26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Основные понятия Живой Этики. Наталия Ковалева


Другие миры

 

Одна из основных идей Живой Этики — это идея многомерности Космоса. Согласно древнему эзотерическому учению, положенному в основу Живой Этики, структура материи, образующей Вселенную, многомерна. И помимо трехмерной физической реальности, доступной органам чувств человека, в мире существуют невидимые нами виды материи, образующие иные миры (или планы бытия), столь же огромные и разнообразные, как и наш физический мир.

С концепцией многомерности Космоса тесно связана и одна из самых «заклятых» проблем мировой философии — проблема соотношения духа и материи. Как решают эту старую проблему авторы Агни Йоги?

В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала по этому поводу: «Говоря о мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны (...) Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что (...) дух без материи — ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкое состояние материи), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний дифференциаций Единого Элемента, Духо-Материи. Так дух будет вверху, а под ним все степени материи. Именно дух есть завершение материи». (Из письма Е. И. Рерих от 29.01.38.)

В «Гранях Агни Йоги» по этому поводу говорится: «Ошибка материалистов современной науки заключается в том, что они не допускают существования новых, тончайших, неизвестных ей форм материи, например, таких, из которых строятся образы мысли, или состоят тонкие тела, или построены прообразы плотных форм жизни. Ошибка же идеалистов в том, что они предполагают существование чего бы то ни было вне материи. Для них все не видимые физическому глазу миры, но видимые иногда ясновидящему, не материальны. Между тем как Истина лежит посредине этих двух крайностей. Отрицаемые материалистами Тонкий мир и все Высшие Миры существуют в действительности, и они материальны, только материя эта более утонченная, чем материя, известная современной науке. Но материя эта доступна изучению, может быть видима и доступна точным и неизменным материальным законам, или законам материи. Утверждаемый идеалистами нематериальный мир не может существовать, ибо вне материи и ее форм, даже самых тончайших и высочайших, существовать ничего не может, ибо таких форм в природе нет. Самые высокие духовные явления материальны, и аура человека, даже Духов Планетных, может быть зафиксирована сверхчувствительными аппаратами, а аура человека обычного — простой тонкочувствительной фотографической пластинкой. Нельзя сфотографировать то, чего нет. Следовательно, несомненное не может быть отрицаемо. С младенческим материализмом пора уже покончить. Если бы материализм не отрицал возможность существования более тонких и высших видов материи, это укрепило бы его позиции и подвело бы материальный фундамент под утверждение идеалистов. Сущее неотрицаемо. Бороться против действительности несомненного — значит являть невежество».

Примечательно, что материю как таковую авторы Агни Йоги не считают чем-то косным и неодушевленным. «...следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней духа в том или ином качественном проявлении. Ибо, где только есть проявление, там и жизнь или дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные не точны», — писала Е. И. Рерих о свойствах материи.

Но вернемся к учению о многомерности Космоса, представляющему собой один из важнейших мировоззренческих принципов Живой Этики.

Согласно Агни Йоге, в основу структуры мироздания положен принцип семеричности. В Космосе существует семь основных планов бытия, отличающихся друг от друга вибрационно-энергетическими характеристиками тех видов материи, из которых они были образованы. Каждый план, в свою очередь, делится на семь подпланов. Основные планы Космоса в Живой Этике получили следующие названия.

1. Физический мир. По сравнению с другими планами бытия этот мир характеризуется самым плотным состоянием космической материи. Физическая материя имеет самый низкий вибрационный уровень (т. е. количество колебаний ее частиц в единицу времени). Относительно других видов космической материи физическая материя считается самой грубой и несовершенной.

2. Эфирное пространство. Материя эфира по структуре близка материи физического плана. Но будучи более разреженными, чем физическая материя, эфирные формы не видимы обычными людьми.

Долгое время в науке ХХ века считалось, что все гипотезы ученых разных эпох о существовании некоего вселенского эфира — не более чем ошибка, сначала древней натурфилософии, а затем и ученых, близких нашему времени (в том числе — А. Эйнштейна, который разделял теорию о существовании эфира). Но последние результаты исследования физиков показали, что эфир — не выдумка и не ошибка, а вполне реальная невидимая субстанция, наполняющая всю Вселенную и земное пространство, существование которой дает объяснение многим природным явлениям.

3. Астральный мир. Этот мир, как и образующий его вид материи, невидим обычному зрению. Невидимые планы бытия и виды материи в Живой Этике называются также Тонкими. Материя физического и Тонких (начиная с астрального) миров может быть сравнима по свойствам с железом и, например, с газом. Железо твердо, устойчиво по форме, с трудом поддается изменениям своего состояния. Газ же, напротив, легок, подвижен, свободно меняет форму, невидим из-за разреженности частиц, составляющих его молекулярную структуру.

Свойства пластичности, невидимости, тонкости возрастают в материи высших планов по мере их удаления от плана физического.

Астральная материя в отличие от физической разреженна, пластична и подвижна. Этот вид материи обладает светимостью, особенно заметной в темноте. Название «астральной» (т. е. светящейся) этот вид материи получил именно в силу последнего качества. Образования астрального мира, по свидетельству ясновидящих и просто высокочувствительных людей, выглядят как светящийся газ или туман. Астральная материя не всегда бывает невидимой для обычных людей. Иногда в силу каких-либо особых обстоятельств она приобретает некоторую уплотненность. Подобные явления в эзотерических источниках называются материализацией.

4. Мир ментальный. Материя этого плана Вселенной во многих отношениях похожа на астральную, но еще тоньше и совершеннее ее по структуре и свойствам.

5. Мир Огненный. Этот план бытия играет огромную роль в эволюции всех форм материи во Вселенной — как физического, так и астрального и ментального миров. Он оказывает определяющее воздействие и на духовную эволюцию человечества. Материя этого плана по своей структуре приближается к свету (в Агни Йоге говорится о том, что свет — это и есть материя высших планов космического пространства).

6. Следующие за Миром Огненным более совершенные миры — шестой, Буддхический (от санскритского понятия «Буддхи» — просветление, знание) и седьмой, Атмический (от слова «атма» — дух) — в силу совершенства и утонченности образующей их материи бесконечно далеки от нашего физического плана. Однако, несмотря на их большую отдаленность от земного плана бытия, в каждом из нас бессознательно присутствуют искры высших миров, составляя сокровенную духовную сущность человека, внутреннюю космическую природу его души...

О Тонких мирах (в частности, наиболее близком к земному, астральном плане) в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Хочу дать вам ясное представление, что такое астральный мир. Прежде всего он материален, так же как материально и тонкое тело. Медуза — тоже живой организм и тоже материальна, но плотность ее тела отличается от плотности тела черепахи и ее панциря. Еще один шаг по пути утончения и разрежения — и представление о материальности тонкого тела будет довольно верным. Сквозь него можно видеть другие предметы. Оно почти прозрачно, и, однако, оно чувствуется и ощущается вполне конкретно и не менее, а даже еще более сильно, чем тело физическое. Ощущения очень близки и сходны, так как ощущения плотного тела идут через тонкое. Если его выделить, как это делается, скажем, при наркозе, то без него даже боль перестает ощущаться, и, однако, человек видит и слышит, но уже вне плотного мира. Так же точно утонченна и разреженна и вся прочая материя того мира. Ближе к Земле она очень напоминает земную, только пластичность и проницаемость ее гораздо значительнее. Чем выше слой от Земли, тем разреженность его материи и живых форм, которые ею облечены, больше. Формы становятся все более и более утонченными, и легкими, и светящимися. Все находится в движении или в состоянии видимой пульсации, и двигатель — мысль. Ошибочно думать, что мыслит мозг, ибо там люди мыслят и творят, хотя мозг и отсутствует. Мозг — это инструмент, или орудие, мыслителя, которым он пользуется в физическом теле. Тонкое тело движется мыслью, энергия мысли — огненна, и те духи, которые накопили огонь при жизни на Земле, имеют полную свободу передвижения и полетов. Тонкое тело летает, если оно не отягощено тяжелыми частицами астральной материи и если мысль обитателя тонкого тела допускает возможность полетов. И так как там все подчинено мысли, то мысли отрицания жизни и движения в Тонком мире делают людей неподвижными и инертными, то есть мысль воплощается в творимую человеком реальность. Условия, близкие к Земле, напоминают земные. Чем выше, тем больше и сильнее различия. Пластичность и проницаемость, подвижность и подчинение мысли — основные свойства Тонкого мира. Все, что есть и было на Земле, отражено там в соответствующих формах, но над всем царствует мысль. Возможности проявления и творчества для свободного от земных притяжений и земных пережитков духа велики и ограничены только широтою его вмещения и развития. Воистину, этот мир в своих высоких слоях есть царство неограниченных возможностей». («Грани Агни Йоги», т.8, 380.)

 

Человек энергетический

 

Тонкие виды материи, образующие не видимые нами области мироздания, проявляются не только в природе, но и в нашем собственном организме. Согласно учению Живой Этики человек, как и все сущее в Космосе, многомерен. В его физическом теле скрыты не видимые обычным зрением тонкоматериальные структуры организма, называемые в Живой Этике тонкими телами, или оболочками. Материя, образующая эти тела, соответствует тем видам космической материи и планам Вселенной, о которых говорилось выше. Поэтому названия тел, составляющих структуру человека, нам знакомы: физическое, эфирное, астральное, ментальное, а также огненное, точнее, зародыш его. Полностью огненное тело оформлено лишь у высокодуховных индивидуумов. Кроме того, в структуре человеческого существа есть два высших элемента, составляющих его духовное начало, но представляющих собой не тела, а определенные энергии: 6-й — Буддхи, и 7-й — Атма.

Тонкоматериальные тела, заключенные в физической оболочке человека, по размеру чуть больше ее. Каждое из этих тел обладает своим излучением, а все вместе они образуют биополе, или невидимую ауру, которая в древности изображалась на иконах в виде нимба над головами святых. Так же, как и планы Космоса, тонкие тела человека взаимно проникают друг в друга, существуя как бы одно в другом.

Физическое тело — наиболее «плотный» элемент структуры человека. Материя, образующая это тело, самая инертная, несовершенная по сравнению с материей наших тонкоматериальных тел, или оболочек.

Следующий, более тонкоматериальный компонент человека — это его эфирная оболочка, созданная из эфирного пространства Вселенной. Эфирное тело представляет собой точную копию тела физического, его двойник. Эфир соединяет, проникает и обволакивает частицы физического тела. Основная функция эфирной оболочки заключается в том, что она служит проводником праны — космической энергии — необходимой для существования тела физического. «Космическое питание» человека составляет энергия солнечных лучей, излучения других планет и звезд, а также биологическая энергия растений и деревьев, разлитая в воздухе. Вся эта энергия улавливается эфирным телом.

Частицы космической праны, введенные в физическое тело через эфирное, подобно кровяным шарикам пробегают по всем кровеносным и нервным каналам и сплетениям нашего тела, давая ему необходимую жизненную энергию. Эфирный двойник плотно соединен с физическим телом. У обычных людей частичное выделение эфирного тела, как правило, вызывает потерю сознания, обморочное состояние. Медиумы же могут выделять это тело по своему желанию и с помощью его материи (эктоплазмы) совершать различные феномены, но медиумизм считается в Агни Йоге явлением не только далеким от истинной духовности, но и просто опасным.

Ясновидящие, обладающие способностью видеть тонкоматериальные структуры, утверждают, что под действием наркоза во время операции или в состоянии обморока эфирное тело частично выделяется из физического и находится над ним в виде голубоватого или серо-фиолетового облака. Полное же отделение эфирной оболочки от физической вызывает смерть: жизненное начало, лишенное проводника, не может больше воздействовать на биологическое тело, и последнее начинает разлагаться.

Таким образом, смерть представляет собой не что иное, как разъединение физического тела с эфирным и другими тонкоматериальными оболочками человека.

Следующий компонент человеческого организма — тело астральное, сформированное тем же видом материи, которым образован весь астральный план. Как и эфирное, астральное тело не видимо обычными людьми, будучи еще более тонкоматериальным, чем эфирное. В работах всемирно известного реаниматолога Р. Моуди говорится о том, что во время измененных состояний сознания, в частности во время клинической смерти, многие люди способны видеть некие тонкоматериальные субстраты их собственного организма. В своей книге «Жизнь после смерти» Моуди писал о том, что опрошенные им пациенты во время клинической смерти видели свое «другое тело», представляющее собой почти прозрачное образование, похожее на облако, сгусток тумана или газ, и имеющее овальную или вытянутую форму. Материя астрального тела так же, как и эфирного, пронизывает каждый атом физического тела, образуя неразрывное единство всех трех оболочек.

Четвертое по счету, ментальное, тело человека, по своей структуре еще совершеннее и образовано более тонкой материей, чем астральное. Оно имеет сферичную форму. Это тело оформлено в полной мере лишь у высокоразвитых в духовном и интеллектуальном отношении людей. У людей же примитивных, неразвитых ментальные тела находятся в зародышевом состоянии.

В таком же состоянии пребывает в организме людей нашего эволюционного уровня и тело огненное — самый совершенный компонент структуры человека. Огненное тело может быть сформированным только у людей высочайшей степени духовного развития, количество которых на Земле исчисляется единицами и которых индийская философская традиция именует Архатами.

Как уже говорилось, два наивысших принципа — 6-й принцип, Буддхи, и 7-й, Атма, — пребывают в структуре человеческого существа в виде бесформенных духовно-энергетических принципов, образующих его духовное начало. Принцип Буддхи имеет свою локализацию в тонкоматериальном центре сердца, который на физическом плане соответствует физическому сердцу человека. Что же касается принципа Атмы — наивысшего структурного компонента, то он практически не имеет проявления в плотной материи человеческого организма. Выдающийся индийский философ Шри Ауробиндо говорил о том, что проявление принципа Атмы воспринимается ясновидящими как светящийся луч нежно-голубого или фиолетового цвета, расположенный над головой человека. (Область темени в философии йоги считается местом центра Лотоса Брамы — высшего тонкоматериального центра человека.) Но этот луч является отражением энергии Атмы, а не источником ее. Та же мысль высказывается и в «Гранях Агни Йоги».

Тем не менее, несмотря на такую «удаленность» принципов Атмы и Буддхи от физического плана существования, эти высшие компоненты человеческого существа в своем неразрывном соединении образуют сверхсознательную космическую основу индивида, называемую в теософии и Живой Этике ядром духа, или Монадой. Некоторые источники по эзотерической философии включают в состав человеческой монады пятый структурный принцип человека — Манас, или самосознание.

Теория многомерности человеческого существа и существования в человеческом организме неких невидимых субстратов, материальная структура которых в физике связывается с плазменным состоянием вещества, нашла подтверждение в научной среде еще при жизни Рерихов. Так, в одном из своих писем Е. И. Рерих писала своему корреспонденту об интересном открытии, сделанном американскими учеными: «Также хочу привести Вам Беседу в связи с открытием наукою «электрического архитектора». Сначала приведу Вам ревью, напечатанное в одном из амер[иканских] журналов: «На годовом собрании Национ[альной] Академии наук в Америке профессором Берром (Burr) и его сотрудником д-ром Нортропом (Northrop) были предоставлены доказательства о том, что в каждом живом организме находится «электрический архитектор», который как бы лепит и формирует индивидуальную особь по определенному, особому образцу и пребывает внутри телесной оболочки, начиная от доэмбриональной стадии и до самой смерти. «Электрический архитектор» был охарактеризован проф[ессором] Берром (H.S.Burr) как «настоящее Я» человека. Тогда как все остальное в теле подвергается постоянному изменению, и мириады индивидуальных клеточек, из которых состоит тело (за исключением мозговых), стареют и умирают, чтобы вновь быть замененными другими клеточками, «электрический архитектор» остается единым и постоянным в течение всей жизни. Он строит новые клеточки и организует их по образцу первоначальных клеток, и, таким образом, в буквальном смысле он непрестанно воссоздает тело.

«Электрический архитектор» обещает новое приближение к пониманию сущности жизни и всех жизненных процессов. Он указывает, что каждый живой организм обладает электродинамической сферой, подобно магниту, излучающему вокруг себя магнитное силовое поле.

Итак, опытные наблюдения проф[ессора] Берра показывают, что каждый вид животных, весьма возможно, что и каждый индивидуальный представитель того или иного вида, имеет свое особое электрическое поле, аналогичное силовым излучениям магнита. Это электрическое поле имеет свое особое начертание и по его прототипу (образцу) лепит или формирует всю протоплазматическую субстанцию, входящую в сферу его влияния, и, таким образом, воплощает себя в живой ткани, подобно скульптору, олицетворяющему свою идею в камне.

«Электрический архитектор» был открыт в целом ряде поражающих опытов, произведенных проф[ессором] Берром над саламандрами, мышами и человеческими существами. Посредством высокочувствительных, специально изобретенных приборов, измеряющих малейшие изменения в электрическом потенциале, этим ученым удалось обнаружить этого «архитектора» за работою и даже уловить первые очертания его конфигурации в пространстве. Эти наблюдения установили, что «архитектор» обладает полным контролем над организмом, как в его цельности, так и над его частями, причем он все время координирует работу частей со всем организмом. И тогда как «архитектор» в течение всей своей жизни остается без изменения в своих общих очертаниях, он тем не менее приспособляется к изменениям в телесных условиях. Последнее доказывается его способностью посылать сигналы об опасности, когда происходит какое-либо опасное изменение в организме, и эта характерная особенность была уже использована учеными для испытания над животными и людьми при некоторых изменениях в состоянии их организма. Этот фактор обещает стать весьма важным оружием в медицинском арсенале». (Из письма Е. И. Рерих от 18.08.39.)

Совершенно очевидно, что открытый американскими учеными «электрический архитектор» представлял собой биополевую, иначе говоря, тонкоматериальную матрицу человеческого существа, подробно описанную в Агни Йоге.

Еще более широкое и убедительное подтверждение своей правоты взгляды Агни Йоги получили в среде современных ученых. Особенно это касается специалистов, занимающихся исследованиями в области многомерной природы человеческого организма, реаниматологии, танатологии и измененных состояний сознания. Так, результаты исследований Р. Моуди, Ш. Карагуллы, Э. Каблер-Росс и других, уже упоминавшихся нами, ученых во многих аспектах подтверждают учение Живой Этики о психоэнергетической природе человека. В частности, утверждение Агни Йоги о наличии в организме человека не видимых обычным зрением тонкоматериальных субстратов, называемых в этом учении тонкими телами, подтвердилось как субъективными ощущениями большинства людей, испытавших когда-либо измененные состояния сознания (в том числе — во время клинической смерти), так и объективными данными различных исследований в области многомерной природы человеческого организма. Кроме того, на сегодняшний день в мире существует огромное количество фото- и видеоматериалов, доказывающих реальность существования в организме человека компонентов, образованных иными видами материи.

Многомерная внутренняя природа человека обусловливает и весь цикл его космического бытия. Согласно учению Живой Этики, после смерти физического тела вся информация о жизни индивида вместе с его духовными и интеллектуальными накоплениями перемещается в его тонкоматериальный комплекс и переносится на иные, тонкоматериальные планы бытия. Оболочкой сознания-души на этих планах являются тонкие тела человека — сначала астральное, затем (у высокоразвитых в духовном и интеллектуальном отношении людей) ментальное. После окончания периода пребывания в тонких мирах сознание-душа человека, как правило, вновь воплощается на физическом плане бытия для дальнейшего совершенствования.

Теория сансары (перевоплощений) как космического условия непрерывного самосовершенствования человека в ХХ столетии также стала предметом научных исследований. Психиатр Ян Стивенсон (Вирджинский университет, США) проанализировал более тысячи случаев воспоминаний прежних жизней людьми разных стран и на огромном фактологическом материале доказал реальность перевоплощений. Его научное эссе «Доказательство продолжения жизни на материале воспоминаний о прошлых воплощениях» в 60-е годы получило всеобщее признание и престижную премию на конкурсе научных работ по психологии, посвященном памяти всемирно известного психолога Уильяма Джеймса. В настоящее время изучение феномена памяти прошлых жизней проводится многими учеными России, США, Индии, Канады, Великобритании, Франции и многих других стран. Результаты этих исследований приносят науке все больше и больше неопровержимых свидетельств истинности эзотерической доктрины о перевоплощениях. Более того, теория перевоплощений стала основой для нового направления медицинской практики, появившегося на Западе в последние десятилетия — так называемой терапии прошлой жизни. Данный метод целительства применяется, как правило, в тех случаях, когда все традиционные методы лечения оказываются неэффективными и постановка диагноза по каким-либо причинам затруднена.  Суть данного метода лечения состоит в том, что введенный в состояние гипнотической регрессии (т.е. возврата в прошлые воплощения) пациент и целитель определяют причину заболевания благодаря воспроизводимым сознанием больного событиям прошлой жизни. В ходе многочисленных экспериментов в данном направлении выяснилось, что причиной некоторых заболеваний являются определенные кармические обстоятельства, сохраняющиеся в подсознательной памяти человека. Обращает на себя внимание интересный факт, что при осознании данной информации, то есть при переходе ее из подсознания в область сознательного, причина болезни как бы устранялась, что приводило к исцелению.

 

Психическая энергия

 

Еще одно кардинальное понятие Живой Этики — психическая энергия. Психической энергией в Агни Йоге называется универсальная сила, пронизывающая все мироздание и выраженная как в природе, так и в человеке. Вот как характеризовала эту силу Е. И. Рерих в своих письмах: «...психическая энергия называется энергией всеначальной, следовательно, она включает в себя все остальные энергии, которые являются лишь ее дифференциациями. (...) Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как и все сущее в проявленной Вселенной, т.е. может служить как добру, так и злу. (...) Все зависит от духовного развития человека, от качества его сердца». (Е. И. Рерих. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги. М., ЭКСМО, 2009.)

Человек, как носитель разума и сознания, обладает более высокой степенью развития психической энергии, чем какое-либо другое живое существо на планете. Среди свойств психической энергии особо важно подчеркнуть качества неуничтожимости и способности аккумулироваться в пространстве всех планов бытия — как физического, так и тонких миров. Проявлениями психической энергии являются мысли и чувства человека. И мысли, и чувства людей энергетичны в своей основе; их энергоинформационное содержание не исчезает бесследно, а накапливается в окружающем пространстве. Как подчеркивается в Агни Йоге, это обстоятельство оказывает особое воздействие и на состояние здоровья человечества, и на экологическую ситуацию на планете.

С понятием психической энергии тесно связано и понятие кармы, прочно вошедшее в современный лексикон, но при этом не избежавшее профанации и вульгарной трактовки его важнейших аспектов. Как говорится в Агни Йоге, основой кармы является психическая энергия, затраченная в прошлом человеком на какие-либо действия, мысли и чувства. Следствия применения этой энергии возвращаются к индивиду в виде конкретных обстоятельств его судьбы — позитивных, если его карма имеет положительное в моральном отношении содержание, или отрицательных, если его карма негативна. Эгоистичные, низкие в моральном отношении мысли и действия человека создают негативную карму, следствием которой являются страдания и неудачи, в то время как альтруизм, доброжелательность и порядочность по отношению к другим формируют человеку позитивную карму и делают его жизнь гармоничной и счастливой.

Понятие кармы всесторонне рассматривалось Е.И. Рерих в ее письмах последователям Живой Этики. О внутренних механизмах закона кармы Е.И. Рерих писала: «...следует всегда помнить, что карма наша творится, утяжеляется и облегчается главным образом мыслями. Именно мысль и внутренние побуждения ткут нашу ауру — это магнитное поле, притягивающее или отталкивающее возможности. Именно мысль-побуждение, этот решающий фактор нашей кармы, так часто упускается из виду людьми при суждении о карме. Но если было бы иначе, то не было бы возможности выйти из заколдованного круга причин и следствий. Ибо все есть карма, и все держится кармой. Но, заканчивая один круг кармы на этот или иной цикл, мы начинаем новый круг на других планах и мирах, и так в бесконечность. Когда говорится о завершении кармы, то имеется в виду лишь карма для известного цикла, или планеты и т. д. Так, завершение человеком кармы на нашей планете означает, что его внутренняя сущность настолько очистила и трансмутировала свои энергии, что дальнейшее физическое пребывание на Земле ничего больше дать ему не может; именно все элементы, или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты. И дух, смотря по заданию, остается в высших сферах около Земли или же уходит в высшие Миры. Так Мысль есть первопричина и венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят кармою». (Из письма Е.И. Рерих от 24.09.35.)

Аналогичная мысль была высказана ею и в письме от 09.07.35: «Так, лишь трансмутация энергий — чувств или качества мыслей выводят нас из заколдованного круга кармы. Потому будем повышать наши вибрации высокими эмоциями».

Доктрина кармы, как и многие другие мировоззренческие принципы восточного эзотеризма, вызвала интерес у многих представителей современной науки. Ряд ученых принял теорию кармы как рабочую гипотезу, объясняющую многие явления и аспекты жизни.

Как уже говорилось, понятие психической энергии играет ведущую роль и в медицине древнего Востока, философские основы которой были изложены в учении Живой Этики. Согласно ей жизнеспособность человеческого организма (т.е. иммунитет) определяется прежде всего состоянием психической энергии. Наиболее серьезные и трудноизлечимые заболевания (в частности, онкологические) являются следствием энергетического истощения организма. Но состояние психической энергии зависит не столько даже от физических условий жизни человека (хотя экологии и правильности питания Живая Этика придает большое значение), сколько от его духовно-нравственного уровня и связанных с ним кармических накоплений. В Агни Йоге постоянно подчеркивается тот факт, что мысли и чувства человека, представляя собой определенный вид энергии, влияют на все окружающее и прежде всего на их носителя — человека — соответственно их моральному содержанию. Низкие, эгоистичные мысли и чувства представляют собой низковибрационную разрушительную энергетику, создающую в ауре человека и окружающем его пространстве негативные электромагнитные поля, отрицательно воздействующие на здоровье как их носителя, так и окружающих его людей. Напротив, альтруистичные, высокие в моральном отношении мысли и эмоции представляют собой позитивные энергии, гармонизирующие ауру человека и все, что его окружает. Именно поэтому главным фактором поддержания физического здоровья и душевного равновесия авторы Агни Йоги считают духовность, альтруизм и позитивный эмоционально-мысленный настрой, генерирующий в биополе человека положительную психическую энергию.

 

Время перемен и идея Апокалипсиса

 

С уровнем духовного развития Живая Этика связывает не только состояние здоровья человечества, но и проблему глобального экологического кризиса. При рассмотрении этой проблемы в Агни Йоге не случайно упоминаются древние пророчества об Апокалипсисе. Разумеется, философское переосмысление проблемы Апокалипсиса в Живой Этике значительно отличается от религиозных представлений о конце света. Общим в этих представлениях является лишь то, что учение Агни Йоги подтверждает реальность древних пророчеств о наступлении на нашей планете эпохи резких природных перемен и связанных с ними катаклизмах. Согласно этому учению, современная эпоха является переходным моментом, временем смены крупных космических циклов в истории Земли. Результатом этого события могут стать серьезные природно-космические изменения, в первую очередь изменение угла наклона земной оси, вследствие чего изменится и карта звездного неба (т.е. расположение созвездий) над планетой, поменяются местами Северный и Южный магнитные и географические полюса, к Земле приблизятся новые небесные тела, излучения которых вызовут значительные изменения космической энергетики, окружающей планету. Как говорится в Живой Этике, новые космические энергии, которые наполнят электромагнитное поле Земли в результате всех этих перемен, будут действовать на людей в зависимости от состояния их ауры-биополя.  Ассимилировать (т.е. воспринять, усвоить новые энергии) смогут только духовно подготовленные люди, организмы и биополя которых не загрязнены негативными психоэнергетическими проявлениями и отрицательными кармическими накоплениями. Но индивидуумы с негативными кармическими наработками, отличающиеся эгоистичностью и порочностью, рискуют стать жертвами новых, неизвестных медицинской науке заболеваний, причиной которых станет несоответствие между высоковибрационной космической энергетикой, которая придет на планету, и низковибрационными энергиями, наполняющими их ауры. Как предупреждала в своих письмах Е.И. Рерих, приход в ауру планеты новой космической энергетики отразится на всех сферах жизни общества: «...хочу напомнить вам о совершенной неотложности осознать наступление Нового Века. Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и непримененные, они будут вызывать и уже вызывают разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, так же как и революции, войны и новые эпидемии. Мы находимся у самого преддверия нового века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает все более и более убеждаться». (Из письма от 28.08.31.)

В записях Б.Н. Абрамова о сути предстоящих природных перемен говорится: «(...) огонь сожжет негодные вместилища. В безумии тех, кто идет против Нового Мира, можно видеть уже воздействие мощи пространственных огненных волн на организмы, не могущие ассимилировать их гармонично и потому ответствующие яро уявлением противоположных Свету начал. Суд планетный уже происходит. Только этого еще не понимают. Но придется понять, ибо воздействия волн будут усиливаться, возрождая сознания и поднимая их к жизни, если смогут вместить, или уничтожая в процессе самопожирания вследствие ими же порожденных безумий. Суд страшен последний. Никто не уйдет, не свершив суд над собою. Неотвратимость суда — в самоосуждении или самооправдании отвергших или принявших Свет, то есть требования эволюции. Как уклониться, когда дышат воздухом все, а воздух насыщен огнем. А огни, войдя в организм, становятся либо огнем творящим, либо огнем поядающим или сжигающим негодное вместилище. Признаков много наступивших времен, только видеть их не желают. (...)». («Грани Агни Йоги», т. 6, 219.)

В учении Агни Йоги миру впервые было дано научно обоснованное пророчество-предупреждение о неизбежности возникновения новых опасных заболеваний, причиной которых станет воздействие на живые организмы новой пространственной энергетики. Так, в книге «Мир Огненный» сказано: «Легочная чума, при особых формах, является очень показательным огненным поветрием. Не однажды она посещала Землю, подготовляя сознание к возможности бедствия. Виды странного кашля, о котором вы слышали, тоже близки этому заболеванию.  Повсеместно он является как на детях, так и на взрослых, и даже на животных. Но люди не желают признать эту подготовительную форму ужасного бедствия. Они поверхностно будут относить ее к самым различным заболеваниям, лишь бы не подумать о чем-то необычном» («Мир Огненный», часть 1, 58. См. т. 2 данного издания).

Не исключено, что к этому заболеванию близки и новые формы гриппа, и атипичная пневмония, эпидемия которой, как предупреждали ученые, обязательно повторится, причем, возможно, в новых, еще более сложных формах из-за неограниченной способности вируса этой болезни к мутации.

С течением времени воздействие новой пространственной энергетики на здоровье людей будет все более усиливаться. Единственным средством сохранения здоровья в напряженной новыми энергиями атмосфере планеты станет очищение сознания людей от негативной мыслеэнергетики и развитие их психической энергии, являющейся главным творческим потенциалом человека, способным к тому же противостоять любым неблагоприятным природным факторам. В книге «Сердце Азии» Н. К. Рерих писал: «Кто-то недомыслящий полагает: «Деды жили без познания Огня и спокойно сошли в могилу. Какое мне дело до Огня?»

Но мыслящий думает: откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть еще нечто, не предусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы».

Как говорится в одной из книг Учения, огненные энергии пространства воздействуют прежде всего на тонкоматериальную природу человеческого организма. Их влияние прежде всего сказывается на состоянии чакр, или нервных центров сознания, являющихся своеобразными генераторами психической энергии в организме. Воздействуя на нервные центры, пространственные энергии нередко вызывают болезненные симптомы, в действительности не являющиеся следствием каких-либо физических заболеваний. По этому поводу в «Ауме» говорится: «Даже могут быть ощущения боли в нервных центрах. Понять можно, что такие чуткие центры должны отзываться на внешние токи. Явление таких болей часто называют невралгией, но причины ее не понимаются. Обычно ищут причину в простуде или в переутомлении, но внешние психические причины не принимаются во внимание». («Аум», 543.)

«Возжжение центров не вызвало достаточно врачебного внимания. Очень важно отметить, что воспламенение каждого центра дает симптомы местного органа, но сам орган не болен, но лишь вибрирует на огонь центра. Можно представить, сколько ложных болезней провозглашается врачами, если они не признают основную причину ощущений. Также мало исследуется сама причина воспламенения. Можно указать чисто космические условия, не меньшее место имеет и массовое состояние человечества». («Аум», 202.)

Авторы Агни Йоги подчеркивают, что от состояния и уровня развития психической энергии зависит не только физическое, но и душевное, психическое здоровье населения Земли. Акультурное состояние психической энергии множества людей, усиленное волнами пространственной энергетики, является главной причиной углубления негативных тенденций в области общественной психологии. Эта же причина, по мнению Агни Йоги, является главным фактором глобального социального кризиса, имеющего место и в развитых западных странах, несмотря на характерный для них высокий уровень жизни. «Преступность возрастает; жестокость и свирепость увеличиваются. Необходимо заглянуть в корень таких позорных явлений. Не могло человечество без причин стать хуже. Но кроме причин космических и в самом человечестве имеется основание быть потрясенным. Нельзя бесконечно отрицать психическую энергию. В силу нагнетения космического и психическая энергия человечества усиливает давление. Она не только не признается, но даже попирается, вызывая болезни физические и психические.

Давно установлено, что преступность есть болезнь психическая. Также и садизм, и жестокость, и свирепость остаются следствиями той же психической эпидемии», — говорится в книге «Аум». («Аум», 513.)

В Агни Йоге подчеркивается, что, составляя основу коллективного бессознательного,  психическая энергия под давлением космических энергий должна будет найти себе применение или в разрушении, или в созидании. Но чтобы обратить психическую энергию на культурные, творческие задачи, ее надо должным образом воспитать, обратив сознание людей к творчеству, а не к разрушению. Если психическую энергию социума не обратить к высоким, созидательным целям, она ввергнет все общество в хаос разрушительных проявлений, признаки которых очевидны уже сейчас.

Все увеличивающиеся случаи немотивированно жестокого поведения подростков, преступность, терроризм, национальные столкновения, наркомания и прочие социальные эксцессы являются показателями хаотического состояния психической энергии многочисленных слоев социума. «Нельзя избавить человечество от таких бичей, если не обратить внимания на состояние психической энергии. Она вырастает в давление. Она, наподобие гремучего газа, представляет опасность взрыва. Остается направить ее в мощное сужденное русло, иначе она окончит эволюцию. Но такие воздействия на всеначальную энергию не могут быть случайными. По всей планете должны возникнуть ученые, культурные очаги, которые в сотрудничестве будут заниматься воспитанием психической энергии. Такая сеть может внести основы научной дисциплины», — продолжают свои рассуждения о социальных проблемах современности авторы Агни Йоги. («Аум», 513.)

Согласно Живой Этике, смены крупных космических циклов, сопровождающиеся глобальными природными катаклизмами, в человеческом сообществе выражаются также сменой рас, или эволюционных типов человечества. В Живой Этике существует учение о космической эволюции человечества, движущейся по определенным ступеням, на каждой из которых человечеству предназначено развитие тех или иных духовно-психических и интеллектуальных качеств и способностей. В соответствии с этим учением, время смены космических эпох, или, говоря языком религий, Апокалипсиса, является также и временем смены прежней, пятой человеческой расы новой, более совершенной в духовном отношении, шестой. О временах крупных космопланетарных перемен, предстоящих человечеству, Е.И. Рерих писала: «Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас. Так шестая раса начинает вступать в свои права. И, как Вы знаете, каждая смена расы сопровождается космическими катаклизмами. Такое очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться. Космические катаклизмы происходят в силу наклона земной оси. Сейчас ученые очень определенно отмечают этот уклон, который все продолжается и грозит катастрофами.

Именно, шестая раса должна начать новую эру, и тягостен этот период подготовления. Но не следует думать, что шестая раса нарождается в одной какой-либо стране или национальности, она распространена широко. Конечно, всегда есть главное ядро ее, и ко времени катастрофы именно принадлежащие к шестой расе будут собраны в безопасные места.

Великое огненное очищение приближается. Потому так важно очищать свое мышление и сердце и стараться ассимилировать пространственные огни». (Из письма Е.И. Рерих от 23.06.34.)

Следует отметить тот факт, что основным «поражающим фактором» Апокалипсиса авторы Живой Этики считают не природные перемены сами по себе, а низкий уровень духовного развития большей части человечества, который и может стать причиной гибели большого количества людей.

Перенасыщенность ауры Земли энергетикой негативных мыслей и чувств людей уже в наше время вызывает самые разнообразные природные катаклизмы — землетрясения, наводнения, ураганы, небывалые колебания климата и т.п. Соответственно, приход в ауру планеты новой, высоковибрационной космической энергетики в силу ее несоответствия низковибрационным психическим порождениям человечества вызовет еще большее нарушение равновесия природных стихий — прежде всего небывалую сейсмическую активность и, как следствие, опасные природные катаклизмы. В письмах Е.И. Рерих говорится: «Помните, в Учении сказано, что «сама судьба планеты в руках человека», также, «человек устраивает землетрясения». Берите это дословно. Ибо, именно, низкие мысли и устремления человечества не только на Земле, но и в низших слоях тонкого мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнем. Лишь огненные, чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна Эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно, уничтожение целых зараженных местностей подземным огнем и также усиление эпидемий, противостоять которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать свои энергии». (Из письма Е.И. Рерих от 23.06.34.)

Однако было бы ошибкой видеть в предстоящих планете переменах лишь негативную сторону. Живая Этика в отличие от религиозных учений не считает время смены космических эпох «концом света». С приходом в ауру Земли новой энергетики духовные Учителя Востока связывают очищение планеты от антиэволюционных сил и наступление новой, прогрессивной эпохи в развитии планеты и человечества.

«Тьма внешняя, а с ней плач и скрежет зубовный будут продолжаться до тех пор, пока Свет не сойдет на Землю и не заполнит собою сознание человечества. Новая Эпоха Огня будет свидетельницей этого преображения человечества и всей жизни планеты. Новые Огненные Энергии создадут такие условия, когда их или надо будет принять и ассимилировать, или, отвергнув, быть уничтоженными ими. Ассимиляция потребует очищения сознания и принятие сердцем новых энергий. На преображенной Земле, пронизанной Новыми Лучами, темному сознанию существовать уже будет нельзя. Новая Эпоха может наступить стремительно, и тогда из двоих, находящихся в поле, один может быть взят, то есть принят, и — отвергнут другой. Вместе с негодными, изжитыми формами старого мира с планеты уйдут и носители их. Преобразится вся жизнь», — говорится о смене эпох в записях Б. Н. Абрамова. («Грани Агни Йоги», т. 5, 157.)

Таким образом, сложное и во многом драматичное время Апокалипсиса будет для планеты и человечества не «концом света», а переходом к новой космической эпохе и новой ступени эволюции человечества. Новая ступень духовного развития, на которую поднимется человеческое сообщество, отразится на всем его жизненном укладе. Широкое развитие культуры и науки, справедливое социальное устройство жизни, невозможность прежних социальных эксцессов, таких, как войны, терроризм, вооруженные столкновения на националистической или религиозной почве, станут нормами жизни для новых поколений людей.

Немалую роль в культурном расцвете будущего, по мысли авторов Живой Этики, должно будет сыграть новое, объективное мировоззрение и новая парадигма науки. «Хочется думать, что непредубежденные умы, рассмотрев все происходящее в мире при свете Учения Живой Этики, вместят эволюцию и поймут, что старый мир ушел и нужны обновленные и расширенные сознания, чтобы принять новые формы строительства, подсказанные самой жизнью. Как я уже не раз писала, все события, все происходящее, ясно указывают, куда направляется эволюция. Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самой насущной задачей, встающей сейчас перед человечеством, является именно синтезирование духовного с материальным. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождения законов психической энергии потребуют нового проникновения и понимания мира субъективного или мира духовного. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь мира плотного — физического с тонким — миром энергий станет очевидной, и Высшая Мудрость утвердится Силою, ведущей и связующей все бытие.

Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере.

Познание высших законов подчинит технику духу, и отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажет и новые, лучшие формы устроения жизни», — писала Е.И. Рерих в 1936 году. (Из письма Е.И. Рерих от 18.06.36.)

Жизнь подтвердила правоту многих идей и положений Живой Этики. Ряд предсказаний авторов этого учения уже осуществился.

01.08.2011 03:00АВТОР: Наталия Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 2607




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »