождается неутешительное заключение:

Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.

 

Неудивительно, что после этого он с таким облегчением вспоминает о предстоящем возвращении в лучший мир:

Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!
И скоро я расстанусь с вами,
И вы увидите меня
Вон там, за дымными горами.
Летящим в облаке огня!

 

Летящим, по выражению Пушкина, «В обитель дальную трудов и чистых нег». Но как это можно – отправиться «в глухие склепы» и одновременно лететь «в облаке огня»? В действительности никакого противоречия нет – в склеп помещают оболочку – физическое тело, а огненный дух улетает прочь. «Бич» – это страдание, в круг которого люди сами ввергают себя, отказываясь от пути духовного самосовершенствования, ограничиваясь лишь грубоматериальными устремлениями.

А вот задумчивая, нежная и утонченная девушка, одиноко сидящая на берегу, из стихотворения «Над озером»:

Она глядит как будто за туманы,
За озеро, за сосны, за холмы,
Куда-то так далёко, так далёко,
Куда и я не в силах заглянуть...

 

Наблюдающий со стороны и едва ли не обожествляющий девушку поэт почти уверен, что она прогонит приближающееся к ней явное ничтожество – карикатурного вида офицера «С вихляющимся задом и ногами, Завернутыми в трубочки штанов». Но, увы! – какое разочарование: она приветливо встречает офицера, позволяет «чмокнуть» себя и, в конце концов, прижавшись к нему, покидает место действия.

 

Особенно больно было сознавать поэту замутнение духовной глубины в близких людях – отсюда дневниковые резкости в адрес хорошо знакомых Блоку личностей, семьи Менделеевых и др. И совершенно то же самое видим в стихах. Взять, допустим, стихотворение «О нет! Не расколдуешь сердца ты». Или вот эту, уже упоминавшуюся, строчку: «Жена изменит, и покинет друг», означающую, что для человека, быстро растущего духовно, нередка ситуация, когда близкие люди «не поспевают» за ним. Еще пример того же рода:

Под аркою того же свода
Лежит спокойная жена;
Но ей не дорога свобода:
Не хочет воскресать она...

 

Так и получается, что

Заплакать – одно мне осталось,
И слушать, как мирно ты спишь [«спишь» духовно].

 

Отсюда и такое жуткое одиночество, что Блок, как и Сент-Экзюпери, вполне мог бы с горечью сказать: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Именно ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, каковым он, очевидно, не считал разговоры

О дурном состояньи желудка
И о новом совете министров.

 

И подобные им «светские беседы»

Говоря о провидческом даре Блока, конечно, нельзя обойти тему Октябрьской революции 1917 года. Горячее ее приятие Блоком вызвало негативную реакцию у многих тогдашних представителей интеллигенции. Характерно мнение И.А. Бунина: «Блок открыто присоединился к большевикам. Напечатал статью, которой восхищается Коган (П.С.)… Песенка-то вообще нехитрая, а Блок человек глупый».

 

Надо признать, что Иван Алексеевич совершенно прав. Если провести аналогию с героями русских народных сказок, то он, Бунин – умненький старший брат, а Блок – младший, Иван-дурак, у которого «разум сердца», интуиция заметно превалируют над рассудком, интеллектом. Но именно поэтому Блоку одному из немногих удалось схватить истинную сущность Октябрьской революции и ярко и емко ее выразить. По Блоку, эта революция – реальный шаг на пути создания истинно человеческого общества, осуществление на практике того, чему учат все мировые религии.

 

Вспомним финал поэмы:

Впереди – с кровавым флагом,
<…>

В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

 

Красноармейцы идут за Христом, – не осознавая этого, не видя Его, «идут без имени святого», даже стреляя в Него; и все же они следуют за Ним, по Его стопам, Его путем и значит, они Его истинные последователи. Ведь истинный последователь, согласно утверждению самого Иисуса Христа, совсем не тот, кто посещает церковные службы, соблюдает обряды, постится, молится, исповедуется и т. п., а тот, «кто слушает слова Мои [Иисуса Христа]… и исполняет их». То же говорит и апостол Павел: «… исполнители закона оправданы будут».

 

О том, что Блок вкладывал именно такой смысл в поэму, свидетельствует и его запись в дневнике от 25 февраля 1918 г.: «Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно бы давно „учло“ то обстоятельство, что „Христос с красногвардейцами“. Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелие и думавших о нём. У нас, вместо того, они „отлучаются от церкви“…». В последней фразе прозрачный намек на Льва Толстого, позиция которого относительно церкви и религии была близка многим представителям - как интеллигенции, так и простому народу, и которую трудно выразить лучше, чем в свое время это сделал В.Г. Белинский в известном письме Н.В. Гоголю:

 

«…Она [православная церковь] всегда была опорою кнута и угодницею деспотизма. <…> Что Вы нашли общего между Ним [Христом] и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась <…> поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, – чем продолжает быть до сих пор. <…> …наше духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа».

 

Точно так же и сам Блок в поэме «Двенадцать» четко разделяет церковное извращение религии и действительное следование заветам религиозных учений. В начале поэмы отталкивающий образ попа, как типичного представителя этой самой церкви:

Что нынче невеселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

 

И Христос в финале - как путеводная звезда, указующая дорогу революционерам. Конечно, Блок не был бы Блоком, если бы говоря «Иисус Христос», имел в виду только его. Образ Христа здесь вмещает всех великих Учителей человечества – Кришну, Будду, Зороастра, Моисея, Мухаммеда, Сергия Радонежского и многих других, положивших жизни свои, чтобы приблизить рождение общества, основанного на любви и братстве. Нередко высказывается мнение об охлаждении Блока к революции, его разочаровании в ней. Скорее, следует говорить о предчувствии им приближения постленинского периода:

> Когда мы воздвигали зданье,
Его паденье снилось нам.

 

 

Того периода, когда «музыка революции» с каждым годом звучала все тише и тише, когда искажались принципы и нормы жизни социалистического общества, так или иначе дискредитировалась сама идея социализма. Периода, закончившегося, в конце концов, тем, что стал Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.

 

 

А новоявленные российские нувориши вкупе с власть имущими, одни открыто, другие за глаза, злорадно смеются,

Что этих нищих провели.

 

Но поэт предупреждает:

Так смейтесь, и не верьте нам,

 

что ждет часа своего исполнения другое предсказание из стихотворения «Тропами тайными, ночными…»

 

И каждый раз, сталкиваясь с очередным примером злободневности классической литературы, задаешься вопросом: это в большей мере следствие гениальности классиков или до неприличия медленного эволюционирования человечества?!

 

Пройдет время, и люди через страдания и лишения, уйдя от современного общественного устройства, являющегося жалкой пародией на человеческое общество, придет все же к обществу, основанному на взаимопомощи, сотрудничестве, дружбе, альтруизме и истинной духовности. И вот тогда люди с благодарностью вспомнят о Блоке и воспетой им революции. Революции, которая давала шанс не только России, но и всему человечеству прийти к новому миру значительно быстрее и с гораздо меньшими потерями. И хотя шанс этот был, увы, упущен, опыт строительства общества нового типа нельзя назвать напрасным, ведь и современных суперсовершенных домов не было бы без первой убогой и примитивной хижины.

 

По этому поводу уместно будет привести пророчество Е.П. Блаватской: «Если бы люди хотя бы раз осознали то, что только в этих вещах [альтруизм, братская любовь, взаимная помощь, непреклонное служение Истине] можно найти истинное счастье, а вовсе не в богатстве, владениях или эгоистическом удовольствии, тогда разошлись бы черные тучи и на Земле зародилось бы новое человечество. И тогда, несомненно, наступил бы ЗОЛОТОЙ ВЕК.

 

Но если этого не произойдет, то разразится гроза, и наша хваленая западная цивилизация и просвещение потонут в таком страшном водовороте ужаса, описание которого не найдешь в анналах истории».

 

Не эту ли грозу прозревал в своих видениях и Александр Блок:

О, если б знали вы, друзья,
Холод и мрак грядущих дней!

 

И, каждый день слыша о все новых катаклизмах, вызванных изменением климата на планете, как не вспомнить:

Весны, дитя, ты будешь ждать –
Весна обманет...

 

И с каждым днем все реальней и реальней становится другое предсказание:

И век последний, ужасней всех,
Увидим и вы и я,
Всё небо скроет гнусный грех...

 

Разгадку, почему «грех», а не «грехи», которых великое множество – корыстолюбие, алчность, эгоизм, ненависть, разврат и т. д., находим в другом стихотворении Блока:

…всему венец –
Человеческая глупость,
Безысходна, величава,
Бесконечна…

 

Читая эти строки, невольно на ум приходит афоризм Гаутамы Будды о том, что невежество – причина всех несчастий и страданий человечества. Именно из этого супергреха и вытекают все остальные. И не стоит апеллировать к достижениям современной науки и техники, поскольку они прекрасно сочетаются и уживаются с понятиями «глупость» и «невежество», означающими в указанном контексте отсутствие высшей мудрости и настоящей духовности. Ну, а реалии этого «последнего, ужасного» века, а также то, каково в этот век человеку, дерзнувшему от полуживотного существования ступить на путь постижения высшей мудрости, описывает стихотворение «В октябре». На первый взгляд оно об осени, тоске по ушедшей молодости, пьянстве, мыслях о самоубийстве. Но нет, говоря словами Л. Гинзбург, у него совсем «другой предмет».

Открыл окно. Какая хмурая
Столица в октябре!

 

Представив пыльное, немытое, затянутое паутиной чердачное окно, легко понять, что «открыл окно» - значит, увидел все в истинном свете, без искажений («прозрел»). «Столица» олицетворяет современное человеческое общество, «хмурое», неприветливое, в котором человек человеку волк, враг, конкурент. «Октябрь», осенний месяц, близкий к концу года – символ нашей эпохи, – Кали Юги, черного века, завершающего нисходящую часть цикла. Забитая лошадка бурая изображает природу – беспощадно, безжалостно, хищнически эксплуатируемую капиталистической системой, истерзанную, изувеченную. Появляющиеся в следующей строфе снежинка, полностью подвластная ветру, и елка, «мотающая слабенькой вершинкою» – предупреждение о разрушительной мощи стихий, вызванных неразумным человечеством.

Жилось легко, жилось и молодо –
бездумно, беззаботно.
Прошла моя пора.
Закончился период «ante lucem».
Вон – мальчик, посинев от холода,
Дрожит среди двора.

 

Если «не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.); «мальчик» здесь в смысле «тот, который как дети».

Лошадке и мальчишке малому
Не сладки холода

 

Природе и тем людям, которые «как дети», не сладко в черный век; совсем другие здесь «правят бал».

Да и меня без всяких поводов
Загнали на чердак.

 

Теснимому со всех сторон слугами тьмы, гонимому «взрослому ребенку» остается один путь – наверх, к высшему знанию, к высшим силам. Никто моих не слушал доводов, потому что в этом мире в ходу совсем другие доводы – грубая сила, власть, деньги.

И вышел мой табак.

 

То есть закончились обычные житейские удовольствия.

А всё хочу свободной волею
Свободного житья,
Хоть нет звезды счастливой более
С тех пор, как запил я!

 

«Запил» – погрузился в экстатическое состояние, получив высшее духовное прозрение.

И «простые земные радости» уже не дают былого ощущения счастья.

Давно звезда в стакан мой канула, –
Ужели навсегда?..
И вот душа опять воспрянула:
Со мной моя звезда!

 

 

Воспрянула потому, что, наконец, научился «в истине блаженство находить».

Вот, вот – в глазах плывет манящая,
Качается в окне...
И жизнь начнется настоящая,
И крылья будут мне!

 

В учении божественной мудрости это называется «второе рождение», после которого только и начинается настоящая жизнь.

И даже всё мое имущество
С собою захвачу!

 

Кто знает истинное значение выражения «все свое ношу с собой», поймет и смысл этих строк.

Познал, познал свое могущество!
Вот вскрикнул... и лечу!

 

Как говорят индийские мудрецы: «Я – нерожденный, бессмертный, всемогущий, вездесущий и вечноживущий дух!»

Лечу, лечу к мальчишке малому,
Средь вихря и огня...
Всё, всё по старому, бывалому,
Да только – без меня!

 

Окружающий мир все тот же, но человек изменился и стал свободен от рабских привычек и пристрастий этого мира; он теперь хотя и «в мире, но не от мира сего».

И все же, черный век не бесконечен, и если Земля устоит, будет, будет после холода и мрака новый мир!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна...

 

 

– призывает провидец Александр Пушкин.

Я верю: новый век взойдет
Средь всех несчастных поколений...

 

– вторит ему провидец Александр Блок. И это очередной пример того, как удивительно в унисон звучат сквозь время пророческие голоса двух Александров.

 

Красота, гармония, музыкальность, высокие истины, картины будущего – все это есть в стихах Блока, но есть в них и еще нечто, быть может, даже гораздо более важное и существенное. Что именно?

 

Нетрудно заметить, что такие особенности блоковских стихов как иносказательность, смысловая насыщенность, сокровенная сущность присущи и произведениям такого жанра, как притча. Так вот, стихи Блока это и есть самые настоящие притчи, только в поэтической форме. Искусно замаскированным сокровенным смыслом они очень напоминают суфийские притчи, особенно истории о Мулле Насреддине, про которые Идрис Шах говорил так: «Суфии, которые считают, что глубокая интуиция является единственным реальным проводником к знанию, используют эти истории почти так же, как упражнения. Они просят людей выбрать для себя несколько историй, которые особенно привлекают их, и обдумать в уме, сделать их своими собственными. Учителя дервишей говорят, что таким образом можно пробиться к высшей мудрости. Но суфии согласны и с теми, кто не следуют по мистическому пути, в том, что с историями Насреддина можно делать и то, что делали люди веками, – наслаждаться ими»... «Способные посмеяться над шуткой, как правило, полагают, что исследование других сторон смешного испортит им удовольствие. А те, кто ищет в шутке мораль, чаще всего лишены чувства юмора, в результате чего их ум недостаточно гибок, чтобы узнать что-то новое. [Нужно постараться] насладиться ею и одновременно кое-что узнать».

Практически то же самое по смыслу читаем в дневниковой записи Блока от 07.12.1921, где идет речь о «быстро идущей на убыль породе, которая носит название „человеческого рода“, явно несовершенна и должна быть заменена более совершенной породой существ» и об искусстве, которое должно «испытывать сердца, производить отбор в грудах человеческого шлака», «служить к образованию новых существ».

 

То есть, сам Блок предполагал, что его стихи (так же как и традиционные притчи) могут (даже должны!) послужить духовному росту, совершенствованию человека. Послужить не только красотой и прочими художественными достоинствами, но и в качестве средства постижения высшей мудрости. Использование их для этого подобно описанному Идрисом Шахом: выбрать наиболее близкое себе стихотворение и начать размышлять над ним. Следует, однако, иметь в виду, что это совсем не тренировка рассудка, интеллекта – здесь необходимо «думать сердцем», интуитивно проникая в сокровенную суть. Такие размышления над одним только стихотворением могут длиться дни, недели, даже месяцы. И вот в самый неожиданный момент, бывает, даже когда человек занят чем-то другим, откуда-то из глубины сознания вдруг появляется вспышка, которая освещает, приоткрывает смысл частички «потаенного знанья», потом еще и еще...

 

И судьба блоковских стихов поэтому подобна судьбе притч о Насреддине. Одни читатели просто получают удовольствие от их лиризма, мелодичности и красоты, даже не подозревая наличие какого-то подтекста. Они с возмущением отвергнут предложение задуматься о скрытом смысле, так как считают, что это убьет прелесть и очарование стихов.

 

Другие ищут и находят в поэзии Блока реализм, революционность, антибуржуазность, обличение человеческих пороков, гражданскую позицию, гражданский долг, патриотизм, любовь к родине и тому подобное, называя поиски тайного подтекста мистической блажью.

 

Третьи смогут насладиться и прекрасной формой, и сокровенным смыслом без преувеличения необыкновенных, уникальных творений Александра Блока.

 

Ну а тем, кто захочет присоединиться к последней группе, адресовано предостережение, содержащееся в одной из притч о Насреддине:

 

«Видит однажды Мулла Насреддин, что в пруду у берега плещутся утки. Когда он подбежал, чтобы схватить их, утки улетели. Мулла сел у пруда и, макая хлеб в воду, начал есть. Кто-то сказал ему: „Приятного аппетита, Мулла! Что кушаешь?“ „Суп из утки“, – ответил Мулла».

 

Как известно, под пищей в эзотерических текстах обыкновенно подразумевается знание. Вспомним Иисуса Христа, накормившего пятью хлебами и двумя рыбами (высшее знание) несколько тысяч человек (и еще много «еды» осталось – то есть не было воспринято, усвоено присутствующими из поведанного им Христом).

 

«Утки» в этой притче означают высокое духовное знание, а Насреддин изображает обычного человека, вдруг загоревшегося желанием «приобщиться к эзотерике» без соответствующей подготовки. Естественно, истинное знание от него ускользает; он способен только на поверхностное восприятие – «суп из утки».

 

Ведь чтобы добыть и съесть утку, надо изучить повадки дичи и способы охоты (по книгам и у опытного охотника); обзавестись орудиями лова либо оружием для стрельбы; полезно также будет понаблюдать со стороны за реальным процессом охоты...

...и кое-что из перечисленного внимательный читатель найдет в этих невзыскательных заметках.

 

05.08.2021 13:16АВТОР: Анатолий Бхавин | ПРОСМОТРОВ: 555




КОММЕНТАРИИ (5)
  • Александр05-08-2021 17:19:01

    Перед смертью Блок попросил мать особо сберечь стихи, посвященные Прекрасной Даме. Вдохновительнице. Сейчас бы мы сказали- Великому Женскому Началу. Если в самом первом цикле -" До света"- мы не находим стиха, в котором бы " ты" прописано было с заглавной буквы, то во втором - " Стихи о Прекрасной Даме" - уже во Вступлении читаем:" Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама?". И дальше он не раз будет обращаться к Ней, как к божеству. Как реально проходила Встреча, конечно, Тайна. Возможно, то и было, что принято называть "Инициация". И ключ к Тайне поэт свято хранил. Мы и из Агни Йоги знаем о значении глубинной тайны для отдельного человека. Возможно, Та Прекрасная Дама и в дальнейшем реально сопутствовала написанию вдохновенных стихов великого русского поэта. И тогда становится понятным последняя просьба к матери, какой именно цикл сохранять особо. ... Когда четверть века назад клубом "Восхождение" корпели над подготовкой сообщений духовного характера, то по крохам собирали нужную информацию. И сами мало чего знали, и Интернета тогда не было. А народ тогда ходил. И, как говорила Алена Адамкова, "мы тогда летели". Речь идет о ее начальных годах работы в Кулу, о популяризации рериховского наследия. Вот и мы "летели". Сами возрастали, земляков за собой звали. Бывало, читальный зал райбиблиотеки переполнен был. Сейчас, увы... Так вот, если бы мы имели такой содержательный материал - говорю о статье Анатолия Бхавина, о Блоке, то конечно по иному шла подготовка. Более качественно и профессионально. Или от знающих людей идет сообщение, или от новичков- любителей. Большое спасибо, Анатолий!

  • Светлана06-08-2021 09:21:01

    Спасибо автору за прекрасный смысловой разбор творчества нашего великого поэта. На одном дыхании прочитала.

  • Татьяна Бойкова06-08-2021 10:26:01

    Могу только присоединиться к предыдущим благодарностям, Анатолию Бхавину, за эту замечательную работу. Когда брала ее для публикации, была уверена, что вам, друзья, она наверняка понравится.

  • Ксения06-08-2021 20:54:01

    Какое замечательное, глубокое, многослойное исследование творчества Александра Блока! Автор совершенно по-новому открывает нам мир творчества поэта. Какие бриллианты воплощались в России в последние времена тёмной эпохи Кали Юги, освещая её неземным Светом и предвосхищая её скорый конец. Одним из них был Александр Блок. Огромная благодарность Анатолию Бхавину. Мир его души, видимо, очень близок миру души Блока, поэтому и получилось такое глубокое проникновение в творчество поэта.

  • нэлла07-08-2021 18:18:01

    А.Блок. Скифы.
    Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
    Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
    С раскосыми и жадными очами!
    Для вас - века, для нас - единый час.
    Мы, как послушные холопы,
    Держали щит меж двух враждебных рас
    Монголов и Европы!
    Века, века ваш старый горн ковал
    И заглушал грома, лавины,
    И дикой сказкой был для вас провал
    И Лиссабона, и Мессины!
    Вы сотни лет глядели на Восток
    Копя и плавя наши перлы,
    И вы, глумясь, считали только срок,
    Когда наставить пушек жерла!
    Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
    И каждый день обиды множит,
    И день придет - не будет и следа
    От ваших Пестумов, быть может!
    О, старый мир! Пока ты не погиб,
    Пока томишься мукой сладкой,
    Остановись, премудрый, как Эдип,
    Пред Сфинксом с древнею загадкой!
    Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
    И обливаясь черной кровью,
    Она глядит, глядит, глядит в тебя
    И с ненавистью, и с любовью!...
    Да, так любить, как любит наша кровь,
    Никто из вас давно не любит!
    Забыли вы, что в мире есть любовь,
    Которая и жжет, и губит!
    Мы любим все - и жар холодных числ,
    И дар божественных видений,
    Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
    И сумрачный германский гений...
    Мы помним всё - парижских улиц ад,
    И венецьянские прохлады,
    Лимонных рощ далекий аромат,
    И Кельна дымные громады...
    Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
    И душный, смертный плоти запах...
    Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
    В тяжелых, нежных наших лапах?
    Привыкли мы, хватая под уздцы
    Играющих коней ретивых,
    Ломать коням тяжелые крестцы,
    И усмирять рабынь строптивых...
    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в мирные обьятья!
    Пока не поздно - старый меч в ножны,
    Товарищи! Мы станем - братья!
    А если нет - нам нечего терять,
    И нам доступно вероломство!
    Века, века вас будет проклинать
    Больное позднее потомство!
    Мы широко по дебрям и лесам
    Перед Европою пригожей
    Расступимся! Мы обернемся к вам
    Своею азиатской рожей!
    Идите все, идите на Урал!
    Мы очищаем место бою
    Стальных машин, где дышит интеграл,
    С монгольской дикою ордою!
    Но сами мы - отныне вам не щит,
    Отныне в бой не вступим сами,
    Мы поглядим, как смертный бой кипит,
    Своими узкими глазами.
    Не сдвинемся, когда свирепый гунн
    В карманах трупов будет шарить,
    Жечь города, и в церковь гнать табун,
    И мясо белых братьев жарить!...
    В последний раз - опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!


    Администратор

    Огромное спасибо, Нэлла.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Искусство »