Мы привыкли говорить: "Здесь жил Рерих, здесь останавливался Рерих, через эти места проходил маршрут Транс-Гималайской экспедиции", и проникаться духом тех мест, о которых ведем речь. Для нас такое место, например, Алтай, Кулу, набережная реки Мойки в Санкт-Петербурге, становится как бы священным. Через облик близкого нам великого человека мы словно соединяемся с определенными слоями атмосферы места, наполненными чистыми, возвышающими душу вибрациями, и местность возвышает нас над серой обыденностью, делает из нас новых людей.
Места имеют огромное культурологическое значение для народа. Там, где жили и творили гении духа, накопилась атмосфера духовности, меняющая сознание людей к лучшему.
Почему же мы считаем священными и бесценными местопребывания Гете, Петра Первого, Рериха, наконец, но когда говорится, что Пушкин проводил лето в Ораниенбауме, или Екатерина Великая в течение десятилетия каждое лето жила в Ораниенбаумском дворце, охотилась или отдыхала в одиночестве Ораниенбаумских лесов, - мы ведем себя как автоматы, механически пропускающие мимо ушей важнейшие сведения! А ведь это значит, что Пушкин дышал со мной одним воздухом, под его ногами шуршал тот же песок, что и под моими; процесс его творчества протекал непрерывно, и он сидел рядом с этой же статуей и размышлял над созданием очередного шедевра... И неоцененный гений Екатерины Великой рос в мучениях и страданиях двора здесь, за поворотом. Под шум водопада, в парке Ломоносова, зрел гениальный ум будущей императрицы, формировалось ее государственное мышление, а ведь мы с Вами знаем, что побуждение и зарождение мысли всегда сокровеннее, нежели их общеизвестные следствия.
Мы предлагаем Вам вчитаться в факты из истории города Ломоносов-Ораниенбаум по-новому, переосмысливая и переоценивая каждую "мелочь", чтобы не пропустить бесценных жемчужин общечеловеческой культуры.
|