Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









НАПЕРЕКОР СВОЕЙ НАТУРЕ

Рассказ

«Зачем скуке науки – всё равно уснёт!», – от души смеялась моя тётушка, увещевая меня, когда я старалась растормошить старшую сестрёнку, чтобы поиграть в путешествия по географической карте. Сестрёнка предпочла другое, и  тётушка-гостья стала задавать мне всевозможные названия, а я аж взвизгивала от радости, когда находила это место. Но общения с тётей были редкими и краткими, родителям было не до меня, а жила я каждый день. Шёпотом не докричаться, это понятно каждому, но я до сестрёнки даже во весь голос докричаться не могла. Она отгоняла меня от себя, как назойливую муху.  А мне было одиноко. Ведь  человек – существо общинное, ему общаться надо! А я получала в ответ на свои желания пообщаться в лучшем случае жестокие слова, хотя уже тогда понимала, что жестокое, несправедливое слово столь же болькое, как укус змеи.  
Теперь-то я знаю, что любое равнодушие не несёт ни энергии, ни жизни, и даже сама Земля опустошается из-за равнодушия людей. Тогда же, ещё маленькая, я мерила всех по себе, общительной и любознательной.  Однажды тётушка,  увидев мои слёзы обиды, упрекнула сестрёнку: «Не чванься, девочка:  не всякий фонарь светит, не всякий котелок варит!», но это только подлило масла в огонь. Тогда мудрая женщина посоветовала мне, как взрослой: «Не обижайся на неё! Она такая, какая есть. А ты совсем другая. Научись жить наедине с собой. Я читала, что человек такой, какой он именно наедине с собой. Уединяйся чаще, молчи, читай, размышляй, расти… и телом, и душой. Узнавай, какая ты на самом деле. А ещё… пиши-ка ты дневник. Пиши в него всё-всё! Это будет твоё личное пространство, где ты один на один с собой. Пиши и про книжки, которые читаешь, и вообще про всё, о чём думаешь, и сочиняй, что хочешь».   Она подарила мне тетрадку, и началось моё общение с собой.
Ох, и трудно давалось мне молчание. Но справиться с собой должна была я сама. И только сама. Это было моё первое преодоление – научиться молчать. При чтении встречались такие изречения, которые помогали мне  в преодолении моей болтливости, и помогали многое понять. К пятнадцати годам дневник стал больше напоминать цитатник:

*Не убей человека словом!
*Болтуну не о чём помолчать.
*Шумит тот, кому сказать нечего.
*Пустобрехи всегда требуют признания.
*У болтуна есть только начало.
*Книги – наши беззвучные собеседники.
*Когда язык болтает – мозг отдыхает.
*У болтуна есть только начало.

*Отличай умного человека от Мудрого. Умный  готов ответить на любой вопрос, отдать все свои знания по первой же просьбе. Мудрый – помолчит.
*Прими в своё сердце: бескрылой любви не бывает. Бывает бескрылая жизнь, те есть – бездуховная жизнь.
*Трудись! Трудись руками. Трудись умом. Трудись душой. Трудись Духом своим. Только труд достоин продолжения.
*Победи себя! Тот, кто побеждает себя – более велик того, кто побеждает тысячи в битве. Так сказал Татхагата.
*Каждое слово молчаливого человека стоит сотни слов человека болтливого. Учись молчанию!
*Путь каждого человека идёт через себя. Имей в душе своего свидетеля, своего обвинителя и своего судью.
*Если не можешь осуществить свою мечту в жизни, осуществи её в песне, в картине, в сказке, в любом творчестве! Мечтай! Дерзай!

Изречение: «Струна звенит только натянутой», –  запомнилось своей пронзительностью на всю жизнь. Настроения бывали всякие, но когда, ещё маленькой, хотелось побездельничать, сразу представляла себя этакой болтающейся струной, а походить на неё не хотелось, и я старалась «перепрыгнуть через себя», преодолевая своё настроение. Даже представляла, как я себя перепрыгиваю.
Однажды я услышала разговор взрослых про русалок в омуте нашей речки. Не знаю, шутили они между собой или обсуждали чьё-то ночное купание, но мне стало интересно посмотреть на этих речных красавиц. Идти к омуту надо было в полночь, и я чуть-чуть не проспала это время. Проснулась от мужского голоса, прозвучавшего во сне внутри меня: «Пора!». Было действительно пора, и я побежала к речке, благо, она протекала почти рядом с нашим домом, а омуток был примерно в километре вверх по течению. Приближаясь к омуту, я вдруг почувствовала страх, который охватил меня, словно укутал с головы до ног. Я и не знала, что можно так бояться. Ночь думает по ночному… вспыхнуло желание – бежать прочь, но ноги не слушались, и я замерла, как изваяние. Слышу – спокойно свистят птички. Недалеко мирно жуют жвачку коровы. Брешут в деревне собаки. Мой страх не проходил, но просыпалось незнакомое чувство упрямства – сделать наперекор. Наперекор ему, этому страху, этой жути! Надо, надо, надо дойти до омута и посмотреть на русалок. И я пошла, силой воли заставляя себя сделать шаг, ещё шаг, ещё. Надо пройти мимо  вот этих привычных кустов, которые сейчас превратились в огромного лежащего мохнатого зверя. Но это же – просто кусты! Прошла. А вот и омуток недалеко. Близко к нему подходить не надо, а то русалки не покажутся!  Заставляя себя не трусить, я села на травку, обхватила руками коленки и замерла. Совсем скоро они должны выйти из воды.  Какие они, наши, деревенские русалки? Про чужих-то я  читала. Совсем не страшные, наоборот красавицы. А наши… какими окажутся?..
Проснулась я от громкого мычания коровы прямо над своей головой. Нууу, вооот!!! Проспала русалок! И от матери сейчас достанется, если она уже проснулась.  Молнией метнулась домой, там ещё все спали, нырнула в постель и стала думать про свой страх, который слегка притупился, когда уселась на травку, как уснула сидя в ожидании. И про то, что не страх меня победил, а я ему не поддалась! Думала, что этой ночью я была как струна! Очень сильно натянутая струна! Про всё пережитое надо записать в дневник-тетрадку. Ведь об этом вслух не расскажешь никому – снова будут насмехаться и дразнить. А дневник молча примет всё, как есть.
Очень трудно  давались мне мысли о правильности или неправильности выбора, – как поступить в том или ином случае. Бабушка как-то рассказала  про двух советчиков, которые всегда находятся на плечах у каждого человека. Один из советчиков – чёрт. Он очень настойчив и приставуч. Голос его громкий и грозный. На другом плече  находится ангел. Он тоже даёт совет. Но голос его тихий, ласковый. И человеку самому надо выбрать, как поступить. Или кого-то из советчиков послушаться, или самому придумать решение.
Не однажды в жизни я испытала на себе, как трудно на что-то решиться! Помню, пришла к тёте домой, а у неё увесистая стопа новых книг для продажи. Я тогда только что закончила второй класс, но, так как читать стала лет с пяти, детские книжки меня уже мало интересовали. А  среди книг в стопке были и детские с картинками, и толстые с картинками и почти без них. Одна толстая книга привлекла моё внимание больше остальных. Таких толстых книг, кроме библии, я ещё не видела. На корешке было написано – Фараон. Болеслав Прус. Я убрала с неё другие книги и открыла.  Там был изображён молодой человек в высоком головном уборе. Больше картинок не было. Тут же лежала толстая книга с красивыми картинками, и я полистала её. Обе книги мне захотелось прочитать, и я спросила у тёти разрешения взять их, но она ответила, что могу взять только одну. Вот тут-то и услышала я обоих советчиков. Громкий голос уверенно заявил, что книга с картинками очень интересная, и взять надо её.  А тихий голос прошептал, что надо посмотреть и другие книги. Там много интересных. И тут впервые в жизни пришло лично своё решение – взять книгу Фараон. Тётя, зная нрав своей племянницы, спорить не стала, хоть явно растерялась. А я обернула книгу газетой и унесла её в своё потаённое место под дремучим кедром в зарослях черёмушника и стала читать, забывая о еде, и вообще обо всём на свете. Особо заботиться обо мне было некому, времени  летнего было достаточно, дни были солнечные, и книгу я прочла довольно быстро, она меня заворожила  неизвестностью, окунула в загадочный, совершенно незнакомый мир. Вопросов возникало такое множество, что ответы на них заняли бы времени больше, чем чтение самой книги. Но тётушка и сама не всё знала. Зато гордилась мной, гладила  по голове и шептала, что я молодец.  Книгу вскоре купила школьная библиотека, и я могла время от времени брать её там и читать, каждый раз понимая в ней всё больше и больше.
С тех пор решения свои принимать стала всё чаще, прислушиваясь к своему желанию, и… получила прозвище «поперёшка», потому что чаще всего мои желания не приходились по душе ни сестре, ни её  подружкам. У меня же была только одна подружка, которая очень часто болела, лежала в постельке, и я ей часами читала книжки. Она меня «поперёшкой» не называла. И, хоть она была  старше меня, нам было интересно вместе.
Моей подружке очень нравились шанежки, которые иногда стряпала моя бабушка. Однажды я уже досыта наелась их, прибежав к бабушке на манящий запах вкуснятинки, и стала накладывать друг на дружку ещё несколько, чтобы унести подружке. Но бабушка сказала, чтобы я их положила на место, потому что сейчас налетит остальная орава, а мне уже хватит. Я растерялась, положила шанежки и пошла, но остановилась у порога.  Мне так хотелось покормить больную подружку! И тут два советчика одновременно зашептали мне в уши. Один велел своровать хотя бы парочку, другой советовал уйти. Я уж хотела своровать, но во мне вдруг вспыхнул непреодолимый стыд. Я  переминалась с ноги на ногу, и бабушка поняла, что меня что-то беспокоит. Она спросила, в чём дело и, выслушав объяснение, сама наложила мне на ладошку постряпушки, погладила по голове и прошептала: «Да благословит тебя Господь, сердобольная ты моя». И тут я призналась, что хотела своровать немножко, а бабушка прижала меня к себе и прошептала, что доброе сердце не даст погубить душу. Потому и не своровала.
Сейчас, вспоминая свою борьбу с собой, непоседливой говоруньей, я  поняла справедливость слов Учения Жизни: «Свершение – это всегда покорённая в чём-то вершина». А маленькие, незаметные для других мои победы над собой и были моими свершениями. Иногда, отвечая на выпады своей язвительной сестрёнки, я парировала: «Голова не желудок – в неё всё войдёт!», или «Шлем голову не заменит!». А она отвечала: «Поперёшка – дура!». Хотелось спорить, доказывать, что я не дура, но всплывало изречение: «Слово сказанное – серебро, а не произнесённое – золото», и я смиряла себя.
Не так давно, перечитывая книгу Живой Этики, встретила изречение, которое ярко напомнило мне мою детскую борьбу с собой: «Вечером надо подумать, что ты сегодня сделал по Учению. Не то, что уже по твоей натуре согласно с Учением, но то, что ты по Учению совершил наперекор своей натуре».  Наперекор своей натуре…
Проходит жизнь, а борьба, начатая в детстве, продолжается до сих пор…
«Нельзя  предаваться  омрачению, как бы ни  складывалось  всё  в  жизни. Если  окончательно  решил  для  себя, что  всё  происходящее – уроки, которые  нужно  пройти безропотно  и  взять  от  каждого  из  них  бесценные  опыт  и  знание, то  именно  самые  трудные  принимай  с  радостью. Именно, урок, принятый  и  выполненный  в  радости  и  равновесии  принесёт  наибольшую  пользу. Цель – скрипя  зубами, но  устоять, но дойти, при этом  став  сильнее. Зная, что  Учитель рядом, всё  же основное условие прохождения  тернистого  пути – самостоятельность, должно  присутствовать  в  сознании  всегда. Как  обрести  лучшие  огненные  качества  духа? Бесстрашие – в  центре  страха, самообладание  и  равновесие – посреди  неуравновесия  и  хаоса, Любовь – в  окружении  ненависти и злобы, преданность – в  преодолении  всевозможных соблазнов, и так далее. Потому  и  даются  испытания  духа  во  всех  направлениях. Пройти через всё  нужно, причём  победителем, а  не  побеждённым. Победителем  сужденным  хочет  видеть  Владыка  того, кто  идёт  за  Ним», – написал Аарон Котляр.
И я с ним согласна всем сердцем.


Ваши комментарии

21.07.12. Тропинкою детства ведете во взрослую жизнь. Заводите в книжную рощу, где шелестят могучими кронами романы-деревья. Показываете золото мудрости, разлитое в природе. Улыбаетесь новому дню, сулящему так много.  Ну как не послать слова благодарности за Ваш рассказ, размещенный на АДАМАНТЕ? Как не пожелать Вам дальнейших успехов?
Игорь Муханов

 



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012