Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









Петр Крылов

Мудрость Ману :: размышления у храма в Манали

В долине Кулу, примерно в двадцати километрах вверх по течению реки Беас от Наггара, где жили Рерихи и где находился созданный ими институт «Урусвати», расположен небольшой городок Манали. Сегодня это процветающий курорт с десятками отелей и пансионатов, привлекающий множество туристов. Ведь если для нас летний отдых привычно ассоциируется с теплом и морем, то для большинства индийцев он связан с горной прохладой. Поэтому все, кому позволяют средства, на период летней жары стремятся в Гималаи. После осложнения политической ситуации в Кашмире число туристов в долине Кулу вообще и в Манали в частности особенно возросло.

Пройдя шумный центр, можно выйти на улочку, ведущую в старую часть города. Старый Манали напоминает деревню, каких много в долине. Традиционные дома, построенные по принципу торта «Наполеон»: венец из деревянного бруса, венец из камней, еще из бруса, еще из камней и так далее. Вокруг второго этажа - опоясывающий деревянный балкон на резных подпорках; крытая каменными плитками крыша. Здесь мало туристов, сувенирных лавок, ресторанов, нет суеты. Манали. Улица, ведущая к храму Ману. Фото автора, 1998

Улочка приведет нас к каменному храму в стиле «шикхара» - храму Ману. Храм современный, построен лет десять назад на месте старого. Но о древности этого места напоминают вросшие в землю каменные стелы-изваяния. Время сгладило их черты, и сейчас уже трудно угадать, кого изображал скульптор далекого прошлого.

Ману (др.-инд. Manu, человек, от корня man, мыслить) - в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции Ману - сын солярного божества Вивасвата и сводный брат Ямы. При этом Ману рассматривается как первый человек, живший на земле, и «царь людей», а Яма - первый человек, который умер, и царь умерших предков. Пураны и эпос насчитывают уже четырнадцать разных Ману (семь бывших и семь будущих) [1]. Первочеловек Ману – главный герой индийского мифа о Великом Потопе.

Исследователи давно подметили удивительное сходство легенд о Великом Потопе, созданных в разных уголках света. Библейская версия, шумеро-вавилонская, зафиксированная в клинописных табличках Древнего Шумера и Древнего Вавилона, древнегреческая легенда о Девкалионовом Потопе и, наконец, индийский миф в целом сводятся к одному сюжету. Манали. Храм Ману. Фото автора, 1998

«Во всех этих версиях боги (либо Бог) гневаются на людей и решают их уничтожить. Лишь одного праведного человека - библейского Ноя, либо вавилонского Утнапиштима, или Атрахарсиса, шумерского Зиусудру, греческого Девкалиона, индийского Ману предупреждает о грядущем потопе милостивый Бог, соответственно: Яхве, Эя, Прометей, Брахма. Затем человек строит ковчег, в котором собирает зверей, домашний скот, семена растений и прочее. Он спасается в этом ковчеге и пристает к некой горе, единственной, вершина которой остается незатопленной. Когда вода уходит, этот человек становится родоначальником всех людей, а сохраненные им животные и растения возрождают жизнь на земле». [2].

При схожести общей схемы каждый миф имеет свою специфику, индийский не исключение. Для дальнейшего рассказа полезно его кратко изложить.

Ману жил в уединенной обители близ южных гор. Однажды утром, когда он умывался, ему попалась в воде маленькая рыбка. Она сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». «От чего ты спасешь меня?» - спросил удивленный Ману. И рыба сказала: «Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя». Ману сначала держал рыбку в кувшине. Но поскольку она быстро росла, вскоре пришлось выкопать специальный пруд. Но и он вскоре стал тесен, ибо она превратилась в огромную рыбу джхаша с рогом на голове, самую большую из всех рыб. Тогда Ману выпустил рыбу в море – теперь ничто не угрожало ее жизни. На прощание рыба сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя». Каменные стелы у храма Ману. Фото автора, 1998

Все так и вышло. Весь мир оказался залит водой, и рыба приплыла к ковчегу, и Ману привязал веревку к ее рогу, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Ману и рыба были единственными оставшимися живыми существами среди окружавшего их водного хаоса. Свирепые ветры раскачивали корабль, но рыба все плыла и плыла по этой водной пустыне и, наконец, привела судно к возвышавшейся над поверхностью воды вершине Химавата. Тогда она сказала: «Я спасла тебя. Привяжи корабль, и, когда вода начнет спадать, спускайся. Будь осторожен». И исчезла. А Ману остался, чтобы возродить на земле жизнь, смытую потопом. [3].

Существуют разные варианты этого мифа. В «Махабхарате» рогатая рыба – воплощение Брахмы, а на корабле-ковчеге находятся еще семь мудрецов – риши. По более поздней «Матсья-пуране» рыба – аватара (воплощение) бога Вишну (ил.5), а на корабле собирается множество живых существ и семян растений. Но волшебная рыба и Ману присутствуют во всех версиях. Каменные стелы у храма Ману. Фото автора, 1998

Если вы не спешите, присядем в тени храма Ману и раскроем небольшую книгу Роя Чоудхури «Храмы и легенды штата Химачал Прадеш». Одна глава в ней так и называется: «Манали, откуда начался мир». Пересказывая миф о потопе, автор пишет о том, что когда ковчег причалил к горе, «…Ману остановился в этом месте и погрузился в медитацию. С тех пор место известно как Манували или Манали. Упоминаемое в «Бхагавата-пуране» место остановки судна некоторыми исследователями ассоциируется с гималайским пиком Хамта неподалеку от городка Манали. Отсюда, от Манали, благодаря усилиям махараджи Ману, возобновился мир (…). В Манали есть древний храм Ману. Он единственный во всей долине, где Ману поклоняются как важному божеству…». [4].

Помню, что когда весной 1995 года я впервые пришел к этому храму, мелькнула мысль – а не тех ли «допотопных» (в буквальном смысле этого слова) существ, что были взяты Ману на борт ковчега, изображают древние каменные скульптуры вокруг? Матсья-аватара Вишну. Резьба по камню. XVI в. Виджайянагар, Хампи. Фото В. Ерохина, 2004

И другая мысль – что где-то я уже видел иллюстрацию к этой индийской легенде. Лишь позднее я вспомнил о картине Н. К. Рериха «Мудрость Ману», картине, загадка которой, как мне кажется, до сих пор ждет своего решения.

***

Хорошо известно, что Рерих начал обращаться к индийским сюжетам – как в живописи, так и в своем литературном творчестве – задолго до отъезда в Индию. В 1904 году он пишет сказку «Девассари Абунту», а в следующем году планирует сделать на ее основе «индусскую постановку» и создает два эскиза к ней – «Девассари Абунту» и «Девассари Абунту с птицами», которые мы знаем по репродукциям (современное местонахождение оригиналов, увы, неизвестно) [5]. С этого времени «индийские» тексты пишутся Рерихом регулярно: в 1908 году появляется сказка «Лаухми (Лакшми) – победительница», а на следующий год – одноименное стихотворение, включенное позднее в сборник «Цветы Мории», в 1910 году – «Граница царства» и «Города пустынные», в 1913 - «Индийский путь». В 1915 г. Рерих пишет эскиз, а в 1916 г. – саму картину «Граница царства», фактически – первую из своих гималайских картин (ил.6). 1916-м годом датируется и стихотворение «Молитва Гайатри».

В том же 1916 году Н. К. Рерих обратился к некому индийскому сюжету, связанному с Ману. В списке картин в известной книге С.Р. Эрнста упоминаются рисунок «Развалины» (эскиз к картине «Мудрость Ману») и сама картина «Мудрость Ману» (1916) [6]. Но ни описания, ни указания на то, где они находятся, там нет, как нет их и в каталоге В. В. Соколовского. [7].

«Мудрость Ману» была замечена (и отмечена) современниками. Например, Сергей Эрнст в упомянутой книге писал: «О новом восхождении духа мастера говорит большой эскиз декоративного панно «Мудрость Ману» 1916 г. - оно как бы указывает путь к великим тайнам и силам Индии...» [8]. Наряду с серией других картин она была создана в летние месяцы 1916 года [9] и, как и «Лаухми-победительница», представляла эскиз росписи для Теософского общества [10]. Среди достоинств этого произведения, представленного на выставке «Мира Искусства» в 1917 г. и выполненного «в духе индийских миниатюр», была отмечена достигнутая художником гармония зеленого и фиолетового цветов [11].

Панно для Теософского общества? Это вполне возможно. Как известно, Теософское общество было создано в Петербурге в 1908 г. как Российская секция Международного теософского общества (со штаб-квартирой в индийском Адьяре). Отделения общества были в Москве, Калуге и других городах. [12]. Оно вызвало большой интерес в среде петербургской интеллигенции. Легко представить, что между Рерихом и теософами завязались творческие связи. Особый интерес представляет и второй упомянутый эскиз панно для общества, «Лаухми (Лакшми) – победительница». Ни его воспроизведения, ни описания, ни указания на местонахождение мне пока найти не удалось.

Но позже сведения о «Мудрости Ману» в печати появлялись редко. Так, о ней вскользь упомянула В. П. Князева: «В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества обращается к истории и искусству не только России, но и других стран. (…) Далекой Индии посвящены картины «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами» (1906), «Мудрость Ману» (1916)» [13]. «В том же году (1916-м – ПК) появляется картина «Мудрость Ману», Великих законодателей в индийской мифологии», - пишет о ней Г. Рудзите [14]. Были и другие упоминания, но только сравнительно недавно, в монографии 2001 г. Л. В. Короткина достаточно подробно написала об этом произведении. Процитирую это описание с небольшими купюрами:

«Проблема синтеза культур и религий нашла воплощение в последнем монументально-декоративном произведении Рериха, созданном в Петербурге, - эскизе панно «Мудрость Ману» (1916). Ману – легендарный родоначальник людей и законодатель, как повествуют индийские предания. Законы Ману представляют собою стихотворное изложение браманистского учения (около V в. до н. э.). Согласно этическому кодексу Ману, «стремление достигнуть духовной заслуги считается признаком благости», и, напротив, «стремление к богатству, алчность, жестокость – признаки темноты и безбожия». Рерих отразил в картине древнейшую индийскую легенду о Ману и Великом Потопе, имеющем также библейскую, вавилонскую и греческую версии. (…) Картина предназначалась для дома теософского общества в Петербурге. Мысль о том, что все религии – пути к познанию Бога, проходит через все сочинения теософов. Эта мысль, как и признание истины существования Бога, Создателя Вселенной, была свойственна и Рериху. (…) В картине изображена широкая панорама зеленого холмистого пейзажа с синей рекой, среди волн которой на первом плане возвышается ярко-красная фантастическая рыба, перед которой на берегу сидит Ману в пестром восточном наряде. Выбрав в качестве сюжета картины индийский вариант легенды о потопе, Рерих провел аналогию между древнейшими религиями мира» [15].

Судя по этому описанию, автор была хорошо знакома с картиной, однако ни ее репродукции, ни указания на то, где она находится, в книге нет. Правда, эту загадку разгадать было просто. Еще в середине 1990-х, задолго до появления книги, Людмила Васильевна Короткина рассказала мне, что по предположению В.В. Соколовского картина «Мудрость Ману» - это ни что иное, как «Фантастический пейзаж» в картинной галерее города Твери. Чтобы проверить это предположение, в начале 1997 г. я написал председателю Рериховского общества Твери Татьяне Ивановне Чечиной. Вот что она ответила: Н.К. Рерих. Граница царства. 1916. Частное собрание, СПб (?). Воспр. по репродукции в монографии С. Эрнста (1918)

«На сегодняшний день об интересующей Вас картине мы знаем только следующее: «Фантастический пейзаж». 1911(?). Холст, темпера, 178х194.5 см. Поступила в 1937 г. (Ранее, до 1929 г. - ГРМ). Такую справку мы получили. Сейчас галерея на ремонте. Еще до закрытия ее мы узнали (из неофициальных источников) о том, что картина сильно пострадала при зимнем прорыве водопровода. На наш запрос об этом ответа не было».

Из более поздних писем я узнал, что после реставрации картина вернулась в постоянную экспозицию, и Рериховское общество Твери собиралось даже провести «выставку одной картины».

А вскоре я нашел и репродукцию «Фантастического пейзажа» - в наборе открыток с репродукциями картин Калининской областной картинной галереи, изданном в 1975 году. Взглянул на открытку и понял, что Соколовский был совершенно прав, – это, конечно же, «Мудрость Ману», а «Фантастический пейзаж» - название искусственное и вторичное. (ил.7). Н.К. Рерих. Мудрость Ману (?). 1916. Областная картинная галерея, г. Тверь. Экспонируется под названием «Фантастический пейзаж». Воспр. по открытке в подборке: Калининская областная картинная галерея. Вып.3. М.: Изобразительное искусство, 1975

Во-первых, сюжет: огромная красная рыба «джхаша» с рогом на голове, «самая большая из всех рыб», с открытым ртом - предупреждает сидящего на берегу человека в тюрбане (Ману). Во-вторых, ее большой размер, 178х194.5 см. Помните, у Эрнста - «большой эскиз». В-третьих, ее формат (почти квадрат) - для картины необычный, а для эскиза панно - вполне объяснимый.

А теперь, учитывая сюжет этого произведения, давайте вспомним о дальнейшей судьбе художника.

В конце 1916 г. для Рериха и его семьи начинаются «годы странствий»: Карелия, Западная Европа, потом Америка, возвращение в Европу и, наконец, отплытие в Индию. 30 ноября 1923 г. Рерихи высаживаются в Бомбее, около месяца путешествуют по стране, устраиваются в Дарджилинге, в начале 1924-го путешествуют по Сиккиму, потом собираются в экспедицию. В начале следующего, 1925-го года они едут на остров Цейлон (сегодняшняя Шри Ланка). На обратном пути они заезжают в Теософское общество в Адьяре, которому Рерих дарит вариант своей картины «Вестник» для музея Е. П. Блаватской. Вернувшись, они заканчивают сборы, и 6 марта 1925 г. Центрально-Азиатская экспедиция отправляется из Дарджилинга. В 1928 г. экспедиция возвращается в Индию, и в декабре перед Рождеством Рерихи поселяются постоянно в долине Кулу, в Наггаре, в двадцати километрах от Манали. Так что пик, изображенный на картине 1916 года, теперь, через двенадцать с половиной лет, Рерих мог видеть из окна своего дома.

Но вот что интересно. Живя в Кулу, Рерих неоднократно вспоминал о своих индийских сюжетах, воплощенных (либо пером, либо кистью) еще до приезда в Индию. Например, в очерке «Индия» (1937) он писал: «Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии. «Девассари», «Лакшми» (в «Весах»), «Индийский путь» (по поводу поездки Голубева), «Граница царства», «Кришна», «Сны Индии» - все это было написано еще до поездки в Индию, так же как «Гайатри» и «Города пустынные» [16].

Фактически это полный список индийских сюжетов Рериха в «доиндийский период» его жизни. Полный - за исключением «Мудрости Ману». Насколько я знаю, про «Мудрость Ману» Рерих, живя в Гималаях, не вспоминал никогда. Что это - случайность? Забывчивость? Возможно...

Может быть, Рерих не знал о том, что долина Кулу связана с именем Ману? Нет, знал прекрасно, фразы «Манали - от Ману», «Законодатель Ману дал свое имя Манали», «Не здесь ли Ману составил первые заповеди для блага человечества?» встречаются во всех его очерках про Кулу: «Боги Кулуты» (1929), «Урусвати» (1929), «Наггар» (1937) и др. [17]. Более того, между 1928 и 1930 гг. Рерих пишет три варианта картины «Страна Ману», входившей в серию «Кулу» [18].

Может быть, теперь он воспринимает Ману исключительно как автора кодекса законов, регулировавших право, мораль и внутреннее устройство общества древней Индии? А про историю о Потопе и рыбе, предупредившей мудреца, забывает? Тоже нет, например, в очерке «Обитель света» он отмечает: «Все десять воплощений Вишну свершались около Химавата. Самое древнее из них - Аватар Дагона, человека-рыбы, который спас праотца земной расы Ману. Еще со времен первого катаклизма - мирового потопа - Бирма помнит Дагона и утверждает, что священный храм, построенный в его честь, насчитывает более трех тысяч лет» [19] (как мы помним, в поздних версиях мифа о Великом Потопе рыба - воплощение бога Вишну).

Но ни в связи с Ману, ни в связи с потопом Рерих не упоминает о картине на эту тему, написанной им много лет назад. Да, это вполне может быть случайностью. А если на минуту предположить, что «Мудрость Ману» Рерих «забывает» сознательно? Тогда, конечно, возникает вопрос почему.

1916 год – год перелома в мировоззрении Рериха. Пожалуй, ярче всего эти перемены отразились в поэзии Рериха. Достаточно раскрыть сборник «Цветы Мории» и избирательно прочесть стихи, датированные 1916-м годом. «За вратами посланец стоит./ Нам он что-то принес» («На последних вратах». 1916). «Я вижу след величавый, / сопровожденный широким посохом / мирным. Это, наверно, / наш Царь. Догоним и спросим». («Нищий». 1916). «Орион и Арктур засверкали. / За Алтаиром далеко/ новые звездные знаки / блестят, и туманность / созвездий ясна и прозрачна. / Разве не видишь ты / путь к тому, что / мы завтра отыщем (…) Подпояшься потуже. / Путь будет наш каменист. / Светлеет восток. Нам пора» («Пора». 1916). «Глаза Твои могут сверкать, / Голос Твой может греметь. / И рука может быть тяжела / даже для чёрного камня» («Уводящий». 1916). И –

Ты, в тишине приходящий,

безмолвно скажи, что я в жизни

хотел и что достигнуто мною?

Возложи на меня свою руку, -

Буду я снова и мочь и желать,

И желанное ночью вспомнится утром.

(«Утром». 1916).

И еще – в «Молитве Гайятри» (1916): «Песня, которую я должен спеть, еще остается не спетой». Автобиографический характер стихотворений книги «Цветы Мории» был детально и глубоко проанализирован П. Ф. Беликовым [20].

Рерихи собирались в путь. Лето 1916 г., когда были написаны картины «Мудрость Ману», «Лакшми - Победительница», «Граница царства», прошло на Валдае, в имении Сменцово у станции Лыкошино, ближайшей к озеру Пирос [21]. Да, этим летом Рерих писал и про Россию («Знаменитая статья художника «Неотпитая чаша» звучит пламенным гимном любви к Родине. В ней Рерих описал все свои любимые места») [22]. Но на мой взгляд – пламенно-прощальным гимном… Там и тогда начиналась новая, главная, восточная страница его жизни.

Но если в поэзии Рериха отражены некие обобщенные образы, то на картинах они вполне конкретны. И если с такой позиции взглянуть на «Мудрость Ману», становится ясно, что это явно провидческая картина. Приходит в голову мысль, что Николай Константинович уже тогда, в 1916 году, предвидел свой дальнейший жизненный путь - вплоть до конкретного места, в котором он проведет вторую половину своей жизни. А казаться мистиком и провидцем он не любил - тому много свидетельств. Вот и не упоминал о картине…

Это, конечно, всего лишь предположение. Но оно позволяет лучше понять смысл названия. Собственно, почему картина называется «Мудрость Ману»? Не «Весть о Потопе», не «Предупреждение Ману» (названия, которые первыми приходят в голову), а – «Мудрость»? В чем собственно проявилась мудрость Ману, маленького человечка в красном тюрбане в правом нижнем углу картины?

Мне кажется, она проявилась в том, что Ману поверил рыбе. Мудрость - в способности распознать знак, поверить в него и действовать соответственно. Это заставляет вновь обратиться к теме Зова и Вести, которая так важна в творчестве Рериха.

Спустимся с небес на землю и представим, что миф о Великом Потопе имеет под собой реальную историческую основу. Тогда легко предположить, что перед потопом были какие-то тектонические явления, которые сказались на поведении рыб. В этом нет ничего невероятного. Среди трагических репортажей о цунами, обрушившемся на берега ряда стран Юго-Восточной Азии в конце 2004 г., промелькнули сообщения о необычном поведении многих морских обитателей. Но только очень знающий, наблюдательный и мудрый по тем (допотопным!) временам человек мог понять, что это знак, что это предупреждение. И поверить в него, и начать строить корабль.

Конечно, человеку всегда хочется думать, что если Весть придет, то обязательно в такой форме, что не понять ее будет невозможно. Что в дверь постучится таинственный путник в белых одеждах. Или в стену поблизости воткнется стрела с привязанным письмом, пущенным лучником с картины «Шамбале Даик» - «Весть Шамбалы». А если нет? Если Весть - в форме облака над головой, как на многих других картинах художника? Мы все живем в мире знаков, и проблема - в способности распознать знак истинный или, говоря современным языком, отделить сигнал от информационного шума. В этом - мудрость. Для меня картина «Мудрость Ману» дорога прежде всего тем, что заставляет задуматься над этими вопросами.

Петербург, декабрь 2000 - январь 2006.

=====



Автор будет чрезвычайно признателен за любые исправления и дополнения к этому тексту. Основные положения очерка были доложены на семинаре «Петербургского Рериховского сборника» 15 декабря 2000 г. Переработанный, дополненный текст и иллюстрации публикуются впервые.



Примечания:

[1] Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1992. Т.2. С.106-107

[2] Барашков А. Гибель Атлантиды // Наука и религия, 1991, N 11

[3] Излагается по: Сказание о потопе // Темкин Э.Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. – М.: Гл. ред. восточной литературы, 1982. С.26-27

[4] Manali where the world began // Roy Chaudhury. Temples and legends of Himachal Pradesh. - Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan, 1981. P.34-36.

[5] Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. – Самара: Агни, 1996. С. 9-10,107

[6] Эрнст С. Н. К. Рерих. Пг: Издание Общины Св. Евгении, 1918. С. 127

[7] Соколовский В. Каталог художественных произведений Николая Константиновича Рериха с 1885 по 1947 гг. – Новосибирск, 1996. 44+2 с.

[8] Эрнст С. Op. cit. С. 105

[9] «В Мире Искусства». Новые работы Н. К. Рериха // «Биржевые ведомости», 1916, 26 октября, утренний выпуск, № 15885

[10] Кондаков С. По выставкам. «Мир Искусства» // Столица и усадьба, 15 апреля 1917. С.15

[11] Ростиславов А. Выставка «Мир искусства». I. // Речь. 24 февраля 1917. № 52; Кондаков С. Оp. cit.

[12] Зубкова Л. В. К истории теософского движения в России // Дельфис. 2001. N 4 (28). C.29-32.

[13] Князева В. П. Николай Константинович Рерих. М.-Л.: Искусство, 1963. С.48

[14] Рудзите Г. «Какую сложу Тебе песнь? Как устремлюсь?» // Рерих Н.К. Цветы Мории. – Минск: Издательство Белорусского фонда Рерихов, 1997. С.V.

[15] Короткина Л. Творческий путь Николая Рериха. СПб: АРС, 2001. С.116

[16] Рерих Н. К. Из литературного наследия. – М.: Изобразительное искусство, 1974. С.121.

[17] Рерих Н. К. Урусвати. М.: МЦР, 1993. (Сер. «Малая Рериховская библиотека»). С. 41, 44-45, 50, 64.

[18] Эти картины автору неизвестны. Судя по каталогу В. В. Соколовского (op. cit), все они находятся в США

[19] Рерих Н. К. Гималаи – обитель света. Адамант. Самара: Агни, 1996. С.14

[20] Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Таллин, 1980. Авториз. машинопись из архива семьи Беликовых. Автор благодарен С. И. Мартынову за предоставленную копию этой книги. См. также: Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск: ИЧП «Лазарев и В. В. и О.», 1994

[21] Мельников В. Л. Н. К. Рерих и Вышневолоцкий край // ВИКА (Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах). 1999. №3. С.25

[22] Там же





Подписи к рисункам:

1. Манали. Улица, ведущая к храму Ману. Фото автора, 1998.

2. Манали. Храм Ману. Фото автора, 1998.

3-4. Каменные стелы у храма Ману. Фото автора, 1998.

5. Матсья-аватара Вишну. Резьба по камню. XVI в. Виджайянагар, Хампи. Фото В. Ерохина, 2004.

6. Н. К. Рерих. Граница царства. 1916. Частное собрание, СПб (?). Воспр. по репродукции в монографии С. Эрнста (1918).

7. Н. К. Рерих. Мудрость Ману (?). 1916. Областная картинная галерея, г. Тверь. Экспонируется под названием «Фантастический пейзаж». Воспр. по открытке в подборке: Калининская областная картинная галерея. Вып.3. М.: Изобразительное искусство, 1975.



Смотрите другие статьи Петра Крылова на нашем сайте в разделах "Рерихи: аспекты творчества" и "Статьи наших друзей".



__________________________________


Тибет.Ру



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012