Осторожно: темные центры и учения! Категории Света и тьмы. С.Ю. Ключников
Категории "света" и "тьмы" не рассматриваются в современной естественной гуманитарной науке. Гораздо чаще они встречаются в нравственно-философских системах и в эзотерических учениях, но и там, в отличие от категорий добра и зла, не всегда прояснены на уровне ментальных постулатов. Это приводит духовных искателей к большой субъективности при оценке людей и учений. У них возникает соблазн причислить все, что им не нравится, к разряду темных сил. Особенно часто злоупотребляют этим рериховцы. С моей точки зрения, подобный реликт манихейства (учения прошлого, делившего мир на два основных начала - доброе и злое) совершенно недопустим. Я всегда напоминаю любому, кто склонен легко развешивать ярлыки, что на данном этапе эволюции мы все "черно-белые", поэтому не стоит критиковать других, а лучше заняться собой. Постараемся определить, что такое "свет" и "тьма" и каковы их главные различия?
Эзотерические учения говорят, что "свет" есть эманация Бога, сила, подтверждающая Его присутствие в проявленном мире. Свет освещает все вокруг и рассеивает тьму, которая не обладает самостоятельным существованием, а представляет собой отсутствие Света. Применительно к нашей теме эти две силы нужно рассматривать, привлекая категории добра и зла, духовной эволюции и инволюции. Как светлое учение, так и его последователь обязательно несут в себе импульс добра и энергию эволюции, совершенствования, духовности. Соответственно, темный человек и темное учение содержат зло, энергию инволюции, ухудшения сущности, бездуховности.
Светлое учение нацеливает своих адептов на самоотдачу, самопожертвование, альтруизм, помощь миру. Темное учение, иногда прямо и грубо, но чаще тонко культивирует в человеке любовь к себе и служение личным эгоистическим программам.
Светлое учение ориентирует последователей на воспитание в себе целостности, чувствование мира как единого начала. Темное учение содержит своеобразный культ частности и отстаивает видение мира как фрагментарной мозаики.
Светлое учение рассматривает человека и мир с позиции беспредельности и открытости. Темное учение воспринимает мир как реальность, имеющую ограничения и закрытую по сути.
Светлое учение пронизано мудростью, основанной на понимании необходимости жизненного равновесия. Темное учение предлагает лишь суррогат мудрости.
Светлое учение всегда пронизано теплом сердца. Темное учение сухо и холодно.
Присутствие в человеке и в учениях света и тьмы проявляется в словах, в мыслях и побуждениях. При знакомстве с конкретными учениями, центрами и людьми нужно внимательно слушать свое сердце, задавая себе вопрос: светло ли от них или веет тьмой? Подобное деление всего по "светотени", заповеданное Агни Йогой, эзотеризм считает самым правильным подходом.
СПОСОБНО ЛИ ОБЩЕСТВО ОТЛИЧИТЬ СВЕТЛЫЕ УЧЕНИЯ ОТ ТЕМНЫХ?
Легко ли отличить свет от тьмы, когда речь идет об эзотерических учениях? И можно ли верить их самооценке? По всей видимости, нет. Ни одно учение, за исключением откровенно сатанинских, не признается в своей приверженности тьме, иначе оно подпишет себе смертный приговор. Современный мир, несмотря на свой плюрализм и нравственную всеядность, хотя бы из инстинкта самосохранения, пока еще не готов к полной легализации сатанизма. Центр, исповедующий откровенный сатанизм или опирающийся на какое-либо темное скандальное учение, рано или поздно закроют. Потому любой центр в своем уставе и лозунгах будет говорить о том, что его цель - просвещение и развитие человека, помощь ближним и содействие духовной эволюции планеты, создание оздоровительных систем жизни, изучение мировых религий и эзотерических учений. Попробуй тут разберись… Поскольку таинственная оккультно-эзотерическая сфера малопонятна по определению, у власти всегда есть соблазн объявить все под одну гребенку разрушительным и вредным явлением, угрожающим порядку и сеющим смуту. Список организаций духовной направленности, благосклонно воспринимаемых официальными властями, весьма невелик - он ограничивается традиционными религиями, проверенными временем и доказавшими свою лояльность. Тоталитарные режимы относятся к мистике избирательно. Гитлер, например, разгромил большинство масонских лож, но приютил под сенью лабораторий Аненербе оккультные организации националистической направленности.
Современные либеральные режимы настроены по отношению к духовным учениям весьма подозрительно. Не так давно одна из центральных европейских газет напечатала список оккультно-мистических организаций, которые, по мнению спецслужб, опасны для общества. В этом списке деструктивные секты вроде дианетики Рона Хаббарда соседствуют с безобидными буддийскими центрами или организациями, изучающими наследие Айванхова. На то и спецслужбы, чтобы искать врагов. Печально только, что руководствуются они взглядами современной науки, оставшейся материалистической и атеистической, а также ортодоксальной церкви, сражающейся с идеологическими конкурентами. Поэтому не все разрешенные духовные организации можно считать светлыми и не все запрещенные - темными. На территории России легально действуют многие деструктивные секты, но затруднена деятельность некоторых полезных духовных образований. Так, не попала в число традиционных религий и из-за поправок к закону была вынуждена покинуть страну Миссия Рамакришны, принимаемая во всем мире. Судьбу духовного ордена решили чиновники.
Из мировой истории видно, что мнение большинства, поддержанное господствующей государственной идеологией, нельзя считать истиной. Напротив, оно чаще всего выступало в роли дубины, которая нещадно била неугодную власти духовную тенденцию. Так было в Римской Империи, когда арены рукоплескали хищникам, терзающим первых христиан. Позднее, легализовавшись и став доминирующей властью в Европе, христианская церковь сжигала на костре еретиков. Поэтому подлинные критерии добра и зла, света и тьмы духовных идей не количественные, но качественные. Истина не выбирается путем голосования, она находится в глубине явлений вещей и процессов. Весь вопрос в том, как открыть эту истину.
Часто в духовно-эзотерической среде высшим критерием оценки считают голос собственного сердца - "как подскажет сердце". Действительно, во многих религиях и учениях сердце заповедано как наиболее точный и справедливый судья. Однако оно должно быть при этом открытым, очищенным и уравновешенным. В противном случае человек рискует впасть в субъективность. Я убежден: интуитивную оценку эзотерического учения обязательно следует дополнять объективным анализом его программных установок, материалов и деятельности. Последний пункт особенно важен, сам Спаситель призывал оценивать людей "по плодам их".
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СУТИ ЛЮБОГО УЧЕНИЯ
Подлинность любого учения Агни Йога связывает с его общечеловеческой гуманистической направленностью, а также с широтой вмещения других традиций:
"Два признака подлинности Учения: первый устремление к Общему Благу; второй принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку.
Надо заметить, что первоначальная форма Учения не содержит отрицательных положений. Но суеверные последователи вместо блага начинают ограждать заветы отрицаниями. Получается губительная формула - "наша вера лучшая" или "мы верные, они же все неверные". Отсюда один шаг до крестовых походов, до инквизиции и до кровавых морей во Имя тех, кто осуждал убийства. Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры".
Итак, для оценки сущности каждого учения необходимо:
Понять, к какому Богу оно устремляет: к постижению Абсолюта, к слиянию с каким-то личным аспектом Бога, к высшему Разуму или обожествленному космосу? А может быть, оно предлагает почитать божественной природу лидера и основателя учения, объявляя его посланцем Бога?
Понять, как определяет учение свой первоисточник, разобраться, насколько ясно оно раскрывает этот источник. Если указаний нет, то полезно развивать в себе способность чувствознания и почувствовать (хотя бы приблизительно) тот духовно-энергетический план бытия, откуда это учение дано.
Проверить, говорит ли данное учение о любви, сострадании и помощи ближнему. Помните, что в буддистской традиции Махаяна (Большая Колесница) - подход Бодхисаттвы, оставшегося на земле вместо вступления в Окончательную Нирвану, считается выше хинаянистского подхода Архата, для которого личное освобождение превыше всего.
Осознать, предполагаются ли здесь духовная дисциплина, самоограничения, испытания, насколько серьезно трансформируется низшая природа человека.
Почувствовать, насколько терпимо учение к другим религиям и учениям.
Источник: С.Ю. Ключников. Путь к себе, обретение духовной силы. Глава 12
28.01.2013 10:26
Александр Васильевич Абрамов01-04-2016 09:08:01
Статья достойного Учителя и Мудреца.
Благодарю за Посвящение Сергей Юрьевич.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".