Комментарии. «Аум». Наталия Ковалева
Аум, 4.
Молитва, умное делание являются превосходными достижениями...— Умным деланием в восточном христианстве называется особая духовная практика, напоминающая некоторые йогические психотехники, направленные на раскрытие центра сердца (анахата-чакры). Основоположником умного делания считается раннехристианский отшельник Евагрий Понтийский. Суть этой практики состоит в постоянном мысленном повторении Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя») при определенной методике дыхания и, самое главное, с концентрацией сознания подвижника на сердце, что называлось в данной практике «сведением ума в сердце». Подробное описание умного делания дается в сборнике трудов отцов церкви «Добротолюбие», который высоко оценивали и на который часто ссылались в своих философских работах Е. И. и Н. К. Рерихи. Этому же вопросу посвящена книга анонимного автора второй половины девятнадцатого века «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», особенно любимая Е. И. Рерих.
Аум, 5.
Не может прожить человек, не ощутив хотя бы один раз теплоту сердца.— Скорее всего, в данном случае имеется в виду не эмоционально-душевное переживание, а физическое ощущение теплоты в области центра сердца, свидетельствующее о начальной степени его духовной активности и относящееся, как сказано далее в этом параграфе, к огненным ощущениям.
Аум, 5.
Конечно, это будет огненным ощущением, но, когда оно окружится светлою диадемою и радугой, оно уже будет соединено с высшими энергиями.— Возможно, речь идет об изменении структуры ауры человека, достигшего успехов на пути самосовершенствования. Об изменении характера аурических излучений Е. И. Рерих писала: «Теперь некоторое описание высокой, напряженной ауры. Аура не только вибрирует, но светит всеми цветами радуги, уявляя иногда лучи из оплечий, когда дух устремлен к высшим мыслям и эмоциям. При возрастающей духовности появляются над головой и разные диадемы: сначала один сверкающий круг над головой, или два и даже три, или один сплошной диск. При Огненной Йоге круг имеет огни, которые производят впечатление драгоценных камней. Заградительная сеть явлена маленькими огненными язычками. Три круга образуют как бы тиару, но, конечно, при очень высокой степени Огненной Йоги. Много красоты в Мирах Надземных. Аура людей среднего уровня сознания и невысокой нравственности имеет форму аурического яйца, и свет ее довольно тускл, и часто она бывает пятнистой, с неприятными цепкими образованиями в ней». (Из письма Е. И. Рерих от 21.12.56.)
Аум, 7.
Так и с целыми народами — одни ходят мертвые, другие идут новорожденные.— Речь идет о духовно-нравственном состоянии и перспективах духовной эволюции народов. Утратившие подлинные духовные ориентиры, избравшие потребительский стиль жизни страны и народы считаются Учителями Востока безжизненными в смысле духовного развития.
Аум, 55.
Упасемся от алой и черной молитвы.— Как говорится в Учении, мысли и чувства людей представляют собой определенные энергии, или вибрации, вызывающие определенные цветовые и звуковые соответствия в тонкоматериальном пространстве. Духовные, высоковибрационные мысли и чувства создают в астральном пространстве цветовые образования чистых, светлых тонов; напротив, негативные психоэнергетические проявления человека вызывают на Тонком плане резкие (алый) или темные цветовые соответствия. Астральными вспышками алого цвета сопровождаются излучения раздражения и гнева; чувства злобы и ненависти отражаются в тонком пространстве черным, коричневым, грязно-зеленым тонами.
Аум, 68.
Черный век имеет среди своих свойств отрицание начал и основ.— Черным, или Железным, веком (Кали Югой) называется в индийских источниках эпоха максимального падения духовности и, как следствие, уровня жизни в человеческой истории.
В данном случае речь идет о высших духовных началах и основах, служащих организационными принципами мироздания. Некоторые из этих принципов были указаны в одном из писем Е. И. Рерих: «...пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут осознаны миры надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека и великое служение общему благу останется в пределах отвлеченности. Но не возопиет дух человека и не обратит взора к Высшему Водительству, не пройдя через все ужасы бедствий и катаклизмов, вызванных его же безумием. Именно в этом безумии страшного разъединения и нетерпимости и отказа от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений, периодически посещающих нашу злосчастную планету». (Из письма Е. И. Рерих от 31.07.37.)
Аум, 78.
Некоторые из величайшего почитания утверждают: «Не то, не то», чтобы не допустить оскорбления сравнений.— «Нэти, нэти» — «Ни то, ни это» — традиционное в классической индийской философии обозначение сути Абсолюта, трансцендентной и безграничной природы Божественного начала.
Аум, 97.
Целыми веками воплощения признавались, но затем они опять забывались, и запрещалось даже мыслить о них.— Учение о перевоплощениях существовало во всех религиозных учениях древности, в том числе и в христианстве. Об отмене доктрины перевоплощений в христианстве Е. И. Рерих пишет: «Если хотите, можно было бы упомянуть, что доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553-м году по Р. Хр. на Втором Константинопольском Соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала “ересью” среди официального христианства лишь в шестом веке по Р. Хр.; до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые были особенно близки гностикам». (Из письма Е. И. Рерих от 08.10.35.)
Аум, 100.
Тройной палимпсест дает пример наслоений знаков трех миров.— Палимпсест — рукопись на пергаменте поверх стертого прежнего текста.
Аум, 122.
Действительно, при общении с Высшим Миром можно наблюдать, что согнутые или скрещенные ноги имеют глубокое значение.— Подобное положение ног, использующееся йогами во время медитации, способствует более интенсивной циркуляции психической энергии в организме.
Аум, 122. Тот, кто понял смазывание каналов дыхательных органов, тот уже умел почуять значение этих проводов.— Поясняя данную рекомендацию, Е. И. Рерих писала: «Здесь имеется в виду чисто физическое смазывание дыхательных каналов. Советуется на ночь ежедневно смазывать дыхательные пути (нос) препаратом вазелина и ментола. Это прекрасная дезинфекция, очень освежает дыхание и предохраняет от насморка». (Из письма Е. И. Рерих от 27.11.37.)
Аум, 129.
Когда тройной знак ведет к триединству, тогда наблюдения над человеческим организмом становятся нужными и необходимыми.— Имеется в виду т. н. Знак Шамбалы, изображенный на Пакте Культуры, или Знамени Мира, Н. К. Рериха. Этот знак, в числе прочих его значений, символизирует троичную основу мироздания (физический, Тонкий, Огненный планы бытия) и человеческого существа, как его части.
Данный фрагмент текста Учения Е. И. Рерих прокомментировала в одном из своих писем: «Когда осознана троичность, или триединство всего сущего, когда эти три естества, физическое, астральное и ментальное, получают оформление и возможность четкого разъединения, то наблюдения над таким организмом становятся особо поучительны». (Из письма Е. И. Рерих от 27.11.37.)
Аум, 144.
Урусвати знает, как от одного прикосновения вспыхивает пламя неопаляющее.— Имеется в виду явление, не раз происходившее с Рерихами во время трансгималайской экспедиции, в условиях высокогорья. Е. И. Рерих так писала об этом в своих письмах: «Нежгучее пламя [горящая Купина Моисея] есть так называемый небесный огонь, который может проявиться лишь при соприкосновении с аурой определенного напряжения. Н.К. и я явились свидетелями такого огня во время нашего путешествия по Тибету. Вспыхнул он совершенно неожиданно в нашей палатке поздно вечером. Муж уже дремал. Я подошла к своей кровати и протянула руку, чтобы отвернуть одеяло, и вдруг посреди поднялся столб, вернее костер, чудесного серебристо-лилово-розового пламени. Сразу я не поняла, в чем дело, и с возгласом «Огонь, огонь!» принялась тушить его руками, но огонь не потухал, языки пламени не обжигали моих рук, и я лишь ощущала приятное, живое тепло. Мой возглас разбудил мужа, и он увидел меня, стоящую на фоне этого пламени. Явление это продолжалось не более четверти минуты, может быть, меньше, и так же внезапно исчезло, как и появилось. После этого явления я видела кристаллы материи Люциды и спирали, и искры Фохата, но последние переживания оставляли некоторую опаленность центров». (Из письма Е. И. Рерих от 08.10.35.)
Аум, 181.
Действительно, известный врач лечит не одними медикаментами, но психической энергией.— Скорее всего, речь идет о Г. Ф. Лукине, известном враче-гомеопате, последователе учения Живой Этики, председателе Рижского Рериховского общества.
Аум, 196.
Курукшетра — здесь, на Земле.— Согласно эпосу «Махабхарата», на поле Курукшетра произошло главное сражение сил добра и зла (представленных персонажами эпоса — Пандавами и Кауравами).
Рерихи считали, что Курукшетрой ХХ века стала Курская дуга (в переводе с санскрита Курукшетра означает «поле Куру»), на которой в 1943 г. произошло сражение, положившее коренной перелом в ходе Отечественной войны в пользу советских войск.
Аум, 220.
Также нужно обратить внимание на так называемые родимчики.— Родимчики — приступы особых нервных расстройств у грудных младенцев, нередко свидетельствующие о высоком психоэнергетическом потенциале этих детей.
Аум, 222.
Также и в звуках: консонанс мажорный будет усиливать действие фиолетового луча, но диссонанс будет усиливать боли.— Консонанс — гармоничное звуковое сочетание, диссонанс — дисгармоничное. Так называемый фиолетовый луч представляет собой энергию, обладающую максимальными целительскими свойствами.
Аум, 250.
Уже наблюдали, как при известном напряжении зрения можно видеть лики прежних воплощений.— Имеются в виду высшие психические способности, свойственные Е. И. Рерих. Данный опыт поясняется в письмах Елены Ивановны: «Здесь говорится об особом виде ясновидения, когда вы смотрите при полном свете на сидящего перед вами человека и можете вызывать его прежние облики. Н. К. (Рерих) и я производили подобные опыты, но напряжение физического зрения было велико, ибо при этом вызываются в видимость тончайшие энергии, что, конечно, крайне болезненно отражается на физическом зрении и может сильно ослабить его. Объяснить этот процесс ясновидения затрудняюсь, но результаты были замечательны. Так я видела многие воплощения своей семьи, людей близких и даже лиц малознакомых. Во всех случаях психическая энергия получает направление, а затем она уже самостоятельно действует. Все так называемые чудеса совершаются психической энергией». (Из письма Е. И. Рерих от 27.11.37.)
Аум, 275.
Правильно обращаете внимание на удары, отраженные аурой.— Негативные психоэнергетические воздействия, в том числе нападения враждебных сил, сопровождаются ударами по ауре, представляющей собой естественное защитное поле человека. В книгах Агни Йоги говорится, что подобные удары нередко вызывают приступообразные, напоминающие невралгию боли в глазах, ушах и т. п.
Аум, 331.
Он привлекает к себе множество мелких сущностей, питающихся эманациями гнева.— Речь идет об инволюционных элементалах — вампирических сущностях астрального плана бытия.
Аум, 355.
Напомним опыты со снимками.— Имеются в виду эксперименты по фотографированию тонких излучений (ауры).
Аум, 359.
Никто не может сказать, что Армагеддон не ведет к победе сужденной страны.— Речь идет о России. См. также § 196 и комментарий к нему.
Аум, 374.
Также и посредники не должны быть низкого порядка.— В данном случае имеются в виду посредники между физическим и астральным планами бытия. В Агни Йоге неоднократно говорится, что люди низкого уровня духовного развития, склонные к психизму и медиумизму, способны быть проводниками лишь для низших сущностей и энергий Тонкого плана.
Аум, 430.
Между тем именно этот год может дать показательные явления.— Очевидно, здесь говорится о 1936 г. (годе издания книги «Аум»), метаисторическое значение которого подчеркивается практически во всех эзотерических учениях. В дневниковых записях Е. И. Рерих говорится о том, что 1936 г. считается на Востоке годом личного противоборства Владыки Шамбалы с иерофантом зла.
Аум, 459.
Битва настолько велика, что нельзя уделить времени на обычные занятия.— Имеется в виду планетарное явление, названное в Библии Армагеддоном — решающим этапом сражения эволюционных сил планеты, представленных Белым Братством, с силами инволюционными (Черной ложей).
Аум, 465.
Следует помнить, что, давая эктоплазму для случайных приходящих, медиум подвергается большой опасности.— Здесь имеется в виду опасность, вызываемая воздействием развоплощенных сущностей астрального мира, «приходящих» (т. е. материализующихся на физическом плане) благодаря использованию эктоплазмы (вещества эфирного и частично астрального тел) медиума. О сущности медиумизма Е. И. Рерих писала: «Вы, конечно, знаете, что все феномены на спиритических сеансах совершаются посредством эктоплазмы, выделяемой как медиумом, так и присутствующими. Теперь Вы легко можете представить себе, в каком зараженном виде возвращается эктоплазма к своему собственнику после использования ее посетителями низших и средних сфер! Вот почему при всех психических исследованиях так важно и здоровье, и высокий моральный уровень всех присутствующих». (Из письма Е. И. Рерих от 14.08.36.)
Данная проблема неоднократно затрагивается и в записях Б. Н. Абрамова: «Понимание того значения, которое имеет эктоплазма в жизни человека, и содержание ее в чистоте откроет новые возможности приближения к Свету. Понимание это даст силу утвердить в себе то, что до настоящего момента казалось трудным или непреодолимым. Преображение человека очень тесно связано с очищением сознания от всякого сора, а это последнее условие — с чистотой и незараженностью эктоплазмы. Можно представить себе, насколько оно заражено у нечистых психистов или медиумов низкого сознания. Невежественные, не знающие о Свете, соприкасающиеся только с низшими слоями астрала, что могут они почерпнуть от общения с Невидимым Миром? Невежество в сочетании с низшим психизмом порождает самые уродливые и недопустимые явления, вред от которых распространяется весьма широко и далеко. Тем более знающие должны оберечь и других и себя от малейшей возможности соприкосновения с разного рода пришельцами из Тонкого Мира из невысоких или средних слоев. Они ничего дать не могут — это в лучшем случае, даже если бы и хотели, ибо не знают. В худшем же — они просто опасны. Нечистые мысли, склонности, вожделения, поступки и действия — все они создают свои, соответствующие их сущности каналы связи с созвучными им слоями астрала и, что самое важное, с их обитателями, которые яро и упорно стремятся к Земле, чтобы как-нибудь и чем-нибудь проявить себя в действии. И так как они лишены этой возможности, то психисты и медиумы являются для них единственными посредниками, пользуясь эктоплазмой которых могут они себя проявить или в непосредственных образованиях, или в действиях своих жертв, вдохновляемых ими на самые позорные деяния. Только сильная чистая заградительная сеть, здоровая и сверкающая искрами света, может надежной защитой служить от этих адовых полчищ. Помыслим упорно и крепко об усилении заградительной сети и поддержании ее в должном порядке. Это есть сеть отражающая, отражающая тьму и служителей ее ярых». («Грани Агни Йоги», т. 5, 441.)
Аум, 557.
Если у каждого человека имеется открытая рана, то также имеется карбункул сердца, называемый Святая Святых,— такой магнит должен быть храним.— Открытая рана в данном случае может символизировать страдание, неизбежное на пути духовного восхождения. Карбункул — устаревшее название драгоценных и полудрагоценных камней темно-красных тонов (рубин, альмандин и т. п.). Карбункул в данном случае символизирует тонкоматериальный центр сердца.
Аум, 569.
Случайна ли отрывочность заметок? — Имеется в виду система изложения материала в книгах Агни Йоги, о чем говорится в § 273 книги «Аум».
Аум, 584.
«На всех путях ко Мне встречу тебя».— Немного измененное изречение из Бхагавадгиты: «Каким бы путем человек ни приходил ко мне, на всех путях Я его приветствую».
Аум, 598.
Когда-то придется их расчистить; когда-то придется собрать разбросанные члены Озириса.— Согласно древнеегипетской мифологии, бог добра Озирис был убит богом зла Сетом. Тело Озириса было расчленено и разбросано по всему свету. Согласно мифу, жена Озириса Изида (воплощение божественного женского начала) с помощью магического искусства соединила расчлененное тело Озириса и воскресила его.
Эзотерический смысл и символизм этого мифа раскрывает в своих письмах Е. И. Рерих: «Можно указать, что согласно с самыми древними учениями и писаниями Индии, когда в мире наступает период или цикл падения религии и нравственности, Единая Высокая Индивидуальность частично воплощается в избранной стране для принесения Нового Учения и утверждения нового сдвига сознания в человечестве.
Великая Космическая Истина и Тайна в том, что Единое Эго воплощается во всех Великих Спасителях мира. Утверждение это можно найти во всех древних Учениях. Так, и в Египте, в древнейших «Мистериях* Изиды и Озириса», имеется пророчество, что наступит время, когда неутешная Изида соберет разбросанные по всему миру части растерзанного тела Озириса и воссоединит их воедино, и только тогда наступит мир на Земле. Смысл ясен, но мало, кто вдумывается в него. Никого нельзя убеждать, каждый должен прийти к этому осознанию сам. Достаточно имеется намеков и указаний во многих Учениях. Чуткое сознание получит радость новому нахождению и просветлению». (Из письма Е. И. Рерих от 13.04.53.)
18.09.2010 19:49
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".