26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Живая Этика в сказках Г.Х. Андерсена. Нина Ивахненко


 

«И в сказках, и в былинах, и в великих творениях
наших поэтов и литераторов действительно
находятся те жемчужины, которые так неотложно
нужно напоминать народному сознанию».
Н.К.Рерих. Сказки.

 

«Сказки дают некоторое представление о
возможностях Тонкого Мира для знающих его
законы духа. Фантазия сказок есть действительность
Надземного Мира. К изучению многих сказок
можно подходить научно». ГАЙ. X. 366.

 

К нам нередко обращаются с вопросом, как донести до детей основы мировоззрения, изложенные в Учении «Живая Этика». Конечно, лучше Ганс Христиан Андерсенвсего дети воспримут их через сказки. В самом Учении В. Вл. нередко ссылается на сказки и даже приводит отрывки из них или их краткое содержание. Н.К.Рерих писал сказки и обращался к сказкам в своих статьях. Действительно, в сказках, особенно  народных, в различных символах заключена глубокая истинная мудрость. Но это отдельный разговор, а в этой статье речь пойдет о сказках Андерсена.

В этом году 2 апреля исполнилось 205 лет со дня рождения великого сказочника. А 4 августа будет 135лет со дня его ухода с земного плана. Г.Х.Андерсен прожил нелегкую, полную лишений, унижений и страданий жизнь. Лишь в самом конце жизни пришло к нему полное признание. Но в настоящее время его сказки знают и любят как дети, так и взрослые во всех уголках планеты. Его день рождения празднуется как Международный день детской книги. Собрание сочинений этого писателя насчитывает 10 томов, но он вошел в историю мировой литературы как автор трех сборников сказок. Сам Андерсен говорил о своих сказках следующее: “Сказочная поэзия – это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя”.

 

Действительно в сказках Андерсена можно встретить и библейских героев, и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. В них органично слились Запад и Восток. Оригинальность сказок Андерсена заключается в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд. Необычны они и в том, что само начало сказок, и их действие происходит в обычной жизни, и обыкновенные предметы, растения и животные приобретают человеческие черты, разум и язык. Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: “Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!” Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и уличному фонарю, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. Еще одна особенность и значимость Андерсена в том, что он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из «Снежной королевы» или Эльза из «Диких лебедей», чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец.

И, что не менее важно, его сказки даже самые печальные и трагические обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Добролюбов писал, что в этих произведениях есть одна прекрасная особенность, которой недостает другим детским книжкам: реальные представления чрезвычайно поэтически принимают в них фантастический характер, не пугая, однако, детского воображения разными буками и всякими темными силами. Они забавны или трогательны и могут хорошо подействовать на ум и сердце детей.

В советское время сказки Андерсена издавались в сокращенном, «адаптированном для детей» варианте. И вот, читая К сказке внукам сказки в новом издании без сокращений, я с удивлением обнаружила в них жемчужины Учения Живой Этики. Оказалось, что читая и обсуждая с детьми сказки Андерсена можно ненавязчиво и увлекательно познакомить их с основами миропонимания. Так, например, эволюцию человека показывает сказка «Дюймовочка». Вначале было ячменное зёрнышко, но «это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам», затем появляется чудесный цветок тюльпана, а затем…

 

Особенно поразила сказка «Камень мудрости» насыщенностью мудрости и символизма. Эту сказку надо читать особенно вдумчиво. Сами описания Солнечного дерева и замка полны символизма. При попытке пересказа всякий раз оказывается, что что-то упущено. Каждая строка наполнена глубоким смыслом. Начинается сказка с описания Солнечного дерева, на вершине которого возвышался хрустальный замок. Из его окон открывался вид на все четыре стороны света, а «на стенах отражался весь мир, все, что происходило на земле, – и газет не надо было». В нем жил мудрец, познавший «все, что только может знать или узнать человек на земле, был посвящен во все открытия прошлого, настоящего и будущего» «В потайной комнате замка хранилось величайшее земное сокровище – книга Истины. Эту книгу может читать каждый человек, но лишь отрывками: в иных местах буквы так прыгают перед глазами, что нельзя разобрать не единого слова, а в иных они до того бледны, что глаз видит лишь чистую неисписанную страницу. Чем мудрее человек, тем больше он может прочесть из этой книги». Но последние страницы книги Истины оставались для мудреца белыми страницами и, чтобы прочесть их, нужно было найти «камень мудрости». У мудреца было пятеро детей: четверо сыновей (чувства человека) и дочь (чувствознание). Отец «говорил детям о добре, истине и красоте, говорил, что из них-то, под тяжким давлением света, образуется драгоценный камень» – камень мудрецов. Сыновья по очереди отправляются в мир людей, чтобы отыскать камень мудрости, но терпят неудачу, вследствие собственных слабостей и вмешательству дьявола, и чуть не погибают сами. Тогда на поиски отправляется дочь, но прежде она прядет нить «тоньше той, что прядет паук; человеческим глазом нельзя было и разглядеть ее. Но девушка смачивала нить своими слезами, и нить становилась крепче якорного каната». За эту нить она должна была крепко держаться, чтобы не сбиться с пути и вернуться назад. И девушка находит философский камень. «Я подхватывала каждое крошечное зерно истины, носившейся по ветру, и крепко берегла его; я давала ему пропитаться ароматом всего прекрасного, чего немало на земле – даже для слепой. Я ловила каждое биение человеческого сердца во имя добра и вкладывала их в зернышки истины. Я несу домой одни песчинки, но все они в совокупности и составят драгоценный камень, который я искала: у меня их полная горсть! И она протянула руку отцу – она была уже дома; с быстротою мысли очутилась она там, ведь она не выпускала из рук невидимой путеводной нити, связывавшей ее с отцовским домом».

Лен

О бессмертии и реальности чудес повествует сказка «Лен». Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее производят бумагу. Бумага превращается в книги – вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Эта сказка поможет объяснить детям, что ничто в мире не исчезает бесследно, а просто изменяется.

 

В сказке « Пейтер, Петер и Пер» показан путь, который проходит душа, воплощаясь на земном плане: «Звезды падают с неба, как маленькие елочные свечки, и гаснут; это искры божьи, что летят вниз, на землю» (Мир Огненный). Далее – «Как только они попадают в наш густой, плотный воздух, сияние их меркнет, и наши глаза перестают различать их, потому что они нежнее и воздушнее самого воздуха. Теперь это уже не звезда, не искра, а небесное дитя, маленький ангел без крыльев, которому предстоит превратиться в человека». «Ментальный План). Затем – «Тихо скользит он по воздуху, ветер подхватывает его и опускает в чашечку цветка – то в ночную фиалку, то в одуванчик, то в розу, а то в гвоздику. Там дитя лежит и набирается сил. (Тонкий мир, высшие слои). Читаем дальше:Насекомые «переносят его на большие круглые листья кувшинок и оставляют лежать на солнышке. Малыш потихоньку сползает с листа в воду (низший астрал), дремлет там и все растет, растет, пока не станет таким большим, что аист увидит его, выловит и принесет людям, в какую-нибудь семью, где уже давно мечтают иметь такого милого ребенка. Вот только будет он милым или нет, зависит от воды. Хорошо, если вода в колодце, где он лежал, была чистая, но бывает, что малютка наглотается тины и грязи, и тогда добра не жди…» (кармические накопления).

К сказке Очень поэтично говорит Андерсен о душевной чистоте, которая является лучшей защитой от любого зла и колдовства в сказке «Дикие лебеди». Но, как правило, в человек присутствуют самые разные качества. «В нашем сердце, во всех сердцах, и в моем и в твоем, скрыты зародыши всех пороков и всех добродетелей. Лежат они там крошечными, невидимыми семенами; вдруг в сердце проникает солнечный луч или прикасается к нему злая рука, и ты сворачиваешь вправо или влево – да, вот этот-то поворот и решает все: маленькое семечко встряхивается, разбухает, пускает ростки, и сок его смешивается с твоею кровью, а тогда уж дело сделано. Страшные это мысли! Но пока человек ходит как в полусне, он не сознает этого, мысли эти только смутно бродят в его голове. <…> От сретения до сретения сердце успевает занести в свою расчетную книжку многое; на страницах ее ведется годовая отчетность души; все внесено туда, все то, о чем сами мы давно забыли: все наши грешные слова и мысли, грешные перед богом и людьми и перед нашею собственною совестью! А мы и не думаем о них… Так же, в одну секунду, может пустить ростки и вложенное в нас нашею прошлою жизнью – мыслью, словом или делом – семя греха; и в одну же секунду может грех сделаться для нас видимым, в ту секунду, когда просыпается наша совесть. Пробуждает ее господь, и как раз тогда, когда мы меньше всего того ожидаем. И тогда нет для нас оправдания: дело свидетельствует против нас, мысли облекаются в слова, а слова звучат на весь мир. С ужасом глядим мы на то, что носили в себе, не стараясь заглушить, на то, что мы в нашем высокомерии и легкомыслии сеяли в своем сердце» (Анне Лисбет).

Сказка «Гадкий утенок» утверждает, что все свои основные качества человек приносит с собой. Все наши накопления заключены в «яице» — “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!”

Во многих сказках говорится о значении и силе мыслей. Так, «Большой морской змей» – порождение человеческих мыслей. В сказке «Ночной колпак старого холостяка» автор показывает, что вещи напитываются эманациями, мыслями хозяина и их « не отмыть никаким мылом».

 

В сказке «Еврейка» утверждается равенство всех людей перед Богом, независимо от их вероисповедания. А в «Эльфе розового куста» – что нас окружают множество невидимых существ, от которых невозможно ничего скрыть. Или, как сказал сказочник: «даже за самым крошечным лепестком скрывается кто-то, кто может рассказать о преступлении и наказать преступника». О том, что истинное искуcство побеждает разрушителей, что можно разрушить форму, но идея, одухотворявшая произведение не погибает, рассказывается в «Самом невероятном». Гимн жизни звучит в сказке «Что сказала вся семья» – «Жизнь – чудеснейшая из сказок!».

А как поэтично описаны мысли благодарности в сказке «Колокольный сторож Оле»: «Как часто посылают люди тайное, немое спасибо человеку, совершившему нечто прекрасное, доброе; спасибо это беззвучно, но оно не пропадает даром. По-моему, это молчаливое, тайное спасибо подхватывается солнечным лучом, который затем и возлагает его на голову благодетеля. Если же случается, что целый народ посылает такое спасибо давно умершему благодетелю, с неба падает на его могилу яркий букет – звездочка».

О стихийных духах рассказывает Андерсен в сказке «Русалочка»: «…она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не Дочери воздухарасслышало бы ее, так же, как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены.

– К кому я иду? – спросила она, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою же дивною музыкой.

– К дочерям воздуха! – ответили ей воздушные создания. – У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут заслужить ее себе добрыми делами. Мы прилетаем жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям отраду и исцеление. Триста лет мы делаем посильное добро, а потом получаем в награду бессмертную душу…».

Читая сказку «Калоши счастья» можно узнать о путешествиях в тонком теле:

«Солнечный луч пробегает двадцать миллионов миль всего за восемь минут с секундами, но душа еще быстрее, чем свет,Памятник героине сказки покрывает огромные пространства, разделяющие звезды. Для нашей души пролететь расстояние между двумя небесными светилами так же просто, как нам самим дойти до соседнего дома». И там же о душе и плотном теле: «Впрочем, о душе беспокоиться нечего – когда она действует самостоятельно, все идет прекрасно, и лишь тело мешает ей и заставляет ее делать глупости».

О записях в Акаше повествует сказка «Колокольный омут»: «Да, воздух знает обо всем! Он и вокруг нас и в нас, он оглашает все наши мысли, все наши деяния и будет разносить их куда дольше, чем колокол, что лежит в глуби реки у водяного. Воздух разглашает все в небесной глуби, и звуки уносятся выше, дальше, бесконечно далеко, пока не дойдут до небесных колоколов и те, в свою очередь, не зазвонят: бом-бом-бом!». В другой интерпретации эта тема показана в сказке «Камень мудрости» и «Райский сад». В последней, Принц, находясь в замке, заглядывает в окна, в которых «на каждом стекле время начертало неизгладимую картину, Да, все, что было или совершилось когда-то на свете, по-прежнему жило и двигалось на оконных стеклах замка…».

 

Описание Райского сада, ассоциируется с преданиями о Священной Стране:

– Сад находится глубоко под землей, «но в нем царит прежнее великолепие, по-прежнему светит солнце и в воздухе разлиты необыкновенные свежесть и аромат!

– Там же находится чудно-прекрасный остров Блаженства, куда никогда не заглядывает Смерть!»;

– Дорога туда проходит через Гималаи, затем через пещеру напоминающую «гигантскую усыпальницу» (дорога смерти);

– Путешествие туда всегда приносит большую пользу. В саду находится источник Мудрости.

– На оконных стеклах замка запечатлено все, что когда-нибудь происходило.

–Чтобы остаться в саду, нужно пройти испытания.

–След исчезнувшего рая – утренняя звезда.

К сказке

– Не прошедшему испытания, дается возможность снова попасть в сад. Смерть обещает: «Я лишь отмечу его и дам ему время постранствовать по белу свету и искупить свой грех добрыми делами! Потом я приду за ним в тот час, когда он меньше всего будет ожидать меня, упрячу его в черный гроб, поставлю себе на голову и отнесу его вон на ту звезду, где тоже цветет Райский сад; если он окажется добрым и благочестивым, он вступит туда, если же его мысли и сердце будут по-прежнему полны греха, гроб опустится с ним еще глубже, чем опустился Райский сад. Но каждую тысячу лет я буду приходить за ним, для того чтобы он погрузился еще глубже, или остался бы навеки на сияющей небесной звезде!»

 

Андерсен в своих произведениях часто обращается к теме смерти. Одна из сказок так и называется «В день кончины» и начинается такими словами: «Самый торжественный, великий день в жизни человека – день его кончины, священный день великого перерождения. А думали ли вы когда-нибудь серьезно, как следует, об этом важнейшем, неминуемом, последнем дне нашей жизни?»

В этой сказке автор образно описывает процесс перехода. «…ангел коснулся холодною, как лед, рукою ног человека — ноги окоченели; затем коснулся его чела и, наконец, сердца – оно перестало биться, и душа умершего последовала за ангелом Смерти. Но в те несколько секунд, что протекли, пока смертный холод поднимался от ног к сердцу умирающего, перед взором его, словно огромные волны морские, пронеслось все пережитое и перечувствованное им во время земной его жизни. <…> В такие минуты грешника объемлет непобедимый трепет, ему не на что опереться, он как будто падает стремглав в какую-то бесконечную пустоту. Праведник же спокойно, как дитя, предает дух свой в руки Божий со словами: «Да будет воля твоя! <…>

И душа последовала за ангелом Смерти, кинув последний прощальный взор на ложе, где под белым саваном покоилась ее бренная оболочка, чуждое ей теперь олицетворение ее прежнего «я».

На своем пути душа встречает, препятствия, испытания и других развоплощенных. Встречные выглядели и вели себя  очень странно. «А всего диковиннее было старание каждого скрыть от других что-то под складками своего платья», потому что «из-под платья каждого человека выглядывал тот зверь, которого он носил в душе. И зверь этот прыгал, метался и порывался вырваться на волю, а человек старался плотно прикрыть его платьем».

«Дальше на пути они увидали в ветвях деревьев безобразных птиц; они кричали человечьими голосами». Это были все ее дурные мысли и дела. Кроме того, путь души был усыпан острыми камнями, об которые она ранила себе ноги до крови.

Оказалось, что это неосторожные, необдуманные слова, вырывавшиеся у нее при жизни. И вот они очутились у врат рая. «Но оттуда струился такой ослепительный, всепроникающий свет, что душа отступила, как перед внезапно блеснувшим в воздухе мечом. <…> Небесный свет озарил ее, и она почувствовала, сознала то, чего раньше никогда не чувствовала, не сознавала, – всю тяжесть своих грехов: высокомерия и жестокосердия. Она вся просветлела и воскликнула:

Все, что я сделала доброго, сделала я не сама по себе, а потому, что не могла иначе, зло же... исходило от меня самой!»

Сказка заканчивается такими словами: «И все мы, все задрожим в день нашей земной кончины перед блеском и великолепием небесным, низко опустим голову, смиренно преклоним колени, но вновь воздвигнутые любовью и милосердием Божиим, пойдем путями новыми и, становясь все лучше, чище и светлее, совершенствуясь все больше и больше, приблизимся, наконец, к небесному чертогу, и Он сам введет нас в светлую обитель вечного блаженства!»

В другой сказке Оле-Лукойе – сон знакомит Яльмара со своим братом, олицетворяющем смерть. А в сказке «На могиле ребенка» Андерсен рассказывает о жизни в Тонком мире после перехода и очень убедительно показывает, что мы своими слезами и горем притягиваем ушедшего к земле, мешая ему тем самым уйти в высший мир. Не менее поучительна сказка-притча «История одной матери». Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Но в конце сказки мать отдает свое дитя Смерти, так как понимает, что этим спасает его от будущих несчастий. «Мать заломила руки, упала на колени и взмолилась творцу: – Не внемли мне, когда я прошу о чем-либо, несогласном с твоею всеблагою волей! Не внемли мне! Не внемли мне!». Тут уже речь идет о проявлении самости в молитве и в отношении к близким.

А о недопустимости преждевременного ухода говорит фея Печали в сказке «Калоши счастья»: «Он сам ушел из мира раньше своего срока. Он еще не настолько окреп духовно, чтобы овладеть теми сокровищами, которыми должен был овладеть по самому своему предназначению». И фея оказала студенту благодеяние –возвратила его к жизни.

 

В сущности, каждая сказка Андерсена имеет большое воспитательное значение и утверждает победу добра и справедливости. Но иногда встречается мнение, что некоторые сказки Андерсена жесткие, грустные, плохо заканчиваются. На это можно возразить – все зависит от того, как на это посмотреть. Например, в известной сказке «Русалочка», на первый взгляд, очень грустный конец. Но посмотрим с другой стороны – Русалочка получила шанс стать человеком. Пусть через 300 лет (кстати, в самом конце сказки говорится о возможности этот срок сократить), но воплотившись человеком, Русалочка по кармическим причинам, вероятнее всего, встретится с принцем. И это будет уже другая история, вполне вероятно более счастливая.

 

Невозможно в короткой статье изложить все богатство, заключенное в сказках этого Великого Сказочника. Сколько удивительных открытий ждет нас на страницах его книг! Я показала лишь несколько жемчужин и, возможно, излишне увлеклась цитированием. Но от этого очень трудно было удержаться. Читайте и перечитывайте сказки Андерсена и с детьми, и без них, для себя. Конечно, в его сказках встречаются и спорные места, но и они дают повод к размышлению и обсуждению. И еще один совет, читая сказки Андерсена детям необходимо помнить, что многие его сказки адресованы взрослым или детям старшего возраста. Не правильно будет читать все подряд. Нужно подбирать сказки с учетом возраста ребенка. А выбор достаточно велик для всех возрастов.

 

Источники:

1. Ганс Христиан Андерсен. Полное собрание сказок и историй в одном томе. – М.: изд-во Альфа-книга, 2008.

14.08.2009 03:00АВТОР: Нина Ивахненко | ПРОСМОТРОВ: 4979




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Мифология, сказки »