Святослав Николаевич Рерих и Болгария. Марга Куцарова, Васил Стоилов, Искра Карпенева
26 июля Людмиле Живковой исполнилось бы 75 лет
Людмила Тодоровна Живкова
В апреле 1978 года в Софии состоялся Международный коллоквиум «Культура и гармоничное развитие личности», на котором выступил Святослав Николаевич. Говоря о своем отце, он подчеркнул, что связь Николая Рериха с Болгарией существует уже более 50 лет. Заканчивая свое выступление, Святослав Николаевич прочитал статью выдающегося болгарского художника Бориса Георгиева о творчестве Николая Рериха. Святослав Николаевич не случайно обратил внимание на сотрудничество своего отца с болгарскими деятелями культуры в первой половине ХХ века, ибо позже и он продолжил эту деятельность. Наши наиболее выдающиеся и любимые художники – такие, как Владимир Димитров-Мастер, Васил Стоилов, Борис Георгиев, Сирак Скитник, Николай Райнов, – чрезвычайно, вернее, исключительно ценили Николая Константиновича как художника. Но ценили его также и как поэта, мыслителя и общественного деятеля. Они оставили о Николае Рерихе проникновенные и глубокие мысли. Тогда, в 20–30-е годы прошлого века, многие из них отмечали космичность искусства Николая Константиновича, принадлежность его искусства Вечности. Хотелось бы привести слова Васила Стоилова, которые он записал в дневнике, будучи еще молодым человеком: «Со стремительной неукротимостью несется мощный зов – зов о новом искусстве. И как в царственном лабиринте, полном новыми землями, землями пророка Николая Рериха, я улавливаю этот зовущий меня с силою вихря призыв. Я клянусь, я буду свято следовать его призыву и с жаром без устали буду работать, чтобы понять эти формы, особенности, тайны дикого первобытного искусства» [1, с. 151]. Эта клятва была выполнена, и в 1978 году уже в зрелом возрасте Васил Стоилов записал: «Искусство Николая Рериха предвечно, оно космическое по замыслу. Искусство для всех людей и для всех времен…» [2]. Писатели и художники Болгарии много сделали для того, чтобы о Николае Рерихе узнали, чтобы его многогранная личность – художника, философа, ученого, общественного деятеля – стала известна в стране. Было создано Болгарское общество друзей Музея Рериха, в которое вошли многие деятели культуры. Был сформирован также Комитет Пакта Рериха под председательством судьи болгарского Верховного кассационного суда Никифорова. В Болгарии три года выходил журнал врача А.М. Асеева «Оккультизм и Йога», в котором публиковались статьи Николая Константиновича и ответы Елены Ивановны Рерих на вопросы читателей. (Вышедшие номера журнала хранятся в Национальной библиотеке имени Кирилла и Мефодия в Софии.)
Святослав Николаевич Рерих впервые приехал в Болгарию в марте 1978 года. Именно в это время Комитет культуры Болгарии приступил к выполнению программы «Николай Константинович Рерих», и Святослав Николаевич принял участие в наиболее значимых этапах этой программы, имевшей огромный успех – Болгария как бы заново открывала для себя Николая Рериха. 1978 год в Болгарии поистине стал годом Рериха.
Когда готовилась эта программа и особенно в начале ее реализации часто возникал один и тот же вопрос: почему Рерих, почему именно Рерих? Многие по этому поводу недоуменно спрашивали: а почему бы в Болгарии не осуществить программу, посвященную какому-либо национальному деятелю искусства и культуры [3, с. 7]? Кроме того, 1978 год был для Болгарии юбилейным – страна отмечала 100-летие освобождения от османского владычества в результате русско-турецкой освободительной войны. Проведение масштабной национальной программы «Н.К. Рерих» именно в таком особенном году требовало хорошего обоснования. Появилось, однако, и более значительное затруднение: в марте 1978 года со стороны Министерства культуры СССР и лично министра культуры П.Н. Демичева прозвучало серьезное возражение против ознакомления Болгарии с творчеством Николая Рериха [4, с. 69–70]. Проблему удалось разрешить через Посольство СССР в Софии. Советская сторона согласилась на проведение программы, но при условии, что не будут подчеркиваться те моменты, которые противоречат марксистско-ленинской идеологии [4, с. 69–70].
Чтобы понять значение и роль программы «Николай Константинович Рерих» для культуры Болгарии в те годы, и чтобы ответить на вопрос, почему именно Рерих, необходимо прежде всего обратиться к целям, которые были поставлены перед государственной культурной политикой председателем Комитета культуры Болгарии Людмилой Живковой.
Живкова подчеркивала, что в центре нашей национальной и международной культурной политики мы естественным образом ставимвопрос о развитии сознания, в том числе о развитии общественного сознания [5, с. 18–19/82–83]. Она обращала внимание на то, что сегодня цель человеческой эволюции – пробуждение творческого начала [5, с. 18–19/82–83]. По мнению Живковой, пробуждение и развитие творческого начала ведет к развитию у человека способности синтеза и к многогранной творческой деятельности [5, с. 20/84].
Она отмечала, что без осуществления такого синтеза в сознании всестороннее и гармоничное развитие человека невозможно. В ее понимании суть гармонии – это синтез. Поэтому цель культурной политики Болгарии – эстетическое воспитание, всестороннее и гармоничное развитие человека путем пробуждения и развития в нем творческого начала, путем самосовершенствования [5, с. 21–24/85–88].
Поставить столь дерзкие цели – расширение сознания, пробуждение в человеке творческого начала и стремление к синтезу – в ви´дении Живковой значило раскрыть человечеству новые перспективы. Для осуществления этого, указывала она, необходимо в прошлом или настоящем показать становление таких личностей, которые достигли высочайшей степени реализации в своем индивидуальном творческом развитии и самосовершенствовании. В соответствии с поставленными целями по инициативе Живковой Центральный Комитет Болгарской коммунистической партии (ЦК БКП) принял «Долгосрочную комплексную программу, направленную на поднятие роли искусства и культуры в гармоничном развитии личности и общества в условиях зрелого социализма» [3, с. 1]. Эта всеобъемлющая программа состояла из отдельных программ, посвященных Леонардо да Винчи, Тагору, Константину Кириллу Философу, Ломоносову, Эйнштейну и другим выдающимся личностям. Начиналась же она программой «Николай Константинович Рерих».
«Этих личностей мы приобщаем к сознанию болгарской нации, – отмечала Живкова,– ибо через опыт и богатство их сознания возможно расширение и обогащение нашего национального сознания» [5, с. 19–20/83–84]. Ни одно национальное сознание, как и ни одно индивидуальное, не может развиваться без приобщения к накоплениям и достижениям других народов, культур и цивилизаций. А такие личности, как Н.К. Рерих, Леонардо да Винчи, Тагор, Константин Кирилл Философ, осуществляли связь между культурами и цивилизациями, между прошлым, настоящим и будущим. Они являлись выдающимися представителями своего времени, ибо в их индивидуальном сознании мы можем увидеть не только богатство целой эпохи, но и будущее человечества на несколько веков вперед. Они были носителями истинно эволюционного сознания. «Если мы не поймем всего этого, – обращалась Живкова к своим коллегам в Комитете культуры, – мы все время будем себе задавать вопрос, почему мы занимаемся именно Рерихом, почему Леонардо да Винчи, почему все эти программы и мероприятия» [5, с. 18–19/82–83].
Говоря о программах «Николай Константинович Рерих» и «Леонардо да Винчи», Людмила Тодоровна особенно подчеркивала значение осуществленного этими творцами синтеза. ««Мы должны сказать нашей общественности», – говорила Живкова, – что именно поэтому Болгария направилась к Рериху, к Леонардо» [5, с. 16–80]. Акцентом этих программ должна была стать именно достигнутая ими всесторонность в развитии личности, преодоление границ ограниченного и узко специализированного сознания человека.
Надо сказать, еще об одной поставленной Людмилой Тодоровной цели международной культурной политики Болгарии. По мнению Л. Живковой, необходимо было приобщить к идеям Рериха не только болгарский народ, но весь мир, все человечество. Она стремилась привлечь мировое общественное мнение к таким великим личностям, как Рерих, Леонардо, Константин Кирилл, для того чтобы их творчество и жизнь были обсуждаемы, интерпретированы, и чтобы были проведены значительные, посвященные им мероприятия [6, с. 9].
В официальном обосновании программы «Н.К. Рерих», одобренном ЦК БКП, говорилось, что выбор личности Н.К. Рериха продиктован следующими обстоятельствами: «Своей многогранной деятельностью он оставил глубокий след в истории мировой культуры; его деятельность ученого и художника дает возможность связать культуру и искусство с наукой и осветить их роль для гармоничного развития личности в современном мире; “Пакт Рериха” и “Знамя Мира” дают возможность связать его личность и дело с актуальными проблемами борьбы за мир и развернуть мирное культурное наступление на Балканах, в Европе и в мире; деятельность Рериха в Индии и Центральной Азии является первым опытом преодоления европоцентризма в науке современного мира и является вкладом в обогащение и взаимное влияние различных культур – русской, индийской и других; созданный Николаем Константиновичем Рерихом Институт Объединенных искусств в Нью-Йорке в 1929 г. Так в оригинале. Мастер-Институт Объединенных искусств был основан в 1921 г., по существу, являлся первым опытом создания центра для синтеза искусств. На создание таких центров сейчас ориентированы многие страны, в том числе Франция, США, Иран, Народная Республика Болгария» [3, с. 2–3]. В этих официальных строчках также чувствуется личное участие Людмилы Тодоровны.
Как видела она выполнение всех этих целей и задач во времени? В своем выступлении перед журналистами радио, телевидения и прессы она обратила внимание на то, что эта работа потребует не пять, не десять лет, но несколько десятилетий [6, с. 14]. В выступлении же на заседании рабочей группы по программе «Н.К. Рерих» в Комитете культуры она подчеркнула, что должно быть обеспечено постоянное проведение мероприятий в рамках этой программы [7, с. 23].
Необходимо указать еще на один момент. Людмила Живкова подчеркивала, что популяризация творчества и жизни такой всесторонне развитой личности, как Рерих, является только аспектом масштабной цели, но ни в коем случае не является основной целью. Основная же цель – прежде всего показать процесс становления личности такого масштаба, ибо это феномен человеческого развития [5, с. 19–20/83–84]. В отношении программы «Н.К. Рерих» Живкова поставила перед Комитетом культуры еще одну цель. ««Мы должны сделать программу при активном участии в нашей культурной жизни Святослава Рериха и его супруги», – говорила она. – Необходимо рассказывать и о творческом пути и становлении Святослава Рериха» [7, с. 22].
Программа «Н.К. Рерих» началась 24 марта 1978 года с публикации в газете «Народная культура» статьи Людмилы Живковой «Комплексное культурное мероприятие с большим значением и возможностями». До официального начала программы в той же газете была опубликована монография известного болгарского писателя Богомила Райнова о Николае Рерихе, было осуществлено двуязычное (на болгарском и русском) издание поэзии Николая Константиновича Рериха под названием «Письмена», опубликованы страницы его дневника.
28 марта 1978 года в Софии, в Галерее на улице Шипка, Людмилой Живковой была открыта большая выставка работ Николая Константиновича, на которой в качестве официальных почетных гостей присутствовали Святослав Рерих с Девикой Рани и заместитель генерального директора ЮНЕСКО Макдминан Маканшансар. В приветственном послании премьер-министр Индии Морарджи Десаи поздравил болгарскую общественность с этим знаменательным событием. На выставке экспонировались картины Николая Константиновича из музеев Советского Союза, Франции, Монголии, из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, кроме того, было выставлено много картин, принадлежавших Святославу Николаевичу.
4 апреля 1978 года в столице Болгарии, в Национальной художественной галерее, открылась выставка Святослава Николаевича Рериха. На церемонии присутствовали сам художник с супругой, председатель Комитета культуры Людмила Живкова, другие высокие государственные лица, а также выдающиеся деятели культуры.
С.Н. Рерих и Л. Живкова на выставке картин.
Национальная галерея Софии. Болгария, 1978
Обе выставки явились огромным событием в культурной жизни страны, со стороны общественности к ним был проявлен исключительный интерес. Можно с уверенностью сказать, что решительно все, кто видели представленные на них работы, и по сей день вспоминают о них с восхищением как о редком, исключительном событии в их жизни. Из сохранившихся в Центральном государственном архиве воспоминаний об этом событии известно, что Святослав Николаевич отметил тогда, что популярность искусства Рерихов в Болгарии явилась еще одним доказательством близости братских народов [8].
Весной 1978 года в болгарской прессе было опубликовано около 130 материалов, посвященных Рерихам, были проведены сопутствующие выставкам мероприятия, сделаны теле- и радиопередачи. Все они имели целью ознакомить болгарское общество с жизнью и творчеством Н.К.Рериха и дать ответ на вопрос – почему Рерих? В составленном Комитетом культуры Анализе работы по выполнению программы «Н.К.Рерих» отмечается, что благодаря публикациям и теле- и радиопередачам общественное мнение постепенно стало воспринимать эти события в созвучии с целями, которые ставил перед собой Комитет культуры [3, с. 7].
31 марта 1978 г. Академический совет Национальной художественной академии выбрал Святослава Николаевича своим Почетным членом. В апреле 1978 г. о выставке С.Н.Рериха в Софии был сделан документальный фильм, в котором художник рассказывает о своем творчестве и об источниках своего вдохновения.
С.Н. Рерих и Людмила Тодоровна Живкова
С 25 по 28 апреля 1978 года в Софии состоялся Международный коллоквиум «Культура и гармоничное развитие личности», организованный Институтом культуры при Комитете культуры и Болгарской академии наук. Коллоквиум включал четыре секции: «Понятие гармонично развитой личности»,«Николай Константинович Рерих», «Творческий синтез» и «Преемственность и взаимное обогащение культур». Почетными гостями Международного коллоквиума были Святослав Рерих и его супруга Девика Рани. В этом мероприятии приняли участие 60 ученых, в том числе: кандидат исторических наук Людмила Живкова, председатель Комитета культуры; профессор Юрий Барабаш, первый заместитель министра культуры СССР; представители Всесоюзного научно-исследовательского института по искусствоведению в Москве, Института культуры и Русского музея в Ленинграде, Института культуры в Варшаве, Этнографического музея в Кракове, Института культуры в Праге, Министерства культуры в Берлине, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, Тегеранского университета. Также присутствовал скульптор и выдающийся культурный деятель Нигерии Эр Хабок Эмокпайа [16]. Святослав Николаевич выступил с рассказом о своем отце, который он назвал «Николай Константинович – каким он был в жизни» [2]. В Анализе работы по выполнению программы «Н.К.Рерих» Комитет культуры дал этому коллоквиуму очень высокую оценку, отметив, что на нем творчество Николая Константиновича освещалось в духе целей Долгосрочной комплексной программы и были заложены научные основы разработки проблем воспитания гармонично развитой личности [3, с. 8]. В том же году все материалы коллоквиума были опубликованы и стали достоянием широкой научной общественности Болгарии.
В мае 1978 года в рамках программы «Н.К.Рерих» в городах Бургас и Пловдив была проведена выставка картин Николая Константиновича Рериха, в городах Велико Тырново и Плевен – выставка работ Святослава Николаевича Рериха. Обе выставки прошли в городах Русе, Габрово и Варна. И везде им сопутствовал огромный успех. К примеру, в городе Русе их посетило 81630 человек – почти все активное население города и его окрестностей. Во многих городах выставки картин сопровождались беседами, показами фильмов, фотовыставками о жизни и творчестве Николая Константиновича [3, с. 9–11]. Рождались местные инициативы: например, горожане Асеновграда (недалеко от Пловдива) сами сделали значки с портретом Николая Константиновича, а молодые люди из Пловдива захотели повторить путь Рериха по Центральной Азии [3, с. 11].
Председатель Комитета культуры Болгарской Народной Республики Людмила Живкова (справа)
вручает Святославу Рериху знак Почётного доктора и золотую медаль Великотырновского
университета им. Кирилла и Мефодия. Велико Тырново, 8 мая 1978 г.
В мае 1978 года началось выполнение международного аспекта программы «Н.К. Рерих». В болгарском культурном центре «Витгенштейн» в Вене с 16 мая по 30 июня прошла выставка 57 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, которую посетили почти 3000 человек [3, с. 14]. Одновременно там же проводились дискуссии на темы «Всесторонне развитые личности» и «Пакт Рериха», в которых приняли участие австрийские философы, педагоги, ученые и государственные деятели [3, с. 16]. В болгарских культурных центрах в Акре, Дамаске, Дели, Варшаве, Алжире, Братиславе, Будапеште, Париже, Лондоне, Лагосе, Берлине были открыты фотовыставки о жизни и творчестве Николая Константиновича Рериха, в некоторых из этих городов появились публикации в прессе, в Лиссабоне выставка проводилась совместно с посольством СССР. При сотрудничестве с посольством Индии была открыта фотовыставка в Художественной академии в Вашингтоне, в Нью-Йорке она экспонировалась в Музее Николая Рериха, в Праге – в Академии искусств, в Бонне – в университете, а также в городах Германии Бохум и Саарбрюкен и в столице Финляндии – Хельсинки [3, с. 12–13].
Во время ХХ генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже болгарская делегация предложила две резолюции, напрямую связанные «с нашими идеями, которые следуют из идей или развивают идеи Н.К. Рериха о роли и защите культурных ценностей» [3, с. 20]. В них говорилось об эстетическом воспитании и гармоничном развитии личности, об охране культурного наследия и о перерастании рериховского Знамени Мира в наиболее значимое для детей в 1979 году в области искусства и культуры событие – в Международный год детей [3, с. 19]. Последняя резолюция по существу дала начало Международной детской ассамблее «Знамя Мира».
В документе Комитета культуры от 1979 года говорится, что реализованная в 1978 году программа «Н.К.Рерих» должна явиться основой для дальнейшей популяризации личности Н.К.Рериха, чтобы в 1984 году Болгария вместе с СССР была на одном из ведущих мест по организации и проведению празднования 110-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха. В рамках этой программы Комитет по указанию Людмилы Живковой предложил план мероприятий, рассчитанный на срок до 1984 года [3, с. 21].
Однако 21 июля 1981 года Людмилы Живковой не стало. 5 августа 1981 года Святослав Николаевич писал Павлу Федоровичу Беликову: «Как Вы уже знаете, ушла Людмила Живкова. Это большая потеря!! Столько было у нас планов, столько она хотела сделать и столько еще могла сделать!! Подробностей мы еще не имеем, но все это случилось неожиданно, внезапно. Ей всего было 38 лет. Не знаю еще, как это все отзовется на наших планах в Кулу» [10, с. 193].
Когда мы работали с документами в Центральном государственном архиве, мы постепенно осознавали значение слов, написанных Святославом Николаевичем Рерихом в этом письме. Планом Комитета культуры по программе «Н.К.Рерих» предлагалось: издание на русском и английском языках полного каталога выставки Николая Константиновича Рериха, прошедшей в Софии в 1978 году и явившейся одной из самых значительных выставок художника; издание сборника «Рерих в глазах его современников»; издание «Листов дневника» Н.К.Рериха в переводе с русского; издание библиографии творчества Н.К.Рериха; передача болгарским и иностранным искусствоведам разработок статей о творчестве Н.К.Рериха для публикации их в отдельном сборнике; учреждение международной стипендии Комитета культуры и Национальной комиссии по эстетическому воспитанию Болгарии имени Н.К.Рериха для талантливых детей и молодежи; проведение в Великотырновском университете международной студенческой сессии и организация в средних школах и вузах молодежной дискуссии на тему «Гармонично развитая личность – личность будущего»; создание совместно с СССР и Индией фильма о Н.К.Рерихе; издание 100–150 диапозитивов с картинами Рериха на всех языках ЮНЕСКО. (Однако после смерти Людмилы Живковой большинство из перечисленных инициатив осуществлено не было.) В феврале 1981 года, за несколько месяцев до смерти Л.Живковой, Святослав Николаевич писал Беликову: «С болгарскими друзьями будем обсуждать Кулу и лучшие подходы! Я думаю, многое будет решено» [10, с. 191–192]. Но после ухода из жизни Людмилы Тодоровны то, что было решено о Кулу – проект «Урусвати», как он был назван в плане Комитета культуры, – тоже не было осуществлено. Было намечено поставить в Болгарии фильм о Святославе Николаевиче, а также издать монографию и альбом о его творчестве [10, с. 192–193]; монография и альбом были по существу готовы, но не были изданы.
Необходимо подчеркнуть, однако, что заложенное в план Комитета культуры не дает полного представления о проектах Святослава Николаевича и Людмилы Живковой. В Центральном государственном архиве хранится стенограмма выступления Л. Живковой в 1978 году на заседании рабочей группы по программе «Н.К. Рерих», в которой более чем на 20 страницах излагаются идеи, предложения и указания Живковой о направлениях работы по этой программе. Живкова стремилась максимально использовать все предоставляемые государством возможности. Трудно перечислить все предложенное Живковой своим сотрудникам в Комитете культуры, можно лишь отметить наиболее важное. В плане научно-исследовательской работы она предлагала:
– совместно с Советским Союзом и Индией попытаться начать серьезнейшую научную работу, посвященную исследовательской деятельности Института «Урусвати», и как можно скорее сделать результаты этой работы достоянием научной общественности;
– установить связь с бывшими сотрудниками «Урусвати», попросить их о содействии и участии в разработках;
– изучить возможности и готовность к объединению усилий Болгарской академии наук с Советской и Индийской академиями наук по изучению научно-исследовательской деятельности Рериха и ее популяризации;
– раскрыть сущность научных звеньев, созданных Рерихом: их цели, идеи, секции, организация работы;
– осуществить сравнительный анализ между развитием, творческой мыслью и исследовательским делом Рериха с некоторыми современными проблемами науки;
– обратиться ко всем институтам и организациям, с которыми Рерих сотрудничал и которые присудили ему почетные звания и награды, с предложением об участии в программе «Н.К. Рерих» и использовании имеющихся у них документов и архивного материала;
– раскрыть вклад Рериха в развитие американской культуры (ибо, как указывала Живкова, он активно участвовал в культурных процессах Америки в определенный период времени. – Авт.);
– исследовать роль Рериха в культурных процессах Индии;
– исследовать связи Рериха с болгарскими творцами;
– тесно сотрудничать с отделением Советской академии наук в Новосибирске в исследовании деятельности Рериха как археолога;
– осуществить специальные исследования по темам «Рерих и русская архитектура и искусство» и «Рерих и русская культура» и предложить советским товарищам совместную деятельность по этим направлениям;
– осуществить специальное исследование, посвященное теме «Рерих и древние предания и легенды», в особенности легенды Гималаев, сделать и такой фильм;
– исследовать то, что является единым объединяющим центром в творчестве Рериха-художника, Рериха-ученого, Рериха-мыслителя.
В плане издательской деятельности предложения были такие:
– издать мысли болгарских творцов о Рерихе;
– издать мысли деятелей культуры мира о Рерихе;
– совместно с Советским Союзом, Индией и другими заинтересованными странами либо же самостоятельно только в Болгарии осуществить полное издание «Листов дневника» Рериха;
– перевод наиболее значительных трудов о Рерихе советских авторов;
– осуществлять в будущем совместные издания под эгидой ЮНЕСКО на многих языках;
– собрать и издать избранные мысли Рериха об искусстве и культуре;
– высечь эти мысли Рериха на камне, высечь также мысли Леонардо, Тагора и других творцов об искусстве и культуре и сделать каменную библиотеку для выставки в готовящемся духовном центре;
– осуществить издания о Рерихе-художнике, Рерихе-философе, Рерихе-ученом, причем часть из этих изданий осуществить под эгидой ЮНЕСКО, с тем чтобы сделать их достоянием международной общественности;
– помещать в течение ряда лет в специализированных научных изданиях научные статьи Рериха;
– издать учебные материалы для средних школ.
В направлении художественной деятельности необходимо:
– привлечь со всех концов мира художников, основывающихся на нравственных ценностях, сделать свои разработки по теме «Творческий мир Рериха и мы» и «Жизнь Леонардо и мы» для того, чтобы украсить школы, общественные здания в Болгарии;
– воссоздать балеты и оперы по декорациям Рериха;
– сделать параллельные выставки, посвященные Н.К. Рериху и современным ему художникам;
– определить местонахождение картин Рериха в других странах (Живкова, в частности, говорила, что картины есть в Хельсинки, Буэнос-Айресе, Монголии. – Авт.).
В направлении создания фильмов:
– сделать документальный фильм о Рерихе и демонстрировать его по теле-, Евро- и Интервидению, предоставить его телевидению всех стран, которые пожелают, осуществить показ по линии ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций;
– сделать документальный фильм о программе «Н.К.Рерих» в Болгарии и предложить его СССР, Индии, всем социалистическим и другим странам, которые проявили бы заинтересованность;
– создать фильмы о Рерихе-археологе, Рерихе-художнике, Рерихе-исследователе;
– собрать в Болгарии и других странах мира фотографии и киноматериалы, связанные с Рерихами;
– под эгидой ЮНЕСКО совместно с советским и индийским кинематографами создать детские фильмы по теме «Мир Рериха», «Рерих и русская культура», «Рерих и индийская культура»;
– создать малые театральные формы для театров страны;
– провести детский телевизионный конкурс, посвященный творческому пути Рериха [7, с. 3–21].
Реализация этих замыслов не была осуществлена из-за смерти Живковой.
Было задумано также создание Центра Рерихов. На заседании рабочей группы по программе «Н.К.Рерих», прошедшем в марте 1978 года, Людмила Тодоровна подчеркнула, что все мероприятия в рамках этой программы должны быть рассматриваемы как часть деятельности будущего Центра, но что об этом пока не нужно говорить даже в узком кругу людей [7, с. 2–3]. Журналистам Живкова сообщила, что Комитет культуры поставил перед собой задачу создания культурного и духовного центра, который по сути будет международным и привлечет лучших болгарских и международных специалистов. При нем будет создан научно-образовательный центр с комплексными лабораториями по всем наукам и дисциплинам [6, с. 9].
В 1978 году на заседании в Комитете культуры, на котором Живкова представила все идеи и предложения по программе «Н.К.Рерих», она подчеркнула: «Я хочу сказать здесь, что со стороны Святослава Рериха наша страна имеет полную поддержку и содействие. Со стороны его жены – тоже. <…> Мы должны в максимальной степени использовать все возможности, которые предоставляет нам это сотрудничество» [7, с. 22].
Людмила Живкова была преданным последователем идей Рерихов и философской системы Живая Этика [11, с. 103]. Эти идеи она стремилась воплощать во всех аспектах государственной деятельности, подчиненной ей, во всех областях культурного строительства. «У него (Николая Рериха. – Авт.) есть такие интересные мысли (об искусстве, о культуре. – Авт.), – говорила Живкова, – которые <…> полностью поддерживают нашу нынешнюю политическую линию и наши нынешние идеи и разработки. Пусть сила мыслей Рериха работает во имя наших идей» [7, с. 9]. Именно поэтому и сотрудничество Святослава Николаевича и Людмилы Живковой было широким и не ограничивалось только выполнением программы «Н.К.Рерих».
Святослав Николаевич поддерживал и лично участвовал в реализации многих инициатив и планов председателя Комитета культуры Людмилы Живковой. Так, он стал членом Инициативного комитета Международной детской ассамблеи «Знамя Мира». Ассамблея была инициирована Людмилой Живковой в первой половине 1970-х годов. Успешное выполнение международного аспекта программы «Н.К.Рерих» способствовало реализации этой инициативы. По предложению болгарской делегации на ХХ генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция о развитии Ассамблеи «Знамя Мира» в крупнейшее для детей событие в области искусства и культуры в 1979 году, объявленном ООН Международным годом ребенка [3, с. 19]. Членами Инициативного комитета Международной детской ассамблеи «Знамя Мира», в состав которого, как упоминалось выше, по приглашению Людмилы Живковой вошел Святослав Николаевич Рерих, стали также Эстефания Алдаба-Лим – специальный представитель ООН по вопросам Международного года ребенка, ректор Токийского университета Мацумае, председатель академии «Гонкур» Эрве Базен, Дмитрий Кабалевский, Сергей Михалков, Кармен Портильо, Джанни Родари, Леонард Бэрнстейн, Янис Рицос, Артур Лундквист и многие другие деятели науки и культуры. Весной 1978 года всем детям мира, любящим красоту и искусство, от имени болгарских детей было направлено письмо-приглашение принять участие в Международной детской ассамблее «Знамя Мира» в Софии [12, с. 5]. В этом письме, без указания источника, была изложена легенда «Посланец Света», включенная Еленой Ивановной Рерих в книгу «Криптограммы Востока» [17, с. 52]. В письме говорилось: «Почему мы рассказываем вам эту легенду? Потому что мы хотим, чтобы наше письмо как добрый посланец пришло к вам. <…> Мы хотим нести в себе неугасимое стремление к прекрасному, стать более совершенными, развернуть свои таланты многогранно и светло, строить новый мир по законам красоты» [12, с. 12]. Международная детская ассамблея прошла в Болгарии с 15 по 25 августа 1979 года под патронажем генерального директора ЮНЕСКО Амаду Махтар М’Боу и исполнительного директора детского фонда ООН «Уницеф» Генри Лабиуса.
В рамках Ассамблеи были проведены международная выставка детского художественного творчества, фестивали детского исполнительского и композиторского творчества и детского литературного творчества. Все они не имели конкурсного характера. Был также создан Мировой детский парламент. Международная детская ассамблея имела большой успех. Свыше 1500 детей из 85 стран мира и 1000 болгарских детей приняли участие в мероприятиях под девизом детского творчества. Заключительным актом Ассамблеи явилось открытие монумента «Знамя Мира» в Софии. С 23 по 30 августа 1979 года в столице Болгарии состоялся также Международный научный симпозиум «Ребенок, творческое начало и эволюция», в котором приняли участие ученые из 28 стран. Международная ассамблея была задумана как постоянное мероприятие, которое должно было проводиться каждые два года. Цели Ассамблеи – не только пробуждать и развивать творческое начало у детей, но и силою искусства уничтожать взаимную враждебность и предрассудки у будущих деятелей культуры, искусства и науки разных стран мира и тем строить в сознании будущего поколения прочный мир.
Святослав Николаевич Рерих и его супруга Девика Рани также стали членами Комитета по празднованию 1300-летнего юбилея Болгарии, созданного в Индии. Почему такой Комитет был создан в Индии? По решению болгарского Комитета культуры празднования в честь 13-векового юбилея страны должны были пройти не только в самой Болгарии, но и в тех странах, которые выразят такое желание и создадут специальные комитеты. В комитеты, как правило, входили государственные деятели и деятели науки и культуры. Они были созданы во многих странах, в том числе в США и Австралии. В Индии же Комитет был представлен на особенно высоком уровне, в него вошли члены правительства и парламента и такие уважаемые в Индии люди, как Святослав Николаевич Рерих и Девика Рани.
Но до того как эти комитеты были созданы и началось выполнение задуманной Живковой еще в 1974 году программы по празднованию 1300-летнего юбилея Болгарии, Людмиле Тодоровне как руководителю Комитета культуры пришлось преодолеть немало трудностей. Они были вызваны, прежде всего, теми идеями, которые содержались в этой программе. Празднование юбилея рассматривалось Людмилой Тодоровной как проведение связующих нитей между прошлым, настоящим и будущим болгарского народа, как осмысление его исторического и философского единства. Л. Живкова указывала, что ни одна нация и ни одна культура и цивилизация не развивались сами по себе, изолированно от исторических процессов на планете. Поэтому многолетняя подготовка и само празднование 1300-летия Болгарии имели две задачи: во-первых, дать возможность болгарскому народу осмыслить огромное наследие своего прошлого – культур фракийцев, протоболгар, славян; во-вторых, дать возможность заново оценить и осмыслить значительный вклад болгарского народа в общечеловеческую культуру и цивилизацию – принятие христианства, создание азбуки, славянской письменности… В видении Живковой празднование 1300-летия Болгарии должно было мобилизовать потенциальные силы нации на решение больших проблем настоящего и будущего. Поэтому оно должно было быть выражено не столько в отдельных актах, сколько в многолетних усилиях каждого болгарина и каждого учреждения страны улучшить тот сектор, в котором он живет и работает. В мощном торжественном аккорде юбилея, когда болгарский народ должен был заново и с сознанием собственного достоинства осмыслить свою многовековую культуру и устремиться к будущему, тонуло проводимое господствовавшей идеологией необоснованное деление культуры на буржуазную и социалистическую и отрицание прошлого, вносимое таким делением. Празднование 13-векового юбилея Болгарии дало возможность строить жизнь страны в соответствии с тем знанием, которое дает нам Живая Этика: без прошлого нет будущего, и развитие любого народа немыслимо без тех духовных накоплений, которые были сделаны им в прошлом. Заново были открыты и получили право быть исследованными и популяризированными многие бесценные грани нашей культуры – такие, в частности, как средневековая православная музыка, болгарская икона… Поддержка же Святослава Николаевича в этом начинании, надо полагать, была для Людмилы Тодоровны чрезвычайно важной, ибо, как пишет об этом Людмила Васильевна Шапошникова, он для нее был Наставником и Учителем [11, с. 103].
Живковой пришлось встретить препятствия в самой Болгарии и преодолеть сопротивление со стороны ЦК БКП. В праздновании увидели угрозу национализма, забвения наиболее светлого праздника социалистической революции, а также угрозу того, что такой подход к проведению юбилея вызовет изменения во всех областях социальной жизни, а это уже было бы посягательством на программу партии [4, с. 97]. Затем пришлось преодолеть сопротивление советской стороны. По воспоминаниям сотрудника Живковой, у нее был трудный разговор в ЦК КПСС. Действительность того времени в сообществе социалистических стран была такова, что без согласия ЦК КПСС осуществление столь масштабной инициативы в сфере культуры в Болгарии было невозможно. Все же согласие было дано, но предупредили, что в Советском Союзе комитет по празднованию юбилея Болгарии создан не будет [4, с. 98; 5, с. 130]. Людмила Тодоровна несколько месяцев не дожила до кульминации проведения в Болгарии осенью 1981 года юбилейных торжеств. Но в мае того же года она имела счастье снова встретиться со Святославом Николаевичем Рерихом, который второй раз приехал в Болгарию для участия в празднике болгарской и славянской культуры, по традиции отмечаемом 24 мая. Для газеты «Народная культура» он тогда написал: «В этот большой для Болгарии Год – я шлю Болгарскому Народу мой самый сердечный привет и пожелания дальнейших великих свершений. София. 20.05.1981 г. Святослав Рерих». А в интервью этой же газете сказал: «Гуманизм болгар, их душевная нежность и благородство, отношение к культурным ценностям – все это вызывает во мне глубокое уважение. 1300-летняя Болгария с ее драматичной историей и прекрасным настоящим мне близка и дорога, я просто ее люблю. Я уже несколько раз встречался с госпожой Людмилой Живковой и я восхищен ее неустанным, талантливым и благородным делом во имя лучшего взаимопонимания между народами, во имя красоты сегодня» [13].
Людмила Живкова, С.Н. Рерих, Девика Рани на открытии на открытии
Первой Ассамблеи "Знамя Мира" монумента "Колокола" на Комбаните.
Живковой пришлось встретить препятствия в самой Болгарии и преодолеть сопротивление со стороны ЦК БКП. В праздновании увидели угрозунационализма, забвения наиболее светлого праздника социалистической революции, а также угрозу того, что такой подход к проведению юбилея вызовет изменения во всех областях социальной жизни, а это уже было бы посягательством на программу партии [4, с. 97]. Затем пришлось преодолеть сопротивление советской стороны. По воспоминаниям сотрудника Живковой, у нее был трудный разговор в ЦК КПСС. Действительность того времени в сообществе социалистических стран была такова, что без согласия ЦК КПСС осуществление столь масштабной инициативы в сфере культуры в Болгарии было невозможно. Все же согласие было дано, но предупредили, что в Советском Союзе комитет по празднованию юбилея Болгарии создан не будет [4, с. 98; 5, с. 130]. Людмила Тодоровна несколько месяцев не дожила до кульминации проведения в Болгарии осенью 1981 года юбилейных торжеств. Но в мае того же года она имела счастье снова встретиться со Святославом Николаевичем Рерихом, который второй раз приехал в Болгарию для участия в празднике болгарской и славянской культуры, по традиции отмечаемом 24 мая. Для газеты «Народная культура» он тогда написал: «В этот большой для Болгарии Год – я шлю Болгарскому Народу мой самый сердечный привет и пожелания дальнейших великих свершений. София. 20.05.1981 г. Святослав Рерих». А в интервью этой же газете сказал: «Гуманизм болгар, их душевная нежность и благородство, отношение к культурным ценностям – все это вызывает во мне глубокое уважение. 1300-летняя Болгария с ее драматичной историей и прекрасным настоящим мне близка и дорога, я просто ее люблю. Я уже несколько раз встречался с госпожой Людмилой Живковой и я восхищен ее неустанным, талантливым и благородным делом во имя лучшего взаимопонимания между народами, во имя красоты сегодня» [13].
Людмила Васильевна Шапошникова в статье о Людмиле Живковой приводит слова Святослава Николаевича о ней: «Людмила Тодоровна – единственный в ХХ веке государственный деятель, кто воспринял очень глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные возможности для усовершенствования государственного строя и одухотворения этого строя культурой и высокой философской мыслью. Она очень хорошо понимает, что государство должно строиться и жить по законам красоты. Но ей очень трудно, и не только трудно, но и опасно» [11, с. 100].
Стремление строить государство по законам красоты, одухотворить государственный строй культурой и высокой философской мыслью присутствовало во всех программах и инициативах, проводимых председателем Комитета культуры Л.Живковой. Необходимо особо отметить Национальную программу эстетического воспитания, которая должна была проводить его в разных формах, иными словами, давать устремление к прекрасному во всех областях жизни: в быту, в профессиональной деятельности, в экономике, в окружающей среде, в культуре и искусстве. Пожалуй, не было другого периода в нашей новой истории, когда в столь значительном масштабе проявлялась забота о библиотеках, культурных центрах, памятниках культуры, ремеслах, киностудиях, издательствах, музеях, галереях, художественных коллективах, самодеятельных коллективах… Культурные программы проводились для строителей на крупных стройках, в промышленных комплексах. Живкова обращала внимание на необходимость повышения роли искусства и культуры в формировании сознания воинов болгарской народной армии. Нереализованных замыслов и здесь много. Упомянем об одном из них: Живкова хотела привлечь основывающихся на нравственных ценностях художников со всего мира, чтобы они украсили своими монументальными произведениями всю страну (общественные здания, школы, архитектурные комплексы) и чтобы они отразили в них роль, место, значение Болгарии в общечеловеческой цивилизации и культуре [5]. Возможно, именно поэтому в мае 1981 года в интервью газете Святослав Николаевич сказал: «Свою любовь к Болгарии я не просто выражу, я буду глубоко ее сопереживать и осмысливать. Я хочу написать портреты, в которых я покажу духовный образ болгарина. А в пейзажах я сохраню наслаждение зеленью, цветами, теплоту болгарской атмосферы» [13]. Художники со всего мира не были привлечены, у Святослава Николаевича не оказалось возможности написать картины, о которых он говорил…
Своей деятельностью на посту председателя Комитета культуры Болгарии Людмила Живкова решительно и твердо вывела культуру на ведущее место в общественной жизни страны; в значительной степени смягчила давление на эту сферу идеологических догм и дала возможность культуре развиваться более свободно; открыла страну для культурного общения с другими странами мира; дала свободу деятелям культуры и науки (известно, что именно благодаря ей они не были объектом контроля со стороны органов безопасности [14, с. 94]). Она в наивысшей степени напрягала весь творческий потенциал страны, силы всех работников культуры на выполнение масштабных программ; насытила искусством и культурой пространство общественной жизни страны.
Святослав Николаевич Рерих выразил свое отношение к проводимому масштабному культурному строительству в Болгарии. В 1978 году в интервью болгарской газете «Народная культура» он сказал: «Я очень счастлив, что именно здесь, в Болгарии, я вижу стремление к такому, с одной стороны, эстетическому, а с другой стороны – этическому воспитанию. <…> И я думаю, что здесь, в Болгарии, будет достигнуто овладение правильными позициями новой жизни. Вот сущность Живой Этики, этики жизни: мы должны создать более совершенное человечество. А совершенное человечество можно создать только путем внутренней культуры» [15]. И его слова четыре года спустя: «Я радуюсь, видя, как ваша страна вырастает с каждым новым днем, как она становится все более важным культурным центром со своей мировой притягательной силой» [13].
После смерти Людмилы Живковой Святослав Николаевич продолжал сотрудничество с Болгарией. Он приехал в Софию в октябре 1982 года, когда он и Девика Рани стали одними из соучредителей Международного фонда имени Людмилы Живковой, имевшего своей целью продолжить начинания Живковой. Святослав Николаевич и Девика Рани вошли в Совет правления этого Международного фонда. С.Н.Рерих с супругой приезжали в нашу страну также в 1984 году, тогда вместе с ним на гастроли прибыл Театр теней, работающий при академии искусств «Читракала Паришад». Можно предположить, что С.Н.Рерих был в Болгарии еще и в 1987 году, но данных об этом посещении у нас пока нет. Можно с уверенностью сказать, что Святослав Николаевич сделал все от него зависящее, чтобы все инициативы и дела Комитета культуры в Болгарии были продолжены. Но после смерти Живковой ситуация в духовной и культурной жизни страны изменилась коренным образом. Дела Людмилы Тодоровны были не просто прекращены – по мнению авторов этого доклада, после ее смерти были приняты все меры для того, чтобы уничтожить все сделанное ею. Все программы и инициативы Комитета культуры были лишены их внутреннего содержания, осталась внешняя форма, украшенная постулатами марксизма. Ярким подтверждением сказанному может служить и тот факт, что, хотя Святослав Николаевич приезжал в Болгарию в 1984 году, план Комитета культуры по выдвижению Болгарии вместе с СССР на ведущее место в праздновании 110-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха выполнен не был.
Истинная, глубокая оценка деятельности Людмилы Тодоровны Живковой впервые была дана Людмилой Васильевной Шапошниковой в опубликованной в 2002 году в журнале «Культура и время» большой статье «Людмила Живкова – государственный деятель и подвижник».
Людмила Живкова - Само опънатата струна звучи
* * *
Литература и примечания
1. Запись в юношеском дневнике Васила Стоилова от 5 октября 1923 г. Цит. по: Величко Коларский. Связи художников, участников движения «За родное искусство», с Николаем Рерихом и другими представителями русской художественной культуры // Известия Научно-исследовательского института культуры при Комитете культуры и Болгарской академии наук. 1983. № 2.
2. Проблеми на Културата. София: Комитет культуры, 1978. № 2.
3. Анализ за изпълнението на етапа «Н.К.Рьорих» на дългосрочната комплексна програма. Комитет за Култура, Разработващ блок. София, 1979.
4. Александров Е. Аз работих с Людмила Живкова. София, 1991.
5. Живкова Л. Стенограмма выступления на заседании Комитета культуры от 06.02.1979 г., точка 2 // ЦГА, ф. 405, оп. 9, а. е. 231.
6. Живкова Л. Стенограмма встречи с представителями радио, телевидения и прессы от 27.04.1978 г. в связи с подготовкой мероприятия «Рерих» // ЦГА, д. 288Б, оп. 3, а. е. 4.
7. Стенограмма заседания рабочей группы под руководством товарища Людмилы Живковой от 16.03.1978 г. по организации мероприятия «Рерих» // ЦГА, д. 288Б, оп. 3, а. е. 3.
8. Чолакова З. Художник Рерих у нас. Воспоминания об открытии выставки С.Н.Рериха в Софии // ЦГА, ф. 1827К, оп. 1, а. е. 71.
9. Об этом рассказала К.А.Молчанова на посвященном памяти С.Н.Рериха торжественном вечере, состоявшемся в МЦР 30 января 2004 г. // Культура и время. 2004. № 2.
10. Непрерывное восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, 2001.
11. Шапошникова Л.В. Людмила Живкова – государственный деятель и подвижник // Культура и время. 2002. № 2/3.
12. Култура. Съвременност. Личност // Комитет за Култура, Национален научно-информационен център. ІІ серия, брой І. София, 1979.
13. Рерих С.Н. Бдение над красотой // Интервью в газете «Литературный фронт». 28 мая 1981 г.
14. Райнов Б. Людмила. София, 2003.
15. Рерих С.Н. Искусство воспитывает // Интервью в газете «Народная культура». 14.04.1978 г.
16. Участники Коллоквиума: Мелетина Котовская, директор Всесоюзного научно-исследовательского института по искусствоведению в Москве, и трое сотрудников того же института – проф. А.Зис, Ольга Кайдалова и Владимир Тасалов, проф. Светлана Иконникова из Ленинградского института культуры, Александр Губарев, заместитель директора Русского музея в Ленинграде, доц. Тереза Костирко и д-р Владислав Лещинский из Института культуры в Варшаве, д-р Кшиштоф Вольский, заместитель директора Этнографического музея в Кракове, д.ф.н. Милан Шимек, ученый секретарь Института культуры в Праге, д.ф.н. Герда Хак из Министерства культуры в Берлине, проф. Эдгар Лансбери, представитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, профессор Тегеранского университета Мохаммед Ислами Нодушан.
17. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".