Комментарии. Листы Сада М. книга 2 «Озарение». Наталия Ковалева
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I.
Озарение, 1.
Итак, Соберу под знаменем Духа 1 000 000 000 — это будет знак Моего войска. — Здесь может быть выражена мысль о широком распространении учения Живой Этики в будущем, или, возможно, о количестве духовно зрелых людей, мышление которых способно стать эволюционным импульсом, который существенно ускорит духовно-нравственное развитие всего человечества.
Озарение, 2.
И небо кажется живым, и мы говорим: мухи летают — так объясняют лучшие касания незримых крыльев. — Имеются в виду прикосновения существ иных измерений, нередко стремящихся таким образом предупредить о чем-либо жителей земного плана.
Озарение, 6.
Течение кармы можно покрыть льдом понимания. — Имеется в виду правильное восприятие человеком кармически обусловленных обстоятельств его жизни, в частности, так называемых кармических встреч. Е. И. Рерих так комментировала эти слова Учения: «Наша улучшенная сущность, при встречах кармических, может помочь нам распознать старого должника или кредитора, и именно чувствознание подскажет проявить настороженность и соответствующие действия. Но, конечно, в большинстве случаев неосторожное прикасание к яркому прошлому захватывает человека, и он снова и снова отдается тем или иным чувствам, утяжеляя старую карму, которая тем самым будет тянуться за ним на многие существования.
Течение кармы можно покрыть льдом понимания или, иначе говоря, остановить, или даже прекратить ее действие. И это возможно через преображение нашей сущности и приближение к Иерархии Света. Именно Иерархия Света помогает ученику разбираться в жизненных встречах, и он уже не позволяет кармическим воспоминаниям овладевать его чувствами.
«Но бойтесь разрушить этот покров неразумием или свирепостью, на Щите Нашем запрещенной». — Если Высший Иерарх пояснил нам смысл встречи, мы же, не будучи в состоянии справиться с нашими чувствами, дадим им полную волю в том или ином направлении, т. е. в смысле безрассудного давания и самоотдавания или же в проявлении жестокости, то мы свяжем себя новой и еще горшей кармой и тем лишим себя, и может быть на долгие века, приближения к Великим Учителям. Не может человек, отягощенный кармою, быть приближен. Он может получить поддержку, но приближение — нечто совершенно другое». (Из письма Е. И. Рерих от 19.07.37.)
Озарение, 8.
Среди безумной толпы закройте огонь духа. — Хаотичные психоэнергетические излучения толп очень тяжелы для аур высокодуховных людей.
Озарение, 8.
Но для пользы Говорю: поминайте чаще Мое Имя.— Памятование учеником Имени и Образа Учителя является не только важнейшим условием духовного совершенствования, но и лучшим средством защиты от негативных внешних воздействий.
Озарение, 8.
Думаете, удовольствие — видеть мертвые страны? — Речь идет о странах, большинство населения которых в силу разных причин подвержено состоянию духовной стагнации.
II
Озарение, 1.
Учитель указывает: умейте чуять узы, сочетавшие вас явлением чудес. — Вероятно, имеются в виду духовные узы кармической связи с Учителями Белого Братства.
Озарение, 1.
Очнуться нельзя от встреч сужденных, и не учесть посланий на страницах жизни. — Речь идет о необычных знаках и встречах, неоднократно имевших место в жизни Е. И. и Н. К. Рерихов. Об этих явлениях рассказывается в очерке Н. К. Рериха «Вехи».
Озарение, 2.
Можете мудро принимать Мои верстовые столбы. — Имеются в виду знаки, посылаемые Учителем в конкретных жизненных обстоятельствах.
Озарение, 4.
Дух летать научается, когда горе заострит зрение. — Страдания, испытания и трудности во всех эзотерических учениях считаются лучшим средством развития духовных сил ученика.
Озарение, 7.
Часто через болезни достижения обостряются. — В Живой Этике говорится, что временное ослабление физических сил часто помогает усилению духовного начала в человеке.
Озарение, 7.
Франциск Ассизский (1181—1226) — живший в Италии знаменитый католический святой, основатель Ордена францисканцев — странствующих нищих монахов. В своей жизни и проповеднической деятельности Св. Франциск проводил идею нестяжания, отказа от стремления к обогащению. В эзотерической традиции Св. Франциск считается воплощением одного из Великих Учителей Белого Братства.
Озарение, 7.
Св. Тереза Авильская (1515—1582) — обладавшая необычными духовными способностями выдающаяся подвижница, оставившая после себя ряд книг и замечательные духовные стихи. В своих книгах Св. Тереза писала о мистическом духовном единении с Христом и преображении внутренней сущности человека, совершающемся благодаря этому.
Озарение, 7.
Зурна — распространенный на Востоке музыкальный инструмент.
Озарение, 11.
Дориносимо... — т. е. принося святые дары.
Озарение, 15.
Не возьму ни обола... — Обол — монета в эпоху древности и Средневековья в Греции, Византии, а также во Франции.
III
Озарение, 1.
Также, прободающие ауры Учителя и связанных с Ним людей наносят себе дыры не наказанием, не отмщением — но обратная искра. — Речь идет о так называемом «обратном ударе», или кармическом следствии негативных поступков, в основе которого лежит закон сохранения энергии.
IV
Озарение, 10.
Не надо новых врагов, сами дойдут, кто вам назначен. — Попытки приобщения к учению духовно не готовых людей неизменно вызывают негативную реакцию с их стороны и могут сделать из них не сторонников, а врагов.
Готовность людей к восприятию духовных знаний выражается в самостоятельных поисках ими источников этих знаний.
Озарение, 11.
Луч может явить значение, лишь когда действуете по Указу. — Имеется в виду «батарея» духовно-энергетической связи между Учителем и учеником. Присутствие энергии (Луча) Учителя может оказать свое позитивное воздействие в конкретных жизненных обстоятельствах лишь при соответствующих, своевременных действиях со стороны ученика.
Озарение, 12.
Видите на кольце две спирали — как по одной можно подняться, так же по другой можно спуститься. — Изображение на кольце символизировало спираль духовного восхождения. Однако свободная воля индивида решает все, и нарушение этических законов Космоса может превратить эволюционное движение в инволюционное, т. к. опасность духовного падения существует даже на высоких ступенях развития. Реальным метаисторическим примером подобного явления служит духовное падение Люцифера, — некогда одного из космических Иерархов, превратившегося в князя тьмы.
V
Озарение, 8.
О, мяч судьбы! (…) Удержи лукавое вращение! — Как писала Е. И. Рерих, эти слова Учителя относились к одной из американских сотрудниц Рерихов, Э. Лихтман, позднее вместе с супружеской четой Хорш предавшей Рерихов и дело Учителей. Как и в случае супругов Хорш, Учитель предвидел подобный поворот «мяча судьбы» одной из последовательниц Рерихов, и указанная Им шаткость («лукавое вращение») ее духовно-нравственной позиции в конце концов привела ее к предательству.
Озарение, 9.
Когда станете у стены плача, помните — радость идет! — Все эзотерические учения говорят о непостоянстве и двойственности природы физического бытия: противоположные обстоятельства жизни и эмоции часто сменяют друг друга. Поэтому одним из главных правил ученика является сохранение душевного равновесия при любых обстоятельствах жизни.
Озарение, 10.
Почему изумляетесь данным срокам? Не Угадываем, но Видим. — Речь идет о способности Учителей прогнозировать (фактически предвидеть) будущее, свидетелями чего не раз становились Н. К. и Е. И. Рерих и их сыновья. Слова «Не Угадываем, но Видим», очевидно, свидетельствуют об использовании Архатами информационных каналов Тонкого мира, который, как известно, представляет собой особый пространственно-временной континуум, где не существует жестких временных границ между прошлым, настоящим и будущим и события будущего отражены в виде особого информационного потока в пространстве.
Озарение, 17.
Можно сумную ту думу понять... — Сумный — встревоженный, сомневающийся.
Озарение, 17.
Не должна Земля скорее положенного срока разбить цепь, скованную самими. — Речь, по-видимому, идет о кармической цепи, созданной низким уровнем духовного развития большинства людей современной цивилизации, что выразилось, в частности, в перенасыщении ауры планеты негативными психоэнергетическими проявлениями человечества.
Озарение, 18.
Только новое — новым. — «Новыми» в Учении нередко называются представители новой, Шестой, более совершенной в духовном отношении расы (т. е. эволюционном типе) человечества.
VI
Озарение, 8.
Удерживая раздражение, создаете новую оболочку духу. — В Живой Этике говорится, что привычные мысли и чувства человека, представляя собой тонкие энергии, формируют его тонкие тела («оболочки духа»). Соответственно отрицательные мысли и чувства, представляющие собой низковибрационные излучения, деформируют структуру тонких тел, тем самым препятствуя духовному развитию человека. Позитивные, духовные мысли и чувства представляют собой эволюционные, высоковибрационные виды тонких энергий, совершенствующих тонкие тела человека и повышающих его духовно-энергетический потенциал. Под «новой оболочкой духа» имеется в виду более совершенное тонкое тело.
Озарение, 9.
Как искры создают озон, так работа духов ткет помощь. — Речь идет о сущностях Тонкого мира, участвующих в эволюционной работе Белого Братства, называемой Учителями «работой на Общее Благо». В записях Б.Н. Абрамова говорится о способности существ иных планов бытия оказывать помощь людям, вставшим на путь духовной самореализации: Т. 3, 539. «Сонмы духов, стоящих на страже Света, оберегают планету.
Надо войти с ними в соприкосновение, призвав их к себе: «Духи стражи планетной, вас призываю меня охранить от воздействий служителей темных. Именем Владыки вас призываю». Многочисленны воины Наши. Фокус передачи и фокус приема взаимодействуют».
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
I
Озарение, 4.
Явление силы чудесной при луне увеличивается. — Под «силой чудесной» в данном случае, вероятно, имеются в виду природные предпосылки осуществления различных паранормальных феноменов, в частности, сомнамбулизма и всевозможных медиумических проявлений, считающихся в Живой Этике низшими психическими проявлениями.
Озарение, 5.
Шамбала — необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. — О планетарном духовном феномене Шамбалы в «Гранях Агни Йоги» говорится: Т. 2. «Мир плотный прибежища духу не даст, ибо нет в нем ничего, на что можно было бы опереться. Временны и другие миры, хотя пребывание в них может быть много длительнее, чем в мире земном. И только Мир Огненный постоянен. Сам по себе земной мир, то есть планета, живет многие сотни миллионов лет, но жизнь в теле физическом, жизнь человека, коротка очень, и очень переменчивы условия каждого существования, и очень отличны они от предыдущего, ибо карта мира меняется достаточно быстро. Даже одно столетие уже изменяет ее. Люди пытались среди этих постоянно меняющихся форм создать нечто незыблемое, прочное и постоянное, но в этом не преуспели. И только лишь Наша Твердыня стоит неизменно и прочно, переживая века. Поэтому даже в мире земном человечество имеет Оплот нерушимости, прочности и постоянства. Меняется лик Земли, перекраиваются карты государств и границы народов, возникают новые города, сменяются правительства, и меняются формы жизни, но Твердыня стоит, нерушимо и прочно, в далеких горах, возвышаясь над миром явлений земных, идущих друг другу на смену. Сознавать, что даже на этой Земле, среди неустойчивости и непрочности жизни, существует Оплот и Твердыня для духа, — значит понять, что вневременность Огненного Мира имеет свое выражение и на Земле, как бы возвышаясь над берегом плоти, над миром астральным и Тонким. Мир Огненный в ней утвержден, в Твердыне Планетного Братства, связанного огненными нитями связи с Планетными Братьями Дальних Миров нашей Солнечной Системы и выше. Твердыня Света есть место встречи всех миров, которым открыта Она. Сознание Владык также открыто всем мирам независимо от того, в теле Они физическом или вне тела. Объединение видимого и невидимых миров в сознании человека — цель его эволюции. Это ступень Архата, орбита которой расширяется все более и более по мере его продвижения кверху. Из Твердыни на землю устремляются Лучи Света. И каждое сознание по этим Лучам может устремиться к Твердыне и в Ней обрести опору и прибежище духу. Так, в мире земном людям дан в плотных формах прообраз Нерушимости Огненной, Оплот и опора для духа в его устремлении в Беспредельность. Твердыня является символом вечности среди преходимости быстротекущих явлений человеческой жизни земной».
Озарение, 5.
Явленная высота Гауризанкара... — Гауризанкар — одна из гималайских вершин.
Озарение, 5.
Лестница Иакова — символ Нашей Обители. — В Библии говорится о видении Иаковом лестницы, соединяющей небо и землю. По этой лестнице ангелы поднимались в небо и нисходили на землю. (Быт., 28: 12—13.)
В Живой Этике это понятие символизирует Иерархию Светлых Сил. Ступени этой символической Лестницы означают определенные уровни эволюционного развития, на которых находятся представители Космической Иерархии Света. Связь между «ступенями» этой лестницы обеспечивается законами духовного руководства: каждый сотрудник Иерархии, с одной стороны, имеет духовного Учителя, стоящего на высшей ступени эволюции, а с другой стороны (по достижении определенного уровня развития), может являться руководителем для сотрудников нижестоящих ступеней.
Озарение, 7.
Плотность материи препятствует всякому опыту духа. — Имеется в виду плотность материи физического плана, отделяющая его от Тонких миров, недоступных органам чувств обычных людей.
Озарение, 7.
Для доступа надо расплавливать материю. — Под расплавлением, очевидно, имеется в виду разрежение, утончение и «одухотворение» энергетической структуры плотной материи, образующей земной план бытия и физический организм человека.
Озарение, 7.
У человека центры нервов выделяют газ при всяком экстазе счастья или несчастья. — Под газом здесь понимаются психоэнергетические эманации, принадлежащие уже Тонкому, а не физическому, плану бытия.
Озарение, 7.
Вместо длительных изысканий достаточно отразить элементы в Наших зеркалах и накоплять новые формулы. — О зеркалах см. примечания к книге «Зов» (1923 г., 2 апреля). По-видимому, называемые «зеркалами» приборы, способные получать и передавать информацию по каналам Тонкого мира, используются сотрудниками Белого Братства и в научных изысканиях, составляя альтернативу более длительному экспериментально-аналитическому методу исследований, используемому в современной западной науке.
Под «новыми формулами», очевидно, имеются в виду новые структурно-энергетические типы материи, формирующей организм человека. О будущем совершенствовании человеческого организма в «Гранях Агни Йоги» говорится: Т. 9, 21. (Гуру). «Будущее правильно будем считать ведущим магнитом. Важно при этом понять непреложность спирали эволюции и путей, проложенных в пространстве для восхождения человечества. Указанное Владыками объединение миров — не мечта, не пожелание, но непреложно сужденная ступень будущих достижений. Срединная точка погружения в материю пройдена в середине четвертой расы. Сейчас пятая — она уже на подъеме. За пройденной срединной нарождается Шестая раса. Одновременно с утончением и разрежением плотного тела человека происходит разрежение и утончение плотной оболочки планеты. Этот эволюционный процесс превращения плотной материи в более пластичную и светящуюся так же невозможно остановить, как и движение Земли вокруг Солнца. Оба мира объединятся в сознании человека, и станет доступным и видимым Тонкий. И это будет идти одновременно с преображением плотного тела Земли и физического тела человека в состояние, более разреженное. В седьмом круге в седьмой расе это состояние достигнет кульминационной точки для данного цикла. Сейчас же необходимо твердо усвоить, что этот путь развития человечества и продвижения его к новым формам своего выявления Начертан Владыками как непреложность. Это сужденное будущее человечества. Не мечтания, не желания, не надежды, но огненный приказ эволюции. Печать непреложности лежит на этом приказе. Это есть действительность нашего огненного будущего, это есть далекая действительность нашего преображенного мира».
Т. 8, 575. «(...) И утончение и разрежение материи, и человеческого организма, и всей планеты будут неуклонно усиливаться и развиваться, пока уплотненный астрал не станет действительностью и ступенью к дальнейшему восхождению. Этому быть суждено. Элемент времени и отдаленность сужденного будущего не имеют самодовлеющего значения, ибо отдельные люди будут достигать этой ступени и ранее. Понимание будущего и начертания Великого Плана приближают к нему. Устремляясь в это будущее и живя в нем, человек делает его реальностью для сознания. И тогда будущее становится для него реальным двигателем жизни».
Озарение, 7.
Медицина Наша учит, как дыханием бронировать сердце, но об этом в другой раз. — Скорее всего, речь идет об определенном виде пранаямы.
Озарение, 8.
Единым мостом между пониманием духа и принятием земли являются белые шарики. — Возможно, имеются в виду лейкоциты (так называемые белые кровяные клетки, выполняющие защитные функции по уничтожению инородных тел, клеток микроорганизмов и т.п.). В книгах Агни Йоги говорится о том, что кровь имеет в себе особую среду, осуществляющую циркуляцию частиц природной энергии — праны, питающей эфирное тело человека, которое в свою очередь снабжает необходимой жизненной энергией его организм.
II
Озарение, 3.
Конечно, сознательное общение доступно для высоких духов, если обращение достаточно лишено вопросов материи и крови. — По-видимому, речь идет об общении с существами Тонкого мира.
Озарение, 3.
Дух, праною питающийся, не совмещает кровь; потому мир можно делить по уровню крови, — другой границы не существует. — Речь идет о границе между физическим и Тонким планами бытия.
Озарение, 3.
Зерно духа непрерывно продолжает жизнь... — Зерном духа в Живой Этике называется сверхсознательное духовное начало индивида — неразрывное сочетание элементов Буддхи и Атма. Зерно духа, или Монада, едино для всех воплощений индивида. Иногда в состав Монады, помимы Атмы и Буддхи (зерна духа), включается 3-й элемент — Высший Манас.
Озарение, 3.
...и воздушный шар нервных эманаций несет дух на высоту, им сложенную. — О закономерностях перехода сознания на иной план бытия в «Гранях Агни Йоги» сказано: Т. 13, 40. (Фев. 28). «В Тонком мире распределение его обитателей по слоям, или сферам, происходит автоматически, по созвучию внутреннего содержания человека с соответствующей ему сферой. Когда накопления духа исчерпывают свои энергии в созвучном им слое, он переходит в другой, более высокий, для разрядки своих энергий уже более высокого порядка. Этим путем он поднимается все выше и выше, насколько ему позволяют его самые высокие накопления. Для сознательного пребывания в той или иной сфере надо обязательно иметь в себе то, чем бы можно было там жить. Накопления темного и светлого духа различны. Различны и области, где они пребывают. Магнетизм пространственных сфер, притягивающих к себе духов с различными накоплениями, столь мощен, что противиться ему невозможно. Ведь где-то должен пребывать развоплощенец. Вот он и пребывает там, куда влекут его устремления, то есть равнодействующая собранных им на Земле энергий».
Озарение, 3.
Последняя мысль... подобна стреле. — О значении последней мысли перед переходом в мир иной в Письмах Махатм говорится: «Существует широко распространенное среди индусов поверье, что будущее состояние, как до рождения, так и само рождение, зависят от последнего посмертного желания человека. Но это посмертное желание, говорят они, неминуемо зависит от образов, которые человек придал своим желаниям, страстям и т. д. в течение своей прошлой жизни. По этой самой причине, чтобы наше самое последнее желание не было бы неблагоприятным нашему будущему прогрессу, мы должны наблюдать наши действия и контролировать страсти и желания во все время нашей земной жизни.
Вопрос 17. Но разве мысли, которыми ум будет занят в последний момент, несомненно зависят от преобладающего характера прожитой жизни? Иначе получится, что характер Авитхи личности может быть определен по капризу случая, несправедливо принесшего какую-нибудь особую мысль в качестве последней?
Ответ. Не может быть иначе. Опыт умирающих людей через утопление и другие случайности и возвращенных к жизни подтвердил нашу доктрину почти во всех случаях. Подобные мысли непроизвольны, и мы имеем над ними не больше контроля, чем над сетчаткой глаза, чтоб препятствовать ощущению цвета, который наиболее влияет на нее. В последний момент вся жизнь отражается в нашей памяти, и выступают из всех забытых закоулков картина за картиной, одно событие за другим. Умирающий мозг вытесняет память сильным чрезвычайным импульсом, и память точно восстанавливает каждое впечатление, доверенное ей в течение периода мозговой деятельности. То впечатление и мысль, которые были наисильнейшими, естественно, становятся наиболее яркими и переживают, так сказать, все остальное, которое исчезает, чтобы вновь появиться в Дэва-Чане. Ни один человек не умирает сумасшедшим или в состоянии бессознания, как некоторые физиологи утверждают это. Даже безумный будет иметь свой миг совершенной ясности в момент смерти, хотя и не в состоянии сказать о том присутствующим. Человек часто может казаться умершим; тем не менее от последнего удара пульса, и между последним биением сердца, и в момент, когда последняя искра живой теплоты оставляет тело, — мозг думает, и Эго переживает в эти короткие секунды всю свою жизнь вновь. Говорите шепотом у смертного одра и сознавайте себя в торжественном присутствии Смерти. Особенно должны вы сохранять спокойствие тотчас после того, как смерть наложила свою требующую руку на тело. Говорите шепотом, чтоб не нарушить покойное течение мысли и не воспрепятствовать деятельной работе Прошлого, бросающего свои отражения на Покров Будущего». (Письма Махатм. М., 2006. Письмо № 92).
Озарение, 4.
Вопрос о Руководителях решается тем же законом притяжения и отталкивания. — Речь идет о духовных руководителях человека, суть и уровень которых соответствуют его духовно-нравственным и кармическим накоплениям.
Озарение, 4.
Но мало духов сливаются со светом, больше в телах астральных. — Только высокоразвитые в духовном отношении индивидуальности после развоплощения (т.е. смерти) уходят в высшие сферы Тонкого мира. Основная масса развоплощенных духов предпочитает пребывать на астральном, близком к земному миру, плане бытия.
Озарение, 4.
Лучше гореть звездою, сохраняя знание и возможность вернуться на планеты для помощи. — Как говорится в Агни Йоге, после окончания земного пути индивидам высокого духовного уровня предоставляется право выбора форм их последующих существований: они могут уйти в более совершенные, далекие от земного плана миры и сферы бытия, а могут принять новые воплощения на физическом плане, чтобы помогать эволюции человечества.
Озарение, 4.
Чем выше дух, тем больше он видит... — В Тонком мире духовные и творческие возможности сознания-души развоплощенного человека зависят от уровня его духовно-нравственного развития.
Озарение, 4.
Если желания духа высоки — может найти высокие образы... — Речь может идти об эволюционных информационных накоплениях Акаши (т.е. идеях, мыслеобразах и т.п.).
Озарение, 5.
Явление легенд, пророчеств, всяких знамен(ий) имеет значение не для отдельных лиц, но для цементирования пространства. — «Цементированием пространства» в Живой Этике называется процесс наполнения пространства мыслеобразами и идеями эволюционного содержания (т. е. способствующего духовному и интеллектуальному развитию человечества). Так как мысли энергетичны в своей основе, цементирование пространства также имеет энергоинформационную основу. Этот вопрос освещается и в записях Б.Н. Абрамова: Т. 13, 202. (М. А. Й.). «Цементирование пространства имеет большое значение в нашей работе. Новые идеи должны проникать в сознание человеческое. Среди масс обычных людей вкраплены Наши сотрудники. Они наполняют окружающую их сферу Учением Жизни. Они думают иначе, чем все. Их мысли совершенно необычны, и, насыщая окружающую среду, они становятся доступными людям. Для мыслей барьеров не существует. Потому остановить их распространение невозможно. Напитывая сознание человеческое, они побуждают его к действиям, но уже в созвучии с Планом Великим. Преображение мира становится возможным именно благодаря сознательному процессу цементирования пространства. Основные энергии изливаются из Твердыни».
Озарение, 6.
Потому отменило Братство явление чудес. — Во времена духовно-просветительской деятельности Е.П. Блаватской Учителя предприняли попытку подтвердить научные положения эзотерической философии Востока (изложенные, в частности, в «Тайной Доктрине») экспериментально, дав Е.П. Блаватской возможность демонстрировать паранормальные явления и способности (т. н. «чудеса») широкой аудитории. Однако впоследствии Махатмы убедились, что даже экспериментальное подтверждение научных доктрин эзотеризма не способно убедить в их истинности духовно и интеллектуально не подготовленную часть общества, поэтому демонстрация различных психодуховных феноменов была прекращена.
Озарение, 6.
Именно не умственные решения, но знание духа. — Речь идет о духовном знании, называемом в Живой Этике чувствознанием и в какой-то мере отвечающем понятиям творческой интуиции, инсайта, озарения, существующим в западной психологии.
Озарение, 7.
Не сумеют многие проглотить горящие яства, но самый смелый, как царевич прекрасный, поглотит огонь мира. — Имеется в виду способность высокодуховных людей ассимилировать (воспринимать) высшие космические энергии, которые приблизятся к Земле в эпоху смены космических циклов и рас.
III
Озарение, 2.
Смерч, вызванный преступлениями, душит старую землю. — Имеются в виду негативные психоэнергетические излучения, загрязняющие энергоинформационное поле планеты и препятствующие духовной эволюции человечества. Под «старой землей», возможно, имеется в виду нынешнее состояние цивилизации, в противовес приходящей Новой Эпохе, или Сатья-юге.
Озарение, 3.
Уклад жизни современной отрешил человечество от всякого понимания мировой мощи. — Узкоматериалистическое мировоззрение современной цивилизации и соответствующий ему потребительский, бездуховный образ жизни лишили большинство современных людей подлинных знаний об основных принципах мироздания, в частности, о связи между различными планами бытия и о сути психической энергии.
Озарение, 3.
Явление прозорливости в сферы надземные проявляется лишь в момент границы сна. — В Живой Этике говорится о том, что в переходный момент от сна к бодрствованию (и наоборот) сознанию человека становится доступным восприятие информации из Тонкого плана.
Озарение, 8.
Не в том дело, что аэролит может заключать караты бриллиантов, а в значении психомагнита. — Очевидно, речь идет об энергиях эволюционного значения, приносимых на Землю аэролитами. В Агни Йоге неоднократно упоминается, что энергии, наслоенные на каком-либо веществе, сохраняются в течение тысячелетий. Примером эволюционного влияния психомагнита, присланного на Землю из высших миров, является Камень Чинтамани. (См.: «Шамбала — это не миф...». М., 2009.)
Озарение, 10.
Нужно повторно окутать себя. — Повторение каких-либо слов или фраз, насыщенных позитивным содержанием, своим ритмом создает в астральном пространстве особое излучение, защищающее человека от неблагоприятных воздействий извне. О методах психоэнергетической защиты, применявшихся в эзотерических духовных практиках, Е. И. Рерих писала: «...Я советовала бы в момент острой нужды сосредоточиться лишь на одной формуле, касающейся данного случая, чтобы не разбивать энергию. Так, если Вам надо отразить темное нападение, то следует сосредоточиться лишь на отражении его, избрав краткую формулу. Так, мною была избрана формула «Не тронь!» И как мне потом сказал Великий Владыка, именно эта формула употреблялась древними Иерофантами Египта для отражения вражеских нападений, как заключающая в себе наименьшее кармическое следствие. Также полезно при этих посылках представлять себе заградительную стену из струящегося серебряного света или просто огненное заграждение вокруг защищаемого субъекта, это очень способствует сосредоточению. Конечно, каждый должен избрать то мысленное представление, которое ему близко. Но не следует разбивать энергию на многие и разнообразные посылки, когда нужна их сила. В крайнем случае, если не ощущается усталости, можно допустить две посылки разных формул, и чем они короче, тем лучше.
Напряжем все наши усилия, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары темных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная преданностью к Иерархии, может противостать всем нападениям темных. Но нельзя ни на минуту допускать сомнение и уклонение от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений — наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий. (Из письма Е. И. Рерих от 12.07.38.)
Озарение, 11.
Так говорил Сергий. — Имеется в виду Сергий Радонежский.
Озарение, 12.
Сперва от солнечного сплетения, но потом повышается к мозговым центрам, образовывая так называемую солнечную ауру. — Свойственная высокодуховным людям солнечная аура образует над головой сферическое излучение, подобно нимбу, изображаемому над головами святых в иконографии.
Озарение, 18
Чтоб преломить ее, Сам Христос сходил даже среди умаленных Обликов... — Возможно, здесь имеются в виду воплощения выдающихся христианских подвижников (Ориген, Сергий Радонежский, Франциск Ассизский и др.).
Озарение, 19.
Приблизившись к образам, сроками назначенным, получается особо насыщенная атмосфера, точно клубы дыма, застилающие небо и землю. — Речь идет о духовном приближении сужденных учеников к Учителям, сопровождающемся особым психоэнергетическим напряжением.
Озарение, 19.
Хорошо иметь цветы около в это время. — Цветы являются источниками тонкой природной энергии — праны, питающей тонкие тела человека.
IV
Озарение, 2.
Особенно желаемо, чтоб мысль окрашивалась своим цветом, но лишь открытые центры дают не цвет мысли, но окутывают мысль цветом человека... — Имеется в виду цвет ауры, зависящий от основных психодуховных качеств индивида и уровня активности высших центров его сознания.
Озарение, 7.
Преломление лучей, — эти звуки входят в оркестр музыки сфер. — О музыке сфер в «Гранях Агни Йоги» сказано: Т. 5, 5. «Получаемое от Нас всегда по сознанию. Звучит пространство волнами света. Свет звучит. О значении Света Сказано мало. Каждый цвет спектра имеет свою ноту. Музыка сфер представляет собою сочетание этих звучаний. Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. Мир Высший звучанием насыщен, исходящим от всего, что наполняет его. Низшие слои, наоборот, характерны раздирающим ухо дискордом. Арфа духа звучит своей нотой. Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. Гармония звука и цвета дает жизнь, точнее, жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония — это разрушение, разложение и смерть. Равновесие есть гармония духа. Ритм равновесия может расти беспредельно. Мощь духа уявляется в равновесии. Равновесие, гармония и созвучие консонанса — формы выражения согласованности духа».
Озарение, 7.
Так же как желание древних носить на груди круглую бляху. — Один из главных центров сознания человека — центр Чаши — находится в центре груди и является хранилищем духовно-интеллектуального потенциала индивида, формирующегося в течение всех его воплощений. Древние знания о существовании высших центров сознания отразились в символике декоративно-прикладного искусства многих народов мира.
Озарение, 9.
Даже приближение дружеской планеты тяжело... — Имеется в виду Венера, служащая для Земли источником позитивной, эволюционной энергетики, содействующей духовному развитию человечества. Как говорится в Живой Этике, в 1924 году Венера приблизилась к Земле на максимальное отмеченное астрономами расстояние.
Озарение, 11.
Урусвати — пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. — В дневниках Е. И. Рерих говорится, что именем «Урусвати» в Братстве называют как планету Венеру, так и Новую планету, лучи которой окажут на Землю особое энергетическое воздействие в период смены космических эпох. Новое небесное тело пока не видимо на земном небосклоне, но уже оказывает на Землю позитивное, эволюционное воздействие – как и планета Венера.
Озарение, 16.
По ритму мирового движения нужна повторность нарастания. — «Нарастание», т. е. эволюционные изменения, всегда связано с цикличностью («повторностью»), формирующей ритм и лежащей в основе всех процессов развития в Космосе.
Е.И. Рерих писала об этом: «Все мироздание основано на повторном движении, или ритме. Без повторности ничего не слагается, всякое нарастание требует повторных наслоений; без повторений ничего не усваивается. Сама память есть накопление нескончаемых повторений. Вся жизнь наша есть непрерывная цепь повторений, но человек уже не замечает (этого) и легко продвигается к новым восхождениям и нахождениям, будучи вооруженным ранее усвоенными явлениями, движениями, положениями, понятиями и т. д., так и в Учении — лишь усвоив путем повторений все положения Учения, может ученик легко продвигаться к дальнейшим достижениям». (Из письма Е.И. Рерих от 13.11.48.)
Озарение, 19.
Около невидимого Светила как бы необъятный круг засиял, лучи побежали по краям его. — В Агни Йоге говорится о том, что в период смены космических эпох к Земле приблизится особая планета, излучение которой будет нести в себе духовный, эволюционный импульс, уничтожающий любые источники антиэволюционной негативной энергетики. Е.И. Рерих так комментировала этот фрагмент текста Учения: «Вам будет интересно прочесть про Новую Планету. Космическое явление это скоро станет видимо. Помните, как еще в книге «Озарение» (...) в § 19 сказано: «Полнеба занято необычным знаменьем. Около невидимого Светила как бы необъятный круг засиял, лучи побежали по краям его...» Это явление будет видимо несколько мгновений, но продолжится на протяжении семи дней. Скрещивание солнечных лучей с лучами незримого Светила оявит зрелище небывалое. Лучи незримого Светила уявлены на мощи солнечных лучей; сила этих новых лучей уявилась как взрыватель кратеров, напряженных ядовитыми газами, на Луне и уявила там сгорание страшного, мощного газа. Таким образом, отравленная атмосфера Луны уявится на своем улучшении. Под воздействием лучей Новой Планеты Луна станет новой Луной». (Из письма Е.И. Рерих от 21.06.52.)
Озарение, 12.
Узел народов закреплен на пустом месте. — Речь идет о смене рас и крупных космических периодов в истории планеты, а также об особых, узловых географических точках земного шара, служащих центрами цивилизаций в различных циклах эволюции человечества. Этот вопрос затрагивается в «Письмах Махатм»: «Без сомнения, ваши геологи очень учены, но почему бы не иметь в виду, что под измененными и исследованными ими континентами, в недрах которых они нашли Эоценский Век и принудили его выдать им свои тайны, могут быть глубоко скрытые в бездонных ложах океана и другие, гораздо более древние континенты, чьи слои никогда геологически не были исследованы, и что они могут в один прекрасный день совершенно перевернуть их теперешние теории, иллюстрируя таким образом простоту и великие истины, связанные с индуктивным обобщением в противовес их призрачным предположениям. Почему не допустить в действительности, никто из них никогда не подумал об этом, что наши нынешние континенты были подобно Лемурии и Атлантиде уже много раз затоплены и имели время вновь появиться и пронести новые группы человечества или цивилизаций. И что с первым большим геологическим вздыманием при следующем катаклизме в серии периодических катаклизмов, которые происходят от начала до конца каждого большого круга, наши уже вскрытые континенты опустятся, тогда как Лемурия и Атлантида поднимутся опять. Подумайте о будущих геологах Шестой и седьмой расы — представьте себе их раскапывающими глубоко в недрах того, что было Цейлоном или же Симлой, и находящих утварь веддхов или отдаленных предков цивилизованных пахари — все предметы цивилизованной части человечества, населявшего эти области, будут превращены в пыль огромными массами движущихся ледников в течение следующего ледникового периода». (Письма Махатм. Москва, 2006. Письмо № 92.)
Озарение, 21.
Если бы вы видели ... вы бы ужаснулись. — Возможно, имеются в виду первые расы разумных существ, обитавших миллионы лет назад на Луне, на которой в то время существовала жизнь. Е. И. Рерих, отвечая на вопросы последователей Учения, писала по этому поводу: «Прежде всего, необходимо усвоить, что лунная эволюция была значительно ниже земной, и обитатели Луны не обладали разумом или так называемым интеллектом. При завершении ими лунной эволюции, ум их не превышал инстинкта животных. Но ведь и сейчас немало земных жителей, ум которых недалек от инстинкта животных! Именно, многие еще живут инстинктом. Потому, конечно, лунные монады должны были начать свою новую эволюцию на Земле с растительного и животного царства, чтобы примениться к условиям новой планеты.
...Так, поэты, воображение которых рисовало им прекрасные воздушные образы лунных обитателей, содрогнулись бы при виде некоторых настоящих лунных жителей, покрытых волосами и еще при других особенностях. Ведь и внутреннее строение их отличалось от нашего. Так и зрение было иное, они могли видеть и спереди, и сзади. Мы должны привыкать к мыслям о бесконечном разнообразии творений и о медлительности эволюции на ее первых ступенях. Лишь с зарождением разума эволюция вступает в ускоренный процесс развития, и этот разум при гармонии с Руководящими Силами может вознести планету до великого расцвета, и он же, в противном случае, способствует ее скорейшему распадению или гибели». (Из письма Е.И. Рерих от 13.08.38.)
Озарение, 21.
Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяется сложным различием по светотени. — Под «светотенью» имеется в виду духовно-нравственная сущность людей. О различии по светотени в записях Б. Н. Абрамова говорится: Т. 1, (Дек. 15). «(...) Теперь происходит разделение человечества по светотени, и происходит оно в планетном масштабе, и никакие увертки и ухищрения тьмы не заменят тьму Светом. По светимости разделение, по светотени и суд о принадлежности каждого к лагерю тьмы или Света. Можно обманывать друг друга и умиляться масками, но у последней черты перед Явлением Света не внешним покровом, но по светимости внутренней сущности человека будет решаться его судьба».
Озарение, 21.
Явление, как очищенный коммунизм, отберет лучшие слои человечества. — Имеется в виду социальный строй будущего, соответствующий литературно-философскому понятию коммунизма (выраженному в произведениях Т. Мора, Кампанеллы, Оуэна и др.) как справедливого общественного уклада жизни.
V
Озарение, 5.
Звезда Аллахабада указала путь, и так Мы посетили Сарнат и Гайю. — Повествование ведется здесь от лица Учителей Белого Братства, пришедших приветствовать Христа и помочь Его семье. В преданиях Учителя были названы «волхвами», а сам факт посещения Христа иноземными мудрецами был воспринят в народе как «поклонение волхвов».
Сарнат и Гайя — города, связанные с проповеднической деятельностью Будды.
Озарение, 5.
Он говорил: «О, как Аум... — Священный слог Аум здесь означает Высшее духовное начало.
Озарение, 6.
Растущая аура имеет свои преимущества, многообразно звучат эти Эоловы Крылья. — Эол — в греческой мифологии бог Ветра, правитель острова Эолия, где во время странствий нашел приют легендарный Одиссей. В поэтическом, иносказательном смысле имя Эола символизирует ветер. Эолова арфа — музыкальный инструмент, струны которого звучат от дуновения ветра. Подобно этому различные космические влияния «настраивают» ауру человека на определенные вибрации.
Озарение, 9.
Очень важен опыт пропускания мысли через луч. — Особый луч (т. е. поток энергии), способный очищать пространство от негативных мыслей, был изобретен занимающимися научно-исследовательской работой сотрудниками Шамбалы. В дневниках Е.И. Рерих об этом изобретении говорится: «Как же не очищать слои над землею, когда даже на глаз они дымно-оранжевого цвета? Изобретение Луча, пропускаемого через препарат лития, делает честь его изобретателю. Можно в значительной степени оздоровить атмосферу и тем способствовать спасению многих. По тому же Лучу можно увеличить нахождение проблесков духовности. Главное же, уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются. (...) Не завидую людям, испускающим низкие мысли, ибо пламя коснется их очага. Прибавь к письму эту беседу, ибо, прочтя ее, они скажут кому-то — непрактично иметь темные мысли и, кроме того, надо их порадовать. Кто не поймет, тот опасется.
(...) В Нашей работе заключено все. Луч Матери Мира — так называем новый луч». (См.: Е.И. Рерих. «У порога Нового Мира». М., МЦР, 1994, с. 91.)
Озарение, 9.
Можно представить... красные и оранжевые огоньки... — Негативные энергетические скопления в астральном пространстве нередко имеют особые, грязные («дымные») тона оранжевого и красного цвета.
Озарение, 13.
Вы заметили, что каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. — Речь идет о перевоплощениях, упоминаемых во всех мировых религиях, в том числе и в раннем христианстве. (Как писала Е.И. Рерих, доктрина о перевоплощениях, существовавшая в христианском учении, была отменена ортодоксальной церковью в VI в., на Втором Константинопольском соборе.)
Озарение, 15.
Рост понимания духа привлекает и сотрудничество малых образований, населяющих воздух. — Очевидно, имеются в виду существа астрального плана — элементалы.
Озарение, 17.
Он же открыл и другую формулу (...) — так бывает перед окончанием земного круга, — чтоб сейчас же вспыхнуть всеми огнями накоплений. — При окончании земного пути и переходе в Тонкий мир сознанию человека открывается информация о его прежних воплощениях, основных задачах его последней жизни и т. д.
Озарение, 18.
Явление даже земных вещей сохраняет около них особую атмосферу. — Речь идет о психоэнергетических наслоениях, образующих ауру любого материального предмета.
Озарение, 20.
Терос и тамас должны работать как братья, ибо представители тамаса и тероса должны быть неделимы. — О теросе (духовном начале) и тамасе (материи) Е.И. Рерих писала: «Вы спрашиваете, как понимать, что «терос и тамас должны работать, как братья» («Озарение»)? Терос есть синоним духа движения или света. Тамас — материи, инерции или невежества. Жизнь Космоса слагается из равновесия этих начал. Преобладание в природе или человеке одного из них ведет к разложению и конечному разрушению. Необходимость равновесия этих начал можно видеть во всей жизни. (...) Так, для самоусовершенствования необходимо уравновесить в себе эти два начала — терос и тамас. Все учения древности дружно говорили о Золотом или Срединном Пути, о Гармонии, что и есть равновесие между духом и плотью. Так, терос и тамас должны работать, как братья». (Из письма Е.И. Рерих от 23.10.37.)
VI
Озарение, 1.
Вместо биржевой игры, пусть будет стремление к нахождению, поддержанное кооперативом. — В данном случае кооператив означает широкое объединение, сотрудничество. В «Гранях Агни Йоги» о будущем сотрудничестве говорится: Т. 5, 16. «Зовом наступающей Эпохи, ключом к ее пониманию будет кооперация всех во всем, сотрудничество полное. Даже два человека, объединенные в совместных действиях и взаимопонимании, уже сила. Согласованный коллектив, большой или малый, — сила, во много раз превосходящая сумму сил тех же людей, но взятых порознь. Именно в согласованности сила объединенных сознаний. В этом отличие гармонично согласованных групп от тех, где согласие отсутствует. Опыт всевозможных объединений на чем-то созидательном очень полезен. В объединении сила участников умножается взаимной поддержкой. Когда человечество станет одной дружной объединенной семьей, преобразятся планета и жизнь».
Озарение, 7.
Мировая мысль сообщает мировое решение, и построение Новой Страны... — «Новой Страной» в Учении называется Россия.
Озарение, 8.
И до четырнадцатого слуха дух постигает, тогда как на земной сфере можно достичь лишь девятого. — Степени восприятия человеком звуковых вибраций во многом зависят от его духовно-психического развития.
В письме от 16.08.37 Е.И. Рерих писала по поводу этого фрагмента текста: «И до четырнадцатого слуха слова достигают...» — означает тончайшую шкалу по качеству градации тонов, почти недоступную сейчас нашему земному слуху, но градаций этих может быть и 24. Так, ухо индусов воспринимает гораздо большую шкалу тонов, нежели ухо европейцев».
Озарение, 12.
И велика подкупность Христа, прикрывающего за свечку любое предательство. — В одном из писем Е.И. Рерих писала по этому поводу: «(...) В чем заключается самый тяжкий грех церкви? Именно в том, что церковь на протяжении веков внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. С детства мы знали, что человек может совершать самые большие злодеяния, но если священник на исповеди отпустит грехи его, то он освобождается от бремени их и может вновь нагружать себя до следующего, столь же успешного освобождения, разве что за повышенную плату. Сколько сиротских слез положено в основание некоторых храмов! Именно, на какие деньги, каким путем добытые, чаще всего воздвигались храмы? Сколько пудовых свечей теплилось перед Священными Изображениями, принесенные предательскими руками! Истинно сказано: «Велика подкупность Христа, прикрывающего за свечку любое предательство. Нет хуже, ежели свеча подлости. Не нуждается Христос в таких почитателях, ибо свечи их коптят одеяние. Не отмыть водами Иордана и Урдара следы таких приношений».
Сколько непонимания в молитве: «Аз недостойный Ирей, властью мне от Бога данной, ныне отпущаю грехи...» Да, платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых времен фетишизма? Этот устрашающий вопрос нужно освещать многосторонне. Именно устрашающий, ибо язва эта распространена по всему миру во всех религиях. Так, если в Тибете разбойничье племя голоков, исповедующее ламаизм, религию, столь же далекую от заветов Будды, как и наша церковность от Учения Христа, отправляясь на ежегодное паломничество в Лхассу замаливать свои злодейства, не трогают на пути своего следования беззащитное население, желая получить доступ к высшему духовному представителю, но, получив за определенную плату полное отпущение своих преступлений, дают полную волю своему разгулу, грабя все, что попадает им под руку, пуская в ход и оружие, то не правы ли они, ибо через год они вновь очистятся, ведь вопрос лишь во мзде?! Так в Индии все согрешившие спешат принести своему брамину в жертву козла и другие ценные приношения и столь же успешно получают прощение и очищение. Вы скажете, что это отставшие расы? Но разве не то же самое происходит среди высших интеллигентных слоев Америки и Европы? Нет, хуже, ибо только что католической церковью воскрешен древний закон индульгенций. И сейчас каждый католик может не затруднять себя покаянным паломничеством к главе церкви, но просто должен послать ему соответствующую сумму для получения необходимой индульгенции для входа в Рай. Несомненно существует определенная такса на эти индульгенции, ибо ведь согрешения так различны, и на точной оценке их можно заработать хороший капитал! Куда же дальше идти? Не возвращаемся ли мы спешными шагами во мрак средневековья?
Да, именно в этом внедрении в сознание с детских лет, что у человека есть мощная заступница — церковь, которая за пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к вратам Рая, и заключается тяжкое преступление церкви. Лишив человека ответственности, церковь лишила человека его Божественного Происхождения. Церковь дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. Утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет инволюционировать, ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение.
Весь Космос построен законом ответственности, или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге. Все древние учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому залогу Божественности в нас. Он ясно звучит в словах Моисея (которые принято приводить как образец мстительности еврейского народа): «Око за Око и Зуб за Зуб». Но вспомним и слова Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду, а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит геенне огненной». Разве закон, выраженный устами Христа, не будет суровее закона Моисея, если не принять его в том же смысле непреложного закона кармы? Также, несомненно, вы знаете слова Христа: «Истинно, говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (От Марка 10. 29—30.) Как можно ныне, во время сие, иметь больше матерей, отцов и т. д., если не допустить закона перевоплощения? Именно, здесь подчеркнуто противоположение времени здешнего, земных существований среди гонений, к веку грядущему жизни вечной...
Но пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам, и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью. (Из письма Е.И. Рерих от 12.09.34.)
Озарение, 13.
Тогда задрожал в человеке солнечный змей... — Очевидно, имеется в виду пробуждение центра солнечного сплетения, тесно связанного с творчеством и достижением высших состояний сознания.
Озарение, 16.
Каждое воплощение несет связь с известным характером, как по связи времени ближе. — Имеется в виду влияние отдельных личностных свойств прошлого воплощения человека на его настоящее воплощение.
Озарение, 16.
Жизнь лунную надо дожить. — Под «жизнью лунной» понимается низкий уровень духовности, характерный для первоначальных стадий космической эволюции человечества. В письмах Е.И. Рерих поясняется этот фрагмент текста: «Жизнь лунную надо дожить... или жизнь полусознательную, к которой принадлежит большинство человечества. Ведь человечество, за редчайшими исключениями, переселилось на нашу планету с Луны, и пора бы ему начать ускорять свою эволюцию. Но, к сожалению, именно большинство недалеко ушло от своего лунного состояния». (Из письма Е.И. Рерих от 16.08.37.)
В Живой Этике неоднократно говорится о том, что знание прежних жизней может быть полезным для духовно развитых людей, но людям низкого уровня духовного развития оно может только повредить.
Озарение, 19.
И Учитель не только... изображение Благословенного... — Благословенным в восточной литературе называется Будда.
Озарение, 20.
Полеты легкого тела... — Имеется в виду астральное тело.
Озарение, 20.
Не только астрал, но и ментал... — Речь идет об астральном и ментальном телах.
VII
Озарение, 3.
Проходил книжник... — Книжники — религиозная секта, существовавшая в древней Иудее.
Озарение, 4.
Спрашивал Христа член синедриона... — синедрион — высший суд древней Иудеи.
Озарение, 14.
Кольца зоркости и слуха. — Речь идет о ступенях развития ясновидения и яснослышания.
Озарение, 15.
Состояние открытых сокровищ... — Вероятно, имеется в виду достижение адептом высокой степени духовного развития, связанной с открытием высших центров сознания.
Озарение, 16.
У Нас, поверх священного языка... — Священным языком Белого Братства является сензар.
Озарение, 18.
Для сроков космических применяются сосуды явленные... — Е.И. Рерих так поясняла этот фрагмент текста: «Вся жизнь слагается именно сроками космическими. Сроки эти обозначаются совпадением назревшей кармы того или иного народа, или даже народов, с определенными сочетаниями светил, результатом чего являются новые повороты в историческом ходе народов или в жизни планеты.
(...) Во всех Учениях именно человек приравнивается к сосуду, вмещающему в себе Божественный Огонь. Для выполнения определенной миссии в космические сроки посылаются на Землю испытанные на протяжении тысячелетий служители Света, или, как их иногда называют, сосуды явленные. Они избирают себе сотрудников из тех, которых карма приводит к ним, и если эти избранные ими сотрудники с течением времени окажутся не на высоте или же вредными для дела, то они могут заменить их другими. Конечно, Вы знаете, что длительное сотрудничество устанавливает известную оккультную связь, которую не так легко прервать без болезненных последствий для обеих сторон; потому при такой замене сотрудников необходимо вмешательство Учителя, и избранные старшие или явленные сосуды могут обратиться к Учителю, прося Его освободить их от последствий ауры удаленных». (Из письма Е.И. Рерих от 07.12.35.)
Озарение, 20.
Как по лику земли... осколки Единого Камня. — Возможно, имеется в виду реальное заложение в разных районах земного шара фрагментов Камня Чинтамани, являющихся эволюционными психомагнитами.
VIII
Озарение, 1.
Нужно осмотрительно относиться к так называемым кошмарам... — Возможно, речь идет о так называемых вещих снах, являющихся, как правило, предупреждениями о грозящей опасности, полученными сознанием человека по информационным каналам Тонкого мира.
Озарение, 1.
«Господь твой живи!» — так скажете каждому и, обменявшись Господом, пойдете к Единому. — Здесь выражена идея об изначальном духовном единстве всех мировых религий.<
Озарение, 1.
Там, где почитание материи, там лишь ею можете пройти, но возвеличив земную материю до Космоса. — В этом фрагменте говорится о господствующей в те времена в России узкоматериалистической идеологии. Как известно, Рерихи должны были передать членам советского правительства послание Махатм и предупреждение о недопустимости построения социализма силовыми методами. Это можно было сделать только с позиций лояльности по отношению к существующей в то время в СССР официальной идеологии (в чем также нашел отражение принцип «Господом твоим»). В таком же мировоззренческом ключе была написана и книга «Община», которую, в противном случае, нельзя было бы издать в СССР.
Озарение, 1.
Учитель обратился к низшим слоям астрального мира и сказал: «Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязывать?» — Главной причиной пребывания развоплощенных душ людей в низших слоях астрального мира, соответствующих религиозному понятию ада, является привязанность их сознания к низшим чувственным пристрастиям, удовлетворить которые можно только на земле. Именно поэтому души порочных людей, привязанные к слоям низшим астрала и низковибрационным энергиям, господствующим в них, не могут подняться в высшие слои астрального плана, покинув «адские» сферы.
Озарение, 7.
И шаг отмеряется не футом, но трехлетием... — В Учении говорится о трех- и семилетних периодах, имеющих особое значение в процессе самосовершенствования и эволюции сознания: «Надо помнить, что каждое трехлетие представляет ступень сознания, так же как каждое семилетие является обновлением центров». («Община», 79.)
Озарение, 9.
Путь мировой эволюции, совершаемый на ваших глазах, ставит на иные условия, и приходит время, когда надо сильно сократить психические силы за счет духа. — Речь идет о необходимости замены распространившегося в современную эпоху психизма истинным духовным развитием. (См.: примечания к книге «Зов», 1922, январь, 25.)
Озарение, 11.
Уже Говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Свое. — Эволюционная духовная миссия Матери Мира имеет сокровенный, скрытый от непосвященных характер, что символизируется эзотеричностью Ее Имени и Облика (на древних изображениях Ее Лик, как правило, полузакрыт священным платом).
Озарение, 11.
После Атлантиды, когда был нанесен удар культу духа... — Согласно эзотерическим источникам, существование цивилизации атлантов закончилось духовным падением, произошедшим из-за злоупотребления атлантами тонкими природными энергиями и собственной психической энергией. Именно это обстоятельство и привело к гибели Атлантиды в результате крупнейшего природного катаклизма.
Озарение, 12.
Мост между планетами, сокращение кругов рас... — Речь идет об ускорении процесса космической эволюции человечества, происходящего путем смены прежних рас новыми, более духовными и совершенными.
Озарение, 12.
Поистине, лучше переждать в растительном царстве и миновать насекомых. — В процессе эволюции живого существа его монада (духовное начало) последовательно проходит циклы перевоплощений в формах, принадлежащих к разным царствам природы.
Озарение, 12.
Можно даже миновать планету. — Речь может идти о других планетах Солнечной системы и глобусах планетной цепи Земли, на которых воплощаются эволюционирующие монады. (См.: «Тайная Доктрина», «Некоторые ошибочные представления, ранее опубликованные и касающиеся планет, кругов и человека».)
Озарение, 14.
Прежде восприятия лекарств нужно три года провести среди праны. — Нахождение среди природы (праны) считается в Живой Этике лучшим средством восстановления жизнеспособности организма.
Озарение, 15.
М:. много магнитов на Земле... легко идти. — В широком смысле духовными магнитами можно считать не только терафимы (как, например, фрагменты Камня Чинтамани), но и все, что позитивно влияет на эволюционные процессы в обществе: выдающиеся произведения искусства, города и местности Земли, отличающиеся позитивными психоэнергетическими наслоениями, идеи и духовно-философские учения.
Озарение, 15.
Создавшаяся изолированность должна быть наконец введена в сужденный круг. — В Живой Этике говорится о том, что в естественном состоянии между Землей, планетами Солнечной системы и другими небесными телами должен существовать энергообмен, без которого развитие планеты и эволюция человечества невозможны. Однако энергетика негативных психических излучений человечества образует в ауре планеты подобие купола, изолируя тем самым Землю от влияния позитивных космических энергий.
Озарение, 15.
Почему на Юпитер идут лишь немногие, тогда как атмосфера Земли положительно загромождена? — Высокоразвитые индивиды после окончания земного пути могут избрать местом своего следующего воплощения более высокоразвитые планеты Солнечной системы (на некоторых из них жизнь существует в небелковых, тонкоматериальных формах). Но большая часть обитателей Земли, не обладающих высоким духовным и интеллектуальным потенциалом, предпочитает продолжать существование на Земле, несмотря на несовершенные условия жизни земного плана.
Озарение, 15.
Пустые оболочки создают пустые оболочки. — Речь идет о посмертном состоянии людей низкого уровня духовного развития, т. е. лишенных духовных накоплений. Сознания индивидов, бывших при своей земной жизни духовно «пустыми», не меняются и после их перехода на Тонкий план бытия. О законах бытия мира иного в «Гранях Агни Йоги» говорится: Т.8, 249. (Май 4). «Мир плотный Мы Называем миром причин, а Тонкий — миром следствий. Все, что заработано, приобретено и утверждено духом в плотном мире, являет собою психические зерна, которые дадут свои ростки и их дальнейшее развитие в мире Надземном после освобождения от физического тела. Психическая энергия, не растраченная, но накопленная и приумноженная человеком на Земле, даст широкие возможности пользоваться ею в Надземном. Конечно, при этом имеются в виду приобретения и накопления психодуховные, ибо материально-земные оставляются человеком на Земле. Умершие в духе, но не умершие в теле и продолжающие жить на Земле, то есть так называемые живые мертвецы, — это есть люди, растратившие свой запас Агни, — пустые оболочки. Их пребывание в мире Тонком особенно печально, так как, лишенные психической энергии, они не могут не только летать, но даже порою и двигаться. Много истуканов толпятся в соответствующих слоях Внеплотного мира. Все, что утверждено и принято человеком на Земле, получает там дальнейшее развитие и завершение до полного израсходования вложенной в данное явление психической энергии. Хорошее развивается по направлению, заложенному в нем, плохое растет и развивается по-своему. Все обостряется и усиливается, не сдерживаемое более инертностью плотной материи. И часто злое и темное существо обезображивается там до невероятной степени, ибо внутреннее безобразие выражается полностью и беспрепятственно во внешнем облике своего носителя. Даже здесь, на Земле, радость, горе, доброта или злоба обычно искажают черты лица, его выражение, преображая плотные ткани и мускулы. Что же происходит там, где мысли и чувства благодаря пластичности материи тотчас же выражаются в соответствующих формах. Поэтому характер и запас психических зерен, накопленных человеком при жизни на Земле, обусловливают выявления и характер его психической активности в мире Надземном. Причина и следствие связаны прямой цепью, и зерна Света дадут светлые следствия, светлые всходы. И можно представить себе, что дадут семена зла. На каждый посев — своя жатва. И не снимают с терновника виноград. Формула «что посеешь, то и пожнешь» особенно радостна и вдохновляюща, ибо гарантирует человеку непреложность добрых следствий и нахождений на каждое пламенное и благое устремление. Закон обмануть невозможно. Снимаются внешние маски, и каждый являет свой истинный лик. Персонификация не делает персонификатора лучше, чем он есть, но даже и для этого нужно кое-что знать. Устремление к знанию, пробужденное на Земле, получает удовлетворение, ибо там можно учиться и восходить. Ограничения существуют в мире земном, в мире Надземном ведут устремление и мысль. Там все движется мыслью. Но мысли людские весьма различны, так что и движения могут быть самыми неожиданными. Устремления к Иерархии и Учителям Света возносят устремленного духом. Устремление к звездам приближает к Дальним мирам. Не все зерна земные получают обильную жатву. Но все должно быть начато и зарождено в мире причинности, то есть на Земле. Поздно об этом думать в мире Надземном или перед самой кончиной. Подготавливаться надо заранее. В сущности говоря, вся жизнь и есть подготовка к Надземному пребыванию и является таковой совершенно независимо от того, знает об этом человек или нет, верит или нет. Потому не следует отчаиваться, если самые искренние устремления не дают следствий в окружении плотном, в мире Тонком они получат свое удовлетворение по силе энергий, заложенных в них. Порадоваться можно каждой мысли, возвышающей дух, каждому чувству и каждому действию во благо. Психическая энергия, накопленная в земном существовании, будет бесценным сокровищем и в мире Надземном, дающим возможность широко пользоваться ее благом. Можно глубоко и серьезно продумать, что же накапливает и приумножает ее запас и что растрачивает его безвозвратно. Стоит ли допускать действия, расточающие Сокровище?
И не преступлением ли перед своим духом будет расточение Агни?»
Озарение, 15.
Но представьте — если бы призраки тянулись к созиданию прекрасного движения, то лучи из санитаров превратились бы в лучи света. — В силу сложившихся на Земле условий Учителя вынуждены употреблять силу своих творческих энергий (Лучей) прежде всего на очищение тонкоматериального пространства Земли, чтобы удержать планету от глобальной катастрофы, а затем уже на конкретные задачи развития культуры и духовной эволюции человечества.
Озарение, 16.
Лучше всего представлено последствие в легенде о Лоте. — Легенда о Лоте символизирует недопустимость привязанностей к прошлому. Согласно ей, Лот и его жена были выведены ангелами из городов Содома и Гоморры, обреченных на гибель за грехи. Единственным условием спасения Лота и его жены было запрещение оглядываться назад во время ухода. Жена Лота нарушила запрет и, оглянувшись назад, была превращена в соляной столб.
Озарение, 16.
Важно уничтожить атмосферу низших слоев... — Имеются в виду деградационные низшие слои астрального плана, являющиеся источником отрицательной психоэнергетики, негативно влияющей на физический план и препятствующей эволюции жителей земного и астрального планов планеты.
«Кооперация сверху и снизу» предполагает, с одной стороны, помощь пленникам низших сфер астрала со стороны более высокоразвитых существ Тонких миров, с другой — стремление самих обитателей низших сфер к переходу в более высокие и совершенные слои астрального плана.
Озарение, 16.
Правильно замечено о переходе без сознания. — Речь идет о состояниях бессознательности (как бы психического оцепенения, глубокого сна), в которое погружаются после перехода в мир иной люди, при жизни убежденные в невозможности посмертного бытия сознания.
IX
Озарение, 1.
Наши опыты и полеты... — В данном случае имеются в виду полеты в пространствах Тонких миров.
Озарение, 2.
Считаю, можно чудо стихийных духов пояснить. — Стихийные духи — одно из названий элементалов.
Озарение, 2.
Лучи могут приводить в равновесие волны стихий. — В Учении часто упоминается о том, что лучи (энергии) Учителей Белого Братства способны гармонизировать состояние природных стихий, предотвращая возможные природные катаклизмы (землетрясения, наводнения и т. п.).
Озарение, 2.
Таким образом, динамомашина и заклятый круг имеют научное основание. — Динамомашина — генератор постоянного тока. Заклятый круг — сформированное психической энергией мага астральное пространство, обладающее «запрограммированными» его создателем качествами. В белой магии заклятый круг использовался для защиты конкретного человека или пространства от темных сил. В черной магии, напротив, заклятый круг служил для причинения человеку вреда, вплоть до уничтожения его.
Озарение, 4.
Сознание Космического одиночества... — Переживание, свойственное людям очень высокого уровня духовного развития.
Озарение, 5.
Когда ядовитое дыхание готово коснуться, лучше выдыхать. — Выдох сопровождается излучением психической энергии. Это свойство дыхания издавна использовалось не только в качестве метода психоэнергетической защиты, но и в целительстве и самолечении. Возможно, это качество дыхания играет роль и при многократном повторении каких-либо слов, создающем в астральном пространстве волны защитных вибраций, или энергий.
Озарение, 8.
Благословенный сказал притчу о Колесе Закона. — Колесо символизирует в буддизме Космос, Истину и Дхарму (гармоничный миропорядок, правящий миром вечный моральный закон, проявление Абсолюта).
Х
Озарение, 7.
Теперь трудно себе представить падение Александрии. — Александрия (Аль-Искандерия) — портовый город, основанный в Египте на Средиземном море Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э., город, ставший впоследствии крупнейшим культурным центром Древнего мира. Александрия располагала богатейшей по тем временам библиотекой, музеем, Академией наук и искусств; там жили известные всему миру ученые и деятели искусств. Александрия отличалась уникальным синтезом культурных традиций разных стран и народов и до сих пор является своеобразным символом богатейшего культурного наследия Древнего мира.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
II
Озарение, 5.
Скажу, отчего началось различие между Буддою и Девадаттою. — Девадатта — родственник (двоюродный брат) и ученик Будды, завидовавший его духовному авторитету и, по преданию, однажды даже попытавшийся убить или ранить его, столкнув на него с утеса большой камень.
Озарение, 9.
Каждому из позванных Буду давать знаки... — Под знаками может подразумеваться не только информация, получаемая из Тонкого плана (сновидения, интуитивные прозрения и т. п.), но и особые обстоятельства, складывающиеся в обычной жизни человека.
Озарение, 15.
Вот от Космических начертаний вернемся к несению камней и на каждом начертаем символ креста. — Вероятно, речь идет о «земной» повседневной работе последователей Учителей (как сказано в другом фрагменте текста Учения, «Вы приносите камень для Моего недостроенного Храма»). Понятие Храма в «Озарении» перекликается с символом «Храма счастья человеческого», который, по преданию, мечтал возвести Соломон.
Озарение,15.
Символ креста имеет много значений; с одной стороны, это знак жизни и духовного начала, с другой — символ тягости земной ноши, страданий, испытаний.
Озарение, 16.
Можно явить Ушас Новой зари. — Ушас — в древнеиндийской мифологии бог утреннего света, зари. В данном случае это понятие символизирует наступление новой космической эпохи, озаренной светом высшего, духовного знания.
III
Озарение, 2.
Так же точно существуют духи высокого напряжения, сложившие свои аккумуляторы в прежних появлениях. — Речь идет о духовно-энергетическом потенциале человека, который приобретается в течение всех его прошлых воплощений.
Озарение, 9.
Можно находить особый вред феноменов, ибо разряд насильственно скомканной материи порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов. — Имеются в виду паранормальные психоэнергетические проявления (иногда называемые в Учении «чудесами»), которые, как и все неестественное, могут негативно повлиять и на окружающее пространство, и на организм человека. Об этом в письме Е.И. Рерих от 01.09.37 г. говорится: «Феномены, совершаемые медиумами или черными магами, которые при этом не соображаются с атмосферическими и прочими условиями, часто при таком насильственном извлечении из пространства энергий и сочетаний их дают реакцию, которую можно сравнить по разрушительности со взрывом. Такое насилие, как сказано, порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов».
IV
Озарение, 13.
Мощь круга настолько велика, что даже звездные знаки могут быть изменены. — Под кругом в данном случае понимается сплоченная группа единомышленников, духовно-энергетический потенциал которой способен нейтрализовать даже действие неблагоприятных астрологических факторов.
Озарение, 3
Из орденов ваших не подвязки... — Иронический намек на известный в истории Орден Подвязки.
Озарение, 7
Установив сущность человека через зрачок глаза... — Зрачок глаза является источником сильного психоэнергетического излучения, отражающего духовную сущность человека. В «Гранях Агни Йоги» сказано: Т. 1, (Май 6). «(...) Даже взгляд человеческий или творит, или разит и несет или благо и свет, или тьму и омертвение. Помимо незримых излучений люди во взгляде своем передают сущность этих излучений. И не может человек передать глазом свет, когда тьма наполняет его, и не может свет не сиять через глаз, если аура светом сияет. Так, в сущности своей несет человек свет или тьму, насыщая их эманациями сферу вокруг. (...)»
VI
Озарение, 1.
...иммортелька несуществовавшей любви. .. — Иммортель — бессмертники, сухоцветы — растения из семейства сложноцветных, сохраняющие форму и цвет при высыхании и использующиеся в сухих букетах.
Озарение, 3.
Наш посланник просил королеву... — Речь идет о посещении Махатмой М. королевы Великобритании Виктории (1819—1901, правила с 1837 г., последняя представительница Ганноверской династии).
Озарение, 4.
Сергий рубил ее топором, Бёмэ колотил молоточком... — Сергий Радонежский сам строил церковь и свой монашеский скит в лесу, позднее превратившийся в один из крупнейших монастырей. Якоб Бёмэ — известный немецкий мистик и философ (по профессии — сапожник).
Озарение, 4.
Прекрасное, неповторяемое время смены долгого тягостного века. — Имеется в виду смена космических эпох — Железного, или Черного, века (Кали-юги) Белым веком, или «Веком Истины» (Сатья-югой).
Озарение, 14.
Мы знали маленькую девочку... — Речь идет о Е.И. Рерих, необычные духовные накопления и способности которой проявились уже в раннем детстве.
Озарение, 15.
Иван Стотысячный, возьми свою долю! — Иван Стотысячный — собирательный образ русского народа в Учении.
Озарение, 18.
Даже в детских журналах помещают фотографии с нежданными лицами, никому не знакомыми. — Имеется в виду так называемая астральная фотосъемка, при которой на обычной фотопленке запечатлеваются сущности и образования астрального мира, невидимые обычным зрением.
02.02.2011 19:32
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".