Истории об оккультном кольце Блаватской. Гарри Бенджамин
Мистер Гарри Бенджамин
[Взяты из собственноручно написанного им письма с колонтитулом «Теософские курсы по переписке», датированного 2 марта 1979 г.]
«Олькотт передал кольцо Джаджу» – так было написано в одном из ранних теософских журналов, согласно И.В. Тиллему, теософскому историку.
Точная копия кольца, принадлежащая мне, доказывает, что оригинал кольца Блаватской имел тайник (секрет). Моё кольцо было передано мне шведским членом Теософического Общества миссис Эллин Клингстранд, которая, в свою очередь, получила его от своего друга графа Вахмайстера. Кольцо было передано графу его матерью, графиней [Констанс] Вахмайстер, которая поведала ему, что когда-то сказала Блаватской, что хотела бы иметь точно такое же кольцо, как у неё, если только это возможно. Блаватская дала его ей; оно было точно таким же, но размером меньше, т. к. кисти рук у Е.П.Б. были довольно пухлыми.
Изготовила ли Блаватская копию своего кольца у ювелира или же материализовала его путём осаждения – остаётся только догадываться. Кристмас Хамфрис верит в то, что оно было «осаждено».
Миссис Клингстранд отдала своё кольцо мне после того, как она, мучившись вопросом о том, кому же его передать, однажды утром получила по почте копию Членского бюллетеня Ложи с [моей] статьей «Следование традиции Блаватской». Тогда она поняла, что я – тот, кто должен его получить. Не желая дожидаться своей смерти или посылать кольцо почтой, она решила приехать в Англию и передать мне его лично. В письме она ничего не сказала мне про кольцо, но я поделился с Гарри, что раз мне оказано так много любезностей со стороны шведских теософов, то было бы неплохо, если бы мы пригласили миссис Клингстранд к себе на день или два, что позволило бы ей выполнить то, что она задумала.
Конечно, моё кольцо с секретом, но он так хорошо сделан, что его легко не заметить, если не искать его специально. Когда Борис Цырков несколько лет назад был в Уитоне во время пребывания там Шри Рама, тогдашнего Президента Международного ТО, Борис спросил его, нет ли у него в кольце, которое он носит, секрета. Шри Рам уверил его, что секрета нет, снял кольцо со своей кисти и протянул его Борису. Это было то самое кольцо, которое Анни Безант носила после смерти Блаватской, заявляя, что оно оккультное, но Джадж тогда сказал ей, что оно не является таковым, что оно подделано, что это он – обладатель оккультного кольца. Кольцо Анни Безант переходило от Президента к Президенту и, предположительно, именно его носит сегодня Джон Коутс (президент ТО в 1973–1979 г. – Прим. пер.).
Чтобы быть вдвойне уверенным в отсутствии секрета и подтвердить, что Борис не мог ошибиться, я перепроверился. Когда Дадли Барр, в то время Президент Канадской секции ТО, был в Лондоне по пути на Международный Теософический Конгресс, он позвонил мне в надежде увидеться. Встреча состоялась и я показал ему моё кольцо, рассказав ему всё, что мне удалось узнать о его истории. Я попросил его при встрече со Шри Рамом, для полноты достоверности, попросить ещё раз показать его кольцо. Шри Рам показал кольцо Дадли Бару, и Дадли потом заверил меня, что кольцо – без секрета.
Конечно, есть несколько копий настоящего кольца, но конкретно это копией оккультного кольца не является.
Джадж передал своё оккультное кольцо Катрин Тингли, от которой оно перешло к Пурукеру. Я достоверно знаю, что это был оригинал кольца, потому что оно было в моём распоряжении наряду с прочим содержимым сейфов Пурукера, а после смерти Пурукера по его указанию я передал его Председателю Кабинета, Иверсону Харрису. Это было то самое кольцо, которое Джадж передал Тингли. Непосредственно перед своим последним путешествием в Европу Катрин Тингли надевала это кольцо на мой палец. Она сказала мне: «Теперь ты всегда будешь знать, что однажды кольцо Е.П.Б. было на твоём пальце».
О камне в кольце: иногда его называли агатом, но Е.П.Б. говорила, что это был гематит (кровавик). Миссис Кристмас Хамфрис, сама ювелир с собственной зарегистрированной фирменной маркой (клеймом), описала мне недоразумение, произошедшее по причине того, что некоторые люди думают, что гематит красный. На самом деле это не так, за исключением случаев, когда на него падает свет, – тогда он начинает пылать. Чтобы провериться ещё раз, я посетил ведущего ювелира в Вортинге, на рудниках, описал ему камень и спросил, что это может быть; леди немедленно ответила мне: «гематит». «Не агат?», – спросил я. «Нет», – ответила она. «Я это знаю, т.к. мой камень рождения – гематит». Показательно, что Британская Энциклопедия утверждает, что гематит – символ Мученичества!
Настоящее кольцо [речь идёт о кольце Джаджа – Прим. пер.] было передано полковнику Конгеру, когда он сделался Главой Общества в Пойнт Лома, а после его смерти кольцо принял Джеймс Лонг. Предположительно, сейчас его носит Грейс Кнох.
Подписано: Мистер Гарри Бенджамин.
С этого места оставшиеся страницы напечатаны на другой машинке, не имеют колонтитула «Теософический Курс по переписке» и не подписаны…
* * *
«Кольца Е.П. Блаватской».
18 мая 1889 г. – «Лайт», Лондон, т. 9, № 437, стр. 241.
Е.П.Б. утверждает, что «Чикаго Трибьюн» в публикации от 5 мая 1888 «Последний год» разместила поддельное письмо якобы от К.Х., содержащее факсимиле «эмблемы на кольце, которое я ношу вот уже более пятнадцати лет». Эти её слова могут означать, что она носила подобное кольцо с 1874 года, но не обязательно значит, что это именно то кольцо.
У меня есть фотокопия статьи из «Чикаго Трибьюн» и указанное факсимиле.
Ч. Джинараждадаса, запись в «Теософисте», т. LII , от августа 1931, с. 662, под факсимиле кольца Е.П.Б., представляющего собой овальный камень с двумя переплетёнными треугольниками вверху и санскритским словом «Сат» – под ними:
История перстня Е.П.Б., поведанная мне позже мисс Франческой Арундейл, такова. Когда Е.П.Б. в 1884 году проживала по адресу Элджин Креснт, 77 в Лондоне, вместе с мисс Арундейл и её матерью, она изъявила желание иметь кольцо с печаткой, и мисс Арундейл предложила ей свои услуги. Е.П.Б. согласилась и дала ей эскиз: двойной треугольник и под ним санскритское слово сат, Истина. Мисс Арундейл спросила у Е.П.Б., как она отнесётся к тому, что она (мисс Арундейл) сделает похожее кольцо для себя. Е.П.Б. не возражала. Рисунок был выгравирован на двух очень тёмных, зелёных, почти чёрных агатах, подобных друг другу. Камень Е.П.Б. был помещён на кольцо из тяжёлого золота, вмонтирован в овальную рамку с петельками для крышки так, что образовывался очень мелкий секрет. Камень Мисс Арундейл был помещён на более лёгком кольце. Мисс Арундейл носила своё кольцо постоянно, и после её смерти оно перешло к её племяннику, епископу Джорджу С.Арундейлу, который позже подарил его Архиву Эзотерической Секции.
Е.П.Б. носила своё кольцо с 1884 года до дня своей смерти. За некоторое время до своей смерти она поведала своему эзотерическому Внутреннему Кругу людей о своём желании, чтобы после её ухода кольцо было передано Анни Безант. Накануне её смерти, 8 мая 1891 года, Анни Безант уехала в Соединенные Штаты. По её возвращении кольцо было передано ей, согласно воле Е.П.Б. С тех пор д-р Безант носила его на указательном пальце правой руки.
Репродукция эмблемы сделана с кольца мисс Арундейл, а не с кольца д-ра Безант, которое никогда не покидало её палец. Но оба камня подобны друг другу и неотличимы как по размеру, так и по яркости и цвету. Строго говоря, сатсатья – производное от сат. Сат – это то, что сама Е.П.Б. называла «Бытие» (или «Бытийность», be-ness, Блаватская избегала английского слова Being как несущего нежелательные ассоциации – прим. пер.); это причастная форма от корня «быть».
Письмо Ч.Джинараджадасы, датированное 19 сентября 1951 года, Адьяр, адресованное Борису Цыркову, в ответ на его письмо, подтверждает историю мисс Ф.Арундейл. В нём утверждается, что кольцо, которое «носила Е.П.Б., было передано Анни Безант после её ухода, а затем перешло к будущему Президенту ТО согласно воле Анни Безант». Оно частично меняет информацию предшествующего письма, а именно, утверждает, что кольцо, которое носила мисс Ф.Арйндейл, отсутствует в Архиве Эзотерической Секции, оно представляет собой «частную собственность миссис Рукмини Арундейл». Намёки на то, что якобы кольцо появляется на ранних фотографиях Е.П.Б., «должны быть оставлены». Оригинал письма находится в архиве Адьяра, в разделе писем.
Люцифер», т. XVI , № 94, 15 июня 1895, «На Сторожевой Башне», стр. 269-270.
Анни Безант, цитата из письма от 24 января 1895, полученного ею от У.К. Джаджа:
«“Как друг, я бы посоветовал Вам быть осторожнее в заявлениях, что Ваше кольцо – от Е.П.Б.; Вы не владеете им”. Когда я читала эти слова, я приготовилась к тому, что распространится новый миф, т.к. прямо перед этим получила письмо из Америки, в котором мне сообщалось, что м-р Джадж на встрече в его Школе в прошедшем январе “сделал замечательное заявление о том, что неким особым образом он вступил во владение кольцом, принадлежавшим Е.П.Б., а то, что находится у вас – подделка”. Факты же касательно кольца довольно простые. Е.П.Б. часто говорила мне, чтобы я после её смерти носила её кольцо вместо дубликата, данного ею мне в 1889 году. Это были два больших перстня: один носила она, а другой – копия первого – она сделала для меня, и оба перстня различались такими крошечными деталями, которые можно было обнаружить только при тщательном исследовании. Меня не было, когда Е.П.Б. покинула своё тело, но она сказала м-с Купер-Оукли, что кольцо предназначается мне и после её смерти должно быть снято с её пальца и храниться до моего возвращения домой, когда оно и было передано мне. Тогда я сняла дубликат и надела оригинал. С той поры он никогда не покидает моей руки, и я носила его постоянно, до лета 1893, подвязанным к моему пальцу несколькими шёлковыми нитями, потому что по размеру оно мне велико. Летом 1893 года я вставила золотое кольцо внутрь перстня Е.П.Б., тем самым устранив необходимость постоянно подвязывать его. Дубликат кольца, данный мне Е.П.Б., я передала м-ру Джаджу во время его приезда в Лондон в 1891; и это как раз то самое кольцо, которое он всем показывает, как кольцо Е.П.Б. Таковы простые факты, из которых, по всей видимости, и вырос “Миф о Кольце”».
Это противоречивое утверждение и вводящее в заблуждение, но оно могло касаться каких-то других колец, хотя путаница очевидна.
Смотрите Джозефин Рэнсом, «Краткая история Теософического Общества», стр. 90.
Однажды вечером [Е.П.Б.] попросила полковника одолжить ей его большую гемму (камень с резьбой), которую он носил как ожерелье. Она взяла его между своими ладонями, а когда раскрыла, то там оказалось уже два кольца, но одно из них – с иным рисунком, хотя и равного размера со вторым. Печатка кольца представляла собой зелёный гематит, тогда как у полковника был красный сердолик. Этот гематит разбился во время путешествия в Индию, так что вместо него в Бомбее был выгравирован и вставлен новый. Е.П.Б. носила это кольцо до самого своего ухода. Затем оно было передано д-ру Анни Безант, а теперь его носит д-р Дж. С. Арундейл.
Какая путаница!
В письме от 11 сентября 1951 года, написанном М-с Хелен Харрис Борису Цыркову, содержится следующее описание кольца, которое носила Катрин Тингли и д-р Готфрид Пурукер.
«В ответ на Ваши вопросы о кольце, которое считалось официальной печатью, когда я жил в Штабквартире с К. Тингли:
Вопрос: Мне хотелось бы знать, как Вы думаете, был ли это тёмный агат?
Ответ: Да, очень тёмный, но я не могу Вам точно сказать, был ли это агат или ещё какой-нибудь тёмный камень.
Вопрос: Он был помещён в овальную рамку с петелькой или петлями?
Ответ: Овальная основа с петлёй. Нельзя сказать, одна петля или несколько. Кажется, там была одна петля, но не уверен.
Вопрос: Имела ли рамка мелкий секрет внутри?
Ответ: Да, К.Т. открывала его однажды с большим трудом, я видел. Там было пусто.
Вопрос: Само кольцо было из довольно тяжёлого золота?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы уверены в том, что оно перешло к К.Т. от Джаджа?
Ответ: Да. Согласно К.Т., Е.П.Б. носила это кольцо как свою официальную печать и передала его У.К. Джаджу, который, в свою очередь, передал его К.Т., а она носила его “по праву преемственности”.
Вопрос: Допустим, Вы – человек закона. Вы знали, что такое-то кольцо, документ, ваза, письмо, брошь – оригинальные, а другие – нет. Абсолютно оригинальные, сделанные или изготовленные тем-то и тогда-то. Затем этот предмет воспроизводится на Ваших глазах с помощью магии. Затем, допустим, копия была унесена от оригинала. Скажете ли Вы, что «дубликат», сделанный с помощью магии, – тоже оригинал?
Ответ: “Оригинал” – это астральная мыслеформа, по которой были образованы или созданы на этом плане оба кольца: одно – известным физическим способом, другое – посредством крияшакти. Первое появилось раньше второго, но оба – подлинники. Я бы не стал выяснять, какое кольцо было перенесено в плотное существование первым, но [интересовался бы] только тем, какое из двух “настоящих” колец носила Е.П.Б. Удостовериться, если возможно, в этом, и тогда мистическое значение этого кольца и других было бы установлено.
Постскриптум. У меня имеется только один снимок У.К.Джаджа, где на нём кольцо, которое имела позже К.Т. Авторы фотографии – Эллиотт и Прай, фотографы, Бейкер Стрит 55, Лондон. С краю надпись: ноябрь’ 93. Увеличительное стекло позволяет разглядеть переплетённые треугольники и санскритские буквы на кольце.
«Кольца Е.П.Б.» Джеймса Моргана Прайса. «Канадиэн Теософист», т. 8, 15 августа 1927, стр. 112–113.
Три кольца: два из которых талисманы, а одно – просто украшение для пальца, – стали предметом конфронтации между сплетниками-теософами, которые любят выглядеть представительно и выдавать себя за владельцев «сокровенной информации» о событиях в Теософическом Обществе, хотя они никогда не имели возможности знать что-либо об этом из первых рук. Так, один из последователей Тингли (почитатели которого, не краснея, рекламируют его как “ученика м-м Блаватской и У.К.Джаджа” – хотя тот никогда не встречался с Е.П.Б. и только слегка знаком с м-ром Джаджем) пустил в обращение историю, будто бы м-р Джадж, будучи в Лондоне, присвоил там кольцо Е.П.Б., которое после его смерти перешло во владение данному “преемнику”. Эта безосновательно сфабрикованная выдумка присовокупляется к злой легенде, происходящей от разных источников, о том, что м-р Джадж похитил рукописи двух неопубликованных томов «Тайной Доктрины». М-р Джадж слишком честен для того, чтобы брать вещи, не принадлежащие ему, и он никогда не имел кольца Е.П.Б.
Первое “магическое” кольцо носила Е.П.Б., которая называла его “кольцом Учителя”. Однажды вечером, во время беседы со мной, Е.П.Б., говоря о кольце, которое она показала мне, сказала, что у неё уже давно появились бугорки на её веках. «Но», - сказала она, - «я потёрла их кольцом Учителя, и они пропали». Она проиллюстрировала свои слова тем, что поскоблила кольцом Учителя свои веки, с которых были стерты кожные узелки. Сегодня это кольцо находится во владении моего старого доброго друга, м-с Анни Безант.
Второе “магическое” кольцо носил м-р Джадж. Было сказано, что оно должно содержать “образец табака М.” (так меня проинформировал м-р Мид). Это кольцо сегодня принадлежит моему старому другу и коллеге, м-ру Г.Р.С.Миду.
Третье кольцо носила м-с Безант. Это ювелирная копия кольца Е.П.Б.; «Старая Леди» сделала его для «А.Б.», которая являлась, как однажды гордо заявила мне Е.П.Б., «её личным учеником». Это кольцо, грустно сказать, в конце концов попало в руки личности, чей не-теософский журнал откровенно называется «Подлец-Искуситель из Сан-Диего».
Мистер Мид написал мне, что после смерти Е.П.Б. «имел место обмен амулетами и кольцами с магическими секретами: Анни Безант получила кольцо Е.П.Б., Джадж – кольцо Безант, а я – кольцо Джаджа». Много времени спустя, после разрыва между м-с Безант и м-ром Джаджем и более позднего отчуждения между м-ром Мидом и м-с Безант, м-р Мид в виду многочисленных и безосновательных сплетен и замечаний между преданными последователями Безант и Джаджа, которые были тогда, как и сейчас, - шутливо распространил повсюду утку о том, что кольца м-с Безант и м-ра Джаджа неким образом «оккультно поменялись местами, да так, что м-р Джадж получил настоящие документы, заверяющие магическую силу его кольца», а м-с Безант «получила свою мелкую безделушку обратно!» Эта шутливая и неправдоподобная выдумка была воспринята всерьёз доверчивыми приверженцами партии противников м-с Безант, которые были только рады поверить в то, что она была лишена «кольца Учителя».
Поносив кольцо Джаджа месяц или около того, Мид, говоривший мне, что «терпеть не может колец», отложил его. Это сподвигло меня набраться храбрости попросить у него кольцо, но, похоже, у него было подозрение (последовавшее из того, что произошло с его прежними носителями), что его магические свойства противоположны защитным, и что оно скорее притягивает, чем отталкивает несчастья, поскольку он написал мне: «Что же до кольца – пожалуй, я мог бы прислать его Вам. Хотя я не хотел бы наносить Вам вред». Оба мы: и он, и я – любили Уильяма К. Джаджа, как брата, вспоминаем его с тёплым чувством, хотя и страдали мучительно от его губительного купания в психизме и медиумизме.
[И утверждение Бориса Цыркова:]
Я посетил Ежегодный Национальный Съезд Теософического Общества в Америке, проходивший в Уитоне, штат Иллинойс, начиная с 12 июля 1959. Там же был Шри Рам. Однажды, проходя мимо, он остановился поговорить со мной. Я сказал ему: «У вас ведь с собой должностное кольцо?» Он ответил: «Да», и протянул вперед свою руку так, чтобы я увидел кольцо. После этого он сказал: «Вам хочется посмотреть на него поближе?» С этими словами он снял его с пальца и протянул мне. Я осмотрел его довольно тщательно, повертел его в руках какое-то время и затем спросил Шри Рама: «На нём нет никаких петелек, не так ли?» – «Действительно, петель нет». Тогда я сказал: «Оно не имеет внутри никакого секрета и не открывается, не так ли?» – «Действительно, в нём нет никакого секрета, и оно не открывается; это простое кольцо с печаткой». И так оно и было на самом деле. Камень был тёмным агатом, само кольцо было сделано из довольно тяжёлого золота, а на камне была всем нам известная надпись «Сат» и переплетённые треугольники. Я вернул кольцо Шри Раму со словами глубокой благодарности за то, что он позволил мне увидеть его.
Алиса Бойд, когда писала письмо м-с Безант, опубликованное в «Теософисте», т. XLIV , май 1923, стр. 222, описывая последние дни жизни Клауда Фолса Райта, говорила, что он имел простое золотое кольцо, которое было на пальцах Е.П.Б., и которое она завещала ему после своего ухода. Он снял кольцо с её пальца почти сразу после её смерти и с тех пор всегда носил.
Дополнительная фотография (сделанная Гарольдом Ривисом, Лос-Анжелес, Калифорния) показывает другое кольцо Е.П.Б. То самое, что она передала своему доверенному ученику и сотруднику, сеньору дону Хосе Хифре, который принёс теософию в Испанию, трудясь над этим столь напряжённо, что не жалел ни денег, ни энергии, ни времени.
Камень в этом кольце был яванским лунным камнем, очень светлых цветов, серовато-голубоватый, весьма прозрачный, практически безо всякой «мутности», только немного по краю. Оно содержит на себе, подобно другим кольцам, выгравированные переплетённые треугольники и санскритское слово сат.
Первоначально оправа кольца была золотой, но позже была удалена по довольно странной причине семьей сына Хифре, к которому это кольцо перешло от отца. Сына звали Хосе Джаккарди, он взял девичью фамилию матери, дабы избежать преследования Римской Церковью, когда он вернулся в Италию в Морскую Академию. Его мать была итальянкой по рождению, а римские католики жутко ненавидели Хифре.
Современная серебряная основа кольца была выполнена для Хоакина Наварро, Лос-Анджелес, Калифорния, который заказал сделать его, когда получил Камень в дар от Хосе Джаккарди. Это всё, что нам известно о камне. Обстоятельства, при которых Е.П.Б. передала его Хифре, также точно неизвестны, за исключением того факта, что Хифре встретил Е.П.Б. в Лондоне и после сразу вернулся в Испанию. Возможно, Е.П.Б. дала ему камень, пока он пребывал в Англии. Хифре умер в 1920 году.
Эрнст Пипер из Дюссельдорфа, Германия (Линдеманн штрассэ 27), в письме ко мне от 5 марта 1951 года утверждал следующее (перевод с немецкого):
В письмо вкладываю отпечаток печати, которой Е.П.Б. помечала свои письма в Эльберфельде. Я получила камень, индийскую яшму, в подарок от фрау Гебхард, и м-р Джинараджадаса писал мне, утверждая, что у меня только копия, а оригинал находится в Адьяре. Но я не думаю, чтобы Е.П.Б. заказывала делать копию, а полагаю, что она сделала её сама. Две санскритские буквы на кольце означают «Сат», и, что интересно, справа отсутствует одна маленькая чёрточка [под буквой «т»]; возможно, Е.П.Б., совершая сей магический подвиг, забыла о ней?
Фрау Гебхард, она же фрау Мари Гебхард-Л’Эстранж, вдова Отура [Артура?] Гебхарда. Е.П.Б. была в Эльберфельде между 10 мая и 8 июля 1886.
Второго марта 1952 м-с М.Д.Гебхард-Л’Эстранж написала мне о том, что камень «овальной формы и зелёный», что он не в оправе, но может быть вставлен в штамп.
Перевод Романа Усова под редакцией Константина Зайцева
Похожие статьи:
26.08.2013 11:19
ИСТОЧНИК: Журнал «Мир Теософии», июнь 1998
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".