Чарлз Уэбстер Ледбитер. Мария Носова
Работа составлена, для тех кто только ступает на первые ступени самопознания и изучения оккультного мира. Как разобраться в таком множестве и кому верить, если ты еще несведущ в таких вопросах. Надеемся, эта подборка точно обозначит нашу позицию по вопросу: «Как мы относимся к теософским трудам Ч.В.Ледбитера».
«Теософия, предназначена для тех,
кто умеет мыслить, или для тех,
кто может заставить себя мыслить,
а не для умственных лентяев»
Е.П. Блаватская
Оглавление:
1. Чарльз Вебстер Ледбитер
2. Ледбитер и теософское общество. Вклад в развитие ТО
3. Белое Братство и Ледбитер
4. О книгах
5. Книга «Учителя и Путь»
6. Абсурдные измышления
7. Жертва величайшего заблуждения г-жи Безант и Ледбитера
8. Заключение
Чарлз Уэбстер Ледбитер (Charles Webster Leadbeater)
Он [Ледбитер], прежде всего, был медиумом, психиком, но не ясновидцем. И все его видения ограничивались низшими слоями астрального мира. Некоторые его книги являют мешанину из безобразных лживых утверждений и осколков истины. Так, о совместном труде г-на Ледбитера и г-жи А.Безант «Man: Whence, How and Whither» Один из Великих Учителей выразился очень определенно, назвав его «творчеством рук, лишенных знания, честности и красоты». Также полна ложности и другая его книга – «Учителя и Путь к Ним». Конечно, в последней имеются прекрасные страницы из статей Е.П.Блаватской, также и выдержки из Ламрина, но все личное творчество г-на Ледбитера является просто кощунством. Как нелепы, ложны все сцены Посвящения, так же как и описания Великих Учителей. Он нисколько не стесняется расчленить Один великий Облик, или Эго, на несколько и разместить Их по отдельным Ашрамам, причем все эти Аспекты Единого Эго в сценах Посвящения беседуют между собою и тут же исполняют различные обязанности!!! Ведь все это является бездарным сколком с масонских ритуалов, и, конечно, такой гротеск в действительности не имеет места. А чего стоят его описания, как Махатма К.Х. погружается в самадхи, а прохожие тибетцы заглядывают в окно и знают, что Учителя нельзя тревожить!!!
Такое искажение истины не приличествует даже простому медиуму! В самом начале своего подхода к Теософскому Обществу он мог многое слышать от Е.П.Блаватской, а затем после ее смерти все это пышно расцвело в его плодовитой фантазии, лишенной честности и красоты.
Нельзя все видения психиков называть ясновидением. Ибо много сознательной и бессознательной лжи в видениях недисциплинированных психиков. Область психики такая опасная и такая сложная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Великого Учителя. Чтобы правильно видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим Манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. На моем личном опыте знаю, как случалось вначале, что видение одного исторического факта находило на другое и Владыка повторял видения и указывал на ошибку. Так, Ледбитер назван Великим Учителем «вреднейшим». Некоторые поступки и большинство писаний его оттолкнули и продолжают отталкивать многих серьезных людей, которые могли бы заинтересоваться Учением Белого Братства. Так, председатель одной ветви Теософского Общества в Париже говорил мне, что никто не нанес такого убийственного удара по Теософии во Франции, как Ледбитер. Но чтобы быть справедливой, должна указать, что среди его книг имеется одна недурная, записанная еще при Е.П.Блаватской, имею в виду его труд «Иннер Лайф» – весь Астральный план, отдельные мысли (не его) хороши.
[Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко. 4 ноября 1935 г.]
Некоторые люди думают, что я, как Василиса Премудрая, катаю яблочко по золотому блюдечку и по желанию вызываю к жизни заморские чудеса, или, подобно Ледбитеру, стоит мне протянуть руку, прищуриться – и тут же увижу на ладони самые необыкновенные вещи и могу сложить историйку, отвечающую желанию присутствующих. О такой способности Ледбитера мне серьезно рассказывала одна из его поклонниц. Причем все это достигалось, не соображаясь ни с какими условиями, ибо для г-на Ледбитера никаких законов не существовало, кроме того, что диктовала ему его досужая фантазия. (…) Даже Архат может пользоваться своими достижениями лишь в особом состоянии... отсюда и такое уединение Их.
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 22 июня 1936 г.]
Ледбитер и теософское общество
Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера – большая утрата для Теософского Общества. Именно Ледбитер явился злым гением этого движения. Именно он нанес вред всему движению.
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 6 мая 1934 г.]
Приближение Ледбитера принесло много вреда развитию теософического движения в Европе, особенно во Франции. Влияние его внесло заблуждения и новые толкования.
[Е.И.Рерих – В.Л.Дутко. 14 мая 1945 г.]
Знаю вдумчивых теософов среди французов, считающих, что именно Ледбитер нанес наибольший удар теософическому движению в их стране. Аналитический ум француза не может примириться с ребяческими нелепостями, которые преподносятся Ледбитером в качестве великих откровений.
[Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка. 31 июля 1937 г.]
Ледбитеровщина сильно внедрилась именно в сознание русских теософов.
[Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому. 14 мая 1937 г.]
Я же со своей стороны не убоюсь повторить, что лично я не принимаю авторитета г-на Ледбитера и знаю, что в этом меня многие поддержат. Беда ведь в том, что наши русские теософы воспитываются в шорах. По каким-то соображениям их пичкают переводами книг Ледбитера, А.Безант и Джинараджадазы и т.д. и не позаботятся перевести хотя бы небольшие тома «Первых Писем Великих Учителей», и прекрасную книжечку Синнетта «Оккультный Мир», и все касающееся до Е.П.Блаватской.
Очень мешает русским теософам незнание английского языка и всей истории Теософического Общества. Также никогда не соглашусь признать и указанного ими воплощения Владыки Мира или их Матери Мира, так же как и воплощений двенадцати Апостолов в группе теософов. Спрашивается, кем в этой группе представлен Иуда? Ведь все это вопиющее безвкусие запечатлено в снимках и напечатано в журналах.
Но так как ни в каком Учении Жизни не заповедано непротивление злу, наоборот, указано на борьбу со злом и тьмою, и всюду говорится о доспехе духа, о мече, копье и кольчуге (именно все священные изображения изобилуют этими символами мощи противления злу), то мы и будем защищаться и поражать тьму. Но разница большая в наших методах. Мы никогда не будем клеветать или утверждать ложных фактов. Все, что мы говорили и говорим, основано на фактах и свидетельствах, почерпнутых из достоверных источников, так же как из утверждений, запечатленных в теософической литературе.
[Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко. 14 декабря 1936 г.]
Напрасно кто-то утверждает о нашем якобы недружелюбии к теософам, ибо это неверно. Отношение наше к теософам было всегда самым дружественным, и среди них мы имеем немало друзей. Многие теософы читают книги Учения. Вероятно, Вам неизвестно, что существуют многочисленные теософические группы, которые часто совершенно исключают друг друга. Но, конечно, прискорбно, что имеются такие теософы, которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? Не имеют ли читатели права требовать хотя бы примитивную честность от критиков? Но, как Сказано, никогда еще ни одно Учение не было поднято друзьями, всегда и во всем помогает ярость врагов. Джинны строят храмы. Даже от Христа требовали знамения с неба и обвиняли Его в том, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского». Перечтите Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 15. Как ни странно, но нападают на книги Учения и громче всего заявляют свои возражения именно те, кто его не знает, так же как и своих священных писаний.
(…) О тех же, кто из личной обиды на мое суждение о книгах Ледбитера отказывается читать книги Живой Этики, остается лишь пожалеть. Мы никогда не отказываемся читать ни одной предложенной нам книги, чтобы как-нибудь не пройти мимо ценной жемчужины. Но распознавание всегда и во всех Учениях полагалось в основу ученичества. И учение Е.П.Блаватской особенно настаивало на таком распознавании, которое заключается в огнях сердца. Итак, еще раз скажу, что все связанное непосредственно с Е.П.Блаватской глубоко почитается нами. Снова и снова остается пожалеть, что, видимо, польские и русские теософы не знают не только полного собрания трудов Е.П.Блаватской, но не осведомлены и о всей истории теософического движения. Много света пролилось бы, если бы такие книги, как большой том в 900 страниц «Письма Махатм к Синнетту» и такой же том «Писем Е.П.Блаватской к Синнетту», стали доступны русским и польским читателям. Именно многое стало бы на место. Чтобы судить, нужно знать.
[Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка. 12 июля 1938 г.]
Ледбитер и Белое Братство
Г-н Ледбитер назван «вреднейшим» и никогда не получал непосредственных Указаний и никого из Великого Братства в физических телах не встречал. В самом начале его подхода он мог многое слышать от Е.П. Блаватской, и затем с ее смертью все это пышно расцвело в его плодовитой фантазии, лишенной всякой честности и красоты. Он был определенным медиумом и свои астральные похождения принимал за великие посвящения, астральных же самозванцев – за Огненные Облики Великих Учителей. Могу утверждать это на основании Указаний Самого Владыки. Итак, большинство его описаний абсолютно не соответствуют истине. Много сознательной и еще больше бессознательной лжи в видениях медиумов и недисциплинированных психиков. Область психизма – такая сложная, такая страшная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Великого Учителя. Чтобы правильно видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл великую Истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который вторгался и не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. (…) закончу на том, что Ледбитер назван «вреднейшим».
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 21 июля 1934 г.]
Относительно письма Великого Учителя К.Х., в котором г-н Ледбитер называется якобы сыном. О таком письме я не слыхала. Знаю лишь об одном, где этот вреднейший тип назван учеником, причем это слово написано именно курсивом. Неужели Вы не задумались, откуда этот курсив? Не заключается ли в этом нечто особое? Г-н Ледбитер в своем желании быть признанным учеником не стеснялся, где только было возможно, выдавать себя за принятого ученика, отсюда и ироническое упоминание, отмеченное курсивом. Во всем нужна тонкость понимания. Ледбитер был очень вреден в силу своего психизма, развитого за счет духовности. Великие Учителя хотели обезвредить его, удержав его некоторое время вблизи ауры г-жи Блаватской. После ее смерти он втерся в доверие и дружбу г-жи Безант и стал ее черным гением. На его совесть нужно отнести большинство ее тяжких заблуждений. Низший психизм в соединении с патологически извращенной натурой и нечестностью расцвели в махровый букет самых безвкусных и лживых изложений. (…) Много самозваных сыночков и дочек гуляют в теософических одеждах!
(…) Чтобы иллюстрировать Вам ложь г-на Ледбитера, скажу, что Высочайший Облик, вмещающий в себе Великого Венецианца, Учителя Учителей, Владыку Мира, или, как говорят восточники, Владыку Шамбалы, Великого Ману Шестой Расы и Великого Владыку Майтрейю – последнего Аватара, – есть Дух Единый, Величайший из Величайших, но в плодовитой фантазии г-на Ледбитера все Они разъединились, и Кто носит златые кудри, Кто черные и Каждый живет в отдельном Ашраме!!! Также забавно, что теософы и Ледбитер приписывают Великому Венецианцу воплощение Павла Веронезе!!! Между прочим, у меня имеется портрет этого Венецианца в современном европейском пиджаке; тоже написанный якобы под Лучом Владыки!!! Но Великий Венецианец ничего общего не имеет с определениями и описаниями г-на Ледбитера. Также имейте в виду, что никогда не может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. (…) Точно так же нелепо утверждение г-жи Безант и Ледбитера, что Владыка М. на протяжении всех Своих Воплощений сохранял Единый Облик. Ведь сохранились некоторые Изображения Его Воплощений до нашего времени, и все они разнятся между собою, нося характерные черты той нации, к которой Владыка тогда принадлежал. В заключение скажу, если г-н Ледбитер назван вреднейшим, то можно ли допустить, чтобы он посещал в своем тонком теле или даже только приближался к священным Ашрамам! Лишь встреча Рамасвами с Владыкой описана правдиво, так же как и выдержки, заимствованные из «Ламрина» и писаний г-жи Блаватской. Встреча Рамасвами была помещена в книге «Пять лет Теософии». Неужели Вас не поразили бутафория и безобразие сцен Посвящения!! Ведь это бездарный осколок с некоторых масонских ритуалов. Кроме того, уверяю Вас, что никакие тибетцы, исключая величайших духов среди них, не имели и не имеют доступа к Ашрамам Великих Учителей.
Точно так же я глубоко возмущена описанием одной из Сестер Великого Белого Братства. (Я видела Ее. Более молодого прекрасного Существа трудно себе представить.) В Тибете и Монголии Она известна как Милостивая Желтая Тара, и изображения Ее имеются в каждом храме. (Ужасно читать белиберду г-на Ледбитера.)
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 29 августа 1934 г.]
Что касается до того, что г-н Ледбитер был учеником Мастера К.Х. и Мастера М., то это не совсем так. Очень много лиц выдают себя за учеников Великих Учителей. Но число истинных учеников очень незначительно. Как-то раз один Великий Учитель на вопрос, много ли принятых учеников, ответил: «Пальцев на одной руке слишком много для этого числа».
И действительно, разве могут Владыки, Держащие Дозор Мира и ведущие Величайшие Космические битвы, отягощать себя большим числом учеников? При существующем состоянии сознания человечества это было бы непроизводительнейшей затратой ценнейшей энергии, столь нужной для поддержания равновесия нашей планеты. Есть много читающих книги Учения Белого Братства и мысленно приобщившихся к указанному пути и тем самым уже почитающих себя за учеников того или иного избранного ими Великого Учителя. Отчасти они будут правы, ибо если они продолжат свое устремление и, главное, будут стараться прилагать это Учение в жизни, то, конечно, рано или поздно в этой или в другой жизни они станут на путь истинного ученичества. Но спросите себя со всею искренностью и вдумчивостью, много ли Вы встретили таких учеников, которые прилагали бы в жизни хотя бы отчасти Основы Живой Этики, узнанные ими из книг Учения? А без полного приложения или, вернее, самоотверженного несения жизненного подвига разве возможно надеяться на приближение? Задумайтесь над тягостью Учителя, принявшего на себя ответственность за ученика. Скажу Вам, тягота эта ужасна!!! Размеры этого напряжения не знающему оккультных законов невозможно даже представить себе!
[Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко. 4 ноября 1935 г.]
Теперь относительно утверждения, что Махатма М. – младший Брат Махатмы К.Х., могу сказать, что утверждение это настолько же далеко от истины, как и все утверждения о Махатмах г-на Ледбитера и его последователей. Много путаницы и лжи внесено подобными «самоявленными адептами и учениками». Он назван вреднейшим!
[Е.И.Рерих – Н.П.Рудниковой. 10 октября 1934 г.]
О книгах
Не может быть запрещения читать книги по разным отраслям знания, искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять знание свое, но необходимо научиться разбираться в них.
[Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому. 30 июня 1934 г.]
У того же Ледбитера, названного вреднейшим, имеется, по словам Владыки М., хороший труд «Иннер Лайф».
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 12 апреля 1935 г.]
Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок.
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 6 мая 1934 г.]
Особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти и Арундейль и т.д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической литературы немало.
[Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому. 30 июня 1934 г.]
Безант, Ледбитер – все они лишены чувства красоты, нет художественного чутья!
[Е.И.Рерих – Ю.Н.Рериху. 10 февраля 1921 г.]
Чем меньше будете читать Ледбитера, тем лучше.
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 28 августа 1931 г.]
Сейчас передо мною лежит его книга «Человек видимый и невидимый», прислана она мне одним другом из Парижа; просмотрела иллюстрации в красках человеческих аур, отвечающих разным степеням сознания, и, между прочим, изображение ауры Адепта. Еще раз поразилась безвкусием и развязностью этого писателя [Ледбитера]. В его изображении аура Адепта представляет собою прослоенную пастилу.
[Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому. 14 мая 1937 г.]
И конечно, когда есть возможность иметь все сокровища Книг Учения, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути к знанию, когда есть возможность ознакомиться с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с трудами Е.П. Блаватской, которых немало, то чтение всех остальных книг (теософической литературы), за малыми исключениями являющимися их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть пустая трата времени.
[Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому. 30 июня 1934 г.]
Книга «Учителя и Путь»
Книга Ледбитера «Учителя и Путь» (…) это такое безобразное смешение истины, лжи и даже кощунства!
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 21 июля 1934 г.]
В самом начале его подхода к Е.П. Блаватской он много мог слышать от нее, и затем с ее смертью все это пышно расцвело в его плодовитой фантазии, лишенной честности и красоты. Он был определенным психиком и свои астральные похождения принимал (часто и выдумывал) за великие посвящения, астральных же самозванцев – за Огненные Облики Великих Учителей. Могу утверждать это на основании Указаний Самого Владыки. Итак, большинство его описаний абсолютно не отвечает истине...
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 29 августа 1934 г.]
Зерна истины об Обликах Владык, содержащиеся в ней, так же трудно отобрать, как несколько настоящих жемчужин из кучи поддельных бус. Чтобы иллюстрировать Вам эту ложь, скажу: Владыка М., Великий Венецианец, Учитель Учителей, Владыка Мира, или, как говорят восточники, Владыка Шамбалы и Великий Ману Шестой Расы и Великий Владыка Майтрейя – аспекты одного и того же Высочайшего Эго или Духа; в плодовитой же фантазии г-на Ледбитера все Они разъединились и Каждый живет в отдельном Ашраме!!! Забавно, что г-н Ледбитер и все теософы приписывают Великому Венецианцу воплощение Павла Веронезе! Причем у меня имеется портрет этого Венецианца в современном европейском одеянии (!!!), тоже написанный якобы под лучом Владыки!!! Теперь сообщу Вам, Кто на самом деле был этот Великий Венецианец. Когда племя венетов было теснимо и гонимо надвигавшимися варварами, среди них появился неизвестный высокий пастух, который указал им отойти на лагуны, и это обстоятельство послужило основанию города Венеции. Пастух этот был Наш Великий Владыка, принявший этот Облик, вернее, материализовавший Его, ибо в то время Он не носил физического тела. Последнее сведение имею от Самого Владыки, и Вы видите, как это расходится с утверждением теософов и описанием г-на Ледбитера.
(…) Великий Облик аватара Бхагавана Кришны, творца «Бхагавад Гиты» и Собирателя Вед и Махабхараты, также и Великого Зороастра тоже нужно внести в Книгу Жизней Владыки. Конечно, Вы понимаете, чтобы стоять во главе Мира и быть Собирателем Шестой Расы и грядущим Владыкой Майтрейей, Дух должен быть Высочайшего Огненного напряжения. Также имейте в виду, что никогда не может быть выдано ни точное географическое местонахождение, ни даже точная видимость не только главной Твердыни, но даже отдельных Ашрамов. Точно так же и все имеющиеся портреты Великих Учителей имеют лишь приблизительное сходство или же никакого с истинным Обликом Владык. Г-н Ледбитер назван «вреднейшим».
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 21 июля 1934 г.]
О книге Ледбитера «Учителя и Путь» я уже писала в моем письме к А.М.Асееву, выдержки из которого он поместил в своем журнале. Повторю еще раз, что все, что содержит в себе эта книга на основании записей Е.П.Блаватской, прекрасно, так же как и все выдержки, приводимые Ледбитером из буддийского «Ламрина». Но все сцены посвящения и описания Учителей представляют собою просто гротеск!! В недавно вышедшей книге «Из ит Теософи?» Эрнста Вуда, бывшего секретаря Ледбитера, имеется описание, как он вместе с Ледбитером компилировал эту книгу.
[Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка. 12 июля 1938 г.]
Прежде всего, советовала бы Вам вычеркнуть в книге Ледбитера «Путь и Учителя» все, что написано самим автором. Его глава XIII, к которой принадлежит прилагаемая Вами Диаграмма, есть сплошная галиматья. Не забудьте, что он назван «вреднейшим».
Как я уже писала Вам, Владыка М., Дающий Учение, есть Великий Учитель Учителей в Гималайской Твердыне. Титул этот уже сам говорит за себя и указывает на высочайшее Посвящение. Конечно, Владыка М. является аспектом Первого Логоса и вмещает все Его Лучи. Именно Он есть Владыка Мира и Ману нашего человечества. Но нелепо делить духовный план, называемый планом Посвящения Будды, и ставить под вторым Аспектом Логоса Посвящение Будды (Буддха означает Озарение), а под первым Аспектом – Посвящение Пратиэка Буддха, которое является лишь одной из степеней Озарения этого духовного плана, и притом не наивысшей. Также нужно понимать, что Все Великие Учителя, Махатмы или Белые Братья были на всем протяжении своих жизней Бодхисаттвами (Бодхи означает «знание» и Саттва – «сущность»). Маха-Коган, или Великий Владыка, – титул Владыки Шамбалы. Обязанности, связанные с этим назначением, принимаются по очереди Великими Братьями в соответствии с Их индивидуальными заданиями. Помеченные Ледбитером Семь Коганов отвечают Семи Кумарам «Тайной Доктрины», причем эзотерически их восемь. Среди перечисленных имен тоже неточности. Так, я не вижу Владыку Готаму Будду. Также там включен Великий Венецианец как самостоятельная Индивидуальность или Эго, тогда как это есть одно из воплощений Владыки М., или Владыки Майтрейи. Потому не следует представлять себе, что эти Великие Махатмы принадлежат лишь к шестому Посвящению – это было бы большим заблуждением. Истинно, среди этих Кумар находится как Наивысший, так и Высшие Духи, пришедшие с Высших планет на нашу Землю для ускорения развития ее человечества. Именно все эти Семь Кумар и были Владыками Пламени, одарившими человечество Разумом. Потому не будем разбирать Их ранги, но примем Владыку М. как Великого Учителя Учителей.
[Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой. 16 июля 1935 г.]
Абсурдные измышления
Думаю, что не найдете в теософической литературе разъяснения понятия Ману по отношению к понятию Мирового Учителя. Во времена Блаватской было еще рано выдавать некоторые сведения в связи с Великой Иерархией, и многое давалось в намеках, ну а фантазия некоторых личностей щедро добавляла недостающие звенья. В книге Ледбитера «Путь к Учителям» указано, что Ману Вайвасвата, и Учитель Учителей, и Владыка Майтрейя, и Владыка М. – разные Индивидуальности! И, как нам известно, г-н Ледбитер был одним из наиболее ярких вдохновителей А.Безант. Конечно, по самому смыслу слова «Ману» ясно, что Высокая Индивидуальность, носящая это наименование, должна иметь ближайшее отношение к понятию Мирового Учителя. Кто же, как не Ману, ударяет основную ноту или устанавливает свою вибрацию, которая должна звучать на определенный цикл? Кто же приносит Первое Провозвестие? Именно Ману появляется при конце каждой расы и нарождении новой. Планетный Круг, заключающий в себе нарождение и конец всех семи рас, находится на всем своем протяжении под верховным водительством одной и той же Великой Индивидуальности. Вот почему в «Тайной Доктрине» сказано, что Владыка Майтрейя появится и в Шестой, и в Седьмой расе. Так, Ману Четвертого Круга – Великий Владыка М.
(… )Описания Ледбитером еще тем вредны, что им приписывают непогрешимость Адепта.
[Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису. 23 августа 1937 г.]
В 25-м году г-жа Безант с Ледбитером, избрав 12 Апостолов (кто из них Иуда?), открыли и Матерь Мира в образе индуски Рукмини, жены нынешнего Председателя Теософического Общества. Тогда же появился и призыв. Распространяться не буду, Вы сами можете вывести заключение о всех этих призывах и избраниях, об оповещениях о Пришествии Мирового Учителя в лице Кришнамурти и Матери Мира в воплощении Рукмини Арундель. Но если Вы так увлечены призывом, то я не буду препятствовать Вам в приношении Вами преданнейших чувств воплощенной Матери Мира и, кто знает, может быть, очарование от личного контакта будет столь велико, что Вы окажетесь воплощением самого Шивы в Его аспекте Ната-Радж (Царя Танца), перед которым воплощенная Матерь Мира совершает свою пляску. Ведь теософическая Матерь Мира изучала древние индусские танцы и собирается воскрешать их в задуманном ими новом Институте Теперь об Арунделе Соединенных Искусств. Думаю, что это звучит Вам знакомо.
[Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому. 24 августа 1936 г.]
Неужели Ваша интуиция настолько молчит и Вы не догадываетесь, что Владыка М., Владыка Шамбалы и Владыка Майтрейя – Единая Индивидуальность? Владыка Сострадания и Любви и есть Владыка Майтрейя. Имя это означает «любовь». Так, в «Тайной Доктрине» указано, что великий Аватар Вишну, Владыка Майтрейя, будет Ману Шестой и Седьмой Расы. Могу добавить, что Владыка М., или Учитель Учителей, не может быть чьим-либо учеником в Иерархии, назначенной для нашей Земли. Вот почему так нелепы утверждения и расчленения единого Величайшего Эго г-ном Ледбитером и его последователями. Конечно, в первые дни Теософического движения нельзя было дать слишком много, ведь Истина должна раскрываться постепенно, по мере накопления и роста сознания человечества. Конечно, и сейчас даются лишь части ее. Владыка Мира есть Владыка Мориа.
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 16 января 1935 г.]
Точно так же нелепо утверждение г-жи Безант и Ледбитера, что Владыка М. на протяжении всех Своих Воплощений сохранял Единый Облик. Ведь сохранились некоторые Изображения Его Воплощений до нашего времени, и все они разнятся между собою, нося характерные черты той нации, к которой Владыка тогда принадлежал. В заключение скажу, если г-н Ледбитер назван вреднейшим, то можно ли допустить, чтобы он посещал в своем тонком теле или даже только приближался к священным Ашрамам! Лишь встреча Рамасвами с Владыкой описана правдиво, так же как и выдержки, заимствованные из «Ламрина» и писаний г-жи Блаватской. Встреча Рамасвами была помещена в книге «Пять лет Теософии». Неужели Вас не поразили бутафория и безобразие сцен Посвящения!! Ведь это бездарный осколок с некоторых масонских ритуалов. Кроме того, уверяю Вас, что никакие тибетцы, исключая величайших духов среди них, не имели и не имеют доступа к Ашрамам Великих Учителей.
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 29 августа 1934 г.]
Я уже высказалась о сусальных видениях Ледбитера и отказываться от своих слов не собираюсь, но снова и снова повторю их. Что же касается до утверждения Ледбитера о том, что Гоби была раньше морем, то советую прочесть «Письма Махатм» и труды Е.П.Блаватской, и тогда ясно станет, откуда черпались им эти верные сведения. Беда в том, что все отрицатели, все спорщики в большинстве случаев не знакомы с историей теософического движения и Основными Заветами, данными через Е.П.Блаватскую.
[Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка. 31 июля 1937 г.]
Жертва величайшего заблуждения г-жи Безант и Ледбитера
Вы спрашиваете о Кришнамурти? Конечно, он не член Белого Братства. Также дело не в имени, ибо каждый Брат Белого Братства носит много имен, но в расхождении Кришнамурти с основами Учения Белого Братства. (…) Кришнамурти есть жертва величайшего заблуждения г-жи Безант и Ледбитера. Я глубоко сожалею его, ибо по природе своей он дух неплохой, но те противоестественные и нелепые условия, в которых ему пришлось расти и развиваться, создали великую драму этой хорошей души. Он воспитывался в Париже в семье наших знакомых, и я знаю всю ненормальность обстановки, окружавшей этого несчастного мальчика. Можно представить себе весь трагизм положения, когда в оповещенный срок сошествия и воплощения в него Высочайшего Духа Владыки Мира несчастный юноша, несший бремя ответственности за чаяния тысячей восторженных душ, остался при своем теле и даже без внутреннего преображения или хотя бы частичного просветления!!! Нужен гениальный ум и огненное сердце, чтобы выдержать такое давление и не утерять равновесия. И конечно, не обладая ни тем, ни другим, он должен был утратить его, отсюда ряд его противоречивых выступлений и поступков и искание выхода из нелепейшего положения. (…) В Индии Учителя, который отказывается от преемственности, от Иерархического Начала, рассматривают как древо, лишенное корней, и такого Учителя никто не слушает. Отсюда и его малый успех среди своих сородичей. Но зато у него много поклонниц на Западе. Книжечка «У ног Учителя» превосходна и, несомненно, написана под Лучом Учителя К.Х. в дни его отрочества, ибо дух его не был тогда затуманен. Потому так тяжко преступление г-на Ледбитера и Безант. Великий грех приняли они на свою душу за искалечение этой жизни. Была явлена возможность ему подойти к Учению Владыки М., и Великие Учителя очень хотели помочь ему выпутаться из теософических сетей, но Вы знаете, что, за редчайшими исключениями, Владыки никогда не вмешиваются в карму людей. Ничтожное обстоятельство затмило знание духа и помешало ему подойти. Н.К. и он встретились в окружении других людей много позднее, когда он был уже отяжелен бременем воплощения Мирового Учителя.
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 20 декабря 1934 г.]
И если будут проявления Великого Облика, то они будут на плане духовном, но не физическом. При настоящем состоянии человечества всякое физическое проявление лишь умалило бы Великий Облик. Потому так кошмарно безобразно было утверждение теософов о появлении одного из Владык в телесной форме г-на Кришнамурти. Такое одержание не допускается законами Великого Белого Братства. Также кощунственны их утверждения о предоставлении Иисусом своего тела Высшему Духу для проявления как Спасителя и что в награду за эту жертву Иисус был рожден потом как Аполлоний Тианский!!!
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 8 ноября 1934 г.]
Он [Кришнамурти] жертва величайшего заблуждения г-жи Безант и Ледбитера. Великое Пришествие, предуказанное всеми Древнейшими Писаниями и которое, конечно, произойдет не в физическом теле и не в обычных физических условиях, было кощунственно приурочено и применено ими к несчастному мальчику. Перечтите Евангелие от Матфея, глава 24, стих 27–42. Приведу начало: «Итак, если скажут вам: вот Он в пустыне – не выходите; вот Он в потаенных комнатах – не верьте, ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына Человеческого...» Уже из этого первого стиха ясно, что Пришествие будет сопровождаться великими катаклизмами, подобно уничтожившим в свое время Лемурию и Атлантиду. Потому так ложна и кощунственна теория г-на Ледбитера и Безант о занятии Великими Учителями готовых тел Их учеников. Истинно, такое одержание противно космическому закону. Также кощунственно и другое утверждение их, а именно, что ученик Иисус, когда пришло время учительства и мученической смерти, предоставил свое тело Высшему Духу, настоящему Христу!! Великий Дух родился, как рождаются все люди, учил и принял мученическую смерть в своем собственном теле. Если бы это не было так, то попран был бы великий закон, на котором зиждется вся эволюция человеческого духа, именно, что все должно быть совершено руками и ногами человеческими. Вот почему г-н Ледбитер назван был вреднейшим. Много извращений и искажений самых основ Учения пришло от г-на Ледбитера и его последователей. Истинно, он был злым гением г-жи Безант и несчастного Кришнамурти. Можно представить себе те нездоровые, противоестественные и нелепые условия, в которых рос Кришнамурти. Можно легко представить себе драму этой души, когда указанное время пришло и несчастный юноша, чувствовавший на себе ответственность за ожидания тысяч восторженных душ, остался при своем теле и даже без всякого внутреннего преображения или просветления!! Не отличаясь по природе большим умом, он, конечно, должен был утратить равновесие, и отсюда ряд самых противоречивых поступков. Сейчас он, по слухам, отказался от олицетворения грядущего Спасителя и Мирового Учителя, но все же пытается создать свое новое учение. И как все, не имеющие большего потенциала, пытается взять оригинальностью и ответить на требование толп. Так, Учение его, построенное на разъединении с Высшей Иерархией, есть антипод Учения Великого Белого Братства. Как индус, он должен был бы знать, что Учитель, который отказывается от Иерархического Начала, от основ прежних Учений, рассматривался всегда, как древо, лишенное корней, и такого Учителя никто в Индии не слушает и не уважает. Вот почему в Индии он и мало проявляется, большинство его поклонников, вернее, поклонниц – из западных стран, где именно так силен дух восстания против всякого авторитета и всякой духовной дисциплины. Отрицая авторитет, отрицая Иерархию, он подделывается под всеразлагающий дух нашего времени, и потому его можно назвать одним из тех лжеучителей и лжепророков, которые восстанут перед истинным Пришествием. Но, повторяю, мне искренно жаль его, ибо по природе он был недурным духом.
[Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой. 11 декабря 1934 г.]
Ложь, будто я называла Кришнамурти «сереньким». Я отрицаю Ледбитеровскую ересь в связи с отождествлением Кришнамурти с Высочайшей Индивидуальностью Учителя Мира, но «сереньким» никогда не называла его. Ко мне обращались кришнамуртисты, желавшие во чтобы то ни стало объединить группу, изучавшую Агни Йогу, с именем Кришнамурти. Но так как Учение Живой Этики основано прежде всего на признании и почитании Иерархии Света, на высоком авторитете Учителей, то, конечно, невозможно было ожидать пользы от таких попыток. Я ответила письмом, которое и прилагаю для Вашего осведомления.
Именно, чем крупнее дух, тем шире и выше понимает он великий Закон Иерархии. Принцип Иерархии есть закон Космический. Вся Вселенная насыщена и существует и держится лишь этим Принципом. Каждая форма во Вселенной носит в основании своем ядро, каждый центр устремления живет на принципе Иерархии. Именно в Космосе существует подчинение низшего Высшему. На чем же основана эволюция? В книгах Учения сказано: «Из всех принципов ведущих принцип Иерархии самый мощный. Каждый явленный сдвиг творится принципом Иерархии. Куда может направиться дух без Руки Ведущей? Куда может глаз обернуться и сердце обратиться без Иерархии?.. Зерно духа насыщается космическим лучом Иерарха...». Именно, признаком принадлежности к Шестой расе и будет принятие закона Высшего Водительства, признание Иерархии во всем ее объеме.
[Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка. 31 июля 1937 г.]
Культ Кришнамурти как грядущего Мирового Учителя тоже утвердился с его приближением [Ледбитера]. Казалось бы, что ближайшие ученики должны были понять, что каждое Высокое Проявление Божественного Аватара должно соответствовать Эпохе, в которой Оно уявляется. Можно ли представить себе Величайшего Мирового Учителя, проповедующего или читающего лекции с платформы современного форума или цирка? Ясно, что при современном разложении всех религий, при отрицании всех духовных ценностей такое Великое Проявление должно уявиться совершенно иным путем. Путем, недоступным для кощунствующих и озверелых двуногих и для живых мертвецов, окостеневших в своих отрицаниях. Кришнамурти до войны жил в Калифорнии. По существу он чистый дух, но, по-видимому, не обладает сильным магнетизмом, ибо не смог создать своего движения или хотя бы возрождения Теософии.
[Е.И.Рерих – В.Л.Дутко. 14 мая 1945 г.]
Заключение
Понимаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины и подвига в жизни, многим не по вкусу, не по сознанию. Но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. Насколько умела, я старалась поддержать их дух, но делать это, преподнося им сусальные видения в стиле Ледбитера, конечно, я не могла. (…), большинство людей выявляют себя великими лицемерами, утверждая, что они хотят знать правду, и только правду. Именно, всегда и во всем они больше всего боятся правды.
[Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 7 декабря 1935 г.]
Веджвуд – ближайший последователь Ледбитера. Церковь его в Голландии тоже была сожжена молнией, так же как и церковь Ледбитера в Австралии. Храм Штейнера тоже был поражен молнией. Люди не обращают внимания на странные совпадения.
[Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову. 8 ноября 1934 г.]
Похожие статьи:
21.10.2014 21:38
Ермолина Галина22-10-2014 09:19:01
Автор подборки сделала очень полезное дело, собрав воедино отрывки по теме из источников, которым мы безоговорочно доверяем. Освежив мысли Учителей в своей памяти, нам бы снова и снова полезно было оглянуться вокруг и осознать как много развелось принимающих из низшего астрала "чепуху" по меткому выражению Е.И. Например, у нас в Сибири и в том числе на Алтае-их, как говорится, " хоть пруд пруди". И про таинства Белухи напишут, и подробно про "встречи" с Учителями возвестят.И ведь неплохие люди попадаются в подобные сети. Тратя время на эти "перлы", люди отвлекаются от истинных источников.
Татьяна Бойкова22-10-2014 09:32:01
Работы о лжеучениях, сектах, лжеучителях, разного вида "фантазерах" и самописцах - необходимы. И чем больше их, тем лучше. Особенно это необходимо в наше время, когда идущие сильные энергии буквально "валят с ног" неподготовленные сознания. Когда наблюдаешь как хороший, вроде бы человек,понимавший до этих пор все правильно - уходит не в ту сторону. Когда издательства рериховского толка реализуют книги авторов, о которых отрицательно отзывался Вл., что мы знаем из писем Е.И.Рерих, в т.ч. и книги Ледбитера. А это говорит о том, что время настало серьезное и необходимо бороться с подобными проявлениями, любыми возможными способами и самим быть на постоянном дозоре.
Ивахненко Нина22-10-2014 12:50:01
Спасибо. Подборка дает не только исчерпывающие ответы на вопросы, касающиеся Ледбитера. Но замечательно то, что она разделена по темам, что позволяет быстро и точно найти аргументы при обсуждении его идей, книг и деятельности.
К28-05-2015 15:34:01
Величайший вред развитию теософии в мире и России принесли (и продолжают приносить) психические опусы этого католика-медиума , также как, и переводы его астрального мусора переводчиками -"теософистами", и тех, кто распространяет фантазии этого астральщика (большого любителя мальчиков), включая "теософистику" от, "обработанной" им, лучшей своей подружки, Безант.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".