Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









ТАЙНОЗНАНИЕ СУДЬБЫ Е.П. БЛАВАТСКОЙ В СВЕТЕ « САБИАНСКИХ СИМВОЛОВ»

Елена Петровна БлаватскаяЕ.П. Блаватская — одна из самых загадочных женщин России XIX века,   а может быть и мира. Религиозный философ теософского направления, литератор-публицист и путешественница, трижды обогнувшая Земной шар,   Блаватская объявила себя избранницей некоего «Великого Духовного начала».  А также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ей в качестве «хранителей сокровенных знаний».  Блаватская проповедовала авторскую версию  теософии, как «пути познания неизведанного».
  Но что на этот счёт «скажут» Сабианские символы? Родилась Е.П. Ганн (Блаватская)  12 августа 1831 г  в г. Днепропетровске на Украине. Составим символический гороскоп рождения и обозначим важнейшие градусы гороскопа.

Картина Солнца для 19  градусов Льва отмечена выразительной   картиной   всецело соответствующей биографии  неугомонной путешественницы: «Развлекательная поездка на пароходе».   В картине  читается «наслаждение временной свободой от жестко структурируемого социального поведения».
Этим тезисом  объясняется многое. И категорическое неприятие впопыхах заключённого брака, и побег, словно из тюрьмы, в неизвестность, и разрыв отношений с родными и многое,  многое  другое. Александр Сенкевич в книге «Блаватская» серии «ЖЗЛ» пишет: «Она простодушно говорила, что думала, фантазировала, как умела  и бесстрашно отправлялась в любую глухомань, одна или со спутниками, куда звал её ветер странствий». Безусловно, Блаватская жаждала свободы. Подружка Блаватской по детским играм Надежда отмечала,  «прежде всего, её стремление к независимости, и свободе действий - стремление, которым никто и ничто не могло управлять»*
Из комментария Дэйна Радьяра следует, что Блаватская от рождения «стремилась ощутить вкус свободного потока энергии,   освобождающей от рутинной деятельности и искала возможность найти  высвобождение естественных энергий  и компаний, обеспечивающих свободу от социальной жестокости». Как мы знаем,  обозначенная психоаналитиком «компания» действительно была «найдена» Блаватской, а вернее создана ею. Имя  этой  «компании» - Теософское общество.

Смысл рождения Е. Ганн-Блаватской, выраженный в картине  для    АСЦ 6 градусов Скорпиона  так же вполне ясен и понятен: «Золотая лихорадка» отрывает людей от родных земель».
О чём  на этот раз идёт речь в столь впечатляющей картине? Оказывается, мы видим «страстный поиск новых ценностей, который,  на каком бы то ни было уровне обещает  более изобильную жизнь».
Вот и биограф  Александр Сенкевич отмечает**, что «с ранних лет Блаватская стремилась к духовному и умственному общению — наиценнейшему дару русского человека» .
Безусловно,  в картине речь идет о «страстном поиске» Блаватской духовных ценностей. Обратимся к комментарию психоаналитика: «Величие человека состоит в том, что он всегда может быть ещё более великим…За возбуждённой «жадностью» находится глубоко заложенное желание играть более важную или более заметную роль в обществе или группе». Здесь речь идет о «драматической способности Блаватской  оторваться от известного и знакомого, рискуя всем ради мечты». В приведённой картине   отмечается человеческая алчность, но алчность не материального, а духовного порядка. Видимо, благодаря духовной алчности  со временем «Блаватская заявит, что верит в  Христа безличного, а не в Иисуса из Назарета, что для неё Кришна  или Будда тот же Христос, что христианское учение перековеркано и грубо материализовано Церковью, она провозгласит безличный Божественный Принцип…»*

И, наконец, картина «славы и репутации» Блаватской, выраженная в градусе Зенита (МС), а именно  в 18 градусе Льва: «Химик проводит эксперимент  перед студентами». В этой картине речь идёт о том, что «исследуя скрытые процессы природы, человеческий ум испытывает трепет открытия». И этот тезис  хорошо соотносится с  широко известным высказыванием  Блаватской: «Нет религии выше истины». Трепет, какого же открытия могла испытать Е.П. Блаватская?  Может быть осознание мысли, что «мистицизм, с помощью которого совершенствуется человеческая личность нельзя противопоставлять научному анализу, что необходимо с широких научных позиций (а не узких) исследовать и постигать тайны человеческого духа»**? Что настала пора ,  наконец то объединить науку и религию?
Дэйн Радьяр поясняет, что «эта способность основывается на   знании, приобретаемом человеческим обществом и передаваемом из поколения в поколение. Символ подчёркивает это, рисуя ситуацию обучения».
Отсюда следует, что Блаватская — является «звеном в цепи трансляции, и её деятельность продолжается в будущее».
А мы отметим, что продолжателем деятельности Блаватской, её прямой  наследницей    в «цепи трансляции тайнознания» явилась Елена Ивановна Рерих.


Торжественное открытие Общества теософов (ОТ)


Выдающееся событие  произошло в Лондоне  17 сентября 1875 года.  «В альбоме Блаватской …появилась записка: М. даёт указание основать Общество - тайное Общество, подобное ложе Розенкрейцеров. Он обещает помочь».**
Символический гороскоп, составленный на полдень указанного дня,  выявляет следующие ключевые градусы: Солнце 24 Девы, момент рождения (АСЦ) -1 Стрельца и градус Зенита (МС) - 25 Девы.
Итак,  ясновидческая картина Солнца представляется  вполне идиллически: «Мэри и её маленький ягнёнок».
В чём же заключается символика картины?   Оказывается, в «необходимости сохранять трепетную и чистую простоту в сердцевине своего бытия  при столкновении с множеством испытаний существования». Как известно,  суровых испытаний в жизни Блаватской  случалось с избытком, но можно предположить, что во всех тяжких испытаниях Блаватская «сохраняла трепетную и чистую простоту в сердцевине своего бытия». При этом Дэйн Радьяр обращает внимание на то, что  «существенным качеством при движении по пути остаётся чистый, спонтанный, свежий и ненасильственный подход ко всему, что встречается».
Читатель этих строк,  правильно представляющий личность Блаватской, на мой взгляд вполне согласится с выше приведённым тезисом. Это означает, что Блаватская, как предлагал Иисус своим  ученикам, была «как малые дети». Но что при этом важно и на что  обращает внимание Дэйн Радьяр?  «Без этой глубокой сердечной простоты ищущий духовного опыта или Инициации рискует оказаться привязанным к собственным успехам и обнаружить, что его эго питается драмой борьбы и побед».
И как  верно подмечен этот риск в отношении  иных соратников Блаватской  по теософскому движению! В отличии от них, Блаватская «по убеждениям своим, по внутренней вере стремилась к самопознанию, а не к самовыпячиванию и фрондёрству»**.
Александр Сенкевич отмечает: «Двух опасностей  не учла в своей жизни: непреодолимую силу невежества и диктат человеческого эгоизма, её последователи так и не открыли тайны Голгофы…не оказалось среди её теософов мучеников идеи».
Не тоже  ли мы наблюдаем  в современном рериховском движении? Вот уж, действительно, ничто не ново под луной…
Подавляющее большинство «ищущих» оказывается  привязанным к собственным успехам и видимо даже не догадываются об этом губительном для них явлении… Увы, мне известны такие персонажи, высокообразованные, умные, духовные, но  «зацикленные» на собственном величии, на собственной значимости. Они живут в самомнении, нетерпимы к мнению других, а значит, пребывают в заблуждении и  потому с  такими людьми «драмы борьбы и побед не происходит» ….
Итак, вывод психоаналитика таков: «Кроме индивидуальной доблести и социальной значимости индивидуум, стремящийся  к духовной реализации, должен излучать подлинную невинность». Такую «невинность», которую «излучала» на протяжении жизни  Е.П. Блаватская.

Теперь проникнемся картиной, отражающей существо открытия Общества теософов. Что в этой картине заключено,  по сути?
Картина впечатляет и без всякого символизма: «Отставные ветераны  армии собираются, чтобы вспомнить пережитое».
Символ картины ясен и понятен: «Желание напомнить о ценности борьбы, на которой основана цивилизация и групповые достижения». По Дэйну Радьяру «ветераны собрались, чтобы вновь зажечь в своих членах старый огонь хорошо проведённых битв».
А мы добавим,   теософы собрались, чтобы «зажечь огонь духовных битв прошлого». Этот   особенный  огонь «ориентирован на будущее», зажигается «ради великого завтра». Его задача  создать « более великую, более обширную цивилизацию , хотя огонь коренится  в плодах прошлого человечества». То есть в открытии Общества теософов следует усматривать «увековечение духа борьбы за духовную власть». Александр Сенкевич отмечает три основных цели «ОТ». Первая, основание Всемирного братства, без различия вер, рас, происхождения.  Вторая,   в содействии и распространении арийских и других восточных языков, наук, знаний. И третья - проводить изыскания в области  сокровенных законов природы и психических сил человека.

Всмотримся и в картину, отражающую  «славу и репутацию» Общества теософов (градус МС): «Приспущенный флаг на общественном здании». О чём это? Оказывается, о «социальном признании хорошо сделанной работы и исполненной судьбы».
Перефразируя Дэйна Радьяра можно заключить: «Теософское общество, принявшее на себя  социально значимую ответственность в конце своего служения обществу или человечества в целом достигает социального бессмертия, по крайней мере, до некоторой степени».  Мы видим « образ конечного результата служения  Теософского общества человечеству, его личные неудачи могут быть забыты, но его достижения остаются, получая общественное признание».
 

Принятие в масоны


Е.П. Блаватская была принята в ряды масонского братства в Лондоне 24 ноября 1877 года «по обряду усыновления». «То есть по побочному обряду, который был создан ещё до Великой французской революции несколькими масонскими организациями специально для женщин»*.   Блаватская «удостоилась 33 масонской степени» Символический гороскоп, составленный на полдень указанного дня,  выявляет следующие ключевые градусы: Солнце - 2 Стрельца, момент рождения (АСЦ) - 5 Водолея и точка Зенита (МС) -  5 Стрельца. Обратимся к  значению сабианских символов, обозначенных ясновидческих  картин.

Картина Солнца,  она же  картина Природы: «Волны с белыми барашками показывают власть ветра над морем». Психоаналитик готов видеть в обозначенной  картине «мобилизацию бессознательных энергий под давлением сверхличных мотивов».
В картине за ветром стоит «духовный динамизм, волнение глубоких энергий, которые порождают этот динамизм, подчиняется космическим, сверхличным ритмам, сила которых непреодолима». Символ рисует «облагораживание посредством ритмической  деятельности». Вот, оказывается,  каково Солнце процедуры принятия в масоны…

А суть самой процедуры? Картина 5 градусов Водолея,  безусловно, интересная, как говорится, в тему: «Совет предков подтверждает усилия молодого вождя». На языке психоаналитика это звучит так: «Корни прошлых действий, поддерживающие и дающие силы решению, принятому индивидуумом в критической ситуации».
Итак, нам поясняют, что Блаватская в «критической ситуации» принимает решение вступить в масонское братство, для чего обращается за помощью к «корням прошлых действий», ко всей предыдущей жизни. В пояснении Дэйна Радьяра читаем: «Символ …указывает, что во многих случаях опора на предшественников даёт возможность ищущему извлечь силы из самых глубочайших корней».  И такую силу, опираясь на предшественников, Блаватская, безусловно, сумела  извлечь. Как тут не вспомнить знаменитое выражение Исаака Ньютона: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». На «плечах гигантов» стояла и Блаватская…

Обратимся к картине «славы и репутации» Блаватской, которая, как известно, далеко не однозначно понималась современниками.
Картина 5 градусов Стрельца  рисует нам «кусочек Природы»: «Старая сова сидит на ветке большого дерева».
Дейн Радьяр поясняет: «Сова - символ мудрости, а её «уханье» - призыв таинственных и   скрытых элементов жизни». Отсюда следует, что Блаватская «видит то, что обычный человек видеть не может». И далее: «Она представляет сознание, действующее там, где  процессы жизни обычно ускользают от внимания личного эго и его интеллекта». Вот и оказывается, что подлинная репутация Блаватской  заключена  в том, что великой теософке по силам «за трагедией явить мудрость, за конфликтом - мир и равновесие».


Прибытие Е.П. Блаватской на собрание Лондонской ложи Теософского общества


Столь знаменательное событие, обозначившее важный этап в жизни в жизни Блаватской, произошло 28 июня 1884 года. Необходимые для выявления ясновидческих картин события  градусы символического гороскопа события следующие: Солнце -7 градусов Рака,  момент приезда (АСЦ) -5 градусов Весы,  точка Зенита (МС) -6 градусов Рака.
Картина Солнца события завораживает: «Два природных духа танцуют при лунном света». В пояснении Дэйна Радьяра читаем: «Основное представление здесь состоит в том, что за всеми жизненными процессами можно почувствовать действие оккультных сил». Иначе говоря, а природе произошли «скрытые и таинственные процессы…в сферах часто называемых «астральными» или «эфирными». Вывод таков: Блаватскую на собрание Лондонской ложи привело «человеческое творческое воображение». У Александра Сенкевича читаем: «…Блаватская отправилась в Лондон окончательно мирить поссорившихся  английских теософов». Может быть обозначенные ясновидящей «два танцующих природных духа» это и есть две «раскольнические» стороны в теософском движении Англии?
Главная причина, по которой Блаватская появляется  на собрании Лондонской ложи (АСЦ) заключена в почти реалистической  и хорошо воспринимаемой  картине: «Человек, открывающий своим ученикам основы внутреннего знания, на котором должен быть построен «Новый мир». Речь идёт о том, что «духовной молодёжи необходимо учиться у Учителя, который благодаря долгому опыту, мог достичь основательного знания и просвещающей Истины, т.е. «идей-зёрен». Понятно, что в данном случае таким Учителем является Е.П. Блаватская. Символ  указывает на «существенный и очень таинственный процесс передачи и…то, что передаётся, если ситуация адекватна и понимаема всеми участниками ,-это не просто знание, это «участие в бытии», «бытийность».
И, наконец,  профессионализм и репутация события (МС) «зашифрованные» в картине: «Птицы, выкладывающие перьями свои гнёзда». Оказывается, в картине следует воспринимать «инстинктивное посвящение себя новым формам жизни». Птицы - символ духовных сил, и эти силы, согласно содержанию картины, «ориентированы на будущее». С прибытием Блаватской в Лондонскую ложу «начинается новая волна жизни и вызывает вполне конкретные приготовления». Уровень, на котором рассматривается картина именно социальный, а это значит «что мы можем говорить о пионерских усилиях, посвящённых построению новой культуры, новых институтов». Таково мнение Дэйна Радьяра. То есть, речь идёт «о симбиозе, глубокой бессознательной кооперации между различными уровнями существования». Построение новой культуры выразилось и в том, что, начиная с 1886 года,  «по всему миру как грибы после дождя стали возникать филиалы  Теософического общества».
 

Перенос штаб-квартиры Теософического общества («ТО») в Адьяр (Мадрас).


Знаменательное событие произошло 19 декабря 1882 года, на полдень которого обнаруживаем следующие символические градусы: Солнце - 27 Стрельца, АСЦ-  27 Рыб и МС - 28 Стрельца. Что же стоит за  указанной передислокацией ? Солнце нового местопребывания теософов нарисовано скуповатой  картиной: «Скульптор за работой». Что за скульптор? Что именно ваяет скульптор? Речь идет о том, чтобы «придать форму материалу, спроецировав своё видение вовне». В переезде теософов надо понимать «творчески выраженную особую индивидуальность… в стремлении  открыть другим людям что-то относительно их внутренней жизни и целей и…оставить свой след в обществе». Тем самым «преобразовывается ранее сырой материал», то есть делается  в духовной жизни качественный шаг вперёд.
Смысл переезда (АСЦ) представляется величественной картиной Природы: «Полная луна перед осенним равноденствием освещает чистое осеннее небо». И это не что иное, как «свет свершения, благословляющий хорошо сделанную работу». Дейн Радьяр поясняет символизм картины так: «Этот символ говорит нам, что пришло время пожинать то, что было не только посеяно, но  и культивировалось». Нечто завершило своё существование (достигло состояния полной луны) и это «кармический момент, в котором содержится зерно нового цикла проявления».  Сделаем важный вывод, что  переезд «ТО» это не просто перемещение людей и идей в пространстве, выбор нового места жительства, а  начало качественно нового цикла существования…
Обратимся к репутации переезда (МС) , картина которого радует и вдохновляет: «Старый мост через красивый поток до сих пор постоянно используется». Психоаналитик понимает картину так: «Постоянные элементы в обществе, отображающие способность значимо связываеть одарённость отдельных индивидуумов с повседневными потребностями коллективности». Что, по-видимому, означает: «Теософское общество, как постоянный элемент  общества, значимо связывает одарённость своих членов на благо общества».
В этом и надо видеть репутацию «ТО», расположенного в  районе Мадраса по имени «Адьяр», где «сочетание  естественной красоты с  человеческим искусством  и  воображением может представлять истинный идеал».  Таким образом, переезд «ТО»   на новое место жизнедеятельности являет собой прекрасную необходимость».


Смерть Е.П.Блаватской.


Е.П.Блаватская скончалась 8 мая 1891 года в  Лондоне. Каковы же были распоряжения Блаватской перед смертью? Александр Сенкевич пишет о том, что «никаких траурных торжеств, никаких шествий, никаких радений.Так же в будущем никто из нас не перестанет существовать». Её последний маршрут — в лондонский крематорий. Она распорядилась, чтобы её прах был разделён на три части и в урнах был доставлен в Нью-Йорк, в Адьяр и в Лондон. «Эти урны будут стоять в её личных апартаментах, там, где она жила и творила, и эти комнаты останутся с момента её смерти нетронутыми и необитаемыми. Её последнюю волю, конечно же, исполнят». **

Символический гороскоп печального дня содержит следующие градусы: Солнце - 18 Тельца, АСЦ - 29 Льва и МС - 18 Тельца.

Что же мы увидим (вернее, увидела ясновидящая) в закатном солнце выдающейся теософки, а так же в картине её славы и репутации? Картина любопытная и многозначительная: «Женщина, проветривающая старый мешок в открытом окне своей комнаты».  Картина символизирует не что иное, как «очищение эго-сознания». Мешок - это ум, «который нуждается в очистке и проветривании на солнышке». За годы бурной, беспокойной жизни ум Блаватской (мешок ) в общении с людьми накопил  немало «отложений», прями скажем, мусора  и разумеется, нуждается в очистке , которая возможна лишь с наступлением смерти. Необходимо произвести  «очищение эго-сознания» и оно происходит  с потерей телесной оболочки. Теперь  эго не привязано к обладанию и ему легко очистится от «зашлакованности» жизнью. Именно подобной «очисткой» сознания и занималась Блаватская  в  символических «открытых окнах комнат, в которых проживала» и в этом видится её посмертная слава и репутация  в глазах будущих поколений…

Существо смерти Блаватской  представлено в не менее любопытной картине : «Из волн океана появляется русалка, готовая к перерождению в человеческую форму». Заметим, что  в обеих картинах возникает образ Женщины… Речь идёт о стадии, на которой «интенсивная чувственная интуиция, поднимающаяся из бессознательного, близка к тому, чтобы принять форму  сознательной мысли». Не идёт ли тут речь об окончательном  просветлении сознания, которое приходит в момент смерти? Всё чувственное, бессознательное  при этом умирает и остаётся лишь одна сознательная мысль…. «Бессознательная энергия (умирающей) достигает сознания посредством Творца: как космическая любовь ищет осязаемого проявления  человеческой любви». Речь идёт о «великом эволюционном стремлении, «жизненном порыве», поскольку «русалка жаждет человеческой реинкарнации, жаждет сознательной формы и устойчивости». Остаётся привести слова Кришны из Бхагават-гиты: «Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых. Никогда ни я, ни ты  не переставали существовать, ни эти  правители людей. Так же в будущем никто из нас  никогда не перестанет существовать».



*С историей  возникновения Сабианских символов можно познакомиться в Интернете, открыв «ВШКА, информационный журнал, статья  автора «Сабианские символы в российской космонавтике».

** Александр Сенкевич, «Блаватская», ЖЗЛ, Москва, Молодая Гвардия, 2010.


Ваши комментарии

10.03.13. Все бы хорошо и работа интересная, но  вот что пишет автор, сравнивая теософское и рериховское движения: “ «…не оказалось среди её теософов мучеников идеи». Не тоже  ли мы наблюдаем  в современном рериховском движении? Вот уж, действительно, ничто не ново под луной…”.   Не знаю, что имеет в виду автор под  мученичеством за идею, когда пишет, что и в рериховском движении наблюдается то же самое.  А как же тогда расценивать  жизнь наших  первых рериховцев,  прошедших по10-15 лет ГУЛАГ-ов, среди которых большей частью были члены Латвийского рериховского  общества, во главе с Р.Я. Рудзитисом, который носил за собой книги Учения, хотя каждый лишний грамм в вещевом мешке, отдавался болью в сердце. А  Б.А. Смирнов-Русецкий также оставивший 15 лет своей жизни в лагерях, а А.И. Клизовский, погибший,  скорее всего от пыток в НКВД, а не от сердечной недостаточности, как писали в  делах подсудимых в те времена, чтобы прикрыть свои преступления. Да и после тех времен, на какой риск шли люди, перепечатывавшие на  машинке книги Учения, делавшие фотографии с текстов этих  драгоценных книг, да мало ли какими еще способами распространялось оно по России, пока не появилось впервые не в магазинах - нет, а  в образовавшихся первых рериховских обществах.  И  Вы сами себе противоречите, когда пишете, что Вам известны «персонажи, высокообразованные, умные, духовные, но «зацикленные» на собственном величии, на собственной значимости. Они живут в самомнении, нетерпимы к мнению других…».
Но о какой же духовности может идти речь, если далее по тексту следуют такие отрицательные моменты.  Соглашусь с Вами в том, что таких много и далеко ходить не надо за примерами. Но давайте чаще вспоминать о тех, кто всю свою жизнь положил на бескорыстное служение делу Учения, или скромно работает сейчас.  Да, такие люди, слава богу, не прошли лагеря, но не так-то просто  нести Учение среди обычной жизни, преодолевая  далеко немалые препятствия. А потому давайте еще раз вспомним  одного такого вот  человека – Е. П. Маточкина,  совсем недавно ушедшего от нас, но оставившего глубокий след в душах многих людей.
Татьяна Бойкова.





 



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012